Научная статья на тему 'Понятие фотографии и факторы создания художественного фотообраза'

Понятие фотографии и факторы создания художественного фотообраза Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
11110
1410
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОТОГРАФИЯ / ВИЗУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА / ЛОМОГРАФИЯ / КОМПОЗИЦИЯ / PHOTOGRAPHY / VISUAL STUDIES / ARTISTIC IMAGE / PLASTIC ARTS / LOMOGRA-PHY / COMPOSITION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Абросимова Н. В.

В статье рассказывается об искусстве фотографии: дается определение понятия, описываются основные вехи истории фотографии, дается авторская трактовка классификации видов фотографии, рассказывается о ее функциях и основных факторах создания художественного образа в данном виде пластического искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the art of photography, the author defining the concept, describing the main stages of the history of photography, giving her interpretation of photography classification, as well as describing its functions and the main factors of creating an artistic image.

Текст научной работы на тему «Понятие фотографии и факторы создания художественного фотообраза»

215

УДК 7.038.53:77

Н. В. Абросимова

Понятие фотографии

и факторы создания художественного фотообраза

В статье рассказывается об искусстве фотографии: дается определение понятия, описываются основные вехи истории фотографии, дается авторская трактовка классификации видов фотографии, рассказывается о ее функциях и основных факторах создания художественного образа в данном виде пластического искусства.

The article deals with the art of photography, the author defining the concept, describing the main stages of the history of photography, giving her interpretation of photography classification, as well as describing its functions and the main factors of creating an artistic image.

Ключевые слова: фотография, визуальные исследования, художественный образ, пластические искусства, ломография, композиция.

Key words: photography, visual studies, artistic image, plastic arts, lomogra-phy, composition.

Как известно, искусство - это «образное отражение действительности» [2, с. 7], особый вид познания человеком мира и самого себя. Отражая внешнюю реальность и свой внутренний мир, человек создает художественные образы, несущие в себе субъективные составляющие (чувства, эмоции, впечатления, переживания, воспоминания, мысли человека). Художественные образы, создаваемые человеком, зависят и от того, в какие времена живет и творит художник, архитектор, артист и др.

Искусство - это система, состоящая из отдельных видов и родов, а «...границы между отдельными видами искусства не абсолютны, практически они нередко между собой различным образом переплетены или сочетаются (драматургия как основа кинофильма и театрального спектакля; музыкальный театр - опера, балет, театральная живопись; синтез пространственных искусств в архитектуре и т. д.)» [14].

© Абросимова Н. В., 2015

216

В искусствознании нет единого мнения о том, как классифицировать различные виды искусства, что является искусством, а что мы не можем относить к нему. Д. Рейнолдс говорит о том, что «ценность и достоинство каждого вида искусства пропорциональны умственному труду, затраченному на его создание, или умственному удовольствию, от него полученному» [цит. по 2, с. 12].

Можно, к примеру, выделить виды искусств, используя три критерия. Первый - объективные особенности образа. Согласно этому критерию можно различать следующие виды: 1) пространственные искусства - живопись, скульптура, графика (вместе именуемые изобразительным искусством), архитектура, декоративноприкладное искусство; 2) временные искусства - литература и музыка; 3) пространственно-временные искусства - театр, танец.

Второй критерий - механизм восприятия. По этому критерию выделяются: 1) зрительные виды искусства - изобразительные, архитектура и декоративно-прикладное; 2) зрительно-слуховые - кино, театр, танец; 3) слуховые - музыка. По мнению некоторых авторов, литература занимает особенное место, поскольку она безразлична, с их точки зрения, к слуховой или зрительной форме восприятия. Помимо этого, «в некоторых случаях подчиненновспомогательную роль в восприятии искусства играют и другие чувства - моторное (в архитектуре, танце) и моторно-осязательное (скульптура, декоративно-прикладное искусство)» [14].

Третий критерий - характеристика роли языка, являющегося основным средством общения. На основании этого критерии различаются: 1) литература, в которой «образ возникает в представлении»; 2) кино, театр, вокальная музыка, широко пользующиеся языком; 3) изобразительные искусства, инструментальная музыка, танец, архитектура, декоративно-прикладное искусство, которые не пользуются языком; 4) плакат, графика и прочие виды искусства, куда «речевые элементы иногда проникают в некоторых редких случаях» [14].

Система искусства постоянно меняется, как, впрочем, и границы художественного творчества. К примеру, в прошедшем ХХ столетии появился кинематограф, а в период, когда писалась цитируемая выше «Философская энциклопедия», ее авторы наблюдали формирование таких самостоятельных областей искусства, как фотография, телевидение и радио.

217

Остановимся подробнее на фотографии, которую можно отнести к так называемым пластическим искусствам. По одному из определений, «искусства пластические - понятие, объединяющее виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени» [15, с. 132]. Фотография принадлежит к изобразительным пластическим искусствам, которые воспроизводят «с различной мерой чувственной достоверности визуально воспринимаемую действительность» [15, с. 132] (наряду с живописью, скульптурой, графикой, монументальным искусством).

Интересным представляется взгляд Фридриха Теодора Фишера, немецкого ученого XIX в. Тогда споры о положении фотографии в ряду искусств только зарождались, как и сама фотография. В своей работе «Эстетика, или Наука о прекрасном» Фишер разделил искусства на рисующие, музыкальные и поэзию. Фотографию в число рисующих искусств он не включил, а в определении «подражательных» искусств: гравюры, литографии и прочих - он называет дагерротип «переходящим в ремесло» [10, с. 30].

В данной работе мы исходим из того, что фотографическое искусство / фотография является самостоятельным его видом, вобравшим в себя некоторые принципы живописи и графики и в котором создание композиции и художественного образа происходит посредством синтеза технических, изобразительных и выразительных средств.

Слово фотография происходит от греческих phos, photos (родительный падеж) и grapho, что в переводе на русский язык означает свет, пишу, т. е. буквально светопись [1 ], позволяющая получать изображения объектов «с помощью оптического аппарата (камеры) на светочувствительных пластинках». То есть фотография - это «искусство снимать предметы на бумагу посредством света; .. .солнцепись» [3]. Это также картина, снятая посредством света и «...заведенье, устройство, мастерская художника фотографа, светописца» [3].

Во всем многообразии литературы, посвященной истории фотографии, непросто найти какую-то единую линейную схему, позволившую бы определить, с чего началось, как развивалось и что являет собой сегодня такое явление как фотография. Но сделать некоторый условный вариант основных вех истории фотографии все-таки можно.

Первым этапом, весьма длительным по времени, был этап, связанный с таким техническим аппаратом для получения фотографии с помощью света, как камера-обскура. Второй этап связывается с

218

технической «находкой» - дагерротипом (металлические пластинки с позитивным изображением). Третий - с калотипом (позитивы). Четвертый - с появлением самого слова фотография, в дальнейшем вошедшим в повсеместный обиход. Пятый этап - появление аналоговых фотоаппаратов с пленкой. Шестой - появление цифровых фотоаппаратов, ознаменовавших эру, которую можно назвать «фотография в каждые руки».

В создании фотографического образа есть несколько составляющих: химический процесс (в случае аналоговой фотографии), процесс воздействия на цифровой чувствительный элемент (в случае цифровой съемки), свет, оптика, художественный образ. Учитывая, что фотография - это сочетание «физических и химических процессов, по отдельности давно известных человечеству» [6], стоит упомянуть об этих процессах. Физические процессы, а именно -оптическое получение изображения, связаны с аппаратурой (камера-обскура, фотокамеры), а химические - с закреплением изображения на материале (пластинки, стекло, пленка до появления цифровых технологий).

В наши дни практически каждый человек может фотографировать, имея при себе мобильный телефон, планшет, и, невзирая на отсутствие знаний о принципах композиции, о законах создания художественного образа, создавать свою картину мира, собственный взгляд на реальность, а зачастую - свою виртуальную реальность.

Фотография выполняет определенные функции, раскрывающие тип человеческой деятельности, которую еще в 1932 г. венгерский мыслитель, дизайнер и педагог в сфере художественного образования Л. Мохой-Надь назвал «объективной формой зрения нашей эпохи» [11, с. 44]. Этот художник, выявляя сущность и смысл фотографии, небеспричинно полагал, что фотография вкупе с новой архитектурой (сходство в восприятии изображаемого объекта и построении композиции в фотографии и архитектурном искусстве отмечают и современные художники, педагоги и фотографы [4]) привела к нашей способности «по-новому смотреть на окружающую среду и на свою жизнь», что в фотографии нам нужно «искать не "картину", не обычное эстетическое впечатление, а особый инструмент для педагогических и изобразительных целей» [11, с. 44, 45]. Мохой-Надь ставит знание фотографии на уровень знания письменности, делая при этом безапелляционный вывод: «В будущем не только человек, не умеющий читать и писать, но и тот, кто не умеет фотографировать, будет считаться безграмотным» [11, с. 45].

219

В связи с этим выделим две, помимо прочих, на наш взгляд, самые важные функции современной фотографии: социальную и вспомогательную.

Социальная функция заключается в том, что снимок, публикуемый в СМИ, социальных сетях, служит средством привлечения внимания к тем или иным проблемам общества. Это может выглядеть так, как пишет известный теоретик фотографии Сьюзен Зонтаг: «Одной из функций искусства фотографии является усовершенствование того, как вещи выглядят в обычной жизни... Приукрашивание есть одна из типических операций, какую камера проделывает с реальностью, и в этом всегда присутствует стремление устраниться от моральной ответственности за то, что будет изображено, как бы заретушировать собственную позицию. Обезображивание, стремление показать нечто в наихудшем его состоянии представляет собой функцию, более свойственную современности - дидактическую, она предполагает активный отклик зрителя. Сегодня фотография, чтобы обвинить кого-либо и даже, быть может, изменить чье-либо поведение, должна произвести шок» [5].

Вспомогательная функция фотографии практически с момента возникновения дагерротипа заключалась в том, что художники начали использовать светопись как замену работы над эскизом живописных и графических работ. И по сей день фотография не перестает использоваться художниками с этой утилитарной точки зрения, когда, не имея времени или желания работать карандашом или красками, предпочтение отдается техническим средствам: фотокамере и автоматическому режиму съемки. Вспомогательная функция фотографии также связана с использованием фотографии в образовательных (учебных, научных) целях.

Следует согласиться, что «... сам способ толкования фотографии зависит от социального контекста и от того места, которое фотография занимает в нем» [6]. Учет социального контекста обусловливает необходимость разработки соответствующих классификационных моделей. Полагаем, что одним из вариантов может быть следующая классификация.

1. Фотография как деятельность.

Первый критерий классификации - субъект фотографической деятельности. На основе этого критерия можно выделить любительскую и профессиональную фотографию.

220

Любительская фотография: семейная съемка (члены семьи фотографируют друг друга); фотосъемка друзей (друзья снимают друзей); фотосъемка самого себя («selfie», «look») с целью: а) разместить в Интернете в ожидании отклика от знакомых и незнакомых людей; б) послать друзьям с помощью смартфона, электронной почты.

Профессиональная фотография: журналистская деятельность (создание иллюстраций, сопровождающих тексты в печатных и интернет-СМИ); свадебная фотография (деятельность по сопровождению свадеб); деятельность фотографов-художников (создание фотокартин); фотография в архивно-выставочно-музейной деятельности (выставки фотографии, архивирование, коллекционирование, использование электронных и печатных фотоизображений как средства репродукции живописных картин и рисунков); фотография в образовании (коммерческие краткосрочные и долгосрочные курсы, мастер-классы фотографии для детей и взрослых; государственные и муниципальные, общественные, в том числе благотворительные, фотокружки и студии дополнительного образования для детей; образование в области фотографии в учебных заведениях - фотожурналистика, ремесло фотографии, образование фотохудожника; использование фотографии как средства обучения во время учебного процесса учителем, преподавателем; использование фотографии обучающимся - фотографирование учебных материалов в процессе обучения в аудитории и в процессе внеаудиторной деятельности; научная фотография).

Второй критерий - объект фотографической деятельности. Используя данный критерий, фотографию можно подразделить на фотосъемку людей и фотосъемку окружающего мира.

Фотосъемка людей: родственников (съемка событий: фотосъемка праздничных мероприятий (дни рождения, свадьбы, встречи близких и дальних родственников, новогодние и пр.); фотосъемка перехода из одного социального статуса в другой, вех жизни (окончание детского сада, школы или вуза, свадьба, день рождения, юбилей совместной жизни, похороны); фотосъемка поездок (выезд в лес, на дачу, путешествие в другой населенный пункт, другой регион страны, другое государство); фотосъемка моментов времяпрепровождения (домашние игры детей, совместная деятельность родителей и детей, домашние театральные постановки, походы в игровые зоны для детей)); фотосъемка друзей; фотосъемка самого себя.

Фотосъемка окружающего мира: животных, растений, мест жительства, населенных пунктов, природных явлений и пр.

221

2. Фотография как изображение.

Фотография может быть как произведением искусства, так и повседневно создаваемым, используемым, но не являющимся общественной ценностью, «проходным» материалом. Это может быть иллюстрация к книге, журналистской статье и PR-тексту. Как изображение фотография может быть также репродукцией картины, репродукцией репродукции картины и т. д. Это могут быть и любительские фотоизображения из повседневной жизни людей. Не стоит забывать и о документах: фотография как исторический документ [7], фотография в кадровых личных делах, паспортная фотография, полицейская фотография (фотороботы преступников, пропавших без вести и т. п.).

Если брать в качестве критерия тип фотокамеры, то фотоизображение может быть цифровым - полученным с помощью компактной фотокамеры полупрофессионального уровня, компактной фотокамеры профессионального уровня, зеркальной фотокамеры полупрофессионального уровня, зеркальной фотокамеры профессионального уровня. Кроме того, фотоизображение может быть создано с помощью аналогового фотоаппарата, с помощью планшета, мобильного телефона (мобилография) [8; 9] и других аппаратов. Существует сегодня и «альтернативная фотография», ставшая уже международным движением, имя которому «Ломография» [13]. Последователи этого движения предпочитают создавать фотоизображения с помощью аналогового фотоаппарата, либо используя пленку и печатая изображения на фотобумаге, либо в виде моментографии, когда изображения получают сразу же после съемки. Фотографией как изображением может быть и фотограмма, полученная без использования фотокамеры, исключительно с помощью фотобумаги, света, фотоувеличителя, проявителя, фиксажа и промывки водой.

3. Фотография как средство коммуникации.

Фотография стала средством (medium), с помощью которого современный человек сообщает о том, что он делает, где побывал, что видел, что его интересует. Фотография позволяет хранить информацию о прошлом. Кроме того, фотография является сообщением, языком, кодом (если мыслить в рамках семиотики), состоящим из прочитываемых элементов. Такой код может быть понятен на межличностном, групповом, общечеловеческом и массовом уровнях.

222

Фотография как изображение может подразделяться на два вида в зависимости от того, изменяется ли сущность изображенного на ней объекта: фотография с зафиксированной объективной реальностью и фотоизображение, имеющее определенный внутренний смысл, вложенный в него фотографом. Внутренний смысл может быть по-разному интерпретирован различными зрителями в зависимости от жизненного опыта зрителя, знаний и прочих условий.

Художественную фотографию отличает наличие художественного образа, созданного посредством выразительных средств композиции с использованием фототехники. В свою очередь, художественную фотографию можно подразделить на жанры: натюрморт, портрет, пейзаж, репортаж, жанровая фотография.

Таким образом, главная проблема, существующая при работе над созданием художественного образа в фотоискусстве, - это понимание специфики фотографии, которая связана с четырьмя факторами: техническим, композиции, натуры, личности.

Технический фактор подразумевает использование технических средств, присущих только фотографии, при создании художественного фотообраза. Речь идет об инструментах (фотокамера и др.) и материалах (для печати и др.).

Фактор композиции - это практические умения и навыки, а также знания теории композиции. Что же необходимо знать и грамотно использовать или отходить от принятых норм в случае, если этого требует идея художественного произведения?

Во-первых, необходимо знать о главном изобразительном средстве композиции в фотографии - свете, поскольку именно при помощи света создаются изображения. Недаром способ получения изображения, изобретенного Ньепсом, был им назван гелиографией (пишу солнцем), а устоялось название «фотография» (пишу светом).

Во-вторых, нужно помнить о совокупности выразительных средств композиции фотоискусства - перспективе, правиле «золотого сечения», ритме, цвете, свете, формате кадра.

Наконец, в-третьих, необходимо знать о типах композиционного построения - фронтальной, диагональной, симметричной, ассимет-ричной, уравновешенной и неуравновешенной композициях.

Поскольку главная проблема как в живописи, графике, так и в фотоискусстве - создание глубины и движения, то знание и умение использовать изобразительные, выразительные и технические средства позволяет воплощать замысел, создавать притягивающий взгляд зрителя фотоизображение, увидев которое возникнет желание его разглядывать, находя связи между элементами композиции.

223

Третий фактор - фактор изображаемой натуры. Речь идет о специфике изображаемого объекта (состояние природы, характер, внешний вид человека, особенности животного, обстановка в интерьере, композиция, стиль архитектуры и т. д.). Натура может быть сфотографирована документальным способом. Это то, что Л. Мохой-Надь называл «объективной фиксацией фактического состояния» [11, с. 39] реальности без интерпретации при создании художественного образа фотохудожником. Другой способ фотографирования натуры условно можно назвать «художественным». Это когда фотограф создает определенный художественный образ, вкладывает определенный смысл в содержание фотоизображения, превращая реальный объект съемки в семиотическую (знаковую) систему, которую зритель будет интерпретировать в соответствии с определенным кодом. Однако для этого понадобятся либо знание этого кода («языка» фотохудожника), либо определенный культурный уровень (например, при интерпретации современного фотоискусства, рекламной, общественно-политической, социальной фотографии).

Кроме того, изменение натуры возможно в случае использования технических средств фотографии: светофильтров фотокамеры, особых фотокамер (монокли, пинхол и т. п.), специальных программ-фоторедакторов после перенесения снимка на компьютер, объективов с особыми приспособлениями из линз и зеркал, фотомонтажа во время съемки, химического способа или механической обработки фотоснимка после съемки, панорамирования, съемки в рентгеновских лучах света при создании фотограмм, выдержки при создании эффекта движения на снимке и диафрагмы при изменении глубины резкости изображаемого объекта [11, с. 41-42].

Четвертый фактор - личность самого фотографа. «Квалификация фотографа, прежде всего, состоит в умении подчинять камеру своим задачам. А если в самого фотографа заложен ген художника, то его искусство в том и состоит, чтобы принудить камеру в каждом конкретном случае к построению определенной художественной формы и созданию художественного образа... и ген художника... управляя фотографом, побуждает его к эстетическому, энергетическому и эмоциональному насыщению снимка» [12, с. 10].

Наконец, хотелось бы добавить к этому «гену художника» системные знания в области теории композиции, технических средств фотографии, а также умения и навыки, которые фотограф интуитивно и творчески использует при создании художественного фотоизображения.

224

Список литературы

1. Большой словарь иностранных слов. - М.: Изд-во «ИДДК», 2007 //

[Электр. ресурс]: Словари на Академике. URL:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/12640 (дата обращения: 12.07.2014).

2. Васильева-Шляпина Г. Л. Изобразительное искусство. История зарубежной, русской и советской живописи: учеб. пособие для вузов. М.: Академ. проект; Фонд «Мир», 2007.

3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т.

СПб., 1863-1866 // [Электр. ресурс]: Яндекс. Словари. - URL:

http://slovari.yandex.ra/~книги/Толковый%20словарь%20Даля/ФОTOГРАФИЯ (дата обращения: 12.07. 2014).

4. Жолудев Н. Композиция в фотографии. - М.: Эксмо, 2012.

5. Зонтаг С. Когда мы смотрим на боль других / пер. с англ. Т. Вайзер.

[Электр. ресурс]: Сеанс. - 2007. - № 32. - URL:

http://seance.rU/n/32/shockumentary/kogda-myismotrim-nabol-drugih (дата обращения: 16.12.2015)

6. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX ве-

ка / под ред. В.В. Бычкова. М.: Рос. полит. энцикл. (РОССПЭН), 2003. [Электр. ресурс]: Словари на Академике. URL:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/1137 (дата обращения: 13.07.2014).

7. Магидов В. М. Кинофотофонодокументы в контексте исторического знания. М.: РГГУ, 2005.

8. Мобилография - новый жанр фотоискусства [Электр. ресурс]: Фото-

комок.ру. - URL: http://www.fotokomok.ru/mobilografiya-novyj-zhanr-

fotoiskusstva (дата обращения: 10.02.2015).

9. Мобилография [Электр. ресурс]: Mobilography.com. URL:

http://mobilography.com (дата обращения: 10.02.2015).

10. Морозов С. А. Творческая фотография. 2-е изд., испр. - М.: Планета,

1986.

11. Мохой-Надь Л. Фотография, объективная форма зрения нашего времени // Мохой-Надь Л. Telehor. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2014.

12. Подольский Н. Ген художника в фотографической реальности. Эссе о художественной фотографии. - СПб: Лимбус Пресс, 2013.

13. Представительство Ломографии в России // [Электр. ресурс]: Страница движения «Ломография» в соцсети «Вконтакте». - URL:

http://vk.com/lomographyru (дата обращения: 10.02.2015).

14. Философская энциклопедия: в 5 т. М.: Сов. энцикл. / под ред. Ф.В. Константинова, 1960-1970 // [Электр. ресурс]: Словари и энциклопедии на Академике. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/470 (дата обращения: 17.02.2014).

15. Штаничева Н. С., Денисенко В. И. Живопись: учеб. пособие. - М.: Академ. проект, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.