Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ТУВИНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ТАНЦА БОРЦОВ «ХУРЕШ», «ДЕВИГ» В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ'

ОСОБЕННОСТИ ТУВИНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ТАНЦА БОРЦОВ «ХУРЕШ», «ДЕВИГ» В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
кочевники / зрелищность / народ / танец / борец / двигательная деятельность / история / занятия / упражнения / здоровья / nomads / entertainment / folk / dance / wrestler / motor activity / history / classes / exercises / health

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мендот Элла Эрес-Ооловна, Мендот Эмма Эрес-Ооловна, Мендот Инга Эрес-Ооловна

В статье рассматриваются особенности исполнения тувинского фольклорного национального танца борцов «Хуреш», «Девиг» как одного из средств поиска новых форм физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Народный танец борцов хуреша «Девиг» – один из самых распространенных и древних видов народного искусства тувинских кочевников. Авторами подчёркивается, что наши предки оставили нам интересные обычаи, этнические традиции, огромное фольклорное и танцевальное богатство тувинских борцов, и наш кочевой народ должен не только бережно хранить это бесценное наследие, но и знать его, изучать и передавать следующему поколению. Констатируется, что народный танец тувинских борцов хуреша «Девиг», способен и в наше время волновать человеческие сердца, танец имеет не только хореографическое значение, но и эстетическое, и познавательное значение для подрастающих поколений борцов. «Девиг» имеет свои самобытные, четкие, устойчивые, исторически сложившиеся черты, свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции. Во все времена у всех народов были свои особые игры, народные упражнения, направленные на развитие и укрепление физических качеств: силы, скорости, ловкости, выносливости, укрепления здоровья детей, а также воспитания честности, мужественности, настойчивости, самоотверженности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE TUVAN NATIONAL DANCE OF WRESTLERS “KHURESH”, “DEVIG” IN PRIMARY CLASSES

The article deals with the peculiarities of the performance of the Tuvan folk national dance of wrestlers “Khuresh”, “Devig” as one of the means of searching for new forms of physical education in general education institutions. Folk dance of khuresh wrestlers “Devig” is one of the most widespread and ancient types of folk art of the Tuvan nomads. Our ancestors left us interesting customs, ethnic traditions, a huge folklore and dance wealth of Tuvan wrestlers, and our nomadic people should not only carefully preserve this priceless heritage, but also know it, study it and pass it on to the next generation. Folk dances of Tuvan wrestlers – “Khuresha”, “Devig”, are able to excite human hearts in our time, have a great choreographic significance, which is not only aesthetic, but also of great cognitive importance for wrestlers. “Devig” has its own distinctive, clear, stable, historically established features, its deep national roots and rich centuries-old performing traditions. At all times, all peoples have had their own special games, folk exercises aimed at developing physical qualities, such as strength, speed, agility, endurance, strengthening the health of children, as well as fostering honesty, masculinity, perseverance, and selflessness.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ТУВИНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ТАНЦА БОРЦОВ «ХУРЕШ», «ДЕВИГ» В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»

DOI 10.24412/2076-1503-2021 -2-349-356 МЕНДОТ Элла Эрес-ооловна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры, ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет»,

г. Кызыл, Республика Тыва, e-mail: menella2013@yandex.ru

МЕНДОТ Эмма Эрес-ооловна,

ст. преподаватель кафедры физической культуры, ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет»,

г. Кызыл, Республика Тыва,

e-mail: mendota6909@yandex.ru

МЕНДОТ Инга Эрес-ооловна,

к.п.н., доцент кафедры физической культуры Кызылского педагогического колледжа, ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет»,

г. Кызыл, Республика Тыва , e-mail: inga-mendot@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ТУВИНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ТАНЦА БОРЦОВ «ХУРЕШ», «ДЕВИГ» В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности исполнения тувинского фольклорного национального танца борцов «Хуреш», «Девиг» как одного из средств поиска новых форм физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Народный танец борцов хуреша «Девиг» - один из самых распространенных и древних видов народного искусства тувинских кочевников. Авторами подчёркивается, что наши предки оставили нам интересные обычаи, этнические традиции, огромное фольклорное и танцевальное богатство тувинских борцов, и наш кочевой народ должен не только бережно хранить это бесценное наследие, но и знать его, изучать и передавать следующему поколению. Констатируется, что народный танец тувинских борцов хуреша «Девиг», способен и в наше время волновать человеческие сердца, танец имеет не только хореографическое значение, но и эстетическое, и познавательное значение для подрастающих поколений борцов. «Де-виг» имеет свои самобытные, четкие, устойчивые, исторически сложившиеся черты, свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции. Во все времена у всех народов были свои особые игры, народные упражнения, направленные на развитие и укрепление физических качеств: силы, скорости, ловкости, выносливости, укрепления здоровья детей, а также воспитания честности, мужественности, настойчивости, самоотверженности.

Ключевые слова: кочевники, зрелищность, народ, танец, борец, двигательная деятельность, история, занятия, упражнения, здоровья.

MENDOT Ella Erez-oolovna,

Ph. D., associate Professor of the Department of physical culture,

Of the "Tuvan state University», Kyzyl, Republic of Tyva

MENDOT Emma Eres-oolovna,

senior lecturer of the Department of physical culture, Of the "Tuvan state University», Kyzyl, Republic of Tyva

MENDOT Inga Eres-oolovna,

Ph. D., senior teacher of physical culture Kyzyl pedagogical College, Of the "Tuvan state University», Kyzyl, Republic of Tyva

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

FEATURES OF THE TUVAN NATIONAL DANCE OF WRESTLERS "KHURESH", "DEVIG" IN PRIMARY CLASSES

Annotation. The article deals with the peculiarities of the performance of the Tuvan folk national dance of wrestlers "Khuresh", "Devig" as one of the means of searching for new forms of physical education in general education institutions. Folk dance of khuresh wrestlers "Devig" is one of the most widespread and ancient types of folk art of the Tuvan nomads. Our ancestors left us interesting customs, ethnic traditions, a huge folklore and dance wealth of Tuvan wrestlers, and our nomadic people should not only carefully preserve this priceless heritage, but also know it, study it and pass it on to the next generation. Folk dances of Tuvan wrestlers - "Khuresha", "Devig", are able to excite human hearts in our time, have a great choreographic significance, which is not only aesthetic, but also of great cognitive importance for wrestlers. "Devig" has its own distinctive, clear, stable, historically established features, its deep national roots and rich centuries-old performing traditions. At all times, all peoples have had their own special games, folk exercises aimed at developing physical qualities, such as strength, speed, agility, endurance, strengthening the health of children, as well as fostering honesty, masculinity, perseverance, and selflessness.

Key words: nomads, entertainment, folk, dance, wrestler, motor activity, history, classes, exercises, health.

Фольклорный танец тувинских борцов хуреш «Девиг» ни за что не спутаешь с любым другим. У танца особый вид красочной ритмичности пластичной хореографии, масса отличительных национальных характеристик и особенностей.

Отличительной особенностью тувинской национальной борьбы Хуреш является исполнение борцами-хурешистами ритуального танца «Девиг». Это некая философская составляющая борца: перед выходом на схватку связанная с его внутренним миром, состоянием души и настроем на победу. Исполнение борцами-хурешистами ритуального танца «Девиг» придает самой борьбе своеобразную экстравагантную зрелищность и великолепие.

Состязания всегда открываются исполнением танца «Девиг» одновременно всеми бор-цами-хурешистами.

В своем коллективном исполнении они заявляют о готовности подчиняться традиционным правилам борьбы «Хуреш», сохранять дух единения и спортивного азарта. Исполнение танца делает соревнование театрализованным представлением, появляется некая картинность и изящность всего действа, и, конечно, танец имеет воспитательное значение для молодого поколения тувинского народа.

Тувинский национальный танец борцов хуреш «Девиг» - это имитация полета орла с взмахами крыльев, с прыжками и активными движениями; обязательным атрибутом борца хуреш является национальный костюм. Можно с полной уверенностью сказать, что тувинский национальный танец «Девиг» является своеобразным оли-

цетворением характера тувинского кочевника, в котором он показывает свою любовь родине и природе.

Традиционный танец «Девиг» сложившийся на протяжении веков, находится в постоянном развитии, о чем свидетельствуют созданные сегодня танцы, которые отличаются от старинных танцев не только выразительностью, манерой исполнения, но и богатством танцевальных движений [1, с. 171].

В работе культуролога А.К. Кужугет рассматривается традиционная духовная культура тувинского народа и ее многообразие, исследуются структурные элементы народных игр, их ценностно-смысловое содержание, описано значение народных игр и содержание национального танца «Девиг».

Целью данной статьи является изучение взаимосвязи национального танцевального фольклора и использования на занятиях в общеобразовательных учреждениях для учащихся начальных классов.

Данный материал представляет собой особую ценность для занятий физической культуры в общеобразовательных учреждениях, подлинной ценностью родной истории и культуры, духовной жизни, что актуально на сегодня. Разрешение проблем нравственного воспитания все же требует поиска новых форм и наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных, и мы думаем, что нам необходимо в большей степени привлекать к участию в духовно-нравственном воспитании учащихся общеобразовательных организаций.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

Задачи исследования:

- изучить хронологические источники, позволяющие проследить развитие национального фольклорного танца борцов-хурешистов для учащихся начальных классов;

- выявить особенности форм, движений национального фольклорного танца борцов, как национального компонента на занятиях физической культуры в общеобразовательных организациях;

- обосновать формы национального танца борцов тувинского народа.

Национальная борьба «Хуреш» очень популярна среди учащихся школьного возраста. В 2010 г. для участия в национальной борьбе «Хуреш», посвященной Дню защиты детей, который проходил в столице республики на стадионе 5-летия Советской Тувы, было заявлено участие 1000 участников в возрасте от 5 до 16 лет, который по численности занесен в книгу рекордов Гин-неса. Ритуал исполнения «Девиг» перед борьбой хуреш детьми данного возраста выполняется, может и не так красиво, но искренне.

Правительством Республики Тыва уделяется большое внимание развитию борьбы хуреш в образовательных организациях республики, начиная с детского сада.

С 2017 г. региональный проект «Хуреш в детские сады» вошел в Государственную программу Республики Тыва «Развитие образования и науки на 2014-2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Республики Тыва от 30 октября 2013 г. № 632.

В дошкольных образовательных организациях Республики Тыва в 153 детских садах республики функционируют кружки по национальной борьбе Хуреш для более, чем 3800 мальчиков-дошкольников. За период 2017-2020 гг. 71 общеобразовательные учреждения получила 2250 борцовских матов.

Вместе с тем острой остается проблема кадров: в детских садах основной состав педагогов и инструкторов физического воспитания - женщины.

Обучение, как основам борьбы, так и танцу «Девиг» должны проводить мужчины, желательно спортсмены. Для этого в детские сады привлекают пап - спортсменов, любителей и профессионалов, сотрудничают со спортивными школами.

В настоящее время в Республике Тыва обсуждается вопрос о внедрении в общеобразовательных учреждениях элементов борьбы хуреш на уроках физической культуры, внедрении обучения ритуальному танцу борца «Девиг».

Перед состязанием борцы-хурешисты облачались в национальную спортивную одежду:

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

содак, шудак, тыва чымчак идик. Раньше тувинцы изготовляли содак-шудак из смягчённой кожи оленя и козла, о чём свидетельствуют тувинские народные сказки.

В настоящее время для шитья используют шёлковые материалы. Содак - это спортивные плавки со специальными шнурами из тонкой кожи, которые заправляются вовнутрь. Шудак - это куртка (болеро), имеющая только длинные рукава и спинную часть (закрывающая спину борца-хурешиста до середины). К углам, как правило, пришиты шёлковые или кожаные шнуры, чтобы сплести шудак спереди. По принципам состязания разрешаются захваты за форму, то есть за содак и шудак.

Тыва хом идик - это тувинская традиционная кожаная обувь. Они представляли собой сапоги из хорошо выделанной кожи крупного рогатого скота с загнутым вверх носком, длинным голенищем и многослойной войлочно-кожаной подошвой. Поражение борца-хурешиста закрепляется при касании земли коленом, руками, локтем и т.д. Состязания по национальной борьбе «Хуреш» проводятся по системе с выбыванием после одного поражения, то есть по олимпийской системе. Эти особенности отличают национальную борьбу «Хуреш» от других видов борьбы.

Известный тувинский ученый - фольклорист Г.Н. Курбатский в своих исследованиях описывает элементы фольклорного танца тувинских борцов «Девиг» - это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным, художественным, специфическим отображением его многовековой многообразной жизни, воплотившее в себя творческую фантазию тувинского народа и глубину народных чувств [7, с. 89-90]. В трудах М.Б. Кенин-Лопсан, мы встречаем частичное описание танца «Дэвиг» тувинских борцов - он всегда содержателен. В танце существуют драматургическая основа и сюжет, в нем есть и обобщенные и конкретные художественные образы, которые создаются посредством разнообразных пластичных движений.

В настоящий момент известно, что существует семь разных по структуре и форме ритуального танца «Девиг»:

1. «Буга саамы» (ритуальный танец - «Быка» (рис. 1) все пальцы рук сжаты, кроме большого пальца, большой палец вытянут вверх - это демонстрирует крупное начертание рог «Быка», борец выполняет прерывистые тяжёлые махи руками направо и налево, затем подобно могучему «Быку» тяжело нагнув голову и выставив вперёд «рога», имитирует удары ими о землю.

Рис. 1. «Буга саамы» - ритуальный танец - «Быка»

2. «Хараачыгай саамы» (ритуальный танец «Ласточки») борец подражает быстрому полету ласточки и быстрыми взмахами рук - «крыльев» вверх и вниз точно вперёд, демонстрирует данный танец, взлёт птицы «Ласточки» на небе.

3. «Кошкар саамы» (ритуальный танец «Горного Архара1») (рис. 2) борец руками живописно показывает красивые большие, сильно закручен-

ные рога Архара. Рога «Горного Архара» или по-другому «Горного Барана» играют большую роль в исполнении данного танца. Лёгкими прыгучими, вращающимися движениями вокруг себя (дээскинер) борец-танцор олицетворяет изящность, внушительность закрученных в спираль окончаниями наружу и вверх рогов.

Рис. 2. «Кошкар саамы» - ритуальный танец «Горного Архара1»

4. «Хартыга саамы» (ритуал танец -«Сокола») (рис. 3). В процессе танца борец имитирует полёт величественной хищной птицы -сокола. Сначала борец исполняет взлёт птицы на земле: быстрыми махами полусидя, бежит по

земле, показывает ловкость, мощность тела: широкую грудь, сильные конечности и затем будто взлетает на небо, широко размахивая руками -«крыльями» в полёте. Борец демонстрирует маневренность и красоту своего «полёта».

1 Архар, или горный баран, или аргали, аркар, качкар (лат. Ovis ammon) — парнокопытное млекопитающее из семейства полорогих, обитающее в горных районах Средней и Центральной Азии, в том числе и на юге Сибири.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

5. «Хуна саамы» (ритуал танец - «Горного Козла») (рис. 4) борец танцем показывает особенности горного козла: ловкость, умение удержаться на отвесной скале, быстро по ней перебираться.

Руки подобно рогам горного козла борец поднимает руки вверх, не отрывая друг от друга, делает движения вверх и вниз, при этом имитируя прыжки животного по горам.

Рис. 4. «Хуна саамы» - ритуал танец - «Горного Козла»

6. «Эзир саамы» (ритуальный танец -«Орла») (рис. 5). Танец «Орла» олицетворяет силу и волю, а так же дух народа и его традиции. Борец, разводит руки в стороны и плавно ими взмахивает, кружит вокруг себя, подражая гордо

парящему в небе орлу. В природе размах крыльев даже у небольшого орла достигает 130 см, это делает их полет величавым и могущественным. Поэтому борец как можно шире распахивает свои руки - «крылья», копируя движения орла.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

И

Рис. 5. «Эзир саамы» - ритуальный танец - «Орла»

7. «Дээр адам, Чер ием саамы или Кудай саамы» (ритуальный танец «Отцом небом, Матерью землёй» (рис. 6). Это было некой связью с природой: небом и землёй, ощущением собственного мироздания. Исполняется борцом следую-

щим образом: одна рука поднимается по направлению к небу-отцу, другая к земле-матери. Ноги при исполнении каждого ритуала танца «Девиг» отталкиваются от земли в полусогнутом виде.

Рис. 6. «Дээр адам, Чер ием саамы или Кудай саамы» - ритуальный танец «Отцом небом, Матерью землёй»

Ритуальный тувинский танец борца «Девиг» вводится в занятие с целью увеличения подвижности суставов, необходимой для овладения целостным действием, танцевальные упражнения можно включать и в заключительную часть занятия, чтобы снять возбудимость нервной системы и привести в спокойный ритм организм детей школьного возраста. Танцевальные упражнения эффективно влияют на растяжение мышечных соединений и тканей, в большей степени на раз-

витие гибкости позвонков, плечевых суставов и поясничной области, что во многом определяет активность двигательной деятельности и степень работоспособности занимающихся. Танцевальные упражнения позволяют в нужный момент принять необходимую позу и удерживать ее в течение определенного времени, выполнять наклоны и взмахи различной амплитуды, регулируя величину физической нагрузки [10, с. 3].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

В. Кривдик полагает, что танец борцов «Девиг» - особый ритуал борца, своего рода особый вид медитации, настрой борца перед выходом на схватку и выражение радости победы после поединка. В ритуальном танце борец, отождествляя себя с тотемной птицей (животным), имитировал магический полет священной птицы к духам «верхнего» мира. Победитель воспринимал себя божеством (тотемом - солнечной птицей), побеждающим хаос (тьму, холод и пр.). Зрители всегда разделяют радость победителя: хлопают, исполняют горловое пение в стилях «Хоомей» и «Кыргыраа» [2, с. 5].

А.К. Кужугет в своей работе «Духовная культура тувинцев: структура и трансформация» отмечает, что богатейшей материал про историю тувинской земли о народной культуре, народной физической культуре, играм, спортивным состязаниям, быту, традициям и поверьям тувинского народа. Самое уникальное внимание обратил на полезные и интересные сведения о национальном танце борца «Девиг» [5, с. 24].

Таким образом, мы считаем, что нужно привлекать к данному исследованию внимание, как форме духовно-нравственного воспитания учащихся начальных классов в общеобразовательных учреждениях и использования на занятиях физической культуры в вариативной части программы, также создать специальные мастер-классы по и демонстрирования ритуального национального танца борца «Хуреш», «Девиг» воспитать физически здоровую душу. Национальный танец борцов «Девиг» в глубине веков, передает ценнейшую информацию о прошлом и будущем. Этикет тувинского народа неповторим,соответственно так же, как его история, обычаи и культура. В культурологической литературе до поры до времени нет специальных работ, посвящённых смыслу, значению ритуала танца «Девиг», совершаемого в каждом состязании национальной борьбы «Хуреш».

Ритуальный национальный танец «Девиг» из глубины веков передает ценнейшую информацию о прошлом и будущем. Этикет тувинского народа неповторим, соответственно так же, как и его история, обычаи и культура.

Таким образом, необходимо продолжение исследований данной темы, создание учебных и методических пособий, рекомендаций по обучению детей дошкольного и школьного возраста основам борьбы хуреш и ритуального танца «Девиг» как наследия тувинской культуры целом, так и физического традиционного воспитания подрастающего поколения.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

Список литературы:

[1] История Тувы / под ред. С.И. Вайнштейна, М.Х. Маннай-оола. - Новосибирск: Наука, 2001.

- Изд. 2, доп. и испр. - 268 с.

[2] Кенин-Лопсан М.Б. Древние традиции тувинского народа (на тувинском языке). - Кызыл, 1994. - 185 с.

[3] Кривдик В. Эзир самы. Танец орла. -Кызыл: МП «Новости Тувы»,1992. - 125 с.

[4] Кужугет А.К. Традиционные нормы поведения и общения тувинцев в быту // Культура тувинцев. Традиция и современность. - Кызыл, 1989. - С. 65-73.

[5] Кужугет А.К. Духовная культура тувинцев: структура и трансформация. - Кемерово: Издательство КемГУКИ, 2006. - 319 с.

[6] Кужугет А.К. Зрелищно-игровые элементы в культовых обрядах тувинцев. - Кызыл: Респ. типография, 2002. - 80 с.

[7] Курбатский Г.Н. Тувинцы в своем фольклоре. - Кызыл: Тув. кн. изд-во, 2001. - 293 с.

[8] Мендот Эмма Э., Мендот Инга Э., Мендот Элла Э. Национальные виды спорта и игры на уроках физической культуры в 1-2 классах (на примере борьба «Хуреш») // Образование и право. 2018. № 11.- С. 299-304.

[9] Мендот Элла Э., Мендот Эмма Э., Мен-дот Инга Э., Этикет тувинских подвижных игр для детей дошкольных образовательных учреждений [Электронный ресурс]. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. - 79 с. - Режим доступа: http://www. iprbookshop.ru/70293.html (дата обращения: 12.01.2021).

[10] Мендот Эмма Э. Мендот Инга Э., Мен-дот Элла Э. Занятия физической культурой в сочетании с фольклором. - Кызыл: Издательство ТувГУ, 2018. - 68 с.

[11] Тувинские народные сказки. - Новосибирск: ВО «Наука», Сибирская издательская фирма,1994. - 460 с.

Spisok literatury:

[1] Istoriya Tuvy / pod red. S.I. Vajnshtejna, M.H. Mannaj-oola. - Novosibirsk: Nauka, 2001. -Izd. 2, dop. i ispr. - 268 s.

[2] Kenin-Lopsan M.B. Drevnie tradicii tuvin-skogo naroda (na tuvinskom yazyke). - Kyzyl, 1994.

- 185 s.

[3] Krivdik V. Ezir samy. Tanec orla. - Kyzyl: MP «Novosti Tuvy»,1992. - 125 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[4] Kuzhuget A.K. Tradicionnye normy pove-deniya i obshcheniya tuvincev v bytu // Kul'tura

tuvincev. Tradiciya i sovremennost'. - Kyzyl, 1989. -S.65-73.

[5] Kuzhuget A.K. Duhovnaya kul'tura tuvincev: struktura i transformaciya. - Kemerovo: Izdatel'stvo KemGUKI, 2006. - 319 s.

[6] Kuzhuget A.K. Zrelishchno-igrovye ele-menty v kul'tovyh obryadah tuvincev. - Kyzyl: Resp. tipografiya, 2002. - 80 s.

[7] Kurbatskij G.N. Tuvincy v svoem fol'klore. -Kyzyl: Tuv. kn. izd-vo, 2001. - 293 s.

[8] Mendot Emma E., Mendot Inga E., Mendot Ella E. Nacional'nye vidy sporta i igry na urokah fizicheskoj kul'tury v 1-2 klassah (na primere bor'ba

«Huresh») // Obrazovanie i pravo. 2018. № 11.- S. 299-304.

[9] Mendot Ella E., Mendot Emma E., Mendot Inga E., Etiket tuvinskih podvizhnyh igr dlya detej doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij [Elektron-nyj resurs]. - Saratov: Aj Pi Er Media, 2018. - 79 s. - Rezhim dostupa: http://www.iprbookshop.ru/70293. html (data obrashcheniya: 12.01.2021).

[10] Mendot Emma E. Mendot Inga E., Mendot Ella E. Zanyatiya fizicheskoj kul'turoj v sochetanii s fol'klorom. - Kyzyl: Izdatel'stvo TuvGU, 2018. - 68 s.

[11] Tuvinskie narodnye skazki. - Novosibirsk: VO «Nauka», Sibirskaya izdatel'skaya firma,1994. -460 s.

ЮРКОМПАНИ

www. law-books, ru

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.