Научная статья на тему 'Фотография в контексте развития печатной и рекламной продукции конца XIX — начала XX вв.'

Фотография в контексте развития печатной и рекламной продукции конца XIX — начала XX вв. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2850
430
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фотография в контексте развития печатной и рекламной продукции конца XIX — начала XX вв.»

Фотография в контексте развития печатной и рекламной продукции конца XIX — начала XX вв

Воронцова Е. А.

Начало ХХ века является переломным периодом в жизни всего европейского сообщества. На это время приходится изменение не только образа жизни людей, но и личностного восприятия и мировоззрения. Сквозь призму становления фотографии в прессе и рекламе в качестве источника подачи и кодирования информации, можно проследить трансформацию картины мира рубежа XIX—XX вв. и осознание человеком современной ему эпохи.

Изобретение новых способов обмена информацией, более скоростных, чем почта (например, телеграфа и телефона), повлекло за собой убыстрение темпа жизни, что воздействовало на поведение человека и его мировоззрение в целом. Новый образ жизни, последовавший за информационно-технической революцией, повлек за собой смену ценностных установок людей. Это повлияло на изменение отношения человека к средствам получения и передачи информации — произошло повышение их роли, к тому же качественно улучшились в техническом плане ее носители. Изначально основными хранителями культурной информации выступали рисунки и тексты, но с момента своего появления фотография сразу же начинает претендовать на роль одного из самых достоверных информационных носителей.

Фотография ведет свою историю с изобретения Ж.Ньепсом и Л.Дагером в январе 1839 года «светописи» (от фр. photographie) [1, с. 16]. Это название полностью отвечало сущности процесса: лучи света проникали в специальную камеру сквозь линзу, падали на сверхчувствительный слой, в котором под их воздействием происходили изменения, приводящие к образованию изображения. Оно, действительно, как бы «писалось светом». Позднее процесс, открытый Ньепсом и Дагером, был закреплен англичанином У.Тальботом, который в августе 1839 года получил первое изображение посредством камеры-обскуры.

Со временем появляются новые технологические приемы, нашедшие свое отражение в фотоискусстве. Изобретение в середине 1850-х гг. объемных стереоскопических изображений подарило новые возможности фотолюбителям. Сеансы стереоскопии стали повсеместным времяпрепровождением состоятельных людей.

В 1840-1850-е гг. еще существовали затруднения, сильно мешавшие внедрению фотоиллюстраций в издательское дело, что остро переживалось журналистами, которых коробила техническая невозможность переноса фотографии на печатные полосы газет и журналов [2, 118]. Но техника постепенно развивалась, и, начиная с 1870-х гг., появилась возможность печатать снимки с негатива без его обязательного ранее увеличения [3, 39]. в это же время возникают периодические издания с фотоиллюстрациями, одним из которых был выходивший в Иокогаме журнал «Фар Ист». в 18701878 гг. в каждом номере этого ежемесячного журнала печаталось 6-8 фотографий [2, 111].

Конец 1870-х гг. характеризуется увеличением числа фотографов, работающих на периодические

издания, редакторы которых гордились тем, что в их печатную продукцию включен фотографический материал. Чаще всего под такой иллюстрацией значилось: «фотография» — пометка эта давала знать, что среди прочего, иллюстрация притязает на некую особенную точность»[4, 116].

Специальные издания, в частности, некоторые научные журналы, использовали фотоснимки, ценя в них, прежде всего, верность воспроизведения. Издания, репродуцировавшие произведения искусства и археологические находки, начиная с конца 1850-х гг. обращались к фотографии все чаще и чаще в самых разных европейских странах — России, Бельгии, Нидерландах, Германии, Франции. Можно назвать «Газетт де Без Ар», «Археологише Цайтунг» и др. [2, 86]

В России развитие фотографического искусства началось практически с в то же время, что и на Западе. Пионерами русской фотографии стали Теремин и Левицкий. Первый сделал снимок Исакиевского собора в Петербурге, второй создал серию пейзажей на Кавказе. к сожалению, техника 1840-х гг. не позволила этим фотографам выпустить полученные снимки в массовую печать.

Параллельно с развитием фотодела появляется возможность переносить снимок на бумагу. Однако в русскую печать фотография проникает с некоторым запаздыванием. в 1890 году в Российской Империи выходит первый выпуск журнала «Фотограф-любитель», а в 1895 — начал издаваться журнал «Фотографическое обозрение». Но даже в специализированных изданиях поначалу мы не встречаем фотоснимков, а лишь статьи на такие темы, как фотографирование при дневном и лунном свете, раскрашивание диапозитивов, техника съемки со вспышкой магния и т.д. [1, 16].

Большую роль в популяризации отечественной фотографии сыграло любительское течение — созданное в 1894 году Русское Фотографическое Общество (РФО), за небольшой взнос принимавшее в свои ряды и фотографов-профессионалов, и любителей. По свидетельству практика и историка фотографии Н.Петрова, занятие фотографией было широко распространено во всех слоях российского общества. Однако его огорчал тот факт, что большинство фотолюбителей преследовало и преследует «чисто эстетические цели, снимая красивые уголки природы, портреты, жанровые сцены... Идеалом «художественного» снимка считают они возможно точное воспроизведение, т.е. копию действительности, тогда как искусство имеет своей задачей не копировать, а претворять действительность в художественные образы» [5,9].

Действительно, с момента своего возникновения фотография рассматривалась с точки зрения сходства с живописью. Общей чертой снимка и живописного полотна выступала подлинность. Для живописного произведения подлинность — непременное условие его качества и цены, а для фотографии — свойство самого изображенного предмета.

Искусствоведение и культурология

Фотография как и живопись представляет собой изображение на плоскости. Однако изначально фотографии мешало ее свойство фиксировать мельчайшие детали, не характерное для живописи. Произведение живописного искусства достигает глубины своего воздействия не за счет детальности, а благодаря эстетической идее, вложенной в него художником. Того же добивались талантливые фотографы ХГХ—начала ХХ вв., работая с художественной фотографией.

Но были и у фотографии преимущества, позволявшие выделить её в особую, не подчинённую изобразительному искусству, область визуального творчества. Процесс создания фотографии отличался от живописи спонтанностью, возможностью «поймать мгновение». Фотография потенциально таила в себе возможности использования ее дилетантами — в живописи такое невозможно.

Историки отечественной фотографии (В. Т. Стигне-ев, Б. А. Волков, Е. В. Бархатова) замечают, что особый размах русское фототворчество получило как раз благодаря любительскому фотографическому движению. Взять хотя бы тот факт, что люди, входящие в обозначенное нами РФО, в большинстве своем, были именно любителями, а не профессионалами [1,57].

Результатом роста обывательского интереса к фотоискусству стало изготовление множества снимков-летописей семейной истории, быта русских людей, вида окружающей фотографа действительности. Такие фотографии являются ценными документами, достоверным отражением эпохи.

Первая война, встреченная отечественной фотолетописью — Крымская (1853 — 1856), ее осветили не только отечественные фотографы, но и зарубежные. Один из них — Роджер Фентон — первопроходец британской фотографии, первый официальный военный фотограф. Однако локальные войны 1850-70-х гг. все еще плохо освещались в прессе из-за слабого развития фототехники и громоздкой аппаратуры для проявления снимков.

К 1914 году положение дел изменилось. На полях сражений Первой мировой мы встречаем большое количество фотокорреспондентов. Журналы «Нива», «Огонек», «Солнце России» и крупнейшие газеты переключились на фотоинформацию военной тематики. Сначала это были патриотические манифестации в поддержку войны, светские рауты по сбору пожертвований, затем появились фото солдат в окопах, захваченных трофеев, разрушенных городов...

«Документальность» фотографии — свойство, которое порицали фотохудожники, теперь стало необходимым для отображения военных событий. в общем потоке хроникальных кадров встречались репортаж-ные по содержанию снимки. Хотя фоторепортажа, снятого в бою, не было — тогдашняя аппаратура не располагала к съемке в боевых условиях. Известный советский фотограф П.Новицкий, трижды раненый на Первой мировой, позже вспоминал, что о съемке

штыковых атак или артиллерийской подготовке нельзя было и подумать: дым от разрывов был такой, что трудно было увидеть соседа, не то, что окопы противника [6,99].

Зачатки репортажа чаще видны в кадрах ближнего тыла: госпиталь, солдатская кухня, отдых роты на бивуаке. Были популярны и съемки в условиях тыла — хроника благотворительных мероприятий, сцены в госпиталях, посещение лазаретов особами царствующего дома, заседания Государственной Думы. Стилистика съемки прежняя — общие планы, выстроенные группы, фронтальная точка съемки.

Появление репортажной военной фотографии дало человеку, никогда не ступавшему на поле брани, возможность увидеть реальные тяготы войны, изначальную ее несправедливость ко всему живому, глобальность человеческих жертв, которых зачастую можно было избежать.

Фотография оказала существенное влияние на формирование нового человека двадцатого столетия, повлекла за собой возрастание роли зрительных впечатлений, визуальных образов в жизни человека. Именно их восприятие стали культивировать у человека в скором времени кино и реклама — кладези зрительных образов.

В рекламе начала XX века стали повсеместно использовать фотографию благодаря сформированному ею в сознании людей восприятию снимка как непременно достоверного. Весь рекламируемый товар, включенный в яркую фотокомпозицию, задерживал на себе взгляд, побуждал к спонтанной покупке.

Фотография оказала существенное влияние и на живопись, например, на возникновение таких художественных явления, как прерафаэлизм и импрессионизм. Прерафаэлиты восхищались быстротой изготовления снимка, правдивостью изображенного на ней. Но родоначальник движения прерафаэлитов Дж. Рескин в своих «Лекциях об искусстве» (1870) все-таки ставил фото ниже искусства: «Фотография — это разоблаченная, лишенная художественного образа природа. Если вы не находите того, что ищете в рисунках, сделанных людьми, то все же красоты в любой дорожной обочине куда больше, чем во всех тех бумажках, напитавшихся солнцем, которые вы можете насобирать за всю вашу жизнь» [2,147].

Несмотря на осуждение фото, многие художники используют его в работе над своими полотнами, делают сначала снимок человека или природы, если нет возможности долго работать с предметом в обозначенный момент, а затем переносят на полотно.

Однако появление фотографии оказало влияние не только на статичное искусство, но и подтолкнуло ученых к изобретению кинематографа в 1895 году. Благодаря кинематографу человек получает освобождение от смерти, возможность жить вечно — на киноленте. Киноискусство всегда стремилось к сотрудничеству с фотографией, используя ее в рекламных афишах для

Всероссийский журнал научных публикаций, апрель 2011

41

Проблема возраста в живописи ренессанса на примере картин Джорджоне и Тициана «Три возраста» («Тге eta^ delГ иото»)

Петровская Н. И.

выгодной презентации выходящих фильмов. Из-за массового распространения кинотеатров в начале прошлого столетия, даже представители низших сословий имели доступ к публичному просмотру фильмов и, соответственно, испытывали влияние образов, транслируемых кинематографистами.

Фотография, подобно кино, выступала в качестве дидактического материала в процессе обучения, а также и источника знаний об окружающем мире. Благодаря подлинности изображенного на ней, фокусированию внимания на деталях, будь то фрагменты египетского барельефа, африканские пустыни, джунгли Амазонки или наскальная живопись первобытных людей, она расширяло визуальный кругозор человека и изменяла систему мировоззренческих оценок.

Роль фотографии в СМИ велика: в журналистике огромное значение придавалось и придается документальному, «регистрирующему» события фото — когда автору статьи необходимо подкрепить снимками описываемую ситуацию. Тема фотографий в печатных материалах до бесконечности разнообразна — сюда можно включить всю событийность окружающей нас действительности.

В рекламе главенство принадлежит художествен -ной, удачно поставленной фотографии — качество снимка с изображенным на нем товаром позволяет потребителю заочно оценить продаваемый продукт или вещь, сделать соответствующий выбор при покупке. Реклама, которая хорошо выполнена и стремится к отражению лучших сторон товара — задерживает на себе взгляд, заставляет покупателя приобрести данную продукцию.

Список использованных источников

1. Чибисов К.В. Очерки по истории фотографии / К.В. Чибисов. — М. : Искусство, 1987. — 256 с.

2. Бажак К. История фотографии: возникновение изображения / К.Бажак. — М. : Астрель, 2006. — 160 с.

3. Жолудев Н.К. Фотография от а до Я: иллюстрированная энциклопедия. — Н.К. Жолудев. — М. : Эксмо, 2008. — 370 с.

4. Волков Б.А. История и развитие фотографии России / Б.А. Волков.- М. : АСТ, 1995. — 327 с.

5. Стигнеев В.Т. Век фотографии 1894-1994 / В.Т.Стигнеев. — М. : URSS, 2009. — 397 с.

6. Волков-Ланнит Л.Ф. История пишется объективом. — Л.Ф. Волков-Ланнит.- М. : Молодая Гвардия, 1980. — 348 с.

Информация об авторе

• Воронцова Е. A. // аспирантка ВГУ, г. Воронеж

Юность. Зрелость. Старость. Три вехи человеческой жизни, естественно сменяющие друг друга. Стремление к осознанию их сущности было характерно для многих творцов, мыслителей еще с древнейших времен. Уже в античности широкое распространение получил миф фи-ванского цикла об Эдипе, разгадавшем загадку сфинкса: «Кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, вечером на трех и бывает самым слабым, когда имеет больше всего ног?» [1]. в аллегорической форме загадка мифа представляла идею чередования возрастов.

В искусстве эта тема нашла широкое распространение в живописи. Среди полотен, отражающих смену периодов жизни, можно назвать «Три возраста мужчины» А.Саччи, «Три возраста» Джорджоне, «Три возраста жизни» Тициана, «Три возраста женщины и Смерть» Г.Бальдунга, «Три возраста» Ханса фон Маре, «Три возраста человека» Джо-ванни Ди Лутеро, «Три возраста женщины» Г.Климта, «Три возраста женщины» Э.Мунка, «Три возраста» С.Дали.

В данной статье будут рассмотрены картины двух итальянских живописцев периода чинквеченто — Джорджоне («Три возраста») и Тициана («Три возраста») — с целью определения идейно-эстетической направленности каждого из названных полотен. Для анализа были выбраны произведения сходной тематики, написанные в одну эпоху представителями венецианской художественной школы, обучавшимися у мастера Джованни Беллини.

Картина Джорджоне была создана в начале XVI века (около 1510 года). Интерес художника к человеческой жизни, ее цикличности, был близок эстетике итальянского Возрождения. «Новая гуманистическая ориентация Ренессанса наиболее заметно проявилась в <...> учении о человеке, который в гармонической (а значит, прекрасной) иерархии мира занимает первое и высшее место» [2,61]. Человек, его природа, вызывают большой интерес, как нечто новое, непознанное, закрытое строгими рамками аскетичной культуры Средневековья. Возникает потребность осмыслить такие категории бытия как жизнь и смерть с позиции новых знаний о мире.

Композиции картины проста, в центре — фигуры мальчика, молодого мужчины и старика. Несмотря на очевидный лаконизм полотна — Джорджоне передает замкнутое пространство с условным темным фоном, персонажи практически статичны — произведение наполнено глубоким философско-эстетическим содержанием. Картина имеет два плана — реальный и символический. Первый позволяет увидеть в персонажах полотна представителей разного возраста. Второй дает возможность воспринимать фигуры как аллегорию одной жизни в ее разные периоды — юность, зрелость, старость.

В работе художник использует популярную в конце Х^начале XVI веков технику сфумато. По мнению многих исследователей, венецианский живописец нисколько не уступает в таланте передачи дымчатой светотени, мягко обволакивающей изображаемые фигуры, Леонардо да Винчи, признанному мастеру этой техники. Так, уже современник Джорджоне, Джорджо Вазари, отмечал: «Природа наделила его талантом столь легким и счастливым,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.