Методика обучения дошкольников приемам борьбы «хуреш»
Ооржак Сергей Ынаажыкович,
к.п.н., доцент кафедры спортивных дисциплин Тувинского государственного университета, [email protected]
Хомушку Владислав Владимирович,
аспирант кафедры физической культуры Тувинского государственного университета, [email protected]
В статье рассматриваются вопросы физического воспитания в дошкольном учреждении. Авторы статьи раскрывают о роли тувинской национальной борьбы «Хуреш» в системе физического воспитания как средства физического развития дошкольников, раскрываются задачи дошкольного учреждения, затрагивающие сферу сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.
Борьба «Хуреш» входит в число самых популярных и массовых видов спорта, развиваемых в Республике Тыва. Являясь составной частью традиционной культуры и истории народа данный вид единоборства по важности в физической и нравственной подготовке, психологической закалке тувинских мальчишек и юношей занимает лидирующее положение. В последнее время все увеличивается количество увлеченных этим поистине народным видом спорта людей и количество занимающихся борьбой «Хуреш».
Ключевые слова: борьба, «Хуреш», физические упражнения, игры, национальные виды спорта, основные движения, физические качества, двигательные умения, способности, методика.
о
Е
£
в) ^
0
(Ч *
01 г
Актуальность. Формирование двигательных умений и навыков с раннего возраста имеет большое значение для последующего обучения детей дошкольного возраста физическим упражнениям, воспитания привязанности и интереса к спорту. Традиционные народные игры и национальные виды спорта являются важнейшими компонентами не только физической, но и этнической культуры. Они имеют большие воспитывающие возможности. Они решали и решают ряд первоочередных эстетических и нравственных задач физического воспитания [8; 11], [79, с 3, 54, с 3].
а) пробуждение в детях интереса, а в дальнейшем привития им любви к культуре своего народа через традиционные игры и виды спорта;
б) развитие физических качеств: сила, быстрота, ловкость, гибкость; двигательных умений: координация движений, меткость и воспитание воли к победе;
д) наконец, в народных играх и состязаниях эффективно выявляются и развиваются взаимосвязь физического, нравственного и эстетического воспитания.
Повышенный интерес к традиционным народным играм и национальным видам спорта подчеркивает о необходимости их детального изучения и смелого внедрения в практику современного физического воспитания на всех ступенях образовательного цикла. Это содействует всестороннему физическому развитию, расширению интеллектуального и эстетического кругозора детей, формированию истинных интернационалистов и патриотов [10], [368, 1 19].
Особенностями является то, что: они в той или иной мере несут в себе трудовой элемент этноса; имеют коллективный характер; развивают мышление и смекалку, укрепляют у детей такие качества, как дружба и взаимовыручка, нестандартное мышление, учат, как правильно решить ту или другую ситуацию.
При методически правильном использовании такие игры и виды спорта могут стать своеобразным культурным богатством каждого дошкольника и использоваться ими в дальнейшем.
Поэтому считаем, что назрела потребность начать серьезное изучение проблем образования и воспитания с использованием богатых возможностей тувинских народных игры и видов спорта, которые развивают физические задатки, оперативное мышление, наблюдательность, навыки самоконтроля, особенно в ДОУ.
В последнее время в нашей республике особое развитие получает тувинская национальная борьба «Хуреш». В школах и ДОУ начато преподавание курса «Хуреш» в урочное или внеурочное время. Традиционными стали проведение «Детского фестиваля «Хуреш»», где принимают участие дети с 5 летнего возраста. Количество участников достигает более тысячи человек. Кроме того организуются соревнования и турниры по национальной борьбе среди детей дошкольного и младшего школьного возрастов в ДОУ, районах и городах
Внимание специалистов все больше привлекает элементы приемов борьбы «Хуреш» и ритуального танца борца «Девиг», которых можно и нужно использовать на занятиях по физическому воспи-танию[6,7,11], [192, с 54-55,96, с 22-23, 59, с 12]
Элементы ритуала выполняются в сопровождении героической народной песни «Доге-Баары». Понятно, что она дает эмоциональную окраску придает выполняемым движением. При его выполнении борец импровизирует, в основном, полет орла как символа небесной силы, огня и бессмертия. Поэтому любители перевели ритуал «Девиг» на русский язык как «Танец орла». И действительно, даже зрителю, как говорится не вооруженным глазом, видно, что при исполнении элементов ритуала борцы невольно выпрямлялись и принимали позу гордого и мощного орла, все их действия имитируют полет, парение и схватку орла. Такие танцевальные движения вызывает у занимающихся эстетическое удовлетворение (наслаждение). Каждый борец чувствует себя частицей вселенной и единого сообщества [8], [79, с 27]
Элементы ритуала «Девиг» использовались нами при составлении Программы «Дополнительная образовательная программа по тувинской национальной борьбе «Хуреш» для дошкольных образовательных учреждений Республики Тыва»
Обращение к национальному виду спорта и произведениям тувинского национального искусства (музыки и фольклора) позволяет предполагать, что отдельные элементы борьбы «Хуреш» можно и нужно использовать не только в физическом, но и воспитании эстетическом на уроках по физкультуре и внеклассных секционных, кружковых занятиях в ДОУ и школах республики [4], [231, с 117].
Занятия борьбой «Хуреш» способствуют воспитанию всех физических качеств, а также развитию координации движений, двигательной реакции, ориентации в пространстве. Они требуют выдержки, решительности, смелости. Дети научатся управлять своим телом, перемещениями и движениями в разнообразных условиях, ситуациях.
Исходя из вышеуказанного, вытекает следующие задачи нашей работы:
1. Познакомить дошкольников с борьбой «Хуреш», историей возникновения, традициями и современным состоянием развития:
2. Формировать простейшие элементы технико-тактических действий единоборства: перемещение, умение падать, сохранение равновесия, осуществить и удерживать захваты.
3.Развивать координацию движений, выносливость, быстроту ловкость.
Техническое совершенствование данных движений достигались посредством выполнения следующих упражнений, включенных в содержание занятий.
Для успешного овладения элементами приемов борьбы «Хуреш» необходимо научить детей способам падения, стойки, перемещения, поворотов, остановок, а также действиям: перекаты, кувырки. Поэтому в начальный период целесообразно дать много упражнений для выработки навыков правильного падения, ощущать его свойства и производить движения с падениями.
Рекомендуется провести конкурс-игру: «Кто умеет правильно падать назад?». Необходимо приземляться на ягодицы, слегка ссутулившись, с перекатом на спину и прижать свой подбородок к груди; напрячь мышцы, чтобы приземление было мягче. Никогда не выставляйте руки назад (это чревато переломами), а подбородок к груди прижимайте, чтобы не удариться затылком.
«Кто умеет правильно падать на бок?» - убрать руку и перекатиться на плечо; подбородок прижать к груди.
«Кто умеет правильно падать вперед?» - вперед: выставить руки вперед и использовать их как амортизаторы. Нельзя приземляться на них жестко
Не менее важно научить детей принимать и сохранять боевую стойку борца, из которой можно быстро, удобно и успешно выполнять любое действие: прием, контрприем, защита.
Передвижения: различные виды ходьбы и бега («змейкой»; бег с изменением темпа по команде (ускорение, замедление); спиной или боком вперед; со сменой направления; с перестроением в пары по сигналу; с препятствиями; в чередовании с другими движениями: махи руками, повороты туловища и т.п.); различные виды прыжков.
После того как дети научатся правильно падать, сгруппироваться, перемещаться, появляется возможность обучать их элементам приемов, а также проводить учебные схватки по упрощенным правилам. В таких игровых схватках дети проявляют активность и создаются условия для быстрейшего и осмысленного формирования новых умений и навыков.
Упражнения в парах с партнером формируют умения: руками - захватить, обхватить, удержать, прижимать, отталкивать, подтянуть, толкнуть; ногами - подставление, переставление, отставление, зашагивание, сгибание, разгибание, размах, зацеп, подбив, накладывание, подталкивание, упор; туловищем - наклон, выпрямление, прогиб, поворот, толчок, прижимание, падение.
При обучении элементам борьбы «Хуреш» особенно важно добиться сознательного их усвоения. Занимающийся должен осознать, почему в той или иной ситуации более целесообразно применять те или иные действия, выполнять именно так и в определенной последовательности. Для этого воспитатель должен в доступной форме разъяс-
о о и и т
г
т
О т э т й А
X £ т О
х О т
0
01 и А ы О и А X X т
0
(Ч *
01 г
нить их значение в различных ситуациях применения и объяснить, почему именно так они должны выполняться.
Также необходимо дать возможность ребенку упражняться, пробовать на практике и применять полученные умения в игровой деятельности - в игровых и учебных схватках. Только при сочетании объяснения техники выполнении с показом и действиями самих детей возникает сознательное отношение к изучаемым двигательным действиям, умение целесообразно пользоваться ими в состязательной деятельности.
Элементы приемов борьбы «Хуреш» могут широко использоваться в старших и подготовительных к школе группах детского сада. В занятия при этом могут включаться учебные и игровые схватки с партнером, и специальные упражнения по закреплению навыков владения элементами приемов борьбы «Хуреш».
Обучение детей основным элементам приемов борьбы должно иметь целью достижение благоприятного физического развития и разносторонней двигательной подготовленности детей, а также ознакомление детей с элемнтами спортивных единоборств в доступной форме.
Техника борьбы «Хуреш» складывается из многих видов действий: стойки, передвижения, действия руками, ногами и туловищем, остановки, повороты,
Обучение элементам приемов борьбы «Хуреш». Каждый прием состоит из простых движений руками; захват, обхват, прижимание, отталкивание, рывок, толчок, упор, тяга, нажимание; движения ног - подставление, переставление, от-ставление, зашагивание, сгибание, разгибание, размах, зацеп, подбив, накладывание, подталкивание, упор; движения туловища - наклон, выпрямление, прогиб, поворот, толчок, прижимание, падение.
Особенности методики обучения. При разучивании элементов приемов борьбы «Хуреш» важную роль играют упражнения, подводящие занимающихся к выполнению элемента основного приема и имитации выполнения самого приема. Они имеют существенное сходство с основным изучаемым приемом, но являются более простыми и более легкими для детей. Подводящие и имитационные упражнения позволяют выделить главное звено изучаемого движения, что облегчает освоение двигательного действия.
На начальном этапе формирования умений владения приемом внимание ребенка должно быть направлено на качество выполнения движения, а не на достижение при помощи этого приема определенного результата. Если дети еще полностью не усвоили новое действие, навык еще не сформирован, то учебные схватки может способствовать не правильному их закреплению. Но это не значит, что на начальном этапе формирования действий основным методом обучения должно быть только упражнение. Широкое применение игрового метода возможно уже с самого начала. Используя игры и игровые упражнения, которые
могут составлять 50-70%, необходимо удовлетворить желание детей бороться. Эффективно использование игр с элементами спортивных единоборств, где каждый борец действует за себя.
При обучении элементам борьбы «Хуреш» применялись следующие специализированные игровые комплексы: Игры в касания, способствующие развитию следующих качеств и навыков: видеть партнера, распределять и концентрировать внимание, перемещаться самостоятельно, творчески решать двигательные задачи; Игры в блокирующие захваты, суть которых выражается в умении сковать действия противника, захватив одну или обе руки в зависимости от задач, которые предстоит решать в игре; Игры в атакующие захваты. Суть игр заключается в том, чтобы добиться одного из захватов, обусловленных заданием, и реализовать его каким-либо преимуществом над соперником; Игры в теснение, т.е., борьба за участок площади - один из основных компонентов спортивного поединка. Это не просто выталкивание, это теснение противника активными действиями из зоны поединка (в пределах правил), меняя направление движения, преодолевая его попытки к действию и вынуждая к отступлению; Игры в дебюты (начало поединка). В этом комплексе предлагаются разные исходные положения при проведении игр в дебюты: спина к спине; левый бок к левому; правый бок к правому; левый бок к правому; правый бок к левому; соперники разошлись - встретились; один партнер на коленях, другой - стоя; и т.д.; Игры в перетягивание - направлены на развития силовых качеств; Игры с опережением и борьбой за выгодное положение, площадь ковра, позицию и т.д. Эти игры формируют умение быстро находить и осуществлять атакующие решения; Игры за сохранение равновесия в разных исходных положениях.
Результаты наших исследований доказывают, что использование игр с элементами единоборства, в частности борьбы «Хуреш» является одним из эффективных средств воспитания детей дошкольного возраста.
Ведущим видом спортивной деятельности детей дошкольного возраста является игра, борьба -«возня между собой», а ведущими методами в дошкольной педагогике - игровой. Именно поэтому формирование двигательных умений и навыков (приемов в борьбе) должно быть основано на игровом методе обучения. Подвижные игры с элементами спортивного единоборства и борьбы «Хуреш» дают возможность закрепить двигательные умения и возможность комплексно решать задачи физического воспитания детей дошкольного возраста, приобщить детей к спорту
Поэтому мы утверждаем о том, что педагог в своей работе с детьми в ДОУ должен использовать элементы единоборства, в нашем случае, борьбы «Хуреш».
Таким образом, во время обучения элементам борьбы «Хуреш» и специальных игр дети учатся владеть телом, сохранять равновесие, видеть партнеров, быстро принимать решения.
Элементарные действия в борьбе, отдельные элементы состязаний не только возможны, но и целесообразны.
Содержание, методика проведения и планирование учебного материала по борьбе «Хуреш» имеют свою специфику. Их организация требует:
- учета возрастных особенностей детей;
- уровня физического развития и физической подготовленности занимающихся;
- обеспечения правильного показа приема и тактической подготовки;
- подбора примерно равных по весу напарника в парных упражнениях и игровых поединков;
- постоянного контроля за сохранением правильной позы и осанки детей во время занятия;
- учета задач физического воспитания детей, условий и специфики работы ДОУ.
Во время занятия воспитатель (методист или тренер) должен следить за состоянием детей, не допускать их переутомления. В случае появления каких-либо признаков усталости, переутомления необходимо дать возможность ребенку отдохнуть, а затем можно переключиться на более спокойную деятельность.
Все это определяет и специфические методы обучения и формы проведения занятий по борьбе «Хуреш».
Заключение
Нами разработана и апробирована программа «Дополнительная образовательная программа по тувинской национальной борьбе «Хуреш» для дошкольных образовательных учреждений Республики Тыва», которая состоит из элементов борьбы «Хуреш» с описанием методики.
В отечественной практике долгое время считалось, что целесообразно начинать занятия в спортивных единоборствах с 10 лет. Однако, принимая во внимание опыт работы в других странах и с учетом результатов нашей работы и значение борьбы «Хуреш» в укреплении здоровья и развитии психофизических качеств, можно рекомендовать включение борьбы «Хуреш» в программу дошкольного учреждения с 4-летнего возраста.
В таких группах детского сада практикуются игры с элементами спортивных единоборств, простейшие формы борьбы и элементы приемов. Отличительная, положительная особенность обучения борьбе «Хуреш» в дошкольном учреждении -это ее эмоциональная направленность. Каждое занятие должно дать радость ребенку, пробуждать у него желание, стимулировать игровую и творческую активность, развивать потребность в занятии физическими упражнениями. Поэтому воспитателю необходимо применять разные методы, выбор которых определяется конкретной задачей занятия, физичсекой подготовленностью детей и другими приемами.
Игры с элементами единоборства, в частности борьбы «Хуреш» требуют большой собранности, организованности, наблюдательности, определенной, доступной детям техники движений, быстрой двигательной реакции. Они должны быть подо-
браны с учетом возраста, состояния здоровья, эмоционального состояния, индивидуальной склонности и интересов ребенка.
Занятия борьбой «Хуреш» укрепляет все группы мышц, развивает психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, гибкость и выносливость. В играх с элементами единоборства и в борцовских учебных схватках, поединках у ребенка повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями напарников; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность; обогащается его сенсомо-торный опыт, развивается творчество.
Подвижные игры с элементами борьбы «Хуреш» дают возможность каждому ребенку почувствовать важность участия в совместных действиях, помощи друг другу для достижения результата и успеха, т.е. приобщают детей к универсальным ценностям человеческой жизни: доброте, коллективизму, взаимопониманию и взаимопомощи. Ведь позитивный эмоциональный тонус занятий поддерживает у детей интерес к физической культуре и спорту. Многообразие подвижных игр с элементами единоборства и борьбы «Хуреш» увлекает детей. Познав радость и удовольствие от таких занятий, дошкольники уходят с занятия с желанием продолжить его, как можно скорее. Так формируются осознанный интерес и мотивация к занятиям не только борьбой «Хуреш», но и физической культурой и спортом в целом.
Возраст детей и связанные с возрастом их физические возможности, условия и специфика работы ДОУ определяют как методы, так и форму проведения занятий по обучению детей элементам борьбы «Хуреш». В зависимости от этого обучение может дать различные результаты в оздоровительном, воспитательном и образовательном отношении. Но, игровая форма проведения занятия является основой методики обучения спортивным единоборствам.
Таким образом, цель данного исследования, выявить особенности методики обучения дошкольников элементам приемов борьбы «Хуреш» достигнута.
Литература
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. Федеральный выпуск № 5976 (303), 2012.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2013. -№ 33, ст. 4377.
3. Внедрение национальной борьбы «Хуреш» в процесс физического воспитания школьников
4. Ооржак С.Ы., Ооржак Х.Д.Н. // Сибирский педагогический журнал. 2009. - № 7. С. 181-187. 2
о о и и т
г
т
О
т э
т
й А
X £ т О
х
0
т О
01
и
А
ы о
и А
X X т
5. Кенин-Лопсан М.Б. Традиционная культура тувинцев. - Кызыл: 2006. - 231 с
5. Миндиашвили Д.Г., Завьялов А.И., Ооржак Х.Д-Н., Ооржак С.Ы. Хостуг «Хуреш»тин техниказы болгаш тактиказы. - Кызыл: РИО ТувГУ, 2009. -250 с.
6. Ондар О.Ч. Борьба «Хуреш»: монография. -Кызыл: РИО ТувГУ, 2015. - 192 с.
7. Ооржак С.Ы. «Хуреш»: борьба по-тувински. -М: «Триада ЛТД» 2008. - 96 с
8. Ооржак С.Ы. Шуглуп оорен. - Кызыл: 1990. -79 с.
9. Ооржак С.Ы., Ооржак Х.Д-Н. Примерные программы внеурочной деятельности для начального общего образования по борьбе «Хуреш». - Кызыл: Институт развития национальной школы, 2011. -44 с.
10. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой/. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
11. Программа для борцов «Хуреш»истов 1-2 годов обучения в группах начальной подготовки (НП) в спортивных школах, коллективах физкультуры. / Ооржак С.Ы, Сат О.С. - Кызыл: 2006. - 59 с.
12. Цандыков В.Э. Разработка и внедрение модульных технологий на третьем уроке физической культуры (на примере игр с элементами калмыцкой национальной борьбы) / В. Э. Цандыков, О. Б. Цандыкова // Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения: материалы четвертой научно-практ. конф. с междунар. участием, г. Москва, 15-16 мая 2014 г. /
Methods of teaching preschoolers how to fight "khuresh" Oorzhak S.I., Homushku V.V.
Tuvinian state university
In article are considered questions of the physical education in preschool institution. The Authors of the article reveal about dug the tuvinian national fight "Huresh" in system of the physical education as facility of the physical development дошкольников, open the problems of the preschool institution, touching sphere of the conservation and fortifications of health детей preschool age.
The Fight "Huresh" ranks along the most popular and mass sports, developed in Republic Tyva. Being component part of traditional culture and histories of folk given type single combat on importance in physical and moral training, psychological закалке tuvinian boy and youth occupies the лидирующее position. In recently all increases the amount enthusiastic this verily public sports of the people and amount concerning with fight "Huresh". Keywords: wrestling, huresh, physical exercises, plays, national sports, main motion, physical quality, motor skills, abilities, methods. References
1. Federal Law dated December 29, 2012 No. 273-FZ "On Education in the Russian Federation" // Russian newspaper. Federal Issue № 5976 (303), 2012.
2. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian
Federation of October 17, 2013 No. 1155 "On approval of the federal state educational standard of pre-school education" // Collected Legislation of the Russian Federation, 2013. - No. 33, Art. 4377.
3. The introduction of the national struggle "Khuresh" in the process
of physical education of schoolchildren Oorzhak S.Y., Oorzhak Kh.D.N. // Siberian Pedagogical Journal. 2009. - № 7. S. 181-187. 2
4. Kenin-Lopsan M.B. Traditional culture of Tuvans. - Kyzyl: 2006. -
231 seconds
5. Mindiashvili, DG, Zavyalov, AI, Oorzhak, H.D.N., Oorzhak, S.Y.
Hosthost "Huresh" Tin tekhnikazy Bulgarian tactics. - Kyzyl: RIO TU, 2009. - 250 p.
6. Ondar O.Ch. The fight "Khuresh": a monograph. - Kyzyl: RIO TU,
2015. - 192 p.
7. Oorzhak S.Y. Huresh: Tuvinian wrestling. - M: Triad LTD. 2008. -
96 with
8. Oorzhak S.Y. Shuglup ooren. - Kyzyl: 1990. - 79 p.
9. Oorzhak S.Y., Oorzhak H.D-N. Exemplary programs of extracurricular activities for primary general education in the struggle "Khuresh". - Kyzyl: National School Development Institute, 2011. - 44 p.
10. Approximate educational program of preschool education "From birth to school" /N.E. Veraksy, TS Komarova, M.A. Vasilyeva /. -M .: MOSAIC SYNTHESIS, 2014. - 368 p.
11. The program for wrestlers "Khuresh" istov 1-2 years of study in groups of initial training (NP) in sports schools, physical education teams. / Oorzhak S.Y., Sat.O. - Kyzyl: 2006. - 59 p.
12. Tsandykov V.E. Development and implementation of modular technologies in the third lesson of physical culture (for example, games with elements of the Kalmyk national struggle) / V.E. Tsandykov, O. B. Tsandykova // Innovative technologies in sports and physical education of the younger generation: materials of the fourth scientific and practical. conf. from Intern. participation, Moscow, May 15-16, 2014 /
о
(4 *
SI
Z