Научная статья на тему 'Проблема поиска жанров в современной художественной фотографии Приморья начала XXI века'

Проблема поиска жанров в современной художественной фотографии Приморья начала XXI века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
140
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема поиска жанров в современной художественной фотографии Приморья начала XXI века»

раз так, то, значит, его нет: «Чем руководить, когда мир не существует?». Вот она - главная идея. Иными словами: если ты юридически никто, значит, до тебя никому нет дела, ты никому не нужен, ты — бесправен. Да и человека считают только как единицу для отчётности, не осознавая, что за каждой единицей скрывается личность.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Интервью с Мальцевым С. В. (18.10.2009).

2. Островская Г. Не для дураков. Пусть и на периферии: [о спектакле по пьесе А. Платонова «Дураки на периферии» в театре ТОФа] // Владивосток. - 2207. - 11 отк. - с. 8.

3. «Культура. «Дураки на периферии» - реальность в наше время» // http://ytroross.ni/modules. -02.11.2009.

4. «Пьеса Платонова «Дураки на периферии» будет впервые поставлена во Владивостоке» // http://news.vl.ru/vlad/2007/07/l6/p1atonov/ - 09.11.2009.

Кирсанова Е.С.

ПРОБЛЕМА ПОИСКА ЖАНРОВ В СОВРЕМЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОТОГРАФИИ

ПРИМОРЬЯ НАЧАЛА XXI ВЕКА

Сегодня в Мире существуют два основных направления фотографии: классическая и современная. Особый интерес представляет последняя, которая так приветствуется сегодня и в Приморском крае. Особенностью современной фотографии является то, что она, как правило, находится под влиянием факторов и проблем общественной жизни, на которые так быстро откликается. Эта фотография предполагает более глубокое изучение предметного мира и психологии, основательность в разработке темы. Главный принцип нового искусства заключается в том, что идея, или концепт, является самым важным аспектом работы. Современную фотографию отличают новые формальные поиски, поиски нового фотографического языка, начало которому было положено еще великим Александром Родченко в 20 — 50-х гг. XX века: это его нестандартные ракурсы и необычные техники. Приморские фотографы, работающие в ключе современной фотографии, тем не менее, опираются на классическую фотошколу, создавая что-то свое. Они вырабатывают новый формат видения. Как ни странно, такой фотографией у нас занимаются практически только молодые фотохудожники, которые просто не могут мыслить стандартно и традиционно. Среди них можно выделить такие имена, как: Маргарита Шумилина, Мария Шульгина, Ксения Далишнева, Илья Ячин, Лилия Смолькова, Олег Четверкин, Артем Морозов и др. Аудиторию они вокруг себя собирают соответствующую. Современная фотография в Приморье развивается интенсивно: это и участие в Международных конкурсах «Молодые фотографы России», проходящих ежегодно в Нижнем Новгороде, участие в японском биеннале, в ежегодных международных Владивостокских фотофестивалях «Владивосток. Любимый город» и «Океан».

На основании проходящих у нас фотовыставок можно сделать вывод, что местная аудитория не совсем созрела для восприятия современной фотографии. И многие фотоэксперименты остаются без должного внимания, искусствоведческой оценки и анализа. Ведь в современной фотографии появляются снимки, которые еще ждут своей классификации, и жанры, которые требуют теоретического осмысления и разработки.

Особое значение в становлении приморских авторов, работающих в новом ключе, имеет поддержка их организаторами фотовыставок. Организаторы, можно сказать, занимаются сотворчеством с молодыми фотографами, помогая выявить их авторскую индивидуальность, которую сам автор может не чувствовать.

Современная фотография в России, и в особенности в Приморье воспринимается все же неадекватно и негативно, так как она сильно выбивается за рамки привычного классического искусства, вызывая, тем самым, много вопросов и непонимания со стороны неподготовленной аудитории; она заставляет зрителя и критика думать. К тому же большинство Приморских фотографов, к сожалению, находятся

в провинциальной зависимости от места проживания, где основным жанром фотографии является пейзаж.

Но, несмотря на это, у нас все же достаточно фотохудожников, занимающихся именно современной фотографией. Новые авторские проекты - спорные, но интересные для многих, особенно для молодежи.

Современная фотография — неоднородный материал. Она требует объединения всех: авторов, зрителей, критиков, благотворителей и организаторов. Только тогда она сможет получить достойное развитие и популяризацию.

ЛИТЕРАТУРА

• Луганский Ю. Приморье в фотографиях мастеров и дебютантов. — Владивосток: «Океанские вести». 2004. - 120 с.

• Луганский Ю. Океан в фотографиях мастеров и дебютантов. - Владивосток: Тихоокеанский союз фотохудожников. 2008. — 164 с.

• Каталог «Владивосток: любимый город». - Владивосток: Тихоокеанский союз фотохудожников. 2009.-31 с,

Кривосудова Н. Л.

ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ВЛАДИМИРА СТАРОВОЙТОВА

Владимир Николаевич Старовойтов родился в 1945 году, в селе Дербинское Кировского района Сахалинской области, в большой семье. С детства был сильным , смелым , закаленным и хорошо учился. Окончив школу, он захотел стать биологом-подводником и поэтому поступил в Дальневосточный университет на биофак. Для того, чтобы лучше научиться делать зарисовки различных животных, что требовалось по программе, Владимир поступил в изостудию при Клубе Железнодорожников. Руководил этой студией Григорий Цаплин, талантливый художник, ученик Вениамина Гончаренко. Увлекшись рисованием, Владимир Старовойтов начинает открывать для себя интереснейшую страницу жизни. Он знакомится с художниками, и понимает что живопись -это его призвание. По совету талантливого художника Олега Яхнина Владимир уезжает в Ленинград и поступает в ЛХУ. Годы жизни в Ленинграде были трудными: негде было жить, сложно с работой. В 1972 году Владимир приезжает во Владивосток и начинает там свою творческую карьеру. Не все в жизни молодого художника происходит быстро и гладко. Как признается сам живописец, ему трудно было доказать свой талант: требовалось академическое образование, которого он в силу обстоятельств не получил. Мастерство приходилось приобретать самому неимоверным трудом. К счастью у Владимира было огромное стремление и желание работать. В 1974 году, в Приморском Союзе художников проходила молодежная выставка, в которой В.Старовойтов принял участие. Эта выставка принесла много друзей-художников. Владимир стал участвовать в других небольших выставках и заявил себя как художник. Но все равно он чувствовал себя на «периферии», оставался особняком, никуда с художниками не ездил, в то время как они активно ездили на пленэры и возили работы на всесоюзные выставки. В ] 976 году, Владимир поступает на филологический факультет Дальневосточного университета и уезжает на Сахалин. Он учится заочно и в то же время осуществляет свою мечту - строит на Сахалине свою собственную мастерскую своими руками. В течение пяти лет в трудах, учебе и строительстве, художник продолжает рисовать. В основном - это карандашные наброски, но есть и живописные работы.

В 1983 году на Сахалине, в Доме Молодежи Владимир участвует в молодежной выставке, где впервые выставляет большие форматные рисунки и живопись. Реминисценции на темы, которые в социалистической стране были запретными, открыли зрителю большие композиции «Затмение» и «Гость». Мошв, сюжет был очень важен для художника еще и потому, что к тому времени он увлекся изучением древней фресковой живописи. Важное и существенное - обращение к древнему живописному искусству было неслучайным: в восьмидесятые годы были открыты Новгородские и Волоювские фрески, к которым, конечно же, стекалось множество археологов, искусствоведов и ученых историков. Изучая фрески по репродукциям, Владимир ощущал крайнюю оторванность от

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.