Научная статья на тему 'Спортивное ориентирование как национально-региональный компонент процесса физического воспитания школьников'

Спортивное ориентирование как национально-региональный компонент процесса физического воспитания школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
569
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРИЕНТИРОВАНИЕ / ТУВА / КОМПОНЕНТ / ШКОЛЬНИКИ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОРИЕНТИРОВАНИЕ / ТУВА / КОМПОНЕНТ / ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дажы Чечена Алдын-ооловна, Ооржак Лариса Бюрбюевна, Кыргыс Зоя Кыргысовна

Обогащение содержания физического воспитания общеобразовательных школ РТ на основе использования спортивного ориентирования как национально-регионального компонента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дажы Чечена Алдын-ооловна, Ооржак Лариса Бюрбюевна, Кыргыс Зоя Кыргысовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Спортивное ориентирование как национально-региональный компонент процесса физического воспитания школьников»

УДК 796.074

Дажы Чечена Алдын-ооловна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физической культуры Тувинского государственного университета, herel-ool@mail.ru, Кызыл

Ооржак Лариса Бюрбюевна

Аспирантка кафедры теоретических основ физической культуры Тувинского государственного университета,herel-ool@mail.ru, Кызыл

Кыргыс Зоя Кыргысовна

Доктор искусствоведения, профессор ТувГУ, tgu@tuva.ru, Кызыл

СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ КАК НАЦИОНАЛЬНОРЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Dazhy Chechena Aldyn-oolovna

The candidate of pedagogical sciences, the senior Iecturer of chair of theoretical bases of physical training of the Tuva state university, herel-ool@mail.ru, Kyzyl

Oorzhak Larisa Burbuevna

Aspirantca of chair of theoretical bases ofphysical training of the Tuva state university, herel-ool@mail.ru, Kyzyl

Kirgis Zoja Kirgisovna

Doctor of Fine Arts, Professor TuvGU, tgu@tuva.ru, Kyzyl

ORIENTEERING AS A NATIONAL-REGIONAL COMPONENT OF THE PROCESS OF Physical TRAINING OF STUDENTS

Национально-региональный компонент - это реальная форма функционирования федерального государственного образовательного стандарта в конкретном регионе. Он, построенный с учетом основных дидактических принципов, направлен на развитие творческих умений и навыков учащихся.

В обеспечении уровня физической подготовленности подрастающего поколения, отвечающего требованиям, предъявляемым к человеку современным образом жизни, особое место занимает постановка физического воспитания на всех этапах становления личности. Особую значимость этот вопрос приобретает в школьном возрасте, когда возрастание умственной нагрузки связанно со значительным ограничением двигательной активности. Двигательная активность обладает мощным защитным действием в случае ее достаточного объема в режиме дня или является фактором риска при ее недостаточности.

СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ КАК НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ...

Особенно актуализируется эта проблема в настоящее время, когда в сфере образования предоставлены большие просторы для разработки программ национально-регионального компонента по физической культуре и спорту. При разработке вариантов школьной программы необходимо учитывать региональные особенности и национальные традиции, которые влияют на здоровье, физическое развитие и двигательную подготовленность детей, что позволяет в свою очередь сохранить традиционную культуру народов.

В Республике Тыва (РТ) остается актуальным вопрос о разработке учебных программ по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, в том числе и для дисциплин национально-регионального компонента. Кроме учета национально-этнических традиций и внедрения в учебный процесс национальных видов физических упражнений и игр, следует учитывать региональные особенности, например, географическое расположение и суровые климатические условия Тувы, которые формируют у школьников специальные навыки и умения, отражающие трудовую и бытовую деятельность тувинцев.

Крайне слабая материально-спортивная база школ Республики Тыва, где 40% школ даже не имеют стандартных спортивных залов, отсутствие в продаже спортивного инвентаря и дороговизна спортивной формы - эти и другие факты говорят о том, что разработка программы для национально-регионального компонента является необходимой.

Таким образом, в свете демократизации и регионализации общего образования, обогащение содержания физического воспитания общеобразовательных школ РТ на основе использования спортивного ориентирования как национально-регионального компонента и разработка с этой целью учебнометодических работ, является достаточно актуальным.

Каждая этническая группа приспосабливается к своим природно-климатическим условиям. Тувинские национальные игры, состязания, праздники отражают производственную деятельность (скотоводство, земледелие, охота). В них содержатся истоки традиционных знаний о природе, осознание индивидуумом принадлежности к тувинскому народу, понимание особенностей своего этноса, осмысление его истории, привязанность к его культуре, традициям, языку. Республика Тыва - один из экологически благополучных регионов России. Природа горной республики неповторима тем, что здесь в вековечном экологическом равновесии сосуществуют почти все природноклиматические зоны Северного полушария (тайги, тундры, степи, пустыни, биогеоразнообразие флоры и фауны, суровые климатические условия). 80% территории республики занимают горы и леса, сибирская тайга.

Тувинский этнос испокон веков живет в гармонии с природой. В традиционном быту тувинцы много времени проводят в открытом пространстве, перемещаются в нем и ориентируются. Этому всегда способствовали быт и образ жизни тувинцев, у которых тысячелетиями вырабатывались навыки, близкие к классическим видам спорта (конный спорт, стрельба из лука, борьба «Хуреш» и другие), а также ими легко осваиваются современные виды спорта, такие как туризм и спортивное ориентирование.

Это связано с тем, что тувинцы по роду занятий были охотниками, скотоводами, земледельцами. Подобный образ жизни требует от человека хорошей интуиции и ориентации в пространстве, чувства времени, чувства пространства и чувства рельефа. Они могли легко определить в тайге, горах, на местности местоположение какого-нибудь объекта, определить стороны горизонта. Все эти факторы в конечном итоге способствовали быстрому усвоению тех требований, которые предъявляются школьникам при изучении учебного материала по спортивному ориентированию. Кроме того, результаты исследования показали, что территория Республики Тыва в основной массе все еще остается малонаселенной, плотность населения невелика.

Исходя из этого, следует отметить, что благоприятное расположение школ республики ближе к горно-лесистым местам позволяет решить вопрос об эффективном применении спортивного ориентирования в вариативной части программного материала по физической культуре. И так как сельские школы составляют 90% общеобразовательных школ республики, то, естественно, уроки на местности и элементы спортивного ориентирования (бег в лесу с преодолением естественных препятствий, определением направления, расстояния, движение по цепи самых разнообразных ориентиров) представляют большой интерес для детей, несут элемент новизны и разнообразия [4].

Правильно организованные уроки спортивного ориентирования требуют от школьников не просто восприятия увиденного, а серьезной умственной переработки материала, включения представления показанного в уже существующую у них систему образов, идей, мыслей. Чтобы ученики осмыслили новое упражнение, необходимо не только правильно его объяснить, но и добиваться того, чтобы ученики самостоятельно умели разобрать двигательное действие, выделить основные элементы, определить их последовательность, точно назвать их, найти известные школьникам законы физики, биологии, географии, которые применяются при выполнении данного упражнения. Спортивное ориентирование по своему содержанию (напряженная физическая работа наравне с интенсивной интеллектуальной нагрузкой) представляет собой уникальное поле деятельности для психолога.

В процессе своей деятельности ориентировщик многократно запоминает участок карты, чтобы контролировать свой путь по местности, и участки местности, чтобы постоянно чувствовать и контролировать свое местонахождение по карте. Он постоянно использует кратковременную и долговременную память. Часто действие обоих типов памяти идет одновременно. Исследования дали возможность рекомендовать тренерам детских спортивных школ по спортивному ориентированию работать над развитием зрительной памяти в определенный срок (1-4 классы). В другой период для достижения желаемого результата придется затратить больше времени и усилий [1].

Внимание в ориентировании направлено на чтение карты и восприятие местности. Пропустил развилку тропы на местности, не заметил ложбину на карте - потерял времени при поиске контрольного пункта. В ориентировании особенно важны такие свойства внимания, как интенсивность,

СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ КАК НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ... устойчивость и переключение. Они зависят от утомления, которое вызывает торможение в нервной системе. На развитие утомления активно влияет интенсивная интеллектуальная и физическая нагрузка.

Известный педагог В. А. Сухомлинский обратил внимание на то, что в процессе занятий на природе его ученики легче усваивали материал, у них улучшалась память, обострялось внимание, расширялся кругозор. Такие уроки он называл «уроками развития мышления на местности». То же самое отмечается и у спортсменов-ориентировщиков на тренировках и соревнованиях. «Игра в шахматы на бегу» - так иногда называют спортивное ориентирование, ибо это захватывающая игра для ума и тела. В зависимости от уровня мастерства и возраста участника можно выбрать различный уровень сложности дистанции по интеллектуальности физической нагрузки [2].

Кроме этого, физическая культура, которая является неотъемлемой частью общей культуры, должна также содействовать эстетическому воспитанию личности ученика, как умственному, так и физическому. Бег в лесу с преодолением естественных препятствий, с определением расстояния, направления движения по цепи самых разнообразных ориентиров пробуждает большой интерес для детей. Простор, захватывающая борьба на трассе, красота природы края, с которой так близко соприкасаются дети на дистанции, - все это способствует популярности спортивного ориентирования среди школьников. И учителю физической культуры вполне по силам построить уроки ориентирования так, чтобы эстетически прекрасное пронизывало весь учебный процесс.

Для осознанного отношения ребенка к прекрасному учитель наряду с умениями и навыками должен давать учащимся знания, связанные с историей физической культуры разных стран и народов, знакомить с выдающимися спортсменами своей республики, страны, где акцентируется внимание на красоте и гармонии человеческого тела и духа, так как одним из эстетических идеалов человека является физическое совершенство. Школьники, особенно мальчики, будут стремиться к гармоничному телосложению, так как оно представляет несомненную эстетическую ценность.

для каждого школьника с развитым эстетическим восприятием действительности очевидна красота совершенных действий. Ведь в ориентировании участник находится один на один с природой, что помогает сформировать новое отношение человека к окружающей среде, лучше понимать ее. В результате общения с природой у ориентировщика вырабатывается ряд ценных качеств: наблюдательность, выносливость, сила воли, смелость, решительность, умение ориентироваться в сложной обстановке. Яркая эмоциональность при занятиях спортивным ориентированием позволяет легко переносить значительные физические нагрузки [5].

Целью исследования являлось научно-методическое обоснование программы и организации учебного процесса спортивного ориентирования как национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования.

Разработана и апробирована «Программа по спортивному ориентированию для учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ Республики Тыва» и учебно-методические рекомендации к ней «Основы спортивного ориентирования», обеспечивающие возможность использования национально-региональных особенностей тувинского народа: традиционные знания, умения и навыки ориентирования на местности.

Разработанная программа по спортивному ориентированию как национально-региональный компонент для учащихся 5-9 классов основной школы РТ, ее теоретические положения могут служить отправной точкой и теоретико-методологической основой разработки и внедрения научно- обоснованных программ для национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования в РТ и других регионах.

После проведения опытно-экспериментальной работы анализ проводился по трем показателям: физическая подготовленность, технико-тактическая подготовленность и анализ успеваемости школьников, таблица1.

В целом результаты показали, что в процессе проведенного исследования научно обоснована эффективность использования спортивного ориентирования как национально-регионального компонента в физическом воспитании школьников РТ.

Таблица

Физическая подготовленность учащихся 5-х классов (11 лет) до и после эксперимента

Контрольные упражнения Пол До эксперимента После эксперимента Р

К (М ±т) Э (М ±т) К (М ±т) Э (М ±т)

Бег 30 м. с высокого старта (с) Мальчики 5,7 ± 0,1 5,6 ± 0,1 5,6 ± 0,1 5,3 ± 0,1 < 0,05

Девочки 6,0 ± 0,2 6,1 ± 0,2 5,9 ± 0,1 5,6 ± 0,1 < 0,05

Прыжок в длину с места (см) Мальчики 168 ± 4,2 167 ± 4,3 170 ± 2,9 179 ± 2,1 < 0,02

Девочки 148 ± 3,3 149 ± 3,4 151 ± 2,9 159 ± 2,3 < 0,05

Челночный бег 3х10м (с) Мальчики 9,4 ± 0,2 9,3 ± 0,1 9,3 ± 0,1 9,0 ± 0,1 < 0,05

Девочки 9,8 ± 0,2 9,8 ± 0,3 9,6 ± 0,2 9,4 ± 0,1 < 0,05

Наклоны вперед из положе ния сидя (см) Мальчики +6,2±2,0 +6,1±2,0 +8,0±2,0 +10,0±2,0 < 0,02

Девочки +10,0±2 +9,8±2,3 +10,8±2,0 +12,0±2,0 < 0,05

Подтягивание (количество раз) Мальчики 55±0,1 +5,0±0,8 +5,0±2,0 +7,0±0,5 < 0,05

Девочки +12,0±0,2 +12,0±1,0 +12,0±2,0 +14,3±0,5 < 0,05

Полоса препятствий (кол-во ошибок) Мальчики 3,5 ± 0,8 3,6 ± 0,6 3,0 ± 0,6 1,5 ± 0,4 < 0,05

Девочки 4,0 ± 0,4 4,0 ± 1,0 3,0 ± 0,4 1,5 ± 0,6 < 0,05

6-минутный бег (м) Мальчики 1025±38 1050±41 1090±41 2100±31 < 0,05

Девочки 925±41 930±4,1 930±4,1 1085±35 < 0,05

СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ КАК НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ...

Таким образом, спортсмен-ориентировщик - это человек, всесторонне развитый и подготовленный человек, готовый к любым катаклизмам природы и экстремальным ситуациям. Технические приемы, тактические действия ориентирования на местности таят в себе большие возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей и подростков, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма.

А физическое воспитание обладает достаточным арсеналом средств и методов, которые при целенаправленном применении могут направить школьника не только на физическое, но и на духовное самосовершенствование. Стандартный, заорганизованный урок физической культуры, где отсутствуют творчество, индивидуальный подход к личности ученика, слабая материально-техническая база уже не могут заинтересовать современного школьника. Поэтому одна из важнейших задач учителя физической культуры на сегодняшнем этапе - способствовать расширению сознания учащихся, вовлечению их в совместный творческий процесс, развитию у них фантазии и любознательности, стремления ко всему новому. Подобные качества просто необходимы школьнику на его дальнейшем пути самосовершенствования.

Исходя из выше изложенного можно отметить, что спортивное ориентирование как вид двигательной деятельности ближе стоит к традиционному образу жизни тувинского народа (скотоводство, охота, земледелие), имеет большое прикладное значение и отвечает условиям сельских школ Республики Тыва. Внедрение спортивного ориентирования в школьную программу по физической культуре должно восполнить слабые стороны в физическом воспитании детей, особенно сельских школ, не имеющих хорошей материально-технической базы. По мнению ведущих специалистов республики по спортивному ориентированию, спортивное ориентирование является наиболее подходящим видом спорта для сельских школ республики.

Библиографический список

1. Акимов, В. Г. Подготовка спортсмена-ориентировщика [Текст] / В. Г. Акимов. - Минск: Просвещение, 1997. - 116 с.

2. Вяткин, Л. А. Туризм и спортивное ориентирование. [Текст] / Л. А. Вяткин Е. В. Сидорчук, Д. Н. Немытов. -- М.: ФиС, 2007. - 98 с.

3. Дажы, Ч. А. Программа по спортивному ориентированию для 5-9 классов общеобразовательных школ Республики Тыва [Текст] / Ч. А. Дажы, Х. Д-Н. Оор-жак. - Кызыл: РИО ТувГУ, 2002.

4. Дажы, Ч. А. Организация многодневных походов и массовых туристических соревнований школьников [Текст]/ Ч. А. Дажы. - Кызыл: РИО ТувГУ, 2006.

5. Тыкул, В. И. Спортивное ориентирование [Текст]/ В. И. Тыкул. - М.: ФиС, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.