УДК 070-053.2 ББК 76.000.8
Ольга Евгеньевна Коханая
доктор культурологии, кандидат философских наук, заведующий кафедрой связей с общественностью, Московский государственный университет культуры и искусств, 141406, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная, 7, Россия, e-mail: [email protected]
Olga E. Kokhanaya
Dr. in culture, PhD in philosophy, head of department of Public Relations, The Moscow State University of Culture and Art, 141406, Khimki, bibliotechnaya street, 7, Russia, e-mail: [email protected]
МЕДИАПРОСТРАНСТВО ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
В статье автор анализирует современное состояние медиапростран-ства детей и подростков в российских регионах, выделяет творческую и коммуникативно-игровую функции детской журналистики как самобытного российского явления, рассматривает журналистику для детей как инструмент развития творческой личности.
Ключевые слова: журналистика, медиапространство, дети, подростки, творчество, игра.
MEDIA SPASE OF CHILDREN AND TEENAGERS IN INFORMATION SOCIETY
The author analyzes modern condition of children's and teenagers' media spase in Russians regions, pick out creative and communicative-playing function of journalistic for children as independent Russian phenomenon, gives a view on journalistic for children as a tool of development creative person.
Keywords: journalistic, media spase, children, teenagers, creation, playing.
В России дети и молодежь составляют почти 40 % населения. Примерно 20 млн наших сограждан не достигли 15 лет, около 35 млн — моложе 30 лет.
Отечественное региональное медиапространство детей и подростков с момента его возникновения и до сегодняшнего дня является неотъемлемой частью культурной сферы жизни общества. Детские средства массовой информации сегодня, предназначенные для детей и создаваемые самими детьми, — это самостоятельный компонент общей системы средств массовой информации. Специфика детской журналисти-© О.Е. Коханая, 2014
ки заключается в четко выраженной ориентации на детскую аудиторию и в использовании присущих ей особых приемов отображения действительности, собственных выразительных средств, форм, способов контакта с аудиторией. Задачи и функции детской журналистики предопределили ее тесное взаимодействие с различными государственными и общественными социальными институтами — образованием, наукой, культурой, семьей, детским и молодежным движением [3].
Необходим научный анализ сегодняшней деятельности отечественной детской журналистики, юнкоров-
ского движения с целью выявления и поддержки тех инновационных подходов, которые при их развитии смогут сделать детские средства массовой информации и общественные объединения способными умело, достойно отвечать на тревожные вызовы современности в детской и подростковой среде, такие как жестокость, равнодушие, забвение исторической памяти страны и корней своей семьи, агрессия, стяжательство, эгоцентризм, повышенный интерес к информации низменного содержания, потеря национального достоинства. И не только отвечать, но и противостоять им, нести в детскую аудиторию яркие, притягательные судьбы и характеры героев нашего времени. И лидеры детского движения выступают активными созидателями такого общества вместе с детьми разных социальных групп, реально подтверждая свою особую позитивную гражданскую позицию в обществе и государстве.
Творческая деятельность вообще культивирует высшие, наиболее совершенные формы восприятия, которые необходимы развивающейся личности, так как способность мыслить и способность видеть мир как единый образ — это две взаимодополняющие друг друга способности: одна без помощи другой не в состоянии выполнить свою собственную задачу. Возраст 10-12 лет — это возраст, когда начинается активное осознание и формирование нравственно-эстетических ценностей. Известный русский педагог, философ, создатель теории «свободного творческого развития личности» Константин Николаевич Вентцель еще в начале ХХ в. много размышлял над этим: «Для ребенка надо создать такую среду, которая постоянно пробуждала бы в нем активные чувства, вызывала бы его самодеятельность, заставляла бы его сознательно и обдуманно действовать. Только при та-
ком условии воля в ребенке достигнет той широты развития, без которой невозможно совершенствование человека в нравственном отношении» [1, с. 518]. Детство нуждается в чувстве защищенности, стабильности и доброжелательности окружающего мира, ему необходимы жизненные ориентиры, признанные и поддерживаемые окружающими.
Поэтому в СМИ для детей положительные факторы воздействия на ребенка следует отбирать, не пуская процесс воспитания на самотек, усадив его у компьютера или телевизора. Детство в современной ситуации далеко не безмятежно и обрело некие контуры угрозы будущему. При свободном владении информацией и Интернетом снижается интерес к художественному наследию, уровень знания классики подменяется суррогатом массовой культуры, популяризирующей эротику, наркоманию, насилие. В средствах массовой информации почти исчезли передачи, поддерживающие тонус и энергетику высокой духовности. Для пробуждения и развития в ребенке активности, самодеятельности и воли нужно отбирать и целенаправленно использовать положительные факторы воздействия на его психику. Защитный «пояс» культуры в СМИ для детей должен выступать гарантом безопасности детства, предупреждать деструктивные формы поведения, содействовать распространению гуманности и согласия. Детские книги, газеты и журналы для детей должны быть не только яркими, красочными, нести в себе элемент игры, но и должны представлять некие «островки стабильности», которых не касается гонка за успехом и бесконечные реформы и новшества, это должны быть некие амортизаторы, где ребенок может восстановить свои душевные силы, сохранить целостность индивидуальности. Нужно выбирать
для ребенка те позитивные элементы культурной среды, которые оказывают благоприятное влияние на волю, на свободное проявление эмоций и чувств, на развитие нравственности, на формирование и утверждение в сознании ребенка высших антропологических ценностей: Истины, Добра, Красоты, Веры, Свободы, Любви.
В условиях мощного развития средств массовой коммуникации, которые транслируют как бесконечный поток информации, так и произведения искусства, являющиеся подлинными культурными ценностями, несмотря на стремительность общественных перемен, в связи с этим некоторое обесценивание значимости образцов поведения родителей и современников для взрослеющего юношества, молодежь все-таки испытывает потребность в восстановлении связи с культурно-историческим прошлым, в устойчивом миропонимании и проверенных поколениями стабильных ценностях родной культуры, образцах поведения в человеческом социуме. При этом игра как деятельность неутилитарная обладает высшей эстетической ценностью, она способствует появлению целостных социальных образований, отличающихся собственным ценностным строем, обычаями, нормами, стилем поведения (субкультуры).
Во второй половине ХХ в. молодежная культура, точнее, субкультура, обособилась в специфическую сферу социокультурных практик, что сопровождается выработкой специфического молодежного самосознания, собственного ценностного строя, обычаев, норм, стиля поведения. Молодежные субкультуры чутко улавливают общественные перемены, быстро осваивают технические новинки и новые формы коммуникации, отличаются быстро меняющимся слэнгом. В связи с возрастанием со-
циальной роли и активности молодежи в общественной жизни в культуре отчетливо проявились молодежные субкультурные образования: хиппи, панки, рокеры, металлисты, эмо, готы и т. д. Ярко выраженная игровая составляющая молодежных субкультурных объединений очевидна. Кроме изучения маргинальных молодежных социальных групп требуют пристального внимания, изучения и поддержки различные журналистские студии, кружки, детские редакции, способные дать подростку возможность «проигрывать» себя в тех ситуациях, которые, на наш взгляд, наиболее нужны ему для самоопределения в мире, для выработки своих ценностных ориентиров в освоении высших нравственных, духовных и эстетических ценностей.
Ежегодно десятки учебных заведений в регионах России начинают выпускать собственное издание. Сегодня школьную журналистику с полным правом можно назвать массовым и многообразным явлением. По подсчетам журнала «Лицейское и гимназическое образование», который с 2001 г. организует Всероссийский конкурс школьных изданий и ежегодно проводит мониторинг школьных изданий, сегодня в России издается порядка 20 тыс. школьных газет, журналов и альманахов. О бурном развитии юнкоровской прессы говорит и тот факт, что в последнее десятилетие появились и объединения самодеятельных изданий. Например, Лига юных журналистов России. Лига существует с августа 1992 г., является ассоциированным членом Союза журналистов России и входит в Федеральный реестр Общероссийских общественных организаций. Своеобразной структурной моделью для многих детских объединений является еще один субъект Лиги — творческое объединение ЮНПРЕСС,
которое с помощью детей-юнкоров собирает самую разнообразную информацию и выпускает еженедельную общероссийскую «Юношескую газету». Действуют молодежные информационные агентства в регионах.
По своей природе юнкоровское движение — это дополнительное образование детей. Есть замечательные примеры учреждений дополнительного образования детей, которые, понимая необходимость подобных видов деятельности, выделяют ставки и помещения для занятий с детьми.
К примеру, студия журналистики «Папарацци» в ДК «Зодчие» г. Москвы, объединяющая подростков и юношество от 10 лет и до окончания вузов, где, конечно же, студийцы получают профессии в сфере масс-медиа, которые они выбрали, играя, творя, обучаясь в студии, организуя уже 9-й год ежегодный Открытый фестиваль молодежной журналистики «Пингвины пера», выпуская собственную газету «Молодо-зелено», работая в окружном центре «Жур-дом», учась в Школе отраслевой журналистики ШОЖ. Свой логотип, своя униформа, свой символ-талисман — огромный «живой» Пингвин, свой «Журсловник» — словарь журналистских терминов, созданный и опубликованный ими же в веселой, непринужденно-игровой форме... Чем не субкультура? Готовящая к будущей взрослой жизни, к творческой профессии. Не зря некоторые из них, окончив вуз, возвращаются сюда же, готовить смену юных «журналисти-ков», как они себя называют между собой. Кстати, в фестивале «Пингвины пера» в 2013 г. десятка московских редакций участвовали детские и молодежные редакции из Санкт-Петербурга, Рязани, Брянска, из подмосковных городов: Дмитрова, Королева, Подольска, Юбилейного, Клина, Можайска, Химок, Красноармейска.
Ярким примером подобной деятельности можно признать и работу Дворца творчества детей и молодежи города Копейска Челябинской области, где в 1994 г. был создан Центр детских СМИ «Я и МЫ». Ныне педагоги Центра работают по нескольким направлениям: периодическая печать (городская молодежная газета «Полосатая» и газета Дворца творчества детей и молодежи «Дворцовый переворот»), телевизионная журналистика (телестудия «Я и МЫ»), радиожурналистика (радиостудия «Я и МЫ») и интернет-журналистика (сайт Дворца творчества детей и молодежи в рамках программы ИСО — http://74213sdt.edusite.ru и электронная версия городской молодежной газеты «Полосатая» — http://www.kopeysk.info/news4/ example/). За 10 лет тираж «Полосатой газеты» с 200 экз. вырос до 5 тыс. (для справки, население в г. Копейске составляет 140 тыс. чел.).
Многие молодежные издания напрямую участвуют в различных фестивалях. Так, например, воспитанники Центра «Я и Мы» (г. Копейск) неоднократно участвовали в Международных фестивалях СМИ для детей и юношества «Юная столица глазами юных» (Республика Казахстан), «Волжские встречи» (г. Чебоксары), Всероссийских фестивалях детских радиопрограмм «Птенец» (г. Тюмень), юношеских СМИ «Голос моря» (г. Северодвинск), открытом форуме школьной прессы (г. Санкт-Петербург), VI молодежных Дельфийских игр России в секциях «Журналистика» и «Телевидение» (г. Ярославль), областной олимпиаде юных журналистов «Олимп юнкора», областных фестивалях «Любимые газеты», «Весна студенческая», «Журналина», где неоднократно становились лауреатами и победителями. Пять раз копейцы побывали
во Всероссийском детском центре «Орленок», где работали над выпуском газет «Салют, Орленок!», «Салют, фестиваль» и «Все вместе». У ЦДСМИ налажен контакт с детскими и молодежными редакциями Челябинской области, творческим объединением ЮНПРЕСС (г. Москва).
Есть и другие любопытные примеры. Независимая краевая газета «Свободный курс» (ИД «Алтапресс») и школы Барнаула уже не первый год реализуют совместный медиаобра-зовательный проект «Газета в образовании» (NIE). В газете регулярно появляются специальные разделы и рубрики, которые используются на уроках общеобразовательных школ в качестве иллюстраций и дополнений к школьным учебникам. Газета бесплатно доставляется в школы. Журналисты газеты проводят для учителей медиаобразовательные семинары.
NIE — аббревиатура названия проекта Newspaper in Education (Газеты в образовании) Всемирной газетной ассоциации. Это просветительское партнерство между газетной индустрией и заинтересованными в программе школами. Первые программы NIE появились в 30-е гг. ХХ в. Сегодня более 30 стран имеют подобные программы на всех образовательных уровнях — от подготовительных классов до колледжей и выше. Школы могут использовать газеты в преподавании самых разных предметов — истории, чтения, общественных наук, математики, экономики, композиции, журналистики, государственного управления.
Юнкоры клуба юных журналистов газеты «Горняцкая правда» (г. Коркино, «Юнкор и Ко») дважды в неделю на протяжении трех лет занимаются по образовательной программе «Основы журналистики», которая прошла лицензирование в городском управлении образования.
Данная программа учитывает возрастные особенности детского коллектива и уровень подготовки учащихся. Цель программы — овладение знаниями о средствах массовой информации и коммуникации, их функции и роли в жизни общества, развитие медиатворчества, включая умение самостоятельно планировать и выпускать детскую газету, обучение практическим навыкам и умениям [5, с. 138-141]. В декабре 2012 г. клуб юных журналистов газеты «Горняцкая правда» отметил свое 45-летие.
Занятия с юными корреспондентами г. Еманжелинска («ШОК») ведутся по авторской образовательной программе «Школа юного журналиста». Программа обучения рассчитана на три года. Теоретический курс сочетается с практическими занятиями по редакционно-издательскому делу. Члены юнкоровского коллектива самостоятельно осуществляют допечатную подготовку газеты, располагая для этого полным издательским комплексом [4].
Обучение в пресс-классе газеты «Пестрый мир» (г. Аша) также проводится в течение трех лет по программе «Основы журналистики», которая включает теоретические и практические занятия. Занимаются ребята 6—11 классов. Учебный процесс включает в себя различные формы работы: лекции, групповые дискуссии, тренинги, деловые игры, коллективно-творческие дела, сборы школьных пресс-центров, мастер-классы, творческие мастерские, марафоны, стажировки, фестивали [2, с. 24-33].
Юнкоровское объединение Ет-кульского района (газета «Радуга») работает по образовательной программе поселкового детско-юношеского пресс-центра «Дети — творцы будущего», которая рассчитана на пять лет.
С 2005 г. в Верхнем Уфалее действует молодежный пресс-центр «Радио-точка.ги», юнкоры которого занимаются по учебно-образовательной программе «Первые шаги журналиста». Основная цель объединения — создание условий для реализации творческого потенциала учащихся.
Таким образом, юнкоровские движения в регионах России уже сегодня хорошо развиты и организованы. Во многих регионах работают областные детские, юношеские и молодежные СМИ. Ими руководят, как правило, взрослые, но работают в большинстве своем юнкоры из числа школьников и студентов. В России, как показывает практика, есть кадровый потенциал, а главное, желание и энтузиазм детей и взрослых работать в своих СМИ, представлять свой край на достойном уровне в различных программах и конкурсах всероссийского и международного масштабов.
При этом творческо-игровая специфика детской журналистики направлена на развитие целостного потенциала личности, определения ее ценностных ориентаций, культурных норм и идеалов, как эталонных ценностей. Правомерен также анализ детских СМИ как специфического средства развития творческой индивидуальности, как возбудителя и стимулятора творческого, игрового начала в ребенке. Кроме того, в настоящее время остро стоит проблема некоммуникабельности, отчуж-
денности человека в современном обществе. Поэтому коммуникативно-игровой аспект и аспект творческого освоения мира в деятельности детских СМИ не менее важен и актуален на современном этапе.
Традиции российских детских СМИ как уникального и самобытного культурного явления, заложенные еще в советское время, где работе с подрастающим поколением придавалось огромное, зачастую определяющее значение, должны получить свое продолжение в современном информационном обществе, в меди-апространстве, создаваемом для детей и подростков. От того, как будет построено информационное, творческое взаимодействие с молодыми, во многом зависят пути развития нашего государства.
Думается, необходимо вернуться к системе государственной поддержки детских СМИ, юнкоровского движения. Опираясь на традиции в освоении культурного наследия, создавая непрерывность в истории культуры, необходимо обобщить достигнутый уровень развития в области приобщения детей к творчеству, к литературе, т. е. реализовать преемственность достигнутого уровня развития. Основная задача современных социокультурных институтов для детей и молодежи в области массме-диа состоит в развитии свободной творческой личности, самоутверждении ребенка-подростка-юноши в мире культурных ценностей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОИ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности. Т. 2. М.,1912.
2. Грабельников А.А. О журналистском образовании // СМИ — общество — образование: модели взаимодействия: в 2 ч. Ч.2 / отв. ред. И.А. Фатеева. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2007.
3. Зарахович И.С., Головин Ю.А., Коханая О.Е. Отечественные средства массовой информации для детей: учеб. пособие. Книга 1. М.: МГУКИ, 2011.
4. Павлова, Г.Д. Юнкоровское объединение как объект медиаобразования: методическое пособие. Еманжелинск, 2007.
5. Челышева И.В. Российское медиаобразование и детская журналистика в XX столетии: основные исторические тенденции // Актуальные проблемы журналистики в условиях глобализации нформационного пространства. Вып. 1. Челябинск: Рекпол, 2007.