УДК 796.817:796.82
Применение специального упражнения «девиг» в физическом воспитании младших школьников Республики Тыва Монгуш Г.В. *, Балчирбай М.В.
Тувинский государственный университет г. Кызыл, Россия ОЯСЮ: 0000-0001-7364-813Х, [email protected]* ОЯСЮ: 0000-0003-2875-4931, [email protected]
Аннотация: В статье рассматривается методика обучения специальному упражнению «Девиг» на уроках физической культуры младших школьников. Обучение национальной борьбе «Хуреш» начинается с освоение специального упражнения «Девиг» и спортивно-этических требований, таких как отношение к соперникам, зрителям, к результатам спортивного поединка, отношение к самому себе. На уроках физической культуры младших школьников нельзя применять все упражнения борьбы «Хуреш», так как большая техническая сложность некоторых упражнений требует многолетнего специального обучения. В основе борьбы «Хуреш» имеются элементы и упражнения, доступные для детей младшего школьного возраста. Обучение борьбе «Хуреш» начинается со специального упражнения «Девиг», который имеет не только оздоравливающее влияние, но и обладает высоким педагогическим потенциалом, что подчеркивает новизну работы. Практической значимостью работы является разработка специального упражнения «Девиг». Материалы и методы исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ Сукпакская СОШ им. Б.И. Араптана Кызылского района Республики Тыва, Россия. В исследовании приняли участие 136 обучающихся (мальчиков) начальных классов. Для оценки уровня формирования девига проведена экспертная оценка с привлечением квалифицированных специалистов по национальной борьбе «Хуреш». Эксперты оценивали качество выполнения упражнения «Девиг» в сравнении с идеально возможным вариантом, учитывая требования к стилю и технике исполнения отдельных элементов. Результаты. Разработана методика обучения специальному упражнению «Девиг» на уроках физической культуры младших школьников. Описана техника специального упражнения «Девиг» и установлена последовательность обучения младших школьников разновидностям специального упражнения «Девиг». Для детей младшего школьного возраста характерна способность подражать, и именно поэтому обучение разновидностям Девига, борьбы «Хуреш» для данного возраста является актуальным. Разработанная система оценивания специального упражнения «Девиг», на наш взгляд, позволит правильно сочетать его с другими средствами борьбы «Хуреш»» на уроках физической культуры в начальных классах. Заключение. Изучение борьбы «Хуреш» на уроках физической культуры способствует нравственному воспитанию младших школьников, так как одной из сильных сторон являются соблюдение спортивно-этических норм, ритуалов, соблюдая которых обучающиеся проходят определенные жизненные позиции, следуя кодексу борца-хурешиста. Выполнение специального упражнения «Девиг» играет огромную роль в формировании правильной осанки, так как тело в данном возрасте гибкое и эластичное, но недостаточно сильное, поэтому упор необходимо делать на простейшие упражнения. В исследовании уровня формирования специального упражнения «Девиг» оценивались характер перемещения и интенсивность выполнения в соответствии со стилем и духом девига.
Ключевые слова: младший школьный возраст, урок физической культуры, традиции народа, борьба хуреш, девиг, специальные упражнения.
Для цитирования: Монгуш Г.В.*, Балчирбай М.В. Применение специального упражнения «девиг» в физическом воспитании младших школьников Республики Тыва. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта.2024; 19(3): 170-176.
Application of the special exercise "Devig" in physical education of primary
schoolchildren of the Republic Tuva Gulmira V. Mongush *, Mira V. Balchirbay
Tuvan State University Kyzyl, Russia
ORCID: 0000-0001-7364-813X, [email protected]* ORCID: 0000-0003-2875-4931, [email protected]
Abstract: The article discusses the methodology of teaching the special exercise "devig" in physical education lessons for primary schoolchildren. Teaching the national wrestling "khuresh" begins with mastering the special exercise "devig" and sports and ethical requirements, such as attitude towards opponents, spectators, the results of a sports match, attitude towards oneself. Not all exercises of khuresh wrestling can be used in physical education lessons for primary schoolchildren, since the high technical complexity of some exercises require many years of special training. Khuresh wrestling is based on elements and exercises accessible to primary schoolchildren. Khuresh wrestling training begins with a special exercise "devig", which not only has a health-improving effect, but also has a high pedagogical potential, which emphasizes the novelty of the work. The practical significance of the work is the development of a special exercise "devig". Materials and methods of research. The study was conducted on the basis of the MBOU Sukpakskaya secondary school named after B.I. Araptan, Kyzyl district of the Republic Tyva, Russia. The study involved 136 children (boys) of primary school. To assess the level of devig formation, an expert assessment was carried out with the involvement of qualified specialists in the national wrestling "Khuresh". The experts assessed the quality of the "Devig" exercise in comparison with the ideal possible option, taking into consideration the requirements for the style and technique of performing individual elements. Results. A methodology for teaching the special exercise "devig" in physical education lessons for primary schoolchildren has been developed. The technique of the special exercise "devig" is described and the sequence of teaching primary school students the varieties of the special exercise "devig" is established. Primary schoolchildren are characterized by the ability to imitate, and that is why teaching the varieties of devig of the khuresh wrestling is relevant for this age. The developed system for assessing the special exercise "devig", in our opinion, will allow it to be correctly combined with other means of khuresh wrestling in physical education lessons in elementary grades. Conclusion. Studying khuresh wrestling in physical education lessons contributes to the moral education of primary schoolchildren, since one of the strengths is compliance with sports and ethical standards, rituals, observing which schoolchildren go through certain life positions, following the code of a khuresh wrestler. Performing the special exercise "devig" plays a huge role in the formation of correct posture, since the body at this age is flexible and elastic, but not strong enough, so emphasis should be placed on the simplest exercises. In the study of the special exercise "devig" formation level , the nature of the movement and the intensity of performance were assessed in accordance with the style and spirit of devig.
Key words: primary school age, physical education lesson, folk traditions, khuresh wrestling, devig, special exercises.
For citation: Gulmira V. Mongush*, Mira V. Balchirbay. Application of the special exercise "devig" in physical education of primary schoolchildren of the Republic Tyva. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(3): 170-176.
Введение
Бурное развитие и рост влияния Интернета и сотовой связи открывают широкие возможности воздействия на процесс становления личности, становятся ощутимыми в процессах обязательного и непрерывного образования личности в современном обществе.
Следует отметить, что мобильные телефоны, смартфоны, оказывая пользователям различные услуги, начали создавать проблемы этического характера, отражающиеся в нравственных нормах поведения личности, социальном развитии, психическом и физическом здоровье детей. Наиболее пагубные формы информационного воздействия приобретают подмену базовых традиционных духовно-нравственных ценностей: разрушаются нравственные представления о браке и семье, верности, целомудрии, подменяются знания о половых различиях людей, понимание семейного воспитания, как жертвенной родительской любви. Снижается роль семьи в формировании духовных ценностей, наблюдается отрицательное влияние средств массовой информации, современной музыки, моды, массовой культуры, что приводит к разрушению адекватных представлений старших школьников о добре и зле, совести, долге, вере, ответственности [7]. Современное общество требует реорганизации воспитательных и образовательных технологий в сторону создания развивающих методик, что требует четкого научного обоснования [6].
Следует отметить, что большую роль в формировании духовно-нравственных основ ценностей учащихся играет начальная школа, поскольку в младшем школьном возрасте происходит социализация ребенка, расширение круга его общения, когда требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми нравственными ценностями.
Борьба «Хуреш» является одним из сложных видов спортивной деятельности, требующей полной отдачи как физических, так и психических сил. Этот вид спорта приучает человека реально оценивать свои силы, контролировать своё поведение. Сознательное усвоение младшими школьниками правил и норм нравственности этикета борьбы «Хуреш» и следование им в практической деятельности является основным условием воспитания духовно-нравственных ценностей школьников.
Изучение борьбы «Хуреш» на уроках физической культуры способствует нравственному воспитанию младших школьников, так как одной из сильных сторон являются соблюдение спортивно-этических норм, ритуалов, соблюдая которых обучающиеся проходят определенные жизненные позиции, следуя кодексу борца-хурешиста.
Младший школьный возраст является важным этапом в жизни каждого человека. Меняется социальный статус ребёнка - он становится учеником, в спортивной секции -спортсменом, участвует в соревнованиях, вступает в противоборство с соперником, осваивает новые для него виды деятельности. Для детей на данном жизненном этапе спорт всего лишь игра. Но за этой игровой деятельностью скрываются большие изменения, происходящие в психике ребёнка. Происходит формирование его личностных качеств.
Борьба «Хуреш» - это вид спорта, он приучает человека реально оценивать свои силы, контролировать своё поведение. В учебно-тренировочном процессе и соревновательной деятельности возникает много ситуаций, требующих проявления как нравственных, так и
волевых черт личности. Для того, чтобы у занимающихся борьбой «Хуреш» выработать привычку нравственного поведения, чтобы они в нужный момент могли проявить волевые качества, педагогу самому необходимо создавать преднамеренные ситуации в учебно-тренировочном процессе, что позволяет ускорить формирование нравственно-волевых черт.
В рамках исследования, в данной работе предпринята попытка выявить роль ритуальных действий и этики в борьбе «Хуреш», то есть общих правил поведения, влияющих на нравственное воспитание младших школьников.
Материалы и методы
Исследование проводилось на базе МБОУ Сукпакская СОШ им. Б.И. Араптана Кызылского района Республики Тыва, Россия. В исследовании приняли участие 136 обучающихся (мальчиков) начальных классов. Для оценки уровня формирования Девига проведена экспертная оценка с привлечением квалифицированных специалистов по национальной борьбе «Хуреш». Эксперты оценивали качество выполнения упражнения «Девиг» в сравнении с идеально возможным вариантом, учитывая требования к стилю и технике исполнения отдельных элементов. Тестирование проводилось в начале и в конце эксперимента, в одних и тех же условиях.
В исследовании уровня формирования специального упражнения «Девиг» оценивались характер перемещения и интенсивность выполнения в соответствии стилем и духом Девига. Упражнение должно иметь чётко выраженное начало и окончание. При нарушении данного требования производится сбавка 0,5 балла. Оценка действий участника начинается с момента принятия исходного положения на ковре и заканчивается фиксацией стойки после окончания упражнения.
К основным ошибкам, которые наказываются сбавкой, равной стоимости элемента упражнения, относятся: ошибки в содержании, в ритме, стиле и передаче духа. Ошибки исполнения могут быть: мелкими - 0,1 балла, средними - 0,3 балла, грубыми - 0,5 балла. Ошибка невыполнения элемента - 0,5 балла. Если участник допустил ошибку, приведшую к невыполнению элемента, оценка снижается на указанную в программе стоимость элемента.
Разработанная система оценивания упражнения «Девиг», на наш взгляд, позволит правильно сочетать его средство с другими средствами борьбы «Хуреш» на уроках физической культуры в начальных классах. Выполняя Девиг, обучающийся должен выполнить его в соответствующем темпе и ритме, передать дух стиля.
Результаты и обсуждение
Авторы С.Ы. Ооржак, Х.Д-Н. Ооржак, Л.Б. Ооржак (2011) резюмируют, что «сама борьба «Хуреш» богата техническими приемами, тактическими действиями, которые имеются в арсенале самбо, классической и вольной борьбы» [5].
На уроках физической культуры младших школьников нельзя применять подряд все упражнения борьбы «Хуреш», так как большая техническая сложность некоторых упражнений требуют многолетнего специального обучения. В основе борьбы «Хуреш» имеются элементы и упражнения, доступные для детей младшего школьного возраста. Обучение борьбе «Хуреш» начинается с специального упражнения «Девиг», который имеет не только оздоравливающее влияние, но и обладает высоким педагогическим потенциалом.
По мнению Э. Э. Мендот, Э. Э. Мендот, И. Э. Мендот (2021) «Девиг» - это «народный танец тувинских борцов Хуреша «Девиг», способен и в наше время волновать человеческие сердца, танец имеет не только хореографическое значение, но и эстетическое, и познавательное значение для подрастающих поколений борцов» [1].
Г.В. Монгуш, Б.А. Шагжы (2016) описали структурное содержание и философское значение ритуального движения «Девиг». Авторами выделены составные элементы структуры ритуального движения «Девиг»: приветствие, исполнение «Девига», приглашение [3]. При обучении младших школьников специальному упражнению «Девиг» были учтены структурные элементы данного движения.
Обучение национальной борьбе «Хуреш» начинается с освоение специального упражнения «Девиг» и спортивно-этических требований, таких как отношение к соперникам, зрителям, к результатам спортивного поединка, отношение к самому себе. Кроме этого, к требованиям относятся формирование волевых качеств, связанные преимущественно с проявлением твердости, решительности, настойчивости, определяющие умение и готовность управлять своим поведением.
В ритуале «Девиг» раскрываются основные ценности физического воспитания тувинского народа, такие как: соблюдение правил борьбы «Хуреш», передача спортивного духа соперничества, уважение к традициям тувинского народа и воспитание молодого поколения.
В работе Э. Э. Мендот, И. Э. Мендот, Э. Э. Мендот описаны семь стилей исполнения Девига: 1) эзир девии (ритуальный танец «Орла»); 2) хартыга девии (ритуальный танец «Сокола»); 3) хараачыгай девии (ритуальный танец «ласточки»); 4) буга девии (ритуальный танец «Быка»); 5) кошкар девии (ритуальный танец «барана»); 6) хуна девии (ритуальный танец «горного козла»); 7) «дээр адам, чер ием» девии (ритуальный танец «отцом небом, матерью Землёй»). Из перечисленных разновидностей Девига самым популярным стилем среди спортсменов является эзир девии (ритуальный танец «Орла»), три стиля утрачены и не
исполняются спортсменами на соревнованиях: кошкар девии («горного архара»); хуна девии («горного козла») и «дээр адам, чер ием» девии («Отцом небом, Матерью Землёй») [2].
Старые мастера тувинской национальной борьбы «ХYреш» считают, что ритуал «Девиг» - это музыка и движение души борца. Борец, постигая свою природу, входит в ритм бесконечных превращений, ощущая пульсацию мироздания в своем сердце. Исполнение того или иного ритуала «Девиг» зависит от возраста, телосложения, стиля борьбы, содержание и форма ритуала может измениться с возрастом борца и с ростом его спортивного мастерства. Мы предполагаем, что исходя из вышеуказанных причин появились разновидности ритуала «Девиг». Философия исполнения той или иной разновидности ритуала «Девиг» основывается на величии и обличии животных и птиц, живущих на территории Республики Тыва и одна только разновидность посвящена шаману.
В коллективном исполнении ритуала «Девиг» хурешисты заявляют о готовности подчиняться принципам национальной борьбы «Хуреш», сохраняя его дух и придает соревнованию театрализованность, зрелищность борьбы, воспитывает у молодого поколения уважения к традициям тувинского народа.
Сольное исполнение ритуала «Девиг» - это вызов соперника на схватку, по окончании его в случае победы выражает радость победы, демонстрирует силу, благодарит соперника за красивую борьбу и болельщиков, которых за него болели.
В исследованиях С.Ы. Ооржак поясняется, что исполнение ритуала «Девиг» - это разминочно-подготовительное упражнение перед схваткой, снимающее предстартовое напряжение хурешиста и активный отдых после поединка. Например, при выполнении ритуала «Девиг» борец должен поднимать поочередно согнутые в коленях ноги с большой амплитудой - это оказывает хорошее влияние на улучшение кровообращения нижних конечностей. Энергичное, прыжковое выполнение ритуала «Девиг», раздражает внутренние органы, интенсифицирует кровообращение, и подготавливает тело к напряженной борьбе [5].
При анализе структуры движения ритуала «Девиг» нами предложено разделение его на три составных элемента: приветствие - «Уш адаан» (в переводе на русский язык означает состязание мужчин в трех видах - национальная борьба - хуреш, стрельба из лука - ча адары, конные скачки - аът чарыжы), само исполнение Девига и приглашение к поединку.
Приветствие «Уш адаан». Перед выходом на место состязания борцы выполняют поочередное похлопывание руками по внутренней и внешней сторонам бедер, что означает, у тувинцев, мужчина силен в трех состязаниях: конных скачках, борьбе и стрельбе из лука, в которых выявляли и социально возносили именно мужское в мужчинах, их особое призвание в мире. По традиции мужчина призван быть не только хозяином юрты - «Ог ээзи», скота, отцом семейства, охотником и умельцем, но и в целом - «Хозяином жизни» Властвующим в борьбе, в стремительных скачках на коне и способным к меткости и точности во всем.
Вторым составным элементом является само исполнение ритуала «Девиг». Каждая разновидность ритуала «Девиг» похожие структурные элементы, отличие заключается в самом исполнении ритуала. В настоящей базе данных представлена описание структурных элементов и его философия исполнения.
Завершающим элементом в ритуале «Девиг» является приглашение, значение которого вызывает споры. Похлопывание по бедрам означает как приглашение соперника на поединок: «Ты и я, будем вести честную борьбу». Некоторые борцы считают «Для определения победителя в трех состязаниях мужчин я выбрал борьбу и приглашаю тебя к честному поединку» [4].
После проведения анкетного опроса и интервьюирования именитых борцов-хурешистов нами описаны и зарегистрирована в федеральной службе по интеллектуальной собственности база данных «Разновидности тувинского ритуала «Девиг» в которую входят.
1. Эзир девии (танец орла)
2. Хартыга девии (танец сокола)
3. Хараачыгай девии (танец ласточки)
4. Кошкар девии (танец барана)
5. Буга девии (танец быка)
6. Хуна девии (танец козла)
7. Хам девии (танец шамана)
К сожалению, в настоящее время на всех соревнованиях по национальной борьбе «Хуреш» разного уровня, в основном, борцы-хурешисты исполняют Эзир девии - наиболее легкий по исполнению Девиг, и только единицы могут исполнить Хартыга девии (танец сокола), Буга девии (танец быка) исполнение которого вызывает у зрителей бурю оваций. Во время детских соревнований по борьбе «Хуреш» за красивое исполнение ритуала Девиг присуждается специальный приз.
Девиг, являясь специальным упражнением считается разминкой перед выходом на схватку, и в нем сочетается особый вид медитации, который перед схваткой помогает снять стресс и наполняет тело, дух энергией, улучшает кровообращение. После схватки победитель выполняет церемонию «Стряхивание пыли» с побежденного: помогает встать ему и поднимает правую руку в сторону-вверх. Проигравший в знак признания своего поражения развязывает содак, проходит под рукой победителя и уходит на свое место. Победитель добегает до государственного флага и исполняет ритуал «Девиг», обходя его по «кругу солнца», выражая свою радость победы, благодарит сильного соперника, своих болельщиков. В конце ритуала он делает поклон государственному флагу - как сформированная верность сохранения традициям тувинского народа. Если Девиг, исполненный перед поединком, настраивает борца на борьбу, то после схватки он успокаивает его нервную систему.
Исполнение Девига победителем заканчивается одним хлопком по бедрам, означающее «победа за мной».
В связи с недостаточной изученностью обучения специальному упражнению «Девиг» нами были опрошены специалисты по национальной борьбе «Хуреш», тренеры и борцы-хурешисты (26 чел.). В ходе анализа анкетных данных нами разработано тематическое планирование обучение элементам борьбы «Хуреш», в том числе установлена последовательность обучения младших школьников следующим разновидностям специального упражнения «Девиг»:
1. в первом классе изучается «Хараачыгай девии» (танец ласточки);
2. во втором классе - «Эзир девии» (танец орла);
3. в третьем классе - «Буга девии» (танец быка);
4. в четвертом классе - «Хараачыгай девии» (танец сокола).
В конце эксперимента оценивалась сформированность техники выполнения специального упражнения «Девиг».
Исследование сформированности специального упражнения «Девиг» экспериментальной группы (далее - ЭГ) и контрольной группы (далее - КГ) показало, что в начале эксперимента показатели отражали почти одинаковые значения (таблица 1), ЭГ занималась по нашей программе, КГ - по традиционной программе физической культуры.
Таблица 1.
Результаты уровня сформированности техники специального упражнения «девиг»
Группа Период эксперимента Среднее значение Стандартное отклонение Ошибка среднего значения Р Прирост средних значений в %
КГ в начале 3,23 0,06 0,17 <0,05 15
в конце 3,8 0,24
ЭГ в начале 3,37 0,3 0,33 58
в конце 5,33 0,47
В конце эксперимента заметно улучшились результаты в ЭГ (рис.1-2). Средний прирост значений в 1, 2, 3 классах ЭГ: 52,9%, 61,2% и 61,1%.
Из рисунков видно, что в контрольной группе наиболее высокий прирост наблюдался у 3 класса 25%, а низкие приросты отражены в 1 и 2 классах, это 12,5% и 15,2%
3,8 3,6 3,4 3,2 3 2,8
3,3
1 класс
3,1
2 класс КГ ЭГ
3 класс
8 6 4 2 0
Рис. 1. Результаты сформированности специального упражнения «девиг» до
эксперимента
5,2
3,6 3,8
1111
¡¡Ш ¡¡¡1
4
1И
1 класс
2 класс КГ ЭГ
3 класс
Рис. 2. Результаты сформированности специального упражнения «девиг» после
эксперимента
Заключение
Таким образом при обучении младшим школьникам специального упражнения «Девиг» необходимо использовать наглядный метод обучения, так как он является самым действенным для образного представления, мысленной «примерки» движений. Для детей младшего школьного возраста характерна способность подражать, и именно поэтому обучение разновидностям Девига, борьбы «Хуреш» для данного возраста является актуальным. На уроках физической культуры учителю необходимо на личном примере показать исполнение того или иного стиля Девига. Кроме наглядного показа рекомендуется использование видео-презентаций о повадках животных и птиц, для образного представления и обучающийся мог выразительно передать тот или иной стиль Девига. Выполнение специального упражнения «Девиг» играет огромную роль в формировании правильной осанки, так как тело в данном возрасте гибкое и эластичное, но недостаточно сильное, поэтому упор необходимо делать на простейшие упражнения.
5
Список литературы
1. Мендот Э.Э., Мендот И.Э., Мендот Э.Э. Национальный танец борцов «Девиг» как форма духовно-нравственного воспитания в младших классах. Образование и право. 2020; 1: 276-280.
2. Мендот Э.Э., Мендот Э.Э., Мендот И.Э. Особенности тувинского национального танца борцов «Хуреш», «Девиг» в начальных классах. Образование и право. 2021; 2: 349-356.
3. Монгуш Г.В., Шагжы Б.А. Структура движений ритуала «Девиг» и его философское значение. Актуальные проблемы исследования этноэкологических и этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая. 2016: 119-121.
4. Монгуш Г.В. Борьба «Хуреш» как форма организации спортивно-массовой работы в молодежной среде. Актуальные вопросы развития и научно-методического обеспечения национальных видов спорта и народных игр Республики Саха (Якутия) : Материалы всероссийской научной конференции с международным участием, Верхневилюйск, 06-07 июля 2017 года. Верхневилюйск: ФГБОУ ВО «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта». 2017: 227-230.
5. Ооржак С.Ы., Ооржак Х.Д.Н., Ооржак Л.Б. Внедрение борьбы «Хуреш» в школьную систему физического воспитания Республики Тыва. Вестник Тувинского государственного университета. №4 Педагогические науки. 2011; 4(11): 120-127.
6. Исмагилова Л.Ф., Мутаева И.Ш., Парамонова Д.Б., Кузнецова З.М. Реализация элективного курса по физической культуре с применением народных игр тюркоязычных стран. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022; 17(1): 71-79.
7. Старков Е.Е., Колодезникова М.Г. Методика формирования духовной воспитанности подростков 15-17 лет проживающих в условиях крайнего Севера с использованием народных игр. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022; 17(4): 105-109.
References
1. Mendot E.E., Mendot I.E., Mendot E.E. The national dance of wrestlers "Devig" as a form of spiritual and moral education in the lower grades. Obrwzovanie I pravo. 2020; 1: 276-280 [In Russ.].
2. Mendot E.E., Mendot E.E., Mendot I.E. Features of the Tuvan national dance of wrestlers "Khuresh", "Devig" in elementary grades. Obrazovanie I pravo. 2021; 2: 349-356 [In Russ.].
3. Mongush G.V., Shagzhi B.A. The structure of movements of the Devig ritual and its philosophical significance. Aktual'nye problemy issledovaniya etnoekologicheskih I etnokul'turnyh tradicij narodov Sayano-Altaya. 2016: 119-121 [In Russ.].
4. Mongush G.V. Khuresh wrestling as a form of organizing mass sports work among youth. Aktual 'nye voprosy razvitiya I nauchno-metodicheskogo obespecheniya nacional 'nyh vidov sporta I narodnyh igr Resupliki Saha (Yakutiya): materialy vserossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, Verhnevelyujsk, 06-07 iyulya 2017 goda [Topical issues of development and scientific and methodological support of national sports and national games of the Republic of Sakha (Yakutia): Materials of the All-Russian scientific conference with international participation, Verkhneviluysk, July 06-07, 2017]. Verkhneviluysk: Churapchinsky State Institute of Physical Culture and Sports. 2017: 227-230 [In Russ.].
5. Oorzhak S.Y., Oorzhak H.D.N., Oorzhak L.B. Introduction of "Khuresh" wrestling into the school system of physical education of the Republic of Tyva. Vestnik Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta. №4Pedagogicheskie nauki. 2011; 4(11): 120-127 [In Russ.].
6. Ismagilova L.F., Mutaeva I.Sh., Paramonova D.B., Kuznetsova Z.M. Implementation of an elective course in physical culture using folk games of Turkic-speaking countries. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2022; 17(1): 71-79 [In Russ., In Engl.].
7. Starkov E.E., Kolodeznikova M.G. Methods of forming the spiritual upbringing of adolescents aged 15-17 years living in the Far North using folk games. Pedagogiko-psihologicheskie
I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2022; 17(4): 105-109 [In Russ., In Engl.].
Статья поступила в редакцию: 20.08.2024
Монгуш Гульмира Владимировна — старший преподаватель, Тувинский государственный университет, 667000, Россия, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ленина, дом 36, e-mail: gulmira. mongush.1974@,mail. ru
Балчирбай Мира Васильевна — кандидат педагогических наук, доцент, Тувинский государственный университет, 667000, Россия, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ленина, дом 36, e-mail: balchirbay@,mail.ru