УДК 796. 072
Ооржак Сергей Ынаажыкович
Кандидат педагогических наук, зав. кафедрой спортивных дисциплин факультета физической культуры и спорта Тувинского государственного университета, ІіегеІ-ооІ@ mail.ru, Кызыл
Дубровский Николай Григорьевич
Доктор биологических наук, профессор, декан естественно-географического факультета Тувинского государственного университета, [email protected], Кызыл
Ооржак Херел-оол Дажы-Намчалович
Доктор педагогических наук, профессор, директор Кызылского педагогического института Тувинского государственного университета, [email protected], Кызыл
БОРЬБА «ХУРЕШ» КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Oorshak Sergey bluaambiKoeuH
Candidate of pedagogical sciences, the chair of sport disciplines of the faculty of physical culture and sports of the Tuva state university, [email protected], Kyzyl
Dubrovsky Nikolay Grigorievich
Doctor of biological sciences, professor, dean of the natural geographical faculty of the Tuva state university, [email protected], Kyzyl
Oorshak Herel-ool
Doctor of pedagogical sciences, professor, director of the Kbi3biJiCK020 pedagogical institute of Tuva state university, [email protected], [email protected], Kyzyl
THE STRUGGLE OF THE «XYPEUI» AS A MEANS OF PHYSICAL EDUCATION OF PUPILS
Актуальность. В национальных регионах России традиционные средства физического воспитания народа имеют свои особенности, которые должны быть отражены в содержании процесса физического воспитания общеобразовательных школ. Народно-национальные физические упражнения и игры имеют большую практическую ценность, являются хорошим источником обогащения содержания школьной физической культуры.
На сегодня существует ряд проблемы, не позволяющей профессиональным работникам физической культуры и спорта широко использовать национальные виды спорта. К таким проблемам можно отнести: отсутствие методической литературы по народным видам спорта для различных учебных заведений, отсутствие литературы на национальных языках, объясняющей пользу физических упражнений, строение тела человека, влияние физиче-
ской культуры на организм и ее оздоровительные функции, не разработаны программы по народным видам спорта для общеобразовательных школ.
Происходящие в школьном образовании модернизации требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий и эффективных средств, методов обучения, укрепления и охраны здоровья учащихся. С этих позиций необходимо концептуально пересмотреть и сложившуюся практику обучения и воспитания, особенно в начальной школе, направив ее на формирование всесторонне развитой личности (М. Н. Алиев, И. М. Магомедов, 1999).
Модернизация школьного образования предполагает реализацию принципа вариативности программ обучения учащихся, в том числе и разработки комплексных программ по физической культуре, способных к обновлению и учитывающие возрастные, индивидуальные особенности физического и психического развития детей.
Если мы займемся народными средствами физического воспитания, которые на протяжении многих столетий проверенные самой жизнью, они органично должны внедриться в школьную систему физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы населения. Национальные виды спорта тувинского народа еще недостаточно изучены и освещены в литературе. До сих пор применение национального вида спорта тувинцев борьбы «Хуреш» в школьной физической культуре не практикуется. Не имеет еще достаточное научно-педагогическое обоснование, строго разработанной методики.
В целом изучение состояния исследуемой проблемы позволило выявить следующие существующие противоречия:
- между образовательно-воспитательным потенциалом национальной борьбы «Хуреш» и школьной системой физического воспитания не отражено педагогическое содержание физической культуры населения;
- между новыми формами учебно-спортивной работы и отсутствием современных инновационных технологий по внедрению борьбы «Хуреш» в систему физического воспитания Республики Тыва (РТ) и отсутствием учебно-методической литературы.
Практический опыт работы авторов позволил в достаточной степени обосновать необходимость поиска путей эффективного применения борьбы «Хуреш» в системе физического воспитания общеобразовательной школы РТ. Таким образом, отсутствие целенаправленных исследований, целостно рассматривающих взаимодействия (закономерности) современного и этнокультурного образования, изучение и совершенствование содержания физического воспитания школьников по использованию традиционной физической культуры народа (тувинские национальные виды спорта, народные подвижные игры) в процессе физического воспитания школьников. Разработка с этой целью программ по национальной борьбе «Хуреш», учебнометодических рекомендаций, а также очевидная общественная значимость и педагогическая актуальность проблемы определили выбор темы исследо-
вания: «Тувинская национальная борьба «Хуреш» как средство физического воспитания учащихся общеобразовательных школ».
Цель исследования: обоснование и экспериментальное подтверждение эффективности использования национальной борьбы «Хуреш» в процессе физического воспитания школьников Республики Тыва.
Гипотеза: предполагается, что целенаправленное использование тувинской национальной борьбы «Хуреш» в школьной системе физического воспитания (урочные и внеурочные формы организации занятий) позволит повысить уровень физического развития, физической подготовленности и интереса школьников к своему национальному виду спорта «Хурешу».
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить состояния вопроса из литературных источников и дать анализ современного состояния школьной физической культуры.
2. Обосновать эффективности использования традиционных средств физической культуры в физическом воспитании школьников.
3. Экспериментально проверить эффективность разработанной программы по национальной борьбе «Хуреш» для общеобразовательной школы.
4. Провести анализ результатов опытно-экспериментальной работы (динамика показателей).
Для решения поставленных задач и проверки правильности выдвинутой гипотезы в ходе исследования был использован комплекс методов: анализ литературных источников; отбор, систематизация и обобщение материалов по проблеме; системный подход; изучение и анализ программ, планов и нормативных документов по физической культуре МОУ; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; методы статистической обработки результатов исследования.
Научная новизна исследования заключается в раскрытии педагогического содержания традиционных средств физической культуры тувинского народа (образовательно-воспитательный аспект). В установлении эффективности их применения в условиях начальной школы (урочные и внеурочные формы организации занятий). В разработке программы по традиционно-национальной борьбе «Хуреш» для общеобразовательных школ Республики Тыва. И в обосновании эффективности программы опытно-экспериментальным путем, что подтверждается изменением динамики показателей до и после эксперимента.
На основе анализа педагогической, культурологической литературы обогащен понятийный аппарат физической культуры за счет уточнения и конкретизации понятий: «культура», «традиционная физическая культура народа», «народная педагогика», «этническая педагогика», «этнопедагогика традиционной физической культуры». Осуществлено не только теоретическое обоснование проблемы, но и выявлена устойчивая взаимосвязь процессов классической и народной физической культуры.
Изучение развития педагогики и педагогической мысли показывает, что общество уделяло недостаточное внимание изучению культуры малочисленных и малых народов, в том числе и использованию народного опыта воспитания. Это способствовало исчезновению многих прогрессивных воспитательных традиций и, в конечном счете, деформировало отношение людей к таким понятиям, как честь, совесть, долг, человеческое достоинство, устои взаимоотношений между людьми, а также привело к утрате системы народного воспитания. Между тем успех в воспитании личности ребенка зависит в определенной степени от знания духовных ценностей, этнопеда-гогической культуры народа и умения использовать их в развитии и формировании человека. Поэтому одной из важнейших проблем продолжает оставаться вопрос изучения и оценки народных педагогических идей и опыта, их значения по отношению к педагогической науке, т. к. народная педагогика затрагивает ее основные принципы и имеет непосредственное отношение к организации воспитания, обучения детей и молодежи.
Борьбу «Хуреш» в Республике Тыва любят и понимают, она является самым уважаемым видом спорта. Не разделимая часть любого народного праздника. «Хуреш» как средство физического воспитания народной педагогики является самым распространенным и популярным спортом. Сама борьба очень богата техническими приемами, тактическими действиями, требующих хорошей физической и психологической подготовки. В борьбе «Хуреш» используются все приемы, которые имеются в арсенале борьбы самбо, классической и вольной борьбе. В «Хуреше» ярко проявляется не только сила, ловкость и выносливость, но и сила духа, мужество. Издавна считается, что составляющих победы в хуреше три; это боевой дух, мастерство и масса борца. Поэтому национальная борьба «Хуреш» является одним из наиболее эффективных средств воспитания подрастающего поколения в Республике Тыва.
На основании анализа полученных результатов нами сделан вывод о необходимости разработки программ по национальной борьбе «Хуреш» для общеобразовательных школ Республики Тыва (начальной, основной и средней школе, спортивной секции).
Программа по физическому воспитанию для учащихся Республики Тыва разработана на основе анализа национальных и республиканских особенностей. Основным государственным нормативным документом является Базисный учебный план, на основе которого разрабатываются региональные учебные планы. Региональный учебный план несет нормативную нагрузку на уровне региона и является основой для разработки учебного плана общеобразовательного учреждения.
К совершенствованию содержания программного материала за счёт обогащения его элементами физической культуры тувинского народа (борьба «Хуреш») нами определены следующие исходные требования: соответствие общеобразовательной направленности физического воспитания; гармоническая связь с общим для всех школ программным материалом; соот-
ветствие национальным и республиканским особенностям; унификация и систематизация; соответствие условиям школьной системы обучения.
Предлагаемый учебный план работы предусматривают изучение теории, техники и тактики борьбы, а также формирование педагогических умений в организации и проведении самостоятельных тренировочных занятий. Экспериментальные учебно-тренировочные планы предусматривают на первый и второй годы обучения 312 и 416 учебных часов, на третий год - увеличение учебно-тренировочных часов до 520. Общее количество часов на каждый год обучения распределяется между теоретической и практической подготовкой, деление которых весьма условно, так как оба раздела экспериментальной программы органично взаимосвязаны, ввиду того, что теоретические знания по технике и тактике ведения борьбы и биомеханических закономерностей выполнения технических действий давались по мере их разучивания (таблица 1).
Таблица 1 - Распределение учебных часов по видам подготовки в спортивной секции по тувинской борьбе «Хуреш» по годам обучения
№ Разделы подготовки Количество часов Соотношение в %
н/п 1 год 2 год 3 год 1 год 2 год 3 год
1 Теоретическая 10 12 12 3 3 ! 2 1 1
? Общая физическая 80 90 96 25 21 18
3 Специально- физическая 30 40 44 9 9 8
4 Технико- тактическая 162 200 245 52 48 47
5 Соревновательная 6 18 6 2 4 1
6 Контрольные нормативы 6 8 9 2 ? 1 2
1 Общее количество 312 416 , 520 юо | юо 100
Примечание: на другие разделы, соответственно 18, 48, 108 часов распределены.
Одним из актуальных вопросов на начальном этапе обучения начинающих борцов является выбор оптимального соотношения тренировочных нагрузок и рациональной последовательности изучения технических действий с учетом физиологических особенностей развития детей этого возраста. Исходя из этого, мы в зависимости от года обучения изменили соотношение средств подготовки. Так, коэффициент соотношения общефизической и специально-физической подготовки к технико-тактической на первом году обучения составляет 0,67 (табл. 2), на втором году - 0,65, на третьем году этот коэффициент равняется 0,57.
На основе экспериментального учебного плана спортивной секции по тувинской национальной борьбе «Хуреш» были разработаны рабочие планы по годам обучения. Они определяют конкретное содержание учебнотренировочных занятий на определенный учебно-тренировочный цикл
(учебный год). Хуреш на первый взгляд может показаться весьма простым, но это не так. В борьбе «Хуреш» спортсмен должен постоянно следить за своим равновесием, обладать мгновенной реакцией, уметь использовать в свою пользу силу и движения противника, чувствовать его центр тяжести и площадь опоры. Поэтому тувинские борцы-вольники, самбисты, сумои-сты выделяются особой устойчивостью. Об этом подчеркивал двукратный чемпион Олимпийских игр И. С. Ярыгин и считал, что «Тувинская национальная борьба «Хуреш» привнесла в нашу советскую школу тоже свое, но нужное всем нам».
Таблица 2 - Соотношение средств общефизической, специально-физической подготовки и технико-тактической по годам обучения
' № п/п Виды подготовки Соотношение в процентах
! 1 год 2 год 3 год
1 Общая физическая 80 90 96
2 Специально- физическая 30 40 44 |
1 3 Технико-тактическая 162 200 1 245
4 (ОФП+СФП)/ТТП. (80+30)/162= =0,67 (90+40)/200= 0,65 (96+44/245 =0,57 |
Содержание экспериментальных рабочих планов по борьбе «Хуреш» максимально приближено к таким международным видам борьбы как вольная борьба, самбо, дзюдо, сумо.
Анализ полученных данных в начале педагогического эксперимента позволил утверждать, что физическое развитие участников эксперимента существенных различий не выявило (таблица 3).
По окончании педагогического эксперимента в обеих группах произошли некоторые изменения в показателях физического развития. Так, например, масса тела в контрольных группах в среднем увеличилась на 9,14 кг, и среднее значение в этих группах составило 43,01 кг. В экспериментальных группах среднее значение массы тела увеличилось на 11,79 кг, что составило в среднем 46,34, что подтверждается достаточно высоким уровнем достоверности (Р< 0,01).
Данные статистических исследований физической подготовленности занимающихся контрольных и опытных группах свидетельствуют о том, что уровень физической подготовленности обоих групп, в начале педагогического эксперимента, существенных различий не имел (табл. 4).
Так, например, в беге 30 метров среднеарифметическое значение контрольной группы составило 5,6, то экспериментальной группе соответственно 5,7 с. Достоверность различий между эксперименталь-ными и контрольными группами была на уроне Р<0,01. В прыжках в длину с места среднеарифметическое значение контрольной группы составило 164,8 см., а, в экспериментальных - 166,1 см. В этом виде испытания различия не достоверны (Р<0,1). В подтягивании на высокой перекладине среднее
значение в контрольной группе составило 5,53 раз, в экспериментальных
- 5,52. Различия в этом виде контрольных упражнений не достоверны (Р<0,1). Среднее значение в сгибании и разгибании рук в упоре лежа в контрольной группе составило 32,07, в опытной группа 30,35 раз. Достоверность Р<0,01. В кроссе на 1000 м участники контрольных групп в среднем пробежали со скоростью 3,63 м/с, экспериментальная -- 3,52 м/с. Достоверность на уровне Р<0,1.
Таблица 3 - Соотношение показателей уровня физического развития контрольных и экспериментальных групп
Виды измерений Ед. из-я группы 2005-2006 (М±ш) 2006-2007 (М±т) 2007-2008 (М±т) Сдвиг Достовер- ность
1 1 Масса тела Кг К 33,87±1,38 39,85+2,08 43,01+2,02 9,14 | Р<0,001 I
Э 34,55±2,02 40,14+2,41 46,34+2,06 11,79 Р<0,01
Р< 0,1 Р< 0,1
2 Длина тела См К 142,17± 1,58 148,27+2,17 155,5+2,20 13,33 Р<0,001
э 145,24± 1,75 149,34+2,44 157,61+2,36 12,37 Р<0,001
Р< 0,1 Р< 0,1
3 Окруж- ность грудной клетки См к 68,23+1,35 71,72+2,51 76,0+1,42 7,77 Р<0,001
э 67,18+1,45 70,84+2,34 74,78+2,02 7,6 Р<0,01
Р< 0,1 Р< 0,1
-• 4 Жиз- ненная емкость легких См3 к 2417+113,8 2788+ 118,4 2860+ 135,0 443 Р<0,01
э 2300 +65,6 2760+ 124,3 2973+ 119,2 673 Р<0,001
Р< 0,1 Р< 0,1
5 Кистевая динамо- метрия правой руки Кг к 15,71+0,77 23,21+0,92 33,90+1,75 18,19 Р< 0,001
э 15,35+1,05 24,63+1,64 36,24+1,29 20,89 Р< 0,001 !
Р< 0,1 Р< 0,1 . ' ... ■ 1 .
6 Кистевая динамометрия левой руки Кг к 14,39+0,64 22,28+0,86 31,57+1,88 17,18 пз А о о о
э 14,40+0,93 23,58+1,83 34,05+3,20 19,65 Р< 0,001
Р< 0,1 . _ .. Р< 0,1
7 Становая динамометрия ... . Кг к 44,32+1,71 48,54+2,45 56,38+3,23 12,06 Р< 0,001
э 42,97+2,61 49,99+2,68 59,63+2,87 16,66 1 Р< 0,001
Р< 0,1 Р< 0,1 1
Таблица 4 - Соотношение показателей уровня общефизической подготовленности контрольных и экспериментальных групп
! \ 1 Кон- троль- ные упраж- нения Ед. из-я Группы 2005-2006 (М+т) 2006-2007 (М + т) 2007-2008 (М+т) Сдвиг Достовер- ность
Бег 30 метров. Сек К 5,6+0,027 5,45+0,023 5,3+0,021 0,3 Р< 0,001
1 1 1 1 э 5,7+0,032 5,3+0,026 5,2+0,020 0,5 Р< 0,001
Р<0,01 Р<0,001
2 Прыжки в длину с места. См к 164,8+0,75 182,5+1,05 198,3+0,90 33,5 Р< 0,001 1
э 166,1+0,90 179,3+0,94 195,4+0,85 29,3 Р< 0,001 I
Р<0,1 Р<0,05
' 3 ! 1 Подтягивания на высокой перекладине. К-во раз. к 5,53+0,10 7,31+0,12 9,36+0,14 3,83 Р< 0,001
э 5,52+0,15 7,18+0,12 10,05+0,12 4,53 Р< 0,001
Р<0,1 Р<0,05 ;
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. К-во раз. к 32,07+0,32 38,81 +0,20 44,41 +0,36 12,34 Р< 0,001 •
1 э 30,35+0,45 40,45+0,36 47,28+0,30 16,93 Р< 0,001
4 Р<0,01 Р<0,05 ! !
5 Кросс метров. М/С. к 3,63+0,13 3,77+0,16 4,01+0,17 0,38 Р< 0,05 !
э 3,52+0,14 3,80+0,13 4,10+0,14 0,58 Р<0,01
Р<0,1 Р<0,1 1 1
Таким образом, согласно задачам исследования представлены обобщенные выводы, отражающие позитивность использования тувинской национальной борьбы «Хуреш», как средства физического воспитания школьников. Результаты изучения свидетельствуют об эффективности опытноэкспериментальной работы - произошли позитивные изменения по всем показателям, на основе которых можно сделать вывод об улучшении уровня показателей физической подготовленности школьников, с более низкого на более высокий.
Библиографический список
1. Ооржак, X. Д.-Н., Ооржак, С. Ы., Кыргыс, Э. К. Народная подвижная игра как средство физического воспитания школьников [Текст] / X. Д.-Н. Ооржак. С. Ы. Ооржак, Э. К. Кыргыс // Научная жизнь. - 2007. - № 2. - С. 163-170 (ВАК).
2. Ооржак, С. Ы. Основы хуреша [Текст] / С. Ы. Ооржак // Кызыл, Республиканская типография. - 2005. — 34 с.
3. Ооржак, С. Ы., Ооржак, X. Д.-Н. Внедрение национальной борьбы «Ху-реш» в процесс физического воспитания школьников [Текст] / С. Ы. Ооржак, X. Д.-Н. Ооржак // Сибирский педагогический журнал. — 2009. - № 7. - С. 181-187.
4. Ооржак, С. Ы., Саг, О. С. Хуреш. Программа для борцов-хурешистов 1-2 года обучения в группах начальной подготовки (НП) и 1-2 года обучения в учебнотренировочных группах (УТГ) подготовки, спортивных школах, коллективах физической культуры [Текст] / С. Ы. Ооржак, О. С. Сат // Кызыл, Республиканская типография. — 2006. - 59 с.
5. Ооржак, X. Д.-Н., Ооржак, С. Ы., Кыргыс, Э. К. Методические рекомендации для основной (общей) школы по использованию традиционной физической культуры [Текст] / X. Д.-Н. Ооржак, С. Ы. Ооржак, Э. К. Кыргыс // Кызыл, РИО ТывГУ.-2008.- 31 с.
6. Ооржак, С. Ы. Хуреш: борьба по тувински [Текст] / С. Ы. Ооржак // М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп». - 2008. — 96 с.