Научная статья на тему 'Фотография в контексте публикации'

Фотография в контексте публикации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1368
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Таран А.

The dynamically developing photography market takes the issue of ethics in photojournalism to a new level. Aphotographic agency a primary supplier of images for press has no idea what context each of its images is going to be presented in. A person granting permission to take his photographs thinks in terms of the current event, whereas his or her pictures might be used in a completely different context. How high do we value a person's right for their pictures? When does a person depicted on a photograph cease to be himself and become an illustration without personality? And how valuable is the opinion and the will of the depicted individual when vast majority of viewers don't associate the picture with any person?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Photograph in the Context of Publication. Ethical Aspects in the Work of a Photographic Agency the Supplier of Images

The dynamically developing photography market takes the issue of ethics in photojournalism to a new level. Aphotographic agency a primary supplier of images for press has no idea what context each of its images is going to be presented in. A person granting permission to take his photographs thinks in terms of the current event, whereas his or her pictures might be used in a completely different context. How high do we value a person's right for their pictures? When does a person depicted on a photograph cease to be himself and become an illustration without personality? And how valuable is the opinion and the will of the depicted individual when vast majority of viewers don't associate the picture with any person?

Текст научной работы на тему «Фотография в контексте публикации»

А. Таран

ФОТОГРАФИЯ В КОНТЕКСТЕ ПУБЛИКАЦИИ.

НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ В РАБОТЕ ФОТОАГЕНТСТВА - ПОСТАВЩИКА ИЗОБРАЖЕНИЙ

Долгое время было принято связывать фотожурналистику и нравственность лишь в рамках экстремальной журналистики. Съемка шокирующих фактов, событий, войн - всё это традиционно попадает под пристальный взгляд теоретиков журналистики. Но это то, что лежит на поверхности. Подобное внимание обусловлено отчасти прямолинейным восприятием фотографии, отождествлением изображенного с изображаемым. Наглядность подобных фотографий позволяет без труда выделить проблему и решать ее с позиции морали. Однако в современной журналистике появилась новая проблема. На первый взгляд не столь очевидная, но в своем развитии представляющая возможно большую угрозу с этической точки зрения.

Речь идет о стремительном развитии банков фотоизображений (архивов фотоагентств), предоставляющих иллюстрации прессе. Изображений не связанных с конкретной публикацией, а являющихся иллюстративным сырьем для разнообразных текстов, содержание которых неизвестно фотоагентству.

Изменилось понятие информации. Фотография представляет собой срез, «кусок» и пространства и времени. Благодаря фотографии границы явлений размылись, стали произвольными - отныне любую последовательность фотоизображений можно представлять в любом порядке. Разрыв между событиями, а в равной мере и их соседство, близость может быть задана заранее и произвольно. «Фотография утверждает номиналистическое мировоззрение, номиналистическое представление о социальной реальности как явлении, состоящем из бесконечного количества мельчайших звеньев, подобно бесконечному ко -личеству снимков, ее фиксирующих»1.

По словам Арпад Гереши2, исполнительного директор Фонда World Press Photo, очевидно, что традиционные иллюстрированные периодические издания и общественнополитические журналы отдают фотожурналистике все меньше и меньше места. И этому есть много объяснений. Практика журналистики в свете всемирных корпоративных объединений продиктована материальной целесообразностью изданий, желанием инвесторов вернуть вложенные средства. В целом журналистика превратилась в «бизнес», в котором бухгалтеры и менеджеры оказывают не меньшее влияние на то, как освещаются события, чем редакторы. Затем, выросло давление со стороны рекламодателей, что также отразилось на редакторской политике. И, наконец, представители многих изданий утверждают, что аудитория требует от них все более подробного освещения мира шоу-бизнеса, таким образом, ограничивая возможности для публикации репортажной или документальной фотографии.

С философской точки зрения тенденцию иллюстративного подхода сформулировала американский исследователь фотографии Сьюзен Зонтаг. «Антиинтеллектуальные декларации фотографов - эти общие места в модернистских рассуждениях - привели

© А. Таран, 2008

в последнее время к более скептическому отношению серьезных молодых профессионалов к потенциалу их искусства. На место «фотографии - как знания пришла фотография - как фотография». Теперь «наиболее влиятельные молодые фотографы Америки показывают лишь то, как выглядит та или иная вещь на фотографии»3.

Следуя этой тенденции, фотоагентство вынуждено поставлять прессе иллюстрацию. Создавать архив, который по разнообразию тем представлял бы собой банк изображений. Фотография должна обладать, если можно так выразиться, изобразительной мобильностью и подходить для иллюстрирования разнообразных тем. Работая над этой задачей, фотоагентство не знает о контексте, в котором будет фигурировать изображение. Но фотография должна быть такой, чтобы она могла существовать без привязки к событию, на котором она создавалась. Так, например, работа фотографа по заданию на тематических выставках (Агрорусь, Здоровье 2006, Госзаказ и др.) позволяет создавать изображения, иллюстрирующие заявленную тему (сельское хозяйство, здравоохранение медицина, социальные услуги и проблемы и др.). Новостным поводом будет являться открытие выставки, но фактическим - необходимость подобной иллюстрации, создание которой в другой ситуации могло быть невозможным. Подобным образом архив пополняется фотографиями на тему медицины, здоровья, сюжетами «врач-пациент», «очередь в регистратуру» и так далее. Съемка производится на анонсированном событии, например, «губернатор осматривает новое отделение детской поликлиники», но в контексте этого события (параллельно ему) создаются выше указанные сюжеты. Иначе получить такие кадры практически невозможно: фотографу просто не дадут снимать в поликлинике в обычное время, а тратить время на согласование съемки для агентства, работающего в ежедневном режиме экономически нецелесообразно.

Людей интересуют люди, и иллюстрация для прессы это изображения людей в различных ситуациях. Но проблема состоит в том, что человек, давая свое разрешение на съемку, мыслит в контексте того события, которое происходит в настоящий момент, тогда как его изображение, возможно, будет фигурировать совершенно в ином. Формально фотоагентство защищено: съемка велась на официальном мероприятии, а за контекст публикации оно не отвечает. Однако нравственная сторона такова, что изображение уже не принадлежит изображенному и может стать иллюстрацией к самому неприглядному материалу.

«Фотографирование людей предполагает эксплуатацию их облика. Фотограф видит и фиксирует свою модель в том виде, в каком модель никогда не имеет возможности увидеть себя. Он способен узнать про нее то, что не дано знать модели. Снимок превращает человека в своего рода предмет, дает возможность символического обладания им»4.

То же самое касается жанровых сцен, представляющих собой богатый иллюстративный материал и которые обогащают архив любого фотоагентства. В отрыве от публикаций такие изображения являют собой остроумные зарисовки, но в контексте иллюстрируют выводы и или утверждения текста, формируя смысловые связи изображенного с описанным. Так, например фотография человека, говорящего по мобильному телефону, может идти в связке с материалом о доступной сотовой связи, но так же и о распространении краж телефонов.

Зависимость фотографии от контекста отметил еще Анри Картье-Брессон, хотя в то время иллюстративный подход еще не проявил себя в полной мере: «Иногда публикация подчеркивает то, что вы хотели сказать, а иногда искажает смысл Вашего высказывания; журнал доводит до сведения публики то, что хотел сказать фотограф, но в тоже время фотограф рискует оказаться под влиянием журнала, позволить изданию формировать Ваш

вкус в соответствии с его потребностями. В фоторепортаже тексты не должны быть словесным контекстом изображения, они должны дополнять изображения тем, что мы не можем зафиксировать с помощью фотоаппарата. Но бывает так, что в блужданиях репортажа по коридорам редакции в тексты прокрадывается несколько ошибок, не всегда безобидных, и скорее всего ответственность за эти «ляпы» читатель возложит только на Вас»5.

По словам Сьюзан Зонтаг, многочисленные утверждения о том, что фотограф - это идеальный наблюдатель, имеют одной из своих целей снять обвинение в том, что фотографирование - агрессивный акт. Такие обвинения обычно вызывают отпор и обиду у профессионалов. И лишь немногие готовы, по-видимому, признать, что деятельность фотографа включает в себя элемент эксплуатации натуры6.

Нери Грация, директор итальянского фотоагентства GRACIA NERI, отмечает, что существует серьезная необходимость в « моральном кодексе», который бы управлял миром фотографии. Этот кодекс нужен всем, кто работает с фотографией, а именно: фотографам, агентам, фоторедакторам, журналам, музеям, издателям и галеристам. «Отсутствие единой этической системы опасно, когда мы беремся формировать и обучать подрастающее поколение, без нее невозможно воспринимать искусство и наслаждаться красотой, а нас

__ 7

эта ситуация превращает в жертв самого грязного мошенничества»'.

В спешке новостных лент мы не заметили, что фотограф стал выступать в роли обманщика. Убеждая человека дать согласие на съемку (или получая его немое согласие), он действует в рамках контекста ситуации, тогда как создает ( осознанно и целенаправленно) то, что будет и должно вписываться в любой, пусть и полностью противоположный контекст публикации.

Вопрос можно поставить таким образом: насколько высоко мы оцениваем право человека на изображение. В каком случае изображенный на фотографии перестает быть самим собой и становиться безличной иллюстрацией. И насколько ценно мнение и желание изображаемого человека, даже если подавляющим большинством в данном контексте его изображение не связывается с конкретным личностью.

Фотография лишь частичка медиа-бизнеса, но если она морально неполноценна, то, распространяясь миллионными тиражами, превращается в настоящую этическую проблему. Проблему, в основе которой доверие человека к фотографу, журналисту и всей системе массовой информации.

1 Стигнеев В., Липкое А. Мир фотографии. М., 1989, С. 118.

2 Фотожурналистика сегодня // www.photographer.ru.

3 Стигнеев В., Липкое А. Указ. соч. С. 132.

4 Там же. С. 134.

5 Cartier-BressonH. The Decisive Moment. New York, 1952 (перевод В. Жарова, 2000, см.: www.photographer.ru).

6 Стигнеев В., Липкое А. Указ. соч. С. 137.

7 Лекции по фотожурналистике // www.photographer.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.