Научная статья на тему 'Методика организации и диссеминация республиканской выездной школы юного фотожурналиста'

Методика организации и диссеминация республиканской выездной школы юного фотожурналиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРС / ДИСТАНЦИОННАЯ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамов Анатолий Серафимович, Абрамова Галина Васильевна, Разумова Светлана Анатольевна

Фотоиллюстрация является одним из главных составляющих как печатных, так и электронных СМИ в ХХI веке. Современный фотожурналист должен знать не только технику и технологию цифровой фотографии с параметрами, умными опциями, иметь множество аксессуаров в виде сменных объективов, фильтров, штативов. Молодой светописец должен усвоить жанровую структуру фотожурналистики, правила и законы композиции, световые схемы при построении кадра. Конечно же, ему не помешают знания в области истории фотографии: не были бы Ньепса, Дагера, Тальбота не известно, когда родилась бы гелиография (синоним фотографии). Все эти вопросы рассматриваются на ежегодной республиканской выездной школе юного фотожурналиста. На занятиях выездной школы) анализируются детско-юношеская пресса, общественно-политическая печать с точки зрения фотографического оформления. В статье рассмотрена проблема организации выездной школы молодых и юных фотожурналистов и распространение опыта по различным каналам. Содержится методика ее проведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика организации и диссеминация республиканской выездной школы юного фотожурналиста»

МЕДИА И ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 37; 070

А. С. Абрамов

Чебоксарский профессиональный колледж им. Н. В. Никольского, Чебоксары

Г. В. Абрамова МАОУ «СОШ№ 59», Чебоксары С. А. Разумова МАОУ «СОШ№ 1», Чебоксары

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ДИССЕМИНАЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ВЫЕЗДНОЙ ШКОЛЫ ЮНОГО ФОТОЖУРНАЛИСТА

Фотоиллюстрация является одним из главных составляющих как печатных, так и электронных СМИ в XXI веке. Современный фотожурналист должен знать не только технику и технологию цифровой фотографии с параметрами, умными опциями, иметь множество аксессуаров в виде сменных объективов, фильтров, штативов. Молодой светописец должен усвоить жанровую структуру фотожурналистики, правила и законы композиции, световые схемы при построении кадра. Конечно же, ему не помешают знания в области истории фотографии: не были бы Ньепса, Дагера, Тальбота - не известно, когда родилась бы гелиография (синоним фотографии). Все эти вопросы рассматриваются на ежегодной республиканской выездной школе юного фотожурналиста. На занятиях выездной школы) анализируются детско-юношеская пресса, общественно-политическая печать с точки зрения фотографического оформления. В статье рассмотрена проблема организации выездной школы молодых и юных фотожурналистов и распространение опыта по различным каналам. Содержится методика ее проведения.

Ключевые слова: конкурс, дистанционная, медиаобразование.

В настоящее время роль фотографии в культуре современного общества значительна и многообразна. Она связана почти со всеми областями человеческой деятельности, является средством массовой коммуникации. Важное место принадлежит фотографии в современной художественной культуре, где она активно развивается как особый вид изобразительного искусства. Помимо того, что художественная фотография рассматривается в современном мире как один из видов искусства, прикладная фотография является незаменимым инструментом познания окружающего мира. Нет практически ни одной профессии, где не нашлось бы места для фотографии, не говоря уже о повседневной жизни каждого из нас. Поэтому владение фотографией можно отнести к общетрудовым умениям, которые необходимы каждому члену общества и должны формироваться в общеобразовательной школе.

Фотография сопровождает современного человека на каждом шагу и оказывает существенное влияние на формирование его видения действительности. Одновременно она стимулирует интеграцию различных областей общественной деятельности и духовной жизни - производства, науки, искусства и политики.

Еще в 20-е годы ХХ века народный комиссар просвещения России А. В. Луначарский высоко оценил роль фотографии и фотоискусства в образовании. В первом номере журнала «Советское фото» он писал: «В новых школах, устроенных в Германии, Швейцарии, отчасти и Франции, фотография играет большую роль в деле школьного воспитания и обучения. Но там такие школы доступны только для богатых, так как плата за обучение в них очень высока. А для нас важно внести благодеяния фотографии в самую гущу масс, дать ее в руки всем трудящимся. Сделать это нелегко, ибо нелегко так оборудовать школу, чтобы каждый был фотографом-любителем. Но как каждый передовой товарищ должен иметь часы, так он должен уметь владеть фотографической камерой» [10]. Наставления просветителя, ученого и революционера актуальна и на сегодняшний день.

Известный исследователь фотоискусства С. А. Морозов отмечает широту использования фотографии «...при нынешней вездесущности фотографии - в искусстве, науке, технике в средствах массовой информации...» [9] . Расширенное представление о роли гелиографии в обществе дает преподаватель факультета журналистики МГУ Н. И. Ворон: «Фотография используется в науке, искусстве, бытовой и многих других сферах, в том числе и в фотожурналистике. В каждой из сфер фотограф решает разные задачи: фотожурналистика, как и журналистика в целом, - это поприще по преимуществу социально-политических реалий, искусство (художественная фотография) - эстетических, поскольку реальный мир в его эстетическом проявлении является предметом искусства. В науке же нередко съемка ведется в автоматическом режиме, роль фотографа может нивелироваться заданной программой. Стало быть, по своим характеристикам фотография в науке будет отличаться от фотографии в искусстве, та и другая - от фотографии в журналистике. В самом деле, один и тот же объект, скажем, человек, может быть запечатлен и ученым, и фотожурналистом, и фотохудожником. Однако внимание ученого привлекут объективно-природные характеристики человека, фотожурналиста - объективно-социальные, фотохудожника - объективные эстетические проявления в человеке в форме прекрасного, безобразного, трагического, возвышенного и других категорий» [4] .

По фотожурналистике существует достаточно много исследований. Классики и теоретики данного направления - Л. П. Дыко, В.П.Микулин, Л.Ф. Волков-Ланнит, С. А. Морозов. В 80-90-х годах ХХ столетия появились труды В. М. Пескова, В. И. Михалковича, В. Т. Стиг-неева. С переходом фотографии на цифровые технологи в XXI веке появились новые книги «Цифровая фотография. Школа мастерства» А.Г. Беленького, «Цифровое фото» В. П. Леонтьева, И. В. Прокошева, «Фотография как...» А. И. Лапина, «Композиция в фотографии» Н. К. Жолу-дева. Вопросы медиапедагогики нашли отражение в книгах С. М. Гуревич [5], А. А. Князева [6], Г. В. Лазутиной [7].

Под патронажем Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, фотосекции Союза журналистов ЧР, Государственного автономного учреждения дополнительного образования «Центр военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе «ЮНИТЭКС», Чебоксарского профессионального колледжа им. Н.В. Никольского и Ассоциации учителей г. Чебоксары «ХХ век» 4 года назад был запущен проект «Республиканская выездная школа юного фотожурналиста». Она адресована для разных возрастных групп образовательных организаций ЧР. Основное направление - творческое, нравственное, гражданское воспитание подрастающего поколения, изучение славной истории фотожурналистики, ее место в культурном развитии России. В 2017 году участники проекта изучали технику и технологию пресс-фотографии, посещали мастер классы фотожурналистов, проверяли свое мастерство в конкурсах, развлекались в фотовикторине «Все о фотографии». Привлекательность заключается в том, что в школе юного фотожурналиста все возрастные группы могут найти занятие по душе: одни подковывают свои теоретические знания, вторая группа введет практическую съемку пейзажа, третья - выпускает фотогазету, четвертая - монтирует фотовыставку «Год человека труда в Чувашии». Следует отметить, что занятия проходят не только в аудиториях и лабораториях, а также на живописном берегу Волги, на пленэре.

Рис. 1. Участники первой фотошколы (2013 год)

Рис. 2. Фотосъемка на пленэре Рис. 3. Презентация школьной фотогазеты (2016 год)

(2013 год)

Рис. 5. Обсуждение конкурсных работ Рис. 6. Победители конкурса «Фото-

экспертами (2017 год) графия: окно в мир» (2017 год)

Потребность в проведении школы

Нужно определить: есть ли необходимость в проведении фотошколы. В этой проблеме важную роль играет распространенность в образовательной среде того вида деятельности, который лежит в основе проекта. Так как люди всех возрастов неравнодушны к истории родины, родного края, кинематографу, литературе, журналистике, то есть искусству в его разных проявлениях, то настоящему юному фотожурналисту хочется визуализировать интересных людей - писателей, артистов, режиссеров, пусть даже любимую учительницу Альбину Леонидовну и публиковать

интересный кадр в школьной газете. Любителей запечатлеть красоту родного края еще больше. А как добиться отличного результата - этот вопрос адресуется организаторам выездной школы юного фотожурналиста.

Дети любят новые проекты, поэтому в нашей выездной школе принимают участие ученики всех возрастов с 1 по 11 классы, студенты СПО. Во многих школах созданы кружки или клубы журналистов. Силами кружковцев пишутся материалы для районных и республиканских газет, снимаются документальные кадры. Они - помощники редакций районных, республиканских детско-юношеских газет. Современная техника и технология позволяют вести поиск нужной информации, произвести качественную фотосъемку.

Программа выездной школы рассчитана на 3 дня, где проводятся:

1. Мастер-классы фотожурналистов и фотохудожников, руководителей кружков и фотообъединений;

2. Анализ школьной и республиканской детско-юношеской прессы (качество публикуемых фотоснимков, жанровая структура, соотношение визуальной информации к тексту, форматы и география фотопубликаций);

3. Викторина «Все о фотографии»;

4. Республиканский конкурс «Фотография: окно в мир»;

5. Фоторинг. Конкурс персональных фотовыставок;

6. Конкурс школьных фотогазет;

7. Песни о фотографии. Культурная программа у костра.

Ниже предлагается сокращенный вариант программы (см. табл. 1.).

Таблица 1

Программа IV Республиканской летней выездной школы юного фотожурналиста

№ Время про- Наименование мероприятий Ответственные

пп. ведения

28 июня 2017г.

1. 10.00-10.30 Заезд, регистрация и размещение участников Пудовкина Светлана Вячеславовна, заведующий отделом технического творчества Центра «ЮНИ-ТЭКС» Иванова Надежда Лукинична, директор Ильинской СОШ Морга-ушского района

2. 10.30-11.00 Посещение школьного музея Гузов-ского Каргин Игорь Александрович, учитель дополнительного образования Ильинской СОШ Моргауш-ского района

3. 11.00-11.05 Открытие Дипломатова Зоя Юрьевна, начальник отдела образования, молодежной политики, физической культуры и спорта Моргаушского района ЧР

4. 11.05-11.10 Роль фотоиллюстрации в прессе Журавлев Сергей Витальевич, фотожурналист ИД «Хыпар»

5. 11.20-11.30 Выступление учащихся Ильинской СОШ Чернова Нина Арсентьевна, учитель музыки, руководитель вокального объединения «Доми-солька»

6. 11.30-11.40 Организация выставочной деятельности. Абрамов Анатолий Серафимович, председатель фотосекции СЖ Чувашской Республики

7. 11.40-11.45 Создание фотофильма для дистанци-оннной фотовикторины Иванова Виктория Николаевна, Мочалова Анна Валерьевна, студенты 2 курса ЧПК

29 июня. Мастер-классы журналистов и педагогов республики

8. 12.00-13.00 Использование фотоиллюстрации в образовательном процессе Разумова Светлана Анатольевна, учитель НОШ №1 г.Чебоксары

9. Использование фотоиллюстраций в рекламном видеоролике Чупраков Дмитрий Владимирович, преподаватель Чебоксарского профессионального колледжа им. Н.В.Никольского

10. Изготовление фоторамки «Скрап-бутинг» Русскова Инна Алексеевна, учитель СОШ №5 г.Новочебоксарск

11. Презентация книги «Мир глазами фотохудожника» Клочков Илья Степанович, фотожурналист журнала «Народная школа»

12. «Природа родного края - пейзажи сор-минской стороны», посвященные Году экологии в России Матвеева Мария Ивановна, учитель Убеевской спецщколы Красноармейского района

13. Создание фильма из фотографий «Семейный отдых» Учащийся 8 класса МБОУ «Ильинская СОШ» Моргаушского района Мокеева Кристина

14. Фотопроекты школ Моргаушского района Рожкова Алевтина Юрьевна, директор ДДТ Моргаушского района

30 июня. Мастер-классы педагогов республики

15. 14.00-17.00 Перспектива в фотографии Абрамов Анатолий Серафимович, председатель фотосекции СЖ Чувашской Республики

16. В фотографиях - Волжские мотивы Чернова Нина Арсентьевна, учитель музыки Ильинской СОШ Моргаушского района

17. Фотосъемка для учебного пособия «Чувашский язык для русскоязычных школ» Абрамова Галина Васильевна, учитель СОШ №59 г.Чебоксары

18. 12.00-12.30 Закрытие. Награждение участников Иванова Н. Л., Рожкова А. Ю., Абрамов А. С., Пудовкина С. В.

Вопросы и творческие задания, предлагаемые участникам викторины «Все о фотографии. 10 вопросов»:

1. На фотографии знаменитые родители маленькой Алены? Назовите их.

2. На фотографии скульптура, занесенная в книгу рекордов Гиннесса как самая большая на тот момент скульптура-статуя в мире. Её высота - 52 метра, длина руки - 20 и меча - 33 метра. Общая высота скульптуры - 85 метров. Вес скульптуры - 8 000 тонн, а меча - 14 тонн. Как называется эта скульптура и назовите авторов монумента?

3. Создайте фотографию по образцу и т. д.

Интересы и увлечения человека можно смело сравнивать со счастьем. Они вызывают положительные эмоции, ощущение наполненности, удовлетворенности, дарят радость. А участие в таких проектах как «Выездная школа молодого фотожурналиста» смело можно назвать духовным интересом, где участник может проявить себя как личность, индивидуальность, расширяет кругозор, растет культурно. Духовный интерес не предусматривает материальных изменений и обогащений. Это - налаживание психологической гармонии, личный рост, эмоциональное удовлетворение и насыщение, душевное спокойствие. Они побуждают познать мир, открыться с новой

стороны, проявить свои таланты. Когда ты создаешь из 10 оригиналов фотофильм «Мы живем в Год Петуха» разве это не творческий рост. Участники выездной школы юного фотожурналиста всегда с большим нетерпением ждут подведения итогов конкурсов, которые проводятся по разным номинациям.

Рис. 7. Иллюстрация к первому заданию Рис. 8. Образец для фотосъемки

Диссеминация школы молодого фотожурналиста

Любому автору хочется довести свою идею, методы ее осуществления, результаты инновационной деятельности до целевой аудитории. Для распространения опыта авторы проекта ВШМФЖ используют различные формы, методы и каналы.

1. Печатные СМИ. Журнал Министерства образования и молодежной политики «Народная школа».

2. Электронные СМИ. Репортажи со школы публикуются на сайтах Министерства образования и молодежной политики ЧР, центра «ЮНИТЭКС», отделов образования районов ЧР, некоторых городских и районных газет.

3. В электронном учительском портале «Инфоурок» публикуется методика проведения фотошколы, разъяснение методов поиска информации по фотосъемке, редактированию, создания многоснимочных жанров.

4. Семинары. 6-й год авторы статьи с Центром «ЮНИТЭКС» проводят дистанционную викторину «Фотоканикулы», где участвуют именно те, которые беззаветно любят фотоискусство и обучаются в выездной школе юного фотожурналиста, апробируют полученные знания, которые необходимы при выполнении творческих задач проекта. Основные направления по диссемина-ции проекта показаны в таблице (см. табл 2).

Таблица 2

Основные формы диссеминации (распространения) опыта

Виды Характеристика Что? Где? Когда?

Семинар-практикум Теоретическое обоснование опыта с элементами практических занятий с юнкорами, молодыми фотожурналистами, которые хотят познакомиться с опытом работы. Республиканская летняя выездная школа юного фотожурналиста и руководителей фотообъединений МБОУ «Ильинская СОШ» Моргауш-ского района

Студия Во главе студии педагог-наставник, чей опыт изучается. Члены студии знакомятся с достижениями педагога-фотожурналиста. Количество участников может быть небольшим. Участники студии вместе с наставником обмениваются мнениями по поводу творческих поисков и строят гипотезы. МБОУ «Убеевская СОШ» Красноармейского района МБОУ «Балдаевская СОШ» Ядрин-ского района МБОУ «СОШ №1» г. Чебоксары МБУДО «ДДТ» Моргаушского района Студия «Спектр» ЧПК МАОУ «СОШ №59» г. Чебоксары

Мастер-классы Используются при нестандартных педагогических системах и педагогических технологиях, присущих мастеру. Они служат открытию концептуальных сторон работы инновационного опыта. Педагоги и журналисты участвуют в процессе вместе с мастером, усваивают опыт и претворяют его в жизнь. Республиканская летняя выездная школа юного фотожурналиста и руководителей фотообъединений МБОУ «Ильинская СОШ» Моргауш-ского района

Аукцион идей Весь коллектив готовится к нему. Участники получают задания и показывают накопленный опыт, показывают фрагменты творческих работ. Занятия записываются на видео. Жюри отмечает самые лучшие перспективные работы Чебоксарский профессиональный колледж им. Н. В. Никольского Чемпионат WorldSkills Russia среди юниоров и молодых специалистов по компетенциям «Фотография» и «Видеомонтаж».

Форум «Школа молодого фотожурналиста» оперативно освещается в печатных и электронных СМИ. «В Моргаушском районе прошла третья республиканская выездная школа юного фотолюбителя и руководителей фотообъединений, посвященная Году российского кино. Были интересные мастер-классы. Яртеева Светлана Константиновна, педагог дополнительного образования МБУДО «Дом детского творчества», ознакомила с презентацией. «Киноактеры из Чувашии». Оказывается, их более 10 человек. Иванова Надежда Лукинична и Чернова Нина Арсен-тьевна подготовили мастер-класс «Фотосъемка сельского пейзажа». Шуверова Мая Германовна, Ярославцева Галина Петровна, учителя Балдаевской СОШ Ядринского района, показали мастер-класс «Репортажный метод съемки в школе» [3]. Сайт Центра ЮНИТЭКС о IV выездной школе писал: «В практической части школы состоялся мастер-класс по пейзажной фотографии и ночной фотосъемке Каргина Игоря Александровича, руководителя фотообъединения «Смена» ДДТ Моргаушского района. Незабываемые впечатления у участников фотошколы оставили экскурсия к Патриарху чувашских дубов и достопримечательностям Ильинского поселения. В завершение фотошколы состоялась церемония награждения призеров персональных фотовыставок и конкурса «блицфотографии» [13].

Составной частью выездной школы юного фотожурналиста стало соревнование юниоров и молодых специалистов по компетенциям «Фотография» и «Видеомонтаж» с элементами WorldSkills. «Школьники из Красноармейского, Ядринского, Моргаушского районов, также гг. Новочебоксарск и Чебоксары показывали свое мастерство в технике съемки, редактирования, монтажа и представили свои творения компетентному жюри. Членами экспертного совета были профессионалы - фотожурналисты ИД «Хыпар» В. В. Кузьмин и С. В. Журавлев, член СЖ РФ И. С. Клочков, редактор молодежного журнала «Самант» В. В.Степанов, обладатель премии «Тэфи-регион», руководитель городского детского медиа-центра «Куча мала!» М.Н. Шоклева, член Союза кинематографистов РФ З. А. Яковлева, член Союза художников В. П. Галошев. Орг-комитетв составе методиста ЧПК Л. И. Ивановой, председателя ЦК Г. Я. Казановой, преподавателей спецдисциплин А. С. Абрамова и Д. В. Чупракова обеспечили конкурсантам, их наставникам всеми необходимыми материалами: информационным сопровождением, аппаратурой, ПК, функционирующими материалами» [1].

В рамках соревнований WorldSkills студенты-старшекурсники провели мастер-классы «Информационные технологии в фотографии. Фотосъемка для журнала «Информатика в школе», «Цифровые фотоаппараты», «Редактируем в Фотошопе».

Список литературы

1. Абрамов А. С. Опыт проведения республиканского чемпионата по компетенции «Фотография» с элементами Wortldskills [Электронный ресурс] / А. С. Абрамов. - URL: https://infourok. ru/opit-provedeniya-respublikanskogo-chempionata-po-kompetencii-fotografiya-s-elementami-orldskills-1366421.html (дата обращения 25.05.2017).

2. В Моргаушском районе прошла третья республиканская выездная школа юного фотолюбителя и руководителей фотообъединений, посвященный Году Российского кино [Электронный ресурс] // Новостной портал «Без формата.ги». - URL: http://cheboksari.bezformata.ru /listnews/ morgaushskom-rajone-proshla-tretya/50809398/ (дата обращения 25.05.2017).

3. Ворон, Н. И. Жанры фотожурналистики: Учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика» [Текст] / Н. И. Ворон. - М.: Факультет журналистики, 2012. - 145 с.

4. Гуревич, С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра [Текст] / С. М. Гуревич. - М.: Аспект-Пресс, 2004. - 288 с.

5. Князев, А. А. Энциклопедический словарь СМИ [Текст] / А. А. Князев. - М.: КРСУ, 2002.

6. Лазутина, Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. [Текст] / Г. В. Лазутина. -М.: «Аспект Пресс», 2001. - 240 с.

7. Лукина, М. М. СМИ в пространстве Интернета [Текст] / М. М. Лукина, И. Д. Фомичева.

- М.: Изд. фак. журналистики Моск. гос. ун-та, 2005. - 89 с.

8. Луначарский, А. В. За советскую фотографию [Электронный ресурс] / А. В. Луначарский.

- URL: http://lunacharsky.newgod.su/lib/raznoe/za-sovetskuyu-fotografiyu (дата обращения 25. 05. 2017).

9. Морозов, С. А. Творческая фотография. [Текст] / С. А. Морозов. -М.: Планета, 1986. - 414 с.

10. Проблематика периодической печати: учеб. пособие [Текст] / под ред. Г. С. Вычуба и Т. И. Фроловой. - М.: ИМПЭ им. А С. Грибоедова, 2008. - 112 с.

11. Репкова, Т. Новое время: как издавать профессиональную газету в демократическом обществе [Текст] / Т. Репкова. - М.: ГИПП, 2001. - С. 133.

12. Состоялась Четвертая республиканская выездная школа юного фотожурналиста и руководителей фотообъединений [Электронный ресурс] // Сайт Министерства образования и политики Чувашской Республики. - URL: http://unitex-center.ru/news/sostoyalas-chetvertaya-respublikanskaya-vyezdnaya-shkola-yunogo-fotografa-i-rukovoditeley (дата обращения 25.05.2017).

THE ORGANIZATION AND DISSEMINATION OF THE REPUBLICAN OUTREACH SCHOOL OF A YOUNG PHOTOJOURNALIST

Abramov A. S., Cheboksary Professional College named after N. V. Nikolskiy, Cheboksary,

tolik.abramov. [email protected]

Abramova G. V., School No. 59, Cheboksary, [email protected] Razumova S. A., Primary School No. 1, Cheboksary, [email protected]

Photo-illustration is one of the main components of both print and electronic media in the 21st century. A modern photojournalist should know not only the technique and technology of digital photography with parameters, smart options, many accessories in the form of interchangeable lenses, filters, tripods. A young light-writer must learn the genre structure ofphotojournalism, the rules and laws of composition, light schemes in the construction of a frame. Of course, he will not be hampered by knowledge in the field of the history of photography: there would not have been Niepce, Daguerre, Talbot - it is not known when heliography would be born (a synonym for photography). All these issues are considered at the annual republican visiting school of a young photojournalist. On the lessons of the out-of-school school) the children's and youth press, the socio-political press from the point of view ofphotographic design are analyzed.The article discusses the problem of organizing an exit school for young and young photojournalists and the dissemination of experience through various channels. The method of its carrying out is contained.

Keywords: competition, long-distance, middle education.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Abramov, A. S. (2017), Opyt provedenija respyblikanskogo chempionata po kompetentsii «Fotografija s tlementami Wortldskills" [=The experience of holding the national championship in the competence of «Photography» with elements of Wortldskills], available at: https://infourok. ru/opit-provedeniya-respublikanskogo-chempionata-po-kompetencii-fotografiya-s-elementami-orldskills-1366421.html, accessed 25.05.2017. (In Russ.).

2. V Morgayschskom rajone proschla tretja respyblikanskaja wyesdnaja schkola jynogo fotolybitela i rukovoditelej fotoobjedinenij, posvjatsennyj Gody Rossijskogo kino (2017) [=The third republican visiting school of a young amateur photographer and heads of photoconferences dedicated to the Year of Russian Cinema was held in Morgaus district], available at: http://cheboksari.bezformata.ru /listnews/ morgaushskom-rajone-proshla-tretya/50809398/, accessed 25.05.2017. (In Russ.).

3. Voron, N. I. (2012), Zhanryfotozhurnalistiki: Ucheb. posobiyedlyavuzovpo spets. «Zhurnalistika» [= Genres of photojournalism: Proc. allowance for universities on spec. «Journalism»], Moscow, MGY, 145 p. (In Russ.).

4. Gurevich, S. M. (2004), Gazeta: vchera, segodnja, zavtra [=Newspaper: yesterday, today, tomorrow], Moscow, Aspect-Press, 288 p. (In Russ.).

5. Knyazev, A. (2002), Enziklopedicheskiy slovar' SMI [=Encyclopaedia of Mass Media], Moscow, KRSU. (In Russ).

6. Lazutina, G. V. (2001), Osnovy tvorcheskoy dejatel'nosti gurnalista [=The basis of journalist's creative work], Moscow, Aspect-Press, 240 p. (In Russ.).

7. Lukina, M. M. and Fomicheva, I. D. (2005), SMI v prostranstve Interneta [=Media in the Internet space], Moskow, Ed. fact. journalism of Moscow. state. university, 89 p. (In Russ.).

8. Lynatsarsij, A. V. Sasovetskyjy fotografijy [=For the Soviet photo], available at: http://lunacharsky. newgod.su/lib/raznoe/za-sovetskuyu-fotografiyu, accessed 25.05.2017. (In Russ.).

9. Morozov, S. A. (1986), Tvorcheskaya fotografiya [=Creative photography], Moscow, Planeta, 414 p. (In Russ.).

10. Problematika periodicheskoy pechati: ucheb. posobiye (2008) [=Problems of periodicals: Proc. Manual], Moscow, 112 p. (In Russ.).

11. Repkova, T. (2001), Novoye vremya kak izdavat' professional'nuju gazetu v demokraticheskom obschestve [=New time: how to publish a professional newspaper in a democratic society], Moscow, GIPP, 133 p. (In Russ).

12. Sostojalos Tsetvertaja respyblikanskaja vyesdnaja schkola jynogo fotozhyrnalista i rukovoditelej fotoob'edinenij [=Fourth Republican visiting school of a young photojournalist and heads of photo associations], available at: http://unitex-center.ru/news/sostoyalas-chetvertaya-respublikanskaya-vyezdnaya-shkola-yunogo-fotografa-i-rukovoditeley/, accessed 25.05.2017. (In Russ.).

Абрамов Анатолий Серафимович - преподаватель спецдисциплин, Чебоксарский профессиональный колледж им. Н. В. Никольского, Чебоксары.

[email protected]

Абрамова Галина Васильевна - учитель чувашского языка , МАОУ «СОШ № 59», Чебоксары.

[email protected]

Разумова Светлана Анатольевна - учитель чувашского языка, МАОУ «СОШ № 1», Чебоксары.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.