2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль: Академия, 2001.
3. Григорян М. В детский сад (как нужно готовить ребёнка к детскому саду) // Работница. - 2007. - № 8.
4. Евдокимова Е. Образ взрослого в событийной картине дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 11.
5. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений. - 10-е издание. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
ТИПЫ И МЕТОДЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА
© Филиппова Н.В.1
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки, г. Ессентуки
В статье рассматриваются типы и методы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка.
Ключевые слова: семейное воспитание, формирование личности ребенка, родители.
Так как семейное воспитание имеет широкий временной диапазон воздействия, оно продолжается на протяжении всей жизни человека, невзирая на время суток, время года. Его положительное влияние сопутствует человеку в любом месте, будь он на учёбе, на работе или же на отдыхе совершенно в другом городе, стране. Хороший учитель никогда не забывает, что любой ученик мысленно всегда находится дома, со своей семьёй, в своих проблемах, даже сидя за партой [1; 2; 3].
При поступлении школьника в первый класс начинается младший школьный возраст. То есть, в настоящее время устанавливается время с 6-7 до 9-10 лет.
В этот период формируется физическое и психофизическое развитие школьника, которое обеспечивает возможность систематически обучаться в школе, где главным для него будет являться не только школа, но и, конечно же, его семья.
1 Студент 2 курса Гуманитарно-технического факультета.
Начало обучения в начальной школе, в основном совпадает, с периодом физиологического кризиса. Кардинальное изменение систем и функций организма совпадает с изменением системы социальных отношений, в этот период родители должны уделять своему ребёнку огромное количество времени.
Существуют основные компоненты семейного воспитания:
- физическое, оно основывается на поддержании здорового образа жизни, распорядка дня, направлено на занятие спортом и закаливание организма;
- нравственное, способствует развитию личности, моральных ценностей, ребёнок учится ценить и уважать своих ближних, с честью и достоинством вести себя в различных ситуациях;
- интеллектуальное, под этим понимается, что родители прививают ребёнку потребность в приобретении знаний, их совершенствование и расширение;
- эстетическое, развивается творческая сторона ученика, формируется представление о прекрасном;
- трудовое, ребёнок учится трудиться, не искать лёгких путей по жизни.
В жизни ребёнка родители выполняют огромное множество функций, но, наверное, основной является передача ценностей своей семьи. Этот процесс характеризуется постоянством, повторяемостью и выбором «подходящих моментов».
Этапы развития личности - это этапы, когда ребёнок постепенно включается в социальные отношения, где формируются его определённые социальные ориентиры по отношению не только к себе, но и другим.
В процессе воспитания родители придерживаются различных принципов, ценят разные поступки, которые приводят к успеху. Кто-то считает, что спорт связан с развитием навыков, приобретением новых, учит ребёнка работать в команде, доверять близким, кто-то связывает спорт лишь с победами [4; 5; 6].
Необходимым элементом ценностных ориентаций является определение неоспоримых ценностей. Такие ценности чётко разграничивают поступки школьника на хорошие и плохие. Благодаря им, родителям и детям легче принимать правильные решения.
В семейных отношениях выделяются такие типы, как диктат, опека, невмешательство и сотрудничество. Зачастую, тип определяется неосознанно.
Одной из главных функций семьи является воспитание подрастающего поколения. Осознанное взаимодействие старшего и младшего поколения, которое основывается на любви, взаимопонимании и уважении членов семьи, что также предполагает психологическую поддержку, защиту и формирование личности у ребёнка - все это присуще семейному воспитанию [7; 8; 9].
Семья может влиять на личность школьника как положительно, так и отрицательно. Положительное воздействие проявляется в том, что родст-
венники тепло относятся к ребёнку, заботятся о нём так, как никто другой. Одновременно другой социальный институт никак не может повлиять на школьника, на его воспитание.
Основными условиями семейного воспитания выступают: любовь к ребёнку, единство требований со стороны взрослых, адекватность воспитательных мер, наказаний. Все выше перечисленное направлено на обеспечение надёжности и теплоты атмосферы для ребёнка, для его становления как равноправного члена общества [10; 11; 12].
В отечественной и зарубежной науке пытаются классифицировать типы воспитания. Самыми распространёнными типами неверного воспитания принято считать гиперопеку и гипоопеку.
Гиперопека является типом, который чаще всего всречается среди матерей. Он характеризуется тем, что родители слишком сильно опекают своего ребёнка, жалеют его, балуют, принимают решения и выполняют все за него. В итоге, ребёнок становится беспомощным, он не способен самостоятельно развиваться [13; 14; 15].
При длительной гиперопеке ребёнок перестаёт быть способным разрешать трудные ситуации, ждёт помощи от родителей. Такой ребёнок не имеет инициативности, это удобно, прежде всего, его родителям, да и другим взрослым, так как он беспрекословно выполняет любые поручения.
Гипоопека характеризуется тем, что школьнику не хватает внимания и заботы со стороны взрослых. Ему мало уделяют времени. Это может привести к торможению в развитии, возможно проявление неадекватного восприятия информации. В таких семьях дети обычно являются нежеланными, незапланированными. Все дети по-разному реагируют на такое. Кто-то замыкается в себе, отчуждается от социума, своей семьи, кто-то погружается в свой мир фантазий, живёт ими, воображает себе друзей, которые по его мнению помогают решать проблемы. Некоторые дети пытаются разными способами завоевать любовь со стороны родителей, угождая при этом им во всём, при неудаче они привлекают внимание к себе иными путями, такими как истерики, агрессия, грубость [16; 17; 18].
Также встречается и такой тип, где родители любят и ценят своих детей, но воспитание протекает в очень строгом формате. Они забывают о том, что ребёнок имеет свои особенности, свой темп развития, воспитывают его как взрослого, забывая о том, что это всего лишь ребёнок, который живёт своей детской жизнь. Тем самым, родители лишают своего ребёнка полноценного детства.
Ещё один тип семейного воспитания - беспорядочные, сильные позиции по отношению к ребёнку у разных членов семьи. Это может быть властный отец, безразлично относящаяся к своему ребёнку мать и добрая, искренне любящая бабушка, или же наоборот, строгий отец, мягкая мать и властная бабушка. Разногласия среди взрослых отражаются на психическом
состоянии ребёнка. Каждый отстаивает свою точку зрения, руководствуется своими методами воспитания, возможно и то, что ребёнка настраивают против одного из членов семьи. При этом, школьник теряется и не знает, кого слушать, кому доверять, кого брать в пример, не понимает, кто действительно желает ему добра, любит его и ценит [19; 20].
Методы воспитания в семье - это пути, благодаря которым осуществляется целенаправленное педагогическое взаимодействие родителей и детей. Они имеют особую специфику:
- на ребёнка влияют только индивидуально, при этом учитываются его поступки и личностные особенности;
- выбор методов зависит от родителей, от их педагогической культуры, их ценностей и понимания цели воспитания.
Принято считать, что сколько родителей, столько и методов воспитания, но как показывает опыт, большинство семей используют общепринятые методы семейного воспитания, к которым относятся:
- метод убеждения, который предусматривает педагогическое воздействие родителей на формирование у ребёнка внутреннего согласия с предъявляемыми к нему требованиями со стороны взрослых. При этом методе используются внушение, объяснение и совет;
- метод поощрения, где за любое проявление у ребёнка желания формировать у себя важные положительные качества личности или привычек, он получает похвалу, подарки со стороны старшего поколения;
- метод совместной практической деятельности - это совместная участие родителей и их детей в одних и тех же делах, мероприятиях, которые носят воспитательный характер, например, посещение театров и музеев, выезды на природу всей семьёй;
- метод принуждения предполагает применение по отношению к ребёнку системы специальных не унижающих его личностного достоинства средств, с целью формирования у него отказа от нежелательных действий, поступков, суждений. В качестве наказания, как правило, ребёнка ограничивают в действиях, которые ему привычны, такие как - прогулки с друзьями, просмотр телевизора, использование своего смартфона или компьютера.
Таким образом, семья - это первая школа общения ребёнка.
Список литературы:
1. Егиазарова Г.П. Применение информационных технологий на уроках физики // В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях. - 2014. - С. 41-43.
2. Егиазарова Г.П. Отличия советского образования от образования наших дней // В сборнике: Теоретические и практические аспекты развития
научной мысли в современном мире. Сборник статей Международной научно-практической конференции / Ответственный редактор: Сукиасян Аса-тур Альбертович. - 2015. - С. 229-231.
3. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагог-новатор В.Ф. Шаталов // Научные труды SWorld. - 2011. - Т. 19, № 3. - С. 69-71.
4. Иохвидов В.В. А.П. Склярова и З.А. Зосимова о повышении эффективности урока // В сборнике: Теория и практика образования в современном мире. Материалы Международной научной конференции. - 2012. - С. 62-64.
5. Иохвидов В.В. Совершенствование процесса обучения и его эффективность в трудах М.Н. Скаткина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - Т. 20, № 3. - С. 37-40.
6. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Вопросы повышения эффективности урока в первые послевоенные годы // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2011. - № 8. - С. 27-34.
7. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Общепедагогический подход к решению проблемы эффективности обучения В.М. Блинова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. -Т. 20, № 4. - С. 44-46.
8. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогические взгляды Карла Фридриха Вильгельма Вандера // В сборнике: Актуальные задачи педагогики. Материалы Международной научной конференции. - 2011. - С. 44-46.
9. Иохвидов В.В. Эффективное развитие урока в 1946-1951 гг. XX века // В сборнике: Актуальные вопросы современной педагогики. Материалы Международной заочной научной конференции / Ответственный редактор: О.А. Шульга; Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. - 2011. - С. 42-44.
10. Иохвидов В.В., Тукова Ж.Г. Повышение эффективности учебного процесса в первые годы после войны // В сборнике: Проблемы и перспективы развития образования. Материалы VIII Международной научной конференции. - 2016. - С. 36-38.
11. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Сознательность в обучении как одно из средств повышения эффективности урока по Ш.И. Ганелину // Научные труды SWorld. - 2013. - Т. 13, № 1. - С. 11-14.
12. Иохвидов В.В. Б.С. Волков и Л.Н. Лесохина о повышении эффективности учебных занятий // Наука и современность. - 2016. - № 48. - С. 48-53.
13. Краснянская Т.М. Психологическая подготовка к обеспечению личной безопасности в экстремальной ситуации монография / Т.М. Краснянская; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Пятигорский гос. лингвистический ун-т». -Пятигорск, 2010.
14. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG Designing the cloud technologies of psychological security of the person // Вопросы философии и психологии. -2015. - № 3 (5). - С. 192-199.
15. Краснянская Т.М. Психология нарушения собственной безопасности // Известия ЮФУ Технические науки. - 2006. - № 13 (68). - С. 299-305.
16. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая характеристика виртуальных ресурсов безопасности личности // Весшк Магшёускага дзяржау-нага ушверсиэта iмя А.А. Куляшова. Серыя C. Пахолага-педагапчныя на-вую: педагопка, пахалопя, методыка. - 2016. - № 1 (47). - С. 37-43.
17. Чаплыгина М.Л. Психофизиологические предпосылки деятельности педагога // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - № 14. -С. 120-125.
18. Юнгман И.В., Жукова Л.А. Влияние тревожности на формирование самооценки ребенка // Наука и современность. - 2016. - № 43. - С. 150-154.
19. Юнгман И.В., Саввонова О.А. Формирование самосознания старшего дошкольника посредством включения рефлексивно-дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. - № 24-1. - С. 152-156.
20. Юнгман И.В., Понкратова А.А. Игротерапия как средство коррекции тревожности в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. -№ 24-1. - С. 158-162.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ
ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
© Цыбульник С.С.1
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки, г. Ессентуки
В статье рассматривается социализация воспитанников школы-интерната.
Ключевые слова школы интернатного типа, социализация личности, педагог, воспитательный процесс; дети.
Педагогический процесс - систематическое воздействие, направленное на развитие, воспитание, образование и обучение личности (с учетом влия-
1 Студент 2 курса Гуманитарно-технического факультета.