элементы, которые не подвергаются воздействию, и элементы изменчивые, которые могут менять свою форму и содержание. Источником трансформационных изменений служат естественные и искусственные потребности человека. В современном обыденном пространстве научно-технический прогресс и научно-техническая революция в совокупности с рыночной экономикой имеют первостепенное значение и выступают движущей силой изменений жизненного пространства. Обыденность человека находится в условиях внешних воздействий, влекущих постоянные изменения. Характерной чертой современной повседневной сферы является нестабильность, вызванная изменением старых или созданием новых форм и структур обыденности.
Литература
1.Бодрийяр Ж. Система вещей. Классики социологии [Электронный ресурс]. М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2007.1 электрон, опт. диск (СО-РЮМ).
2. Гирц К. Интерпретация культур. М.: Росспен, 2004. 560 с.
Ъ.Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культура античного мира. М.: Индрик, 1991.
528 с.
4. Парсонс Т. Структура социального действия. Классики социологии [Электронный ресурс]. М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2007.1 электрон, опт. диск (СО-РЮМ).
5. Сокулер З.А. Людвиг Витгенштейн и его место в философии XX века: курс лекций. Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994.173 с.
6. Станкевич Л.П., Полякова И.П. Феномен повседневности: сущность, содержание и целостность // Философия и общество. 2009. № 2. С. 72-81.
7. Фромм Э. Иметь или быть? Классики социологии [Электронный ресурс]. М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2007.
1 электрон, опт. диск (СО-РЮМ).
8. Шпенглер О. Закат Европы. Минск: Харвест; М.: АСТ, 2000. 376 с.
ЛЕУХИНА ЛЮБОВЬ ЕВГЕНЬЕВНА - соискатель учёной степени кандидата философских наук, Марийский государственный университет, Россия, Йошкар-Ола ([email protected]).
LEYKHINA LYUBOV EVGEN'EVNA - competitor of scientific degree of Philosophical Sciences candidate, Mari State University, Russia, Yoshkar-Ola.
УДК 101.1:316:07
Д.Н. МУХАМАТГАЛИЕВ ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ В ЖУРНАЛИСТИКЕ
Ключевые слова: принцип, визуализация, наглядность, фотография, журналистика.
Рассмотрены принципы наглядности в журналистике. Большое внимание уделено философскому анализу отдельных терминов и понятий. Раскрыта роль изобразительного материала в творчестве фотожурналиста, подтверждающая правдивость отдельных фактов и событий.
D.N. MUKHAMATGALIEV THE USE OF VISUAL METHODS IN JOURNALISM
Key words: principle, visualization, the use of visual methods, photography, journalism.
The article is devoted to the principles of visualization in journalism. The philosophical analysis of some terms and notions is given much attention in the article. The author emphasizes the role of visual materials lending support to the validity of facts and events in the creative work of a photojournalist.
Под словом «принцип» следует понимать регулятив такой деятельности, который является незыблемым и отличается от правила тем, что его нельзя нарушать ни при каких условиях, ибо он отражает фундаментальные основания мироздания, указывая на сущность определенных процессов, которые создают эффективность живого восприятия предметов и окружающей действительности [5]. Наглядность - это принцип, который гносеологически ассоциирует человека с миром, где он живет; человека и людей, с которыми он соприкасается. Как принцип наглядность нуждается в специальных средствах, позволяющие «обнаружить» действие объективных законов, в соответствии с которыми процесс познания становится эффективным [7].
Одним из ярких примеров, где действует визуализация, служит журналистика. Журналистика, представляет собой частный случай таких социальных институтов, которые создаются людьми, а не складываются независимо от их воли (как, скажем, институт семьи). Исходя из принципа: «о светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом - историки, а о светлом настоящем - журналисты» [4], следует уяснить, что журналистика является специфическим институтом, в рамках которого визуализация обретает статус профессиональных знаний.
Если люди не замечают или игнорируют актуальные явления, журналист начинает делать так, чтобы важные процессы стали видны для окружающих. Близкое по содержанию направление реализации принципа наглядности связано с обеспечением свободы восприятия. В этом случае зрителю создаются условия для восприятия содержания в том варианте и виде, в каком это удобно ему и в каком он это в состоянии сделать. Так возникает потребность в организации множества впечатлений всего, что увидено, услышано, стало достоянием чувств. Здесь мы обнаруживаем механизм роста познавательных качеств человека и их усиления благодаря своей профессионализации.
По мере развития познания у человека формировалось стремление от нерасчлененной целостности вещей, явлений, процессов проникнуть в их структуру, установить внутренние связи, сделать их наглядными. Желая узнать, как устроен предмет, субъект обычно пытается проникнуть в суть. Это очевидно на примере любопытства, что означает освоение вещей через изучение внутренних структур, чтобы рассмотреть эмпирически: из каких веществ состоит тот или иной предмет? Структурирование текста, опыта и т.п. -это особый вид наглядности, связанный с возможностью визуализации мыслительных процессов. Например, отображая графически какую-либо структуру, человек тем самым делает очевидной работу мышления, т.е. распространяет действие принципа наглядности на субъективный уровень бытия [6].
Средства массовой информации, выступая в качестве общественного института, берут на себя ответственность за профессиональную работу с инфор-мационно-коммуникативными продуктами, выполняют роль методологического центра по визуализации в масштабах своей аудитории. Кроме того, СМИ являются центрами кристаллизации спонтанного развития социокультурных практик информационно-коммуникативных деятельностей. При этом визуализация действует не только на уровне чувств, но и мышления. Но потребность в эффективных приемах и методах активизации творческого мышления, следует заметить, возникла давно, хотя до недавнего времени инженерный труд рассматривался как процесс, носящий исключительно рациональный характер, лишенный эмоциональной окраски. Вместе с тем эффективность труда инженера, конструктора, исследователя, разработчика определяется не только уровнем знаний и опыта как необходимого условия, но и богатством воображения, совершенством фантазии, умением абстрагироваться и «видеть в обычном необычное и в необычном обычное». Так, по словам А. Эйнштейна, «воображение - важнее знания, ибо знание ограничено. Воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции» [8] на основе разборки прошлых опытов. Развитие этих качеств у людей творческих профессий является важным фактором в преодолении инертности мышления и ускорения поиска решений поставленных задач. С этой целью используются различные эвристические приемы в виде ассоциаций, аналогий, контрольных вопросов, приемов устранения технических противоречий [1].
В литературе, посвященной творческой деятельности, нередко различные авторы одно и то же эвристическое средство называют приемом, методом, методикой, методологией и т.д. В связи с этим целесообразно уточнить значение этих терминов для более определенного их понимания.
«Эврика!» - восклицание древнего философа и основателя механики Архимеда знакомо всем, и в нашем сознании ассоциируется с выражением высшего чувства удовлетворения, радости и восторга от найденного решения задачи, которую до этого никому не удавалось решить, а путь решения которой был тернист и долог. «Эврика» - это финал поиска того знания, дорога к которому была чрезвычайно трудна. Произнося слова, мы не всегда задумываемся над тем, какой смысл вкладываем в понятие «эвристика», но в нашем сознании оно всегда связано с творческой деятельностью. По мнению психологов, эвристика - это отрасль знания, «изучающая формирование новых действий в необычной ситуации», она может стать наукой «в том случае, если эвристические процессы, приводящие к этим новым действиям, найдут, наконец, свое математическое описание» [2].
Несмотря на большое количество научных трудов, посвященных вопросам эвристики, они, как правило, касаются ее частных проблем и не дают четкого представления ни об объекте, ни о предмете эвристики и ее статусе среди других наук [5].
Современная журналистика требует творчества и характеризуется широким использованием изобразительного материала, который играет роль не только эстетичного украшения и иллюстративного дополнения к тексту, но и наделен самодостаточными функциями: подтверждает документальным свидетельством, которое безоговорочно доказывает правдивость приведенной информации. Журналист, работая в газете, должен владеть основными навыками изготовления иллюстративного материала и знать способы его использования в печатных изданиях. Этим средством для них является фотография как могучее средство документального воссоздания реальной действительности [10].
Фотография - это общественный документ, который является основой фиксации и отображения социальной информации. Но современный человек настолько привык к фотографии как ко второму зрению, что уже и не задумывается, каково ее место в жизни общества. Получая информацию, человек меняет понимание того, что следует считать фактом или новостью. Журналист должен переориентироваться от поиска сиюминутных фактов и дешевых сенсаций на поиск событий, имеющих интерес. Способность предвидеть последствия как самих событий, так и их информационного отражения становится все более значимой для профессионального журналиста. При рассмотрении фотографий человек концентрирует свое внимание на изображении, воспринимая его как единственно правдивое, не подвергая его сомнению, рассматривая и переходя от одной детали к другой, выделяя их и наделяя их смыслом. Журналист создает свой образ, соединяя одновременно в целостный образ. В итоге разные фрагменты сложатся в композиционно завершенный художественный образ.
Зрительный объект вызывает соответствующую мысль, мысль активирует эмоции, эмоции создают реальность, мысленно мы наблюдаем реальность, и создаем неосознанно новые объекты (негативные эмоции создают негативные объекты, позитивные - позитивные). Во-первых, это особенности нашей психофизиологии. Во-вторых, это система воспитания человеческого общества. Мы привыкли считать и принимать все хорошее как должное и, как следствие, не вкладывать энергию в реальные события. Наше сознание их принимает, и мы радуемся и все. А по поводу всего отрицательного мы очень часто занимаем активную позицию: возмущаемся, думаем, анализируем и вкладываем энергию. Средства массовой информации часто несут в себе ярко выраженный негатив и вызывают неприятные чувства. Обычному человеку очень тяжело игнорировать поток негатива. Журналисту необходимо концентрировать свое внимание на желаемых событиях и результатах. Необходимо искать в каждой трудной ситуации возможность для тренировки и роста. Можно много изменить в своей жизни, в жизни людей, на это надо направлять свои созидательные силы.
В фотографии скрещиваются многие из затрагиваемых актуальной мыслью сюжетов: поиск подлинности в ситуации тотальной ее непознаваемости; время, текущее с такой скоростью, что события уже не оставляют следов; пространство, которое более не измеряется понятными человеку усилиями - стертыми башмаками или днями пути всадника. Фотография привлекает редкой возможностью по-новому выразить себя. В ней нашла подтверждение тенденция к сокращению времени на создание художественного образа. Отсюда признание фотографии как особого технического вида искусства: казалось бы, бери и запечатлевай свое удивление и свою радость увиденного без освоения трудоемкой техники и изобразительного искусства. Но это далеко не так.
Фиксация момента присутствия - главное условие привлекательности фотографии; в ней забвение и память устанавливают симметрию. Как в архаическом ритуале жертвоприношения без жертвы не устанавливалась бы симметрия ран Космоса и не обретался бы покой, так и в фотографии без остановки момента «естественного» течения жизни не создается художественный (обобщенный) образ ее [11]. Таков механизм сакрального, таков же - фотографического. Фотография выражает подлинность проживания мгновения, поскольку свидетельствует о прямом зрительном контакте с объектом. Посредством фотографии мы можем вплотную подойти к самой природе визу-альности, продумывание которой, в свою очередь, открывает доступ к фотографии самой по себе, к специфике ее жанра, к форме ее высказывания и способу ее функционирования в культуре.
Сегодня, в эпоху массового газетно-журнального потребления, фотография из объекта изучения уникальных вещей или событий превращается в проводника «нормы» и «вкуса». В тот момент, когда нас фотографируют, мы постигаем миг, который не повторится уже никогда, концентрируя внимание перед фотоаппаратом. Принуждение - в этом временном отрезке между естественностью состояния, в котором человек располагает самим собой, и представлением себя камере, предваряемым усилием к «непринужденному» выражению лица. Факт: объектив смотрит в обе стороны. Что происходит с фотографирующим, «снимающим» нас по мерке образа, с тем, кто устанавливает и располагает нами, выбирая нужный момент? Сказать, что фотограф чувствует себя господином, - ничего или почти ничего не сказать. Так, Г. Гегель в своих рассуждениях отождествил мысль с бытием, утверждал, что «бытие ничто». Здесь мы вынуждены признать, что фраза, объясняющая столь многое, не может работать на расширение понимания, скорее анализирует идею [3]. К ней примыкает вторая, столь же популярная фраза: кто из пишущих о фотографии обходится без метафор «маленькой смерти», «убийства мгновения» или «остановки жизни»? Они имеют смысл, когда слова отвечают свежести восприятия фотографии, в эпоху ее становления. Сегодня эти метафоры скорее отсылают к известному, к прозрачности общих мест, чем нечто открывают в постижении современной фотографии.
Фотография, и это сегодня очевидный факт, завоевав место в галереях и выставочных залах, стала равноправным произведением искусства и столь же равноправным товаром артрынка. Её выставляют и хранят в музеях, вешают на стены офисов и частных квартир. Она прочно утвердилась в качестве самостоятельного жанра изобразительного искусства. У современных художников она вызывает стойкий интерес, поскольку создает новый способ отношения к реальности, а теоретиков интригуют вопросы ее места в обществе и те изменения, которые привносятся ею в нашу жизнь. Обретя легитимность искусства и создав свой неповторимый язык, фотография подверглась концептуализации: она теперь может встраиваться в инсталляцию как знак фотографии, знак, отсылающий ко всему полю значений, которые с ней связаны. Здесь она изображает са-
му себя, свое место в культурном пространстве, но, что важнее, разыгрывает ситуацию подлинности, заключая реальность в рамку.
Таким образом, наглядность в журналистике помогает увидеть в воображении конечный результат. Реальный опыт отличается от воображаемого, однако все же можно более детально представить себе окончательную картину, осознав наличие (или отсутствие) конкретной картины мира.
Литература
].Апьтшуллер Г.С. Найти идею. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. С. 69.
2. Берков П.Н. Библиографическая эвристика: К теории и методике библиографических разысканий. М.: Все-союз. кн. палата, 1960. С. 173.
3. Гегепь Г.В.Ф. Наука логики // Соч. М.: Мысль, 1937. Т. 5. С. 58-59.
4.Душко К.В. Большая книга афоризмов. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 272.
5. Загвязинский В.И. О современной трактовке дидактических принципов // Сов. педагогика. 1978. № 10. С. 66-72.
6.ЗеманИ. Познание и информация. М.: Прогресс, 1966. С. 61.
7. Кондратов А.П. Афоризмы великих ученых, философов и политиков. М.: Рипол Классик, 2009. С. 1125.
8. Каиров И.А. Педагогический словарь. М.: Изд-во Академия педагогических наук, 1960. Т. 1. С. 727-728.
9. Майданов АС. Процесс научного творчества: Философско-методологический анализ. М.: Изд-во УРСС, 2003. С. 208.
10. СавчукВ.В. Философия фотографии. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2005. С. 256.
11. Феизов Э.З. Категории проекции и инварианты в иллюстративном изложении. Йошкар-Ола; Чебоксары: МарГУ, 2009. 329 с.
МУХАМАТГАЛИЕВ ДАМИР НОТФУЛЛОВИЧ - соискатель учёной степени кандидата философских наук, старший преподаватель кафедры журналистики, Марийский государственный университет, Россия, Йошкар-Ола ([email protected]).
MUKHAMATGALIEV DAMIR NOTFULLOVICH - competitor of scientific degree of Philosophical Sciences Candidate, senior teacher of the pulpit of the journalism, Mari State University, Russia, Yoshkar-Ola.
УДК 101.1: 316:004
В.Ф. ПЕТРОВ
ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ
Ключевые слова: информационное общество, информационно-коммуникационные технологии, ИКТ-компетентность, уровневая дифференциация, межгрупповая и межличностная коммуникация, социальные сетевые сообщества, информационное взаимодействие.
Социально-философский аспект информационно-коммуникационных технологий в образовании позволяет более объективно и точно определить статус и место современных методов информационного воздействия в социальных отношениях и взаимодействиях между субъектами образовательного процесса, рассмотреть основные тенденции формирования уровневой дифференциации ИКТ-компетентности педагогических работников.
V.F. PETROV
FORMATION OF INFORMATION COMMUNICATION TECHNOLOGY COMPETENCE OF TEACHERS:
SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ASPECT
Keywords: information society, information communication technology, information communication competence, level differentiation, intergroup and interpersonal communication, social web-associations, information interaction.
Social and philosophical aspect of information communication technologies in education enables to determine the status and role of modern methods of information interaction between the participants of the educational process. It also allows to consider the main tendencies for formation of level differentiation of information technology competence of teachers.
В условиях формирования постиндустриального (информационного) общества информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются существенным фактором мирового экономического и технологического развития, приумножают имеющиеся знания и духовные ценности, расширяют сферу использования достижений науки и техники социальными институтами, социальными группами и индивидами практически во всех видах деятельности. Расширяются области применения интеллектуальных, информационных систем в обществе, в том числе в системе образования.