Научная статья на тему 'Внедрение национальной борьбы «Хуреш» в процесс физического воспитания школьников'

Внедрение национальной борьбы «Хуреш» в процесс физического воспитания школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
464
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА НАРОДА / НАРОДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / НАЦИОНАЛЬНАЯ БОРЬБА «ХУРЕШ» / ПРОГРАММА ПО ТУВИНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БОРЬБЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ооржак Сергей Ынаажыкович, Ооржак Херел-оол Дажы-намчалович

Одним из действенных средств привлечения молодежи к активным занятиям физической культурой и спортом является тувинская национальная борьба «Хуреш».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ооржак Сергей Ынаажыкович, Ооржак Херел-оол Дажы-намчалович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение национальной борьбы «Хуреш» в процесс физического воспитания школьников»

школы является внедрение национальных видов спорта, подвижных игр в содержание материала уроков физической культуры. Необходимость разработки этой программы обосновывается следующими мотивами:

- отсутствием на практике и в литературе методики отбора национальных средств физического воспитания, не определены их роль и место в физическом воспитании школьников.

- не разработанностью вопросов использования национальных средств физического воспитания в системе уроков физической культуры в качестве дополнительного материала к государственной программе, которые не нашли должного отражения в научно-методической литературе;

- значительным снижением физической подготовленности и интереса учащихся к урочным и внеурочным формам физического воспитания;

- слабостью материальной базы и нехваткой специалистов по физическому воспитанию.

Нами проведено социологическое исследование (анкеты, опрос) 87 учителей физической культуры общеобразовательных школ Республики Тыва. Из восьмидесяти семи опрошенных 71,3% имеют специальное образование, 15,7% - незаконченное высшее и только 13% “-среднее специальное образование, что свидетельствует о высокой квалификации учителей физической культуры в школах республики.

Данные опроса свидетельствуют о том, что 17% учителей физической культуры не знают названий традиционных игр тувинцев, не говоря уже об их содержании и педагогическом значении каждой подвижной игры.

До настоящего времени в средне-специальных и высших учебных заведениях республики не ставился вопрос о подготовке специалистов по национальным средствам физического воспитания, отсутствуют специально разработанные программы.

Анализ результатов опроса учителей физической культуры показал, что 83% опрошенных высказались за использование традиционных средств физического воспитания на уроках в качестве дополнительного учебного материала к программе физического воспитания учащихся с выделенным национально-региональным компонентом.

Из опрошенных учителей 61,6% используют традиционные средства физического воспитания, а 32,4% учителей не используют. Последние отмечают значительное увеличение интереса у учащихся к урокам физической культуры, содержащим традиционные средства физического воспитания тувинского народа.

На основании анализа полученных результатов нами сделан вывод о необходимости разработки программы по национальной борьбе «Хуреш» для школьников.

Программа по национальной борьбе «Хуреш» предусматривает изучение теории, техники и тактики борьбы «Хуреш».

В процессе занятий занимающиеся должны приобрести специальные знания и навыки овладения техникой, тактикой и ритуалами борьбы «Хуреш» в объеме программы.

Учебная работа осуществляется в форме организованных практических и самостоятельных занятий по усвоению и совершенствованию техникотактических навыков, повышению уровня физической подготовленности, мастерства. На практических занятиях студенты приобретают специальные знания, обучаются техники и тактики борьбы «Хуреш», ритуалу «Девиг». Самостоятельная работа заключается в выполнении заданий тренера-препо-давателя, самообслуживанию учебных занятий и самоконтроль за уровнем физической подготовленности.

На учебных занятиях изучаются различные элементы техники и тактики, исправляются ошибки, закрепляются двигательные действия, знакомятся с новыми технико-тактическими действиями, защитными приемами.

В программе предусмотрен организационный раздел, учебный раздел, состоящий из теоретических и практических занятий, раздел зачетные требования.

Цель подготовки борцов-хурешистов заключается в достижении физического и нравственного совершенствования. Для достижения намеченной цели необходимо решить задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные.

Образовательные задачи состоят из усвоения теоретических и практических основ борьбы «Хуреш». Воспитательные задачи предусматривают воспитание нравственных, волевых и физических качеств. Оздоровительные задачи позволяют контролировать уровень физического состояния здоровья, его сохранение и укрепление.

Программа предусматривает организацию и проведение систематической многолетней круглогодичной плановой, учебно-тренировочной и воспитательной работы.

При разработке годовых планов учебно-тренировочного процесса необходимо уделить должное внимание реализации в практике работы следующих основных положений: непрерывности и круглогодичности организации процесса тренировки; четкому определению задач и содержания учебно-тренировочных занятий по отдельным периодам и этапам тренировочного года.

Основные формы учебно-тренировочного процесса с занимающимися: групповые занятия (теоретические и практические) по расписанию; участие в спортивных соревнованиях; методический разбор уроков, анализ участия в соревнованиях; инструкторская и судейская практика; выполнение домашних заданий; тренировка по индивидуальному плану.

Учебно-тренировочный процесс каждого года обучения состоит из трех периодов: подготовительного, соревновательного и переходного.

Основные задачи подготовительного периода: теоретическая подготовка, улучшение общей и физической подготовки, воспитание моральных и воле-

вых качеств, изучение техники и тактики национальной борьбы «Хуреш». Длительность этого периода зависит от года обучения.

Соревновательный период. Особое внимание уделяется дальнейшему изучению и совершенствованию техники и тактики борьбы «Хуреш», морально волевых и физических качеств; специальная подготовка к участию в соревнованиях, проведение тренировочных и контрольных схваток; участие в соревнованиях. Длительность соревновательного периода 6-7 месяцев.

Переходный период. Поддержание достигнутого уровня общей физической подготовленности. Самостоятельное выполнение задания тренера на этот период. Средства: общеразвивающие, специальные упражнения, занятия другими видами спорта. Длительность переходного периода 1,5-2 месяца.

Для группы первого года обучения учебный год можно не делить на периоды, учитывая, что первый год для них является общеподготовительным.

Перед учебными группами но национальной борьбе «Хуреш» стоят следующие основные задачи:

- группа первого года обучения - привитие интереса к национальной борьбе «Хуреш», укрепление здоровья и коррекция образа жизни, повышение всестороннего физического развития, развитие основных двигательных качеств: силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости; изучение основных элементов техники борьбы «Хуреш». и ритуала «Девиг»; ознакомление с теоретическими сведениями; ознакомление с биометрическими методами контроля за уровнем функциональной подготовки, обучение методам самоконтроля при занятиях борьбой «Хуреш»; приобретение опыта участия в соревнованиях.

- группа второго и последующих годов обучения - дальнейшее повышение всесторонней физической подготовленности; совершенствование двигательных качеств: силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости; выполнение контрольных нормативов; дальнейшее изучение и совершенствование техники и тактики борьбы «Хуреш», и ритуала «Девиг»; приобретение знаний и навыков практического судейства соревнований; приобретение опыта в самостоятельном ведении тренировки, инструкторских навыков в организации и проведении учебно-тренировочных занятий (таблица).

Учебный годовой план подготовки борцов-хурешистов.

Теоретические занятия

№№ тем Название темы Формы и методы проведения занятий

1 2 3

I. История возникновения борьбы «Хуреш» Лекция

2. Значение борьбы «Хуреш» в формировании и сохранении высокого уровня соматического, психического и духовного здоровья Проблемная лекция-дискуссия, активизирующие опросники

3. Общая и специальная физическая подготовка Лекция

Окончание талбицы

1 2 3

4. Основы техники и тактики борьбы «Хуреш» Лекция. Схемы ситуаций. «Мозговая» атака

5. Биометрия при занятиях борьбой «Хуреш» Лекция. Практическое занятие

6. Контроль за физической подготовкой Практическое занятие в виде семинара. Активизирующий опросник. Круглый стол

7. Правила организации и проведения соревнований по национальной борьбе «Хуреш» Проблемная лекция-дискуссия, активизирующие опросники

8. Требования к месту занятий,оборудованию, костюму хурешиста Лекция.

Практические занятия

№№ тем Название темы Формы и методы проведения занятий

1. Общая физическая подготовка Практические занятия

2. Специальная физическая подготовка и знакомство с другими видами борьбы Практические и семинарские занятия

3. Изучение и совершенствование техники и тактики национальной борьбы «Хуреш» Практические и семинарские занятия

4. Участие в соревнованиях Практические занятия

5. Инструкторская и судейская практика Практические и семинарские занятия

6, Контрольные упражнения и зачетные нормативы по тестам и специальным упражнениям. Практические занятия

7. Отчет по контролю за уровнем физической подготовки Самостоятельная работа

Рабочие (поурочные) планы разрабатываются тренером на основе учебного плана, годовых графиков и учебной программы для каждой группы на один месяц. В рабочие планы вписывается перечень основных упражнений и время, которое отводится на них на уроке (или количество повторений).

В целом, в предлагаемой нами программе даются основные виды захватов, наиболее распространенные в национальной борьбе «Хуреш». С многочисленными другими вариантами захватов, выполняемых за туловище, шею, руки, ноги и в сочетании с захватами за шуудак и содак, занимающиеся знакомятся в процессе непосредственного обучения.

Терминология основных технических приемов (название приема) дана сначала на русском языке, затем в скобке на тувинском языке. Это сделано для того, чтобы выделить основные (главные, ключевые) технические приемы борьбы «Хуреш». Те технические приемы, которые не имеют перевода, являются разновидностью того или иного основного технического приема.

На занятиях нужно развивать в равной степени все физические качества, уделяя особое внимание развитию отстающих.

Для успешного решения задач нравственного воспитания большое значение имеет хорошая организация занятий, высокая требовательность к дисциплине и личный пример преподавателя. Преподаватель должен составить свой рабочий план, учитывая возраст занимающихся, их физическую подготовленность, количество занятий в неделю, продолжительность каждого занятия, количество занимающихся в группе.

Для тренировочных занятий по национальной борьбе «Хуреш» в качестве восстановительных мероприятий рекомендуются в основном педагогические средства. Они предусматривают оптимальное построение одного тренировочного занятия, способствующее стимуляции восстановительных процессов.

Библиографический список

1. Бальссвич, В. К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех [Текст] / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1993. — № 4. - С. 21-22.

2. Бондаревский, Е. Я. Перспективы совершенствования нормативного содержания программ по физическому воспитанию различных типов учебных заведений. М., 1984.-С. 88-89.

3. Копылов, ГО. А. Система непрерывного духовно-физического воспитания учащихся общеобразовательной школы [Текст] / Ю. А. Копылов //Материалы Меж-дунар. науч. - практ. конф. - М., 1997. - С. 68-69.

4. Лубышева, Л. И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации [Текст] / Л. И. Лубышева //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. - № 1, - С. 11-18.

5. Лях, В, И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе [Текст] / В. И. Лях // Теория и практика физической культуры. -1990,-№9.-С. 10-14.

6. Лях, В. И. Концепция физического воспитания и оздоровления детей и подростков. [Текст] / В. И. Лях, Г. Б. Мейксон, Л. Б. Кофман - М, 1992. - 24 с.

УДК 373. 035 (=1. 571. 56-81)

Лебедева Анастасия Михайловна

Аспирант Педагогического института Якутского государственного университета им. М. К. Аммосова, l_nastya82@mail.ru, Якутск

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

Lebedeva Anastasia Mikhaylovna

Post-graduate student of the Pedagogical institute of the M. K. Ammosov Yakut state university, l_jiastya82@mail.ru, Yakutsk

ETHNO-PEDAGOGICAL BASIS FOR SOCIALIZATION OF CHILDREN OF INGENIOUS PEOPLES OF THE NORTH

«Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные, на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его»

В. Гюго

Социализация (от лат. socialis - общественный) - развитие человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Термин «С» заимствован из политэкономии; применительно к развитию человека стал использоваться в последней трети XIX в., когда американский социолог Ф. Г. Гиддингс в книге «Теория социализации» (1887) упо требил его в значении, близком к современному. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления (адаптации) и обособления человека в условиях конкретного общества. Социализация человека происходит во взаимодействии с различными людьми, группами, средами [6, с. 266-267].

Социализация - это процесс овладения человеком теми ценностями, отношениями и умениями, которые считаются необходимыми для участия личности в общественной жизни. Социально-психологические, педагогические и, шире, антропологические и культурологические исследования социализации направлены на углубление понимания самых различных форм протекания этого процесса: работа, досуг, отдых, спорт, игра и т. д., составляющих в совокупности жизненный цикл человека.

Социализация изучалась с позиций разных методологических подходов. Одним из первых был функционализм. В соответствии с ним существует прямая связь между социальным фактом (например, возрастом, полом, семейным положением) и особенностями поведения (в частности, ожиданиями и желаемыми результатами). Эта точка зрения появилась в конце XIX века в период начального развития социологии как науки.

В последние десятилетия появились новые исследования социализации, получившие название «новая волна». Барри Макферсон предлагает ряд важных ограничений и уточнений в изучении этого процесса:

1. различать социализацию как форму социального обучения и как путь развития общественных отношений;

2. изучать социализацию вообще с точки зрения социальной перспективы или с точки зрения социализируемой индивидуальной жизни;

3. иметь в виду, что первичной целью социализации является овладение способами поведения в обществе и ролевыми моделями общественной жизни;

4. принимать во внимание социальный контекст социализации (семья, спортивная команда, трудовой коллектив, другая малая группа);

5. признать, что сила социального кон троля - важный фактор социализации, а не цель этого процесса;

6. считать, что социализация - жизненный непрерывный процесс;

7. учитывать, что различные формы социализации более ярко проявляются в отдельные периоды жизни, и тогда функционалистские модели будут более пригодны для отражения особенностей социализации детей, а модели интеракционистов - для социализации взрослых.

Развитие сущности сил человека образует систему универсальных способностей. Это, прежде всего: а) способность к образному мышлению; б) способность к общению; в) способность к творчеству. Доказано, что потенциальные способности человека в процессе развития цивилизации реализуются и опредмечиваются в продуктах культуры. Основная цель здесь - развитие социально-ролевого поведения. И только затем, когда человек начинает сознавать себя в качестве объекта собственной свободной творческой деятельности, он по настоящему становится субъектом социальной деятельности. В этом мы видим суть процесса социализации личности.

Главная предпосылка успешной социализации индивида усвоения того, что человек - это высшая ценность независимо от национальной принадлежности, вероисповедания, культурных предпочтений. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления (адаптации) и обособления (автономизации) человека в условиях конкретного общества [5, с. 10-11].

Отечественные ученые считают, что адаптация - это взаимодействие между «общественным субъектом» и «социальным объектом», где личность не просто активный элемент процесса, она воздействует на среду, участвуя в ее построении. При этом индивид озабочен личностным ростом, развитием своей субъективной деятельности в процессе социализации.

Социальная адаптация это процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими [6, с. 267].

Стержневой проблемой общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, т. е. её соци-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.