Научная статья на тему 'К вопросу о зарождении фотоискусства на юге Дальнего Востока'

К вопросу о зарождении фотоискусства на юге Дальнего Востока Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
692
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОТОИСКУССТВО / ФОТОХУДОЖНИКИ / ФОТОГРАФЫ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА / ПЕРВОПРОХОДЦЫ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА / ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ФОТОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гарцман Екатерина Игоревна

В настоящее время фотография как вид искусства очень популярна во всём мире. Она стала неотъемлемой частью нашей жизни, начиная от новостных газет и заканчивая простыми семейными снимками. В связи с этим интересно взглянуть в прошлое и проследить момент процесс зарождения фотоискусства. На страницах данной статьи внимание автора будет сфокусировано на юге Дальнего Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о зарождении фотоискусства на юге Дальнего Востока»

УДК [7:77](571.63)(091)

Гарцман Е.И. Harzmann E.I.

К вопросу о зарождении фотоискусства на юге Дальнего Востока

On the question of the origin of photography in the south of the Far East

В настоящее время фотография как вид искусства очень популярна во всём мире. Она стала неотъемлемой частью нашей жизни, начиная от новостных газет и заканчивая простыми семейными снимками. В связи с этим интересно взглянуть в прошлое и проследить момент процесс зарождения фотоискусства. На страницах данной статьи внимание автора будет сфокусировано на юге Дальнего Востока.

Ключевые слова : фотоискусство, фотохудожники, фотографы Дальнего Востока второй половины XIX века, первопроходцы Дальнего

Востока, документальная фотография

Currently, photography as an art form is very popular throughout the world. It has become an integral part of our lives, ranging from news papers to simple family snapshots. In this connection it is interesting to look back and trace the period of origin of photography. On the pages of this article, the author's attention will focus on the south of the Russian Far East.

Key words : photo, photographers, photographers of the Far East to the second half of the XIX century, pioneers of the Far East, documentary photography

В настоящее время мы можем наблюдать, что фотография как вид искусства очень популярна во всём мире. Она стала неотъемлемой частью нашей жизни, начиная от новостных газет и заканчивая простыми семейными снимками [2]. В связи с этим интересно взглянуть в прошлое и проследить процесс зарождения фотоискусства в дальневосточном регионе России. Географические рамки данного исследования включают юг Дальнего Востока, а именно города Владивосток и Хабаровск, которые являются одними из старейших в регионе.

Необходимо обратить внимание на то, что вопрос о необходимости иметь свой порт на Дальнем Востоке встал ещё задолго до его освоения. Именно для этого в 1859 году генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьёв на пароходе «Америка» отправился исследовать южные морские границы. Годом позже с теми же целями был отправлен транспорт «Манчжур» под командованием капитан-лейтенанта Шефнера.

При знакомстве с очерками первопроходцев можно узнать об особенностях той прекрасной, ещё нетронутой, первозданной природы. Когда первые корабли зашли в бухту Золотой Рог, их встретили тысячи уток, заполонившие всю водную гладь, а так же белые и чёрные лебе-

ГАРЦМАН Екатерина Игоревна, аспирант кафедры дизайна Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (г. Владивосток) E-mail: [email protected]

ди, никем ещё не пуганные. Берега были покрыты глухой непроходимой тайгой.

Таким образом, неудивительно, что именно юг Дальнего Востока, его удивительная природа, дикая фауна, стали вдохновением для многих начинающих фотографов. Хотя следует отметить, что они работали не только ради запечатления красоты, но и ради документирования исторических событий [1].

Как пишет один из исследователей региона, «человеческую жизнь невозможно представить без фотографий. Они сопровождают нас от самого рождения и до смерти. Не только художники или поэты, но и фотографы могут останавливать мгновение. Немало настоящих фотомастеров и художников жили на Дальнем Востоке. Благодаря их творчеству мы можем узнать о прошлом и совершить путешествие во времени» [8, с. 24].

Именно с этих слов историка Амира Хисамудинова хочется начать рассмотрение темы фотоискусства на Дальнем Востоке. Среди первых поселенцев в регионе были как российские фотографы, так и занявшие впоследствие значительную долю фоторынка японцы и китайцы. Дальний Восток осваивался разными путями, в том числе и с моря. Так, в 1891 году, совершая путешествие на крейсере «Память Азова», лейтенант Владимир Менделеев сделал множество снимков с видами Дальнего Востока, которые были отправлены Его Величеству в виде альбома. Тогда в каждой военно-морской эскадре были рисовальщики, в обязанности которых входило фиксировать всё, что касается моря. Не исключением были и тихоокеанские флотилии. Тем временем техника не стояла на месте, и с её развитием рисовальщиков сменили фотохудожники [9].

С развитием городской жизни стали постепенно появляться местные фотографы. На открытие фотоателье уходило немало средств из-за дороговизны аппаратуры. Самыми известными фотоателье в городе Владивостоке были мастерская Подзорова на ул. Светланской, мастерская Мацкевича на ул. Пекинской и «Золотой Рог» на ул. Среднепологой.

Наиболее популярным и известным фотографом города Владивостока был Фёдор Иванович Подзоров. Он являлся обладателем гордого звания «Придворный Его Королевского Величества наследника принца сиамского». При этом Фёдор Подзорный был государственным крестьянином Харьковской губернии, где обучался фотографическому мастерству. Начинал работать управляющим в заведении Ромуальда Леонардовича Туккера. В 1894 году Подзоров выкупает студию с условием, что будет работать под фирмой Туккера в Харькове. Однако в 1898 году он уехал на Дальний Восток для того, чтобы проводить репортажные съёмки, связанные с событиями русско-японской войны. По дороге он останавливался ненадолго во Владивостоке и вскоре принял решение остаться и открыл фотографическое ателье, которое очень быстро завоевало популярность.

Его руке принадлежат качественные и великолепные открытки, которые печатались в голубовато-зелёном тоне. Каждая открытка была пронумерована и подписана: «Привет из Порт-Артура», «Привет из Дальнего», «Издания Фот. Ф. И. Подзорова, Порт-Артур». В 1909 году фотохудожник получил Гран-при и Большую золотую медаль на Международной выставке в Милане за свои выдающиеся работы, а уже в 1910 году был также отмечен медалью на выставке в Ростове-на-Дону.

В фотоателье Фёдора Подзорова заказывали свои портреты известные в городе люди, такие как профессор Восточного института Н.В. Кю-нер, первый журналист Владивостока Н.П. Матвеев, владивостокский предприниматель В.А. Жариков и многие другие. Тем не менее, в 1910 году Фёдор Подзоров принял решение продать своё фотоателье, и даль-

нейшая судьба фотографа неизвестна, но он неоспоримо внёс свой вклад в историю дальневосточного фотоискусства [6].

Одним из значимых фотографов города Владивостока был также и Владимир Мацкевич. Фотограф приехал на Дальний Восток в июле 1892 года. Основными сюжетами фотоснимков Владимира Мацкевича были события в лагерях, жизнь каторжан, охотников на островах Аскольд и Путятин. Ему удалось совершить путешествие в Императорскую гавань, где он имел возможность сфотографировать место гибели знаменитой «Паллады».

В 1895 году Владимир Мацкевич переехал во Владивосток окончательно вместе со своей семьёй и открыл фотомастерскую в доме Соллогуба на улице Пушкинской. Через некоторое время фотохудожник получил заказ от Уссурийской железной дороги и начал большую работу по подготовке фотоальбома о строительстве Транссиба. Уже через год альбом репортажных снимков был выставлен в Обществе изучения Амурского Края, а затем и в Нижнем Новгороде. За столь значительный вклад в историю Владимир Мацкевич был удостоен золотой медали [7].

Благодаря дальневосточным фотохудожникам второй половины XIX века мы можем иметь представление о людях и нравах того времени. Большой вклад в документирование истории региона своей коллекцией из более чем 150-ти снимков внёс Владимир Ланин. Фотограф-купец, родился в 1826 году, и жил во Владивостоке в период с 1870 до 1888 гг. Он оставил после себя множество фотоснимков с видами Амура, Южно-Уссурийского края, первых дальневосточных городов Хабаровска и Владивостока. Его деятельность вызывала большой интерес в Санкт-Петербурге. Ланин отправлял свои снимки в редакцию журнала «Всемирная иллюстрация», благодаря чему жизнь российского тихоокеанского побережья впервые стала достоянием широкой публики. Фотоработы Ланина публиковались в «Живописной России», «Азиатской России», «Народоведении». Многие уникальные фотографии приобрела Императорская публичная библиотека в Санкт-Петербурге. Несколько снимков Владивостока и Сахалина были куплены А.П. Чеховым.

Первоначально В.В. Ланин проживал в Николаевске-на-Амуре (ныне административный центр Николаевского района), где открыл фотографическое ателье, в котором можно было заказать как портрет, так и визитную карточку. Снимки делались на папирусной бумаге, картоне, стекле, клеёнке, меди и даже шёлке. В то время очень многие люди хотели иметь фотоснимки для того, чтобы разослать их своим друзьям или родственникам. Фотоателье имело популярность и доход, несмотря на то, что население города было совсем незначительное, а услуги отличались высокой ценой.

Помимо съёмки портретов в фотоателье, Ланин много ездил по деревням, посёлкам Дальнего Востока. Он был в числе первых, кто начал создавать антологию Восточной Сибири, её видов и типов, потому его работы для нас сегодня имеют большую ценность. Фотохудожник был, пожалуй, первым на Дальнем Востоке, кто освоил стереоскопическую съёмку, которая позволяла создавать панорамные виды. Впоследствии Владимир Ланин выпустил комплект фотографий с видами города и природы. Тираж был незначительным, небольшое количество открыток с печаткой «В.В. Ланин» сохранились в наши дни только в архивах музеев.

О Владивостокском периоде жизни (1870 - 1888 гг.) Владимира Ланина, как и в целом о его биографии, осталось мало упоминаний. Первые снимки Владивостока, которые фотограф делал по заданию Географического общества, датируются ещё 1869 годом. Переехав во Владивосток в 1870 году, фотограф начал активно заниматься художественной

съёмкой. Многие труды, посвящённые Восточной России, украшают фотографии российских поселенцев на диких берегах Амура, Уссурийского края и Тихого океана, сделанные Владимиром Ланиным, в том числе и серия портретов аборигенов тайги и побережья — айнов, нивхов, гольдов, нанайцев.

Владимир Ланин так же оставил для нас много фотоснимков военно-морского флота. Это редкие снимки кораблей и судов, таких как пароход «Америка», шхуна «Ермак», фрегат «Светлана», канонерская лодка «Морж» и многие другие.

С 1881 года Владимир Ланин исполнял обязанности первого общественного нотариуса и городского маклера, а в 1888 году в газете «Владивосток» он подал объявление о продаже дома с земельным участком и фотоателье. Дальнейшая судьба фотографа неизвестна. Для города его память сохранилась в названии Ланинского переулка недалеко от железнодорожного вокзала, где стоял дом первого дальневосточного фотографа Владимира Ланина [5].

Одним из выдающихся фотографов Дальнего Востока, о котором нельзя не упомянуть, является Владимир Клавдиевич Арсеньев. Мало кто знает его как выдающегося фотолетописца и фотодокументалиста. Многие его работы сейчас хранятся в фондах Приморского краеведческого музея им. В.К. Арсеньева и Приморского филиала Географического общества. На целом ряде снимков, сделанных учёным, были его автографы и пометки. Коллекции снимков можно классифицировать на несколько видов: научно-документальные, сделанные Арсеньевым по заданию во время экспедиций, творческие и художественные снимки и репродукционные работы различной тематики.

Арсеньев не только записывал всё увиденное, но и вёл подробную фотолетопись походов. С камерой фотохудожник не расставался никогда и относился к фотоискусству очень трепетно. Пейзажные работы из его фотоальбомов выполнены с чувством первооткрывателя, изящны по исполнению, совершенны по композиции. Одни из выдающихся его работ это снимки, сделанные на реках Бикин, Тетюхе, Иодзухе, Коппи близ Пластуна. Ему удавалось передать в фотографиях глубину пространства, в них чувствовалась северная красота природы.

Художественный характер снимков В.К. Арсеньева выявляется в его особом творческом видении, когда обыденная ситуация превращается в поэтическую картину. Многие его этнографические картины и портреты можно отнести к художественным произведениям, благодаря живописной манере автора, сочетающей высокую степень достоверности с творческим обобщением.

Арсеньев применял фотосъёмку в полевых исследованиях и экспедициях. Во многих прижизненных изданиях опубликованы различные экспедиционные снимки, которые позволяют судить об Арсеньеве как о серьёзном фотомастере.

Учёный сделал уникальные для нашего времени снимки села Никольск-Уссурийское, Сахалина, Командорских островов, Владивостока, реки Амур, церемонии освящения знамени 4-го Восточно-Сибирского полка. Многие из этих снимков приходят в негодность, а часть фотоальбомов и вовсе пропала. Ни в одном из архивных фондов, кроме Приморского краеведческого музея, иллюстрации не описаны с достаточной серьёзностью и в должном порядке.

Очень важно, чтобы уникальная фотографическая коллекция выдающегося русского путешественника была достойно показана всему миру. Для этого необходима реставрация снимков и негативов, доставшихся нам от замечательного нашего земляка В.К. Арсеньева [4].

В ряду первых мастеров объектива так же важно отметить Карла Шульца. Родился Карл Шульц в Финляндии 12 декабря 1849 года в купеческой семье. С детства у Карла проявился художественный вкус. Он всерьёз мечтал заняться изучением искусств. Однако семья не располагала деньгами, чтобы дать сыну хорошее образование, так что его определили учеником к фармацевту. Он прибыл во Владивосток в 1868 году вместе с семьями финских переселенцев в возрасте всего двенадцати лет.

Попробовав себя в разных профессиях, он всё-таки останавливается на фотоделе и открывает собственное фотоателье на берегу бухты Золотой Рог. К нему в ателье приходили все, начиная с китайского кули и японской гейши и заканчивая самим генерал-губернатором. Техника фотографии в те времена была чрезвычайно сложной, и клиентам приходилось проводить в мастерской Шульца не менее часа. Среди лучших его работ - портреты шкипера Гека, генерал-губернатора барона Корфа, автопортреты, а также фото его невесты и будущей жены - Марии Лиу-зы Барк. Одной из достопримечательностей салона Шульца был альбом невест, где были собраны портреты всех местных барышень. Помимо портретов Карл Шульц снимал и виды Владивостока, города, где он прожил больше 20 лет.

Карл Шульц делал снимки в бухте Стрелок, где жили прибывшие с Фридольфом Геком финские колонисты, и на острове Аскольд, где они намеревались заняться золотодобычей после закрытия организованной в Находке фактории. Первых краеведов он знал лично и никогда не отказывал им в профессиональной помощи фотографа.

В 1885 году Карлу Шульцу представилась возможность оказать услугу Ф.К. Геку, а именно сделать фотографии экспонатов привезённой шкипером уникальной коллекции с Берингоморского побережья. Эти фотографии хранятся сегодня в архиве ОИАК (Общество изучения Амурского края), а экспонаты - в Приморском государственном объединённом музее имени В.К. Арсеньева. Необходимо отметить, что часть экспонатов в советский период по требованию Москвы передали в хабаровский музей.

Но и то, что сохранилось в архивах Приморского музея и ОИАК, поражает своей уникальностью и оригинальностью. За 127 лет фотографии мало пострадали, подтверждая высокое профессиональное мастерство автора [3].

В конце 1889 года он задумал подготовить для себя фотоальбом с видами города, с которым его связывали более двадцати лет жизни. В свободное время он бродил по городским улочкам, выискивая объект для очередного снимка. Архитектура первых построек была скромна, иногда неказиста, но все строения выросли на его глазах, а потому были дороги ему, как память о его активной молодости. Фотообъектив К. Шульца ловил новенькую гостиницу Тупышева на Светланской, первую русскую телеграфную станцию. Теперь они существуют только в альбоме талантливого фотографа, составившего своеобразную фотолетопись исторических мест города. Фотоколлекция, в которой Карл сумел передать свою искреннюю любовь к нашему городу и краю, хранится в семье потомков фотографа в Финляндии.

Хотелось бы так же вспомнить первого фотографа Хабаровска -Эмилия Нино. В 1894 году он получил право на открытие фотосалона в собственном доме и занимался печатаньем визитных карточек по разрешению П.Ф. Унтербергера — военного губернатора Приморской области. Только небольшая часть прекрасных снимков «Э. Нино - фотографа» была показана на выставке в музее.

Ещё в начале 1870-х годов Эмилий Францевич Нино прибыл в Россию из Франции вместе со своим братом Евгением. Выехав из Парижа, они отправились путешествовать по Сибири и Дальнему Востоку, занимаясь пушным бизнесом. Однако воображение братьев Нино, партнёров по коммерческим делам, покорили амурские просторы, местные жители с их мудрой простотой, амурские казаки со своими интересными традициями.

Эмилий Нино был профессиональным фотографом. Э. Нино приходилось совмещать фотографирование с коммерческими делами, но ему это удавалось. Совершая поездки по Амуру на небольшой лодке, он останавливался почти во всех селениях, расположенных на берегу. Вывешивался флаг с надписью «Фотограф». Местные жители смотрели на аппаратуру со страхом. А Нино старательно усаживал стариков, детей и женщин группами и в одиночку, чтобы запечатлеть их облик и потом порадовать семью «волшебной» карточкой. Как правило, платить за фотографии аборигенам было нечем, расплачивались рыбой или пушниной.

Когда создавался музей в Хабаровске, Эмилий Францевич пожелал внести и свою посильную лепту. В инвентарной книге поступлений есть запись от 10 февраля 1894 года о том, что Э. Нино подарил 260 экземпляров собственных фотографий. Это виды селений, станиц, приисков и портреты жителей Приамурья и Забайкалья. Запись удостоверялась подлинной подписью фотографа. Многие снимки датированы автором с обязательной визиткой «Э. Нино» или «Е. №>. Первые визитки, дошедшие до нас, отпечатаны в Париже на французском языке.

Фотоснимки Эмилия Нино — свидетельства того, насколько прекрасной была первозданная природа юга Дальнего Востока. Благодаря фотографам-первопроходцам мы многое узнали о жизни и быте первых жителей Владивостока, Хабаровска, о том, как наш край, и дальневосточный регион в целом, зарождался и развивался.

В заключении представляется необходимым ещё раз обратить внимание на важное обстоятельство: несмотря на то, что одним из первых городов Дальнего Востока стал Петропавловск-Камчатский, основанный в 1739 году, фотоискусство более интенсивно развивалось во Владивостоке. Ведь основание города в 1860 г., совпадает с появлением фотоаппаратов в Европе. Именно поэтому в данной статье основное место уделено именно Владивостоку. Важно отметить также, что стремительная застройка города привлекла в него людей со всей страны. Таким образом, именно Владивосток, город портовый, военный и динамичный, стал отправным пунктом развития фотоискусства на Дальнем Востоке. Значение города возросло после того, как в 1896 году был открыт Суэцкий канал, намного сокративший путь из Европы в Тихий океан и на русский Дальний Восток. Чуть позже были основаны такие города, как Уссурийск, Спасск, города Приамурья и Камчатки, куда фотоискусство пришло уже более уверенно и стремительно. Появившись всего два века назад, фотоискусство стало неотъемлемой частью нашей жизни. В данной статье мы проследили биографии людей, благодаря которым фотография зародилась на юге Дальнего Востока и продолжила своё развитие вплоть до наших дней.

Литература

1. Бажак К. История фотографии. Возникновение изображения / Кантен Бажак; пер. с франц. А. Кавтаскина. М.: Астрель, 2006. 159 с.: ил.

2. Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии / Ролан Барт; пер. с фр., послесл. и коммент. Михаила Рыклина. М.: ООО "Ад Маргинем Пресс", 2011. 272 с.: фот.

3. Кирсанова Е.С. Становление школы художественной фотографии в Приморском крае (1960 — 1980-е годы) // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2011. № 3. С.37-39.

4. Луганский Ю.К. Арсеньев Владимир Клавдиевич и его наследие. Владивосток, 1997.

5. Луганский Ю.К. Первый фотограф Дальневосточья Владимир Ланин // Дальневосточное собрание. 2001. 7 февр.

6. Михалкович. В.И., Стигнеев В.Т. Поэтика фотографии. М.: «Искусство»,1989. 296 с.

7. Попов А.П. Из истории российской фотографии / Российская государственная библиотека искусств. М.: Издательство Моск. ун-та, 2010. 238 с.

8. Стигнеев В.Т. Век фотографии. 1894 — 1994: Очерки истории отечественной фотографии. Изд. 5-е. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. 392 с.

9. Хисамутдинов А.А. Жизнь замечательных людей Владивостока. 1890 — 150 — 2010. Владивосток. Изд-во Дальневост. ун-та, 2010. 399 с.

10. Чибисов К.В. Очерки по истории фотографии / Вступ. ст. В.И. Шеберстова. М.: Искусство, 1987. 225 с.: ил.

Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б

1. Bazhak K. Istoriya fotografii. Vozniknovenie izobrazheniya / Kanten Bazhak; per. s frants. А. Kavtaskina. M.: Аstrel', 2006. 159 s.: il.

2. Bart R. Camera lucida. Kommentarij k fotografii / Rolan Bart; per. s fr., poslesl. i komment. Mikhaila Ryklina. M.: OOO 'Ad Marginem Press", 2011. 272 s.: fot.

3. Kirsanova E.S. Stanovlenie shkoly khudozhestvennoj fotografii v Primorskom krae (1960 — 1980-e gody) // Gumanitarnye issledovaniya v Vostochnoj Sibiri i na Dal'nem Vostoke. 2011. № 3. S.37-39.

4. Luganskij YU.K. Ársen'ev Vladimir Klavdievich i ego nasledie. Vladivostok, 1997.

5. Luganskij YU.K. Pervyj fotograf Dal'nevostoch'ya Vladimir Lanin // Dal'nevostochnoe sobranie. 2001. 7 fevr.

6. Mikhalkovich. V.I., Stigneev V.T. Poehtika fotografii. M.: «Iskusstvo»,1989. 296 s.

7. Popov А.Р. Iz istorii rossijskoj fotografii / Rossijskaya gosudarstvennaya biblioteka iskusstv. M.: Izdatel'stvo Mosk. un-ta, 2010. 238 s.

8. Stigneev V.T. Vek fotografii. 1894 — 1994: Ocherki istorii otechestvennoj fotografii. Izd. 5-e. M.: Knizhnyj dom «LIBROKOM», 2012. 392 s.

9. KHisamutdinov А.А. ZHizn' zamechatel'nykh lyudej Vladivostoka. 1890 — 150 - 2010. Vladivostok. Izd-vo Dal'nevost. un-ta, 2010. 399 s.

10. CHibisov K.V. Ocherki po istorii fotografii / Vstup. st. V.I. SHeberstova. M.: Iskusstvo, 1987. 225 s.: il.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.