Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНАЯ БОРЬБА ХУРЕШ ПО ФОТОГРАФИЯМ В.П. ЕРМОЛАЕВА'

НАЦИОНАЛЬНАЯ БОРЬБА ХУРЕШ ПО ФОТОГРАФИЯМ В.П. ЕРМОЛАЕВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
161
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Владимир Петрович Ермолаев / музейная коллекция / фотография / фотонегатив / Vladimir Petrovich Yermolaev / museum collection / photography / photonegative

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Монгуш Алдармаа Чулдумовна

Статья посвящена отражению тувинской национальной борьбы в коллекции фотонегативов В.П. Ермолаева (1892–1982), первого директора Национального музея Республики Тыва, краеведа, фотографа. Цель работы ― изучение снимков по хурешу в составе коллекции В. П. Ермолаева и их атрибуция. Автором статьи систематизированы снимки по тематическому принципу по национальной борьбе хуреш и произведены сравнительный анализ и атрибуция снимков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Монгуш Алдармаа Чулдумовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATIONAL WRESTLING KHURESH BY PHOTOS OF V. P. ERMOLAEV

The article is devoted to the reflection of the Tuvan national struggle in the collection of photo negatives of V. P. Yermolaev (1892–1982), the first director of the National Museum of the Republic of Tuva, a local historian, and a photographer. The purpose of this work is to study the photographs of khuresh in the collection of V.P. Yermolaev and their attribution. The author of the article systematized the images according to the thematic principle of the national khuresh wrestling and made a comparative analysis and attribution of the images.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНАЯ БОРЬБА ХУРЕШ ПО ФОТОГРАФИЯМ В.П. ЕРМОЛАЕВА»

Список литературы:

Буддийское искусство и иконография Тувы: каталог / отв. ред. К. А. Бичелдей. -Кызыл-Абакан: ООО «ИПП «Журналист». 2020. - 272 с.

Допай А. М. Коллекция буддийских тханок в Фондах Национального музея Республики Тыва // Ермолаевские чтения: материалы IV-й научно-практической конференции (19 июня 2020 г.). Кызыл, 2020. С. 164-169. DOI: https://www.doi.org/10.24412/2686-9624-2020-164-169

Кочергина Т. А. Образ тары в тибетской иконографии. Выпускная квалификационная работа // СПбГУ. Институт философии. СПб. 2017. С.33-38.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Сумба Рита Петровна, методист отдела методического сопровождения по вопросам культуры, искусства, религии и краеведения Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тыва, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Sumba Rita Petrovna, Methodologist of the Department of Methodological Support on Culture, Art, Religion and Local Lore of the Aldan Maadyr National Museum of the Republic of Tuva. Kyzyl, Russia. E-mail: [email protected]

УДК 7.092 DOI: 10.24412/2686-9624-2021-155-159

НАЦИОНАЛЬНАЯ БОРЬБА ХУРЕШ ПО ФОТОГРАФИЯМ В. П. ЕРМОЛАЕВА

Монгуш А. Ч.

Аннотация. Статья посвящена отражению тувинской национальной борьбы в коллекции фотонегативов В. П. Ермолаева (1892-1982), первого директора Национального музея Республики Тыва, краеведа, фотографа. Цель работы — изучение снимков по хурешу в составе коллекции В. П. Ермолаева и их атрибуция. Автором статьи систематизированы снимки по тематическому принципу по национальной борьбе хуреш и произведены сравнительный анализ и атрибуция снимков.

Ключевые слова: Владимир Петрович Ермолаев, музейная коллекция, фотография, фотонегатив.

THE NATIONAL WRESTLING KHURESH BY PHOTOS OF V. P. ERMOLAEV

Mongush A. Ch.

Annotation. The article is devoted to the reflection of the Tuvan national struggle in the collection of photo negatives of V. P. Yermolaev (1892-1982), the first director of the National Museum of the Republic of Tuva, a local historian, and a photographer. The purpose of this work is to study the photographs of khuresh in the collection of V.P. Yermolaev and their attribution. The author of the article systematized the images according to the thematic principle of the national khuresh wrestling and made a comparative analysis and attribution of the images.

Keywords: Vladimir Petrovich Yermolaev, museum collection, photography, photonegative.

Тематика коллекции В. П. Ермолаева в фонде фотодокументов НМ РТ очень разнообразна: начинается с повседневного быта населения и заканчивается отражением живописной природы ТНР первой половины XX в. [Мандан-Хорлу, Монгуш, 2020] Отдельное место занимает тема «физкультура и спорт», где особо выделяется - борьба хуреш. В составе собрания негативов В. П. Ермолаева теме «хуреш» посвящено 52 единиц (13 стеклянных, 7 широкопленочных, 32 узкопленочных) фотонегативов, датируемых 1912-1946 гг.

О. Ч. Ондар отмечает, что «национальная борьба любого народа, в том числе тувинский хуреш, - древнейший вид спорта. С давних времен борьба служила физическому воспитанию сильных мужчин и бесстрашных воинов. Еще в VI веке предводители войск Тюрского каганата (государства) устраивали состязания по борьбе для отбора воинов в свои передовые отряды. И в наше время этот вид спорта пользуется большой популярностью среди населения Республики Тыва, являясь сердцевиной многих народных праздников» [Ондар, 2015: 5]. О. Ч. Ондар считает, что соревнования по тувинской национальной борьбе хуреш стали организованно проводиться с 1760 года [Ондар, 2015: 16]. Тувинский хуреш относится к древнейшим видам традиционных мужских игр, что подтверждается произведениями устного народного творчества (сказки и сказания о богатырях) и схожестью названия борьбы хуреш с названиями аналогичного вида спорта у других родственных народов, живущих в Центральной и Средней Азии. Например, в казахском и хакасском языках - кYрес, узбекском - кураш, алтайском - куреш, азербайджанском - ^и1э§, турецком -§иге§ [Ондар, 2015: 21-23].

Фотоснимок зачастую является главным и единственным объективным свидетелем прошедшего времени [Энциклопедический справочник, 1992: 6]. Фотография находит применение почти во всех сферах человеческой деятельности: в искусстве и общественной жизни, в науке и технике. Функции фотографии в каждой из этих областей различны. Например, в газетах, журналах, телевидении и других средствах информации фотография - непременный элемент; в науке и технике - активный, часто единственный способ исследования, контроля или наблюдения [Иофио, 1973].

В начале 1920-х гг. в Туве проводились спортивные соревнования по хурешу, стрельбе из лука, конным скачкам [История Тувы, 2007: 309].

Снимки В. П. Ермолаева свидетельствуют о том, что хуреш был одним из основных составляющих праздников Тувинской Народной Республики. Так, на снимках запечатлены состязания в хуреше во время празднования 15-летия и 25-летия ТНР, 1 мая в тожземе в Сенеке и др. В дни празднования 15-летнего юбилея ТНР в 1936 г. соревнования проходили в Кызыле в м. Донмас-Суг. Этому событию посвящено 13 кадров. В них представлены участие борцов в торжественном параде «Отряд борцов шествует по улице Ленина города Кызыл в день празднования 15 - летия независимости ТНР»1, моменты выхода борцов - девиг - исполнение ритуального танца орла перед началом состязаний2, схваток3, наблюдения борцов за борьбой4, работы судей5 и исполнения «танца победы» победителя6. Эти же моменты запечатлены и на других снимках, например, празднования 25-летия ТНР, т.к. в процессе многих столетий тувинский народ выработал определенные приемы и правила борьбы хуреш, постоянно совершенствуя и передавая их из поколения в поколение. Он начинается с ритуала девиг, выполняемого в начале соревнований всеми участниками, парами борцов перед борьбой и победителем в конце схватки. По древней традиции борьбы хуреш борец, имитируя взлет и падение орла, или ястреба, должен демонстрировать перед зрителями силу,

1 НМ РТ, КП 11286/1230.

2 НМ РТ, КП 11286/286, КП 11286/3943.

3 НМ РТ, КП 11286/289, КП 11286/292, КП 11286/3946.

4 НМ РТ, КП 11286/2315.

5 НМ РТ, КП 11286/288, КП 11286/290, КП 11286/1565, КП 11286/3944.

6 НМ РТ, КП 11286/3945.

ловкость, быстроту, красоту телосложения, спортивного костюма, подчеркивая свое мужество. Кроме того, это служит своеобразной разминкой перед схваткой [Ондар, 2015: 57]. Массовое исполнение девиг всеми участниками соревнования отражено на снимках негативов по названием «Национальная борьба на празднике 15-летия ТНР 1936 г.»7; «Выход борцов. Стадион Тонмасук»8. Девиг пары борцов перед борьбой на снимках В. П. Ермолаева не зафиксированы. Девиг победителя запечатлены на кадрах9.

В четырех негативах запечатлены борцы перед схваткой10. Очень волнительные моменты во время схватки можно изучить на пятнадцати снимках11. Все борцы на снимках запечатлены в традиционной одежде содак - шудак, кожаных сапогах и шапках.

Рис. 1. Заслуженные борцы [НМ РТ, КП 11286/861].

Фотонегатив В. П. Ермолаева. 1916 г.

Заслуженные борцы носили на шапках стеклянные шарики молочного цвета, об этом свидетельствует фотография (рис. 1)12. На снимке изображены трое мужчин, которые стоят на фоне пейзажа с деревьями и горами. По утверждению автора В. П. Ермолаева на фотографии заслуженные борцы. У всех троих верхняя национальная одежда с поясами, но разного оттенка. У крайнего слева - серого цвета, в центре -светлого, почти белого цвета, а крайний справа - темного. Все они обуты в кадыг идик -

7 НМ РТ, КП 11286/286.

8 НМ РТ, КП 11286/3577.

9 НМ РТ, КП 11286/1877; КП 11286/3945

10 НМ РТ, КП 11286/290: КП 11286/1717; КП 11286/3574; КП 11286/3575

11 НМ РТ, КП 11286/289; КП 11286/291; КП 11286/292; КП 11286/2460; КП 11286/2461; КП 11286/2647; КП 11286/2808; КП 11286/3141; КП 11286/3569; КП 11286/3570; КП 11286/3576; КП 11286/3713; КП 11286/3714; КП 11286/3715; КП 11286/3946;

12 НМ РТ, КП 11286/861.

кожаные с загнутыми вверх носками. Их головные уборы похожие на те, которые носят чиновники с отличительным знаком в виде стеклянного шарика молочного цвета. Видимо, эти головные уборы вручили им за успехи в национальной борьбе «хуреш»13. Также об этом в научном архиве музея имеется рукопись «Шаандакы тыва могелер болгаш амгы тыва хуреш» («Тувинские борцы прошлого и хуреш в настоящее время»), где сообщается о том, что Чываажык из Хемчика много раз побеждал на разных соревнованиях по хурешу и, в конце концов, выиграл в масштабном соревновании среди борцов девяти кожуунов Республики и был удостоен титула «Арзылан», чиновничьего знака служащего (хаа) - медного или бронзового «чинзе» и многих ценных подарков14.

В книге «Тувинская традиционная одежда» Р. Б. Ховалыг пишет, что «в разговоре с ветераном спорта, тренером, членом Федерации «Хуреш» Республики Тыва А. М. Чымбал-оолом выяснилось, что в последнее время содаки и шудаки шьют совсем не по-тувински, он пожаловался, что здесь теряется наша традиция. Его слова нашли подтверждение, когда мы изучили старые содаки-шудаки в фондах музея и сравнили с современными, которые походят на монгольские. По его словам, шудак у тувинцев отличается от монгольского: тувинский шудак шьется более свободным, чтобы при борьбе было удобнее держать за него, его верхняя спинная часть (у шеи) делается до затылочной части, т.е. выше, чем у монгольского шудака, у которого верхняя часть спинки расположена в области лопаток. Также монгольский шудак очень туго сидит на борце, поэтому при борьбе за него невозможно держаться, и иногда у борцов ломаются пальцы. Само слово шудак происходит от тувинского шывыдак, шывадаар, что означает «швырять», «бросать», т.е. с помощью шудака борцы, взявшись за него, швыряли (бросали) противника на землю» [Ховалыг, 2018: 102].

Судьи изображены со зрителями, все мужчины. Одеты в традиционную национальную одежду и несколько человек в одежде европейского покрова, но все они в головных уборах (шляпы, кепки, фурашки). У двух мужчин на груди имеются значки «ТАР». У одного из судей на руке ручка и перед ним на столе лежат бумаги, где, наверное, список участников соревнования. На деревянном столе из досок также стоят две бутылки из-под напитка и флакон, видимо, с йодом, и рядом лежит бинт. На снимках представлены и зрители. И взрослые, и дети одинаково болели за участников: устремленные взгляды прикованы к участникам и всем сердцем переживали за каждого. Также есть фотография, где сами борцы наблюдают за соперниками15.

Так, на одном снимке16 показано новое в хуреше «После вольной борьбы тувинцы переняли русский обычай - «качать» победителя».

Развитие физической культуры в ТНР осуществлялось под руководством партии и правительства. Так, в программу военного обучения в ТНРА (Тувинской народно-революционной армии) включалась и физическая подготовка. В целях военно-физической подготовки широко использовались национальная борьба хуреш, элементы легкой атлетики, гимнастика, подвижные игры, пулевая стрельба, конноспортивные упражнения, позднее лыжный спорт. [История Тувы, 2007: 309]. Таким образом, соревнования проходили и в воинской части, об этом рассказывает фотографии «Вольная борьба. Военный городок в 1 -ом км. от города Кызыл» и «Отряд борцов на

17

военизированных занятиях».17

Во все времена у всех народов были свои особые игрища, упражнения, направленные на развитие физических качеств человека и укрепление обороноспособности государств. Действительно, когда борцы-хурешисты, надев свои содак-шуудак (специальная борцовская форма) под аккомпанемент «Доге-Баары»

13 НМ РТ, Ф.11, КП 11286/861, инв ФН-Е -1, №158.

14 НМ РТ, Ф.1, Д.492, Оп.1/1, Л.1.

15 НМ РТ, КП 11286/2315

16 НМ РТ, КП - 11286/1640

17 НМ РТ, КП 11286/1682, КП 11286/4068

начинают исполнять танец орла «девиг», то кажется, что земля и небо начинают содрогаться от этой мощи, и начинаешь понимать, что для тувинца хуреш значит гораздо больше, чем просто спортивные состязания и больше, чем красивое зрелище, что это -народный праздник, исполненный глубокого и обширного смысла, одно на лучшие сокровища народной культуры [Ооржак, 2005: 17-18]. Национальную борьбу «хуреш» в нашей республике любят и ценят.

Таким образом, национальная борьба хуреш как часть традиционной культуры тувинцев не осталась без внимания со стороны В. П. Ермолаева как исследователя тувинской культуры. В. П. Ермолаев отразил все основные этапы соревнований, показал хуреш как в повседневной жизни, во время небольших праздничных событий отдельные соревнования, так и в составе больших праздничных мероприятий. По фотографиям были выявлены отличия в борцовской одежде в сравнении с современной борцовской формой. Отражению тувинской национальной борьбы в коллекции В. П. Ермолаева (1892-1982) фотографии являются ценными источниками в области национальной культуры.

Список литературы:

Иофио Е. А. Техника фотографии. М.: Издательство «Искусство». 1973. 349 с.

История Тувы: В 3 т. - Т.П / Под общ. ред. В. А. Ламина.Новосибирск: Наука. 2007. - 430 с.

Кривдик В. Танец орла. 1992. 124 с.

Мандан-ХорлуМ. М., Монгуш А. Ч. День Победы по фотографиям В. П. Ермолаева // Ермолаевские чтения: материалы IV-й научно-практической конференции (19 июня 2020 г.). Кызыл, 2020. С. 50-61. DOI: https://www.doi.org/10.24412/2686-9624-2020-50-61

Ондар О. Ч. Борьба хуреш: история, современность, будущее. - Кызыл: РИО ТувГУ. 2015. 192 с.

Ооржак С. Ы. Знаменитые борцы Тувы, 2005. - 171 с.

Ховалыг Р. Б. Тувинская традиционная одежда. Новосибирск. 2018. 336 с.

Энциклопедический справочник: Фотография. Минск. 1992.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Монгуш Алдармаа Чулдумовна, хранитель l категории отдела учета и хранения фондов Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тыва, г. Кызыл, Россия.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

Mongush Aldarmaa Chuldumovna, First-Class Custodian of Museum Collection Records Department of the Aldan Maadyr National Museum of the Republic of Tuva. Kyzyl, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.