Научная статья на тему 'ТОМАС МОР О ВОСПИТАНИИ'

ТОМАС МОР О ВОСПИТАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4052
350
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / УЧАЩИЕСЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ / НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидоренко Е. С.

В статье рассматриваются педагогические идеи Т. Мора. Они имели большое значение в развитии педагогической мысли. Он требовал обучения на родном языке учащихся, наметил широкий круг учебных предметов, в центре которого стоит естествознание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТОМАС МОР О ВОСПИТАНИИ»

17. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG Designing the cloud technologies of psychological security of the person // Вопросы философии и психологии. -2015. - № 3 (5). - С. 192-199.

18. Краснянская Т.М. Психология нарушения собственной безопасности // Известия ЮФУ Технические науки. - 2006. - № 13 (68). - С. 299-305.

19. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая характеристика виртуальных ресурсов безопасности личности // Весшк Магшёускага дзяржау-нага ушверсиэта iмя А.А. Куляшова. Серыя C. Пахолага-педагапчныя на-вую: педагопка, пахалопя, методыка. - 2016. - № 1 (47). - С. 37-43.

20. Краснянская Т.М. Психология экстремальности: личность, субъект, безопасность Краснянская монография / Т.М. Краснянская; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Пятигорский гос. лингвистический ун-т». - Пятигорск, 2011.

21. Уледов А.К. Духовная жизнь общества: Проблемы методолоии исследования. - М.: Мысль, 1980. - 271 с.

22. Уледов А.К. Духовное обновления общества. - М., 1990. - 77 с.

23. Ушинский К.Д. О нравственном воспитании. - М., 1978.

24. Чаплыгина М.Л. Психофизиологические предпосылки деятельности педагога // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - № 14. -С. 120-125.

25. Юнгман И.В., Жукова Л.А. Влияние тревожности на формирование самооценки ребенка // Наука и современность. - 2016. - № 43. - С. 150-154.

26. Юнгман И.В., Саввонова О.А. Формирование самосознания старшего дошкольника посредством включения рефлексивно-дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. - № 24-1. - С. 152-156.

27. Юнгман И.В., Понкратова А.А. Игротерапия как средство коррекции тревожности в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. -№ 24-1. - С. 158-162.

ТОМАС МОР О ВОСПИТАНИИ © Сидоренко Е.С.1

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки, г. Ессентуки

В статье рассматриваются педагогические идеи Т. Мора. Они имели большое значение в развитии педагогической мысли. Он требовал обу-

1 Студент 2 курса Психолого-педагогического факультета.

чения на родном языке учащихся, наметил широкий круг учебных предметов, в центре которого стоит естествознание.

Ключевые слова преподаватель, учащиеся, педагогические идеи, наглядные пособия.

Томас Мор в своей знаменитой книге «Утопия» выдвинул идею соединения теоретического обучения с трудом. В государстве Утопия, созданном фантазией автора, все граждане обязаны трудиться по 6 часов в день. Продукты общественного труда распределяются между всеми поровну. В этом государстве всеобщим и обязательным является также и обучение будущих граждан, причем и здесь сохраняется полное равенство независимо от пола ребенка. Очень важной для современников Мора была идея об обучении детей исключительно на родном языке, о преимущественно естественнонаучном содержании получаемого ими образования [14, с. 16].

Автор придавал большое значение воспитанию. Указывал, что на острове «Утопия» всем детям, как мальчикам, так и девочкам, дается равное общественное воспитание и первоначальное обучение; все люди получают широкое образование. Преподавание ведется на родном языке. Кроме чтения и письма, в школах изучаются арифметика, геометрия, астрономия, музыка, диалектика, естествознание. Утопийцы широко пользуются наглядными пособиями [1; 2; 3; 4; 5].

Педагогические идеи Мора имели большое значение в развитии педагогической мысли. Он провозгласил принцип всеобщего обучения, требовал одинакового образования для мужчин и женщин, выдвинул мысль о широкой организации самообразования, просвещения взрослых, подчеркнул огромную роль трудового воспитания, впервые высказал идею о возможности уничтожения противоположности между физическим и умственным трудом. Автор требовал обучения на родном языке учащихся, наметил широкий круг учебных предметов, в центре которого стоит естествознание [14, с. 16].

Томас Мор родился в семье лондонского юриста. Обучение в грамматической школе дало ему основательное знание латинского языка. Далее он продолжил свое образование в одном из колледжей Оксфордского университета, именно в 90-х годах XV в. стал центром распространения гуманистических идей и классической образованности. После пребывания в колледже он продолжил обучение в юридических школах Лондона, где проявил свои неординарные способности и успешно начал преподавательскую и адвокатскую деятельности [6; 7; 8; 9; 10].

Справедливость и бескорыстие молодого судьи обеспечили ему уважение и вызвали «большую любовь сограждан», и в 1504 он был избран в палату общин парламента. Его смелое выступление против финансовых посягательств короля Генриха VII, поддержанное другими депутатами, явилось началом его политической карьеры. В первые годы XVI в. Мор сближается с кружком оксфордских гуманистов, изучает труды античных авторов и ранне

христианских писателей, переводит на английский язык жизнеописание Джованни Пико делла Мирандолы и его письма, увлекается гуманистическими планами «исправления» погрязли в пороках и невежестве церкви.

Свои научные занятия автор сочетает с юридической деятельностью в качестве адвоката, а затем и помощника лондонского шерифа. Это сочетание литературных занятий с практической деятельностью способствовало глубокому интереса гуманиста к общественно-политическим проблемам своего времени. В незавершенной «Истории Ричарда III», в латинских эпиграммах он обращается к вопросам государственного устройства, справедливого правления, рассуждает о характере власти, а в поэме «На день коронации Генриха VIII» создает идеал образованного и справедливого государственного деятеля [11; 12; 13; 15].

В последующие годы Мор занимает ряд важных государственных должностей, пока не становится в 1529 году лордом-канцлером Англии. Проведение Генрихом VIII политики «королевского реформирования» в Англии определило решительный конфликт Мора с королевской властью. В частности, он резко выступал против претендовать короля на духовное главенство.

Отказ Мора признать «Акт о верховенстве», его мужественное поведение на процессе вызвали гнев правящей верхушки и после безуспешных попыток сломить волю заключенного в Тауне - Мор был казнен.

В своей знаменитой «Золотой книге о лучший общественный строй и о новом острове Утопия» Т. Мор говорит о необходимости предоставить всем гражданам возможности «духовной свободы и образования». Он подвергает сокрушительной критике современное ему общественную жизнь, частную собственность, как основное общественное бедствие, рисует картину более справедливого, по его мнению, социалистического строя. «Везде, где существует право собственности, где все измеряется деньгами, о справедливости и общественном благосостоянии не может быть и речи... Общественное добро есть добычей в руках горстки людей, ненасытных в наслаждениях, тогда как масса погибает от нищеты [14].

Единственный способ разделить имущество равномерно и справедливо и положить начало всеобщему благополучию заключается в том, чтобы уничтожить право собственности...», - говорит Т. Мор в своей «Утопии». Во второй части «Утопии» Мор описывает социалистическое общество, где все граждане работают по 6:00 в день, где нет частной собственности и между гражданами существует полная экономическая и имущественное равенство. «Младшие члены общества готовятся к жизни. Земледелию учатся все с детства, частично в школе путем усвоения теории, частично на ближайших к городу полях, куда детей выводят, как для игры между тем там, они не только смотрят, но под предлогом физических упражнений также и работают. Каждый молодой утопиец, мужчина или женщина, должен, кроме того, учиться, по крайней мере одному ремеслу. Изучив это ремесло, он может по своему выбору заняться изучением других ремесел [14].

В «Утопии» Мор значительное внимание уделяет вопросам воспитания. Он отмечает, что всем детям дается одинаковое общественное воспитание и начальное образование. Таким образом, уже в начале XVI в. Мор выдвинул идею всеобщего обязательного обучения. Все преподавание в школах Утопии проводится на родном языке. Кроме чтения и письма, в школах преподают математику, геометрию, астрономию, музыку, диалектику, естествознание. При преподавании астрономии утопийцы пользуются наглядными пособиями. Они не упражняются в тонкостях схоластической логики, однако «хорошо разбираются в движении светил и небесных тел».

Часть способных юношей, по рекомендации учителей и выбора народа, выделяется для занятий науками и искусствами. Если ученик не оправдывает надежд, его отзывают из школы и назначают на физическую работу. И, наоборот, много ремесленников, самообразованием получили глубокие знания, переводятся в «класс ученых». Умственные занятия считаются у уто-пийцев одним из величайших наслаждений [16; 17; 18; 19; 20].

Большое значение придает Мор физическому воспитанию, используя при этом афинскую систему физического воспитания: развитие гимнастикой, военными упражнениями здорового, сильного и красивого тела.

Путем непосредственного общения со взрослыми дети проникаются нравами общества. Его влияние усиливается обучением и воспитанием, предусматривающие учет индивидуальных особенностей детей. Так, Т. Мор первым указал на то, что все социальные факторы действуют на подрастающее поколение. Мор Т. впервые ставит и проблему образования взрослых. Свободное от работы время гражданин проводит в библиотеках и музеях, с увлечением занимаясь самообразованием. Государство предоставляет всем желающим полное право пользования книгами, пособиями и тому подобное. Этим Мор делает науку и искусство достоянием всех трудящихся.

Педагогические идеи Т. Мора имели большое значение. Ведь он провозгласил принцип всеобщего обучения, требовал одинакового образования для мужчин и женщин, выдвинул мысль о широкой самообразование, образование взрослых, впервые попытался стать на путь уничтожения противоречия между физическим и умственным трудом. Он требовал обучения на родном языке, задолго до Коменского выдвинул принцип наглядности и наблюдения над природой. С его именем тесно связаны также идеи о трудовом воспитании, гармоничном развитии личности, связь школы с жизнью, реальное образование.

Список литературы:

1. Егиазарова Г.П. Применение информационных технологий на уроках физики // В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях. - 2014. - С. 41-43.

2. Егиазарова Г.П. Отличия советского образования от образования наших дней // В сборнике: Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире. Сборник статей Международной научно-практической конференции / Ответственный редактор: Сукиасян Аса-тур Альбертович. - 2015. - С. 229-231.

3. Егиазарова Г.П. Одаренность младших школьников и учет ее в педагогической деятельности учителя // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - № 14. - С. 96-101.

4. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагог-новатор В.Ф. Шаталов // Научные труды SWorld. - 2011. - Т. 19, № 3. - С. 69-71.

5. Иохвидов В.В. А.П. Склярова и З.А. Зосимова о повышении эффективности урока // В сборнике: Теория и практика образования в современном мире Материалы Международной научной конференции. - 2012. - С. 62-64.

6. Иохвидов В.В.Совершенствование процесса обучения и его эффективность в трудах М.Н. Скаткина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - Т. 20, № 3. - С. 37-40.

7. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Вопросы повышения эффективности урока в первые послевоенные годы // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2011. - № 8. - С. 27-34.

8. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Общепедагогический подход к решению проблемы эффективности обучения В.М. Блинова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. -Т. 20, № 4. - С. 44-46.

9. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогические взгляды Карла Фридриха Вильгельма Вандера // В сборнике: Актуальные задачи педагогики Материалы Международной научной конференции. - 2011. - С. 44-46.

10. Иохвидов В.В. Эффективное развитие урока в 1946-1951 гг. XX века // В сборнике: Актуальные вопросы современной педагогики Материалы Международной заочной научной конференции / Ответственный редактор: О.А. Шульга; Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. - 2011. - С. 42-44.

11. Иохвидов В.В., Тукова Ж.Г. Повышение эффективности учебного процесса в первые годы после войны // В сборнике: Проблемы и перспективы развития образования. Материалы VIII Международной научной конференции. - 2016. - С. 36-38.

12. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Сознательность в обучении как одно из средств повышения эффективности урока по Ш.И. Ганелину // Научные труды SWorld. - 2013. - Т. 13, № 1. - С. 11-14.

13. Иохвидов В.В. Б.С. Волков и Л.Н. Лесохина о повышении эффективности учебных занятий // Наука и современность. - 2016. - № 48. - С. 48-53.

14. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. История педагогики учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 2015.

15. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогика. Лекции для студентов. -Новосибирск, 2015. - Часть 1.

16. Иохвидов В.В. Проблема повышения эффективности урока в отечественной педагогике в период 40-х - 90-х годов XX столетия автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2007.

17. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагог-новатор В.Ф. Шаталов // Научные труды SWorld. - 2011. - Т. 19, № 3. - С. 69-71.

Иохвидов В.В. Анализ урока: новый формат требований // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2015. - № 3 (33). - С. 17-20.

18. Иохвидов В.В., Иохвидов В.М. Системный подход к использованию методов, приемов и средств обучения // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2016. - Т. 22. № 2. -С. 22-25.

19. Краснянская Т.М. Психологическая подготовка к обеспечению личной безопасности в экстремальной ситуации монография / Т.М. Краснян-ская; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Пятигорский гос. лингвистический ун-т». -Пятигорск, 2010.

20. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG. Designing the cloud technologies of psychological security of the person // Вопросы философии и психологии. -2015. - № 3 (5). - С. 192-199.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

© Стуликов И.И.1

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки, г. Ессентуки

В статье рассматривается организация исследовательской деятельности школьников.

Ключевые слова: преподаватель, учащиеся, исследовательская деятельность, организация.

1 Студент 2 курса Гуманитарно-технического факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.