Научная статья на тему 'Медиа как фактор формирования творческой личности школьника'

Медиа как фактор формирования творческой личности школьника Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
712
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИА / ТВОРЧЕСТВО / ШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Куличкина Галина Васильевна

Возросшая роль медиа в современном обществе выдвинула перед педагогами новые проблемы и задачи формирования личности школьника. Происходит поиск эффективных форматов медиаобразования, помогающих школьникам с помощью медиа развивать свои творческие способности, быть социально востребованным. Автор исследует опыт Пермского края, где достаточно высок показатель медиаактивности подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиа как фактор формирования творческой личности школьника»

УДК 070; 37

Г. В. Куличкина

Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь

МЕДИА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Возросшая роль медиа в современном обществе выдвинула перед педагогами новые проблемы и задачи формирования личности школьника. Происходит поиск эффективных форматов меди-аобразования, помогающих школьникам с помощью медиа развивать свои творческие способности, быть социально востребованным. Автор исследует опыт Пермского края, где достаточно высок показатель медиаактивности подрастающего поколения.

Ключевые слова: медиа, творчество, школьник.

Проблема формирования творческой личности каждого ребенка всегда была в центре внимания педагогов, психологов, медико-социальных работников. В XXI веке в связи с внедрением в быт новейшей электронной техники она вошла в круг внимания специалистов по информатике, юристов, медиаисследователей. Обострились дискуссии о роли медиа в формировании ценностно-смысловых конструктов в сознании ребенка, возросла социальная значимость медиаобразова-ния. На современном этапе уточняются теоретико-методологические основы медиаобразования, ищутся наиболее эффективные технологии и практические методики.

Существенную теоретико-методологическую основу для разработки воспросов развития творческих способностей ребенка предоставляют труды М. Маклюэна, М. Кастельса, Э. Тоф-флера, Л. Мастермана, А. В. Федорова, А. А. Новиковой, А. В. Шарикова, И. В. Челышевой, Н. Б. Кирилловой [7]. Автор данной статьи присоединяется к мнению А. В. Федорова, что основная задача медиаобразования - это процесс развития личности с помощью и на материале медиа с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей [9. 19]. К 2010-м годам в России накоплен достаточно солидный объем исследований по медиао-бразованию. Развернутый и глубокий анализ отечественных научных трудов за период 1960-2008 годы сделан А. В. Федоровым [10]. За последние годы появились новые исследования. Среди них отметим С. В. Лебедеву, которая изучила школьные издания ка фактор развтия медиаобра-зования в современной России [4]; Ю. А. Мальцеву, которая представила медиаобразовательную деятельность медиапредприятий Германии на примере вещательных компаний [5]; К. В. Громову, предметом исследования которой стали функции, возрастные особенности, требования к контенту детско-юношеского телевидения 2008-2014 годов [2]; Д. И. Косолапову, которая исследовала исторические и функциональные особенности детской и юношеской журналистики [3]; А. А. Те-плицкую [8], поставившую во главу угла анализ детской научно-популярной журналистики как фактора гармоничного развития личности. Однако до сих пор недостаточно изучены медиа как фактор формирования творческой личности школьника.

Понятие творческих способностей исследовалось многими учеными. Мы присоединяемся к точке зрения Д. Б. Богоявленской, которая считает, что способности есть свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности [1. С. 27]. Творческие способности проявляются в готовности удивляться и познавать окружающий мир, видеть в нем нечто новое, способность создавать свой мир и самого себя в этом мире, способность решать сложные задачи. Мы придерживаемся многоаспектного подхода к определению творчества: это не только способности личности, но и процесс деятельности, в котором раскрывается личность, результаты ее деятельности.

Цель данного исследования - увидеть медиа в роли фактора развития творческих способностей школьника. Среди задач для достижения цели мы выделили: анализ школьные медиа как информационную площадку для развития творческих способностей школьника; изучение формата краевого фестиваля школьной и электронной прессы как творческой среды активных медиа

и юнкоров; анализ основных тематико-содержательных особенностей медиатекстов, в которых проявляются возрастные и творческие особенности юного журналиста.

Материалом исследования стали медиатексты юных журналистов школьных электронных и печатных СМИ, участников ежегодного Пермского краевого фестиваля «Золотое перо» за 20142016 годы, всего 520 текстов очного и дистанционного конкурсов. Были рассмотрены 16 школьных печатных газет и 8 электронных версий печатных изданий. Проанализированы медиатексты в трех возрастных группах по номинациям дистанционного конкурса: «С чего начинается Родина?», «Мой взгляд на мир», «При свете театральнйо рампы»; в номинациях очного конкурса - «Оперативный журналист», «Лучший фотожурналист», «Лучшее печатное издание».

На основе изучения опыта медиаобразования в Пермском крае выяснилось, что в Пермском крае имеется более 320 детских и молодежных медиа, и данные показатели являются одними из самых высоких в Российской Федерации [7; 8]. Больше половины детских и молодежных медиа имеют статус школьных. В регионе активно проводится политика приобщения школьников к медиа. Для реализации их творческих способностей краевое государственное автономное учреждение «Центр по реализации проектов в сфере культуры и молодежной политики» при Пермском министерстве культуры, массовых коммуникаций и молодежной политики занимается поддержкой информационных и медийных проектов [6]. При поддержке Пермского министерства культуры ежегодно проводятся конкурсы «Точка отрыва», «Взлетная полоса» (АНО «Юнпресс-Пермь»), «Золотое перо» (инициатор редакция газеты «Диалог» МАОУ «Лицей № 3» г. Перми, руководитель С. А. Суслова).

Полученные результаты показали, что в современном региональном медиапространстве хорошей школой развития творческих способностей и профессиональных умений стал ежегодный краевой фестиваль «Золотое перо», стаж деятельности 17 лет, начиная с 2000 года, объединяет до 25 школьных команд и от 180 до 240 участников. Конкурс стимулирует школьные медиа творчески работать в течении учебного года, заранее подготавливая публикации, которые можно будет послать на дистанционный формат «Золотого пера». Конкурс продвигает лучшие школьные издания, поэтому школьные СМИ также в течении года стараются подготовить для него выпуски с наиболее интересным содержанием. И наконец, краевой конкурс становится катализатором творческой энергии юных журналистов-участников, которые получают на нем не только новые знания, умения и навыки, но и получают представление о повестке дня современного школьного СМИ, массу конкретной разнообразной информации, для будущих выпуском своих газет.

Фестиваль-конкурс «Золотое перо» предоставляет школьникам возможность в течение трех дней понаблюдать и поучаствовать в реальных медиасобытиях, всего предлагается до 40 мероприятий. Программа фестиваля-конкурса составляется медиапедагогами совместно с ведущими журналистами и включает в себя процесс журналистской деятельности в трех ее основных этапах: сбора, обработки информации и распространения ее в виде медиапродукции - формулированием главной повестки дня для школьных медиа на новый учебный год.

Для выполнения этих задач медиапедагоги вместе с приглашенными журналистами в первый день фестиваля проводят диалог-клубы и мастер-классы. Диалог-клубы призваны научить школьников выражать свое мнение по дискуссионным проблемам общества, школы и личности человека на современном этапе. Среди первостепенных тем «Золотого пера» в 2014-2016 годы значилась тема русского языка: «русский языка как средство объединения или конфликта?», «слово есть дело», «обсценная лексика: быть или не быть?» В диалог-клубе «Будь готов! Будь здоров!» затрагивались не только вопросы физкультуры и спорта, но здорового образа жизни, обсуждались «загадочные вирусы», дети беседовали с наркологами, детскими терапевтами. В диалог-клубе «Будущее России» искались ответы на вопросы: что значит быть патриотом? Мы такие разные? Что значит быть успешным? Из других дискуссионных клубов школьники выделили дискуссии «Формула любви. О вечном и насущном» и «Дефицит любви.Мир вокруг нас»; «Я в этом мире ... агрессивен?», «Духовность и медиа-личность», «Подвиг. Ветеран - это...».

На мастер-классах давались уроки по жанрам (интервью, репортаж, деловая заметка, зарисовка, театральная рецензия, арт-журналистика, дизайн газеты, фотомастерство). В связи с развитием социального проектирования в российских СМИ на фестивале в 2015 году был проведен мастер-класс «Пустите Мурку в дом», где юные журналисты обсуждали, какие социальные инициативы они могут проявить и воплотить в жизнь.

Важнейшим элементом журналисткой детельности является сбор материала. Фестиваль дает навыки сбора информации в форме «выездного этапа». Все в одно время выезжают «на задание» по собственному выбору. В 2014-2016 годах предлагались экскурсии в Законодательное собрание Пермского края, Пермскую Городскую Думу, на пермскую телерадиокомпанию, в краевой Дом журналиста, в Пермский государственный национальный исследовательский университет (кафедра журналистики и ботанический сад), на Большекамский водозабор «Новогор - Прикамье», в краевой суд, музей пермского писателя «Льва Давыдычева», пермскую иконописную мастерскую, на выставку пермского художника, встречу с пермским композитором, на спектакль пермского театра. Сбор материала превращался при этом и в процесс культурного просвещения, расширения кругозора, повышения личностной и профессиональной культуры юных журналистов, способствовал более глубокому пониманию сложных политических, экономических и культурных проблем.

На фестивале юнкоры практически осваивают такое понятие журналисткого дела, как оперативность. По итогам выездного этапа прямо на фестивале (выделяется 5 часов) юнкоры пишут конкурсные работы по номинациям: оперативный журналист, театральная рецензия или арт-журналистика, юный фотокореспондент. Сформированные на конкурсе совместные редакции нескольких школ выпускают номер газеты - в печатном и электронном варианте. Жюри конкурса вечером второго дня по свежим работам подводит итоги. Школьная редакция МАОУ «Лицей №3» на утро третьего дня выпускает к финалу фестиваля свою газету «Диалог» с итогами конкурса и публикацией материалов его победителей.

Для медиапедагогов в дни фестиваля проходят медиаобразовательные планерки и обсуждение творческих результатов юнкоров вместе с жюри, в которое входят ведущие журналисты Пермского края. Для создания атмосферы общей приподнятости и заразительности фестиваля-конкурса деловое общение чередуется с элементами праздника. Между торжественным открытием и закрытием фестиваля умещаются игровые «медиабитвы», «фестивальные приветы» на журналисткой разминке, пресс-конференции с ведущими журналистами, деятелями культуры и искусства в «Фестивальной гостиной».

Анализ школьных медиа и наблюдения за совершенствованием их концепций, контента, дизайна, которые велись автором этих строк лично в качестве председателя жюри фестиваля-конкурса «Золотое перо» в течении 2010-2017 годов, позволяют сделать следующие выводы. За время исследования количество стабильно работающих школьных медиа увеличилось с 11 до 25. За счет роста количества газет и организации групп в социальной сети «В контакте» расширилась аудитория школьной прессы. Контент школьных газет от преобладания новостей и юмора из школьной жизни расширился в сторону тематики социально значимых общерайонных, общегородских и общероссийских событий. Методом проблемно-тематического анализа (на основе формальных смысловых и грамматических признаков) были определены темы-лидеры среди тематических предпочтений юнкоров. Ими стали: в номинации «С чего начинается Родина» темы места рождения, семьи и природы. Как показали результаты проблемного анализа, наибольший интерес у молодых журналистов вызвала проблема памяти о Великой Отечественной войне. Предполагаем, что это было вызвано празднованием 70-й годовщины победы в Великой Отечественной войне и некоторыми дискуссиями в публичном пространстве по поводу этой даты. В номинации «Мой взгляд на мир» темы-лидеры: внутренний мир человека, мир вокруг нас (наблюдения за природой, законами жизни, размышления о малой родине), семья (члены семьи, традиции, семейный быт). Рейтинг проблемных предпочтений в этой номинации выдвинул проблемы выбора профессии, взросления, добра и зла.

Появились положительные результаты в дизайне газет. Они начали верстаться с учетом тяготения современного читателя к визуальности. Контент фотоинформации стал более динамичным и образным. Появилась инфографика: таблицы, рисунки, коллажи, игра шрифтами. На первой полосе можно увидеть графически оформленные анонсы. Юнкоры активно продвигают свои медиа в социальных сетях. Все это свидетельствует о том, что расширился диапазон творческих способностей школьников к коммуникации и их умения творчески применять современные информационные технологии. Вместе с тем проблемой для большинства школьных СМИ остаются организация телевещания, информационной площадки газеты в интернете, регулярный выпуск виртуальных версий печатного издания, развитие мультимедийности и интерактивности медиатекстов.

Подведем итоги. Журналистское творчество российских школьников наиболее полно реализуется в деятельности по выпуску школьной печатной газеты. Благодаря ей юнкоры систематически проявляют и тренируют творческие способности к сбору и обработке полученной информации в течении учебного года. Тематико-содержательные модели школьных медиа стимулируют юнкоров развивать способности к размышлению в разных журналистских жанрах, учат вырабатывать собственный взгляд на мир, человека и формулировать его с учетом норм русской литературной речи. Будущее школьных СМИ видится в усилении внимания к развитию телевещания и интернет-версий школьной прессы. Эффективнным форматом медиаобразования школьников, повышения их личного творческого потенциала, профессионального качества школьного издания представляется система ежегодного смотра-конкурса школьных печатных и электронных СМИ.

Список литературы

1. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д. Б. Богоявленская. -М.: Академия, 2002. - 320 с.

2. Громова, К. В. Детско-юношеское телевидение России: функции, возрастные особенности, требование к контенту (2008-2014 гг.): автореферат дисс. ... канд. филолог. наук [Текст] / К. В. Громова // Детско-юношеское телевидение России: функции, возрастные особенности, требование к контенту (2008-2014 гг.). - М., 2015.

3. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура [Текст] / М. Кастельс.

- М., 2000.

4. Кириллова, Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну [Текст] / Н. Б. Кириллова. -М.: Академический проект, 2005. - 448 с.

5. Косолапова, Д. И. Ювенильная журналистика в России: исторические ифункциональные особенности: автореферат дисс. ... канд. филол. наук [Текст] / Д. И. Косолапова. - Екатеринбург, 2015.

6. Лебедева, С. В. Школьные издания как фактор развития медиаобразования в современной России: автореферат дисс. ... канд. филолог. наук [Текст] / С. В. Лебедева. - Екатеринбург, 2014.

7. Маклюэн, Г. М. Понимание медиа: Внешние расширения человека [Текст] / Г. М. Маклюэн; пер. с англ. В. Николаева. - Кучково поле: «КАНОН-пресс-Ц», 2003. - 464 с.

8. Мальцева, Ю. А. Медиаобразовательная деятельность медиапредприятий Германии (на примере вещательных компаний): автореферат дисс. ... канд. филолог. наук [Текст] / Ю. А. Мальцева. - Челябинск, 2015.

9. Мастерман, Л. Обучение медиа [Текст] / Л. Мастерман. - Лондон: Comedia Publishing Group,1985.

10. Пермское краевое государственное учреждение «Центр по реализации проектов в сфере культуры и молодежной политики» [Электронный ресурс]. -URL: http://center-projects.ru (дата обращения 20.09.2017).

11. Теплицкая, А. А. Детская научно-популярная журналистика России, США и канады как фактор гармоничного развития личности: автореферат дисс. ... канд. филолог. наук [Текст] / А. А. Теплицкая. - Тверь, 2017.

12. Федоров, А. В. Основные теоретические концепции медиаобразования [Текст] / А. В. Федоров, А. А. Новикова // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - 2002. -№ 1. - С. 149-158.

13. Федоров, А. В. Научные исследования в области медиаобразования в России (1960-2008) [Электронный ресурс] / А. В. Федоров // Инновации в образовании. - 2009. - № 3. - C. 53-117.

- URL: http://dislib.ru/raznoe/4249-1-issledovaniya-oblasti-mediaobrazovaniya-rossii-1960-2008-in-novacii-obrazovanii-2009-c53-117-nauchnie-issledovaniya-oblasti-mediaobrazovani.php (дата обращения 20.09.2017).

14. Федоров, А. В. Медиаобразование: история, теория и методика [Текст] / А. В. Федоров. -Ростов н/Д, 2001. - 708 с.

15. Челышева, И. В. Теория и история российского медиаобразования [Текст] / И. В. Челышева. - Таганрог: Кучма, 2006.

16. Шариков, А. В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт [Текст] / А. В. Шариков. - М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1990.

MEDIA AS THE FACTOR OF FORMATION THE CREATIVE PERSONALITY

OF SCHOOLCHILDREN

Kulichkina G. V, Perm State National Research University, Perm, kulgv@list.ru

The increased role of media in modern society has pushed new problems and tasks for the formation of the schoolchild's personality to teachers. There is a search for effective formats of media education that help schoolchildren with media to develop their creative abilities, to be socially in demand. The purpose of this study is to see the role of media as a factor in the development of the schoolchildren's creative abilities. Among the tasks to achieve this goal, we identified such as: to analyze school media as the most favorable information platform for the development of the creative abilities of the schoolpu-pils; to study the format of the regional festival of school and electronic press, which makes it possible in a short time to reveal the leaders of school journalistic creativity; consider the main thematic-content features of media texts, in which the age and creative characteristics of the young journalist are clearly manifested. The author studies the experience of the Perm region, where the indicator of media activity of the younger generation is quite high.

Keywords: media, creativity, schoolboy.

References

1. Bogoyavlenskaya, D. B. (2002), Psikhologiya tvorcheskikh sposobnostey [=Psychology of creative abilities], Moscow, 320 p. (In Russ.).

2. Gromova, K. V. (2015), Detsko-yunosheskoye televideniye Rossii: funktsii, vozrastnyye osobennosti, trebovaniye k kontentu (2008-2014 gg.) [=Children and Youth Television of Russia: functions, age features, content requirement (2008-2014)], Moscow. (In Russ.).

3. Castells, M. (2000), Informatsionnaya epokha: ekonomika, obshchestvo, kul'tura [=Information Age: Economics, Society, Culture], Moscow. (In Russ.).

4. Kirillova, N. B. (2005), Mediakul'tura: ot moderna k postmodernu [=Media culture: from the modern to the postmodern], Moscow, Academic project. (In Russ.).

5. Kosolapova, D. I. (2015), Yuvenil'naya zhurnalistika v Rossii: istoricheskiye ifunktsional'nyye osobennosti [=Juvenile journalism in Russia: historical and functional features], Yekaterinburg. (In Russ.).

6. Lebedeva, S. V. (2014), Shkol'nyye izdaniya kak faktor razvitiya mediaobrazovaniya v sovremennoy Rossii [=School publications as a factor in the development of media education in modern Russia], Yekaterinbur. (In Russ.).

7. McLuhan, G. M. (2003), Ponimaniye media: Vneshniye rasshireniya cheloveka [=Understanding the Media: External Expansions of Man], Kuchkovo field, «CANON-press-C», 464 p. (In Russ.).

8. Maltseva, Yu. A. (2015), Mediaobrazovatel'naya deyatel'nost'mediapredpriyatiy Germanii (na primere veshchatel'nykh kompaniy) [=Media education activities of media enterprises in Germany (exemplified by broadcasters)], Chelyabinsk. (In Russ.).

9. Masterman, L. (1985) Obucheniye media [=Media training], London, Comedia Publishing Group. (In Russ.).

10. Permskoye krayevoye gosudarstvennoye uchrezhdeniye «Tsentr po realizatsii proyektov v sfere kul'tury I molodezhnoy politiki» [=Perm regional state institution «Center for the implementation of projects in the field of culture and youth policy»], available at: http://center-projects.ru, accessed 20.09.2017. (In Russ.).

11. Fedorov, A. V. and Novikova, A. A. (2002), "Osnovnyye teoreticheskiye kontseptsii mediaobrazovaniya" [=Main theoretical concepts of media education], in: Vestnik Rossiyskogo gumanitarnogo nauchnogo fonda [=Bulletin of the Russian Humanitarian Scientific Foundation], no. 1, pp. 149-158. (In Russ.).

12. Sharikov, A. V (1990), Mediaobrazovaniye: mirovoy i otechestvennyy opyt [=Media Education: World and Domestic Experience], Moscow, Publishing house of the Academy of Pedagogical Sciences. (In Russ.).

13. Chelysheva, I. V. (2006), Teoriya i istoriya rossiyskogo mediaobrazovaniya [=Theory and history of Russian media education], Taganrog, Kuchma Publishing House. (In Russ.).

14. Teplitskaya, A. A. (2017), Detskaya nauchno-populyarnaya zhurnalistika Rossii, SSHA i kanady kakfaktor garmonichnogo razvitiya lichnosti [=Children's popular science journalism in Russia, the US and Canada as a factor in the harmonious development of the individual], Tver'. (In Russ.).

15. Fedorov, A. V. (2001), Mediaobrazovaniye: istoriya, teoriya i metodika [=Media Education: History, Theory and Methodology], Part 1, Rostov-on-Don, 708 p. (In Russ.).

16. Fedorov, A. V. (2009), "Nauchnyye issledovaniya v oblasti mediaobrazovaniya v Rossii (19602008)" [=Research in the field of media education in Russia (1960-2008)], in: Innovatsii v obrazovanii [=Innovation in education], no. 3, pp. 53-117, available at: http://dislib.ru/raznoe/4249-1-issledovaniya-oblasti-mediaobrazovaniya-rossii-1960-2008-innovacii-obrazovanii-2009-c53-117-nauchnie-issledovaniya-oblasti-mediaobrazovani.php, accessed 20.09.2017. (In Russ.).

Куличкина Галина Васильевна - кандидат филологических наук, профессор кафедры журналистики и масовых коммуникаций филологического факультета, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь.

kulgv@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.