Научная статья на тему 'Активизация использования визуальных элементов с целью максимизации аудитории в расследовательской журналистике'

Активизация использования визуальных элементов с целью максимизации аудитории в расследовательской журналистике Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1123
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ВИЗУАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / ФОТОГРАФИЯ / ВИДЕО / ИНФОГРАФИКА / "ПАНАМСКИЕ АРХИВЫ" / ДИЗАЙН

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Неренц Дарья Валерьевна

Журналистское расследование является одним из самых сложных и серьезных жанров журналистики. Его отличительные черты: достоверность, объективность, общественная значимость и, конечно, большой объем текста. К сожалению, сейчас все более востребованными становятся материалы маленького объема, передающие основную мысль в нескольких словах. Выходом из этой ситуации стали визуальные инструменты, привлекающие внимание разновозрастной аудитории и превращающие большой объем сложной информации в легко воспринимаемую и увлекательную историю. К визуальным инструментам относятся фотографии, видеозаписи, анимация, а также графические элементы. Таблицы, схемы, диаграммы, портретная графика делают журналистские расследования привлекательными и помогают читателю понять сложные математические вычисления или экономические показатели. Качественная инфографика является самостоятельным элементом материала наряду с текстом. Она включает в себя не только полезную информацию, но и хороший дизайн. Так расследование можно оформить в разных стилях: сделать его документальным или более телевизионным, придать развлекательный характер. Теперь задача расследователя не просто интересно и доступно рассказать о проблеме, но и поработать маркетологом, оформить свой материал, сделать его стоящим и привлекательным для аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активизация использования визуальных элементов с целью максимизации аудитории в расследовательской журналистике»

УДК 070

Д. В. Неренц

Российский государственный гуманитарный университет, Москва

АКТИВИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИЗ УАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ С ЦЕЛЬЮ

МАКСИМИЗАЦИИ АУДИТОРИИ В РАССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ

Журналистское расследование является одним из самых сложных и серьезных жанров журналистики. Его отличительные черты: достоверность, объективность, общественная значимость и, конечно, большой объем текста. К сожалению, сейчас все более востребованными становятся материалы маленького объема, передающие основную мысль в нескольких словах. Выходом из этой ситуации стали визуальные инструменты, привлекающие внимание разновозрастной аудитории и превращающие большой объем сложной информации в легковоспри-нимаемую и увлекательную историю. К визуальным инструментам относятся фотографии, видеозаписи, анимация, а также графические элементы. Таблицы, схемы, диаграммы, портретная графика делают журналистские расследования привлекательными и помогают читателю понять сложные математические вычисления или экономические показатели. Качественная инфографика является самостоятельным элементом материала наряду с текстом. Она включает в себя не только полезную информацию, но и хороший дизайн. Так расследование можно оформить в разных стилях: сделать его документальным или более телевизионным, придать развлекательный характер. Теперь задача расследователя - не просто интересно и доступно рассказать о проблеме, но и поработать маркетологом, оформить свой материал, сделать его стоящим и привлекательным для аудитории.

Ключевые слова: расследовательская журналистика, визуальные элементы, фотография, видео, инфографика, «Панамские архивы», дизайн.

Визуализация данных стала важнейшим инструментом для журналистов с появлением цифровых медиа, где огромные объемы данных должны быть интерпретированы и переданы аудитории в доступной форме. Благодаря современным технологиям журналисты могут создавать свою собственную интерактивную графику и добавлять визуальные компоненты в свои статьи.

В качестве теоретико-методологической базы исследования визуальных элементов в журналистике необходимо отметить, прежде всего, труды по визуализации в журналистике Г. А. Ни-куловой [3], С. Р. Сулеймановой [5], В. Э. Шевченко [8], С. И. Симаковой [4], О. В. Швед [7], К. В. Нефедьевой [2], Е. Г. Трушко и Ю. Ф. Шпаковского [6].

Визуализация данных включает в себя большое количество элементов, каждый из которых способствует передаче важной информации и служит способом привлечения внимания аудитории. С. И. Симакова в статье «Развитие визуальной журналистики» указывает, что под визуальной журналистикой понимают «всю визуальную информацию, которая сопровождает текст: фотографии, рисунки, схемы, видеоролики, графический дизайн, логотипы и т. п.» [4. С. 126].

Современные медиаисследователи едины во мнении, что на современном этапе использование разнообразных способов визуализации становится все более востребованным. Беспрерывные информационные потоки и обилие разнообразной и разноплановой информации заставляют журналистов искать пути передачи больших данных в удобной и увлекательной форме. О. В. Швед в статье «Инфографика как средство визуальной коммуникации» отмечает, что «визуализация информации выступает одним из инструментов, позволяющих обеспечить четкость и системность в восприятии информации, а также быстрое и правильное ее декодирование. При этом главное преимущество заключается в возможности оперировать с информацией большой плотности, органично используя вербальное и образное мышление» [7]. Кроме того, как отмечает В. Э Шевченко в работе «Визуальные коммуникации: тенденции форм и технологий передачи информации»: «Визуализация улучшает понимание, запоминание и принятие решений, поскольку использует понятные и простые для восприятия формы. Делая данные доступными и привлекательными, визуализация расширяет читательскую аудиторию» [8. С. 195].

Пожалуй, первыми в ряду визуальных элементов являются фотоизображения. Любой расследовательский материал включает в себя целый ряд фотографий, которые служат, с одной стороны, доказательной базой, а с другой - помогают аудитории лучше представить себе ту или иную описываемую ситуацию. «Одно из важных мест в материале по-прежнему занимает фотография: чем больше красочных, «живых» и качественных фотографий, тем больше внимания привлекает сам текст» [14. P. 198]. Благодаря интернет-площадкам современные расследователи могут дополнить текст практически неограниченным количеством фотоизображений, сделанных с места события, взятых в архивах или созданных в специальных программах с целью наглядной демонстрации какого-то события или местности. Кроме того, фотографии или отсканированные копии документов также помогают доказать, что репортер не просто выдвигает версии, но и на самом деле все это видел и изучил.

Еще одним важным визуальным элементом являются видеоматериалы, которые наряду с фотоизображениями, принято считать показателем достоверности и объективности расследовательского материала. Используемые современными расследователями видеоматериалы можно условно разделить на два вида: доказательные видео (с места события, интервью, репортажные съемки) и демонстративные (мультипликационные фрагменты, анимационные мини-фильмы).

Доказательные видеозаписи в интернет-публикациях подкрепляют и дополняют текстовую информацию. Например, «Новый английский центр расследовательской журналистики» (Бостонский университет, США) включает в свои публикации видео-интервью и героями расследований, чтобы читатель смог представить, что за человек пережил трагедию, увидеть его своими глазами, услышать его эмоции. Таким образом, видео позволяет аудитории не просто удостовериться в правдивости информации, но и проявить сочувствие, выразить какие-то эмоции по отношению к затронутой проблеме. Вставки видеоинтервью с забавными или другими эмоциональными моментами помогают аудитории увидеть героя и ощутить «эффект присутствия», составить о проблеме более глубокое представление.

Второй тип видео помогает в увлекательной легкой форме представить основную мысль расследования, а также привлечь внимание к текстовой публикации, более подробной и глубокой. Например, в 2017 году отдел расследований «Новой газеты» стал выпускать ролики о своих крупных расследованиях. Схема создания этих роликов одинакова: Роман Анин (редактор отдела расследований) перед камерой рассказывает о расследовании, его выступление перебивается вставками из известных кинофильмов или графическими изображениями, которые вызывают улыбку или даже смех у аудитории, т. к. нацелены на высмеивание озвученных журналистом данных. Кроме того, в ролике присутствуют кадры из репортажей, вставки из интервью, вырезки из выступлений политиков или бизнесменов, относящиеся к теме расследования. Эти ролики позволили существенно увеличить целевую аудиторию газеты. Например, видео от 13 июля 2017 года «История о сенаторе-борце с мировым злом и его брате. Расследование «Новой газеты» [1] посмотрело 12704 человека (по данным на 09 февраля 2018 года).

«Международный консорциум журналистов-расследователей» (ICIJ) довольно часто публикует на своем сайте и на страницах в социальных сетях короткие анимационные видео о своих расследованиях. Например, 3 месяца назад в рамках транснационального расследования «Paradise Papers» («Архивы Райских островов») был опубликован анимационный видеоролик о том, как всемирно известная компания по продаже спортивной одежды «Nike» платит 89 центов налогов за пару кроссовок, стоимостью 100 долларов [17]. Рассказ журналиста сопровождается кадрами, на которых пара кроссовок указанной фирмы путешествует по карте мира и останавливается в оффшорной зоне. Это видео посмотрело более 42 тысяч человек (по данным на 09 февраля 2018 года).

Таким образом, указанные примеры наглядно демонстрируют, что визуальные элементы привлекают аудиторию и существенно увеличивают количество просмотров журналистского материала. Особенно, это можно сказать о молодой аудитории, которая все реже обращается к лонгридам, отдавая предпочтение краткой информации и визуальным материалам о самой сути проблемы.

Так материал можно оформить в разных стилях: сделать его документальным или более телевизионным, придать развлекательный характер. Например, «Центр расследовательской журналистики» (CIR), который сделал на основе расследования о токсичных отходах мультфильм, по-

казав процесс загрязнения довольно детально и в тоже время увлекательно. Эта организация является крупнейшей расследовательской компанией в США и насчитывает более 100 сотрудников, соответственно, они имеют своих дизайнеров, которые занимаются оформлением публикаций и размещением их на сайте центра.

Тем не менее, сегодня наиболее важным визуальным элементом для расследовательской журналистики стала инфографика. Журналистские расследования обращаются к огромному количеству данных, в том числе цифровых, к которым апеллировать в тексте постоянно не представляется возможным, ведь не каждый читатель сможет понять весь путь, скажем, денежного транша, если он проходит через несколько банков по всему миру. Следовательно, расследователи стали искать пути доступного для аудитории варианта передачи серьезной и объемной информации. В результате, практика показала, что самым оптимальным является использование диаграмм, схем и таблиц, которые благодаря нескольким словам или словосочетаниям, поставленным в логической связи, позволяют донести информацию, которая в тексте занимала бы 2-3 крупных абзаца.

Цель инфографики - создать визуальное представление фактической информации. «Факты, конечно, являются ключевыми, но два наиболее важных слова здесь - «визуальное представление». Самое главное - инфографика показывает данные, а не рассказывает о них, не повторяет текстовую информацию. Хорошая инфографика, в основном, является результатом простой схемы: полезная информация + хороший дизайн» [15]. К сожалению, многие редакции СМИ сейчас столкнулись с проблемой: совместить полезную информацию с хорошим дизайном оказалось не так просто. Некоммерческие центры расследовательской журналистики на своих сайтах постоянно публикуют объявления о поиске хорошего дизайнера для создания инфографики. В США, как правило, в редакции этим занимается отдельный человек, которому журналисты предоставляют всю необходимую информацию и высказывают пожелания о том, какие визуальные элементы они хотели бы создать. Но, конечно, журналисты, умеющие работать с графикой, сейчас весьма востребованы. Таким образом, к формуле: полезная информация + хороший дизайн необходимо добавить еще один компонент - правильное мышление.

«Дело в том, что инфографика эффективна только в том случае, если служит отдельным структурным элементом журналистского материала. Она не должна быть просто украшением текста, это тоже передача фактической информации, то есть такой же блок данных, только выполненный в графическом варианте». [15]. Текст и инфографика должны быть одинаково важными частями материала.

Еще одна сложность: «для графики требуется больше информации, чем опубликовано в тексте, который был написан для аудитории» [10. Р. 79]. Например, при публикации расследовательского материала о пьяных водителях, автор может в качестве примера указать лишь данные о том, что на перекрестке двух больших улиц зафиксировано самое большое количество аварий. Для текстового примера этого достаточно. Однако для создания карты или диаграммы ситуации может потребоваться точное направление движения каждого автомобиля или сведения о том, как именно они сталкиваются друг с другом. Безусловно, самым важным требованием к графическому материалу является проверка фактов и обращение к надежным источникам информации. Все данные, представленные в таблицах и диаграммах, должны быть достоверны. Это такая же часть материала, как и текст или видеозапись. Особенно это касается материалов расследовательского характера.

Еще одно требование - диаграмма или схема всегда должны быть оправданно включены в материал. «Если расследователю для лучшего понимания истории нет необходимости обращаться к графическим элементам, но он все же их сделал, то это может привести к дезориентации аудитории» [9. Р. 146], которая будет гадать, зачем сделана эта неактуальная диаграмма.

Создание инфографики может стать трудным испытанием, поскольку наряду с журналистскими навыками, она требует наличия навыков дизайнерских. Хотя современные интернет-ресурсы предоставляют всем желающим либо программы с краткой пошаговой инструкцией, либо готовые шаблоны для графиков или диаграмм.

Основной аспект при создании графического элемента - обратить внимание на самые значимые части таблицы или схемы. «Важно не только создание привлекательного фона, но и оформление данных таким образом, чтобы читателю сразу бросалась в глаза самая важная информация, менее значимые элементы должны быть, соответственно, менее заметны» [15]. Иными словами,

визуальные элементы должны быть четкими и должны доходчиво объяснять основную мысль. Слова и ярлыки должны дополнять основные данные по мере необходимости.

Правильное мышление (как элемент схемы идеальной инфографики) означает и поиск подходящей графической формы для предоставления информации. Существует ряд основных форм для графики: карты, таблицы, диаграммы, графики. Например, если расследователь делает материал о проблеме распространения наркотиков в каком-то регионе, будет логично сделать карту с указанием зафиксированных мест продаж наркотиков. Если же местоположение вещей или людей не является центром публикации, то, вероятнее всего, стоит использовать график или таблицу. Каждый графический элемент должен быть оправдан и, самое главное, полезен.

Сейчас различные приложения и программы по созданию графики позволяют создавать все, что угодно. Например, «для организации информации в хронологическом порядке можно использовать временную шкалу» [11]. Для сравнения каких-то явлений или предметов можно выбрать диаграмму или таблицу. Гистограммы часто используются для сравнения категорий числовых значений. Однако диаграммы все же остаются лучшей графикой, потому что они могут показывать вещи, которые трудно объяснить в тексте. Для демонстрации соотношения между двумя частями какого-то явления или проблемы часто используется специальная категория диаграммы. Их можно назвать «реляционными диаграммами». Они включают в себя диаграмму Венна, которая показывает, насколько велико совпадение между элементами, а также организационные диаграммы, блок-схемы, playoff bracket (вид схемы) и другие способы визуализации того, как отдельные лица или группы связаны друг с другом. В настоящее время существует множество различных инструментов для создания инфографики.

Безусловно, в расследовательской журналистике инфографика занимает одну из ведущих позиций. Для успешного привлечения аудитории мало одной значимой и важной публикации. Огромные фрагменты текста не привлекают читателей, и мало кто дочитывает расследования до конца, учитывая объем в несколько страниц, особенно если текст в электронном формате.

Но ключевым фактором привлечения внимания к расследовательской публикации на современном этапе является инфографика. Вставки таблиц, схем, диаграмм, графиков, которые помогают читателю понять сложные математические вычисления или экономические показатели стали неотъемлемой частью любого журналистского расследования. Благодаря современным технологиям любую, даже самую сложную числовую информацию, можно украсить и сделать более понятной для обычного пользователя. Сейчас в Интернете есть ряд сайтов, показывающих, как можно красиво оформить материал любого характера. Например, расследователи активно используют примеры с сайта www.informationisbeautiful.net [13]. А на сайте revealnews.org [18] расследования оформлены довольно ярко и оригинально. С. И. Симакова отмечает, что «одной из главных тенденций визуальной журналистики сегодня является появление и постоянное развитие доступных инструментов для визуализации материала. Различные онлайн-сервисы позволяют создать эффективные публикации даже небольшому местному изданию или независимому блогеру» [4. С. 127].

Тенденция к геймификации прослеживается все сильнее. Теперь задача расследователя - не просто интересно и доступно рассказать о проблеме, но и поработать маркетологом, оформить свой материал, сделать его стоящим и привлекательным для аудитории.

Благодаря активному сотрудничеству расследователей в сети, у жанра расследования появилась возможность вновь стать востребованным. Вместе с остальными жанрами журналистское расследование трансформировалось и приобрело более интересную, интерактивную форму.

Ярким примером активного использования инфографики можно назвать самое громкое журналистское расследование последнего времени - «Панамский архив» (Panama Papers) [16]. Общеизвестно, что изначально все документы об офшорных счетах получили репортеры немецкой газеты «Süddeutsche Zeitung». Они сразу поняли, что не в силах просмотреть и проанализировать весь пласт полученной информации, к тому же, в документах упоминались не только владельцы офшоров из Германии, а люди со всего мира - от Бразилии до Китая. Немецкие журналисты получили огромнейший объем информации - 2,6 терабайта (11, 5 млн файлов). Для сравнения: объем небезызвестной утечки «WikiLeaks» был равен всего 1,7 гигабайта - в тысячи раз меньше. Репортеры приняли решение поделиться полученной информацией с американским «Международным консорциумом журналистов-расследователей» (ICIJ). Это было начало одного из наибо-

лее крупномасштабных в истории мировой журналистики совместного проекта СМИ из самых разнообразных уголков света.

Результатом совместной деятельности стало обнаружение в офшорном досье 12 бывших и действующих лидеров различных государств (это президенты и премьеры), 128 политиков и чиновников (не включая их родственников и друзей) из стран ЕС, Бразилии, Китая. К примеру, в файлах найдены офшорные счета таких высокопоставленных лиц, как премьерминистры Исландии и Пакистана, король Саудовской Аравии, президент Украины, дети президента Азербайджана, члены семьи лидера Китая Си Цзиньпина, отец бывшего премьерминистра Великобритании Дэвида Кэмерона. Помимо мировых лидеров, в документах находились офшоры международных преступников и людей, имеющих отношение к наркоторговцам и террористам.

Над проектом «Панамского архива» работало более четырехсот журналистов из 80-ти государств мира. «Международным консорциумом журналистов-расследователей» была создана специальная программа для обмена информацией. Данный консорциум привлек к расследованию более 100 средств массовой информации, а также «Центр по изучению коррупции и организованной преступности» (OCCRP) и другие соответствующие организации.

Таким образом, у всех участников был доступ к документам и каждый изучал материал, который касался граждан его страны. Кроме того, для обмена секретными данными журналисты пользовались специальной программой, вроде форума. Этот форум был разделен по тематике и по странам, что позволило максимально изучить каждый аспект «Панамских архивов».

В документах «Mossack Fonseca» была описана работа компаний с 1970 до весны 2016 гг. Подразумеваются офшорные схемы, позволяющие скрывать от налогообложения собственность и миллиарды долларов. И хотя не всегда имели место махинации (офшорные компании могут использоваться совершенно законно), ряд расследований подтверждают то, что высокопоставленными чиновниками в том или ином государстве скрывались их фактические доходы или не платили налоги.

Поскольку огромные массивы данных и их анализ подразумевают очень большой объем публикаций и трудные для восприятия описания финансовых схем, расследователи активно обращались к графическим инструментам. Многочисленные графики и диаграммы действительно способствуют более легкому восприятию серьезной экономической информации, касающейся денежных траншей и различных финансовых операций.

На официальном сайте «Международного консорциума журналистов-расследователей» (www. icij.org) представлена самая полная информация обо всех этапах расследования «Панамские архивы» [16] и собраны все публикации, созданные в рамках работы над этим проектом.

Там опубликованы различные виды инфографики, которые помогают лучше увидеть описанную ситуацию. Журналисты активно используют линейчатую диаграмму, чтобы показать соотношение стран, которые пользовались услугами офшорной компании (Рис. 1) или, например, показывают соотношение открытых и закрытых офшорных компаний за определенный период времени (Рис. 2).

1,SOO

2,000

HONG KONG S.A.R.

UNITED KINGDOM

SWITZERLAND

UNITED STATES

PANAMA

GUATEMALA

LUXEMBOURG

BRAZIL

ECUADOR

URUGUAY

Mossack Fonseca worked with more than 14,000 banks, [aw firms, company incorporators and other mi dd!emen to setup companies, foundations and trusts for customers.

Рис. 1. Топ-10 стран, в которых пользовались услугами Mossack Fonseca [12]

10,000 5,000 0 0

1977 I ■

incorporated I I

I 1930 ■ ■ ■

deactivated

Mossack Fonseca's clients have been rapidly deactivating companies since 2009, records show. The number of incorporations of offehote entities has been fn decline forthe past four years.

Рис. 2. Соотношение открытых и закрытых оффшорных компаний за 40 лет [12]

Для демонстрации изменений использования офшорных счетов с течением времени расследователи использовали график. При наведении курсора на определенное место на линиях, слева появляется количественный показатель, сколько офшорных компаний в выбранном году было в указанной юрисдикции (Рис. 3).

Рис. 3. От Карибского бассейна до Тихого океана: налоговые гавани, которые использовала «Mossack Fonseca» [12]

Наиболее привлекательной выглядит портретная графика, которая отняла очень большое количество времени, учитывая объем информации, вложенной в нее (Рис. 4.). На ресурсе о «Панамских архивах» представлена целая портретная галерея, в которой размещены изображения всех фигурантов журналистского расследования. Эта галерея поделена на две категории: лидеры стран и политики/публичные персоны. Помимо этого каждая из этих категорий поделена еще на две подкатегории: на собственно лидеров стран и на их родственников/друзей. Категория: политики/публичные персоны поделена аналогичным образом. При наведении курсора на какую-то персону, она выделяется и появляется подпись, кто это. При нажатии на этого субъекта, открывается новая страница со всей имеющейся информацией по этому человеку. Сделано максимально удобно и, безусловно, помогает читателю без труда разобраться в этом огромном списке ключевых фигур.

Рис. 4. Ключевые фигуры [12]

Благодаря многочисленным графикам и привлекательным схемам трудновоспринимаемая и объемная информация выглядит доступной и занимательной для любой аудитории.

Современные интернет-технологии открыли для журналистов-расследователей возможности для публикации своих материалов в любом виде, будь то видеозапись, запись с диктофона или печатный текст. Несколько мельтимедийных материалов позволяют добиться большего «эффекта достоверности», особенно в случаях, когда слова текста подтверждаются видео- или аудиозаписями. Кроме того, «интернет-версии расследований позволяют в онлайн-режиме опубликовать только что появившиеся и обработанные данные, письма с критикой и обвинениями и оперативные ответы на них» [4].

Новые технические средства позволяют сделать любое расследование ярким, запоминающимся и насыщенным. Самые важные моменты теперь можно выделять графически, а благодаря ви-деоофрагментам аудитория может «лично» познакомиться с героями материала и сделать свои выводы о проблеме. Кроме того, теперь сложные вычислительные ходы и финансовые операции можно описать максимально доступно благодаря элементам инфографики. Все эти нововведения делают расследования увлекательными и интересными для аудитории, возвращая им былую популярность и востребованность.

Список литературы

1. История о сенаторе-борце с мировым злом и его брате. Расследование «Новой газеты» // YouTube. - URL: https://www.youtube.com/wateh?v=_hQ3aWwohzU.

2. Нефедьева, К. В. Инфографика - визуализация данных в аналитической деятельности [Текст] // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. -СПб., 2013. - С. 89-93.

3. 3. Никулова, Г. А. Средства визуальной коммуникации - инфографика и метадизайн [Текст] // Образовательные технологии и общество. - Казань, 2010. - С. 369-387.

4. Симакова, С. И. Развитие визуальной журналистики [Текст] // Журналистика цифровой эпохи: как меняется профессия: материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 2016. -С.125-129.

5. Сулейманова, С. Р. Тенденция визуализации информации в дизайне печатных медиа Узбекистана [Текст] // Вестник Челяб. гос. ун-та. - Челябинск, 2013. - С. 183-188.

6. Трушко, Е. Г. Инфографика как современный способ представления информации [Текст] / Е. Г. Трушко, Ю. Ф. Шпаковский // Труды БГТУ. - Белгород, 2017. - С. 111-117.

7. Швед, О. В. Инфографика как средство визуальной коммуникации [Электронный ресурс] / О. В. Швед // Science and Education a New Dimension: Philology. - URL: http://seanewdim.com/up-loads/3/2/1/3/3213611/shved_o.v._infographics_as_means_of_visual_communication.pdf.

8. Шевченко, В. Э. Визуальные коммуникации: тенденции форм и технологии передачи информации [Текст] / О. В. Швед // Вестник Челяб. гос. ун-та. - Челябинск, 2015. - С. 189-195.

9. Beckett, Ch. SuperMedia [Text] / Ch. Beckett. - Oxford: Wiley-Blackwell, 2008. - 216 p.

10. Brogan, C. Trust Agents: Using the Web to Build Influence, Improve Reputation and Earn Trust [Text] / C. Brogan, J. Smith. - New Jersey: Wiley, 2010. - 320 р.

11. Cherubim, F. The future of investigative journalism in the UK according to the House of Lords [Text] / F. Cherubini // World association of newspapers and news publishers. - URL: http://www.ed-itorsweblog.org/2012/03/05/the-future-of-investigative-journalism-in-the-uk-according-to-the-house-of-lords.

12. Explore the Panama Papers Key Figures // The International Consortium of Investigative Journalists. - URL: https://panamapapers.icij.org/graphs/ (accessed 06.12.2017).

13. Information is Beautiful // New Infographic Mega-book. - URL: www.informationisbeautiful.net.

14. Hamilton, J. Democracy's Detective: The Economics of Investigative Journalism [Text] / J. Hamilton. - Harvard University Press, 2016. - 243 p.

15. Stern, R. Infographics Training [Text] / R. Stern // SchoolJournalism.org. - URL: https://www. schooljournalism.org/infographics-training.

16. Panama Papers // The International Consortium of Investigative Journalists. - URL: https://pan-amapapers.icij.org/.

17. Paradise Papers: How Nike avoids paying tax in Australia. - URL: https://www.facebook.com/ ICIJ.org/videos/10155093068255954/.

18. Reveal // The Center for the Investigative Reporting. - URL: https://www.revealnews.org.

ACTIVATION OF USE OF VISUAL ELEMENTS FOR MAXIMIZATION OF AUDIENCE IN INVESTIGATIVE JOURNALISM

Nerents D. V., Russian State University for the Humanities, Moscow, ya.newlevel@yandex.ru

The investigative journalism is one of the most complex and serious genres ofjournalism. Its distinctive features: reliability, objectivity, social significance and, of course, a large text. Unfortunately, small journalistic materials are becoming more and more popular now, because they express the basic idea in a few words. The way out of this situation is visual tools. They attract the attention ofan audience ofdifferent ages and turn a lot of complex information into a light and fascinating story. Visual tools include photos, video recordings and animation as well as graphic elements. Tables, charts, diagrams, portrait graphics make journalistic investigations attractive and help the reader understand complex mathematical calculations or economic indicators. Quality infographics is an independent element of the material such as a text. It includes not only useful information, but also a good design. So the investigation can be drawn in different styles: make it documentary or more television, give it an entertaining character. Now the task of the investigative journalist is not just to talk about the problem, but he also to work as a marketer. He needs to design his material and to make it valuable and attractive to the audience.

Keywords: investigative journalism, visual elements, photos, video, infographics, «Panama Papers», design.

References

1. Istoriya o senatore-bortse s mirovym zlom I ego brate. Rasslodovanie «Novoy gazety» [=The story of a senator-fighter with the world evil and his brother. Investigation of "Novaya Gazeta"], in: YouTube, available at: https://www.youtube.com/watch?v=_hQ3aWwohzU, accessed 01.02.2018. (In Russ).

2. Nefedieva, K. V. (2013) Infografica - vizualizatsiya dannyh v analiticheskoy deyatel'nosti ^Infographics - visualization of data in analytical activities], in: Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstven-nogo universiteta kul'tury I iskusstv [=Proceedings of the St. Petersburg State University of Culture and Arts], Sankt-Peterburg, pp. 89-93. (In Russ).

3. Nikulova, G. A. (2010) Sredstva vizual'noy kommunikatsii - infografica I metadizain [= Means of visual communication - infographics and metadizain], in: Obrazovatel'nye tehnologii i obschestvo [=Educational technologies and society], Kazan', pp. 369-387. (In Russ).

4. Simakova, S. I. (2016) Razvitie vizual'noy jurnalistiki [= The development of visual journalism], in: Jurnalistika tsifrovoy epohi: kak menyaetsya professiya: materialy Mezhdunar. naych.-prakt. konf. [= Journalism of the digital age: how the profession is changing: the materials of the Intern. scientific-practical. conf.], Ekaterinburg, pp. 125-129. (In Russ).

5. Suleimanova, S. R. (2013) Tendentsiya vizualizatsii informatsii v dizaine pechatnyh media Uz-bekistana [=The trend of visualization of information in the design of printed media in Uzbekistan], in: Vestnik Chelyab.gos. un-ta [= Bulletin of the Chelyab. state university], Chelyabinsk, pp. 183-188. (In Russ).

6. Trushko, E. G. (2017) Infografica kak sovremennyi sposob predstavleniya informatsii ^Info-graphics as a modern way of presenting information], in: Trudy BGTU [=Proceedings of BSTU], Belgorod, pp. 111-117. (In Russ).

7. Shved, O. V. Infografica kak sredstvo vizual'noy kommunikatsii [=Infographics as a means of visual communication], in: Science and Education a New Dimension: Philology, available at: http:// seanewdim.com/uploads/3/2/1/3/3213611/shved_o.v._infographics_as_means_of_visual_communica-tion.pdf, accessed 26.01.2018. (In Russ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Shevchenko, V. E. Vizual'nye kommunikatsii: tendentsii form I tehnologii peredachi informatsii [=Visual communications: trends in forms and technologies of information transfer], in: Vestnik Chelyab.gos. un-ta [=Bulletin of the Chelyab. state university]. Chelyabinsk, pp. 189-195. (In Russ).

9. Beckett, Ch. (2008) SuperMedia, Oxford, Wiley-Blackwell, 216 p.

10. Brogan, C. and Smith, J. (2010) Trust Agents: Using the Web to Build Influence, Improve Reputation and Earn Trust, New Jersey, Wiley, 320 р.

11. Cherubini, F. The future of investigative journalism in the UK according to the House of Lords, in: World association of newspapers and news publishers, available at: http://www.editorsweblog. org/2012/03/05/the-future-of-investigative-journalism-in-the-uk-according-to-the-house-of-lords, accessed 23.01.2018.

12. Explore the Panama Papers Key Figures, in: The International Consortium of Investigative Journalists, available at: https://panamapapers.icij.org/graphs/, accessed 06.12.2017.

13. Information is Beautiful, in: New InfographicMega-book, available at: www.informationisbeau-tiful.net, accessed 13.10.2017.

14. Hamilton, J. (2016) Democracy's Detective: The Economics of Investigative Journalism, Harvard University Press, 243 p.

15. Stern, R. Infographics Training, in: SchoolJournalism.org, available at: https://www.schooljour-nalism.org/infographics-training, accessed 10.01.2018.

16. Panama Papers, in: The International Consortium of Investigative Journalists, available at: https://panamapapers.icij.org/, accessed 10.11.2017.

17. Paradise Papers: How Nike avoids paying tax in Australia, in: Facebook, available at: https:// www.facebook.com/ICIJ.org/videos/10155093068255954/, accessed 09.02.2018.

18. Reveal, in: The Center for the Investigative Reporting, available at: https://www.revealnews.org, accessed 20.04.2017.

Неренц Дарья Валерьевна - кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры журналистики факультета журналистики Института массмедиа, Российский государственный гуманитарный университет, Москва.

ya.newlevel@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.