Научная статья на тему 'Эволюция журнальной фотоиллюстрации'

Эволюция журнальной фотоиллюстрации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1047
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция журнальной фотоиллюстрации»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2008. № 2

Н.И. Ворон

ЭВОЛЮЦИЯ

ЖУРНАЛЬНОЙ ФОТОИЛЛЮСТРАЦИИ

Фотография дает наглядное представление о мире. В этом ее главное отличие от слова и побудительный мотив использования в прессе. Следовательно, то, что отображают фотопубликации на страницах журналов, становится одним из основных критериев иллюстрирования, исходным моментом в уяснении оформительской концепции издания. Можно сказать: то, что отображает издание в снимках, предопределяет его иллюстративную модель. Исследуя же изменения тематики фотопубликаций на протяжении многих лет, можно получить определенное представление также об эволюции иллюстрирования периодического издания.

Бесспорное тому подтверждение — практика иллюстрирования журнала "Огонек". Даже если мы сосредоточим внимание не на всей истории этого издания, а просмотрим его номера за последние два десятилетия, то и в этом случае обнаружим изменения в фотографическом иллюстративном наполнении страниц. Что отобразили снимки, опубликованные, например, в № 2 "Огонька" за 1987 г.? По меньшей мере пять фотопубликаций выделились по занятой ими печатной площади, и все они из разряда традиционных: ударная трудовая вахта московских чугунолитейщиков, будни заставы погоды на далеком Алданском нагорье, спортивные сюжеты, прелести русской зимы и, пожалуй, не совсем привычная тема воспитания трудных подростков в Ленинградской специальной школе. Уточним: традиционных для советского периода. Это свидетельство того, что в журнале и в первые годы перестройки еще обнаруживаются следы практики иллюстрирования советских лет.

Один из главных признаков перестройки — гласность, а средства массовой информации становятся основным полем ее проявления. Расширяется поток информации о текущей жизни, и фотожурналисты не остаются в стороне от этого процесса. В иллюстрировании того же "Огонька" более отчетливо просматривается перестроечный акцент, например в № 36 за 1988 г. Центральную фотопубликацию номера "Открытые двери Америки" Л. Шерстенникова журнал разверстал на четырех страницах, а начало ее вынес на обложку. "Чтобы навсегда истаял

образ врага в нашем представлении друг о друге, надо просто разглядеть друг друга, увидеть такими, какие мы есть", — заключает автор. На это и был нацелен обектив Л. Шерстенни-кова. Черты времени просматриваются в фоторепортаже "Состязание" Ю. Феклистова, запечатлевшем реалии демократии на выборах первого заместителя председателя горисполкома Алма-Аты. Убедительно говорит о переменах в практике иллюстрирования журнала также показ негативых сторон действительности: в номере опубликованы снимки крушения пассажирского поезда на Октябрьской железной дороге.

К 90-м годам накопили новый опыт в иллюстировании и другие издания. Например, произошли изменения в тематике фотопубликаций журнала "Крестьянка": в № 8 за 1996 г., освещая проблему "частник и власть", редакция дополнила текст фотографиями из белгородской глубинки, наглядно подтверждающими, что сельский труженик может зажить комфортно и богато. "Работница", "Ровесник", "Вокруг света" также содержательно обновлялись. Однако отклик на реалии действительности вел не только к расширению тематики журналов, но и к ее сдвигу: реже стали печатать снимки трудовой вахты, их место заняли изображения политиков, олигархов и "звезд" шоу-бизнеса, сенсации, "чернуха", а положительный опыт отошел на второй план. Дифференциация прессы на качественную и массовую затронула и журналы, в том числе и вновь появившиеся. Фотопубликациям на их страницах отведена существенная площадь, и неслучайно. Фотография как никакое другое средство привлекает внимание читателя, а следовательно, соответствующий подбор снимков представляет собой верный путь журнала к своему читателю. Подбор фотографий — дело работников редакции, однако было бы не совсем точным субъективный фактор считать определяющим в иллюстрировании издания. Есть факторы, которые оказывают влияние на самого иллюстратора, на его выбор снимков, другими словами, факторы, предопределяющие иллюстративную политику. Диапазон последней не ограничивается вопросом, что публиковать, а включает также вопрос, как напечатать, преподнести снимок читателю. Можно выделить по крайней мере три момента, так или иначе проявляющие себя или находящиеся в поле зрения оформителя издания: это касается аудитории журнала, рыночных условий существования и технической базы.

Подбор иллюстраций для номера, конечно же, следует вести с учетом потребностей и интересов читателей, а они различаются у молодежи и пожилых людей, мужчин и женщин; профессиональный и другие ориентиры также могут оказаться значи-

мыми. Этот принцип применялся на практике и в советский период: были отличия, например, в иллюстрировании того же "Огонька" и "Смены", причем не только тематические, но и в подаче материала. Комсомольская "Смена" нередко прибегала к более динамичной верстке, что соответствовало восприятию молодого читателя. Именно такого эффекта достигло диагональное расположение снимка к материалу "Карнавал" на развороте в первом январском номере за 1987 г. "Фантазии на тему свободного времени и хорошего настроения" — так назвала "Смена" эту публикацию, подобную фантазию заметил читатель и в подаче снимка.

Принцип ориентации на аудиторию действует и в современной журнальной периодике. Немало изданий ведут буквально прицельный подбор фотографий, который помогает привлечь внимание и поддерживать постоянный интерес к ним определенного читателя. Иными словами, выверенная на определенного читателя практика иллюстрирования позволяет журналу обрести свою нишу в печатном мире. Не только по названию, но не в последнюю очередь именно по фотографиям читатель определяет, например, журналы "Лиза", "Самая" как женские издания, "Медведь" как мужское. "Огонёк", "Итоги", "Профиль" по характеру фотопубликаций — журналы, рассчитанные на широкую аудиторию, а "Сафари" и "Саквояж-СВ" соответственно на охотников и путешественников.

Если ориентир на аудиторию, т.е. определение точного читательского адреса издания, — изначальный и всегда присутствовавший в периодике фактор, то рыночные условия функционирования отечественной прессы — явление новое в нашей действительности последних двух десятилетий. Влияние рынка на периодическую печать прослеживается и в иллюстрировании журналов. Причем это влияние многоаспектное, затрагивающее все основные стадии, которые проходит снимок, — от замысла до появления на странице.

В принципе читателю нет дела до всех перипетий снимка на пути в номер журнала, он видит результат — фотопубликацию — и оценивает ее по своей шкале: либо с интересом рассматривает, либо пролистывает, едва лишь бросив на нее взгляд. Однако всякий результат зависит от начальных действий или исходной позиции редакции издания. Взгляд на фотографию и отношение к ней как компоненту журнальной страницы программирует ее ценность. В зависимости от этого снимок может стать эффективным информационным средством или оказаться лишь дополнением к тексту, т.е. вспомогательным элементом, не равнозначным ему в содержательном плане.

Фотожурналисты в своей практике выработали многие формы отображения действительности и могут использовать их для решения различных творческих задач. В результате на страницах периодической печати появляются публикации в виде фотозаметок, фоторепортажей, фотоочерков и других жанров. Жанровый диапазон фотопубликаций становится существенным для издания, поскольку он указывает на информативную значимость напечатанных снимков. Очевидно и то, что он важен для понимания особенностей эволюции журнальной фотоиллюстрации.

Здесь опять же показательна практика иллюстрирования журнала "Огонек" перестроечного периода, в котором сосредоточились высокопрофессиональные фоторепортеры и оформители и опыт которого был поучителен для других изданий. Снимок в "Огоньке" фактически использовался наравне со словом, т.е. журнал поручал освещение отдельных тем фотожурналистам, последние находили соответствующие формы отображения, в которых материал представал перед читателем. В названных ранее номерах этого издания все перечисленные темы раскрыты в публикациях, жанровая принадлежность которых включает фоторепортажи, фотозарисовки, фотокорреспонденции и фотоочерки. Обнаруживается принцип целесообразности: журнал отдавал приоритет снимку, когда наглядный показ факта, события или явления выигрывал в информационном плане. Именно наглядность снимка стала отправным моментом в решении "Огонька" подготовить фоторепортаж "Открытые двери Америки", что профессионально удалось сделать Л. Шер-стенникову. Фотографии как дополнение к тексту, т.е. прямая иллюстрация, тоже напечатаны в журнале, но они несопоставимы с автономными фотопубликациями даже в количественном плане.

На примере "Огонька" можно констатировать, что в перестроечные годы в иллюстрировании жанровый диапазон еще заметен. Но уже в 90-е годы фотопубликации в журналах обнаруживают признаки жанрового кризиса. Прежние позиции занимали лишь фотозаметка да фоторепортаж, хотя последний обрел некоторую расплывчатость из-за широты трактовки. Менее других востребован фотоочерк, расхожим стало мнение даже об исчезновении этого жанра.

Действительно, в "Огоньке" прежнего разнообразия форм отображения теперь не находим. Однако суждение о невостребованности жанров преувеличено. Именно в середине 90-х "Крестьянка" печатает фотоочерк И. Зотина "Осташков: рыбак, кожемяка и музыкант". По содержанию эта работа вписывается

в цикл "Малая Родина", который фотокорреспондент ТАСС задумал еще в 80-е годы и который открыл фотоочерком "Живет такой крестьянин", снятым в Подмосковье как символ выживания деревни.

И спустя десять лет в том же журнале "Крестьянка" читатель находит фотопубликации, подобные фотоочерку И. Зотина, например в № 2 за 2005 г. "Рождество по-швейцарски" И. Сто-махина. Однако есть и различие, а что касается подобия, то оно здесь внешнее, в развернутости изобразительного ряда. В наполнении же его заметно смещен акцент: автор запечатлевает Швейцарию в большей мере не как публицист, а как рекламист: отображено и показано то, что должно привлечь внимание и побудить к путешествию. Очевидно, что не социально ориентированный, а рекламно-информационный аспект преобладает в фотопубликации. Таким образом, в жанре обозначилось изменение, свойственное печати в рыночных условиях. Коммерческая составляющая непосредственно или опосредованно наложила отпечаток на работу фоторепортера, бильдредактора, дизайнера и в конечном счете на иллюстративную практику.

На рынке важно выжить, и этой цели журналы подчиняют все средства, в том числе фотографии. И здесь кроется причина жанрового кризиса, суть которого заключается в том, что многие журналы поменяли приоритеты в иллюстрировании: формам отображения предпочли формы подачи. В иллюстрировании был скорректирован начальный этап, точнее сказать, упрощен: от фоторепортера фактически не требовалось воплощения темы в том или ином жанре, он стал лишь поставщиком снимков в номер, желательно эффектных. Фотожурналист по существу превращается в фотографа: при съемке он лишь не должен выходить из темы, а творческие муки, связанные с поиском формы ее отображения, "отменяются". Создание фотопубликации фактически переносится в редакцию, забота которой сводится к тому, чтобы найти снимкам форму подачи, при которой читатель обратит на них внимание. В такой ситуации упрощенное толкование жанров не кажется случайным: уже отмечалась размытость границ фоторепортажа, можно часто наблюдать и неадекватность публикаций фотоочерку.

Формы подачи как инструмент привлечения читательского внимания, например, используют журналы "Итоги", "Русский Newsweek", "Русский репортер" и все тот же "Огонек". "Настроение недели", "Фото недели", "Фотография", "Фото номера" — под такими рубриками названные издания публикуют в номере фотографию размером на целую страницу или разворот. Причем, если проследить за сроками появления этих форм подачи,

то можно заметить между изданиями соперничество, желание не уступить или не отстать: ведь читательская аудитория у них одна, поскольку тематический диапазон существенно не отличается. В содержательном плане снимок в перечисленных рубриках отображает факт из современной жизни, т.е. представляет собой фотозаметку. Размер напечатанной фотографии не определяет объема информации о факте, но в аспекте психологическом страничная разверстка снимка, конечно, более выигрышна.

Рубрики иллюстрируются также многокадровыми фотопубликациями, как правило, наравне с текстом. По характеру расположения, увязки с текстом можно выделить рассредоточенную и параллельную формы подачи. В журнале "Итоги" примеры рассредоточенного расположения фотографий в тексте находим в рубрике "Главная тема". Здесь также делается акцентировка на отдельных, наиболее значимых сюжетах, как, например, в материале "Последний луч империи" в № 26 за 1997 г. на фотографии бухты Виктория в Гонконге, запечатлевшей огни небоскребов на ее берегах.

"Итоги" в № 18 за 2006 г. материал "Подальше от электричества" в рубрике "Общество" проиллюстрировал снимками, которые параллельно с текстом наглядно подтвердили основную мысль публикации: "В России и в мире все популярнее становится экологический туризм". Журнал "Огонек" в № 3 за 2006 г. в так же названной рубрике опубликовал текст А. Воронина и снимки А. Никольского под общим заголовком "Начальник 101-го километра". Фотографии расположены в подвале на четырех страницах и самостоятельно показывают, как предприимчивый человек Максим Литвинов, наладив в Кимрах обувное производство, изменил жизнь горожан.

Различные формы подачи изобразительного материала практикуют и другие журналы, и не только качественные, но и массовые. Однако в последних привычные в фотожурналистике понятия нередко трактуются своеобразно, и фотопубликации обретают формы подачи, свойственные глянцевым изданиям. Так, журнал "Домовой" в № 2 за 2006 г. поместил специальный репортаж "Честно счастливые", изобразительная составляющая которого крупно, в размер страницы, напечатанные постановочные снимки, в студийном ключе запечатлевшие олигархов. Фотографии притягивают взгляд читателя, но ничего репортаж-ного, а следовательно, выхваченного из самой жизни, в них нет. Привлечь внимание к журналу преследуют и фантазии Е. Рождественской в "Караване историй". Фотографии современников, чаще всего "звезд", в антураже героев картин известных художников — это своеобразный фототеатр, в котором все наду-

манно, но тем не менее работы фотографа, судя по многолетней их публикации, вызывают интерес у читателя. Обозначенные формы подачи основаны на постановочной фотографии. Но и в случае использования репортажных снимков иллюстраторы глянцевых изданий также в первую очередь заботятся об оформительской привлекательности журнала.

В рыночных условиях иллюстративное наполнение издания может восприниматься как производственный процесс по созданию товара. Для глянцевых журналов это важная аксиома, здесь зачастую фотография становится своего рода товарной упаковкой, призванной привлечь потребителя. Отношение к журналу как товару, а к читателю как потребителю вообще-то свойственно издателям печатной периодики всех типов. Однако заметны и различия. Какие бы формы подач изобразительного материала ни были использованы в качественных журналах, фотопубликации здесь содержат преимущественно новостную, социально ориентирующую составляющую, в то время как в массовых изданиях они часто лишены этого признака, носят развлекательно-досуговый характер.

По форме подачи материалов особенно заметно отличаются издания, адресованные молодежи. В данном случае прослеживается учет ее психологии и ценностных ориентиров. Далеким от своей прежней практики стало иллюстрирование журнала "Ровесник". Сходство с ним обнаружили издававшийся в конце 90-х "Адреналин" и выходящие сегодня "Бакел", "Бумеранг". Характерные признаки подачи фотографий в молодежных изданиях, с одной стороны, — это динамизм, тесная связь, порой вживленность снимков в текст, монтажная увязка всех графических составляющих страницы или разворота, с другой стороны, полное обособление фотографий, разъединение с текстом. Именно такую форму подачи использовал "Бакел" в № 6—7 за 2003 г., вышедший в виде двух тетрадей. Первая — с текстами и выделенной пометкой на обложке "Почитай", вторая — с фотографическими изображениями и предложением читателю "Посмотри". Различные подходы в иллюстрировании свидетельствуют об экспериментаторстве в молодежной прессе, поиске своего стиля, о том, что поиск этот не закончен.

Как значимый фактор в иллюстрировании прессы выступает технический прогресс, предопределивший съемку цифровыми камерами и использование компьютерных технологий на всех этапах творческого и производственного циклов. Информативность фотографии всегда связывалась с ее техническими возможностями запечатлевать реальность и тиражировать изображение. Сегодня же, когда снимок фактически мгновенно

передается с места события в редакцию, скорость такой доставки можно приравнять содержанию, поскольку оперативность сохраняет фотоотображению новостные качества. Но есть различия в востребованности возможностей новой техники и технологии качественной и массовой прессой. Отмеченная способность компьютерной технологии повысить оперативность работы фоторепортеров в большей мере используется качественной периодикой. И хотя приоритет здесь за газетами, журналы также имеют новостные рубрики. "Телеграф" в "Итогах", "Неделя" во "Власти", "Перископ" в "Русском Newsweek", "Артефакт" в "Вокруг света" (перечень журналов можно продолжить) вместе с текстовыми публикуют и фотозаметки об актуальных фактах современной жизни. Новостной характер часто отмечаем и у фоторепортажа. Например, к этому жанру относится фотопубликация В. Максимова "Корабль умных" в журнале "Огонек" (2006. № 40), в снимках рассказавшая о проведенных лучшими учителями страны открытых уроках в поселках Ханты-Мансийского округа.

В массовых журналах акцент в использовании компьютерной технологии переносится в большей мере на решение дизайнерских задач. Кроме уже упоминавшихся "Домового", "Каравана историй", "Медведя", к эффектному оформлению стремятся "Атмосфера", "Биография", "Домашний очаг" и ряд других.

Но техника и технология как фактор в формировании иллюстративной концепции обнаруживает и другую особенность. Несмотря на стремление выделиться, в оформлении журналов заметно и сходство, прежде всего в использовании фотографий, приемов их расположения на страницах, сочетания с другими компонентами. Ощущение однообразия дизайнерских решений возникает не только во вновь появившихся на рынке изданиях, но и в журналах с большим стажем. Опять же показательна практика иллюстрирования "Огонька", резкое изменение его "лица" предопределено переходом на дизайн, основанный на требованиях иностранной полиграфической базы, и использование нескольких стандартных модулей. С возвращением "Огонька" на отечественную печать реставрации оформления не произошло: формы подачи, как уже было отмечено, взяли верх над жанровой палитрой фотопубликаций. Немало изданий с момента возникновения продолжают печататься в других странах. В связи с этим нередко вносятся существенные коррективы и в практику иллюстрирования. На первый план выходит работа бильдредактора, дизайнера. Они определяют статус фотопубликации, нередко составляя ее из снимков разных фоторепортеров. Имя автора фотографии в данном случае обозначается едва

прочитываемой нонпарелью: юридическая сторона соблюдена. Нельзя однозначно считать такой подход порочным, он продиктован обстоятельствами или, более того, востребован временем. Судьба фотопубликации здесь часто предопределяется мерой таланта бильдредактора. В журнале "Итоги", например, большинство материалов иллюстрируется именно фотоподборками и, как правило, выразительно. В № 51 за 2005 г. это издание сопроводило интервью с главой МЧС Сергеем Шойгу снимками разных авторов, преследуя цель представить читателям образ министра. Подбор и подача фотографий способствуют этому. В данном случае заметен профессионализм бильдредактора.

Для воплощения творческой задачи порой именно подборка снимков становится единственным способом. Данный тезис подкрепляет обширная фотопубликация "Новый год 1936—2006" в журнале "Большой город"(2006. № 24). В ней представлены фотографии их архива фотожурналистов. В каждом снимке читатель находит отличительные штрихи лет. А весь изобразительный ряд составляет своеобразную летопись страны. Это и определило интерес к фотоподборке.

Конечно, данный пример исключительный. Фоторепортер отображает реалии сегодняшнего дня. И нельзя абсолютизировать подход, который не полностью реализует возможности фотожурналистики. Творить и сознавать себя лишь поставщиком "сырья" — вещи несовместимые. Такая практика не плодотворна в выработке своего почерка, авторского видения, словом, не способствует появлению индивидуальности.

Но не только штатные фотокорреспонденты удовлетворяют потребности журналов в фотоинформации. Источники ее за два десятилетия значительно расширились, а доступность их облегчила получение фотоизображений. И эту услугу опять-таки оказывает порождение технического и технологического прогресса — Интернет. Не только для газет, но и для журналов Интернет стал мощным информационным ресурсом. Периодические издания смогли дополнить снимки своих штатных фотокорреспондентов работами фоторепортеров мировых информационных агентств. Появилась даже возможность выбора.

Казалось бы, в этом случае получаем новый аргумент в пользу редакционных фотоподборок. Но этот аргумент следовало признать весомым, если бы редакторы при выборе всегда выносили на первый план содержательность снимков, соизмеряя ее с дизайнерскими решениями. Страницы же изданий порой не отличаются разнообразием показа важнейших событий в мире: редакции часто выбирают одни и те же фотографии. Однако это уже проблема не Интернета, а пользователя. Положительные

моменты от обращения к Всемирной сети более значимы: главный из них выражается в том, что на журнальной странице происходит смычка опыта отечественного и зарубежного. Данное обстоятельство тем самым становится существенным моментом в эволюции иллюстрирования журналов.

С цифровыми технологиями связана еще одна особенность в иллюстрировании современных периодических изданий — монтаж фотоизображений. Если в фотоподборке снимок сохраняет авторское решение, то в фотомонтаже происходит корректировка изображения. По широте распространенности в прессе фотомонтаж можно выделить как направление в иллюстративной практике. Палитра его разнообразна: от смыслосодержа-щих композиций до чисто оформительского элемента. Журнал "Власть", например, в № 45 за 2003 г. вынес на обложку фотоизображения мировых лидеров, выстроив их по росту с помощью графического редактора. "Русский Newsweek" в № 43 за 2006 г. в разных рубриках использовал несколько вариантов комбинированных фотоизображений, проиллюстрировав ими размышления социолога о российской дороге к счастью.

Но наибольшее применение монтажный способ подачи фотоизображений находит в молодежных изданиях, став фактически для них основным характерным признаком эволюции в иллюстрировании. От простых решений, например впечатывания фотосюжетов в контуры букв в журнале "Бумеранг" № 3 за 2007 г., до набора дизайнерских фантазий (которым соответствует определение "эстрадность") — "Ровесник" № 1 за 2006 г. Эстрадность как явление в иллюстративном оформлении, в основе которого лежит желание выделиться, обратить на себя внимание любым способом, конечно, сполна эксплуатирует возможности графических редакторов. Такой подход можно объяснить максималистскими устремлениями молодых дизайнеров.

Однако фотомонтаж не последний структурный элемент, который за два десятилетия прочно занял место в журналах и оказался причастным к эволюционным процессам в иллюстрировании. Функционирование печати в рыночных условиях вызвало необходимость размещать на ее страницах рекламные фотографии. В публикации их можно выделить два момента. Во-первых, фотореклама отнимает часть площади изданий у журналистских материалов, в том числе фоторепортерских. Во-вторых, имеет значение само расположение, точнее, их визуальное сочетание с новостными снимками на полосе. Среди претендентов на журнальную площадь в этой ситуации опять же наиболее уязвимыми оказались многокадровые фотопубликации,

т.е. те же фотоочерк, фотокорреспонденция, да и в какой-то мере фоторепортаж.

Отдав предпочтение более лаконичным формам и фотоподборкам, дизайнеры должны были решить и вторую задачу: органично поместить фоторекламу в номере. При этом следует учитывать ее отличительную изобразительную стилистику, чтобы избежать бросающегося в глаза диссонанса в оформлении. Но именно к такому результату привела публикация в "Огоньке" № 3 за 2006 г. рекламной фотографии "Байкал дороже нефти" на одной странице с фотоподборкой к 100-летнему юбилею патриарха российского танца Игоря Моисеева. Рекламный снимок воспринимается как девятый, завершающий изобразительный ряд фотоподборки, хотя он отличается цветовым решением и отделен едва заметной линейкой. Подобной дезориентации читателя удалось избежать "Огоньку", например, в № 17 за 2007 г., в котором рекламные фотоизображения напечатаны на отдельных страницах. Такая практика публикации фоторекламы применяется сегодня во многих изданиях. Журнал "Итоги" дополнительно ввел в номере специальный раздел "Эксклюзив", где стилистически гармонично разверстаны рекламные фотографии и информативно емкий текст.

Важно, однако, заострить внимание не на частностях, т.е. расположении на журнальной странице, а на том сопутствующем влиянии, которое фотореклама оказывает на свое окружение в номере, в том числе и на событийные фотоматериалы. В большинстве случаев рекламная фотография оказывается выразительнее событийной и, естественно, для читателей зрительно более притягательной. Пытаясь решить проблему остальной массы фотопубликаций, многие издания "подтягивают" их уровень, наполняя страницы снимками-символами или просто "фотографиями по теме", удовлетворяющими запросам дизайнера. Например, производят впечатление снимки-символы ОМОНа в журнале "Эксперт" № 16 за 2007 г., скинхеда в "Нескучном саде" № 6 за 2006 г., одноэтажной России в "Огоньке" № 46 за 2006 г.

Представление о читательских ожиданиях, модульная верстка, "уплотнение" за счет рекламы — эти и другие факторы в совокупности способствовали функциональной переориентации значительной массы журнальных фотопубликаций. Фотография в журналах стала выполнять преимущественно иллюстративную функцию, т.е. превратилась в "довесок" к тексту. Информативная функция сохранилась за теми немногочисленными публикациями в жанрах фотожурналистики, которые сегодня выглядят осколками от цельной палитры. Жанр — форма, которую фоторепортер примеряет к действительности,

4 ВМУ, журналистика, № 2

в которой раскрывает актуальную тему фотографическими средствами. Однако эти средства оказываются не в полной мере востребованными.

Тем не менее ситуация не будет казаться нелогичной, если соотнести содержание снимков с формой, в которой они представлены на страницах массовых журналов. "Лакированный" показ узкого сектора действительности — мира "звезд" кино, шоу-бизнеса, спорта и т.д. — представляет собой именно показ, а не отображение. Здесь практикуется методика пиара, а не образа, поэтому когда идут не от жизни, фотоочерк не может быть востребован. Для прагматичных задач в большей мере соответствует фотоподборка или фотоиллюстрация в эффектной подаче. В глянцевых журналах "глянцевая" жизнь — это закономерно.

Качественные же издания сохраняют функциональное разнообразие фотопубликаций, хотя и здесь произошел явный сдвиг в сторону фотоиллюстрации. В данном случае сдвиг имеет не только количественное выражение, но и качественное: фотокорреспондент в роли иллюстратора часто выполняет заказ, работает на текст, т.е. в заранее заданных параметрах. Но когда фотожурналист не ведет наблюдений за действительностью, не приобретает своего взгляда на реалии современной жизни, он профессионально не соответствует качественной, социально ориентированной прессе, отличающейся широтой творческих задач. Неслучайно отпечаток иллюстративного подхода нередко прослеживается и в тех немногочисленных самостоятельных фотопубликациях, которые появляются в этих изданиях. Например, фоторепортаж "Сибирские валенки" в журнале "Русский Newsweek" № 44 за 2005 г. представляет собой бесхитростную фиксацию технологического процесса.

Иллюстративность стала концентрированным выражением проблем в современной фотожурналистике. Она демонстрирует внешнее благополучие: количество фотографий в печати возросло, что, казалось бы, свидетельствует о следовании в ногу со временем, учитывая тенденцию переориентации культуры со слова на изображение. Конечно, снимок должен усиливать текст, подкреплять его своей наглядностью. Это одна задача. Другая — давать читателю полновесную фотоинформацию, вести с ним разговор на языке фотоизображений. Опытные фотожурналисты умеют это делать, они есть в "Огоньке" и в других изданиях. Например, запоминается очерковый материал "В поисках калашей", созданный объективом А. Семашко и пером А. Фа-тющенко и опубликованный в журнале "Вокруг света" № 11 за 2003 г. Не оставят читателя равнодушным фотоочерки П. Крив-

цова о композиторе Георгии Свиридове и С. Воронина о кузнецах города Мышкина в "Общенациональном русском журнале" № 3 за 2007 г. Гармоничного сочетания фотопубликаций разной функциональной принадлежности достиг журнал "Фома" в № 5 за 2007 г.: наряду с традиционной фотоиллюстрацией и информативно емким фотоочерком "Сердце деревни" А. Без-лепкина выразительно размещены символико-пиктографические фотоизображения, обозначающие тематические разделы издания. Примеры эти замечательны тем, что в них востребован совокупный профессиональный опыт фотожурналистов, бильдредак-торов и дизайнеров. Именно совокупный опыт, в котором нет приоритетов или выпавших звеньев. Такая практика плодотворна, поскольку она не ограничивает творческих устремлений каждого и в то же время объединяет усилия на решение конкретных задач иллюстрирования.

Эволюционный итог выразился в парадоксальной ситуации: опираясь на компьютерную технологию, расширив источники фотоинформации и оперативность ее получения, журналы снизили социальный вес фотопубликаций. Широкое понимание фотоиллюстрации (включающее все функциональные разновидности фотопубликаций) начало терять под собой почву и все больше соответствовать узкому значению — лишь дополнению к тексту.

Повышение информативности фотопубликаций — не самоцель. В стране, которая преобразуется, нераспаханное поле тем, и нелогично, что в разработке их не востребован в полной мере арсенал средств фотожурналистики. Именно информативность фотопубликаций определяет истинное благополучие в иллюстративной практике и следование в ногу со временем. Пока же впору говорить о кризисе идентичности, поскольку в понимании сущности иллюстрирования верх взяла оформительская сторона.

Поступила в редакцию 15.11.2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.