Научная статья на тему 'Журналистика данных как объективное требование времени и её влияние на формирование визуальной журналистики'

Журналистика данных как объективное требование времени и её влияние на формирование визуальной журналистики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3331
433
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА ДАННЫХ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ВИЗУАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Симакова Светлана Ивановна

В статье приводятся рассуждения о таких феноменах медиасферы как «журналистика данных» и «визуальная журналистика». Придерживаясь мнения, что визуальная журналистика является инструментом передачи информации для журналистики данных, автор показывает, что развитие журналистики данных неизбежно влечет за собой развитие визуальной журналистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Журналистика данных как объективное требование времени и её влияние на формирование визуальной журналистики»

С. И. Симакова

ЖУРНАЛИСТИКА ДАННЫХ КАК ОБЪЕКТИВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

В статье приводятся рассуждения о таких феноменах медиасферы как «журналистика данных» и «визуальная журналистика». Придерживаясь мнения, что визуальная журналистика является инструментом передачи информации для журналистики данных, автор показывает, что развитие журналистики данных неизбежно влечет за собой развитие визуальной журналистики.

Ключевые слова: журналистика данных, визуализация, визуальная журналистика.

Сегодня, в силу развития новых технологий, журналистика подвержена трансформации во всех возможных направлениях - производства, распространения и использования продуктов труда журналиста. М. Кастельс отмечает: «мы наблюдаем появление новых инструментов и практик, мы ощущаем феномен, который одновременно раскрывает веер новых способов создания информационных сообщений и нового определения места профессиональной журналистики в этой новой системе медиа» [4]. Все эти перемены порождают дискуссии о вреде новых трендов - в отношении качества журналистики и выживания профессии как таковой. Мы же придерживаемся мнения, что использование новых технологий и развитие новых трендов делают журналистику более востребованной и современной. Эта статья как раз и посвящена обсуждению новых трендов, таких как журналистика данных и визуальная журналистика, которые в последнее время стали крупнейшими направлениями в медиа. Нет смысла кого-то убеждать в том, что количество информации растёт с огромной скоростью, современному человеку ежедневно приходится пропускать через себя её бесчисленные потоки. Источников информации стало слишком много. В связи с чем современным СМИ уже недостаточно просто сообщать какую-то новость, чтобы оставаться успешными, СМИ должны переосмысливать и интерпретировать эту информацию. По мнению Виталия Лейбина, в России вообще растет интерес к фактуре, к реальности, а не к «большим идеям», вынутым из головы, как шар. «Проблема современного мира - это не недостаток данных, а их избыток. Умение их анализировать является одним из самых востребованных», -подчеркивает главред «Русского репортера». По его мнению, новый жанр (дата-журнали-

стика) открывает и новые возможности для изданий: «Иногда можно не бегать по полям, а просто внимательно анализировать, скажем, сайты госзакупок и прочие данные. Аудитории нужен журналист (или аналитик, или ученый), чтобы увидеть хоть что-то значимое посреди нарастающего шума информации» [2]. Сегодня многие СМИ в своей практической деятельности всё активнее используют работу с цифрами и базами данных для того, чтобы найти истории, которые станут привлекательными для читателя. Этим и определяется актуальность нашего исследования. В связи с чем сформулируем цель нашей работы следующим образом: рассмотреть влияние журналистики данных на развитие визуальной журналистики. Для решения поставленной цели сформулируем несколько задач: дать определение журналистики данных; определить понятие «визуальная журналистика»; рассмотреть их взаимосвязь.

К вопросу о журналистике данных.

Появлению и оформлению журналистики данных в самостоятельный жанр послужил тот факт, что в силу развития интернета и информационных технологий большое количество статистических и иных данных появилось в свободном доступе. Журналистика данных работает с цифрами - именно цифры рассказывают историю. Достаточно часто в качестве примера приводят газету TheNew York Times, которая, освещая разрушительный ураган «Сэнди», обрушившийся на восточное побережье США в октябре 2012 года, сделала карту, на которой отметила точками этапы продвижения стихии и ее превращения из тропического шторма в неистовую бурю. По мнению В. Пули, «получился интерактивный инструмент, в котором текст практически отсутствовал. Зато его можно было встроить во все статьи, связанные с Сэнди - для справки. Многослойная карта, ин-

терактивная хронология событий (таймлайн) -все это тоже журналистика данных» [6]. Здесь мы позволим себе не согласиться с уважаемым исследователем и отметить, что существующее мнение о том, что понятие «журналистика данных» является синонимом понятию «визуальная журналистика» [1] - глубокое заблуждение. По нашему мнению, многослойная карта, интерактивная хронология событий (таймлайн) и т. п. - это инструменты визуальной журналистики, которые позволяют наглядно интерпретировать имеющиеся данные. Так что же такое журналистика данных? Это обобщение и сравнение большого массива данных. Данные могут служить инструментом для того, чтобы раскрыть и показать журналистскую историю, могут быть фундаментом для неё, а могут выполнять обе функции одновременно.

Журналистика данных в последнее время получила серьёзное практическое развитие, но её теоретическое осмысление запаздывает. Говоря об истории появления этого феномена, первым примером журналистики данных однозначно называют статью в британской The Guardian, опубликованную еще в 1821 году (то есть, опубликованный в самый первый год существования издания). В исследовании, которое провело издание, изучается стоимость высшего образования в вузах Британии. Для наглядности авторы подготовили таблицы, в которых указали цену на обучение в каждом учебном заведении. Работа получила позитивные рецензии за то, что впервые в журналистской практике столь «открыто представила все данные для читательской аудитории». Следующей статьёй этого направления считается работа журналистки Флоренс Найтингейл. Основой для материала стали «сырые» данные, полученные из доступных на тот момент источников. Журналистка провела расследование, посвященное анализу состояния и ежегодных потерь в штате британской армии в 1858 году. Автор приводит огромное количество данных, подтверждающих вывод о том, что даже в мирное время смертность в армии выше вдвое смертности гражданских лиц того же возраста. И акцентирует внимание на причинах, в частности, несоблюдение санитарных норм в воинских частях. Новаторство работы заключалось в подходе к «сырым» данным, с помощью которых автор оформляет по своей сути полностью прозрачный (в значении используемых источников и данных) материал, который при жела-

нии может самостоятельно проанализировать и каждый читатель, используя опубликованные в статье данные. Результаты расследования, занявшие 54 страницы, сопровождаются таблицами и диаграммами [9].

Определить конкретную дату появления понятия «журналистика данных» достаточно сложно. Исследователи в этой области отталкиваются от двух дат в смежных областях, без которых появление журналистики данных было бы невозможно. 1952 год - впервые в работе журналиста отмечено использование компьютера. Канал CBS арендовал вычислительные мощности компьютера UNIVAC I для расчета прогнозов на результаты президентских выборов и оценки результатов каждого из кандидатов (Эйзенхауер и Стивенсон). В 1967 году в Детройте журналисты с помощью таких же огромных вычислительных машин обрабатывали статистические данные о выпускниках колледжей и пришли к выводу, что вероятность участия в уличных протестах не зависит от уровня образования протестующих. Подобная практика использования компьютера для журналистики стала носить название сomputer-assisted reporting (CAR - журналистский репортаж, созданный с использованием вычислений на компьютере). И вновь возникает вопрос - можно CAR и data journalism (журналистику данных) считать синонимами? Дискуссия по этому поводу продолжается до сих пор. По нашему мнению, это разные понятия. Эксперты выделяют следующие отличия data journalism от ramputer-assisted reporting. Во-первых, в журналистике данных большее внимание уделяется именно самим данным как основной ценности материала. Там, где ранее с использованием CAR пытались найти тему для журналистского материала или для подтверждения уже оформленных тезисов, сейчас стало возможным публиковать исходные данные к журналистским статьям в открытом виде. Или даже не создавать текст, а выкладывать данные в открытом виде, чтобы читатели изучали их самостоятельно. Во-вторых, если раньше основной работой журналиста было заполучить еще неопубликованные данные, то сейчас, когда в сети появляется всё больше данных в открытом виде, большей ценностью становится умение обработать эти данные и на их основе найти собственно журналистские истории. В-третьих, понятие журналистики данных связано с появлением целого спектра доступных инструментов для самостоятельной обработ-

ки данных и с появлением огромного объёма данных в открытом виде. Иван Бегтин, основоположник журналистики данных в России, говорит, что журналистика данных - это журналистика без журналистики в традиционном понимании этого слова. Достаточно часто для лучшей интерпретации используют визуальную интерпретацию имеющихся материалов. Второй важной датой для журналистики данных считают 2001-2002 годы. В это время формируется понятие Big Data (большие объёмы данных), завязанное на увеличении объёмов, типов и скорости поступления новых данных. Об этом впервые в 2001 году, без упоминания этого термина, но формулируя его основы, впервые говорит исследовательская компания Gartner (на тот момент - META Group).

Впервые определение журналистики данных было сделано на первой международной конференции на эту тему, которая состоялась в 2010 году в Амстердаме [8]. Именно с этого момента направление журналистики данных считается официально сформированным. И уже со второй половины 2010-го года понятие журналистики данных активно используется как на конференциях, так и в академических журналах. С 2012 года журналистика данных стала по-настоящему мировым явлением: La Nación, вторая по величине газета Аргентины создала отдел данных, чтобы анализировать правительственные документы и делать захватывающие истории, основанные на данных; в Колумбии международный стипендиат по журналистике Фонда Найтов Ронни Лавлер (Ronnie Lovler) создал сайт мониторинга коррупции, используя платформу для краудсорсинга в журналистике Ushahidi; африканская Медиаинициатива проводила тренинги по журналистике данных в Кении, Танзании, Южной Африке и Гане; было переведено на русский язык пособие по журналистике данных; в Алматы, в Казахстане, журналисты создали карту преступности (на русском), чтобы показать резкий рост криминала за последний год [5].

Представляет интерес пост на ijnet.org Сандры Круцианелли - специалиста по дата-журналистике. Она пишет о том, как правильно организовать работу редакции, занимающейся журналистикой данных. Пишет она эти советы на примере ежедневной аргентинской газеты La Nación, которая поставила себе задачу поднять журналистику данных на новый уровень. Этот опыт нам еще более интересен и близок, так как Аргентина - страна, которая

не может похвастать открытостью баз данных. Но, в рамках нашей темы, обратим внимание лишь на один из её советов. В числе нескольких методов, которые успешно используются дата-журналистами данной редакции, она называет: «... подкрепляйте выводы визуально и не забывайте приводить сопроводительную документацию; придавайте большое значение интерактивной визуализации данных. Используйте ряд источников, небольших, но способных предоставить разнообразные решения для каждого типа изучаемых переменных.» [1]. Учитывая важность визуальной составляющей при организации работы дата-журналистов, рассмотрим другой современный тренд, а именно, «визуальная журналистика».

К вопросу о визуальной журналистике.

По мнению М. Кастельса, в глобальном сетевом обществе функции журналистики могут быть описаны так: сбор данных, интерпретация данных, рассказ о данных. В рамках этого подхода, журналистика - это не просто представление новостей, это рассказ значимых историй о том, что случилось или случается в мире, понимание этого в контексте, объяснение событий и данных другим, и переложение всего этого в форму, которая позволяет потребителю воспользоваться работой журналиста (сохранить её, поделиться ею, включить в собственную информационную работу и т. д.). Хороший журналист XXI-го века рассказывает истории, базирующиеся на фактах, о реальном мире вокруг себя, используя для этого текст, аудио, визуальные инструменты - и его истории устроены так, что людям удобно к ним относиться (определять свое отношение к содержанию), удобно делиться ими, и использовать иными способами. Журналистика принимает различные формы и использует различные методы доставки своего продукта - включая радио-передачи и телевизионные репортажи, литературизированную журналистику (non-fiction), фотожурналистику, визуализацию данных и многое другое [5]. Это лишь усиливает важность вопроса визуальной журналистики. Развитие визуальной журналистики - это закономерный процесс, который невозможно представить вне истории развития коммуникации.

Первым способом визуализации журналистских материалов является иллюстрация. Иллюстрация как культурное явление восходит к первым векам христианства. Появление в рукописных книгах рисунков, сделанных от руки, - первый опыт иллюстрирования. Долгое

время иллюстрация оставалась прерогативой книжных изданий. Благодаря усовершенствованию полиграфии во второй половине XVIII века стали появляться первые иллюстрированные журналы. Читатель получил возможность знакомиться с событиями, расширяя восприятие информации за счет иллюстрации - визуального сопровождения текста. Стали появляться еженедельные периодические издания, отличительной особенностью которых стало наличие иллюстрации. Считается, что в газете иллюстрация впервые появилась в 1807 году, это была «The Times». В дальнейшем художники стали штатными сотрудниками редакций и вместе с репортерами выезжали на место событий, чтобы подготовить качественное визуальное сопровождение журналистского материала. К концу XIX столетия начинают появляться массовые иллюстрированные издания. Первая иллюстрированная еженедельная газета возникла в Германии в 1843 году по инициативе Иоганна Вебера в Лейпциге («Leipziger Illustrierte Zeitung») и к 1873 году выходила тиражом 18000 экземпляров. В Англии ежедневная иллюстрированная газета «Daily Graphic» появилась в 1890 году [3. С. 59]. В русской журналистике первым примером удачным опытом издания иллюстрированного еженедельника стал журнал «Нива» (конец XIX - начало XX века). А. Ф. Маркс, издатель журнала, декларировал своё издание как «иллюстрированный журнал литературы, политики и современной жизни». Сегодня иллюстрация используется в художественно-публицистических материалах, в особенности сатирического характера (карикатура) или как элемент дизайна. В современных условиях речь идет, в первую очередь, о графической иллюстрации, которая собственно и формирует в целом визуальный образ издания. Качественные издания применяют авторскую графику, которая позволяет установить процесс коммуникации издания и аудитории. Благодаря авторской графике издание приобретает уникальность.

В конце XIX века иллюстрацию потеснила фотография. История развития фотографии насчитывает около тысячи лет. Ещё в X веке, арабский математик и ученый Альгазен из Басры, изучавший поведение света и писавший об основных принципах оптики, заметил интересный природный феномен. Он обнаружил перевернутые изображения на белых стенах затемненных комнат и палаток, поставленных на берегах Персидского залива - изображение

проходило через небольшое круглое отверстие в стене, в открытом пологе палатки или драпировки. Получившуюся таким образом камеру-обскуру ученый использовал для того, чтобы наблюдать за затмениями солнца - уже в то время было известно о том, что смотреть на солнце невооруженным взглядом может быть опасно. Впервые закрепленное изображение удалось получить в 1822 году - практически спустя 100 лет после открытии светочувствительных веществ - французом Жозефом Ни-сефором Ньепсом. Однако это изображение не сохранилась, и самая ранняя из существующих фотографий - это сделанный им же в 1826 году снимок «вид из окна», полученный с помощью камеры-обскуры на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта. В 1837 году ученик Ньепса - Луи Дагер после 11 лет опытов смог усовершенствовать способ закрепления фотографии с использованием паров ртути. Дагеротип (так в честь создателя прозвали этот способ получения изображений) оказался важнейшим этапом в истории возникновения фотографии. Этот способ был относительно простым, и поэтому быстро стал массовым. Впрочем, он не был лишен недостатков - время экспозиции было равно 30 минутам, да и пары ртути токсичны. Позже Уильям Тальбот, Фредерик Скотт Арчер, Джордж Истмэн и многие другие выдающиеся изобретатели смогли продвинуться к созданию полноценного фотографического аппарата, который теперь, в современном мире, доступен всем и каждому. В Россию информация была переслана академиком И. Х. Гамелем. Первые фотоизображения в нашей стране удалось получить русскому химику и ботанику, академику Юлию Федоровичу Фрицше. Он сделал снимки листьев растений по способу Тальбота уже в начале 1840 года. Первые репортажные фотографии пришли к нам с полей Крымской войны (1853—1856). Сделаны они были британскими репортерами Уильямом Симпсоном и Роджером Фентоном. Изображения были опубликованы в изданиях в виде гравюр. Художники переносили изображения с фотографий на страницы газет в таком виде, поскольку до 1880 года оборудование ещё не соответствовало подобным запросам. Оригинальные изображения, преимущественно можно было увидеть только на выставках. Первая полутоновая репродукция новостной фотографии была опубликована 4 марта 1880 года в The Daily Graphic (Нью-Йорк). Современная фотожурналистика стала возможна с

изобретением малогабаритной камеры и высокочувствительных плёнок. В ХХ веке существование газетно-журнальной периодики уже не мыслилось без фотографии. До 1980-х большинство газет печаталось по технологии высокой печати, используя легко смешиваемую масляную краску, низкокачественную «газетную» бумагу и грубо выгравированные изображения. В связи с чем качество изображений оставляло желать лучшего, без описания невозможно было понять, что же изображено на снимке. В 1980-х годах большинство газет перешло на офсетную печать, которая позволяла воспроизводить фотографии более достоверно на более качественной бумаге. В России фотография на страницах газет появилась несколько позже, чем, например, в Америке или Франции. Но стоит отметить, что развитие зарубежной фотожурналистики не опережало нашу отечественную более чем на три-пять месяцев. За это время фотожурналистика развилась в самостоятельную профессию и сформировала свою систему жанров, сопоставимую с жанрами периодической печати, но обладающую собственными особенностями.

В истории российской фотографии XIX - начала XX века можно обнаружить стилистическое направление, близкое по своей проблематике и форме тому, что впоследствии получит дальнейшее развитие в фотожурналистике. Речь идет о так называемой «социальной» фотографии - воспроизведению реальной жизни. Фоторепортаж как жанр появился в России и стал развиваться по форме и по содержанию в 70-е годы XIX века. Развитие фотожурналистики в России связывают с журналами «Всемирная иллюстрация», «Стрекоза» и «Нива». А родоначальником отечественного фоторепортажа считают Карла Булла.

Сегодня фотоиллюстрации стали неотъемлемой частью графического облика газетной страницы и сами по себе обладают художественной ценностью. Они несут дополнительную информацию, передают настроение или атмосферу событий, описанных в статье, привлекают внимание к материалу, разбивают текст, останавливают мгновенье и позволяют изучить его так, как не позволил бы этого сделать движущийся образ. Фотография может выполнять в газете различные функции, она сопровождает, иллюстрирует текстовой материал - корреспонденцию, статью, хронику (отсюда ведет свое происхождение и сам термин: лат. Шш^аге - прояснять) - и неразрывно

связана с текстом. Благодаря дигитализации возможности фотожурналистики значительно расширились и трансформировались. Фотография становится одним из основных средств коммуникации в так называемых «новых медиа», под которыми имеются в виду, прежде всего, социальные сети. В свою очередь фотографии в соцсетях обладают своими особенностями, - они совершают «обратный путь» - в традиционные СМИ, оказывая влияние на дизайн современных газет, журналов, даже телепередач. Таким образом, фотожурналистика в современных условиях тотальной визуализации информации также подвергается ощутимой трансформации [7. С. 215].

Итак, иллюстрация и фотография являются родоначальниками жанра визуальной журналистики, которые сохраняют свою актуальность и по сей день. Однако формирование и развитие дата-журналистики выявило недостаточность этих средств наглядности.

Знаковой публикацией в истории визуальной журналистики стал проект Snow Fall - расследование журналистов New York Times, посвященное снежной лавине в австралийском парке Tunnel Creek [10]. Известно, что бюджет проекта был заоблачным, а создание длилось несколько месяцев. Snow Fall сам по себе вызвал лавину обсуждений среди журналистов и в результате получил Пулитцеровскую премию. Кроме того, проект спровоцировал интенсивный рост публикаций в формате рич-медиа. Одна из первых мультимедийных статей в Рунете посвящена перевалу Дятлова - это рассказ об одной из самых таинственных историй советского времени. В проекте использованы архивные материалы, изложены факты и многочисленные гипотезы случившегося [11].

Одной из главных тенденций визуальной журналистики сегодня является появление и постоянное развитие доступных инструментов для визуализации материала. Различные онлайн-сервисы позволяют создать эффектные публикации даже небольшому местному изданию или независимому блогеру. Возрастающее количество бесплатных или недорогих инструментов, которые позволяют журналистам даже в очень маленьких организациях делать визуализацию данных, в том числе карты, временную шкалу, схемы и графики способствует распространению журналистики данных.

По словам Роуланда (Пол Роуланд (Paul Rowland), заместитель руководителя по он-лайн-контенту в компании Media Wales), циф-

ровая журналистика без визуальной истории, все равно что газета без фотографий. Фотографии передают эмоции и давно уже обогащают газетную журналистику. Они помогают погрузить читателя в статью. Таким же образом визуальные истории - это еще один способ получить внимание читателей и удержать его [5]. В своём докладе Роуланд отмечает, что работа в региональных или местных медиа обычно означает: ограниченные ресурсы, недостаток денег, нет своих разработчиков тяжелое наследие традиционного бизнеса. Это тяжелое традиционное наследие может привести к тому, что люди начнут думать, а зачем вообще нужно использовать данные и визуальные методы. Роуланд продолжает: «если у небольших местных издателей нет дорогих инструментов или своих разработчиков они должны понимать возможности всех бесплатных средств, которые доступны им для создания увлекательных проектов в цифровой журналистике. Способов отобразить информацию так много, что основной задачей становится найти наилучший метод для вашей статьи» [5]. П. Роуланд дает мудрый совет: «Не пытайтесь показать, насколько вы умны, покажите насколько простой может быть история». Если какой-то способ не делает вашу историю более захватывающей, стоит поискать другой метод. По мнению Ро-уланда, прежде чем начать работу над материалом, нужно подумать и задать себе ключевой вопрос: «Что я пытаюсь сказать?» Кроме того, он советует, над чем стоит думать в процессе своих размышлений: нужно ли усиливать историю выразительно? Что требуется для рассказа: контекст, привязка к месту, сопоставление, иллюстрация или визуализация?

Для каждого из этих пяти способов выразительно усилить историю он предлагает свой набор инструментов: контекст. Он рекомендует такие инструменты создания временной шкалы, как Timetoast и Dipity. Я не могу больше рекомендовать Dipity, поскольку сервис оказался ненадежным. А вот Timetoast - отличный инструмент, кроме этого многие журналисты сейчас используютTimeline.js. Кроме того, он рекомендует Google Fusion Table Maps - простой способ для нанесения информации на карту, включая точки на ней, дороги и зоны, например административные районы. Привязка к месту. Он рекомендует Google Maps, а также сравнительно новый сервис, который назывется Meograph который совмещает отображение времени, места и мультимедиа. Сопоставление. Роуланд рекомен-

дует сервис Thinglink, который дает возможность добавлять информацию со ссылками к изображениям, и Storify, сервис, который позволяет собирать публикации, касающиеся вашей истории из социальных сетей, включая не только «Фейсбук» и «Твиттер», но и фотографии с Flickr и Instagram и видео с YouTube. Иллюстрация. Для этого рекомендуется использовать стандартный инструмент фотогалереи. Если такого инструмента у вас нет, галереи легко создавать, используя сервис фотохостинга Flickr, принадлежащий Yahoo. Визуализация. Для визуализации Роуланд предлагает сервис Tableau Public и сервис IBM под названием Many Eyes. Вы также можете делать простую визуализацию, используя сервис он-лайн-таблиц, который является частью Google Drive, раньше называвшегося Google Docs [5].

Резюмируя рекомендации, сформулированные выше специалистом в области онлайн-контента, отметим, что, в зависимости от темы публикации, визуализация призвана решать различные задачи. Это может быть отображение контекста, в котором происходит ваша история, например, хронология исторических событий или частная биография персонажа статьи - в этом случае уместно использование таймлиний. В другом случае уместно использовать геолокационную привязку материала -здесь на помощь приходят карты событий, зачастую совместно с интерактивной графикой. С помощью инфографики можно делать сопоставление различных историй и процессов, показывать результаты сравнительного анализа данных. И, наконец, визуальная история поможет рассказать о результатах исследования, выполненного методами журналистики данных. А прикреплённые к тексту дополнительные медиа-иллюстрации придадут результатам вашего расследования не только уверенность в достоверности, но и привлекут читателя.

Таким образом, мы отмечаем, что развитие журналистики данных неизбежно влечет необходимость в развитии и совершенствовании инструмента наглядной интерпретации её результатов - визуальной журналистики.

Список литературы

1. Амирханова, Г. Организация работы редакции, занимающейся data-журналистикой [Электронный ресурс] / Г. Амирханова. -URL: http:// http://newreporter.org/2013/01/25/ organizaciya-raboty-redakcii-zanimayushhejsya-data-zhurnalistikoj/ (дата обращения 15.01.2016).

2. Журналистика данных: как заставить цифры говорить [Электронный ресурс]. - URL: http://research.ria.ru/ content/20130313/918544264.html (дата обращения 10.01.2016).

3. История мировой журналистики [Текст] / А. Г. Беспалова, Е. А. Корнилов, А. П. Короченский, Ю. В. Лучинский, А. И. Станько. - Ростов/н/Д.: Издательский центр «Март», 2003. - 232 с.

4. Кастельс, М. Мы хотим создать пул знаний [Электронный ресурс]. - URL: http://www. chaskor.ru/article/manuel_kastels_my_hotim_ sozdat_pul_znanij_36227 (дата обращения 10.01.2016)

5. Андерсон, Кевин. Визуальная журналистика - не только для «больших людей» [Электронный ресурс] / Кевин Андерсон. - URL: http://www.kbridge.org/ru/visual-journaHsm-is-not-just-for-the-big-boys/ (дата обращения 29.12.2015).

6. Пуля, В. Журналистика данных: как заставить цифры говорить [Электронный ресурс] / В. Пуля. - URL: http://new-media.

livejournal.com/106808.html (дата обращения 20.01.2016).

7. Симакова, С. И. Тенденции визуализации журналистского контента в современных СМИ [Текст] / С. И. Симакова // Вестник Се-веро-Осетинского государственного ун-та им. К. Л. Хетагурова - 2015. - № 3. - С. 213-218.

8. What Is Data Journalism? [Electronic resource]. - URL: http://datajournalismhandbook. org/1.0/en/introduction_0.html. (дата обращения 10.01.2016)

9. Mortality of the British Army [Electronic resource]. - URL: http://ru.scribd.com/ doc/3 5 789415/Mortality-of-the-British-Army-1858 (дата обращения 21.01.2016).

10. Branch, John. Snow Fall. The Avalanche at Tunnel Creek [Electronic resource] / John Branch // New York Times. - URL: http://www.nytimes. com/projects/2012/snow-fall/#/?part=tunnel-creek (дата обращения 21.01.2016).

11. Ромашко, Д. Перевал Дятлова. 9 мертвецов и тайна Золотого Огня [Электронный ресурс] / Д. Ромашко. - URL: http://dyatlov.looo.ch (дата обращения 21.01.2016).

JOURNALISM DATA AS OBJECTIVE REQUIREMENT OF TIME AND ITS INFLUENCE ON THE FORMATION OF VISUAL JOURNALISM

Simakova S. I., Chelyabinsk state University, Chelyabinsk, [email protected]

The article presents the discussion of such phenomena as the media sphere "data journalism" and "visual journalism". In keeping with the view that journalism is a visual tool for data transmission of data journalism, the author shows that the development of the data journalism will inevitably entail development of visual journalism.

Keywords: data journalism, visualization, visual journalism.

References

1. Amirhanova, G. Organizatsiya rabotyi redaktsii, zanimayuscheysya data-zhurnalistikoy [=Organization ofthe wording dealing with data-journalism], available at: http://newreporter.org/2013/01/25/ organizaciya-raboty-redakcii-zanimayushhejsya-data-zhurnalistikoj/, accessed 15.01.2016. (In Russ.).

2. Zhurnalistika dannyih: kak zastavit tsifryi govorit [=Data Journalism: how to make the numbers speak], available at: http://research.ria.ru/content/20130313/918544264.html, accessed 15.01.2016. (In Russ.).

3. Bespalova, A. G., Kornilov, E. A., Korochenskiy, A. P., Luchinskiy, Yu. V. and Stanko, A. I. (2003) Istoriya mirovoy zhurnalistiki [=History of World Journalism], Rostov/n/D., Izdatelskiy tsentr «Mart», 232 p. (In Russ.).

4. Kastels, M. Myi hotim sozdat pul znaniy [=We want to create a pool of knowledge], available at: http://www.chaskor.ru/article/manuel_kastels_my_hotim_sozdat_pul_znanij_36227, accessed 15.01.2016. (In Russ.).

5. Anderson, Kevin. Vizualnaya zhurnalistika - ne tolko dlya «bolshih lyudey» [=Visual journalism - not just for the «big people»], available at: http://www.kbridge.org/ru/visual-journalism-is-not-just-for-the-big-boys/, accessed 15.01.2016. (In Russ.).

6. Pulya, V. Zhurnalistika dannyih: kak zastavit tsifryi govorit [=Data Journalism: how to make the numbers speak], available at: http://new-media.livejournal.com/106808.html, accessed 15.01.2016. (In Russ.).

7. Simakova, S. I. (2015) Tendentsii vizualizatsii zhurnalistskogo kontenta v sovremennyih SMI [=Trends visualization of journalistic content in modern media], in: Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo un-ta im. K. L. Hetagurova [=Herald of the North Ossetian State University them. K. L. Khetagurova], № 3, pp. 213-218. (In Russ.).

8. What Is Data Journalism? Available at: http://datajournalismhandbook.org/1.0/en/introduction_0. html., accessed 15.01.2016.

9. Mortality of the British Army, available at: http://ru.scribd.com/doc/35789415/Mortality-of-the-British-Army-1858, accessed 15.01.2016.

10. Branch, John. Snow Fall. The Avalanche at Tunnel Creek, in: New York Times, available at: http:// www.nytimes.com/projects/2012/snow-fall/#/?part=tunnel-creek, accessed 15.01.2016.

11. Romashko, D. Pereval Dyatlova. 9 mertvetsov i tayna Zolotogo Ognya [=Dyatlov Pass. 9 dead and the secret of the Golden Fire], available at: http://dyatlov.looo.ch, accessed 15.01.2016. (In Russ.).

Симакова Светлана Ивановна - кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой журналистики и массовых коммуникаций ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет».

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.