УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
2016, Т. 158, кн. 4 С.1064-1076
ISSN 1815-6126 (Print) ISSN 2500-2171 (Online)
УДК 070+374.1
КОНКУРСЫ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
В.В. Смеюха
Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону, 344038, Россия
Аннотация
Статья посвящена изучению конкурсов юных журналистов. На современном этапе они являются популярной формой коммуникации между школьниками, журналистскими организациями, административными и коммерческими структурами, вузами. Целью статьи является выявление роли особенностей, типологического многообразия медиа-конкурсов, ориентированных на школьную аудиторию, определение их задач в условиях снижения интереса массовой аудитории к СМИ, а также необходимости повышения качества общественной и профориентационной работы с молодёжью. Используя типологический метод, автор анализирует функциональное назначение, многообразие конкурсов юных журналистов. Социологический метод позволяет выявить творческие, профессиональные предпочтения и возможности аудитории, проявляющей интерес к журналистике. Делается вывод, что данные конкурсы демонстрируют уровень и качество профессиональной подготовки школьной аудитории, позволяют активизировать юнкоровское движение, мотивируют школьников и их наставников на повышение журналистского мастерства.
Ключевые слова: конкурс, журналистика, юнкор, юный журналист, медиаобразо-вание
Массовая организационная работа с детской и молодёжной аудиторией получила широкое распространение в прошлом веке (подробнее см. [1]). Что касается работы с юными журналистами, то в нашей стране интерес к юнкоровской деятельности обозначился в советский период. Причин тому было несколько. Во-первых, координация данного движения со стороны старших наставников способствовала эффективному проведению агитационно-пропагандистских кампаний, воспитанию подрастающего поколения в необходимом политическом направлении. Во-вторых, юнкоровское движение на этапе своего становления помогало ликвидировать неграмотность детской и молодёжной аудитории. В-третьих, данный вид деятельности содействовал выявлению творческих способностей, формированию профессиональных навыков школьников. В-четвёртых, интерес юной аудитории к журналистике, средствам массовой информации обусловливал развитие детской и школьной прессы, выполнявшей
задачи идеологического воспитания и получившей широкое распространение в советское время (подробнее см. [2]). Занятия с юнкоровцами проводились в кружках, секциях, организованных при школах, домах творчества, а также в редакциях СМИ.
В постсоветский период изменились не только основы общественной работы со школьными и молодёжными коллективами, но и трансформировался сам институт журналистики. Аналитики стали констатировать кризис прессы, выражающийся в изменении её функций, типологической трансформации, снижении тиражей СМИ и уменьшении аудитории; это, по мнению теоретиков, требует пересмотра системы журналистского образования [3], которая готовит специалистов либо с идеалистическими представлениями о предназначении журналистики, либо не способных работать в трансформирующихся условиях медийной реальности. Организация юнкоровской деятельности осталась в ведении школ, домов детского творчества, в работе которых также обозначился ряд проблем. С одной стороны, педагоги, осуществляющие журналистскую подготовку школьников, не всегда являются компетентными медиаспециалистами. Учителя русского языка и литературы, истории и географии, работники школьных библиотек могут не иметь общих представлений об основах журналистского творчества. Тем не менее данные сотрудники нацелены на реализацию творческой и профессиональной подготовки учащихся. С другой стороны, не все муниципальные школьные образования владеют достаточной технической базой, позволяющей усилиями педагогов и школьников производить современный медиаконтент.
Однако, несмотря на обозначенные проблемы, в стране наблюдается развитие юнкоровского движения, о чём свидетельствуют деятельность школьных, детских СМИ, проведение слётов, съездов и конкурсов юных журналистов. Юнкоровская работа способствует формированию творческих интересов и способностей школьников, подтверждением результативности которых являются их включённость в журналистский процесс, производство медийной продукции. В свою очередь, юнкоровские конкурсы обеспечивают реализацию стратегий творческого саморазвития учащихся [4], а именно: помогают провести оценку способностей школьников, стимулируют их дальнейшую творческую работу. Необходимо отметить, что в последнее время количество конкурсов, фестивалей, адресованных юным журналистам, значительно увеличилось. Только в 2015 г. были заявлены следующие мероприятия:
- Ежегодный творческий фестиваль-конкурс «Восходящая звезда»1,
- Всероссийский конкурс сочинений «Золотое перо»2,
- Международный фестиваль юношеских СМИ и киностудий «Волжские встречи» (г. Чебоксары, Чувашская Республика) ,
- Республиканский конкурс юных журналистов, приуроченный к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (г. Махачкала, Республика Дагестан) ,
1 Проводится традиционно на городском (районном) уровне. См., например, Положение о проведении районного детского фестиваля-конкурса «Восходящая звезда 2015» МО «Город Ленск» (http:// www.gorodlensk.ru/news/konkursy/3273-priglashaem-k-uchastiyu-v-festivale-voskhodyashchaya-zvezda-2015).
2 Инициатива редакции электронного СМИ «Академия Педагогики» (http://pedakademy.ru/?page_id=2704).
3 http://волжскиевстречи.рф/.
4 http://www.dagorlenok.ru/competitions/respublikanskiy-konkurs-yunykh-zhurnalistov-2015/.
- Ежегодный конкурс молодых журналистов «Юный журналист Дона» (г. Ростов-на-Дону, Ростовская область) ,
- Региональный форум-конкурс молодёжной прессы «Созвездие юных журналистов» (г. Новокузнецк, Кемеровская область)6,
- Районный конкурс юных журналистов «Журналёнок» (г. Катав-Ива-новск, Челябинская область)7,
- Межрегиональный открытый творческий конкурс школьных газет «Школа-пресс» (г. Новочебоксарск, Чувашская Республика)8,
- Международный конкурс детских и молодёжных СМИ «ЮнГА+» (г. Челябинск)9 и др.
Целью настоящей статьи является выявление роли, особенностей, типологического многообразия медиаконкурсов, ориентированных на школьную аудиторию, определение их задач в условиях снижения интереса массовой аудитории к СМИ, а также необходимости повышения качества общественной и профори-ентационной работы с молодёжью.
Следует сказать, что исследователи как журналистской, так и профессионально-педагогической деятельности проявляют определённый интерес к изучению истории юнкоровского движения, его современных форм и задач [5-8]. В наши дни оно представляет собой деятельность по организации детей и подростков школьного возраста с целью осуществления их медиаобразования, определения и развития творческих способностей, формирования профессиональных навыков, необходимых в журналистской сфере.
Значимость работы с юнкорами, школьниками, проявляющими внимание к журналистике, является очевидной. В подтверждение данного тезиса приведём мнение О.Е. Коханой, занимающейся исследованием проблем медиаобра-зования и связывающей его направления с трансформацией социальной действительности: «Творческая деятельность вообще культивирует высшие, наиболее совершенные формы восприятия, которые необходимы развивающейся личности, так как способность мыслить и способность видеть мир как единый образ - это две взаимодополняющие друг друга способности: одна без помощи другой не в состоянии выполнить собственную задачу» [9, с. 86]. Более того, в условиях распространения интернет-культуры, увеличения доли свободного времени и последовательного снижения качества общественной работы с молодёжью развитие юнкоровской деятельности приобретает особую ценность.
Конкурсы юных журналистов являются популярной формой активизации движения юнкоров, выявления его характера и особенностей. Детализация целевой направленности мероприятия, ориентированного на школьников, занимающихся журналистикой, зависит от статуса его учредителя, организатора. Так, за проведение творческих конкурсов по журналистике берутся:
1) управления образования территориальных ведомств,
5 http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=128518.
6 http://edubel.ru/edu/?p=-0428-04-view-139.
7 http://ddt-katav.ucoz.ru/news/21_raj onnyj_konkurs_zhumalj onok/2015-01-16-107.
8 http://www.grani21.ru/tema/shkola-press-2015.
9 http://www.csu.ru/faculties/Documents/ЮнГа+. Положение о конкурсеЛос.
2) центры дополнительного образования,
3) журналистские объединения и коллективы,
4) вузы,
5) коммерческие организации и др.
В роли учредителя городского конкурса юных журналистов и редакций школьных газет «Мы рождены для печатных изданий», цель которого можно обобщённо обозначить как развитие школьного журналистского движения города, выступил департамент образования мэрии г. Ярославля. Организатором в 2014-2015 гг. было муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Ярославский городской Центр внешкольной работы» , в 2016 г. - Ярославский городской Дом пионеров .
В 2014 г. вышло Постановление Правительства Ростовской области «О порядке проведения ежегодного конкурса молодых журналистов "Юный журналист Дона"», которым утверждено положение о проведении мероприятия и его организатор - Управление информационной политики Ростовской области, а также обозначена соответствующая цель - «привлечение внимания общественности к творческим достижениям молодых журналистов, выявление талантливых юных журналистов Ростовской области с целью подготовки профессионального кадрового резерва, привлечения молодёжи к реализации социально значимых проектов в средствах массовой информации»12.
Всероссийский конкурс-олимпиада для школьников «Проба пера» был учреждён Высшей школой журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета, его целью является «выявление наиболее одарённых в сфере коммуникационных специальностей»13, а также проведение профориентационной работы, содействие становлению деятельности юных журналистов в школах.
Юнкоровские конкурсы можно классифицировать по охвату участников на следующие типы:
• районные - например, Районный конкурс юных журналистов «Пресс-школа 2013», проводившийся в Курагинском районе Красноярского края ;
• городские - Городской конкурс юных журналистов «Новое имя» среди частных школ Санкт-Петербурга, организованный в 2012 г. еженедельным информационно-аналитическим журналом «Город 812» , или Открытый городской конкурс-фестиваль юных журналистов «Будущее начинается сегодня» (г. Астрахань) ;
10 См. Приказы Департамента образования Мэрии г. Ярославля от 18 марта 2014 г. № 01-05/201 (http://yar-edudep.ru/files/prikaz2014/pr_201.pdf), от 13 марта 2015 г. № 01-05/175 (http://yar-edudep.ru/files/ prikaz2015/pr0105175_130315 .pdf).
11 См. Приказ Департамента образования Мэрии г. Ярославля от 15 февраля 2016 г. № 01-05/111 (http://yar-edudep.ru/files/prikaz2016/pr0105111_150216.pdf).
12 http://www. donland.ru/Default. aspx?pageid= 128518.
13 http://j f.spbu .ru/contest/ 5916.html.
14 См. Приложение № 4 к Приказу Управления образования Администрации Курагинского района от 1 ноября 2012 г. № 343 «О проведении мероприятий по программе "Одарённые дети"» (www.uo-kuragino.ru/ files/prikaz_rai_olimp_2013.doc).
15 http://www.online812.ru/2011/09/02/005/.
16 http://volgaru.info/ob shchestvo/my-molodye/2738-konkursu-yunykh-zhurnali stov-byt.
• областные (краевые) - областной конкурс юных журналистов «Серебряное перо губернии» (г. Саратов) или творческий конкурс-фестиваль юных журналистов Кубани «Креатив инициатив» (г. Краснодар) ;
• республиканские - Республиканский конкурс «Юные журналисты», организованный в Кабардино-Балкарии , или Открытый республиканский конкурс юных журналистов «Стань журналистом» для учащихся 9-11 классов Республики Марий Эл (г. Йошкар-Ола)20;
• всероссийские - Всероссийский конкурс имени Владимира Мезенцева «Юные журналисты России», организуемый на протяжении одиннадцати лет Школой журналистики имени Владимира Мезенцева в Центральном доме журналиста при поддержке Союза журналистов России, профильных факультетов МГУ и МГИМО, Евразийской академии телевидения и радиовещания, межгосударственной компании «МИР», «Парламентской газеты», радиостанции «Эхо Москвы», журналов «Кот Шрёдингера», «Русский репортёр» и «Новой газеты» (г. Москва) , или Олимпиада школьников «Ломоносов» по направлению «Журналистика», которая проводится факультетом журналистики МГУ имени
М.В. Ломоносова совместно с редакциями «Российской газеты» и «Радио Рос-
22
сии» ;
• международные - конкурс для талантливых подростков, а также студентов и преподавателей журналистики со всего мира, инициированный в 2011 г. некоммерческой организацией Youth Journalism International (Западный Хартфорд, США)23, или Международный конкурс юных журналистов «XXI век. Время и мы» (г. Петрозаводск)24.
Таким образом, внимание к конкурсам юных журналистов проявляется на уровне различных структурно-территориальных образований, что обеспечивает условия участия школьников в мероприятиях в зависимости от места их проживания и творческих, профессиональных и финансовых возможностей.
По степени интенсивности взаимодействия организаторов конкурса с его участниками творческие мероприятия можно подразделить на очные (к участию в мероприятии допускаются все желающие без предварительного конкурсного отбора); заочные (конкурсанты присылают свои работы в оргкомитет, который
17 Конкурс проводился в два этапа: заочный этап - с октября 2013 г. по март 2014 г., очный этап (финал) - апрель 2014 г. (http://schoolyjsaratov.ru/06-1.html).
18 См., например, «"Нестле Кубань" поддержала краевой конкурс юнкоров» (http://www.nestle.ru/ media/newscomp/2014-05-13). Полная версия положения о конкурсе-фестивале размещена на сайте Департамента информационной политики Краснодарского края - Приказ Департамента печати и средств массовых коммуникаций Краснодарского края от 25 февраля 2014 г. № 5 «О проведении Третьего краевого творческого конкурса-фестиваля для юных журналистов Кубани «Креатив инициатив» (http://depsmi.ru/departament/ NPA/Prikaz_Dep/detail.php?ГО=3161&sphrase_id=4643).
19 Проводится среди учащихся общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования в возрасте от 12 до 18 лет в соответствии с планом работы Ассоциации юных журналистов ежегодно Республиканским дворцом творчества детей и молодёжи (г. Нальчик). См., например, Положение о XIV республиканском конкурсе юных журналистов (rdtdm-kbr.ucoz.ru/14_konkurs.docx).
20 Подробнее см. http://mari-arslan.ru/mari/node/1431.
21 См. официальный сайт (http://journs.ru/konkurs.html).
22 http://www.journ.msu.ru/entry/olympics/lomonosov.php.
23 http://youthjournalism.org.
24 Подробнее см. сайт Управления культуры и общественных связей Администрации Петрозаводского городского округа (http://kultura.ptz.ru/event/festivali-detskogo-i-yunosheskogo-tvorchestva/megdunarodniyi-konkurs-yunih-gurnalistov-xxi-vek.-vremya-i-mi/)
на основании их анализа определяет победителей); очно-заочные (состоят из двух этапов, на первом - заочном - определяются участники, которые продолжат состязание на очном этапе уже непосредственно в присутствии других школьников и конкурсной комиссии) и в интернет-формате. В качестве примера назовём такие, как:
• медиафестиваль «Школьная медиапланета» (на базе МБОУ «Могойтин-ская средняя общеобразовательная школа им. В.С. Анищенко» Курумканского района Республики Бурятия), организованный творческими коллективами Центра детского творчества, Байкальского колледжа туризма и сервиса при поддержке Министерства образования и науки Бурятии, управления образования и администрации Курумканского района в два этапа: первый - дистанционный интернет-конкурс «Школьная газета №1», второй - деловая игра «Полевая редакция» и заочный конкурс «Новое пространство»25;
• интернет-конкурс «3000 минут без детства. Беслан», объявленный в 2014 г. Хабаровским краевым центром внешкольной работы «Созвездие» ;
• краевой заочный конкурс «Юные журналисты - 2015», что проводит факультет массовых коммуникаций, филологии и политологии Алтайского государственного университета совместно с общественным педагогическим детско-юношеским движением «Озарение» ;
• межрегиональный заочный конкурс школьных газет (г. Киров)28 и т. п.
По формату проведения очные конкурсы, как и очные этапы (туры) очно-
заочных мероприятий, могут подразделяться на 1) мероприятия конкурсного характера (предусмотрены только конкурсные испытания) и 2) мероприятия конкурсные с учебно-образовательными функциями (помимо конкурсных испытаний, участникам предлагаются журналистские и медиаобразовательные мастер-классы). Например, мастер-классы проводятся для участников конкурса «Проба пера», учреждённого в 2011 г. факультетом журналистики Санкт-Петербургского государственного университета для школьников 8-11 классов, а с 2013/14 учебного года ставшего частью Олимпиады школьников СПбГУ29.
По периодичности можно выделить мероприятия разовые и регулярные, ставшие традиционными. Кроме того, разрабатываются тематические конкурсы, приуроченные к юбилейным датам, событиям (в частности, республиканский конкурс «Юный журналист», посвящённый Году литературы в России и 70-летию Великой Победы, организованный в Республике Саха (Якутия)30, или конкурс культурно-социальной рекламы и журналистики «Год культуры», состоявшийся
25 Подробнее см. заметку Н. Ворониной и С. Берельтуева на сайте школьной газеты «ИнфоStart» МБОУ «Могойтинская СОШ имени В.С. Анищенко» Курумканского района Республики Бурятия (http://infostartmgt.ucoz.ru/publ/ljudmila_dorzhieva_umnoe_i_poleznoe_informacionnoe_prostranstvo_delajut_juny e_zhurnalisty_burj atii/1-1-0-43).
26 http://www.kdcsozvezdie.ru/o-nas/novosti/internet-konkurs-rabot-yunykh-zhurnalistov-/.
27 См. Положение N° 39 (http://www.asu.ru/news/14065/).
28 Организатор - Институт развития образования Кировской области. В период с 15 октября 2014 г. по 13 февраля 2015 г. проводился III межрегиональный заочный конкурс школьных газет (подробнее см. http://mic.org.ru/konkursy/356-iii-mezhregionalnyj-zaochnyj-konkurs-shkolnykh-gazet).
29 См., например, отчёт о проведении заключительного этапа конкурса «Проба пера», размещённый Учебно-образовательным пресс-центром Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ (http://jf.spbu.ru/contest/3850-10837.html).
30 http://www.sakhaedu.ru/activities/news/4247/
в Астраханской области31), либо рассматривающие профессиональную деятельность учредителя, организатора мероприятия (например, открытый городской конкурс эссе «Тёплое слово: энергетика в моей жизни», посвящённый 90-летию пуска первого теплопровода и теплофикации России, инициированный в прошлом году ОАО «Теплосеть Санкт-Петербурга» ).
Если цели и задачи учредителей и организаторов конкурсов связываются непосредственно с их профилем деятельности, то цели участия конкурсантов мотивируются в первую очередь их желанием проверить творческие способности, журналистские навыки, получить оценку своих работ, доказать творческую состоятельность. Если конкурс является заочным либо предусматривает отбор работ на заочном этапе, то конкурсанты могут не ограничиваться получением общей информации о победителях либо о прошедших в финал: они имеют возможность обратиться в оргкомитет с просьбой представить более развёрнутый отзыв об их работах.
В условиях падения статуса журналистики и снижения популярности журналистской профессии вызывает интерес рост численности конкурсов юных журналистов и их участников. Так, например, упомянутый нами выше конкурс «Проба пера» ежегодно собирает более 500 школьников со всей России, а также из Казахстана и Белоруссии33. В 2014 г. Всероссийский конкурс по журналистике, фотожурналистике, рекламе и PR, проводившийся в г. Ростов-на-Дону, собрал 60 участников34, а в 2015 г. их было уже 160 человек35.
По мнению А.В. Фёдорова, И.В. Челышевой, интерес молодого поколения к медиа определяют несколько факторов: «возможность использования терапевтической, компенсаторной, рекреативной, эстетической, познавательной, информационной, коммуникативной, нравственной, социальной, катарсиче-ской и других функций искусства; зрелищно-развлекательные жанры (как правило, базирующиеся на мифологии) с опорой на стандартизацию, серийность, сенсационность, систему "эмоциональных перепадов", способствующих снятию нервного напряжения зрителей, на эффект гипнотизма» [2, с. 72]. Таким образом, получается, что современных школьников привлекает главным образом медийная среда, а уже затем возможность попробовать себя в роли медиас-пециалиста (корреспондента, фотографа, оператора, ведущего и т. д.). Конечно, не все юнкоры становятся сотрудниками медийной сферы, но задействован-ность в медийном процессе помогает им развить способности и навыки, которые сегодня востребованы во многих профессиональных отраслях.
Конкурсы юных журналистов не только помогают выявить популярность медийной сферы, но и демонстрируют уровень медиаподготовки участников, их социальные интересы. Рассмотрим обозначенные стороны деятельности учащихся на примере Всероссийского конкурса по журналистике, фотожурналистике, рекламе и PR (г. Ростов-на-Дону).
31 https://www.astrobl.ru/news/81019.
32 http://www.teplosetspb.ru/media/documents/1/konkurs_esse_polozhenie.pdf.
33 http://jf.spbu.ru/contest/3848.html.
34 http://www.rgups.ru/news/22.03.201-173 5/?zoom=1.
35 http://www.rgups.ru/news/21-ma-2192/.
Данный конкурс является ежегодным. Положение в 2013 г. разработали сотрудники только что открытой кафедры «Массовые коммуникации и прикладная лингвистика» ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения». Идея организации именно всероссийского конкурса для юных журналистов была не случайной. Как показал анализ конкурсных мероприятий региона, в области не имелось творческих состязаний подобного типа.
В первый же год (2014) конкурс привлёк к себе внимание школьников из различных регионов страны: Хакасии, Бурятии, Чувашии, Татарстана, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Алтайского, Ставропольского и Краснодарского краёв, Ростовской, Самарской, Амурской, Пензенской и Воронежской областей. Было прислано более 200 заявок, при этом в очном туре, как отмечалось выше, приняли участие 60 школьников.
В 2015 г. в оргкомитет поступило более 600 заявок, в очном этапе приняли участие 160 конкурсантов. География участников расширилась, мероприятием заинтересовались школьники Нижегородской, Астраханской, Ленинградской областей. Более того, была получена заявка из Сербии.
Жюри конкурса представляют журналисты, писатели, сотрудники пресс-служб города, которые знакомятся с работами на заочном этапе и непосредственно участвуют в проведении и оценке конкурсных заданий очного тура. Следует сказать, что уровень присылаемых работ различен. Выделяются творческие тексты, авторы которых уже публикуются в СМИ. Некоторые работы являются аналогом школьных сочинений (если речь идёт о фотоработах, то это могут быть снимки невысокого качества). Часть материалов не является самостоятельной, то есть делается совместно с педагогами, наставниками, о чём свидетельствуют широта раскрытия тематики, её интерпретация, глубина оценок, либо не оригинальна и принадлежит другим авторам.
В 2014 г. результаты очного и заочного этапов в номинации «Лучший журналистский материал» совпали. Первое место было присуждено школьнику из г. Нальчик - Дмитрию Пароеву, который уже до этого являлся победителем ряда творческих конкурсов, а позже он поступит на факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова.
В 2015 г. среди участников было много представителей юнкоровских кружков, клубов, творческих коллективов, занимающихся не только при школах, но и при домах культуры, дворцах творчества молодёжи, например:
- МБОУ ДОД ДДТ «Дом детского творчества Железнодорожного района города Ростова-на-Дону»,
- мультимедиастудия Елены Остривной (г. Ростов-на-Дону, Дворец творчества детей и молодёжи),
- творческое объединение «Твой голос» Городского дома детского творчества г. Сальск (Ростовская область),
- пресс-центр «Джостик» Городского дома детского творчества г. Шахты (Ростовская область),
- клуб «Патриот» Центра внешкольной работы г. Таганрог,
- клуб «Острое перо» МБОУ ДОД ДДТ «Дом детского творчества ст. Старощербиновская» (Краснодарский край),
- ГБОУ ДО РК «Малая академия наук "Искатель"» (г. Симферополь),
- творческое объединение «Родник» МБОУ ДО «Центр детского и юношеского творчества» Нижнегорского района Республики Крым (г. Симферополь) и др.
О социальных интересах конкурсантов, на наш взгляд, можно судить на основе анализа выбора тем, предложенных для письменных творческих работ. Так, в 2015 г. на заочном этапе в номинации «Лучший журналистский материал» были даны шесть тем, и внимание к ним распределилось таким образом (рис. 1): тему «Информационный мир» выбрал 21% конкурсантов, «Профессия будущего» - 19%, «Счастье человека в его семье» - 19%, «Книга в моей жизни» -16%, «Журналист и война» - 13%, «Блеск и нищета XXI в.» - 12%.
На очном этапе, который состоялся в Ростовском государственном университете путей сообщения 21 марта 2015 г., школьникам были предложены следующие темы:
1) Журналист будущего,
2) Интервью с любимым литературным героем,
3) Я против войны,
4) Роль журналистики в современном обществе: заметки юного корреспондента.
Подготовка к празднованию 70-летия Победы, очевидно, оказала влияние на тематические интересы конкурсантов. Большая часть из них (67%) выбрала тему, посвящённую войне; 24% представило тексты на тему «Роль журналистики в современном обществе: заметки юного корреспондента»; темы «Журналист будущего» и «Интервью с любимым литературным героем» набрали равное количество авторов - по 4.5% соответственно (рис. 2).
Так как перед участниками стояла задача раскрыть поставленные темы и у них не было возможности привлекать дополнительные информационные источники, то представленные творческие работы являлись не информационными, а аналитическими и художественно-публицистическими. Большая часть текстов строилась на авторских размышлениях, интерпретации известных им фактов, взятых из литературы, истории, семейных рассказов, или поиске причин происходивших либо происходящих событий. Например:
• ...война, целью которой является расширение территорий... отбрасывает прогресс. <... > война неизбежна по причинам вражды между главами государств (М. Коваленко, г. Батайск);
• ...парадокс: в обществе, главной ценностью которого является... жизнь, существуют такие страшные плоды научно-технической революции, как атомная и водородная бомбы, биологическое оружие... (К. Брянцева, г. Матвеев-Курган);
• Журналистика - это, скорее всего, не профессия, а призвание, ведь не каждый способен пропустить через себя радость, боль, страх (А. Попова, Астраханская область).
□ Информационный мир
□ Профессия будущего
□ Счастье человека в его семье
□ Книга в моей жизни
□ Журналист и война
□ Блеск и нищета XXI в.
Рис. 1. Распределение тем номинации «Лучший журналистский материал» согласно выбору участников заочного этапа Всероссийского конкурса по журналистике, фотожурналистике, рекламе и PR (г. Ростов-на-Дону, 20 февраля - 21 марта 2015 г., Ростовский государственный университет путей сообщения)
□ Журналист будущего
□ Интервью с любимым литературным героем
□ Я против войны
□ Роль журналистики в современном обществе: заметки юного корреспондента
Рис. 2. Распределение тем номинации «Лучший журналистский материал» согласно выбору участников очного этапа Всероссийского конкурса по журналистике, фотожурналистике, рекламе и PR (г. Ростов-на-Дону, 20 февраля - 21 марта 2015 г., Ростовский государственный университет путей сообщения)
Работы в номинации «Лучшее школьное периодическое издание», участвовавшие как в заочном, так и в очном этапах, наоборот, характеризовались превалированием информационных жанров. Данную особенность юнкоровской деятельности отмечает также М.С. Халиуллина в диссертационной работе «Региональная детско-юношеская самодеятельная печать в условиях постсоветской трансформации: структурно-функциональные и жанрово-тематические характеристики (на примере периодики Оренбургской области)» [10, с. 151-167].
Работы в номинации «Лучший рекламный и PR-проект», несмотря на предложенные темы («Школа, в которой я учусь», «Профессия - рекламист», «Человек будущего», «Образ моего края»), были посвящены главным образом формированию имиджа учебного заведения, которое представляли конкурсанты. Слабую заинтересованность школьников в создании имиджевых и рекламных
проектов можно объяснить тем, что в коллективах, где они занимаются, не уделяется внимания направлениям рекламы и PR.
Наибольшее количество участников на очном туре как в 2014 г., так и в 2015 г. было представлено в номинации «Лучшая фоторабота». Так, например, в 2015 г. 29% конкурсантов были заявлены как фотографы, 27% - видеожурналисты, 19% - члены редакций школьных СМИ, 17% - пишущие журналисты, 8% - авторы рекламных и имиджевых проектов. Интересно, что на заочном этапе соотношение количества участников в номинациях было иным, и лидировали конкурсанты, приславшие журналистские тексты (39%), на втором месте по численности были школьники, заявившие себя как фотографы (37%), на третьем месте - видеожурналисты (14%), на четвёртом - представители школьных изданий (7%), на пятом - рекламисты и пиарщики (3%). Доминирование участников-фотожурналистов на очном этапе, на наш взгляд, объясняется тем, что школьникам сложнее создавать текстовые материалы. Как отмечалось выше, не все присланные письменные работы являлись самостоятельными. Более того, некоторые школьники, готовящиеся поступать на факультеты (отделения) журналистики и имеющие уже публикации в печатных СМИ, для участия в конкурсе выбирали номинацию «Лучшая фоторабота».
Итак, можно заключить: на современном этапе наблюдается популяризация конкурсов юных журналистов, что объясняется расширением и актуализацией медиасреды, желанием инициаторов данных мероприятий выстраивать коммуникативные отношения со школьной аудиторией, а также реализовывать про-фориентационные, учебно-образовательные и воспитательные задачи. Типологическое многообразие юнкоровских конкурсов позволяет задействовать в них значительное количество участников, проявляющих интерес к журналистике. Конкурсы юных журналистов демонстрируют общий уровень медиаобразова-ния аудитории и ориентируют её на дальнейшее повышение мастерства.
Литература
1. Алиева Л.В. Гениальное педагогическое открытие XX века // Гуманит. вектор. -2009. - № 1. - С. 6-8.
2. Фёдоров А.В., Челышева И.В. Медиаобразование в России: краткая история развития. - Таганрог: Познание, 2002. - 266 с.
3. Зорин К.А. Образование в условиях кризиса журналистики: поиск стратегии // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Сер. История, филология. - 2013. - Т. 12, Вып. 6. - С. 116-123.
4. Харина Н.В. Приоритетные стратегии и приёмы педагогической поддержки творческого саморазвития старшеклассников // Образование и саморазвитие. - 2011. -№ 5. - С. 24-29.
5. Доможиров В.И. Юнкоровское дело отряда «Каравелла» // Изв. Урал. гос. ун-та. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2011. - № 2. - С. 46-53.
6. Косолапова Д.И. Дети и подростки как сотрудники редакций ювенильных СМИ // МедиаАльманах. - 2014. - № 5. - С. 46-52.
7. Коханая О.Е. Современная медиасреда и образовательные стратегии воспитания // Тр. Рост. гос. ун-та путей сообщения. - 2014. - № 1. - С. 79-82.
8. Старкова Г.И. Молодёжная пресса 1920-1930-х гг. в процессе социализации подрастающего поколения Удмуртии // Изв. Урал. фед. ун-та. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2014. - № 2. - С. 80-87.
9. Коханая О.Е. Медиапространство детей и подростков в информационном обществе // Вопр. теории и практики журналистики. - 2014. - № 1. - С. 85-90.
10. ХалиуллинаМ.С. Региональная детско-юношеская самодеятельная печать в условиях постсоветской трансформации: структурно-функциональные и жанрово-тематические характеристики (на примере периодики Оренбургской области): Дис. ... канд. филол. наук. - Челябинск, 2014. - 232 с.
Поступила в редакцию 20.04.16
Смеюха Виктория Вячеславовна, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой «Массовые коммуникации и прикладная лингвистика» Ростовский государственный университет путей сообщения
пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, д. 2, г. Ростов-на-Дону, 344038, Россия E-mail: [email protected]
ISSN 1815-6126 (Print) ISSN 2500-2171 (Online)
UCHENYE ZAPISKI KAZANSKOGO UNIVERSITETA. SERIYA GUMANITARNYE NAUKI (Proceedings of Kazan University. Humanities Series)
2016, vol. 158, no. 4, pp. 1064-1076
Competitions for Young Journalists: Functional and Typological Characteristics
V. V. Smejukha
Rostov State Transport University, Rostov-on-Don, 344038 Russia E-mail: [email protected]
Received April 20, 2016 Abstract
The paper is devoted to the study of competitions for young journalists. At the present stage, they are a popular form of communication between students, journalistic organizations, administrative and commercial structures, and universities. The purpose of this paper is to identify the role, importance, characteristics, typological diversity of media competitions targeted at the school audience, definition of their tasks under the conditions of declining interest of the mass audience to media, as well as the need to improve the quality of public and career guidance with young people. Using the typological method, the author analyzes the functional purpose, as well as a variety of competitions for young journalists. The sociological method makes it possible to identify creative, professional preferences and abilities of the audience interested in journalism. The author distinguishes between the following types of competitions: 1 ) according to the geographical coverage of participants - district, city, oblast (regional), republican, national, international; 2) according to the degree of intensity of the interaction between organizers and participants - on-site, off-site, on-site and off-site, virtual; 3) according to the format of organization -competition events, competition events with educational functions; 4) according to the periodicity -one-time and regular. The specifics of competitions, opportunities and interests of young reporters in the media field are considered based on the All-Russian Competition of Schoolchildren in Journalism, Photojournalism, Advertising, and PR (Rostov-on-Don). The conclusion is made that modern students participating in competitions are attracted mainly by the media environment, as well as by the opportunity to try themselves in the role of media specialists (reporter, photographer, cameraman, presenter, etc.).
Furthermore, these competitions demonstrate the level and quality of profession-oriented training of school audience, activate the movement of young reporters, motivate schoolchildren and their mentors to improve their journalistic skills, help schoolchildren to develop abilities and skills that are currently in demand in many professional sectors, and, finally, increase the level of media education of school audience.
Keywords: competition, journalism, young reporter, young journalist, media education
Figure Captions
Fig. 1. Topics for the "The Best Journalistic Material" nomination according to the choice of participants of the off-site stage of the All-Russian Competition of Schoolchildren in Journalism, Photojournalism, Advertising, and PR (Rostov-on-Don; February 20 - March 21, 2015; Rostov State Transport University).
Fig. 2. Topics for the "The Best Journalistic Material" nomination according to the choice of participants of the on-site stage of the All-Russian Competition of Schoolchildren in Journalism, Photojournalism, Advertising, and PR (Rostov-on-Don; February 20 - March 21, 2015; Rostov State Transport University).
Для цитирования: Смеют В.В. Конкурсы юных журналистов: функциональные и типологические характеристики // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2016. -Т. 158, кн. 4. - С. 1064-1076.
For citation: Smejukha V.V. Competitions for young journalists: Functional and typological characteristics. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2016, vol. 158, no. 4, pp. 1064-1076. (In Russian)