Научная статья на тему 'Принцип наглядности в журналистике'

Принцип наглядности в журналистике Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
456
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ФИЛОСОФИЯ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / НАГЛЯДНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мухаматгалиев Д. Н.

Статья посвящена принципам наглядности в журналистике. Большое внимание уделено философскому анализу отдельных терминов и понятий. Раскрыта роль изобразительного материала в творчестве фотожурналиста, подтверждающая правдивость отдельных фактов и событий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the principles of the visual aids in journalism. The author pays much attention to the philosophic analysis of certain terms and conceptions. The author reveals the role of the representational material in photojournalist’s creative work which proves the truth of several facts and events.

Текст научной работы на тему «Принцип наглядности в журналистике»

УДК 070.1

Принцип наглядности в журналистике

Д. Н. Мухаматгалиев

Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

Статья посвящена принципам наглядности в журналистике. Большое внимание уделено философскому анализу отдельных терминов и понятий. Раскрыта роль изобразительного материала в творчестве фотожурналиста, подтверждающая правдивость отдельных фактов и событий.

The article is devoted to the principles of the visual aids in journalism. The author pays much attention to the philosophic analysis of certain terms and conceptions. The author reveals the role of the representational material in photojournalist’s creative work which proves the truth of several facts and events.

Ключевые слова: журналистика, визуализация, философия, средства массовой информации, наглядность.

Принцип - это регулятив деятельности, который является незыблемым и отличается от правила, тем, что его нельзя нарушать ни при каких условиях, ибо он отражает фундаментальные основания мироздания, указывая на сущность определенных процессов. Наглядность - принцип, восходящий к определенным фундаментальным отношениям, гносеологически связывающим человека и тот мир, в котором он живет, человека и людей, с которыми он общается. Как принцип, она нуждается в специальных средствах, позволяющих «обнаружить» действие объективных законов, в соответствии с которыми процесс познания становится эффективным.

Журналистика, представляет собой частный случай таких социальных институтов, которые создаются людьми, а не складываются, независимо от их воли (как, скажем, институт семьи). По меткому изречению Жарко Петона «о светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом - историки, а о светлом настоящем -журналисты» [3]. Но при этом остается неясным, кто и с какой целью создал этот специфический институт, деятельность в рамках которого требует особых профессиональных знаний.

Логика в данном случае понятна. Журналист точно знает, что нужно увидеть. Когда он обнаруживает, что зритель видит не так и не в той последовательности, то начинает либо делать так, чтобы тот все-таки увидел «как надо», чтоб для него стало очевидным нечто, давно очевидное. Противоположное по смыслу направление реализации принципа наглядности связано с обеспечением свободы восприятия. В этом случае зрителю создаются условия для того, чтобы воспринимать содержание (делать его очевидным) в том варианте и виде, в каком это удобно ему и в каком он это в состоянии сделать. Это создает определенные сложности с необходимостью организации множества впечатлений того, что увидено, услышано, прочувствовано.

По мере развития познания у человека формировалось стремление от нерасчлененной целостности вещей, явлений, процессов проникнуть в их структуру, установить внутренние связи, сделать их наглядными. Желая узнать, как устроен предмет, субъект обычно пытается проникнуть вглубь. Это очевидно на примере ребенка, который осваивает вещь через ее расчленение, чтобы посмотреть: а что же внутри? Структурирование текста, опыта и т. п. - это особый вид наглядности, связанный с возможностью визуализации мыслительных процессов. Например, выстраивая графически какую-либо структуру, человек тем самым делает очевидным работу мышления, то есть распространяет действие принципа наглядности на субъективный план.

Действительно, СМИ выступают в качестве общественного института, который берет на себя ответственность за профессиональную работу с массовыми информационно-коммуникативными продуктами, исполняя роль методологического центра такой работы. Средства массовой информации, являются центром кристаллизации спонтанно развивающихся внутри различных социокультурных практик информационно-коммуникативных деятельностей. Так как каждому виду деятельности присущи свои собственные коммуникативные функции, основанные на потребностях взаимодействия между участниками этой деятельности, а также между ними и представителями других видов социальной активности, то эти потребности детерминируют в вид информационно-коммуникативной практики.

Потребность в эффективных приемах и методах активизации творческого мышления возникла давно, хотя до недавнего времени инженерный труд рассматривался как процесс, носящий исключительно рациональный характер, лишенный эмоциональной окраски. Вместе с тем, эффективность труда инженера, конструктора, исследователя, разработчика определяется

не только уровнем знаний и опыта (необходимое условие), но и богатством воображения, развитостью фантазии. Умением абстрагироваться и «видеть в обычном необычное и в необычном обычное». Так, по словам А. Эйнштейна, «воображение - важнее знания, ибо знание ограничено. Воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции» [1].

Воображение - психологический процесс, состоящий в создании образов на основе разборке прошлых опытов. Развитие этих качеств у людей творческих профессий является важным фактором в преодолении инертности мышления и ускорения поиска решений поставленных задач. С этой целью используются различные эвристические приемы в виде ассоциаций, аналогий, контрольных вопросов, приемов устранения технических противоречий.

В литературе, посвященной творческой деятельности, нередко различные авторы одно и то же эвристическое средство называют приемом, методом, методикой, методологией и т. д. В связи с этим целесообразно уточнить значение этих терминов для более определенного их понимания.

«Эврика!» - это восклицание древнего философа и основателя механики Архимеда знакомо всем со школьной скамьи. Это слово в нашем сознании ассоциируется с выражением высшего чувства удовлетворения, радости и восторга от найденного решения задачи, которую до этого никому не удавалось решить и путь решения которой был тернист и долог. «Эврика» - это финал поиска того знания, дорога к которому была чрезвычайно трудна. Произнося эти слова, мы не всегда задумываемся над тем, какой смысл вкладываем в понятие «эвристика», но в нашем сознании оно всегда связано с творческой деятельностью [4]. По мнению психологов, эвристика - это отрасль знания, «изучающая формирование новых действий в необычной ситуации», она может стать наукой «в том случае, если эвристические процессы, приводящие к этим новым действиям, найдут наконец свое математическое описание».

Приведенные высказывания (которых можно было бы привести больше) свидетельствуют о том, что эвристика как самостоятельная наука еще не сформировалась.

Несмотря на большое количество научных трудов, посвященных вопросам эвристики, они, как правило, касаются ее частных проблем и не дают четкого представления ни об объекте, ни о предмете эвристики, и о ее статусе среди других наук.

Современная журналистика требует творчества. Она характеризуется широким использованием изобразительного материала, который играет роль не только эстетичного украшения и иллюстративного дополнения к тексту, а наделенный самодостаточными функциями, является документальным свидетельством, которое безоговорочно подтверждает правдивость приведенной информации. Журналист, который работает в газете, должен владеть основными навыками изготовления иллюстративного материала и знать способы

и формы его использования и размещения в печатных изданиях. Современный человек настолько привык к фотографии, нашему второму зрению, что уже и не задумывается, о ее месте в жизни общества. Сегодня фотоаппарат есть практически в каждой семье, а пересмотр семейных фотоальбомов стал традиционным сопровождением разнообразных семейных праздников. Тем временем журналисты должны со всем уважением отнестись к этому элементу своей профессии. Для них фотография является могучим средством документального воссоздания реальной действительности [5].

Фотография - это общественный документ, который является основой изобразительной социальной информации.

В психологическом пространстве-времени процесс созерцания, его последовательность не совпадают со схваченной длительностью фотографического образа. Мы видим фотографию действительности, а не саму действительность. В фотографии мы переходим от одной детали к другой, обнаруживая в хаосе созвездия, выделяя их и наделяя их смыслом, мы создаем свой образ, соединяя одновременность положений в целостный образ. В итоге в разное время увиденные фрагменты могут сложиться в художественный образ, который, собрав разнородное, разновременное и в действительности невидимое, дает завершенность и целостность. Мы обнаруживаем связь, композиционное единство, конфликт движения и покоя - все то, что делает образ художественным.

Меняется понимание того, что следует считать фактом или новостью. Следовательно, журналистика переориентируется с поиска сиюминутных фактов и дешевых сенсаций на поиск событий, действительно меняющих распределение приоритетов в информационном пространстве. Способность предвидеть отдаленные последствия, как самих событий, так и их информационного отражения, становится все более значимой для профессионального журналиста.

Стирание различия между «зреть» и «видеть», уплотнение информационного поля и экспансия виртуальной реальности провоцируют желание устойчивости в стремительно меняющемся мире. Форсируя реализацию своих проектов, человек, тем не менее, жаждет паузы, остановки, сохранения привычного. И когда мы сетуем на девальвацию устоявшихся культурных форм, на забвение традиций, на симуляцию и подмену реальности, то вспоминаем о хранительнице памяти - фотографии. Когда речь заходит о моде, дизайне и т. д., вновь не обходимся без нее. Ныне фотография столь же часто, как зеркало, двойник, тень, является темой анализа культурологов и философов, хотя наиболее чуткие из них подозревают, что «рассуждения о фотографии как таковой невероятны». Однако невероятное привлекает, как недостижимое, недоступное, запредельное, фотографическое.

Зрительный объект вызывает соответствующую мысль, мысль активирует эмоции, эмоции создают реальность, мысленно мы наблюдаем реальность, и создаем неосознанно новые объекты (негативные эмоции

создают негативные объекты, позитивные - позитивные). Это продолжается до тех пор, пока мы осознанно не изменим объект. И пока не сделаете так, вы будете двигаться по замкнутому кругу. Если это круг позитивный, то нет проблем, продолжайте это делать, все хорошо. Вы притягиваете к себе положительные вещи, людей, события. Когда же круг негативный, вы должны осознанно прервать его. Тогда возникает еще один вопрос. Почему с позитивными вещами все получается как-то сложнее, чем с негативными процессами?

Во-первых, это особенности нашей психофизиологии. Во-вторых, нас так воспитывали. Мы привыкли считать и принимать все хорошее, как должное, и, как следствие, не вкладывать энергию в хорошие события. Мы просто их принимаем, радуемся и все. А по поводу всего плохого мы очень часто занимаем активную позицию: возмущаемся, думаем, анализируем, одним словом, «питаем» и вкладываем энергию. Поэтому, чем дальше, тем все становится хуже. Мы пополняем ряды негативно мыслящих людей. В наше окружение средства массовой информации часто несут в себе ярко выраженный негатив и вызывают неприятные чувства. Не верите? А как кризис? Вы слышали хотя бы одно высказывание, что кризис это хорошо!? Что это возможность развиваться, что это ключ к новым вершинам? Слышали?! А криминал, а валютные прыжки? Обычному человеку очень тяжело игнорировать весь этот поток негатива. Постарайтесь держать голову чистой, старайтесь избегать негатива. Концентрируйте свое внимание на желаемых событиях и результатах. Ищите в каждой трудной ситуации возможность для тренировки и роста. Возможно, ваши коллеги перестанут вас понимать: Как это тебе все равно? Там же война идет! Как это, ты не смотришь новости? А очень просто - вы там ничего изменить не можете, зачем их смотреть. Вы можете много изменить в своей жизни, в жизни людей которые рядом с вами. Вот куда надо направлять свои созидательные силы. Какие мысли посещают вас в течение дня. Просто понаблюдайте за собой. Что вы создаете в своей жизни. Это ваш выбор и вы в любой момент можете его поменять. Используйте созидательную силу.

В фотографии скрещиваются многие из затрагиваемых актуальной мыслью сюжетов: поиск подлинности в ситуации тотальной ее непознаваемости; время, текущее с такой скоростью, что события уже не оставляют следов; пространство, которое более не измеряется понятными человеку усилиями - стертыми башмаками или днями пути всадника. Фотография привлекает редкой возможностью по-новому выразить себя. В ней нашла подтверждение тенденция к сокращению времени на создание художественного образа. Отсюда признание фотографии особым техническим видом искусства: казалось бы, бери и запечатлевай свое удивление и свою радость увиденного без освоения трудоемкой техники изобразительного искусства.

Фиксация момента присутствия - также условие привлекательности фотографии; в ней забвение и па-

мять устанавливают симметрию относительно вспышки сейчас. Как в архаическом ритуале жертвоприношения без убийства жертвы не устанавливалась бы симметрия ран Космоса и так не обретался бы покой, так и в фотографии без остановки момента «естественного» течения жизни не создается художественный (обобщенный) образ ее [6]. Таков механизм сакрального, таков же - фотографического. Фотография выражает подлинность проживания мгновения, поскольку свидетельствует о прямом зрительном контакте с объектом. Посредством фотографии мы можем вплотную подойти к самой природе визуальности, продумывание которой, в свою очередь, открывает доступ к фотографии самой по себе, к специфике ее жанра, к форме ее высказывания и способу ее функционирования в культуре.

Сегодня, в эпоху массового газетно-журнального потребления, фотография из всматривания в уникальную вещь или событие превращается в проводника «нормы» и «вкуса» и определяет сцену рекламы и моды. Все принуждение культуры, ее репрессивный характер мы постигаем в тот миг, когда собираем себя перед фотоаппаратом, т. е. когда нас фотографируют. Принуждение - в этом временном отрезке между естественностью состояния, в котором человек располагает самим собой, и представлением себя (в) камере, предваряемым усилием к «непринужденному» выражению лица. Факт: объектив смотрит в обе стороны. Что происходит с фотографирующим, «снимающим» нас по мерке образа, с тем, кто устанавливает и располагает нами, выбирая нужный момент? Сказать, что фотограф чувствует себя господином, - ничего или почти ничего (из-за непомерной для понимания существа дела тиражируемо-сти этой фразы) не сказать. Так, Г. Гегель в своих рассуждениях отождествил мысль с бытием, утверждал, что «бытие ничто». Здесь мы вынуждены признать, что фраза, объясняющая столь многое, не может работать на расширение понимания, скорее анализирует идею [2]. К ней примыкает вторая, столь же популярная фраза: кто из пишущих о фотографии обходится без метафор «маленькой смерти», «убийства мгновения» или «остановки жизни»? Они имеют смысл, когда слова отвечают свежести восприятия фотографии, в эпоху ее становления. Сегодня эти метафоры скорее отсылают к известному, к прозрачности общих мест, чем нечто открывают в постижении современной фотографии.

Фотография - и это сегодня очевидный факт, завоевав место в галереях и выставочных залах, стала равноправным произведением искусства и столь же равноправным товаром артрынка. Ее вставляют в рамы, выставляют и хранят в музеях, вешают на стены офисов и частных квартир. Она прочно утвердилась в качестве самостоятельного жанра изобразительного искусства. У современных художников она вызывает стойкий интерес, поскольку создает новый способ отношения к реальности, а теоретиков интригуют вопросы ее места в обществе и те изменения, которые привносятся ею в нашу жизнь. Обретя легитимность жанра, искусства и создав свой неповторимый язык,

фотография подверглась концептуализации: она теперь может встраиваться в инсталляцию как знак фотографии, знак, отсылающий ко всему полю значений, которые с ней связаны. Здесь она изображает саму себя, свое место в культурном пространстве, но, что важнее, разыгрывает ситуацию подлинности, заключая реальность в рамку; или, можно сказать, в кавычки берется объективность ее образа.

Таким образом, наглядность в журналистике:

- помогает протестировать в вашем воображении конечный результат (а еще лучше, сам процесс его достижения). Естественно, что ваш реальный опыт будет отличаться от воображаемого, однако вы все же сможете более детально представить себе окончательную картину - это стоит того;

- осознать отсутствие (или наличие) конкретной картины желаемого, и соответственно вы можете либо прояснить свою цель, либо уточнить отдельные ее аспекты.

ЛИТЕРАТУРА

1. Альтшуллер Г. С. Найти идею. - Новосибирск, 1991. - С. 69.

2. Гегель Г. В. Ф. Наука логика // Соч. - М., 1937. - Т. 5. - С. 58-59.

3. Душко К. В. Большая книга афоризмов. - М., 2001. - С. 272.

4. Майданов А. С. Процесс научного творчества: Философско-методологический анализ. - М., 2003. - С. 208.

5. Савчук В. В. Философия фотографии. - СПб., 2005. - С. 256.

6. Феизов Э. З. Категории проекции и инварианты в иллюстративном изложении. - Йошкар-Ола; Чебоксары, 2009. - 329 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.