Научная статья на тему 'Становление фотографии как искусства сквозь призму трансформации мироощущения человека'

Становление фотографии как искусства сквозь призму трансформации мироощущения человека Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4509
539
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОТОГРАФИЯ / ОБРАЗ / ВИЗУАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / МЫШЛЕНИЕ / PHOTOGRAPHY / IMAGE / VISUAL PERCEPTION / THINKING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Воронцова Екатерина Александровна

Начало ХХ в. является переломным периодом в жизни всего европейского сообщества. На это время приходится изменение не только образа жизни людей, но и личностного восприятия и мировоззрения. Сквозь призму становления фотографического искусства мы наблюдаем смену интересов и ценностных установок, оформившихся в течение конкретного исторического времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAKING PHOTOGRAPHY AS ART THROUGH PRISM OF ATTITUDE'S TRANSFORMATION OF PERSON

The beginning of the 20th Century is a critical moment of the all European's society life. This is the period of changing not only the mode of people's life but also their world perception and world view mode. Through the scope of turning photography into Art, one observes changes in interests and values, orientations taking place during that historic period.

Текст научной работы на тему «Становление фотографии как искусства сквозь призму трансформации мироощущения человека»

УДК 700-799

СТАНОВЛЕНИЕ ФОТОГРАФИИ КАК ИСКУССТВА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ТРАНСФОРМАЦИИ МИРООЩУЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

© Екатерина Александровна Воронцова

Воронежский государственный университет, г. Воронеж, Россия, аспирант кафедры культурологии, e-mail: [email protected]

Начало ХХ в. является переломным периодом в жизни всего европейского сообщества. На это время приходится изменение не только образа жизни людей, но и личностного восприятия и мировоззрения. Сквозь призму становления фотографического искусства мы наблюдаем смену интересов и ценностных установок, оформившихся в течение конкретного исторического времени.

Ключевые слова: фотография; образ; визуальное восприятие; мышление.

Развитие науки и техники, пытливость человеческой мысли, а также потребность человечества в простом, доступном и гарантирующем необходимую точность способе получения изображений дали базу, на которой возникла фотография. Фотография, как новый способ получения изображений, заняла выдающееся место среди научных открытий и изобретений середины XIX в. А уже на начало XX в. приходится время расцвета искусства фотографии, охватившее не только всю Европу и США, но и Россию.

Рождение фотографии имеет давнюю историю, которая началась с изобретения «све-

тописи» (от фр. рhotographie) Ж. Ньепсом и Л. Дагером в январе 1839 г. [1]. Название «светопись» полностью отвечало сущности процесса: лучи света проникали в специальную камеру сквозь линзу, падали на сверхчувствительный слой, в котором под их воздействием происходили изменения, приводящие к образованию изображения. Оно, действительно, как бы «писалось светом». Позднее процесс, открытый Ньепсом и Дагером, был закреплен англичанином У. Тальботом, который в августе 1839 г. получил первое изображение в камере-обскуре.

Поначалу люди не отваживались долго рассматривать первые снимки. Они «робели перед четкостью изображенных и верили, что лица на снимках способны сами смотреть на зрителя» [2]. Таковым было ошеломляющее воздействие непривычной отчетливости и жизненности первых дагерротипов на каждого. Это говорит о том, что большинство населения Европы не было готово к восприятию себя и других людей со стороны. Фотография в начале своего возникновения была областью непривычной, неестественной для простого обывателя. Первые снимки шокировали редкостной схожестью сфотографированного человека с его изображением на фото. До этого ни один художник-портретист не добивался подобного сходства. К тому же автор фотографии словно устранялся и не навязывал аудитории собственное видение образа. Кроме того, в фотопроцесс активно вовлекались люди обычные, не имеющие исключительных достоинств или выраженных особенностей. Такое отношение к изображению воспринималось и с эстетических, и с мировоззренческих позиций как революция восприятия.

На заре своего развития фотография удивляла и заставляла уважать себя за достоверность и точную фиксацию мельчайших деталей. Поэтому важнейшим свойством фотографии выступила подлинность запечатленных событий. Благодаря этому возникает непреклонное доверие общества к подлинности изображенного на снимке. Но то, что в начале пути казалось преимуществом, с течением времени начнет преодолеваться как недостаток. Фотография будет стремиться воспользоваться арсеналом искусства и сама стать продолжением традиций изящности.

В ранний период становления фотографии объект и техника точно совпадали друг с другом, в то время как в последний период декаданса они разошлись. Вскоре развитие оптики создало возможность преодоления тени и создания зеркальных отражений. Под влиянием идеалов Belle Époque в стиле модерн впервые появился и стал модным сумеречный тон, перебиваемый искусственными отражениями. Однако вопреки сумеречному освещению все ясней обозначалась напряженная поза, неподвижность которой выдавало бессилие людей перед лицом технического прогресса. Сохранилась фотография

А. Шопенгауэра, на которой великий философ буквально вжимается в кресло, будто бы испытывая страх перед объективом [2, с. 89].

Техника вносила определенные ограничения в деятельность фотографа. Его, в отличие от художника, нельзя было назвать творцом. Несмотря на постановку поз и сцен в процессе создания снимка, фотограф являлся все же только фиксатором действительности. В конце XIX в. фотография по преимуществу выступала памятным семейным портретом и не требовала высоко развитого эстетического вкуса для ее восприятия. По преимуществу фотография была постановочной. Начинали складываться основные жанры фотографии: портрет, пейзаж, натюрморт, анималистика.

К концу XIX в. появляется документальная (событийная) фотография. У человека теперь есть возможность разглядеть предметы до мельчайших деталей, даже если они находятся на заднем плане. Создаются снимки бытового и батального жанра. Отныне случайное становится спутником намеренного визуального изображения.

Кардинально меняется отношение к фотографии в 10-е гг. прошлого столетия. Начинаются споры, принадлежит ли она к сфере искусства. Одно точно: интерес к ней был необычайно высок, фотокарточку со своим изображением хотел иметь каждый, о существовании фотографии знали все - выходцы и из бедных, и из богатых слоев населения.

«В нашу эпоху нет произведения искусства, которое созерцали бы так внимательно, как свою собственную фотографию, фотографии ближайших родственников, возлюбленной» [2, с. 85], — писал в 1907 г. первый директор гамбургского художественного музея А. Лихтварк, переводя тем самым исследование из области эстетических признаков в область социальных функций.

Для большинства людей начала прошлого столетия фотография была средством сохранения и фиксации внешнего вида, а не источником эстетического наслаждения. Это подтверждает точка зрения нашего современника, теоретика и практика фотографии

Н. Жолудева: «Исторически фотография возникла как искусство Личности: ее идентичности, гражданского статуса, того, что во всех смыслах этого выражения можно назвать достоинством (...), но ее не воспринимали в качестве полноценного искусства» [3].

Таким образом, несмотря на достижения фотографии, долгое время за ней не признавалось право на эстетическую ценность. Художники и искусствоведы XIX в. рассматривали светопись как механическую копию действительности, способную быть разве что суррогатом живописи. Для того чтобы хоть как-то преодолеть бездушие технического средства — фотоаппарата, многие фотографы прошлого тратили немало сил и воображения, создавая снимок, неадекватный фиксируемой натуре. Они широко использовали монтаж и печать с нескольких негативов, колдовали с кистью в руках над отделкой отпечатка, сочиняли и ставили, подобно театральным режиссерам, сцены на мифологические сюжеты.

«Фотографию навязчиво преследовал, и продолжает преследовать фантом Живописи», — пишет в своем исследовании Р. Барт, — «копируя и оспаривая живопись, фотография превратила ее в абсолютную, отеческую Инстанцию, как если бы у ее истоков стояла Картина» [4].

Действительно, при мимолетном рассмотрении человеку неискушенному может показаться, что ничто не отличает фотографию, какой бы реалистической она ни была, от живописи: «Так называемая живописность есть не более как утрированная форма того, чем фотография себя считает», — пишет в своем исследовании Ролан Барт [4, с. 52].

Тем не менее фотография соприкасается с искусством не только посредством живописи, но и посредством театра. Сам Дагер, в период, когда он начал разработки нового средства отображения действительности, руководил театром-панорамой на площади Ша-то, в котором использовались многочисленные световые эффекты. Камера-обскура лежала в основе изобретения трех сценических искусств: перспективной живописи, фотографии и диорамы. Благодаря специальному освещению и жесткой фиксации «случайного» мгновения фотография создавала постановку определенного образа действительности. «Поскольку фотография - область чистой случайности и ничем иным быть не может (ведь изображено всегда нечто), — в противоположность тексту, который под неожиданным воздействием одного-единственного слова может перевести фразу с уровня описания на уровень рефлексии, — она незамед-

лительно выдает «детали», составляющие первичный материал этнологического знания» [1, с. 48].

Фотография позволяет дойти до мельчайших деталей изображаемого — в этом ее главное отличие от живописи. До изобретения современных компьютерных программ для работы с фотографией (Adobe Photoshop, Coral PaintShop, PhotoImpact и др.) вторым отличием фото от живописи выступала несомненная подлинность изображения. Ничто написанное не в силах было сравниться по достоверности с фотографией. В своей работе «Camera lucida» Р. Барт отмечал, что «видимое на фотографии, в отличие от живописи, является не воспоминанием, фантазией, воссозданием реальности, но ею самой. Никакой живописный предмет не может убедить нас в том, что его референт действительно существовал. Фотография восстанавливает уничтоженное временем, расстоянием, доказывает, что данное событие Было» [4, с. 35].

С точки зрения немецкого философа и теоретика культуры В. Беньямина на первое десятилетие возникновения фотографии приходится ее становление и популяризация, а во все последующие - уже индустриализация и массовое развитие.

С возникновением беспокойства по поводу распространения массового искусства, бесконечного воспроизведения одной и той же продукции возникают споры и вокруг ти-ражированности фотографий. В связи с техническим прогрессом процесс изготовления снимков намного упростился, исчезла уникальность фотографии как таковой, ведь теперь с одного негатива можно было получить неограниченное количество копий. Примечательна и такая тенденция: чем шире распространялась фотография, тем больше находилось желающих использовать ее не в эстетических, а в коммерческих целях. Ярким примером тому служит реклама. В середине

XIX в. торговцы начинают применять фотографию в изготовлении визитных карточек, рекламных брошюр и плакатов. С течением времени отношение к фотографии стало изменяться.

В XX в., когда техника достаточно усовершенствовалась, появились первые чувствительные фотографические материалы и удобные фотоаппараты, фотография превра-

тилась из технического курьеза в один из типов изобразительного искусства, родственного живописи, но отличающегося от нее.

Многочисленные фотографические общества, организованные в конце XIX - начале XX в. крупными английскими, французскими и русскими фотографами, возглавили борьбу за фотоискусство. По инициативе фотографических обществ устраивались выставки, посвященные фотографии, издавались первые фотографические журналы.

Свой вклад в развитие художественной фотографии внесла и Англия, где в 1853 г. было учреждено Лондонское фотографическое общество и примерно в это же время возникло течение «За высокое искусство фотографии». Современниками этого течения были прерафаэлиты, которые приветствовали появление и развитие фотоискусства. В то время, когда большинство художников считали недостатком удивительную точность фотографического изображения, прерафаэлиты, сами стремившиеся к скрупулезной передаче деталей в живописи, восхищались именно этим аспектом фотографии. Критик искусства, поддерживающий идеи прерафаэлитов, Джон Рескин говорил о первых дагерротипах, купленных им в Венеции, как «о маленьких сокровищах»: «Как будто бы

волшебник уменьшил реальный предмет (Сан Марко или Канале Гранде), чтобы его можно было унести с собой в зачарованную страну [1, с. 26]». Спустя несколько лет после образования Братства прерафаэлитов в Великобритании появилось новое течение «За художественную фотографию». Его организаторами выступили живописцы Густав Рейландер, Роджер Фентон и Генри Робинсон, тесно связанные с прерафаэлитами и разделяющие их художественное видение.

Например, Роджер Фентон, высоко ценивший качества фотографии, в 1853 г. основывает фотографическое общество. Его ранние серии фотографий с видами России, портреты царской семьи и репортажи с Крымской войны принесли ему международное признание. Фентон, как и прерафаэлиты, стремился подчеркнуть свое техническое мастерство и воспевал осязаемую реальность ландшафта.

Творчество прерафаэлитов и фотографов было очень тесно связано. Эти художники при создании своих картин пользовались фо-

тографиями, а фотографы в свою очередь обращались к темам, разработанным прерафаэлитами. Фотопортреты, созданные Л. Кэ-роллом и Г. Рейландером передают не столько характер, сколько настроения и мечтания их моделей - что характерно для прерафа-элизма. Одинаковым был подход к изображению природы: ранние пейзажи прерафаэлитов и пейзажи фотографов, например, таких как Роджер Фентон («русская серия»), предельно точны и детализированы.

В нашей стране Русское фотографическое общество (РФО), объединившее в своих рядах фотографов-профессионалов и любителей, было создано в 1894 г. С первых дней своего создания РФО взяло курс на развитие фотографии в масштабе всей страны. О популярности фотографического искусства свидетельствует тот факт, что повсеместно с основания общества постоянно проводились фотографические выставки и конкурсы.

Сейчас уже мало кто скажет, что фотография не является искусством. Однако в середине XIX в. фототворчество совсем не воспринимали в качестве полноценного искусства. Еще Бодлер писал, что «фотография выступает точным воспроизведением природы, а ни в коей мере не искусством» [5]. Когда фотографии только появились, художники практически все в один голос заявляли, что просто копирование окружающей действительности не может быть искусством.

Однако фотографы с самого начала становления светописи отстаивали право на художественность и принадлежность своего творчества к искусству. Они считали, что «художественная фотография отличается от прочих тем, что не стремится к объективному отражению действительности, а фиксирует сцены, специально избранные либо созданные для фотографирования с целью выражения определенного художественного замысла» [1, с. 8].

Недаром и художники-авангардисты внесли весомый вклад в популяризацию фотографического искусства. В. Степанова и Л. Попова включали нарезки фотографий в коллажи, а Г. Клуцис и А. Родченко часто использовали свои снимки для фотомонтажей. Александр Родченко с 1924 г. постоянно вставляет фрагменты фотографий в коллажи, восполняя тем самым нехватку подходящих материалов для фотомонтажей. Для

Родченко фотография приобрела самостоятельное значение. Меняя живопись на фотографию, он не просто осваивает новую технологию создания изображений - он сам осваивается в новой для себя роли, обменивая независимость свободного художника на положение фоторепортера, работающего на заказ. Однако эта новая роль остается именно выбором свободного художника, своего рода эстетическим конструктом, итогом художественной эволюции, выдвинувшей на первый план вопрос «каково быть художником в новой социалистической культуре»? В ситуации 1920-х гг. этот вопрос, относящийся к институциональному уровню функционирования искусства, более принципиален, чем проблематика «стиля» и «языка» искусства, и выбор фотографии является прежде всего ответом на него. Поэтому так важно, что во главе фотоавангарда — движения «за моментальный снимок против суммированного портрета» [5, с. 205] — встают художники с авангардным футуристическим «беспред-метническим» прошлым. Они вносят в фототворчество новое дыхание, оживляют его. Авангардисты признают фотографию в качестве нового типа изобразительного искусства, родственного живописи, но отличающегося от нее.

Начиная с 20-х гг. прошлого столетия все чаще организовываются фотовыставки, где фотографы выставляют свои работы, как художники, выставляющие свои картины. Появляется специальный термин - фотоискусство.

Термин «фотоискусство» можно применить не к каждой фотографии и фотографу, ведь это искусство создания художественной фотографии.

Xудожественная фотография отличается тем, что она стремится не просто скопировать материал, правильно отразить действительность, но, в первую очередь, высказать свое мнение по какой-либо тематике. Особенно актуально это свойство фотографии в наше время. Фото является не только выразителем определенной идеи, но и мироощущения в целом, присущего своему автору. С начала XXI в. у любого появилась возможность делать «мгновенные» цифровые фотографии и тем самым выразить свои творческие идеи и потребности. Уже у человека XX в. не возникало боязни перед фотографией, наоборот, являлось модным семейное и

портретное фотографирование. У представителей века XXI фотография является универсальным средством фиксации момента действительности для демонстрации обществу увиденного предмета, показавшегося фотографу интересным. С повсеместным внедрением цифровых технологий в жизнь человека отношение людей к технике изменяется. В «цифре» легче работать: исправлять недостатки освещения, менять фон, приближать или удалять сфотографированный предмет. В наши дни сделать фотографию просто. Современные фотокамеры не требуют практически никаких настроек. Человек просто смотрит в видоискатель или монитор цифрового аппарата, нажимает кнопку - и фотография готова. Иногда бывает так, что основной объект на снимке получается очень маленьким или присутствует множество лишних объектов, которые фотограф не заметил во время нажатия на кнопку. Фотоаппарат не может «угадать», на чем именно хочет сконцентрировать свое внимание фотографирующий. Чтобы избежать попадания в кадр всего лишнего, необходимо точно рассчитать наиболее удачный ракурс для предмета. Но чаще всего такие снимки получаются скучными. Таким образом, с распространением цифровых технологий возрастает необходимость «авторского» видения. Считается важным соответствие сделанного снимка эстетическим стандартам. Теперь качественная фотография, которая претендует на звание предмета искусства, должна отвечать требованиям художественности и выражать ту определенную идею, которую хочет донести до зрителей фотограф.

Сегодня фотография является неотъемлемой частью жизни общества, занимает прочное место в духовной культуре современного человека. Мы рассматриваем ее как особое явление культуры и средство воспитания художественного и эстетического вкуса, используем ее огромные информационные возможности как непременного свидетеля всего важного и значительного, что совершается в мире. Благодаря этому она стала мощным средством массовой информации, занимает важное место в журналистике, в печати. Фотография нашла применение в науке и технике, в сфере прикладных форм, используется в рекламе, дизайне и многих других отраслях.

А в виде т. н. бытовой фотографии она проникла в повседневную жизнь каждой семьи, дошла буквально до каждого человека, сопровождает его от детских лет до глубокой старости, фиксируя, сохраняя, оставляя рядом с ним «на память» все значительные события, складываясь, в конечном счете, в своеобразный дневник, фотолетопись человеческой жизни.

XX век - век глобальных изменений в мироощущении человека, когда буквально за одно-два десятилетия происходили серьезные сдвиги в экономической, политической и культурной сферах общества. В России и Европе сменяли одна другую политические системы, происходили экономические спады и подъемы, возникали все новые и новые художественные течения. На всем протяжении непростого прошлого столетия человечество сопровождал надежный фиксатор действительности - фотокамера. Объектив фотоаппарата запечатлевал малейшие изменения в повседневной жизни людей вплоть до рубежа XX-XXI вв., когда появились и стали активно развиваться компьютерные технологии работы с фотоматериалом.

Фотография всегда претендовала на место произведения искусства. XX век сделал эту интенцию явью. В современном мире господства высоких технологий особое значение принадлежит художественной ценности фотоискусства, подлинные произведения которого отличает не столько качество изображения, сколько глубокая линия автора и высокий художественный вкус.

1. Чибисов К.В. Очерки по истории фотографии. М., 1987. С. 8.

2. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Краткая история фотографии. М., 1996.С. 72.

3. Жолудев Н.К. Фотография от А до Я: иллюстрированная энциклопедия. М., 2008. С. 17.

4. Барт Р. Camera lucida: Коммент. К фотографии. М., 1997. С. 50.

5. Манин В.С. Неискусство как искусство. СПб., 2006. С. 117.

Поступила в редакцию 10.11.2010 г.

UDC 700-799

MAKING PHOTOGRAPHY AS ART THROUGH PRISM OF ATTITUDE’S TRANSFORMATION OF PERSON Ekaterina Aleksandrovna Vorontsova, Voronezh State University, Voronezh, Russia, Post-graduate Student of Cultural Studies Department, e-mail: [email protected]

The beginning of the 20th Century is a critical moment of the all European’s society life. This is the period of changing not only the mode of people’s life but also their world perception and world view mode. Through the scope of turning photography into Art, one observes changes in interests and values, orientations taking place during that historic period.

Key words: photography; image; visual perception; thinking.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.