Научная статья на тему 'Приношения музыканту-педагогу'

Приношения музыканту-педагогу Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
269
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭДУАРД АБДУЛЛИН / EDUARD ABDULLIN / МУЗЫКАНТ / MUSICIAN / ПЕДАГОГ / PEDAGOGUE / ИССЛЕДОВАТЕЛЬ / RESEARCHER / НАУЧНАЯ ШКОЛА / SCIENTIFIC SCHOOL / ЮБИЛЕЙ / ANNIVERSARY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы —

В преддверии юбилейной даты 75-летия со дня рождения Эдуарда Борисовича Абдуллина музыканта, педагога, исследователя, создателя научной школы «Методология педагогики музыкального образования» в адрес редакции поступили приветствия от музыкантов-педагогов, деятелей искусства и науки как России, так и других стран мира. В этих высказываниях творческий облик юбиляра предстаёт в его многогранности и неповторимости, в них высвечиваются разные грани его педагогической, исследовательской и общественной деятельности, которые получили широкое общественное признание. Они свидетельствуют о том большом вкладе, который Эдуард Борисович внёс в развитие музыкального образования в России, а также в привлечение внимания международного сообщества музыкантов-педагогов, деятелей искусства и культуры к достижениям российских учёных, к новым музыкально-образовательным технологиям в сфере общего, дополнительного и музыкально-педагогического образования. Сделать эти приветствия достоянием широкого круга читателей журнала и призван данный раздел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Before an anniversary 75 years from Eduard Borisovich Abdullin 's birthday ~ of a musician, a pedagogue, a researcher and a creator of the scientific school "Pedagogic methodology of the music education " the redaction has received the congratulations from music pedagogues, peoples of art and science from Russia and other countries of the world. In these congratulations the creative face of the hero of an anniversary is portrayed as many-sided and unique, the different sides of his pedagogic, research and public works which had obtained the wide public interest are illuminated. They give evidence of a major contribution which Eduard Borisovich made to the development of the music education and to the attention attraction of international society of music pedagogues, art and science peoples to the achievements of Russian scientists, the new music and educational methodology for general, additional and music-pedagogical educations. This chapter of Bulletin shows these congratulations for the general public.

Текст научной работы на тему «Приношения музыканту-педагогу»

ПРИНОШЕНИЯ МУЗЫКАНТУ-ПЕДАГОГУ

Аннотация. В преддверии юбилейной даты - 75-летия со дня рождения Эдуарда Борисовича Абдуллина - музыканта,, педагога, исследователя, создателя научной школы «Методология педагогики музыкального образования» в адрес редакции поступили приветствия от музыкантов-педагогов, деятелей искусства и науки как России, так и других стран мира. В этих высказываниях творческий облик юбиляра предстаёт в его многогранности и неповторимости, в них высвечиваются разные грани его педагогической, исследовательской и общественной деятельности, которые получили широкое общественное признание. Они свидетельствуют о том большом вкладе, который Эдуард Борисович внёс в развитие музыкального образования в России, а также в привлечение внимания международного сообщества музыкантов-педагогов, деятелей искусства и культуры к достижениям российских учёных, к новым музыкально-образовательным технологиям в сфере общего, дополнительного и музыкально-педагогического образования. Сделать эти приветствия достоянием широкого круга читателей журнала и призван данный раздел.

Ключевые слова: Эдуард Абдуллин, музыкант, педагог, исследователь, научная школа, юбилей.

Summary. Before an anniversary - 75 years from Eduard Borisovich Abdullin's birthday - of a musician,, a pedagogue, a researcher and a creator of the scientific school "Pedagogic methodology of the music education" the redaction has received the congratulations from music pedagogues, peoples of art and science from Russia and other countries of the world. In these congratulations the creative face of the hero of an anniversary is portrayed as many-sided and unique, the different sides of his pedagogic, research and public works which had obtained the wide public interest are illuminated. They give evidence of a major contribution which Eduard Borisovich made to the development of the music education and to the attention attraction of international society of music pedagogues, art and science peoples to the achievements of Russian scientists, the new music and educational methodology for general, additional and music-pedagogical educations. This chapter of Bulletin shows these congratulations for the general public.

Keywords: Eduard Abdullin, musician, pedagogue, researcher, scientific school, anniversary.

23

Е. П. Велихов,

академик, член Президиума РАН, доктор физико-математических наук; Герой Социалистического Труда;президент Национального исследовательского центра «Курчатовский институт»; председатель Совета ИТЭР; лауреат Ленинской, государственных и международных премий, председатель Российской ассоциации содействия науке, член Совета при Президенте РФ по науке и образованию

24

Я знаю Эдуарда Борисовича Абдуллина более 40 лет. Он руководит Комиссией по взаимодействию науки, культуры и художественного образования в возглавляемой мною Российской ассоциации содействия науке (РАСН). Эдуард Борисович в течение нескольких лет являлся советником по науке и культуре секретаря Общественной палаты РФ, пока я выполнял должность её руководителя. Нельзя не отметить его роль как ближайшего соратника Д. Б. Кабалевского по созданию и практической проверке принципиально новой системы музыкального воспитания, ставшей одной из самых известных и почитаемых в мире.

Эдуард Борисович сам многое сделал впервые.

• создал и разработал новое научное направление - методологию педагогики музыкального образования, прочно вошедшую в систему подготовки музыкально-педагогических кадров;

• образовал и возглавил кафедру методологии педагогики музыкального образования (ныне кафедра методологии и технологий педагогики музыкального образования);

• его научная школа обогатилась талантливыми учениками-соратниками, в том числе докторами наук, достижения которых выросли в самостоятельные научные школы;

• открыл и возглавляет ныне единственную в мире кафедру ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни»;

• активно способствовал созданию также единственного в мире научного журнала - Вестника кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование», который сегодня читатель имеет возможность изучать на русском и английском языках;

• организовал Международный конкурс «Учитель музыки XXI века» имени Д. Б. Кабалевского и является председателем жюри этого конкурса, который, по оценке руководителя Международного общества по музыкальному образованию (ИСМЕ), профессора Ш. Вудворд (США), - один из лучших в мире конкурсов в своей номинации.

Сейчас Э. Б. Абдуллин вместе со своими соратниками по кафедре ЮНЕСКО при МПГУ, членами Союза композиторов Якутии, при поддержке Министерства образования Республики Саха (Якутия) много сил и времени отдаёт созданию новой, с опорой на систему Д. Б. Кабалевского, региональной программы

по музыке в условиях далёкой Якутии. Внутри этой программы содержится глубокий смысл единения и постижения музыкальной культуры своей малой родины в единстве с музыкальной культурой страны. Считаю эту программу перспективной и заслуживающей внимания в плане творческого перенимания этой идеи в других наших республиках. А в первых успехах работы по этой программе талантливых учителей музыки Якутии можно убедиться, заглянув на сайты НТВ Саха и кафедры ЮНЕСКО при МПГУ.

А. Л. Семёнов,

ректор МПГУ, академик РАН и РАО, доктор физико-математических наук. Лауреат премии Президента РФ, премии Правительства РФ, премии ЮНЕСКО, Премии им. А. Н. Колмогорова РАН. Член Национального координационного совета по поддержке молодых талантов России

Московский педагогический государственный университет отмечает 75-летие своего выпускника, профессора, доктора педагогических наук, заведующего кафедрой методологии и технологий педагогики музыкального образования МПГУ Эдуарда Борисовича Абдуллина.

Для научно-педагогической деятельности Эдуарда Борисовича характерно сочетание бережного отношения к традиции российской музыкальной педагогики - Школы Кабалевского, имеющей мировое значение, с творческим развитием этой традиции в общем и высшем образовании XXI века.

В своей работе профессор Абдуллин творчески перерабатывает и использует достижения ведущих европейских и мировых школ изучения музыки. Вклад Эдуарда Абдуллина получил международное признание, выразившееся в создании при МПГУ под его руководством кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни», а также научного журнала - Вестника кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование».

В свете интенсивно идущего сейчас процесса модернизации педагогического образования особенно ценным для нас является методология Абдуллина, согласно которой работа учителя музыки выстраивается на основе музыкальной деятельности, творчества самого учителя и его учеников.

Мне посчастливилось познакомиться с Эдуардом Абдуллиным почти двадцать лет назад в связи с его серьёзным, не конъюнктурным интересом к применению информационных и коммуникационных технологий в обучении музыке. С тех пор сменился целый ряд поколений информационных технологий, но основные методологические положения подхода Абдулина сохранили свою значимость.

Желаем Эдуарду Борисовичу дальнейших образовательных и научных достижений и много музыки, которой никогда не бывает много!

25

Ф. В. Габышева,

министр образования Республики Саха (Якутия), доктор педагогических наук, профессор; заслуженный работник образования Республики Саха (Якутия)

Эдуард Борисович Абдуллин, являясь председателем научно-методического совета проекта «Музыка для всех», инициированного первым Президентом Республики Саха (Якутия), депутатом Государственной думы РФ Михаилом Ефимовичем Николаевым, ведёт широкую просветительскую, образовательную деятельность среди педагогической общественности, родителей, населения республики, создаёт все условия для профессионального роста, самореализации учителей музыки. За короткий срок он собрал круг своих единомышленников, болеющих душой за широкое распространение музыкальной грамотности среди юного поколения якутян. Его компетентность, принципиальность и высокий профессионализм являются для нас ярким примером. Вся педагогическая общественность республики гордится тем, что Эдуард Борисович ведёт многоплановую работу по сохранению и приумножению положительного имиджа Якутии в области образования, науки и культуры на российском и международном уровнях.

А. С. Соколов,

Ректор Московской государственной консерватории (университета) имени П. И. Чайковского, заведующий кафедрой теории музыки, доктор искусствоведения, профессор; заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член Союза композиторов России, лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства

Дмитрий Борисович Кабалевский в своей работе по созданию и внедрению в жизнь принципиально новой концепции воспитания и обучения музыке в общеобразовательной школе, которая по праву стала в один ряд со знаменитыми системами З. Кодая и К. Орфа, выбрал в качестве своего бли-

жайшего соратника и сподвижника Эдуарда Борисовича Абдуллина, который, как известно, в течение долгих лет этой совместной творческой музыкально-педагогической работы прекрасно справлялся со своими нелёгкими обязанностями.

Но, может быть, не менее важным и плодотворным является сегодняшний период его деятельности в Якутии, где он вместе со своей командой - членами возглавляемой им кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни» придал этой программе новый привлекательный «лик», благодаря разнообразию видов музыкальной деятельности и многим другим новациям. Как показали первые практические результаты первого года работы, программа успешно внедряется даже в очень непростых условиях Севера.

Б. М. Неменский,

народный художник РФ, академик Российской академии образования, лауреат Государственных премий в области культуры и образования, профессор; руководитель Центра непрерывного художественного образования Московского института открытого образования

Эдуард Борисович многие годы, точнее десятилетия, плодотворно занимается музыкальным воспитанием и обучением детей в общеобразовательной школе и подготовкой квалифицированного учителя музыки. В течение семи лет они вместе с Дмитрием Борисовичем Кабалевским успешно вели уроки музыки в двух классах общеобразовательной школы № 209 г. Москвы, и об этом знала вся страна.

Я знаю Эдуарда Борисовича как талантливого музыканта-педагога, исследователя, энергичного борца за полноценное и качественное музыкальное образование наших детей. Считаю, что в наше время утверждение этой позиции особенно важно и необходимо. Есть лозунг. «Сегодня дети - завтра страна». Надеюсь, что мы будем вместе долгие годы неустанно работать над выполнением этой задачи.

27

28

Е. И. Артамонова,

президент Международной академии наук педагогического образования, доктор педагогических наук, профессор

Международная академия наук педагогического образования (МАНПО) поздравляет академика Абдуллина Эдуарда Борисовича со славным 75-летним юбилеем!

Эдуард Борисович Абдуллин много лет отдаёт силы и время общественной работе на посту вице-президента Академии, академика-секретаря Отделения педагогики и психологии музыкального образования Международной академии наук педагогического образования, всемерно способствуя объединению музыкантов-педагогов не только нашей страны, но и ближнего и дальнего зарубежья, специалистов высокого уровня.

Э. Б. Абдуллин - креативный директор международного конкурса «Учитель музыки XXI века» имени Д. Б. Кабалевского, получившего широкий общественный резонанс и признание в России и за рубежом. Эдуард Борисович - инициатор создания журнала - Вестника кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». На страницах журнала Э. Б. Абдуллин вскрывает наиболее острые проблемы в области педагогики музыкального образования, предлагая сопоставить пути их решения в различных странах мира - России, Беларуси, Германии, Казахстане, Китае, США, Украине, Японии.

Активизируя общение педагогической общественности по формированию музыкальной культуры в обществе, Э. Б. Абдуллин как председатель оргкомитетов ряда международных научно-практических конференций выдвигает на обсуждение вопросы истории, психологии, философии музыкального образования, международного взаимопонимания в сфере музыкальной культуры, современные тенденции музыкального образования в Европе, Америке и Азии. Ярчайшим подтверждением тому является диплом лауреата Высшего совета форума «Общественное признание» за большой вклад в укрепление могущества и славы России.

П. В. Анисимов,

декан музыкального факультета Московского педагогического государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент

В конце 1970-х годов я был включён в группу учителей музыки, апробирующих новую программу по музыке для общеобразовательных школ, которая разрабатывалась под руководством Д. Б. Кабалевского. Там и состоялось моё знакомство с Эдуардом Борисовичем Абдуллиным, руководившим лабораторией музыки НИИ школ, занимавшейся организацией, обеспечением и проведением широкомасштабного (в границах СССР) эксперимента.

Многолетняя напряжённая работа по новой программе включала. проведение уроков музыки в регионах РСФСР и союзных республиках (сам Эдуард Борисович в течение семи лет вёл уроки в параллельном с Д. Б. Кабалевским классе общеобразовательной школы № 209 г. Москвы); организацию регулярных (в каждое каникулярное время) семинаров-отчётов учителей; разработку и публикацию поурочных методических рекомендаций по четвертям и годам обучения (в которых был представлен не только опыт автора программы, но и творческие находки участников эксперимента); съёмки цикла телевизионных передач «Учителю - урок музыки» и их регулярную трансляцию по Центральному телевидению (для ознакомления всех заинтересованных лиц и широкой общественности с ходом и результатами работы по новой программе); проведение всесоюзных научно-практических конференций (по презентации новой программы и обмену опытом) и многое другое...

Всех нас поражали и восхищали работоспособность, волевая целеустремленность и организаторский талант Эдуарда Борисовича, без которых решение поставленной задачи - утверждение новой программы по музыке - вряд ли было бы возможным.

Уже в ходе работы над программой стало очевидно, что речь идёт не просто о новой методике проведения уроков музыки. Для решения возникших разноуровневых проблем, связанных с осмыслением уникальной музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского, для их научного исследования требовалось разработать методологию педагогики музыкального образования, то есть, по сути, разработать новую педагогику музыкального образования.

С той же неиссякаемой энергией и творческим азартом Эдуард Борисович берётся за решение этой сложнейшей задачи, сплотив вокруг себя коллектив единомышленников. Блестящий результат, увенчавшийся защитой Э. Б. Абдул-

29

30

линым докторской диссертации, открыл возможности исследования на современном научном уровне широкого спектра проблем музыкального образования, в частности философского, исторического, психологического, музыковедческого, музыкально-исполнительского характера, включая вопросы анализа и совершенствования видов музыкальной деятельности и проявления в них личности учащихся, личностно-профессиональных качеств учителя музыки, полихудожественного подхода, использования информационных технологий и др.

Защита в русле новой методологии под руководством Эдуарда Борисовича более 20 кандидатских и 6 докторских диссертаций, издание научных монографий, статей, ряда учебников и учебных пособий для вузов (известных и востребованных не только в России, но и в ряде зарубежных стран) естественным образом сложились в научную школу, которая активно действует и сегодня.

Создание Э. Б. Абдуллиным известной в мире научной школы, организация и проведение с 2000 года уникальных Международных фестивалей-конкурсов «Учитель музыки XXI века» имени Д. Б. Кабалевского, разработка первых вузовских учебников по методологии педагогики музыкального образования (Э. Б. Абдуллин), теории и методики музыкального образования (Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева), истории музыкального образования (Е. В. Николаева), музыкальной психологии и психологии музыкального образования (А. В. Торо-пова), удостоенных премии Правительства Российской Федерации, послужили основанием для открытия в МПГУ под руководством Эдуарда Борисовича первой и единственной в мире кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни».

Являясь по сути своей диалектиком и занимаясь вопросами методологии педагогики музыкального образования и подготовкой учителей музыки, Э. Б. Аб-дуллин никогда не терял интереса к практике общего музыкального образования и всемерно отстаивал и отстаивает его роль и значение в формировании и развитии личности гражданина России. Вот и сегодня под его руководством разрабатывается и апробируется в общеобразовательных школах Якутии (Республика Саха) новая региональная модель музыкального образования.

Благодаря судьбу за возможность многолетнего общения и сотрудничества с Эдуардом Борисовичем, я желаю своему учителю, другу и соратнику многих, многих лет активной творческой жизни!

С любовью и уважением!

Г. М. Цыпин,

доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, профессор; заслуженный работник высшей школы РФ, член Союза композиторов РФ

Эдуард Борисович Абдуллин был в числе первых студентов музыкального факультета Московского государственного педагогического института. Его учителями были хормейстер А. Кожевников, композитор Э. Артемьев, композитор и музыковед М. Ройтерштейн, а также другие известные московские музыканты. Абдуллин гордится своим общением с музыкантами, давшими ему путёвку в профессиональную жизнь, и его нетрудно понять.

Важным этапом его жизни стало долголетнее сотрудничество с Дмитрием Борисовичем Кабалевским, который нашёл в нём одного из верных помощников и убеждённого пропагандиста своих идей. Сам Абдуллин считает годы, проведённые рядом с Кабалевским, счастливым периодом своей жизни.

Абдуллина всегда отличали незаурядные организаторские способности. Ещё в молодые годы он организовал во Дворце пионеров г. Подольска хоровую студию «Мелодия», венцом деятельности которой стало присвоение ему звания лауреата Всесоюзного фестиваля детского хорового искусства. Примерно в эти же годы в Московском государственном педагогическом институте была создана кафедра методологии и методики преподавания музыки, организатором и бессменным руководителем которой стал Абдуллин. Ему же обязана своим возникновением кафедра ЮНЕСКО, созданная на базе Московского педагогического государственного университета (ранее МГПИ).

За плечами Абдуллина более полувека научно-исследовательской и педагогической деятельности. Но он по-прежнему активен, настойчив в реализации своих планов и различных начинаний. Его всегда отличали завидная энергетика, работоспособность, настойчивость в осуществлении новых инициатив, беззаветная преданность делу, которое он считает - и по справедливости - делом всей своей жизни. Каким трудоголиком он был, таким и остался. Наверное, многие из его идей остались бы нереализованными, если бы не его правило: чего бы это ни стоило, доводить до конца всё, что им начато и, по его убеждению, должно быть воплощено в жизнь.

Нельзя сказать, что у Абдуллина нет оппонентов. Более того, вряд ли он мог бы пожаловаться на их малочисленность... Но, насколько можно судить со стороны, его это не особенно смущает. Возможно даже, что совсем наоборот.

Да, у него есть оппоненты, но и более чем достаточно тех, кто идёт за ним и вместе с ним, кто не сомневается в правильности его курса в современном

31

музыкальном воспитании и образовании. Его энтузиазм и преданность делу -лучший аргумент для тех, кто разделяет его взгляды и установки. Он глубоко и искренне убеждён в приоритетном значении своих подходов и диспозиций в образовании - и его убеждённость помогает ему быть убедительным.

32

Ш.Вудворд,

президент Международного общества по музыкальному образованию (ИСМЕ), доктор философии, адъюнкт-профессор и директор департамента музыки Восточно-Вашингтонского университета (США)

It is my deepest honor to respectfully pay tribute to Dr. Prof. Eduard Borisovich Abdullin, Giant of Music Education. Eduard Borisovich is a gentle giant: gentle, because his heart is tender, throbbing with a deep love for children and a giant because of what he has done to advance music education across the vast landscape of Russia and beyond. Dr. Eduard values dedication and determined striving for excellence, balancing this perfectly with a vibrant passion for life. He lives life with joy, always touching the hearts of others. He gives children who have little in life a chance to reach for the Heavens. He not only opens doors for young people to excel in music performance and teaching, he guides them step by step along the path through those doors to superior levels of achievement.

As Professor, Head of the Methodology and Methods of Music Teaching Chair, Moscow Pedagogical State University, Dr. Eduard continues the vision initiated by Dmitri Borisovich, evolving rigorous pedagogies for teaching music based on the philosophy that "music is for all". Eduard Borisovich's vision creates festivals that celebrate the brilliance of young adults who are the teachers of tomorrow's leaders. Having founded the Music Teacher of the 21st Century festival in honor of Dmitry Borisovich Kabalevsky, Dr. Eduard inspires superior accomplishments. He has not stopped there in Moscow. His efforts have brought innovative ideas in research and practice to teachers across and beyond Russia through the Bulletin of the UNESCO Chair. He has chaired the Scientific and Methodological Council that recommended the initiation of the project Music for All in the Sahka Republic (Yakutia). Now he personally invests his energy in making this vision become a reality in Yakustk. And even farther afield, he connects Russian music educators with international colleagues. He shows that, in the world of music, there are no borders. He demonstrates that immeasurable good comes through joining hands across the globe. ISME will be forever grateful to Dr. Eduard for bringing the jewels of Russian music education to our attention. In Scandinavia, Southern Africa, Asia and Europe, he has made it

possible for music educators from throughout the world to learn about Russia's shining example. The riveting performances of Russian musicians he brought to our ISME World Conference will be forever burned into my memory.

Eduard Borisovich is a magnet that attracts the very best, which is why he is always surrounded by entwined circles of the most outstanding professors, students and friends you will ever meet, constantly inspiring them all. He welcomes strangers. He has the manners of a true gentleman. a more gracious host you could not find. He treats every person, young and old, as a treasure deserving care and respect. My life will be forever richer for my connections with this gentle giant. What a privilege to sit at his feet and learn from the master! Dr. Prof. Eduard Borisovich, we salute you!

Я счастлива, что мне выпала честь выразить своё глубокое почтение доктору, профессору Э. Б. Абдуллину.

Эдуард Борисович безмерно много сделал для продвижения музыкального образования в России и за её пределами.

Большое, горячее сердце этого человека наполнено глубокой любовью к детям, которым он даёт шанс дотянуться до небес. Он не просто открывает двери для молодых людей, давая им возможность преуспеть в музыкальном исполнительстве и преподавании, но и шаг за шагом ведёт их к достижению всё более высоких уровней мастерства.

Эдуард Борисович посвятил свою жизнь высоким идеям просвещения, настойчиво добиваясь их воплощения в жизнь. Заведуя кафедрой методологии и технологий педагогики музыкального образования Московского педагогического государственного университета, профессор Абдуллин развивает педагогические методы обучения музыке, основанные на философии «музыка для всех». Он является идеологом и организатором фестивалей, открывающих дарования и таланты молодых людей, будущих учителей музыки. Инициировав в 2000 году конкурс-фестиваль «Учитель музыки XXI века имени Дмитрия Кабалевского», Эдуард Абдуллин остаётся его бессменным организатором и вдохновителем. Не останавливаясь на достигнутом, он вкладывает огромные усилия в создание и развитие Вестника кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование», стремясь к тому, чтобы новаторские идеи в области исследований и практики принесли пользу не только учителям России, но и их зарубежным коллегам. Э. Б. Абдуллин - председатель Научно-методического совета проекта «Музыка для всех» в Республике Саха (Якутия). Благодаря его безграничной энергии, прекрасная идея уже превращается в реальность в одном из отдалённых уголков бескрайней России.

Доктор Абдуллин стремится объединить российских музыкальных педагогов с их зарубежными коллегами, показывая тем самым, что в мире музыки не существует границ и настоящий успех приходит тогда, когда все мы дружно берёмся за руки. ИСМЕ безмерно благодарна Эдуарду Абдуллину за привлечение нашего внимания к жемчужинам русского музыкального образования. Он дал возможность преподавателям музыки во всём мире - в Скандинавии, Южной Африке, в Европе, Азии - узнать о наиболее ярких российских достижениях

33

в области музыкального образования. Блестящие выступления российских музыкантов, которых он нам представил на Всемирной конференции ИСМЕ, навсегда сохранятся в моей памяти.

Эдуард Борисович - это магнит, который притягивает к себе всё самое лучшее. Его жизнь наполнена радостью, и сам он неизменно трогает сердца других людей. Поэтому доктор Абдуллин постоянно в центре внимания: рядом с ним вы всегда встретите выдающихся учёных, студентов, друзей, и он вдохновляет всех.

Он приветствует незнакомых людей. У него манеры истинного джентльмена. Более гостеприимного хозяина найти невозможно. Он воспринимает любого человека, молодого или старого, как сокровище, заслуживающее заботы и уважения. Могу сказать, что моя жизнь стала намного богаче от знакомства с этим человеком.

Великая честь быть рядом с Мастером и учиться у Мастера!

Эдуард Борисович, мы приветствуем Вас!

34

И. Гажим,

академик-координатор Филиала Академии наук Молдовы, декан факультета педагогики, психологии и искусств Бельцкого государственного университета имени Алеку Руссо (Молдова), доктор педагогических наук, профессор

Эдуард Борисович Абдуллин: взгляд «извне»

Есть такое понятие, как «явление». Писать о явлении как бы легко, ибо есть о чём писать, но в то же время сложно, так как явление многозначно, мно-гопланово, оно - неисчерпаемо. В этой двойственной ситуации оказывается каждый, наверное, кто собирается писать об Эдуарде Борисовиче Абдуллине. А то, что Эдуард Борисович - явление музыкально-педагогической культуры современного российского общества, не вызывает сомнений.

Но только ли Россией исчерпывается деятельность и влияние на данную область личности Эдуарда Борисовича? Конечно, нет. Потому что это не характерно ни для самого мэтра российской музыкально-педагогической науки, ни для российской культуры в целом. Вклад Э. Б. Абдуллина в дело развития музыкального воспитания и образования не был бы столь существенным, думаю, в самой России, если бы не присутствовало одно важное направление его заботы о судьбе данного дела - международное сотрудничество. Не ограничиваться

рамками национального пространства, но поддерживать постоянную связь и налаживать новые формы профессионального общения с коллегами из других стран, изучать зарубежный опыт, обмениваться наилучшим, что есть в мире, развивать то общее, что всех нас объединяет, - этот вопрос никогда не сходит с повестки дня Эдуарда Борисовича.

Не раз приходилось замечать на разных международных мероприятиях, проведённых в России, что Эдуард Борисович как бы больше переживает за иностранных участников, чем за «своих». Это говорит о его бескорыстности, человечности, коллегиальности и о многом другом, но прежде всего - о его истиной духовности. И это главное, ибо общение с музыкой предполагает в качестве конечной цели обретение и проявление духовности. Если занятия музыкой не приводят к возвышению человека до наивысшего его уровня, цель не достигнута.

Слово «извне», введённое нами в название, взято в кавычки. И это потому, что не поворачивается язык утверждать, что мы - те, которые сотрудничают с музыкальным факультетом Московского педагогического государственного университета, принимают участие в разных мероприятиях, проводимых под руководством Эдуарда Борисовича, но которые живут в других странах, - находимся «извне». По форме, то есть географически, может быть да, но по сути -мы вместе, мы - единое целое. У нас общее дело, общие цели, общие взгляды, общее направление, общие мечты. И - почему нет? - достижения наши тоже общие. Поэтому мы не только сотрудничаем, но и дружим. И «сдруживает» нас Эдуард Борисович. Музыка призвана объединять людей. Эдуард Борисович нас объединяет. Всё совпадает, всё правильно, как видим!

Кто есть Эдуард Борисович Абдуллин - музыкант-педагог или педагог-музыкант? Конечно, можно пройти мимо данного вопроса и не заниматься игрой слов. Но можно ответить по существу, ибо, как говорится, здесь присутствуют некоторые нюансы. Эдуард Борисович пришёл в педагогику из музыки, как музыкант-дирижёр. Но, занимаясь хором, понял, что музыка - это обязательно и педагогика. Не музыка ради музыки, а музыка ради детей, ради человека. Она, при правильной постановке проблемы, очеловечивает личность лучше всякой педагогики. Не является ли воспитание прекрасным, наипрекраснейшим воспитанием? И тогда грани стираются. Музыкант - тем более работающий с особым музыкальным «инструментом», с хором - обязательно становится педагогом. Но особым педагогом. А музыкальный педагог, если он не настоящий музыкант, не сможет выполнить свою педагогическую миссию, потому что не сможет понять, как музыка может воспитывать сама по себе, своей внутренней гармонической субстанцией. В области музыкального воспитания музыкант и педагог сливаются, растворяются друг в друге, образуя новое качество. В этом качестве и предстаёт перед нами явление под именем Эдуард Борисович Абдуллин. Он - педагог-музыкант и музыкант-педагог в наивысшем понимании данного словосочетания. А какое из этих понятий ставить в начале - это уже формальности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35

36

Р. Гирдзияускиене,

заведующая кафедрой теории музыки и педагогики Университета Клайпеды, президент Ассоциации учителей музыки Литвы, доктор педагогики

Эдуард Борисович Абдуллин - выдающаяся личность в области музыкальной педагогики и практики. Работая около 50 лет в различных сферах музыкального воспитания, профессор сформировал уникальную концепцию музыкального воспитания, которая хорошо известна не только в России, но и в других странах мира, включая Литву. В написанных им монографиях, учебниках (в том числе совместно с Е. В. Николаевой), статьях анализируются актуальные проблемы теории и методики музыкального образования, разрабатываются пути их совершенствования. Универсальность предлагаемых решений позволяет применять их в качестве основных идей на самых различных уровнях музыкального образования - как в обучении молодёжи, так и в работе с уже зрелыми музыкантами-педагогами.

Следует отдельно отметить исключительную деятельность Эдуарда Борисовича в области просвещения и распространения музыкально-педагогических знаний. Участвуя в международных и национальных мероприятиях, профессор не только знакомит коллег с новыми идеями, но и обсуждает возможности их применения на практике и пути дальнейшего распространения. Влияние его личности и трудов не раз доводилось наблюдать на различных научных и культурных мероприятиях - дискутируя, слушая доклады, наблюдая практические занятия.

Не многим учёным в области музыкальной педагогики удаётся совмещать свою деятельность с практической музыкальной работой. И в этом профессор Эдуард Борисович Абдуллин является исключением: его деятельность значительна не только в качестве хормейстера, руководителя детского хора, хора учителей, но и как музыканта-просветителя, утверждающего значимость практического музицирования, поощряющего учителей музыки работать профессионально и ответственно, опираясь на законы музыкального искусства. Таким образом, передача накопленного опыта учителям, мастер-классы, разносторонние музыкальные инициативы - это ещё одна, необычайно интересная и значимая область деятельности Э. Б. Абдуллина.

В заключение вновь хочется отметить исключительность его личности. Внимательность к коллегам, коммуникабельность, непосредственность в общении, профессиональная активность и харизма, оптимизм, убедительность и вы-

разительность речи, способность инициировать интересные дела и вовлекать в них своих коллег - эти и ещё многие другие его качества позволяют причислить профессора Абдуллина к влиятельнейшим личностям нашего времени в области музыкального образования. Радуюсь, горжусь иметь возможность быть с ним знакомой, общаться и сотрудничать.

А. И. Горемычкин,

профессор кафедры теории и методики музыкального образования и хореографии Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого (Украина), заслуженный учитель Татарстана, кандидат педагогических наук, доцент

Эдуард Борисович Абдуллин - поистине счастливый человек! Иметь возможность долгие годы работать рядом с таким великим мастером, как Д. Б. Кабалевский, принять от него как эстафету высокое знамя музыкально-педагогической науки и блистательно расширять её горизонты своим подвижническим трудом, уверенно добиваясь для неё мирового признания, - это ли не счастье для человека-творца, большого учёного, пламенного провозвестника добра, искусства, красоты и высокой духовности!!!

Книги Эдуарда Борисовича образуют методологический фундамент современной музыкальной педагогики.

Конкурсы, проводимые под эгидой кафедры, руководимой Э. Б. Абдулли-ным, поднимают общий уровень преподавания музыки в школах страны, открывают для мира множество талантливых молодых учителей и дают им прекрасный старт к высотам педагогического Мастерства!

Стремление Эдуарда Борисовича всемерно повышать авторитет школьных уроков музыки, их административный статус и временные квоты - всё это воспринимается педагогической общественностью с глубочайшей благодарностью!

Я был чрезвычайно рад возможности личного общения с ним. Искренне поражён его человеческой простотой, открытостью и доброжелательностью, неподдельным интересом к людям - к тому, как они думают, чем занимаются, что конкретно сделали и как это используется на практике. Это - реальная молодость души, которой можно только по-хорошему позавидовать!

37

38

В. П. Рева,

заведующий кафедрой музыкального воспитания и хореографии Могилёвского государственного университета имени А. А. Кулешова (Республика Беларусь), кандидат педагогических наук, доцент

Большая удача встретиться с творческой личностью. Общение с таким человеком становится источником вдохновения, идеалом для подражания в самом высоком смысле этого слова.

«Понять - значит продолжить», - писал Сенека. Эти слова в полной мере касаются деятельности Эдуарда Борисовича, верой и правдой служащего делу развития педагогических идей своего учителя Д. Б. Кабалевского: защита и продвижение его концепции, обоснование методологии педагогики искусства, подготовка научных работников, организация конкурсов «Учитель музыки XXI века» имени Д. Б. Кабалевского, работа с магистрантами, аспирантами, докторантами.

Удивляют творческий, романтический запал и неутомимость Эдуарда Борисовича, активная жизненная позиция. Будучи «лёгок на подъём», он может без колебаний приехать в любую, даже самую отдалённую точку России, зарубежья, если почувствует рождение перспективной технологии, педагогической новации, необходимость в её продвижении. Примером тому служит апробация экспериментального музыкально-педагогического проекта в Якутии.

Как и каждого интеллигентного человека, его отличают ответственность, пунктуальность, взвешенность в принятии решений, скрупулёзность в ведении дел, восприимчивость к юмору. Надо видеть, с какой тщательностью готовятся им мероприятия, конференции, конкурсы. Педагогика музыкального образования для Эдуарда Борисовича не часть работы, оторванной от бытия. Она внутри его - как состояние души, как стиль жизни, мироощущение, постоянные поиски самосовершенствования. И это не каждому дано.

Всей своей деятельностью, отношением к коллегам Эдуард Борисович доказывает значение музыкального воспитания как важнейшего социального института, от которого зависит состояние культуры страны.

Виват, маэстро!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.