Научная статья на тему 'Высшее фотографическое образование в России: быть или не быть?'

Высшее фотографическое образование в России: быть или не быть? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Высшее фотографическое образование в России: быть или не быть?»

Высшее

фотографическое образование в России: быть или не быть?

A.A. Гук, O.A. Вельская

Без преувеличения Россию можно назвать фотографической державой. Хотя бы потому, что у нее есть замечательное фотографическое прошлое, пред-ставленное творчеством известных русских фотохудожников, которые внесли значительный вклад в развитие не только отечественного, но и мирового фото-искусства. Уже этого достаточно, чтобы оправдать свой державный статус. Но разве можно сбрасывать со счетов то поистине громадное фотолюбительское движение, которое существовало в бывшем СССР? К середине 80-х годов в стране насчитывалось более трехсот фотоклубов, тысячи детских фотостудий и фотокружков, миллионы индивидуальных фотолюбителей. Все они самозабвенно занимались фототворчеством, создавая при этом фотолетопись своего времени.

Далеко не в каждой союзной республике, и даже не в каждой стране, принадлежащей социалистическому лагерю, этот фотолюби-гельский энтузиазм имел такой колоссальный размах. Мы уже не говорим про капиталистически е страны, в которых фотолюбительством занималось значительно меньше людей. И не важно, что в Советском Союзе фотография, как средство массовой информации, активно выполняла идеологическую функцию, способствовала, как тогда говорили, воспитанию «нового человека». Главное в другом - люди охотно и с удовольствием посвящали свой досуг фотографическому творчеству, запечатлевая

красоты природы, отображая образы современников, выхватывая из окружающей жизни уникальные мгновения.

В нашей стране устраивалось огромное количество различных фотовыставок и фотоконкурсов, в которых на равных участвовали как профессионалы (фотожурналисты, фотографы службы быта), так и фотолюбители Между фотоклубами был организован обмен фотоколлекциями. Выпускались массовыми тира-жами книги по фототехнике и фотоискусству. В конце каждого года, начиная с 1970, печатались фотоальбомы (Фото-70, 71, 72 и т.д.) с лучшими итоговыми фотографиями В целом уровень Фотографической культуры в нашей стране

Фотосъемка

в павильоне кафедры фотомастерства

5S

был достаточно высок, о чем свидетельствуют многочисленные награды, полученные нашими мастерами на международных фотоконкурсах.

А что же сейчас происходит в фотографии? Каково ее состояние в современной России? Удивительно, но общее ухудшение уровня жизни граждан в 90-е годы никак не отразилось на популярности и востребованности фотографии. Наоборот, за последние два десятилетия она превратилась в еще более массовое явление Благодаря развитию сети автоматизированных фотоцентров, сделавших цветную фотографию технологически проще и доступнее, теперь прак тически каждого человека нашей страны можно считать фотолюбителем. Впрочем, это явление носит общемировой характер. Но в России есть и свои особенности тотальности фотографической культуры. Связаны они, прежде всего, с развернувшимися в нашей стране процессами демократизации общественной жизни. Лавинообразное увеличение печатных изданий (книг, газет, журналов и т.д.), совершенно немыслимых сегодня без красочных фотографий, потребовало привлечения в них людей, профессионально владеющих фотографическим ремеслом. Количество фотожурналистов, фоторепортеров, фоторедакторов за последнее время значительно выросло. Но не только бурное развитие оперативной фотоинформации в нашей стране способствовало увеличению цехового сообщества фотопрофессионалов- Их ояды пополнились также теми, кто стал активно работать в новой для нас рекламной отрасли. Рекламная фотография прочно обосновалась на страницах специализированных рекламных изданий, в газетах и журналах, а также на упаковках бесконечного множества товаров. В стране за это время появилось самое современное фотографическое оборудование. Вместо одного центрального журнала «Советское фото» стала издаваться целая обойма новой журнальной фотопрессы. В книжные магазины хлынул мощный поток переводной зарубежной фотолитературы. Интенсифицировалась отечественная выставочная деятельность. особенно в столице. Но обозначились вместе с тем и определенные потери: взрослая и отчасти детская фотосамодеятельность в лице фотоклубов, фотостудий, фотокружков практически прекратила свое существование.

Каким же образом отреагировало фотографическое образование нашей страны на эти вызовы времени? Современное отечественное

Фото Валентины Шурыги 1 курс КемГУКИ

фотообразование представлено у нас тремя уровнями. Первый, начальный, уровень реализуется в основном через профессионально-технические училища. Там готовят фотографов ремесленников для сферы фотографического документирования. Людям всегда будут нужны официальные фотографии на различного рода документы, а также павильонные снимки «на память». Срок обучения в училищах составляет сегодня один год. На наш взгляд, при современном техническом уровне развития фотографии, внедрении в нее цифровых технологий, место фотографов-«документэлистов» в ближайшем будущем могут занять фотографические автоматы, производящие съемку на документы без участия человека. Фотографирование на память также становится не актуальным, так как современный человек, обладающий автоматизированной фототехникой, может решить эту проблему вполне самостоятельно.

Второй уровень фотографического образования у нас составляют колледжи, дающие своим выпускникам среднее профессиональное образование. В их образовательной программе присутствуют почти все основные фотодисциплины - историко - методологические, технические, художественно-творческие, методические. Обучают студентов средних учебных заведений такого профиля на базе полного среднего образования в течение трёх лет Где же должны работать их выпускники? По нашему мнению, дать четкий ответ на этот простой вопрос невозможно. Сфера их будущей профессиональной деятельности страдает неопределенностью, размытостью. А в реальности выпускники колледжей, закончивших суперуниверсальное отделение кинофотовидеотвор-чества, работают и фотографами - ремесленниками, и руководителями детских фотостудий (кружков), и фотокорреспондентами в местных СМИ, благо потребность в таких кадрах еще достаточно высока.

Фото Елены Соловьевой 1 курс КемГУКИ

Номинально есть в нашей стране и третий, высший уровень образования, связанный с фотографией как видом творческой деятельности. Его представляют, в основном, вузы культуры и искусств, которых на всю страну не более пя-ти, и Московский государственный университет. В вузах культуры и искусств осуществляют подготовку специалистов по специальности «Народное художественное творчество» (НХТ) специализации «Кино-, фото-, видеотворчество», а в МГУ - по специальности «Журналистика», специализации «Фотожурналистика». Мы намеренно обозначили названия специальностей и специализаций, во-первых, чтобы заострить внимание на статусе фотографического образования, во-вторых, чтобы вникнуть в суть квалификаций, присваиваемых выпускникам.

Относительно статуса фотографического образования все очевидно - оно не носит самостоятельного характера, не является приоритетным и имеет прикладное значение К чему? В первом случае к образованию в области народного художественного творчества, а во втором - к образованию в сфере журналистики. Об этом красноречиво свидетельствуют соответствующие квалификации: «Художественный руководитель любительской студии кино-, фото-, видеотворчества, преподаватель» и «Фотожурналист» (?). В отличие от выпускников среднего звена (уровня), профессиональная ориентация таких выпускников вполне конкретна и определенна. Художественные руководители коллективов призваны осуществлять свою профессиональную деятельность, прежде всего, с любителями, непрофессионалами, организуя и реализуя их интерес к фотографическому творчеству. А фотожурналисты должны отражать своими средствами общественно-политическое состояние общества, на что, собственно, ориентирует их по сути вся сфера журналистики.

Может быть, этого и достаточно? Есть у нас в стране квалифицированные кадры с высшим образованием для работы с фотолюбителями и для профессиональной работы в сфере фотожурналистики, и можно поэтому не волноваться А как же быть в таком случае с подготовкой творческих кадров высшей квалификации для художественной фотографии и фоторекламы? Возникают идеи о том, чтобы в уже существующие образовательные структу ры (НХТ журналистика) ввести специализации обозначенной выше направленности. Более

На занятиях

под названием «Киноискусство»? Или фотография недостойна именовать себя этим именем? Между прочим, она является предшественницей кино, имеет не мене богатую историю, эстетическую теорию, богатейшую практику и художественные достижения, которые уже никто оспорить не может Пора, на наш взгляд; осознать значимость этой ветви художественной культуры в жизни нашего общества и начать подготовку соответствующих специалистов.

В настоящее время многие выпускники вузов культуры и искусств, где существуют образовательные программы по кино-, фото-, видеотворчеству, востребованы прессой, с удовольствием идут в фоторекламу, занимаются художественной фотографией, которая, к сожалению, одна, сама по себе, «прокормить» их не может Поэтому высказывая мысли о новой специальности (направлении), стоит задуматься не только о статусе будущих фотохудожников, но и об их государственной поддержке, наподобие той, что оказывается у нас художникам - живописцам (мастерские, спецснабжение, выставки, заказы и т.д.), пусть не в полном объеме. Имея базовое художественное фотографическое образование высшего уровня, такие специалисты, в случае необходимости, конечно, смогут заниматься той же рекламной фотографией, которая коммерчески более выгодна, чтобы обеспечить достойный уровень своего материального существования.

Студенты кафедры ведут видеосъемку с открытия фотовыставки в Фотоцентре

того, теоретически их, видимо, можно открыть также при уже существующих специальностях изобразительного искусства и рекламы. Сделать это, конечно, можно, но изменит ли такое нововведение ситуацию с высшим фотографическим образованием в корне? Думается, что не изменит. Дело в том, что базовые ориентиры любой специальности, при любом ее профилировании, все равно будут довлеющими. То, что, предположим, в журналистике появятся специализации по художественной фотографии и рекламе, не изменит сути этой профессии Она так и останется при этом журналистикой, со всеми вытекающими отсюда издержками: моральными, материальными, организационными и т.д. Дать студентам качественное фотографическое образование все равно будет невозможно. У них постоянно будет возникать один и тот же вопрос: а причем здесь, например, журналистика, если я интересуюсь рекламой или художественной фотографией? Где учебные дисциплины, формирующие базовую изобразительную культуру, где соответствующие виды практик и курсовые творческие работы и т.д.? И вопоосы на этом не заканчиваются. Все, о чем здесь было сказано, проявится, естественно, и при получении других специальностей если при них открыть эти специализации.

Так каков же выход? Он, собственно, очевиден в нашей стране необходи-мо создавать новую специальность (направление) высшего профессионального образования. Назовем ее условно - «Фотоискусство». А почему нет, существует же направление

Посвящение в студенты

кафедры фотомастерстаа. 2007 год

Нам думается, что пора узаконить сложившееся положение дел, создав специальность (направление) «Фотоискусство» при вузах культуры и искусств, тем более, что для этого есть все основания. На их специализированных кафедрах, некоторые из которых существуют тридцать пять лет (Москва, Санкт-Петербург, Кемерово), сложились вполне квалифицированные преподавательские коллективы, созданы необходимые материально-технические базы, наработаны определенные методики преподавания. В учебном плане специализации «Фототворчество» представлены 12 дисциплин, так или иначе формирующих фотографическую культуру выпускника, среди которых наиболее важными являются; «История фотографии», «Эстетика фотографии», «Фотомастерство», «Фототехника», «Компьютерная фототехнология», «Фото-рецензироеание», «Работа с фотомоделью» и т.д. За пять лет обучения студенты снимают не менее четырёх курсовых творческих фоторабот (фотовыставок). На итоговую аттестацию выносится защита выпускной квалификацион ной работы в виде дипломной фотовыставки. Вступительный конкурс среди абитуриентов из года в год составляет не менее 10 человек на место. При этом главным мотивом в стремлении поступить является интерес к собственно фотографии как виду профессиональной деятельности. Практически по всем параметрам специализация «Фототворчество», существующая

на базе ИХ"1" уже давно переросла любительский уровень. Следующим шагом в утверждении новой специальности (направлении) могла бы стать разработка для нее государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, в основу которого необходимо положить сле дующие концептуальные идеи. Первая - глубокое освоение традиционной изобразительной культуры, включая изучение не только истории живописи, графики, скульптуры, архитектуры, дизайна, но и их теории, языковых особенностей. Вторая идея - постижение истории и эстетико-поэтических принципов новой аудиовизуальной культуры (фотографии, кино, телевидения, видео, медиа) и, прежде всего, фотографического мастерства. Третья идея - развитие художест-веннообразного мышления студентов, которое яьляет собой высший уровень использования фотографической технологии. При таком подходе высшее фотографическое образование в России станет по-настоящему полноценным, полновесным, целостным и самостоятельным направлением в современном искусстве.

Однако не все склонны безоговорочно под держивать наши идеи. Существуют мнения о том, что ьысшее фотографическое образование нам не нужно, что его может заменить простое самообразование Чем вызьан подобного рода скепсис? Мы полагаем, что в основе его лежат следующие предубеждения и стереотипы: 1) в фотографии нечему учить (технология осваивается довольно быстро); 2) фотоискусство - это прежде всего творческое мышление, а ему научить нельзя; 3) в профессиональной фотографии довольно много самоучек, недавних фотолюбителей и ничего - справляются. Каждое такое высказывание не выдерживает серьезной критики В рамках данной статьи мы не можем развернуть весь спектр наших контраргументов, поэтому ограничимся лишь частью из них. Первое - действительно, в основе фотографического искусства лежит технология, в которой практически нет места тренингу как систематической деятельности, формирующей искусные рукотворные навыки. Это прерогатива традиционных искусств. Однако это вовсе не значит, что здесь нечему учиться. Просто сам процесс обучения обретает в фотографии иное качество: на первое место здесь выходят не навыки, а специальные технологические знания, в результате чего обучение

становится интеллектуализированным. Владеть фотографической технологией - это значит не «виртуозно вертеть» фотоаппаратом, а свободно ориентироваться в его функциональных возможностях на основе знания. Кстати, это общая тенденция для современного искусства. Второе - почему-то считается, что научиться творческому мышлению в какой-либо области нельзя, но научиться можно! В эгом умозаключении, на наш взгляд, просто отсутствует логика. Если можно научить себя чему-либо, то почему нельзя в принципе научить этому другого? Дело в том, что под словом «научить» понимается не передача какой-то суммы знаний: а развитие человеческой личности, которое зависит от множества факторов, в том числе и целепо-лагающих. Если индивид ставит перед собой задачу постоянно предпринимать какие-то нетривиальные действия в определенной сфере деятельности и достигает при этом творческих успехов, то фактор личностного развития в данном случае оспорить трудно. Точно такие же задачи может ставить и учитель по отношению к ученику, применяя разработанные им методики творческого развития не только детей, но и взрослых. Так что развивать фотографическое мышление можно. Третье - самоучки в любой сфере были, есть и будут. Особенно это характерно на этапе становления той или иной конкретной деятельности, когда учителей и школ еще нет в принципе. Но когда эта деятельность достигает определенной зрелости, уровня развития, то обязательно возникает ее институционализация, в том числе и через образовательные учреждения, которые переводят спонтанность появления специалистов в организованное русло. Таким образом существование самоучек и фотолюбителей не отменяет систему фотографического образования и

не заменяет профессионально подготовленных фотоспециалистов, а является одним из дополнительных способов прихода в профессию (в силу исключительных обстоятельств).

Возможно, что кому-то наше предложение относительно создания новой специальности (направления) может показаться абсолютно новым, не имеющим прецедентов в зарубежной образовательной практике, но это далеко не так. И ь Западной Европе, б частности во Франции и Германии, и в США при универси-тетах существуют бакалаврские и магистерские программы

Фото Ульяны Лаврентьевой 2 курс КемГУКИ

С.А. Вельская вручает именную стипендию студентке з.о. М. Шкунденковой

по фотоискусству. Они реализуются в университете New Mexico (США), в Национальной высшей школе фотографии имени Луи Люмьера (Франция). Из чего же складывается система образования, например, во французской фотошколе? На первом курсе все студенты изучают культурологически е и художественные дисциплины так называемого «общего цикла»: история пластических искусств, история фотографии и кино, направления современной фотографии, анализ изображений, введение в теорию права и управления и т.д. Практикуются также встречи с профессиональными фоторепортерами, критиками, фотохудожниками. Цель, определяющая набор дисциплин, — развитие у студентов фантазии, любознательности, творческой инициативы, критического мышления. Со второго курса студенты

французской фотошкопы выбирают специализации в соответствии со своими интересами и наклонностями, Это может быть специализация в области фототехники или специализация по художественной фотографии. С этого момента к теоретическому прибавляется практическое обучение. На этом этапе французские студенты начинают активно вырабатывать умения и навыки по съемке в павильоне и на натуре, по цифровой обработке изображения, начинают осваивать методики верстки фотоматериала, а также непосредственно участвуют в работе фотоагенств, рекламных компаний В конце каждого года обучения они участвуют в одной коллективной фотовыставке, а по окончании фотошколы ее выпускники защищают дипломные теоретические работы.

Поднятый нами вопрос на тему высшего фото графического образования в стране считаем как нельзя своевременным, потому что именно сегодня Россия сделала первые конкретные шаги по интегрированию отечественной системы образования в мировое образовательное пространство. В настоящее время в вузах активно внедряется двухуровневая система образования (бакалавр -магистр), разрабатывается и утверждается на их основе третье поколение государственных образовательных стандартов. Проблема, что называется, назрела и настоятельно требует своего скорейшего разрешения. Мы уверены, что другого ответа на вопрос, сформулированный в заголовке данной статьи, быть не может: высшему фото графическому образованию в России быть!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.