Научная статья на тему 'Роль жанра "фоторепортаж" в новой медиакоммуникационной среде'

Роль жанра "фоторепортаж" в новой медиакоммуникационной среде Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
771
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОТОРЕПОРТАЖ / ИЗОБРАЖЕНИЯ / ФОТОГРАФИЯ / ФОТОЖУРНАЛИСТИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ковалева Людмила Александровна

Степень проникновения медиакоммуникаций в жизнь современного общества постоянно возрастает. Приоритетную роль в этих условиях берет на себя визуальная коммуникация. Следовательно, для соответствия современным реалиям изображения, выполненные в жанре «фоторепортаж», должны трансформироваться под задачи новой технологической среды. Требуется изменение подхода к формированию фотографического отчёта о событии. Кроме того, визуальные образы, содержащиеся на фотоснимке, должны органично сочетать в себе признаки времени и художественность произведения искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль жанра "фоторепортаж" в новой медиакоммуникационной среде»

УДК 070

Л. А. Ковалева

Челябинский государственный университет, Челябинск

РОЛЬ ЖАНРА «ФОТОРЕПОРТАЖ» В НОВОЙ МЕДИАКОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЕ

Степень проникновения медиакоммуникаций в жизнь современного общества постоянно возрастает. Приоритетную роль в этих условиях берет на себя визуальная коммуникация. Следовательно, для соответствия современным реалиям изображения, выполненные в жанре «фоторепортаж», должны трансформироваться под задачи новой технологической среды. Требуется изменение подхода к формированию фотографического отчёта о событии. Кроме того, визуальные образы, содержащиеся на фотоснимке, должны органично сочетать в себе признаки времени и художественность произведения искусства.

Ключевые слова: фоторепортаж, изображения, фотография, фотожурналистика.

Активное формирование новой медиакоммуникационной среды в начале 21 века обусловлено появлением большого количества различных медиа, не входящих в медиаклассификацию 20 века. Вслед за С. И. Симаковой можем утверждать: «Визуализация информации является в прямом смысле одной из наиболее очевидных тенденций развития современных медиа. Лавинообразное увеличение количества информации, насыщенная повестка дня СМИ, усиление клиповости как тренд медиавосприятия, - всё это приводит тому, что гораздо больший объем информации СМИ предлагают потребителям в максимально приближенном к их желаниям формате - визуальном. В связи с чем актуальность темы нашей статьи не вызывает сомнений» [6. С. 207]. Объектом исследования является фотографический репортаж как инструмент визуализации информации в СМИ.

Проблемы современного общества чаще всего подвергаются анализу и решаются только при наличии публикаций в СМИ фоторепортажей о сложных ситуациях. Визуализирует и привлекает внимание к сложным жизненным ситуациям - нищета, голод, войны, катастрофы - журналистский жанр фоторепортаж. «Фоторепортаж как жанр появился в России и стал развиваться по форме и по содержанию в 70-е годы XIX века. С ХХ века газетно-журнальную периодику невозможно представить без фотографии. В современных условиях возможности фотожурналистики значительно расширились и трансформировались. Фотография стала одним из основных средств коммуникации в так называемых "новых медиа"» [5. С. 21]. Изучая публикации в современных печатных и электронных СМИ, можно сделать вывод о том, что публикации в жанре фоторепортаж становятся отличительной чертой электронных СМИ. Например, в период с 9 января по 1 марта 2018 года на страницах печатной версии газеты «Южноуральская панорама» опубликовано 8 фоторепортажей (15 номеров газеты). За тот же период на сайте газеты опубликовано 24 фоторепортажа. Стоит отметить, что фоторепортаж в печатном издании состоит максимум из 4 снимков, а электронная версия издания содержит не менее 16 снимков о каждом событии. Кроме того, на сайте газеты «Южноуральская панорама» выделена отдельная рубрика «фоторепортаж». Чего нет на страницах печатного издания. Подобную тенденцию отмечаем и у других СМИ.

Часто жанр фоторепортажа воспринимают как один из самых депрессивных фотографических жанров. Несомненно, современный фоторепортаж очень часто обращается к негативным аспектам жизни общества, вскрывает серьёзные наболевшие проблемы. Тем ценнее становятся те репортажные снимки, которые показывают и позитивные моменты жизни современного общества. Окружающая действительность в один и тот же момент времени может быть и очень страшной, и очень приятной. Возможно, в географически разных точках планеты. Профессионально работающий в жанре фоторепортажа специалист разумно сочетает в свих снимках позитивные и негативные стороны жизни общества. На протяжении всего периода своего существования документальная репортажная фотография становилась свидетелем эпохи, стремилась реалистично описывать жизнь общества. И особенно ценными (с течением времени) становились сюжеты, описывающие не слишком яркие с визуальной точки зрения события. Перед фоторепортером ча-

сто наиболее остро стоял вопрос об описании повседневной жизни человека языком визуальных образов. Фоторассказ о бытовых моментах жизни современного человека всегда отличался отсутствием ярких визуально сюжетов. Таким образом, жанр фоторепортаж на всех этапах своего существования решал одну из самых сложных задач: используя визуальный язык фотографии передавался жизненный опыт настоящего времени нашим потомкам. Здесь же обратим внимание на то, что документальная фотография не должна подменяться созданием искусственной визуальной реальности. В фотографическом репортаже изображения должны рассказывать читателю / зрителю о месте в котором событие происходило, давать четкие отсылки к конкретному временному отрезку, максимально информировать об основных действующих лицах происходящего события. Всегда есть соблазн использовать постановочные приёмы для создания макета реальной действительности, но тогда мы переходим из области репортажной фотографии в область существования фотоискусства, где подобные приёмы работы востребованы и оправданы. Философия документального фоторепортажа состоит как раз в поиске того спонтанного, несре-жиссированного момента, когда в плоскости одного кадра сойдутся кульминация происходящего, накал эмоций и оригинальное композиционное решение [7]. Соответствовать столь жестким требованиям могут не многие фотографы. Для работы в жанре современного фоторепортажа необходимо развивать в себе подвижность, навык выбора точки съёмки, умение передать динамику события, но при этом сделать фоторассказ понятным зрителю визуальным языком образов. «Акт визуализации (к которому можно отнести и фотографирование) происходит сообразно режиму видения, свойственному той или иной эпохе. Документальность и реализм становятся доминирующими типами репрезентации с начала XIX в., и именно с этим связано распространение и характер фотографии. <...> важно отметить, что новостная фотография не может быть объяснена исключительно как продукт индустрии или, переходя на микроаналитический уровень, как результат рутинных практик профессионала. Производство профессиональной фотографии всегда является чем-то большим: воспроизводством практик видения и наблюдения, разделяемых всеми участниками визуального режима современности» [2. С. 84-85].

Фоторепортаж всегда востребован в силу своих возможностей: поскольку именно он позволяет дать оценку существующим в обществе проблемам и наметить пути выхода из сложных исторических обстоятельств. Фоторепортаж обладает очень действенными возможностями по изменению картины мира и мнений общества. В арсенале жанра фоторепортаж есть такие средства, которые могут вызывать у людей эмоции, стимулировать общество на совершение каких-либо действий, убеждать в значимости происходящего. Таким образом, необходимо максимально эффективно использовать визуальный язык фоторепортажа, чтобы документальная фотография вызывала у зрителя / читателя эмоции, поглощала и приковывала его внимание. «Фотожурналистика неотделима от сознательного и совестливого отношения к миру, которым должен быть наделен тот, кто ею занимается. Факел неравнодушия, наследие гуманистической фотографии, передавался из поколения в поколение, освещая темные закутки, разоблачая невежество, помогая понять поведение людей. Фотожурналистика раскрывает правду, а порой лжет. Она информирует, обучает, показывает нам наше время и проливает свет на прошлое. Она фиксирует красоту и уродство, нищету и богатство. Сообщение и общение - вот краеугольные камни фотожурналистики. Фотографии рассказывают нам о людях и эмоциях, о том, как мы веселимся и горюем, как понимаем природу и окружающий нас материальный мир. Рамки кадра ограничивают собой сообщение. Проницательный фотожурналист максимально заполняет кадр информацией: от левого до правого края, сверху донизу, она присутствует на переднем, среднем и заднем планах. Лучшие фотожурналистские снимки говорят с нами просто и прямо. Они упорядочивают хаос, извлекают рациональное из иррационального, вычленяют самую суть из сложных ситуаций. В них должны быть сильный смысловой центр, динамика, драматичное освещение, а кроме того - хорошая композиция и техническое совершенство. Великие фоторепортеры прошлого, настоящего и будущего, фиксируя спонтанные, несрежиссированные, непостановочные моменты, стремятся к откровению, к более глубокому пониманию сути событий и явлений» [8. С. 36-37].

В некоторых случаях отчёт о событии - всего один самодостаточный снимок, сочетающий в себе всё богатство формы и содержания, полностью описывающий ситуацию. Такие снимки чаще всего востребованы в печатных СМИ, в электронных СМИ роль таких снимков - иллюстрирование лидов новости, статьи. С помощью грамотного репортажного кадра фотограф помогает

зрителю формировать целостную картину окружающего мира. Фотография помогает зрителю задержаться в определённом мгновении, постигать его, раскрывать невидимые потаённые смыслы. Иногда отчёт о событии - всего один самодостаточный снимок, сочетающий в себе всё богатство формы и содержания. В электронных СМИ допускается использование публикаций более объёмных фоторепортажей. Именно объёмные репортажи помогают получить наиболее глубокое представление о происходящем событии. В жанре фоторепортаж наиболее полно раскрываются такие функции фотографии, как информативная, социальная, эстетическая. Что позволяет более качественно управлять введением дополнительных смыслов в публикуемый материал. Таким образом, фотография помогает освоить и использовать новые инструменты познания. В условиях неимоверно ускорившегося темпа жизни, в отсутствии свободного времени, человеческое мышление приобрело характер клиповости. Следовательно, привлечь внимание человека, удержать его на какое-то время, могут только изображения. В условиях СМИ часто таким изображением и является фотографический репортаж.

Наиболее полный рассказ в фотографиях, объединённых единым сюжетом, характеризуется высоким процентом образности, публицистической заострённостью на моменте. Каждый из фотоснимков, входящих в подобную фотоисторию, представляет собой неотъемлемую часть общего повествования. Сюжет фотоистории раскрывается от снимка к снимку. Фотоистория может выстраиваться по классической схеме - завязка, развитие действия, кульминация, финал, но может иметь и более свободные формы составления. Особого внимания требует работа над изобразительным решением фотоистории: реальный сюжет развивается во времени, фотосъёмка производится в различных условиях (в интерьере или на натуре), а также в различных световых схемах. Но при этих обстоятельствах фотографические изображения должны иметь единый изобразительный стиль, общую художественную трактовку. К фотоисториям, публикуемым на страницах электронных СМИ, предъявляются более жёсткие требования по образности, композиционной целостности, монтажу. Соответствие публикуемых электронными СМИ фотоисторий приведённым принципам формирования фотоисторий, составляет залог успеха и популярности конкретного электронного СМИ» [4. С. 194]. В сложившейся ситуации увеличения потребности СМИ в документальных фоторепортажах возникает ощущение, что профессия фотожурналиста весьма востребована. Но с одной стороны, мы наблюдаем всё возрастающий объём визуальной информации, с другой - значительное сокращение бюджетов СМИ на финансирование создания фоторепортажей и фотоисторий. При минимальных бюджетах региональных СМИ на фотоиллюстрации к новостным и рекламным материалам, получила популярность практика использования «бесплатных» иллюстраций. В условиях избыточного предложения бесплатных фотоизображений, редакциям СМИ нет необходимости платить за фотографии профессиональным фотожурналистам. В силу того, что на современном этапе развития средств массовой информации огромное значение приобретает визуализация любой информации, редакции изданий активно прибегают к использованию иллюстраций, сделанных пользователями социальных сетей, фотографами общественных фотобанков. Принимая во внимание прижившуюся культуру визуального документирования любого происходящего рядом с пользователем события при помощи фотокамеры смартфона, СМИ получают бесконечное количество «народных фоторепортеров». Самым главным достоинством сделанных подобным способом фотографических изображений, является возможность получения фотоснимков из эпицентра практически любого внезапного события. Следовательно, можно заключить, что в условиях развития новых медиа работа современного фоторепортера, особенно в региональных СМИ, усложнилась. Ситуация становления и популяризации новых медиа ставит профессионального фотожурналиста в условия жесткой конкуренции с непрофессионалами, что дополнительно поднимает вопрос о существовании профессии.

Таким образом, можно заключить, что появление и развитие новых медиа провоцирует бурное развитие жанра фоторепортаж, но, одновременно с этим, новые медиа снижают общий качественный уровень фотоизображений, выполненных в жанре фоторепортаж. Фотографы-репортеры становятся слишком дороги для редакций СМИ (по сравнению с бесплатными сетевыми авторами). В скором времени, возможно, доведётся наблюдать трансформацию жанра фоторепортаж в одно из направлений рекламной фотографии. И не исключена возможность вытеснения профессиональных фоторепортеров в область блогерства.

Список литературы

1. Ганюшин, А. А. Перспективы развития визуальной коммуникации средствами цифровой фотографии [Текст] / А. А. Ганюшин // ЗПУ. - 2014. № 1. - С. 301-305.

2. Запольская, А. Б. Теоретико-методологические подходы к исследованию фотожурналистики как практики производства фотографий [Текст] / А. Б. Запольская // Вестник ВолГУ. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. - 2016. - № 1 (31). - С. 82-94.

3. Запольская, А. Б. Производство новостной фотографии: аналитические ресурсы социальных наук [Текст] / А. Б. Запольская // Вестник СамГУ. - 2014. - № 5 (116). - С. 30-36.

4. Ковалева, Л. А. Место и роль фотоизображений в современных методах передачи информации [Текст] / Л. А. Ковалева // Знак: проблемное поле медиаобразования: научн. журн. - Челябинск, 2017. - № 3 (25). - С. 193-196.

5. Симакова, С. И. Визуальный контент на страницах журнала «Вокруг света» как средство трансляции научно-популярной информации [Текст] / С. И. Симакова // Знак : проблемное поле медиаобразования : науч. журн. - Челябинск, 2016. - № 4 (21). - С. 20-28.

6. Симакова, С. И. Инструменты визуализации информации в СМИ: таймлайн [Текст] / С. И. Симакова // Вестник ННГУ. - 2017. - № 4. - С. 207-216.

7. Сонтаг, С. Смотрим на чужие страдания [Текст] / С. Сонтаг. - М.: ООО «Ад Маргинем», 2014. - 96 с.

8. Чапник, Г. Правда не нуждается в союзниках. Фотожурналистика изнутри [Текст] / Г. Чап-ник. - СПб.: Клаудберри, 2016. - 456 с.

THE ROLE OF THE «PHOTO REPORT» GENRE IN THE NEW MEDIA COMMUNICATION ENVIRONMENT

Kovaleva L. A., Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, kovaleva.photo@gmail.com

The degree of penetration of media communications into the life of modern society is constantly increasing. A priority role in these conditions is assumed by visual communication. Therefore, to meet modern realities, images made in the genre of «photo reportage» should be transformed into tasks of a new technological environment. It is necessary to change the approach to the formation of a photographic report of the event. In addition, the visual images contained in the photograph must organically combine the signs of time and artistry of the work of art. Photojournalism refers to the problems of modern society. Visualizes and draws attention to complex life situations: poverty, hunger, wars, catastrophes. A professionalphotojournalist intelligently combines in his work the positive and negative aspects of the life of society. The emergence and development of new media provokes rapid development of the genre of photo essays, but, at the same time, new media reduces the overall quality level of photo-images made in the genre of photo-reportage.

Keywords: photoreport, images, photos, photojournalism, photography.

References

1. Ganyushin, A. A. (2014) Perspektivy razvitiya vizual'noy kommunikatsii sredstvami tsifrovoy fotografii [=Prospects for the development of visual communication by means of digital photography], in: ZPU [=Knowledge. Ponimanie. Umenie], Moscow, No. 1, pp. 301-305. (In Russ.).

2. Zapol'skaya, A. B. (2016) Teoretiko-metodologicheskiye podkhody k issledovaniyu fotozhurnalistiki kak praktiki proizvodstva fotografiy [=Theoretical and methodological approaches to the study of photojournalism as a practice of photo production], in: Vestnik VolGU. Seriya 7: Filosofiya. Sotsiologiya i sotsial'nyye tekhnologii [=Bulletin of the VolSU. Series 7: Philosophy. Sociology and social technologies], Volgograd, No. 1 (31), pp. 82-94. (In Russ.).

3. Zapol'skaya, A. B. (2014) Proizvodstvo novostnoy fotografii: analiticheskiye resursy sotsial'nykh nauk [=Production of news photography: analytical resources of social sciences], in: Vestnik SamGU [=Bulletin of the SSU], Samara, No. 5 (116), pp. 30-36 (In Russ.).

4. Kovaleva, L. A. (2017) Mesto i rol' fotoizobrazheniy v sovremennykh metodakh peredachi informatsii [=Place and role of photoimages in modern methods of information transfer], in: Znak: problemnoye pole mediaobrazovaniya: nauch. zhurn. [=Sign: the problem field of media education: the scientific journal], Chelyabinsk, No. 3 (25), pp. 193-196. (In Russ.).

5. Simakova, S. I. (2016) Vizual'nyy kontent na stranitsakh zhurnala «Vokrug sveta» kak sredstvo translyatsii nauchno-populyarnoy informatsii [=Visual content on the pages of the magazine «Around the World» as a means of translation of popular science information], in: Znak: problemnoye pole mediaobrazovaniya: nauch. zhurn. [=Sign: the problem field of media education: the scientific journal], Chelyabinsk, No. 4 (21), pp. 20-28 (In Russ.).

6. Simakova, S. I. (2017) Instrumenty vizualizatsii informatsii v SMI: taymlayn [=Tools for visualization of information in the media: timeline], in: VestnikNNGU [=Bulletin of UNN], No. 1 (18), Nizhny Novgorod, pp. 207-216 (In Russ.).

7. Sontag, S. (2014) Smotrim na chuzhiye stradaniya [=We look at others' sufferings], Moscow, 96 p. (In Russ.).

8. Chapnik, G. (2016) Pravda ne nuzhdayetsya v soyuznikakh. Fotozhurnalistika iznutri [=Truth does not need allies. Photojournalism from within], St. Petersburg, 456 p. (In Russ.).

Ковалева Людмила Александровна - магистрант второго года обучения кафедры журналистики и массовых коммуникаций, Челябинский государственный университет, Челябинск.

kovaleva.photo@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.