КАФЕДРА ЮНЕСКО «МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ЖИЗНИ» КАК НОВОЕ СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
В. Л. Матросов,
научный консультант кафедры ЮНЕСКО Московского педа готического государственного университета
Аннотация. Созданная на музыкальном факультете МПГУ кафедра ЮНЕСКО -единственная в мире, деятельность которой посвящена проблемам музыкального искусства в образовании. Стратегическими направлениями её работы являются: модернизация процесса подготовки педагогов-музыкантов в вузах Российской Федерации; повышение квалификации учителей музыки и преподавателей музыкальных дисциплин системы профессионального, общего и дополнительного музыкального об разования; координация взаимодействия музыкантов-педагогов России и зарубежных стран в образовательной, научной, здоровьесберегающей и просветительской сферах деятельности; обобщение и распространение передового международного опыта в сфере профессионального, общего и дополнительного музыкального образования.
Ключевые слова: ЮНЕСКО, музыкальное искусство, образование, кафедра, направления работы.
Summary. UNESCO Chair, created under Musical Faculty in MPSU, is the only in the world devoted to educational problems in music arts. Chair's core fields are as follows: modernization of qualifying techniques of musical pedagogues in Russian High Schools; qualification improvement for teachers of music in professional institutions, secondary schools and supplementary education; coordination of Russian and Foreign musical pedagogues in the fields of education, science and health-saving; generalization and spread-out of progressive international experience in professional, secondary and supplementary musical education.
Keywords: UNESCO, musical arts, education, faculty chair, work fields.
Среди кафедр ЮНЕСКО кафедра, нового структурного подразделения
созданная на музыкальном фа- будет способствовать развитию про-
культете нашего университета, первая граммы подготовки преподавателей,
и пока единственная, деятельность внедрению новых технологий в педа-
которой посвящена проблемам музы- гогический процесс, поддержанию и
кального искусства в образовании. развитию научных, творческих связей
Предполагается, что работа этого с российскими и зарубежными учеб-
7
ными заведениями. Мы надеемся, что деятельность кафедры позволит поднять на новый уровень процесс обмена знаниями и будет содействовать сотрудничеству с другими странами, способствовать стимулированию международной активности, реализации стратегии развития интеграционных процессов в сфере музыкального образования и науки.
Стратегическими направлениями работы кафедры являются:
1. Модернизация процесса подготовки педагогов-музыкантов в вузах Российской Федерации:
• переход на уровневую модель подготовки кадров (бакалавров, магистров, докторов): разработка учебных планов, программ, авторских курсов, учебников и учебных пособий, процедур и средств оценки качества обучения, в том числе разработка и внедрение новых методов использования инновационных технологий в учебном процессе;
• обмен специалистами, студентами между вузами России и зарубежных
у стран.
2. Повышение квалификации учителей музыки и преподавателей музыкальных дисциплин системы профессионального, общего и дополнительного музыкального образования:
• создание современной системы переподготовки преподавателей и дипломированных специалистов;
• разработка и реализация программ повышения квалификации и переподготовки кадров как педагогов-музыкантов—исследователей, преподавателей музыкально-педагогических, историко-теоретических, психолого-педагогических и музыкально-исполнительских дисциплин;
• привлечение ведущих специалистов из российских и зарубежных вузов для чтения лекций, проведения семинаров, практикумов, мастер-классов.
3. Координация взаимодействия музыкантов-педагогов России и зарубежных стран в образовательной, научной, здоро-вьесберегающей и просветительской сферах деятельности:
• обмен опытом с партнерами и передовыми университетами в различных регионах мира в сфере подготовки и переподготовки педагогов-музыкантов;
• создание и внедрение в вузовскую подготовку педагогов-музыкантов инновационных музыкально-образовательных технологий, интерактивных методик, направленных на воспитание толерантности, включенности учащихся в мировую музыкальную культуру, сохранение национально-культурных традиций российского музыкального образования, в том числе традиций музыкального воспитания в семье;
• организация и проведение межвузовских (с международным участием) научных исследований в различных областях музыкальной психологии и педагогики музыкального образования;
• направленность деятельности созданного на базе нашего университета Научно-образовательного центра «Психология искусства в образовательной среде» на изучение международного опыта; проведение фундаментальных и прикладных исследований по разработке и внедрению в педагогическую практику инновационных образовательных и здоровьесберегаю-щих технологий, ориентированных на восстановление здоровья детей и
укрепление их личностных ресурсов; на устранение эмоциональных нарушений у учащихся; на музыкально-психологическое сопровождение семьи; на исследование особенностей когнитивной деятельности мозга во взаимодействии с искусством и влияния музыки на успешность протекания познавательных процессов психики (руководитель - профессор кафедры методологии и методики преподавания музыки МПГУ, доктор педагогических наук, лауреат Премии Правительства РФ в области образования А. В. Торопова);
• осуществление международных художественно-творческих проектов;
• организация и проведение на регулярной основе международного конкурса «Учитель музыки XXI века» им. Д. Б. Кабалевского. Следует отметить, что за прошедшие 12 лет конкурс вызвал широкий общественный резонанс не только в нашей стране, но и за рубежом. Среди его участников и членов жюри — представители всех континентов, известные педагоги-музыканты в сфере общего и профессионального музыкального образования. Конкурс является эффективной формой распространения и обобщения передового музыкально-педагогического опыта, чему способствует публикация методического учебника с видеозаписями конкурса, подготовленного Институтом новых технологий Департамента образования города Москвы совместно с МПГУ.
4. Обобщение и распространение передового международного опыта в сфере профессионального, общего и дополнительного музыкального образования:
• организация и проведение всероссийских и международных научно-практических конференций, издание
монографий, сборников научных статей и научных докладов с целью ознакомления педагогического сообщества с мировыми достижениями в сфере теории и практики музыкального образования;
• издание, начиная с этого года, журнала «Музыкальное искусство и образование», который призван наглядно отражать ее деятельность по всем направлениям, публиковать содержание и результаты новых музыкально-педагогических исследований в нашей стране и за рубежом (главный редактор - профессор кафедры методологии и методики преподавания музыки МПГУ, доктор педагогических наук, лауреат Премии Правительства РФ в области образования Е. В. Николаева);
• создание сайта кафедры, на котором предполагается освещать мероприятия, проводимые кафедрой, результаты ее научно-исследовательской и учебной работы, данные о партнерах как в России, так и за рубежом, общая информация о ЮНЕСКО. Основные результаты национальных и международных мероприятий, организованных кафедрой: симпозиумов, конференций, 9 семинаров — будут освещаться как на сайте, так и в электронной рассылке новостей.
Сотрудники кафедры возглавляют Российскую общенациональную секцию (РОСИСМЕ) Международного общества по музыкальному образованию (ИСМЕ), что позволяет им уже на протяжении многих лет работать в тесном контакте с ведущими зарубежными учеными и музыкантами-педагогами из стран, представляющих все пять континентов: Австралии, Алжира, Беларуси, Болгарии, Вен-грии, Германии, Израиля, Испании,
Италии, Испании, Казахстана, Канады, Китая, Латвии, Литвы, Молдовы, Монголии, Польши, Республики Кореи, США, Украины, Чехии, ЮАР, Японии.
Возглавить кафедру поручено Э. Б. Абдуллину, заведующему кафедрой методологии и методики преподавания музыки МПГУ, доктору педагогических наук, профессору, члену Союза композиторов РФ по Отделению музыкознания, лауреату Премии Правительства РФ в области образования, руководителю Комиссии по взаимосвязи науки, искусства и художественного образования Российской ассоциации содействия науке, приглашенному профессору университетов Германии, США, Финляндии, Японии и др.
Ответственность за контакты кафедры с ЮНЕСКО возложена на В. Б. Брайнина, заведующего лабораторией новых музыкально-педагогических технологий при музыкальном факультете МПГУ, президента Российской общенациональной секции ИСМЕ, артистического директора сети музыкальных школ в ФРГ, приглашенного профессора университетов Австрии, Италии, Колумбии, США и др.
10