Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности.
В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.
Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.
Таким образом, подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об
окружающем мире, гармоничного развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.
Литература
1. Глазырина Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Владос, 1999.
2. Гориневский В.В. Игры и развлечения. -М.;Л.: Молодая гвардия, 1924. Изд. 3, перераб. и доп.
3. Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учебник для пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология (дошкольная)». - М.: Просвещение, 1985. - Изд. 3, испр. и доп.
4. Коровин С.С. Подвижные игры в физическом воспитании. - Оренбург: ОГПИ, 1996.
5. Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей: книга для воспитателя детсада. - М.: Просвещение, 1987.
6. Лесгафт П.Ф. Сборник педагогических сочинений. - М.: Физкультура и спорт, 1952. - Т.2.
7. Степаненкова Э.Я. Подвижные игры как средство гармоничного развития дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1995. -№ 12.
ВНЕДРЕНИЕ БОРЬБЫ «ХУРЕШ» В ШКОЛЬНУЮ СИСТЕМУ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
THE INTRODUCTION OF STRUGGLE "ХУРЕШ" IN THE SCHOOL SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION OF THE REPUBLIC OF TYVA
С.Ы. Ооржак, Х.Д.-Н. Ооржак, Л.Б. Ооржак S. Oorshak, H. Oorshak, L. Oorshak
Обоснование и экспериментальное подтверждение эффективного применения борьбы «Хуреш» в системе физического воспитания общеобразовательной школы Республики Тыва. Апробирование программы по борьбе «Хуреш».
Ключевые слова: борьба «Хуреш», национальные виды спорта, физическое воспитание школьников, программа физического воспитания, педагогический эксперимент.
Substantiation and experimental confirmation of the effective application of the struggle "Huresh" in the physical education system of secondary schools of the Republic of Tuva. Testing of the program on struggle "Huresh".
Key words: the struggle of the "Huresh", national kinds of sports, physical education of schoolchildren, the program of physical education, pedagogical experiment.
Актуальность. В национальных регионах России традиционные средства физического воспитания народа имеют свои особенности, которые должны быть отражены в содержании процесса физии-ческого воспитания общеобразовательных школ. Народно-национальные физические упражнения и игры имеют большую практическую ценность, являются хорошим источником обогащения содержания школьной физической культуры.
На сегодня существует ряд проблем, не позволяющих профессиональным работникам физической культуры и спорта широко использовать национальные виды спорта. К таким проблемам можно отнести: отсутствие методической литературы по народным видам спорта для различных учебных заведений, отсутствие литературы на национальных языках, объясняющей пользу физических упражнений, строение тела человека, влияние физической культуры на организм и ее оздоровительные функции, не разработаны программы по народным видам спорта для общеобразовательных школ.
Происходящие в школьном образовании модернизации требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий и эффективных средств, методов обучения, укрепления и охраны здоровья учащихся. С этих позиций необходимо концептуально пересмотреть и сложившуюся практику обучения и воспитания, особенно в начальной школе, направив ее на формирование всесторонне развитой личности (М. Н. Алиев, И. М. Магомедов, 1999).
Модернизация школьного образования предполагает реализацию принципа вариативности программ обучения учащихся, в том числе и разработки комплексных программ по физической культуре, способных к обновлению и учитывающих возрастные, индивидуальные особенности физического и психического развития детей.
Если мы займемся народными средствами физического воспитания, которые на протяжении многих столетий проверенные самой жизнью, они
органично должны внедриться в школьную систему физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы населения. Национальные виды спорта тувинского народа еще недостаточно изучены и освещены в литературе. До сих пор применение национального вида спорта тувинцев борьбы «Хуреш» в школьной физической культуре не практикуется. Не имеет еще достаточно научно-педагогического обоснования, строго разработанного методики.
В целом изучение состояния исследуемой проблемы позволило выявить следующие существующие противоречия:
- между образовательно-воспитательным потенциалом национальной борьбы «Хуреш» и школьной системой физического воспитания не отражено педагогическое содержание физической культуры населения;
- между новыми формами учебно-спортивной работы и отсутствием современных инновационных технологий по внедрению борьбы «Хуреш» в систему физического воспитания Республики Тыва (РТ) и отсутствием учебно-методической литературы.
Практический опыт работы авторов позволил в достаточной степени обосновать необходимость поиска путей эффективного применения борьбы «Хуреш» в системе физического воспитания общеобразовательной школы РТ. Таким образом, отсутствие целенаправленных исследований, целостно рассматривающих взаимодействия (закономерности) современного и этнокультурного образования, изучение и совершенствование содержания физического воспитания школьников по использованию традиционной физической культуры народа (тувинские национальные виды спорта, народные подвижные игры) в процессе физического воспитания школьников. Разработка с этой целью программ по национальной борьбе «Хуреш», учебно-методических рекомендаций, а также очевидная общественная значимость и педагогическая актуальность проблемы
определили выбор темы исследования: «Тувинская национальная борьба «Хуреш» как средство физического воспитания учащихся общеобразовательных школ».
Цель исследования: обоснование и экспериментальное подтверждение эффективности использования национальной борьбы «Хуреш» в процессе физического воспитания школьников Республики Тыва.
Гипотеза: предполагается, что целенаправленное использование тувинской национальной борьбы «Хуреш» в школьной системе физического воспитания (урочные и внеурочные формы организации занятий) позволит повысить уровень физического развития, физической подготовленности и интереса школьников к своему национальному виду спорта «Хурешу».
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить состояния вопроса из литературных источников и дать анализ современного состояния школьной физической культуры.
2. Обосновать эффективность использования традиционных средств физической культуры в физическом воспитании школьников.
3. Экспериментально проверить эффективность разработанной программ-мы по национальной борьбе «Хуреш» для общеобразовательной школы.
4. Провести анализ результатов опытно-экспериментальной работы (динамика показателей)
Для решения поставленных задач и проверки правильности выдвинутой гипотезы в ходе исследования был использован комплекс методов: анализ литературных источников; отбор, систематизация и обобщение материалов по проблеме; системный подход; изучение и анализ программ, планов и нормативных документов по физической культуре МОУ; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; методы статистической обработки результатов исследования.
Научная новизна исследования заключается в раскрытии педагогичес-
кого содержания традиционных средств физической культуры тувинского народа (образовательно-воспитательный аспект). В установлении эффективности их применения в условиях начальной школы (урочные и внеурочные формы организации занятий). В разработке программы по традиционно-нацио-нальной борьбе «Ху-реш» для общеобразовательных школ Республики Тыва. И в обосновании эффективности программы опытно-экспериментальным путем, что подтверждается изменением динамики показателей до и после эксперимента.
На основе анализа педагогической, культурологической литературы обогащен понятийный аппарат физической культуры за счет уточнения и конкретизации понятий: «культура», «традиционная физическая культура народа», «народная педагогика», «этническая педагогика», «этнопедагогика традиционной физической культуры». Осуществлено не только теоретическое обоснование проблемы, но и выявлена устойчивая взаимосвязь процессов классической и народной физической культуры.
Изучение развития педагогики и педагогической мысли показывает, что общество уделяло недостаточное внимание изучению культуры малочисленных и малых народов, в том числе и использованию народного опыта воспитания. Это способствовало исчезновению многих прогрессивных воспитательных традиций и, в конечном счете, деформировало отношение людей к таким понятиям, как честь, совесть, долг, человеческое достоинство, устои взаимоотношений между людьми, а также привело к утрате системы народного воспитания. Между тем успех в воспитании личности ребенка зависит в определенной степени от знания духовных ценностей, этнопедагогической культуры народа и умения использовать их в развитии и формировании человека. Поэтому одной из важнейших проблем продолжает оставаться вопрос изучения и оценки народных педагогических идей и опыта, их значения по отношению к педагогической науке, т.к. народная педагогика затрагивает ее основные принципы и имеет непосредственное
отношение к организации воспитания, обучения детей и молодежи.
Борьбу «Хуреш» в Республике Тыва любят и понимают, она является самым уважаемым видом спорта, не разделимая часть любого народного праздника. «Хуреш» как средство физического воспитания народной педагогики является самым распространенным и популярным спортом. Сама борьба очень богата техническими приемами, тактическими действиями, требующими хорошей физической и психологической подготовки. В борьбе «Хуреш» используются все приемы, которые имеются в арсенале борьбы самбо, классической и вольной борьбы. В «Хуреше» ярко проявляется не только сила, ловкость и выносливость, но и сила духа, мужество. Издавна считается, что составляющих победы в хуреше три; это боевой дух, мастерство и масса борца. Поэтому национальная борьба «Хуреш» является одним из наиболее эффективных средств воспитания подрастающего поколения в Республике Тыва.
На основании анализа полученных результатов нами сделан вывод о необходимости разработки программ по национальной борьбе «Хуреш» для общеобразовательных школ Республики Тыва (начальной, основной и средней школе, спортивной секции).
Программа по физическому воспитанию для учащихся Республики Тыва разработана на основе анализа национальных и республиканских особенностей. Основным государственным нормативным документом является Базисный учебный план, на основе которого разрабатываются региональные учебные планы. Региональный учебный план несет нормативную нагрузку на
уровне региона и является основой для разработки учебного плана общеобразовательного учреждения.
К совершенствованию содержания программного материала за счёт обогащения его элементами физической культуры тувинского народа (борьба «Хуреш») нами определены следующие исходные требования: соответствие общеобразовательной направленности физического воспитания; гармоническая связь с общим для всех школ программным материалом; соответствие национальным и республиканским особенностям; унификация и систематизация; соответствие условиям школьной системы обучения.
Предлагаемый учебный план работы предусматривает изучение теории, техники и тактики борьбы «Хуреш» в общеобразовательных школах Республики Тыва, а также формирование педагогических умений в организации и проведении самостоятельных тренировочных занятий. Экспериментальные учебно-тренировочные планы предусматривают на первый и второй годы обучения 312 и 416 учебных часов, на третий год - увеличение учебно-тренировочных часов до 520. Общее количество часов на каждый год обучения распределяется между теоретической и практической подготовкой, деление которых весьма условно, так как оба раздела экспериментальной программы органично взаимосвязаны, ввиду того, что теоретические знания по технике и тактике ведения борьбы и биомеханических закономерностей
выполнения технических действий давались по мере их разучивания (таблица 1).
Примечание: на другие разделы, соответственно 18, 48, 108 часов распределены.
Таблица 1. Распределение учебных часов по видам подготовки в спортивной секции _по тувинской борьбе «Хуреш» по годам обучения._
№ п/п Разделы подготовки Количество часов Соотношение в %
1 год 2 год З год 1 год 2 год З год
1 Теоретическая 10 12 12 3 3 2
2 Общая физическая 80 90 96 25 21 18
3 Специально-физическая 30 40 44 9 9 8
4 Технико-тактическая 162 200 245 52 48 47
5 Соревновательная 6 18 6 2 4 1
6 Контрольные нормативы 6 8 9 2 2 2
7 Общее количество 312 416 520 100 100 100
Одним из актуальных вопросов на начальном этапе обучения начинающих борцов является выбор оптимального соотношения тренировочных нагрузок и рациональной последовательности изучения технических действий с учетом физиологических особенностей развития детей этого возраста. Исходя из этого, мы в
На основе экспериментального учебного плана спортивной секции по тувинской национальной борьбе «Хуреш» были разработаны рабочие планы по годам обучения. Они определяют конкретное содержание учебно-тренировочных занятий на определенный учебно-тренировочный цикл (учебный год). Хуреш на первый взгляд, может показаться весьма простым, но это не так. В борьбе «Хуреш» спортсмен должен постоянно следить за своим равновесием, обладать мгновенной реакцией, уметь использовать в свою пользу силу и движения противника, чувствовать его центр тяжести и площадь опоры. Поэтому тувинские борцы-вольники, самбисты, сумоисты выделяются особой устойчивостью. Это подчеркивал двукратный чемпион Олимпийских игр И.С.Ярыгин, который считал, что
зависимости от года обучения изменили соотношение средств подготовки. Так, коэффициент соотношения общефизической и специально-физической подготовки к технико-тактической на первом году обучения составляет 0,67 (табл.2), на втором году - 0,65, на третьем году этот коэффициент равняется 0,57.
«Тувинская национальная борьба «Хуреш» привнесла в нашу советскую школу тоже свое, но нужное всем нам».
Содержание экспериментальных рабочих планов по борьбе «Хуреш» максимально приближено к таким международным видам борьбы как вольная борьба, самбо, дзюдо, сумо.
Анализ полученных данных в начале педагогического эксперимента позволил утверждать, что физическое развитие участников эксперимента существенных различий не выявило.
По окончании педагогического эксперимента в обеих группах произошли некоторые изменения в показателях физического развития. Так, например, масса тела в контрольных группах в среднем увеличилась на 9,14кг, и среднее значение в этих группах составило 43,01 кг. В экспериментальных
Таблица 2. Соотношение средств общефизической, специально-физической
подготовки и технико-тактической по годам обучения
№ п/п Виды подготовки Соотношение в процентах
1 год 2 год З год
1 Общая физическая 80 90 96
2 Специально-физическая 30 40 44
3 Технико-тактическая 162 200 245
4 (ОФП+СФП)/ТТП. (80+30)/162=0,67 (90+40)/200= 0,65 (96+44/245
группах среднее значение массы тела достаточно высоким уровнем
увеличилось на 11,79 кг, что составило в достоверности (Р< 0,01) (таблица 3). среднем 46,34, что подтверждается
Таблица 3.
Соотношение показателей уровня физического развития контрольных и
Виды измерений Ед. из-я группы 2005-2006 (М± т) 2006-2007 (М ± т) 2007-2008 (М±т) Сдвиг Достовер- ность
1 Масса тела Кг. К 33,87±1,38 39,85±2,08 43,01±2,02 9,14 Р<0,001
Э 34,55±2,02 40,14±2,41 46,34±2,06 11,79 Р<0,01
Р< 0,1 Р< 0,1
2 Длина тела См К 142,17±1,58 148,27+2,17 155,5+2,20 13,33 Р<0,001
э 145,24±1,75 149,34±2,44 157,61±2,36 12,37 Р<0,001
Р< 0,1 Р< 0,1
3 Окружность грудной клетки См к 68,23+1,35 71,72±2,51 76,0±1,42 7,77 Р<0,001
э 67,18±1,45 70,84+2,34 74,78±2,02 7,6 Р<0,01
Р< 0,1 Р< 0,1
4 Жизненная емкость легких 3 см к 2417+113,8 2788+ 118,4 2860+ 135,0 443 Р<0,01
э 2300 ±65,6 2760± 124,3 2973± 119,2 673 Р<0,001
Р< 0.1 Р< 0,1
5 Кистевая динамометрия правой руки Кг. к 15,71+0,77 23,21+0,92 33,90+1,75 18,19 Р< 0,001
э 1535±1,05 24,63±1,64 36,24±1,29 20,89 Р< 0,001
Р< 0,1 Р< 0,1
6 Кистевая динамометрия левой руки Кг. к 14,39+0,64 22,28+0,86 31,57+1,88 17,18 Р< 0,001
э 14,40+0,93 23,58±1,83 34,05±3,20 19,65 Р< 0,001
Р< 0,1 Р< 0,1
7 Становая динамометрия Кг. к 44,32+1,71 48,54+2,45 56,38+3,23 12,06 Р< 0,001
э 42,97±2,61 49,99±2,68 59,63±2,87 16,66 Р< 0,001
Р< 0,1 Р< 0,1
Данные статистических исследований физической подготовленности занимающихся контрольных и опытных группах свидетельствуют о том, что уровень
физической подготовленности обоих групп, в начале педагогического эксперимента, существенных различий не имел (табл. 4)
Таблица 4.
Соотношение показателей уровня общефизической подготовленности контрольных и _экспериментальных групп_
Контрольные упражнения Ед. из-я. Группы 2005-2006 (М± т) 2006-2007 (М ± т) 2007-2008 (М±т) Сдвиг Достовер-н ость
1 Бег 30 метров. Сек К 5,6±0,027 5,45+0,023 5,3±0,021 0,3 Р< 0,001
Э 5,7+0,032 5,3+0,026 5Д±0,020 0,5 Р< 0,001
Р<0,01 Р<0,001
2 Прыжки в длину с места. См. К 164,8±0,75 182,5+1,05 198,3±0,90 33,5 Р< 0,001
Э 166,1+0,90 179,3±0,94 195,4±0,85 29,3 Р< 0,001
Р<0,1 Р<0,05
3 Подтягивания на высокой перекла-дине. К-во раз. К 5,53±0,10 7,31+0,12 9,36+0,14 3,83 Р< 0,001
э 5,52±0,15 7,18+0,12 10,05±0,12 4,53 Р< 0,001
Р<0,1 Р<0,05
4 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. К-во раз. к 32,07+0,32 38,81 ±0,20 44,41 ±0,36 12,34 Р< 0,001
э 30,35+0,45 40,45±0,36 47Д8±0,30 16,93 Р< 0,001
Р<0,01 Р<0,05
5 Кросс метров. М/ С. к 3,63±О,13 3,77±0,16 4,01+0,17 0,38 Р< 0,05
э 3,52±0,14 3,80±0,13 4,10±0,14 0,58 Р<0,01
Р<0,1 Р<0,1
Так, например, в беге 30 метров среднеарифметическое значение контрольной группы составило 5,6, то экспериментальной группе соответственно 5,7 с. Достоверность различий между экспериментальными и контрольными группами была на уровне Р< 0,01. В прыжках в длину с места среднеарифметическое значение контрольной группы составило 164,8 см., а, в экспериментальных - 166,1 см. В этом виде испытания различия не достоверны (Р< 0,1). В подтягивании на высокой перекладине среднее значение в контрольной группе составило 5,53 раз, в экспериментальных - 5,52 . Различия в этом виде контрольных упражнений не достоверны (Р< 0,1). Среднее значение в сгибании и разгибании рук в упоре лежа в контрольной группе составило 32,07, в опытной группа 30,35 раз. Достоверность Р< 0,01. В кроссе на 1000 м участники
контрольных групп в среднем пробежали со скоростью . 3,63 м/с, экспериментальная - 3,52 м/с. Достоверность на уровне Р<0,1.
Таким образом, согласно задачам исследования представлены обобщенные выводы, отражающие позитивность использования тувинской национальной борьбы «Хуреш», как средства физического воспитания школьников. Результаты изучения свидетельствуют об эффективности опытно-экспериментальной работы - произошли позитивные изменения по всем показателям, на основе которых можно сделать вывод об улучшении уровня показателей физической подготовленности школьников, с более низкого на более высокий.
Литература
1. Ооржак Х.Д.-Н., Ооржак С.Ы., Кыргыс Э.К. Народная подвижная игра как средство физического воспитания школьников // Научная жизнь.-2007.-№2.-С.163-170 (ВАК).
2. Ооржак С.Ы. Основы хуреша // - Кызыл, Республиканская типография.-2005.- 34 с.
3. Ооржак С.Ы, Ооржак Х.Д.-Н. Внедрение национальной борьбы «Хуреш» в процесс физического воспитания школьников // Сибирский педагогический журнал.-2009.-№7.-С.181-187.
4. Ооржак С.Ы., Сат О.С. Хуреш. Программа для борцов-хурешистов 1-2 года обучения в группах начальной подготовки (НП) и 1-2 года обучения в учебно-тренировочных
группах (УТГ) подготовки, спортивных школах, коллективах физической культуры - Кызыл, Республиканская типография.-2006.-59 с.
5. Ооржак Х.Д.-Н., Ооржак С.Ы., Кыргыс Э.К. Методические рекомендации для основной (общей) школы по использованию традиционной физической культуры - Кызыл, РИО ТывГУ.-2008.-31 с.
6. Ооржак С.Ы. Хуреш: борьба по тувински -М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп».-2008.-96 с