DOI 10.24411/2076-1503-2020-10142 МЕНДОТ Эмма Эрес-ооловна,
старший преподаватель кафедры физической культуры ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет»,
г. Кызыл, Республика Тыва e-mail: [email protected]
МЕНДОТ Инга Эрес-ооловна,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель физической культуры Кызылского педагогического колледжа, ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет»,
г. Кызыл, Республика Тыва e-mail: [email protected]
МЕНДОТ Элла Эрес-ооловна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет»,
г. Кызыл, Республика Тыва e-mail: [email protected]
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ БОРЦОВ «ДЕВИГ» КАК ФОРМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШИХ КЛАССАХ
Аннотация. Цель статьи заключается в рассмотрении этикета исполнения борцами национального танца «Девиг» как одной из форм этнокультурного воспитания в младших классах и использовании элементов на уроках физической культуры. Во все времена у всех народов были свои особые игрища, упражнения, направленные на развитие таких физических качеств, как сила, быстрота, ловкость, выносливость, укрепление здоровья детей, а также воспитание честности, мужественности, стойкости, самоотверженности.
Ключевые слова: этикет, национальный танец, борец, физическая культура, традиция, соревнование, физические качества, физические упражнения.
MENDOT Emma Eres-oolovna,
senior lecturer of the Department of physical culture of the «Tuvan state University», Kyzyl, Republic of Tyva
MENDOTInga Eres-oolovna,
Ph. D., senior teacher of physical culture Kyzyl pedagogical College of the «Tuvan state University», Kyzyl, Republic of Tyva
MENDOT Ella Erez-oolovna,
Ph. D., associate Professor of the Department of physical culture of the «Tuvan state University», Kyzyl, Republic of Tyva
NATIONAL DANCE OF WRESTLERS «DEVIG» AS A FORM OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION IN JUNIOR CLASSES
Annotation. The purpose of the article is to consider the etiquette of performing the national dance «Devig» by wrestlers as a form of ethno-cultural education in junior classes and the use of elements in physical culture lessons. At all times, all peoples had their own special games, exercises aimed at developing physical qualities such as strength, speed, dexterity, endurance, strengthening the health of children, as well as the education of honesty, masculinity, endurance, and selflessness.
Key words: etiquette, national dance, wrestler, physical culture, tradition, competition, physical qualities, physical exercises.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020
Данный материал представляет особую ценность для урока физической культуры, подлинной ценности родной истории и культуры, духовной жизни, что актуально на сегодня. Разрешение проблем нравственного воспитания все же требует поиска новых форм и наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных, думаем, что нам необходимо в большей степени привлекать к участию в духовно-нравственном воспитании младших школьников.
В настоящее время в Республике Тыва начали обсуждать вопрос общеобразовательных учреждений для использования в процессе учебной деятельности духовно-нравственной культуры в структуре содержания образования.
Духовно-нравственное воспитание - неисчерпаемая и многогранная область: литература, театр, естественные науки, любая практическая отрасль учительства может и должна стать помощью для развития и роста души ребёнка.
В Концепции духовно-нравственного воспитания в области общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям. Традиционными источниками духовно-нравственного воспитания являются следующие:
- патриотизм, включающий в себя такие ценности, как любовь к Родине и к своей «малой Родине», служение Отечеству, любовь к природе;
- социальная солидарность - это доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, доброта, честь, честность, достоинство;
- гражданственность - это гражданское общество, долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир и свобода совести и вероисповедания, вера, духовность, религиозность жизни человека и общества;
- семья - это любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, продолжение рода;
- труд и творчество - созидание целеустремленности и настойчивости, трудолюбие, бережливость;
- наука - это познание истины, научная картина мира;
- искусство и литература включают такие ценности, как красота и гармония, духовный мир человека, нравственный выбор;
- человечество - многообразие культур и народов мира.
Весьма важно возрождение значительности тувинского национального танца борца «Девиг» как формы духовно-нравственного воспитания в младших классах и использование его на уроках
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020
физической культуры. В нравственном воспитании учащихся начальных классов актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.
Тувинская национальная борьба «Хуреш» начинается красивым мужественным танцем «Девиг» (танец орла Гаруды), в котором участвуют все борцы. Перед выходом на место состязания борцы три раза хлопают руками по внешней и внутренней сторонам бедер. Эти движения на языке символов означают, что мужчина силен своими тремя умениями: стрельбой из лука, конными скачками и борьбой.
«Девиг» (танец орла Гаруды) - особый ритуал борца, своего рода особый вид медитации, настройки борца перед выходом на схватку и выражение радости победы после поединка. В ритуальном танце борец имитировал магический полет священной птицы к духам «верхнего» мира. Отождествление с птицей, вероятно с тотемом, отражение качества божества-покровителя. Победитель воспринимал себя божеством (тотемом -солнечной птицей), побеждающим хаос (тьму, холод и пр.) [1, с. 16 - 24]. При исполнении танца борец имитирует полет орла - символа небесной силы, огня и бессмертия. Зрители всегда разделяют радость победителя: хлопают, поют и кричат [6; 7].
Победитель обходит по «кругу солнца» флаг соревнования и кланяется ему и зрителям. Танец «Девиг» имеет различные функции: исполнение перед поединком настраивает борца на борьбу, после схватки он успокаивает нервную систему. Танец победителя заканчивается одним хлопком по бедрам - «победа за мной». Это привлекает ребенка стать активным участником соревнований по борьбе «Хуреш».
Одной из самых любимых спортивных забав с давних времен у тувинцев была борьба «Хуреш». Об этом свидетельствуют все сокровищницы народного фольклора: сказки, эпос, песни и пословицы. Многие герои тувинских сказок являются отменными борцами или по крайней мере среди них нет человека, который не умел бы бороться [8].
Например, тувинский национальный танец борца «Девиг» (танец орла), как форма духовно-нравственного воспитания в младших классах на уроках физической культуры, имеет четыре части:
Первая часть - изучение ритуального национального танца «Девиг», обучение начинать с 6 - 7 лет, чтобы каждый мальчик знал его роль и значение, т.к. нет человека в Туве, который не любил бы борьбу «Хуреш». Что этот танец означает? «Девиг» - это сеть демонстрации любви к родной
Рис. 1. Тувинский танец борцов «Девиг» (танец орла Гаруды)
земле, народу, к красоте своего края, где тело человека отражает готовность всего организма к предстоящей борьбе - состязаниям борцов. Каждый борец хурешист танцует своеобразно, показывая индивидуальные способности в танце «Девиг», красоту движений рук и ног, демонстрирует телосложение, прочность и красоту своего «шодак-шуудака» (камзол с длинными рукавами - форма одежды хурешиста), где выражается подготовка богатыря к предстоящей схватке.
Во время танца руки должны быть выше плеч. Борец должен руками подражать маховым движениям орла Гаруды: бегом изображает отрыв орла от земли, при этом показывает, как он расправляет «крылья» - величаво «парит крыльями», демонстрирует красоту богатырского телосложения, доброту своего характера, уважение к сопернику и зрителям. После окончания танца три раза хлопает по бедру - с внутренней и внешней части бедра - это означает, что мужчину ждут три состязания - 1-е - в борьбе, 2-е - в стрельбе, 3-е - в скачках. Это исполняют все борцы в начале состязаний.
Вторую часть танца исполняют только два борца, которые будут бороться. Но здесь они хло-
пают два раза по внутренней и внешней части бедра, что означает: «мы вдвоем будем бороться на совесть, без хитрости и подлости». Выпрямившись как орел, расправив «крылья» - руки, изображают вылет птицы от земли, танцуя, подходит к секунданту. Правую руку кладет на плечо секунданта, пританцовывая, делает три небольших, мягких, плавных шага вокруг своей оси по заходу солнца, а левой рукой приветствует зрителей. Потом происходит смена положения рук, делая те же танцевальные движения, - снова приветствует зрителей. После этого обе руки, складывая ладонями вниз, кладет на плечо секунданта, сосредоточив внимание, ждет схватку.
Третья часть ритуального танца. После команды «Че-ве» танцуют «Девиг» метров 10, затем делают три шага, описанные выше, - два раза хлопают во внутренней и внешней части бедра с мыслями: «Давай бороться честно - на чистоту». Поздоровавшись рукопожатием, каждый борец отступает на два шага назад, а затем правой ногой делает один шаг вперед выпадом, правым локтем опираясь на бедро, принимает твердое, опорное положение. Это означает, что он готов к схватке. Только после этого жеста и начи-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020
нается борьба «Хуреш», т.к. раньше не применялись специальные сигналы для начала борьбы.
Четвертая часть танца начинается после победы одного из борцов, означающая радость победы над соперником, показ силы для дальнейших схваток. Победитель после исполнения танца делает три шага твердыми, уверенными, четкими прыжками вокруг своей оси по заходу солнца, что отражает его мысли: «одно состязание за мной друг мой, на оставшиеся два состязания можешь меня пригласить». Некоторые борцы при этом делают вращение одним резким прыжком вокруг
своей оси (360°) на одной ноге, сохраняя равновесие на одной ноге. Из всех национальных состязаний по значимости на первом месте стоит самый эстетичный и зрелищный вид - борьба «Хуреш»
- любимое зрелище тувинского народа, т.к. своими корнями уходит в глубокую древность [2, с. 299 - 204].
Само понятие «Девиг» связывают со смысловым значением слов «дээскинер», что означает «кругами вокруг себя», «деспиир» - «легкими движениями чередовать бег прыжками», «девискээр»
- «окружение».
Рис. 2. Учащиеся младших классов исполняют национальный танец борцов «Девиг»
Танцевальные упражнения выполняются под музыкальное сопровождение, что и вызывает повышение эмоциональности урока, который осуществляется за счет показа упражнений учителем, его манеры объяснения, подачи команд, внешнего вида и оформления окружающей среды, в которой проводится урок или другие спортивно-массовые мероприятия [3, с. 166 - 172].
Национальный танец борца «Девиг» вводится в урок с целью увеличения подвижности суставов, необходимой для овладения целостным действием, танцевальные упражнения можно включать и в заключительную часть урока, чтобы снять возбудимость нервной системы и привести в спокойный ритм организм учащихся. Танцевальные упражнения эффективно влияют на растяжение мышечных соединений тканей, в большей
степени на развитие гибкости позвонков, плечевых суставов и поясничной области, что во многом определяет активность двигательной деятельности и степень работоспособности занимающихся. Эти танцевальные упражнения позволяют в нужный момент принять необходимую позу и удерживать ее в течение определенного времени, выполнять наклоны и взмахи различной амплитуды, регулируя величину физической нагрузки [4, с. 182 - 197].
Самые мужественные, доблестные, смелые, отважные среди национальных игр - национальная борьба «Хуреш» и исполнение ритуального танца «Девиг» - это самобытное, своеобразное, культивированное на протяжении долгих лет спортивное состязание. Борец-хурешист - это сочетание гордого храбреца, бесстрашного характера и доброго сердца. В глазах простого народа бор-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020
цы-хурешисты есть герои, своего рода смельчаки, воины народа.
Автор книги «Духовная культура тувинцев: структура и трансформация» А.К. Кужугет отмечает, что богатейшей материал про историю тувинской земли о народной культуре, физической культуре, подвижным играм, спортивным состязаниям, быту, традициям и поверьям тувинского народа. Самое уникальное внимание обратили на полезные и интересные сведения о национальном танце борца «Девиг» [5].
Таким образом, считаем, что нужно привлекать к данному исследованию внимание как форме духовно-нравственного воспитания младших классов и использовать на уроках физической культуры в вариативной части программы, а также создать специальные мастер-классы по обучению демонстрирования национального танца борца «Девиг» воспитать физически здоровую душу. Национальный танец «Девиг» в глубине веков передает ценнейшую информацию о прошлом и будущем. Этикет тувинского народа неповторим, соответственно так же, как и его история, обычаи и культура. В культурологической литературе до поры до времени нет специальных работ, посвящённых смыслу, значению ритуала танца «Девиг», совершаемого в каждом состязании в национальной борьбе «Хуреш».
Список литературы:
[1] Кривдик В. Эзир саамы. Танец орла. -Кызыл: МП «Новости Тувы», 1992. - 125 с.
[2] Мендот Эмма Э., Мендот И.Э., Мендот Элла Э. Национальные виды спорта и игры на уроках физической культуры в 1-2 классах (на примере борьба «Хуреш») // Образование и право. - 2018. - № 11. - С. 299-304.
[3] Мендот И.Э., Мендот Элла Э., Мендот Эмма Э. Тувинские народные танцы и использование элементов на уроках физической культуры // Вестник Тувинского гос. ун-та. Педагогические науки. - 2016. - № 4/31. - С. 166-172.
[4] Мендот Эмма Э., Мендот Элла Э., Мендот И.Э. Этикет тувинского национального борца «Девиг» // Вестник Тувинского гос. ун-та. Педагогические науки. - 2015. - № 4/31. - С. 192-197.
[5] Кужугет А.К. Духовная культура тувинцев: структура и трансформация - Кемерово: Изд-во КемГУКИ, 2006. - 319 с.
[6] Самбу И.У. Тыва оюннар. - Кызыл: Тувинское книжное изд-во, 1974. - 68 с.
[7] Самбу И.У. Тувинские народные игры: ист.-этногр. очерк. - Кызыл: Тувинское книжное изд-во, 1978. - 140 с.
[8] Тувинские народные сказки. - Новосибирск: ВО «Наука», Сибирская издат. фирма, 1994. - 460 с.
Spisok literatury:
[1] Krivdik V. Ezir saamy. Tanec orla. - Kyzyl: MP «Novosti Tuvy», 1992. - 125 s.
[2] Mendot Emma E., Mendot I.E., Mendot Ella E. Nacional'nye vidy sporta i igry na urokah fizich-eskoj kul'tury v 1-2 klassah (na primere bor'ba «Huresh») // Obrazovanie i pravo. - 2018. - № 11. -S.299-304.
[3] Mendot I.E., Mendot Ella E., Mendot Emma E. Tuvinskie narodnye tancy i ispol'zovanie elemen-tov na urokah fizicheskoj kul'tury // Vestnik Tuvin-skogo gos. un-ta. Pedagogicheskie nauki. - 2016. -№ 4/31. - S. 166-172.
[4] Mendot Emma E., Mendot Ella E., Mendot I.E. Etiket tuvinskogo nacional'nogo borca «Devig» // Vestnik Tuvinskogo gos. un-ta. Pedagogicheskie nauki. - 2015. - № 4/31. - S. 192-197.
[5] Kuzhuget A.K. Duhovnaya kul'tura tuvincev: struktura i transformaciya - Kemerovo: Izd-vo KemGUKI, 2006. - 319 s.
[6] Sambu I.U. Tyva oyunnar. - Kyzyl: Tuvin-skoe knizhnoe izd-vo, 1974. - 68 s.
[7] Sambu I.U. Tuvinskie narodnye igry: ist.-et-nogr. ocherk. - Kyzyl: Tuvinskoe knizhnoe izd-vo, 1978. - 140 s.
[8] Tuvinskie narodnye skazki. - Novosibirsk: VO «Nauka», Sibirskaya izdat. firma, 1994. - 460 s.
J
ЮРКОМПАНИ
^^ www.law-books.ru
Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ» издает научные журналы:
• Научно-правовой журнал «Образование и право», рекомендованный ВАК Министерства науки и высшего образования России (специальности 12.00.01,12.00.02), выходит 1 раз в месяц.
• Научно-правовой журнал «Право и жизнь», рецензируемый (РИНЦ, Е-ЦЬгагу), выходит 1 раз в 3 месяца.
/
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020