Научная статья на тему 'РОЛЬ ФОНЕТИКИ В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ'

РОЛЬ ФОНЕТИКИ В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2093
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / УЧАЩИЕСЯ / ФОНЕТИКА / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кашарокова О.А.

В статье рассматривается роль фонетики в обучении школьников. При изучении фонетики наиболее распространенными приемами является наблюдение за звуковой стороной речи, употребление в произношении, звукобуквенный (фонетический) разбор, группировка слов с определенными звуками, прием установочного чтения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ФОНЕТИКИ В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ»

дания, составление схемы предложения в том числе и предложения с данной нормой в качестве дидактического материала для новой темы.

Работа над пунктуационными ошибками, будучи рассредоточенной, обеспечивает условия для длительной тренировки.

Вопросами изучения состояния знаний и умений учащихся по пунктуации занимались такие выдающиеся личности, как Н.С. Рождественский, Г.И. Блинов, А.И. Никеров и многие другие. Именно они установили факт преобладания пунктуационных ошибок над орфографическими в работах учащихся и сделали вывод о том, что пунктуационная ошибка серьезнее и опаснее, так как свидетельствует о недостатках письменной, а иногда иу стной речи, об отсутствии навыков литературно связно излагать свои мысли. Это означает, что работа над устранением пунктуационных ошибок должна занимать далеко не последнее место в работе учителя [2].

Список литературы:

1. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка. - М., 2001. - 368 с.

2. Бондаренко С.М. Об умственной механике пунктуационной грамотности образного мышления // Русский язык в школе. - 2002. - № 4. - С. 13-15.

3. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. - М.: ВШ, 1993. - С. 5-7.

4. Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. - Изд-во: Либро-ком, 2009. - 448 с.

5. Иохвидов В.В. Анализ урока: новый формат требований // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2015. - № 3 (33). - С. 17-20.

6. Иохвидов В.В. Совершенствование процесса обучения и его эффективность в трудах М.Н. Скаткина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - Т. 20. - № 3. - С. 37-40.

7. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. История педагогики учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 2015.

8. Мурашов А.А. Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения // Русский язык в школе. - 2000. - № 3. - С. 3-12.

РОЛЬ ФОНЕТИКИ В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ

© Кашарокова О.А.1

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки

В статье рассматривается роль фонетики в обучении школьников.

При изучении фонетики наиболее распространенными приемами явля-

1 Студент 2 курса Гуманитарно-технического факультета.

ется наблюдение за звуковой стороной речи, употребление в произношении, звукобуквенный (фонетический) разбор, группировка слов с определенными звуками, прием установочного чтения Ключевые слова преподаватель, учащиеся, фонетика, обучение.

Одним из приоритетных направлений национальной политики российского государства в области образования в условиях его модернизации является содействие формированию у подрастающего поколения общероссийского гражданского сознания, обеспечивающего целостность многонациональной России, единство политической нации [4, с. 3].

Фонетика - одна из составляющих частей лингвистики, которая при изучении требует максимального внимания. Изучение фонетики дает учащимся те теоретические знания и практические навыки, ту базу терминов, которые пригодятся им в дальнейшем изучении языка и всех видов речевой деятельности.

В пособиях, предназначенных для школьного курса, значимое место отводится современным научным знаниям по фонетике. Этим подчеркивается роль фонетического материала в школьном курсе русского языка [12].

В учебнике русского языка раздел «Фонетика» включает в себя различные теоретические положения, которые позволяют провести разнообразные фонетические наблюдения. Благодаря чему учащиеся учатся осознанно усваивать учебный материал. Но стоит учесть тот факт, что в учебниках русского языка все теоретические положения необходимо извлекать самим из приведенных упражнений, они не даются в «открытом» виде [2].

В современном русском языке даётся следующее определение фонетике: «Фонетика - раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка, т.е. способы определения и акустические свойства звуков, их изменения в речевом потоке» [13, с. 139].

Накопленный передовыми учителями опыт, в частности, Д.Э. Розента-лем, позволили говорить следующее, что при обучении фонетике учителя должны ставить пред собой такие цели как: познакомить учеников с фонетической системой русского языка; формировать у них литературные нормы произношения; привить учащимся навыки распознания звуков; научить их анализировать и классифицировать звуки русского языка [5, с. 37].

Бондарко Л.В. считает, что произношение есть главный элемент обучения, для чего необходимы следующие принципы: опора на речевой слух учащихся; рассмотрение звука в морфеме; сопоставление звуков и букв [3].

Реализация первого принципа помогает ученикам осознанно воспринимать звуки, определять их свойства. Второй принцип помогает проследить изменения звука в морфеме, исходя из их позиции и чередований сильных и слабых звуков. Третий принцип помогает избежать смешения звуков и букв, оказывает влияние на овладение орфографией.

В ходе обучения в разделе «Фонетика» учащиеся знакомятся с основной фонетической единицей - звуком. Аванесов Р.И. в своем учебнике дает следующее определение звуку. «Звук - минимальная единица звучащей речи» [2, с. 23]. Каждому слову присуща своя звуковая оболочка. Но при этом сами звуки не имеет значения, но у них есть своя роль: звуки помогают различать слова [2, 9].

Востоков А.Х. рассматривает звук с его функциональной и артикуляционной стороны. Если рассматривать звук с его функциональной стороны, то мы будем говорить о том, что звук формирует систему, он является конечным продуктом речевого аппарата человека, его артикуляции. Акустическая сторона показывает работу произносительных органов человека.

Аванесов Р.И. помимо этих 2-х сторон предлагает рассматривать звук еще и с его акустической стороны. Акустическая сторона звука - восприятие звука органами слуха, соотнесение шума и голоса [1].

Звуковая культура речи детей начинает формироваться ещё в начальной школе, где в 1-4 классах учащиеся получают первые представления о звуках. И уже в 5 классе учеников учат анализировать как собственную речь, так и речь окружающих людей, с точки зрения её правильного звучания.

Изучение фонетики подразумевает изучение звуковой системы языка. Помимо этого ученики должны усвоить то, что большая часть согласных (звонких и глухих, мягких и твердых) имеют пары. Учащиеся должны понять, что гласные и согласные выполняют разные роли, что они не одинаковые [3].

Так, например, согласные, в отличие от гласных, выполняют сигнало-различительную функцию, поэтому в языке их больше, чем гласных. Гласные звуки в свою очередь делают нашу речь мелодичной, более плавной.

Помимо этого школьный курс фонетики предусматривает закрепление знаний учащихся о слоге. Так в 5 классе при фонетическом разборе целесообразнее давать детям слова с простым случаем переноса слов или же предложить учащимся просто указать количество слогов. Таким образом, ученики смогут усвоить правило переноса слов.

При изучении фонетики наиболее распространенными приемами является наблюдение за звуковой стороной речи, употребление в произношении, звукобуквенный (фонетический) разбор, группировка слов с определенными звуками, прием установочного чтения. Организуя наблюдения учителям необходимо учитывать принцип от звука к букве [2, 11].

По окончанию изучения раздела фонетика учащиеся в 5 классе должны овладеть такими умениями и навыками как:

- умение на слух различать звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные;

- умение выделять в слове нужный согласный и правильно произносить его в изолированном виде;

- умение определять место ударения в слове;

- умение сравнивать звуковой состав близких по звучанию слов и определять, благодаря чему слова различаются на слух;

- умение определять сильные и слабые позиции для гласных и согласных, проверять звуки, находящиеся в слабой позиции, позицией сильной;

- умение производить фонетико-графический анализ слова, правильно объясняя соотношение звуков и букв;

- умение отчетливо произносить слова, следя за правильностью произношения;

- умение различать ударные и безударные гласные и правильно (в соответствии с литературной нормой) произносить последние;

- умение соблюдать литературные нормы произношения согласных (перед [е] в заимствованных словах, в сочетаниях согласных);

- умение интонировать русскую фразу, используя различные функции просодических (не линейных) единиц речи;

- умение воспроизводить и воспринимать различные виды интонации (перечислительную, звательную, интонацию вводности, обособления, обусловленности);

- умение достигать богатства и выразительности устной речи.

Наблюдения и анализ передового опыта учителей позволили нам заключить, что успех в обучении достигается лишь тогда, когда учитель, вооружая учащихся знаниями, умениями и навыками, последовательно выдвигает перед ними все более усложняющиеся задачи и задания и в то же время подготавливает их к выполнению этих задач с таким расчетом, чтобы выполнение новой задачи требовало от них столько самостоятельного труда и такого напряжения мысли, которые соответствуют уровню их подготовки и развития [7, с. 35-38].

Подводя итог, можно сказать, что учителям при работе на уроках русского языка необходимо обращать внимание на речь. Буква обозначает звук, звук обозначается буквой. Интерес к изучению фонетики создается путем использования игровых заданий, поисковых задач. Эти приемы активизируют учащихся и способствуют формированию различать звук и букву [6, 8].

Эти выводы имели важное значение для теории и практики урока, так они способствовали активизации мышления учащихся на протяжении изложения и закрепления новых знаний на уроке, давали основу для организации самостоятельной работы учеников на уроке [10, с. 62-64].

Список литературы:

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. - М., 1972. - 245 с.

2. Аванесов Р.И. Русская литературная и диалектная фонетика. - М., 1974. - 257 с.

3. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А. и др. Стили произношения и типы произнесения // Вопр. языкозн. - 1973. - № 1. - 302 с.

4. Иохвидов В.В. Проблема повышения эффективности урока в отечественной педагогике в период 40-х - 90-х годов XX столетия: автореф. дис. ... кандидата педагогических наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2007.

5. Иохвидов В.В. Особенности познавательной деятельности в повышении эффективности урока // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 8. - С. 35-39.

6. Богданова Р.А. и др. Педагогика профессионального образования: перспективы развития: монография / Р.А. Богданова, Н.В. Бекузарова, В.Г. Веселова, Е.В. Ермолович, В.В.Иохвидов, Ж.Г. Калеева, О.М. Коржачкина, Е.Ю. Левина, Л.В. Мальцева, Н.О. Пономарев, А.В. Притуло, О.Ю. Ряузова, Л.П. Самойлов, С.Н. Сидорова, В.Л. Синебрюхова, Е.А. Цымбалюк; под общ. ред. С. С. Чернова; ЦРНС. - Новосибирск, 2011. - Кн. 4.

7. Иохвидов В.В. Основные пути повышения эффективности урока М.А. Даниловым // Проблемы и перспективы развития образования: матер. II Междунар. науч. конф. - 2012. - С. 35-38.

8. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогика. Лекции для студентов. -Новосибирск, 2015. - Ч. 1.

9. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. История педагогики: учеб.-метод. пособие. - Новосибирск, 2015.

10. Иохвидов В.В. А.П. Склярова и З.А. Зосимова О повышении эффективности урока // Теория и практика образования в современном мире: Матер. Междунар. науч. конф. - 2012. - С. 62-64.

11. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Темпоральные аспекты психологической безопасности Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2015. - Т. 15. - № 3. - С. 70-75.

12. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG Conceptualization of safety principle of educational practices Журнал министерства народного просвещения. - 2015. -№ 4 (6). - С. 180-188.

13. Современный русский язык / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Те-ленкова. - 13-е изд. - М.: АЙРИС-пресс, 2014. - 448 с. - (От А до Я).

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПЕРЕНОСОВ В ПОЭМЕ А.С. ПУШКИНА «АНДЖЕЛО»

© Козина К.А.1

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

Поэма «Анджело» - наименее исследованная поэма А.С. Пушкина, незаслуженно отвергнутая многими критиками и литературоведами. Но в ней скрывается глубина и идейность смысла, который отражается

1 Студент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.