УДК 316.77
Л. А. Ковалева
Челябинский государственный университет, Челябинск
МЕСТО И РОЛЬ ФОТОИЗОБРАЖЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДАХ ПЕРЕДА ЧИ ИНФОРМАЦИИ
В современных условиях лавинообразного информационного потока, хлынувшего на человека, необходимо максимально задействовать все каналы восприятия информации. Для этого следует уделять больше внимания визуальной составляющей передаваемой информации. В предлагаемой статье на примере фотоизображений, фотоисторий и фоторепортажей отмечаются некоторые особенности процесса передачи информации.
Ключевые слова: фотоизображения, фоторепортаж, фотожурналистика, фотография.
Жизнь каждого человека в современном мире наполнена визуальными образами. Визуальная информация поступает к человеку по всем возможным каналам. Повсеместное распространение сети Интернет максимально упростило доставку такой информации потребителю. В средствах массовой коммуникации любая новость, тема, информация не допускается к распространению без иллюстрирования. Скорость передачи информации, доступность информации для восприятия становятся во главу угла. Если скорость передачи информации нам помогают увеличить современные средства связи, то более доступной для восприятия информация становится с помощью визуализации. К средствам визуализации мы, вслед за С. И. Симаковой, относим: иллюстрации (в том числе карикатуры и элементы графического дизайна); фотографии (в том числе и фоторепортажи); инфографика (графики, схемы, диаграммы и т. п.); различные формы мультимедийного контента (видеоролики, клипы, инсталляции, флеш-анимация, слайд-шоу и т. п.) [7. С. 214]. Применительно к средствам массовой информации (СМИ), по нашему мнению, наиболее распространённым способом визуализации остаётся фотографическое изображение.
Рассмотрим ситуацию, в которой передача информации осуществляется с помощью электронного средства массовой информации к пользователю (читателю, зрителю). Изучая трансформацию подачи информационных сообщений на сайтах всероссийских и региональных СМИ, можно заметить, что за последние несколько лет ситуация сдвинулась в сторону активной визуализации любой новости [5]. По современному стандарту публикации новостей любой информационный сайт обязательно использует визуализацию текстовой информации. Так как мы рассматриваем электронные СМИ, то можно отметить, что у них гораздо больше возможностей наполнить новостные материалы качественными фотографическими изображениями.
В работе «Журналистика данных как объективное требование времени и её влияние на формирование визуальной журналистики», рассматривая вопрос о визуальной журналистике, исследователь отмечает, что «история развития фотографии насчитывает около тысячи лет. Ещё в X веке, арабский математик и ученый Альгазен из Басры, изучавший поведение света и писавший об основных принципах оптики, заметил интересный природный феномен. Он обнаружил перевернутые изображения на белых стенах затемненных комнат и палаток, поставленных на берегах Персидского залива - изображение проходило через небольшое круглое отверстие в стене, в открытом пологе палатки или драпировки. Получившуюся таким образом камеру-обскуру ученый использовал для того, чтобы наблюдать за затмениями солнца - уже в то время было известно о том, что смотреть на солнце невооруженным взглядом может быть опасно. Впервые закрепленное изображение удалось получить в 1822 году - практически спустя 100 лет после открытии светочувствительных веществ - французом Жозефом Нисефором Ньепсом. Однако это изображение не сохранилась, и самая ранняя из существующих фотографий - это сделанный им же в 1826 году снимок «вид из окна», полученный с помощью камеры-обскуры на оловянной пластинке... Позже Уильям Тальбот, Фредерик Скотт Арчер, Джордж Истмэн и многие другие выдающиеся изобретатели смогли продвинуться к созданию полноценного фотографического аппарата, который теперь, в современном мире, доступен всем и каждому. Первые репортажные фотографии
пришли к нам с полей Крымской войны (1853-1856). Сделаны они были британскими репортерами Уильямом Симпсоном и Роджером Фентоном. Изображения были опубликованы в изданиях в виде гравюр. Художники переносили изображения с фотографий на страницы газет в таком виде, поскольку до 1880 года оборудование ещё не соответствовало подобным запросам. Оригинальные изображения, преимущественно можно было увидеть только на выставках. Первая полутоновая репродукция новостной фотографии была опубликована 4 марта 1880 года в The Daily Graphic (Нью-Йорк). Современная фотожурналистика стала возможна с изобретением малогабаритной камеры и высокочувствительных плёнок. В ХХ веке существование газетно-журнальной периодики уже не мыслилось без фотографии. До 1980-х большинство газет печаталось по технологии высокой печати, используя легко смешиваемую масляную краску, низкокачественную «газетную» бумагу и грубо выгравированные изображения. В связи с чем качество изображений оставляло желать лучшего, без описания невозможно было понять, что же изображено на снимке. В 1980-х годах большинство газет перешло на офсетную печать, которая позволяла воспроизводить фотографии более достоверно на более качественной бумаге. За это время фотожурналистика развилась в самостоятельную профессию и сформировала свою систему жанров, сопоставимую с жанрами периодической печати, но обладающую собственными особенностями» [6. С. 21]. Со времени своего официального рождения суть фотографического процесса мало изменилась. Постоянно меняется и развивается лишь технология получения фотографического изображения. Фотография как процесс обычно видится зрителям довольно лёгким занятием, что далеко не так в профессиональном смысле. Создание высококлассных новостных фотографических изображений связано с огромным количеством специфических знаний, умений, компетенций. Что предъявляет определённые требования к фотографу, работающему в «новостях». Именно от профессиональной компетентности фотографа зависит количество просмотров конкретной статьи, а также посещаемость всего информационного сайта в целом. В современной экономической ситуации статистика посещаемости делает инфосайт привлекательным для капиталовложений. Следовательно, экономическое благополучие всей команды новостного проекта напрямую зависит от качества событийных, репортажных фотографий.
С помощью грамотного репортажного кадра фотограф помогает зрителю формировать целостную картину окружающего мира. Фотография помогает зрителю задержаться в определённом мгновении, постигать его, раскрывать невидимые потаённые смыслы. Иногда отчёт о событии - всего один самодостаточный снимок, сочетающий в себе всё богатство формы и содержания. В электронных СМИ допускается использование публикаций более объёмных фоторепортажей. Именно объёмные репортажи помогают получить наиболее глубокое представление о происходящем событии. В жанре фоторепортаж наиболее полно раскрываются такие функции фотографии, как информативная, социальная, эстетическая. Что позволяет более качественно управлять введением дополнительных смыслов в публикуемый материал. Таким образом, фотография помогает освоить и использовать новые инструменты познания. В условиях неимоверно ускорившегося темпа жизни, в отсутствии свободного времени, человеческое мышление приобрело характер клипо-вости. Следовательно, привлечь внимание человека, удержать его на какое-то время, могут только изображения. В условиях СМИ часто таким изображением и является фотографический репортаж.
Наиболее полный рассказ в фотографиях, объединённых единым сюжетом, характеризуется высоким процентом образности, публицистической заострённостью на моменте. Каждый из фотоснимков, входящих в подобную фотоисторию, представляет собой неотъемлемую часть общего повествования. Сюжет фотоистории раскрывается от снимка к снимку. Фотоистория может выстраиваться по классической схеме - завязка, развитие действия, кульминация, финал, но может иметь и более свободные формы составления. Особого внимания требует работа над изобразительным решением фотоистории: реальный сюжет развивается во времени, фотосъёмка производится в различных условиях (в интерьере или на натуре), а также в различных световых схемах. Но при этих обстоятельствах фотографические изображения должны иметь единый изобразительный стиль, общую художественную трактовку. К фотоисториям, публикуемым на страницах электронных СМИ, предъявляются более жёсткие требования по образности, композиционной целостности, монтажу. Соответствие публикуемых электронными СМИ фотоисторий приведённым принципам формирования фотоисторий, составляет залог успеха и популярности конкретного электронного СМИ.
Большинство крупных информационных агентств, для повышения своей конкурентоспособности, создают на своей базе так называемые «фотобанки» [9]. В фотобанк загружаются фотографические изображения, отражающие новостные события в регионе, стране и мире. Фотобанк отличается от репортажной ленты отсутствием ограничения на количество фотоизображений с мероприятия и отсутствием необходимости выстраивания чёткого визуального ряда, повествующего о конкретном событии. Более мелкие новостные агентства имеют возможность использовать за определённую плату для иллюстрирования новостей фотоизображения, принадлежащие фотобанкам крупных агентств [4].
Обращая внимание на региональные новостные сайты, мы убеждаемся, что идея всеобщей визуализации новостей пришла и на этот уровень. Ещё несколько лет назад можно было встретить большое количество местных новостей оформленных лишь в виде текстовой информации. Но проникновение Всемирной паутины в жизнь каждого человека призвало менять отношение к подаче новостей на всех уровнях. Для создания ещё большей привлекательности информационного сайта, пользователей активно привлекают к роли «народного корреспондента». Всеобщая доступность технологий получения электронных фото и видео изображений позволяет пользователям участвовать в формировании новостного контента региональных новостных сайтов [2]. Использование подобной методики привлечения аудитории говорит о неспособности редакционного коллектива самостоятельно наполнять новостную ленту актуальным и свежим визуальным рядом. Подобные технологии хороши при использовании в процессе обучения будущих профессиональных журналистов, видеооператоров, фотографов [3]. С другой стороны, использование народных корреспондентов может нам сообщать, что редакционный штат сильно урезан для уменьшения расходов на содержание информационного СМИ. Как показывает практика функционирования региональных информационных СМИ, первыми из штата выводятся именно фотографы и видеооператоры. В результате теряется та визуальная составляющая, которая призвана привлекать пользователей на электронный ресурс и сам ресурс низводится до уровня среднестатистической информационной ленты в социальных сетях (с точки зрения визуализации).
Каждый новостной ресурс имеет свою редакционную политику, следовательно, публикует только выгодно подчёркивающие эту политику фотоизображения. Как раз редакционная политика (либо политика заказчика) и создаёт огромное пространство для создания собственной уникальной идеологии, системы мифов и образов. Подборка фотоизображений к любой новости несёт в себе определённую эмоциональную окраску, призванную формировать у читателя (потребителя) требуемое мнение/ отношение к предмету информирования [10]. Различные по содержанию репортажные фотографии, иллюстрирующие одну и ту же новость, могут придать новости совершенно разный контекст в восприятии зрителя [1]. Возрастает и роль фотографа как специалиста по созданию качественных изображений «воображаемой» реальности. Несмотря на идеологизацию и мифологизацию фоторепотража, фотограф должен оставаться профессионалом высокого уровня и следовать своему внутреннему моральному кодексу за неимением официальной универсальной системы. Фоторепортаж выполняется средствами документальной фотографии о событиях текущего дня, представляющих общественный и политический интерес. Фоторепортаж, выполненный высококлассными профессионалами, следует относить к одному из видов фотоискусства. Искусство фоторепортажа основывается на документальной правде, на умении видеть жизнь и снимать её такой, какой она является в действительности [8]. Репортаж-ные снимки со временем становятся исторической ценностью, свидетелями жизни мира, стран, народов в конкретный момент времени.
Фотография относится к одному из видов визуальных искусств. Она позволяет донести свои мысли и идеи до зрителя более доступным способом. Художественность будущего фотографического снимка, его выразительность во многом будут зависеть от того, что именно документируется в момент съёмки. Творческий процесс создания грамотной репортажной фотографии ставит акцент на наиболее точном отборе материала, заполняющего картинную плоскость фотоснимка. Опытный мастер фоторепортажа руководствуется осознанной идеей, проявляет аналитический подход к явлениям действительности, осмысливает жизненный материал. Художественная обобщённость, образность, эмоциональность, изобразительная законченность становятся непременными атрибутами качественных репортажных фотоснимков. Фотограф воссоздаёт реальность для читателя/зрителя. Умение проникнуть во внутренний мир человека, окружающих вещей
и событий отличает вдумчивого мастера фоторепортажа. Таким образом, фотография помогает освоить и использовать новые инструменты познания. Работа редакций электронных СМИ с профессионалами фоторепортажа позволяет получать для публикации самые оригинальные, композиционно выверенные фотографии. Что естественным образом положительно сказывается на увеличении числа просмотров и общей посещаемости информационного ресурса. Выгодное отличие электронных СМИ от печатных с точки зрения публикации фотографических изображений - снятие ограничений на количество изображений в каждом конкретном материале.
Таким образом, по результатам проведённых изысканий, можно утверждать, что на современном этапе развития общества и СМИ, фотография укрепляется на ключевом месте в способе передачи информации пользователю. Высокая мобильность искусства фоторепортажа позволяет наиболее оперативно доставлять информацию пользователю/читателю. Фотография легко встраивается в формат любых видов СМИ, что повышает индекс популярности при выборе метода передачи иллюстративного материала. Анализируя статистику посещаемости новостных сайтов, мы понимаем, что увеличение количества качественно выполненных фоторепортажей повышает количество посещений ресурса пользователями. Мы приходим к выводам, что именно фотографические изображения «захватывают» мир, рассказывают нам о состоянии окружающего мира, объясняют явления окружающей действительности.
Список литературы
1. Бергер, Дж. Искусство видеть [Текст] / Дж. Бергер. СПб.: Клаудберри, 2012. - 184 с.
2. Ганюшин, А. А. Перспективы развития визуальной коммуникации средствами цифровой фотографии [Текст] / А. А. Ганюшин // ЗПУ. - 2014. - № 1. - С. 301-305.
3. Голуб, В. А. Проблемы современной фотожурналистики в контексте прогресса цифровых фотографических технологий [Текст] / В. А. Голуб // Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. - 2012. - № 1 (17). - С. 122-128.
4. Захаров, С. В. Тенденции и проблематика фотоиллюстрирования местных периодических изданий [Текст] / С. В. Захаров // Журналистский ежегодник. - 2012. - № 1. - С. 70-72.
5. Симакова, С. И. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов [Текст] / С. И. Симакова // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. Филология. Искусствоведение - 2015. -№ 5 (360). - С. 163-169.
6. Симакова, С. И. Журналистика данных как объективное требование времени и её влияние на формирование визуальной журналистики [Текст] / С. И. Симакова // Знак : проблемное поле медиаобразования. - Челябинск, 2016. - № 1 (18). - С. 18-25.
7. Симакова, С. И. Тенденции визуализации журналистского контента в современных СМИ [Текст] / С. И. Симакова // Вестник Северо-Осетинского государственного ун-та им. К. Л. Хета-гурова - 2015. -№ 3. - С. 213-218.
8. Сонтаг, С. О фотографии [Текст] / С. Сонтаг. - М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2014. - 272 с.
9. Таран, А. Фотография в контексте публикации [Текст] / А. Таран // Вестник СПбГУ. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. - 2008. - №1-II. - С. 329-331.
Терентьева, И. Н. Фото-текст: раскрытие или конструирование реальности? [Текст] / И. Н. Терентьева // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». -2014. - № 3. - С. 16-21.
PLACE AND ROLE OF PHOTOS IN A MODERN DATA TRANSFER METHODS
Kovaleva L. A., Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, [email protected]
In modern conditions the avalanche of information flow, rushed to the person you need to maximize the use of all channels of perception. To do this, pay more attention to the visual component of the transmitted information. In this article on the example ofphotographic images, photo stories and photo reports highlighted some features of the transfer of information.
Keywords: images, photos, photojournalism, photography.
References
1. Berger, Dzh. (2012) Iskusstvo videt [=Art see], St. Petersburg, 184 p. (In Russ.).
2. Ganyushin, A. A. (2014) Perspektivy razvitiya vizual'noy kommunikatsii sredstvami tsifrovoy fotografii [=Prospects for the development of visual communication by means of digital photography], in: ZPU № 1 [=Knowledge. Ponimanie. Umenie], Moscow, pp. 301-305. (In Russ.).
3. Golub, V. A. (2012) Problemy sovremennoy fotozhurnalistiki v kontekste progressa tsifrovykh fotograficheskikh tekhnologiy [=Problems of modern photojournalism in the context of the progress of digital photography technologies progress], in: Vestn. Tom. gos. un-ta. Filologiya [=Vestnnik Tomsk State. Univ. Philology], Tomsk, No. 1 (17), pp. 122-128. (In Russ.).
4. Zakharov, S. V. (2012) Tendentsii i problematika fotoillyustrirovaniya mestnykh periodicheskikh izdaniy [=Trends and issues fotoillyustrirovaniya local periodicals], in: Zhurnalistskiy yezhegodnik [=Journalist yearbook], Tomsk, No. 1, pp. 70-72. (In Russ.).
5. Simakova, S. I. (2015) Vliyaniye novykh tekhnologiy na vizual'nyy kontent zhurnalistskikh materialov [=The impact of new technologies on the visual content of journalistic materials], in: Vestnik ChelGU [=Bulletin of CSU], Chelyabinsk, No. 5 (360), pp. 163-169. (In Russ.).
6. Simakova, S. I. (2016) Zhurnalistika dannykh kak ob»yektivnoye trebovaniye vremeni i yeyo vliyaniye na formirovaniye vizual'noy zhurnalistiki [=Dataj ournalism as an objective requirement of time and its influence on the formation of visual journalism], in Znak: problemnoyepole mediaobrazovaniya [=Sign: the problem field of media education], Chelyabinsk, No. 1 (18), pp. 18-25. (In Russ.).
7. Simakova, S. I. (2015) Tendentsii vizualizatsii zhurnalistskogo kontenta v sovremennykh SMI [=Trends visualization of journalistic content in modern media], in: Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo un-ta im. K. L. Khetagurova № 3 [=Bulletin of the North Ossetian State University K. L. Khetagurova], Vladikavkaz, pp. 213-218. (In Russ.).
8. Sontag, S. (2014) Ofotografii [=About photography], Moscow, 272 p. (In Russ.).
9. Taran, A. (2008) Fotografiya v kontekste publikatsii [=Photo in the context of the publication], in: Vestnik SPbGU. Seriya 9. Filologiya. Vostokovedeniye. Zhurnalistika №1-II [=St. Petersburg State University Herald. 9. A series of Philology. Oriental. Journalism], St. Petersburg, pp. 329-331. (In Russ).
10. Terent'yeva, I. N. (2014) Foto-tekst: raskrytiye ili konstruirovaniye real'nosti? [=Photo text: Disclosure or construction of reality?], in: Vestnik NGTU im. R.Ye. Alekseyeva. Seriya «Upravleniye v sotsial'nykh sistemakh. Kommunikativnyye tekhnologii» № 3 [=Bulletin of the NSTU them. RE Alekseeva. A series of «Management in social systems. Communication technology»], Nizhny Novgorod, pp. 16-21. (In Russ.).
Ковалева Людмила Александровна - магистрант кафедры журналистики и массовых коммуникаций, Челябинский государственный университет, Челябинск.