УДК 7.036
Е. С. Кирсанова
творчество юрия луганского и его влияние на формирование школы художественной фотографии в приморском крае
Рассматриваются становление индивидуального творческого стиля известного фотографа Приморского края - Юрия Луганского (род. в 1946 г.), его организаторская деятельность по созданию первых фотографических объединений в крае, влияние фотографа на формирование местной школы художественной фотографии.
Ключевые слова: Юрий Луганский, фотография, фотоклубы, школа фотографии.
The art of Yury Luganskiy and his influence on the development of the artistic photoghraphy in Primorye. EVGENIA S. KIRSANOVA (Far Eastern Federal University, Vladivostok).
The article explores the formation of individual creative style of the well-known photographer of Primorye - Yury Lugansky, his organizing activities aimed at the creation of the first photographic associations in the region and his influence on the formation of local school of artistic photography.
Key words: Yury Lugansky, photography, photoclubs, photo school.
Как известно, с момента изобретения и распространения светописи между фотографией и живописью возникло очевидное противостояние: одни живописцы считали ее «служанкой живописи», годной лишь для облегчения работы над эскизами, другие боялись, что такой быстрый и относительно недорогой вид искусства, как фотография, просто отберет у них «хлеб». Однако приморское население относилось к светописи с гораздо большим уважением. Связано это было прежде всего с тем, что такие города Приморского края, как Владивосток, Николаевск-на-Амуре, Благовещенск, и их первые снимки появлялись одновременно, вся история их строительства и развития запечатлена на фотографиях. Светопись пришла в эти края вместе с экспедициями 1860-1970-х годов XIX в., снаряжаемых Императорским Русским географическим обществом, и имела огромную популярность. Немаловажной причиной привлекательности фотографии в крае было и желание клиентов, в основном военных, отправить фотокарточки своим родным в другие части России. И, конечно же, фактором благосклонного отношения к фотографии в крае было серьезное увлечение ею таких известных и влиятельных в крае людей, как главный врач флотского госпиталя В.Н. Попов, основавший в 1897 г. общество фотографического искусства, флотово-
дец С.О. Макаров, исследователь В.К. Арсеньев, генерал-губернатор Приморской и Приамурской областей П.Ф. Унтербергер, и многих других офицеров и ученых.
За годы своего развития фотография претерпела огромные изменения: от салонных фотопортретов дореволюционной поры, репортажной фотографии советского времени до художественной, или арт-фотографии, начало которой было положено в 60-80-х годах XX в. Ее развитие тесно связано с именем Юрия Кирилловича Луганского, Заслуженного работника культуры России, известного фотографа и журналиста, члена Союза фотохудожников России, председателя Тихоокеанского Союза фотохудожников [7].
Юрий Луганский родился в селе Лазо Дальне-реченского района Приморского края в 1946 г. Первую фотокамеру ему подарил отец, когда Юрию было десять лет - это была «Москва-2». С отцом он и учился печатать свои первые снимки в кладовой комнате их сельского дома, используя казенный красный фонарь отца-железнодорожника [3]. Первая публикация его фото в газете появилась уже в 1962 г. С 1967 г. фотографии Луганского начинают регулярно печататься в газетах «Красное Знамя», «Комсомольская правда», «Труд», «Советская Россия», «Утро России», «Звезда рыбака», журналах
КИРСАНОВА Евгения Сергеевна, аспирант кафедры культурологии и искусствоведения (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток). E-mail: [email protected]
© Кирсанова Е.С., 2013
Работа выполнена в рамках Государственного задания Минобразования и науки РФ по теме «Междисциплинарные исследования механизмов межкультурной коммуникации в Азиатско-Тихоокеанском регионе», 2013 г.
Юрий Луганский. С богатым уловом. Сахалин, 1970
«Советское фото», «Морской флот». В 1970 г. он заканчивает отделение журналистики филологического факультета ДВГУ с дипломной работой по теме «Первые публикации об освоении Дальнего Востока», которая на долгие годы предопределила пристальное внимание Юрия Луганского к истории родного Приморья, к жизнеописанию его первопроходцев1. Но Приморье интересовало Луганского не только как журналиста и исследователя, но и, конечно же, как фотографа - не случайно наиболее любимой темой его фотографического творчества становится природа родного края и в особенности море.
Море в жизни фотографа присутствовало всегда. Выросший на берегах Тихого океана, он с детства впитывал в себя краски и запахи моря. С малых лет воспитывалось в нем уважение к труженикам океанских просторов - морякам и рыбакам. И окончив университет, Луганский стал работать морским фотокорреспондентом в Дальневосточном морском пароходстве [6]. Таким образом, тема «человек и океан» стала генеральной в творчестве автора уже с самого начала его творческого пути, что дало право впоследствии назвать его «фотомаринистом».
В советское время фотография, как и другие виды искусства, испытывала сильный идеологический пресс, являясь инструментом пропаганды. В связи с чем развитие художественной фотографии было отодвинуто на второй план, а особое внимание уделялось репортерским снимкам, вос-
1 Зотова О. «Человек с фотоаппаратом», или «Пишу светом». Владивосток, 2008 г. 5 с. Машинопись, хранится в личном архиве Ю.К. Луганского.
певающим успехи советского строя, и портретам героев труда. В такой обстановке обрести индивидуальный почерк было нелегко, однако Юрию Луганскому все же удалось выработать собственный стиль. И основной характеристикой этого стиля становится своеобразное использование таких компонентов фотографического искусства, как линии и свет, которые автор умело использует для своих творческих замыслов. Линии пронизывают практически все работы Луганского, будь то репортерские снимки или виды родной природы. Эти линии образуются и посредством самих объектов, включенных в кадр, и при помощи освещения, что чаще встречается именно в его пейзажных фотографиях. Посредством освещения и линейного построения кадра фотографии автора приобретают небывалую эпичность: обыденные трудовые будни на рыболовном судне автор отображает в виде возвышенно-драматической битвы человека со стихией, как, например, на снимке «С богатым уловом»2, а его пейзажи, воспевающие величие нетронутой природы, заставляют человека ощутить свое несовершенство и беспомощность перед ней (см. вклейку). Сам Юрий Кириллович неоднократно упоминает такой термин, как «напряженность линий», объясняя его так: Линейность в изображении способна выражать самые разные состояния: от покоя до взрыва. Линейное построение снимка делает его «живым» и динамичным. Мы живем на границе земли, где эти линии играют особую роль -людям, выросшим на берегу моря, важно ощущать движение3.
Аналогичные взгляды, как отмечает Е. Завадская, специалист по изобразительному искусству
Александрас Мацияускас. Из серии «Сельские рынки в Литве» (1969-1987). URL: http://vasi.net/ commmity/kartmki/2009/04/20/drugojj_sssr.html
2 Фото, приведенные в статье и на вклейке, принадлежность которых не указана, любезно предоставлены автору Ю.К. Луганским.
3 Из устной беседы с Ю.К. Луганским, 2012.
66
ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ • № 2 • 2013
Юрий Луганский.
Ожидание. 1981
Дальнего Востока, были свойственны неевропейской художественной традиции. В средневековом Китае, по ее словам, авторы трактатов о живописи говорили о «линиях силы», имея в виду общий абрис пейзажа и основные линии композиции. Го Си, один из таких авторов, утверждал: «Разглядывая объект издали, улавливают его линии силы; разглядывая его вблизи, улавливают его субстанцию» [2, с. 108]. Завадская продолжает: «Несмотря на то что “линии силы” или “динамические силы” в живописи представляют понятие довольно абстрактное, речь идет, по существу, о внутренней силе, которая пребывает в вещах» [2, с. 118]. Анри Картье-Брессон, с которым Луганский познакомился лично на его персональной выставке в Москве, тоже отмечал значение линий в фотоискусстве: «Для меня фотография - это поиски в самой действительности пространственных форм, линий и соотношений» [1]. Линиям уделяли большое внимание в своих фотоработах и кумиры Юрия Кирилловича - Йозеф Судек и Ансел Адамс.
Нередко творческий стиль Юрия Луганского сравнивают со стилем фотографов литовской школы фотографии 1970-1980-х годов, которой присущи лиризм и романтизм, особый психологизм, сравнительно лаконичные средства выражения, оригинальная композиция произведений, резкие и непривычные ракурсы, внимание к деталям, жесткая графичность изображений, крупные планы, сильные деформации от популярных в то время широкоугольных объективов4. В то время литов-
4 Шинкунас Римантас. Под знаком творческой дружбы (заметки о фотовыставке Ю.К. Луганского). Вильнюс, 1988 г. 4 с. Машинопись, хранится в личном архиве Ю.К. Луганского.
ские фотографы являлись законодателями моды в художественной фотографии не только Советского Союза, но и всего мира. На их работы равнялись. В 70-е годы все первые места на международных выставках занимали литовцы. Именно прибалтийские фотохудожники изменили наше фотографическое мышление: от одиночных снимков с четко выделенным сюжетно-важным элементом кадра они перешли к многоплановым композициям, к тематическим сериям и циклам. Отметим, что Юрий Кириллович органично вошел в среду фотографов Литвы и Латвии. Он не один раз выставлялся в Вильнюсе, Клайпеде, Неринге, Риге и приглашал ведущих литовских и латышских авторов (А. Сут-куса, В. Шонту, В. Луцкуса, В. Бутырина, Л. Туга-лева, Р. Ракаускаса) к нам во Владивосток, с их фотовыставками. Юрий Луганский до сих пор дружит со всемирно известными Виталием Бутыриным и Леонидом Тугалевым.
Естественно, все это повлияло на творчество Луганского, в котором нередко прослеживаются черты, характерные для литовской фотошколы: это и применение широкоугольной оптики, деформировавшей пространство снимка, что придавало самым обыденным сюжетам драматический масштаб; и иной подход к отображению популярных в то время сюжетов - картин сельской жизни и городских зарисовок, где люди показаны в своей «естественной среде», в противовес распространенным в СССР каноническим сценам с рассказами о счастливом советском человеке; и особый романтизм, присущий пейзажным работам Луганского, которые проникнуты напряженно-динамическим содержанием, драматическим настроением, а порой, наоборот, созерцательно-меланхоличны (см. вклейку); и, конечно же, свойственный Лу-
т і
Юрий Луганский. В Тихом океане. 1971
ганскому как фотокорреспонденту и портретисту лирический драматизм, который выражается в нестандартном подходе автора к выбору сюжета съемки. Он много путешествует и в качестве фоторепортера, и независимо, снимая в разных странах мира, но на его фотографиях нет той экзотики, которая присуща снимкам фотографов-туристов -свое внимание он концентрирует на чувствах человека, жизненных сюжетах, избегая обобщений и общепринятых клише5.
Жанровое разнообразие работ Юрия Луганского огромно - это и образы родного края, его природы, и городские панорамы, и портреты известных деятелей искусства, и психологические зарисовки. Важное место в его творчестве занимает православная тематика (см. вклейку).
Сегодня Луганский является автором сорока трех персональных выставок фотографии, проведенных в СССР, России, Японии, США, Литве,
5 Шинкунас Римантас. Указ. работа.
КНР, Республике Корея и КНДР. А его знаменитая фотография «Морской волк» в 1983 г. появилась в альбоме лучших фотографий планеты, завоевывает награды в Германии, Болгарии, Китае и России. Работы Луганского находятся в Русском Национальном музее фотографии (Москва; Нижний Новгород), в музее и национальной библиотеке штата Вашингтон (США), в музее Ниигата (Япония), в Приморском государственном музее им. В.К. Арсеньева, в Приморской государственной картинной галерее, Российской национальной библиотеке (Санкт-Петербург), научной библиотеке ДВФУ, Приморском краевом архиве, в Русском географическом обществе (Санкт-Петербург), в Обществе изучения Амурского края, в частных и корпоративных коллекциях в России и за рубежом [6].
Другая страница биографии Юрия Луганского связана с его активной организаторской деятельностью, которая способствовала тому, что в 2006 г. было создано такое творческое объединение, как Тихоокеанский Союз фотохудожников.
С 60-х годов XX в. в Приморском крае начинает зарождаться именно художественная фотография, появляются многочисленные фотоклубы, активно развивается выставочная деятельность. Юрий Луганский становится одним из организаторов всего этого процесса. В это время во Владивостоке образуются два основных фотографических объедине-
Юрий Луганский. Ах море, море... Невельск, 1972
Юрий Луганский.
Морской волк. Славянка, 1981
ния, занимающихся популяризацией приморской фотографии, - это «Рыбацкий меридиан» (основан в 1969 г. Ю.К. Луганским) и «Дельфин» (основан в 1975 г. Ю. Луганским, Б. Пинчуком и Б. Дьяченко; руководитель Ю.К. Луганский). Фотоклуб «Дельфин» со временем завоевал звание Народного. Одним из главных условий членства в фотоклубе было создание новых снимков. В клубе образовалось ядро истинных энтузиастов фотографии. В этом, несомненно, была большая заслуга его руководителя - Юрия Кирилловича Луганского, прекрасно владеющего фотографическим мастерством и умеющего донести свои знания до остальных участников фотосообщества. Фотоклуб постоянно работал с начинающими фотографами, проводя обзоры и анализ их работ. Каждый его участник к очередному заседанию готовил обзор новой литературы по фотографии, журналов и фотоальбомов с работами известных фотохудожников. Луганский всегда считал, что фотография делает личность. Фотограф обязан быть философом, обладающим высокой общественной культурой, быть знатоком во всех ее сферах - литературе, музыке, живописи... Выявлять запросы общества. Именно этим и занимались участники фотоклубов. Уже в то время Луганский начинает проводить лекции по творческим вопросам фотоискусства, чем занимается и в настоящее время.
В 1989 г. Луганский объединил всех активно работающих фотохудожников Приморья и Дальнего Востока в Общество фотоискусства Приморского края. Самым важным достижением Луганского в организаторском деле было создание в 2006 г. творческого объединения - Тихоокеанский Союз фотохудожников, который консолидирует фотографический потенциал всего Дальневосточного региона и за его пределами.
Почему Юрий Луганский уделяет такое пристальное внимание созданию фотообъединений? Фотографам - и мастерам и дебютантам - для плодотворного развития и творческих открытий нужна «своя среда», и Луганский, понимая это, всегда старался ее организовать. Более того, он стремился создать не только фотоклубы, фотосоюзы и прочие объединения - он стремился создать местную фотошколу, с ее отличительными чертами и характерными особенностями. Школа - это определенное единство, состоящее из суммы характеристик. Это стержень. Серьезно об этом Юрий Луганский задумался в период совместных выставок с литовскими, японскими и другими зарубежными мастерами. Время побудило сформулировать собственные дальневосточные традиции. Разработав свой
Юрий Луганский. Портрет французского композитора, аранжировщика и дирижера Поля Мориа. 1976
творческий стиль в фотографии, Юрий Луганский старался донести его до остальных фотографов и фотолюбителей. Показать, какое преимущество дает им океан, приморская природа, и научить этим пользоваться. Заслуга Луганского в том, что он помог разработать коллективный творческий стиль, присущий авторам Приморского края: это и подход к тематическому разнообразию, когда важным считается выразить особенности, характерные для нашей географии (Тихий океан, Сихотэ-Алинь, Амур, Камчатка), и стилистический стержень, особое внимание к световой насыщенности кадра, соотношению света и цвета, графическому лаконизму, романтичному и лиричному восприятию окружающего мира, и привлечение находок из классической реалистической линии наставников и учителей Луганского - фотомастеров Юрия Муравина, Николая Назарова, Михаила Ткаченко, которую он сочетает с традициями японской фотографии, а именно - с поклонением природе.
Уже в 1960-е годы стало ясно, что преимущество, дарованное приморским авторам природой, -великий океан - требует активной творческой работы. И Юрий Луганский стал тем, кто создал такое направление в приморской фотографии, как фотомаринистика. Говоря о том, что приморская природа сыграла ведущую роль в развитии местной фотографии, нельзя не упомянуть, что столица Приморья по праву считается одним из центров развития фотомаринистики в России. Фотоконкур-
сы на тему «Человек и море» стали традиционными во Владивостоке уже в 60-е годы, а 1970-1990-е стали временем расцвета темы «фотомарина». Более тридцати крупных выставок и фотофестивалей («Человек и Море», «Рыбацкий Меридиан», «Приморье») закрепили за приморскими фотохудожниками право считаться ведущими, о чем свидетельствуют сотни публикаций в советской, российской и зарубежной прессе. С 2003 г. Приморское отделение Союза фотохудожников России во главе с Ю.К. Луганским приступило к организации I Международного фестиваля современной фотографии «Океан». С тех пор фотофестиваль «Океан» стал проводиться ежегодно, и это стало традицией [4].
А пять лет назад у Юрия Луганского возникла идея вовлечь в мир фотоискусства ребят, оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в детских домах и коррекционных школах. Были созданы несколько фотостудий для юных фотолюбителей, в рамках которых стала работать новая программа, разработанная Юрием Луганским для своих учеников, - «Уроки красоты». Сегодня многие из участников программы принимают участие и побеждают в различных городских, региональных и международных фотовыставках, организованных Тихоокеанским Союзом фотохудожников [5].
Однако нельзя сказать, что приморская школа фотографии сегодня окончательно сформировалась. Это процесс довольно длительный, требующий не одного десятилетия, и продолжается
Юрий Луганский.
На страже. Владивосток, 1990
Сергей Житков. Шторм. 2008. URL: Ыф://умм/. vlnews.ru/2008/12/20/ vzvolnovannost/
он по сей день. Начиная с 60-х годов было лишь намечено русло, в котором местная фотошкола стала развиваться. Для того чтобы понять воздействие художественной концепции Луганского на формирование приморской школы фотографии, достаточно посмотреть на работы современных фотохудожников Приморья - его соратников и учеников, таких как Сергей Житков, Александр Федотов, Илья Грабовенко, Ксения Далишнева, Мария Шульгина, Ева Монт, Евгения Кирсанова (см. вклейку) и другие, чьи работы нередко можно наблюдать на городских фотовыставках. Конечно, фотографии многих из них выглядят более радикально и уже не придерживаются классических традиций светописи прошлого века. Современные авторы все время экспериментируют, стремясь к обновлению художественных форм и выразительных средств изобразительного языка фотографии. Но тот самый стилевой стержень, который и формирует коллективный творческий стиль, присущий авторам Приморья, явно прослеживается в творчестве приморских фотохудожников. Это касается прежде всего выбора сюжетов съемки, в которых природа Приморского края и в особенности море если и не являются главным объектом изображения, то дополняют общую концепцию снимка, служат фоном. Но что бы ни было изображено на снимках современных приморских фотографов, всем им присущи динамика и графический лаконизм, которые достигаются благодаря особому отношению к линейному построению кадра и его световой насыщенности, чему в свое время так много внимания уделял Юрий Кириллович, передавая это нынешнему поколению фотохудожников.
С появлением цифровых технологий и их общедоступностью с начала XXI в. в Приморском крае стала доминировать коммерческая фотография, полностью ориентированная на западный рынок. Однако параллельно ей продолжает развиваться и фотография художественная, которая успешно продвигается Луганским, его соратниками и учениками, о чем свидетельствуют многочисленные победы приморских авторов на всероссийских и международных фотоконкурсах.
Ю.К. Луганский продолжает заниматься и исследовательской деятельностью в области фотоискусства. Он подготовил и опубликовал цикл статей об истории фотографии на Дальнем Востоке, составил картотеку первых фотографов-даль-невосточников. Стал соорганизатором музейных экспозиций «Фотоискусство Приморья за 100 лет» (1981), «Фотография Приморья» (1865-1995). Занимается созданием первого на Дальнем Востоке музея фотографии [6].
Как и прежде, Юрий Луганский собирает вокруг себя талантливых фотохудожников, постоянно открывает новые имена, обучает желающих искусству фотомастерства, регулярно устраивает городские фотовыставки и международные фестивали современной фотографии, пишет очерки о приморских фотохудожниках, занимается издательской деятельностью. Он автор фотоальбомов «Земля Амурская» (1981), «Океанская нива» (1991), «В.К. Арсеньев» (1997), «75 лет Примор-рыбпрому» (2000), «Приморье в фотографиях мастеров и дебютантов» (2005), «Океан в фотографиях мастеров и дебютантов» (2008), «Владивосток: старый и новый» (2010). Сейчас Луганский готовит
к выпуску грандиозный по своему замыслу фотоальбом «Лучшие фотографы Дальнего Востока», который будет содержать новые, еще нигде не опубликованные, сведения из истории фотографии в нашем регионе.
Всесторонняя эрудиция и талант организатора всех значимых фотографических мероприятий на Дальнем Востоке сделали Ю.К. Луганского популярным и признанным авторитетом в творческом мире. Его деятельность высоко ценится художниками, литераторами и музыкантами не только во Владивостоке, но и в Хабаровске, Благовещенске, Петропавловске-Камчатском. Он является почетным членом фотоклуба «Камчатка», «Таежный» (п. Кавалерово) и других фотографических сообществ. За полвека жизни в фотографии он удостоен свыше пятисот различных наград.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афоризмы, мысли и шутки о фотографии (компиляция: Пашис А.В.) // Сайт <^о1юк1;о». URL: http://fotokto.ru/ (дата обращения: 28.02.2013).
2. Завадская Е.В. Беседы о живописи Ши Тао. М.: Наука, 1978. 181 с.
3. Куликов А. Остановить мгновенье / Русский мир. 2012. Июнь. С. 52-57.
4. Луганский Ю.К. Альбом «Океан в фотографиях мастеров и дебютантов». Владивосток: Тихоокеан. союз фотохудожников, 2008. 164 с.
5. Тимохина Л. И себя увидели другими // Утро России. 2009. 28 ноября, № 135 (4180).
6. Юрий Луганский. 50 лет в фотографии: буклет к персональной фотовыставке Луганского Ю.К. Владивосток: Примор. отд-ние Союза фотохудожников России, 2006.
7. Юрий Кириллович Луганский: библиогр. указ. / сост. В.И. Ионченко; отв. ред. д-р ист. наук О.П. Еланцева. Владивосток: ДВГУ, Науч. б-ка, 2002. 40 с.
72
ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ • № 2 • 2013