Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ'

ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1327
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / УЧАЩИЕСЯ / ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Я. Ю.

В статье рассматривается характеристика современных принципов обучения и их взаимосвязь. Делается акцент на рассмотрении принципов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ»

ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ

© Андреева Я.Ю.1

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки

В статье рассматривается характеристика современных принципов обучения и их взаимосвязь. Делается акцент на рассмотрении принципов обучения.

Ключевые слова преподаватель, учащиеся, принципы обучения, реализация принципов.

Педагогика, как и любая другая наука, постоянно совершенствуется и обновляется. Для реализации эффективного обучения стало необходимым как совершенствование уже имеющихся принципов обучения, так и создание принципиально новых. Некоторые из них мы подробно рассмотрели.

Принцип перехода от обучения к самообразованию.

При современных темпах развития общества человеку, чтобы идти в ногу со временем необходимо постоянно совершенствовать свои знания. Знания, приобретенные в школе, институте быстро перестают быть актуальными; они скорее являются фундаментом для обучения.

В современной педагогике поднимаются и обсуждаются темы о перманентном образовании, которое позволяет непрерывно обновлять знания учащихся.

Самая доступная и общеизвестная форма непрерывного образования -самообразование человека.

Необходимость в самообразовании учащихся поставила перед школой новую задачу - активизировать учеников на самообразование, помочь им в этом.

Для реализации данного принципа на практике для начала необходимо определить задачи, содержание и методы для самообразования.

Учитель должен уметь воздействовать на учеников, прививать им стремление и потребность в постоянной деятельности для углубления знаний, работать самостоятельно для расширения знаний, умений и навыков. В ходе взаимодействия учителя должен донести до учащихся значение и важность самообразования, интересоваться их успехами в самостоятельном познании, помогать справляться с трудностями [1].

Школьная библиотека может существенно помочь школьникам самообразовываться. Так же для самообразования детей можно проводить факультативные занятия, которые важно правильно организовать. На факультативах необходимы новые и интересные сведения и материалы, организации

1 Студент 2 курса Психолого-педагогического факультета.

работы по самостоятельному приобретению знаний, расширению кругозора. Важно организовать совместную коллективную деятельность, тогда учащийся будет находить информацию не только для себя, но и для других, т.е. его работа полезна окружающим. Внимание учителя тоже способствует самообразованию.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что обучение должно не только давать знания, но и научить учащихся самостоятельной работе для получения знаний, объяснить важность и необходимость самообразования.

Принцип связи обучения с жизнью.

Данный принцип основывается на закономерностях процессов обучения. В дидактике и психологии доказано, что учащиеся сознательно овладевают знаниями, когда эти знания систематизированы, и когда эти знания можно применить на практике, они пригодятся в повседневной жизни. Когда дети осознают значимость изучаемого материала, у них повышается интерес к учебе, учебная деятельность становится активнее и эффективнее.

Принцип связи теории с практикой в обучении советская дидактика

противопоставляет одностороннему интеллектуализму образования, который был характерен школе дореволюционной Росси. Этот интеллектуализм решал классовые задачи школы, которая строго разграничивала умственный и физический труд. Детям, учащимся в привилегированных классах, прививали презрение к физическому труду, говоря о том, что это не их удел.

Принцип связи теории с практикой предполагает изложение обобщенных и систематизированных результатов общественной и исторической практики людей по основным наукам, раскрывать при этом глубокие связи науки с практикой.

Благодаря пониманию о необходимости связи теории с практикой становится возможным преодолеть утверждение о ведущей роли теории в обучении. Главная задача школы в данном принципе - приобщение учеников к систематизированному наукой опыту человеческой цивилизации [2].

Личная практика детей, построенная на основе учебно-воспитательных задач, сочетаемая с изученным теоретическим материалом, активизирует познавательную деятельность детей, содействует глубокому и сознательному усвоению материала, делает научные обобщения более близкими и понятными и помогает применять эти обобщения на практике.

Связь обучения с личной практикой преодолевает односторонний интеллектуализм, повышает качество общего образования.

Практическую работу школьников можно организовать с помощью лабораторных работ, деятельности в ботаническом саду или пришкольном участке, конструирования и моделирования различных предметов и устройств. Особенно эффективны такие виды практики как производительный труд и общественно полезная работа.

Производительный труд, в ходе которого создаются нужные и необходимые в обществе вещи, влияют не только на обучение, но и на воспитание школьников. Учителю должен научить воспитуемых применять полученные знания в труде. Но речь идет о творческом применении теории, поиске новых рациональных путей решения задач.

В процессе труда ученики должны наблюдать и размышлять, искать ответы на интересующие вопросы в теории, углублять свои знания.

Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся.

Этот принцип показывает необходимость того, чтобы учащиеся прочно овладевали знаниями в процессе обучения, развивали свое воображение, мышление, могли мобилизовать свои знания в нужный момент.

Данный принцип исходит из доказанного в дидактике и психологии положения, что усвоение содержания образования и развитие познавательных сил учащихся - две взаимосвязанные стороны одного и того же процесса. Вместе с усвоением знаний, выполнением различных познавательных задач ученики развивают свои умственные способности. При организации обучения стоит учитывать психологические закономерности развития и работу памяти, т.к. от этого напрямую зависит прочность знаний.

В педагогике прошлых лет самым эффективным способом дать ученикам прочные знания было многократное чтение и повторение материала. При этом не учитывали понимает ли сам ученик суть прочитанного - главное, чтобы он в последующем без книги смог воспроизвести текст [7]. Иными словами такой метод можно назвать банальной зубрежкой.

В современной педагогике принцип прочности связывают с принципом сознательности: запоминание материала должно быть сознательным и осмысленным.

В реализации этого принципа большую роль играют учебные программы и непосредственно учителя. Они должны знать, какой материал должен залечь в долговременную память учащихся и сделать акцент именно на нем. Увидеть главное - вот чему должны научиться учащиеся.

Реализация принципа прочности в современной педагогике предполагает гармоничное сочетание работы двух видов памяти.

Наиболее сильным считается непроизвольное запоминание. Поэтому обучение должно быть более разнообразным и содержательным, т.к. именно тогда активизируется данный вид запоминания.

Сам процесс обучения должен быть организован так, чтобы значительная часть учебного материала усваивалась и закреплялась в памяти на уроке. Для этого требуется яркая и эмоциональная речевая деятельность учителя, наглядные пособия, дидактические игры.

Важным дидактическим средством, способствующим сознательному и прочному усвоению содержания образования, является контроль и самоконтроль [6].

Для успешной работы необходимо постоянное соотнесение имеющихся результатов с предполагаемыми, так называемая обратная связь. Постоянная обратная связь необходима для любой работающей системы. Необходима она и для обучения.

Контроль, который осуществляется учителем над деятельностью учеников - внешняя обратная связь. Самоконтроль ученика - внутренняя обратная связь [29, с. 66].

Самая распространенная форма реализации данного принципа это контрольные работы и срезы, различные тесты и самостоятельные работы.

У системы контроля имеется ряд серьезных недостатков:

1) нерегулярная обратная связь;

2) выборочная проверка, которая не охватывает все содержание обучения;

3) учитывают только конечный результат;

4) слабый самоконтроль или же его полное отсутствие у учащихся.

Реализация рассматриваемого нами принципа должна устранить данные

недостатки. Для этого необходимо следить и проверять усвоение знаний, развитие навыков и умений, деятельность учеников в процессе овладения знаниями [8].

Принцип прочного усвоения знаний зависит от критериев оценивая. Если можно получить высокую оценку за поверхностный ответ, дословный пересказ текста, то ученик не видит необходимости в более глубоком изучении предмета.

Принцип прочности результатов обучения и всестороннего развития познавательных сил учащихся исходит из общего положения о том, что в обучении мышление должно главенствовать над памятью.

Но основе всего вышеизложенного можно конкретизировать основные положения принципа.

1. Прочно усваивается материал, который правильно логически построен.

2. Материал должен быть последовательным.

3. Материал для запоминания должен быть кратким и четким.

Принцип положительного эмоционального фона обучения важен для

повышения эффективности процесса обучения, воспитания и развития.

Без энтузиазма и нужного настроя учение будет для учащихся в тягость. Нельзя добиться высоких результатов в обучении без отдачи со стороны ученика (отсутствие стремления получить новые знания).

В современной школе процесс обучения в большей степени воздействует на развитие мышления и памяти учащихся, а развитие творческих способностей и творческого мышления часто остается вне поля деятельности школы [4].

Именно принцип положительного эмоционального фона должен компенсировать этот недостаток. Данный принцип должен активизировать по-

будительные силы учеников, интерес к учебе. Для этого учитель должен создавать такие учебные ситуации, в которых учащимся необходимо овладеть новыми знаниями, умениями и навыками [3].

Главная проблема большинства школ в том, что многие ученики равнодушно относятся к некоторым предметам, считая их неинтересными, скучными, считают, что он никак не понадобиться им в реальной жизни. Отсюда и низкие результаты в обучении, так как ученики должным образом не готовятся к занятиям [5]. Решить проблему можно благодаря привлечению школьников к какой-либо работе вне урока.

Итак, современные принципы обучения представляют собой целостную систему, где один принцип взаимосвязан с другим, принципы постоянно взаимодействуют друг с другом. Применение одного принципа предполагает использование другого, образовывается логическая цепочка. Именно комплексное применение всех принципов способно дать видимые положительные результаты в процессе обучения и воспитания.

Эти выводы имели важное значение для теории и практики, так как способствовали активизации мышления учащихся на протяжении изложения и закрепления новых знаний на уроке, давали основу для организации самостоятельной работы учеников на уроке [2, с. 62-64].

Список литературы:

1. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. История педагогики учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 2015.

2. Иохвидов В.В. А.П. Склярова и З.А. Зосимова о повышении эффективности урока // В сборнике: Теория и практика образования в современном мире. Материалы Международной научной конференции. - 2012. - С. 62-64.

3. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагог-новатор В.Ф. Шаталов // Научные труды SWorld. - 2011. - Т. 19, № 3. - С. 69-71.

4. Иохвидов В.В., Веселова В.Г.Общепедагогический подход к решению проблемы эффективности обучения В.М. Блинова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. -Т. 20, № 4. - С. 44-46.

5. Иохвидов В.В.Анализ урока: новый формат требований // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2015. - № 3 (33). - С. 17-20.

6. Иохвидов В.В. Основные пути повышения эффективности урока М.А. Даниловым // В сборнике: Проблемы и перспективы развития образования Материалы II Международной научной конференции. - 2012. - С. 35-38.

7. Краснянская Т.М. Психосемантическое исследование предпочитаемых в экстремальных ситуациях стратегий поведения // Научная мысль Кавказа. - 2004. - № 3. - С. 25-33.

8. Краснянская Т.М. Психологическая подготовка к обеспечению личной безопасности в экстремальной ситуациимонография / Т.М. Краснянская; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Пятигорский гос. лингвистический ун-т». - Пятигорск, 2010.

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ПО Л.В. ЗАНКОВУ

© Горбатых Е.В.1

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки

В статье рассматривается принципы обучения по Л.В. Занкову. Система Леонида Владимировича предполагает такое построение учебного процесса, при котором учащиеся четко осознают основные положения нового материала и понимают какие именно элементы необходимо заучить.

Ключевые слова: преподаватель, учащиеся, принципы, приемы, методы, обучение.

Быстрый темп развития общества и науки, постоянное обновление технической и методологической баз образования привели к появлению в педагогической практике концепций развивающего обучения. Именно принципы развивающего обучения можно отнести к современным принципам дидактики.

Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию. Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушин-ского, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова.

Развивающее обучение - цепь сложных учебных и предметных задач, решение которых требует от учащихся овладением специальными знаниями и навыками, создания новых способов решения и действия [5].

На первом плане в развивающем обучении стоят как актуализация ранее полученных знаний, так и выдвижение гипотез, поиск новых идей и разработка новых планов по решению поставленных задач, поиск новых способов проверки знаний.

Советская школа послевоенного периода располагала рядом методов и способов, которые способствовали повышению эффективности урока. Можно сказать, что во многом благодаря им был преодолен кризис в образовании, которому способствовала Великая отечественная война [4, с. 36-38].

Учащиеся должны постоянно находиться в процессе добывания новых знаний, умений и навыков и получать конкретные результаты. Благодаря

1 Студент 2 курса Гуманитарно-технического факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.