Научная статья на тему 'История создания коллекции В.    П. Ермолаева как части этнографического источника изучения материальной и духовной культуры тувинского этноса (часть 1)'

История создания коллекции В.    П. Ермолаева как части этнографического источника изучения материальной и духовной культуры тувинского этноса (часть 1) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
224
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ ЕРМОЛАЕВ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ИМ. АЛДАН-МААДЫР РЕСПУБЛИКИ ТЫВА / МУЗЕЙНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ / ФОТОГРАФИЯ / СТЕКЛЯННЫЕ И ПЛЕНОЧНЫЕ НЕГАТИВЫ / VLADIMIR P. YERMOLAEV / ALDAN MAADYR NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TUVA / MUSEUM COLLECTION / PHOTOGRAPH / GLASS AND FILM NEGATIVES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Айыжы Елена Валерьевна, Мандан-Хорлу Марианна Маадыр-Ооловна, Монгуш Алдармаа Чулдумовна

Данная статья посвящена уникальной коллекции Национального музея Республики Тыва собранию фотодокументов его первого директора, краеведа, фотографа Владимира Петровича Ермолаева (1892-1982). Цель работы исследование истории поступления коллекции, ее систематизация с учетом тематики экспонатов, а также анализ проблем атрибуции и сохранения коллекции В. П. Ермолаева. Материалы. В статье раскрывается история создания коллекции В. П. Ермолаева. Фототека В. П. Ермолаева слагается из двух составляющих фотографий и негативов (стеклянных и пленочных), насчитывающих более 4 000 единиц хранения. Она уникальна тем, что в ней представлены одни из самых ранних фотографий территории Тувы, фрагменты из жизни тувинского народа. Наиболее ранние снимки датируются 1913 г. Результаты. Авторами статьи представлены итоги систематизации коллекции по тематическому принципу. Фотографическое наследие В. П. Ермолаева отражает жизнь, быт феодальной Тувы, гражданскую войну, становление промышленности и транспорта, развитие культуры и искусства Тувинской народной республики (ТНР), участие ТНР в Великой Отечественной вой­не 1941-1945 гг. и т. д. Большое внимание уделено изучению истории поступления и формирования коллекции. Выводы. В результате исследования выявлено, что формирование огромного труда работ В. П. Ермолаева шло постепенно, в течение нескольких десятилетий. По результатам изучения музейной учетной документации и самих фотодокументов авторы пришли к выводу, что в фотодокументы В. П. Ермолаева входят не только негативы, но и альбомы с контрольными отпечатками и фотографиями, к большинству снимков автор дал собственные комментарии. Анализ проделанной работы позволяет сделать вывод, что В. П. Ермолаев был одним из первых исследователей, использовавших фотографию в качестве основного метода сбора информации и научного исследования социокультурного развития Тувы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Айыжы Елена Валерьевна, Мандан-Хорлу Марианна Маадыр-Ооловна, Монгуш Алдармаа Чулдумовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

V. P. Yermolaev’s Collection as an Ethnographic Source for Studies of Tuvan Material and Spiritual Culture. Part 1

Goals. The article deals with one of the most unique collections of Tuva’s National Museum a collection of photo documents compiled by its first director, expert in local history, photographer Vladimir P. Yermolaev (1892-1982). Materials. The paper describes the development of V. P. Yermolaev’s collection, its subject, structure and chronological framework. The collection of photo documents by V. P. Yermolaev comprises two segments photographs and negatives (glass and film ones) numbering over 4,000 storage items. The V. P. Yermolaev Collection is unique in that it presents somewhat earliest photographs of Tuva’s territory, glimpses of Tuvan people’s life. The earliest photographs date back to 1913. Results. The article systematizes the collection thematically. The photographic heritage of V. P. Yermolaev mirrors everyday life of the feudal Tuva, the Civil War period, formation of industry and transport, development of culture and arts in the Tuvan People’s Republic (TNR), participation of the TNR in the Great Patriotic War of 1941-1945, etc. The history of receipt and formation of the collection is also paid special attention to. Conclusion. The study reveals that the formation of the collection was gradual and lasted over several decades. The insight into museum records and photo documents as such concludes that V. P. Yermolaev’s collection of photo documents comprises not only negatives but also albums with control prints and photographs largely supplemented with the author’s own comments. The analysis allows concluding that V. P. Yermolaev was one of the first researchers to have used photography as a key method of data collection and research of Tuva’s sociocultural development.

Текст научной работы на тему «История создания коллекции В.    П. Ермолаева как части этнографического источника изучения материальной и духовной культуры тувинского этноса (часть 1)»

Published in the Russian Federation

Oriental Studies (Previous Name: Bulletin of the Kalmyk Institute for

Humanities of the Russian Academy of Sciences)

Has been issued as a journal since 2008

ISSN: 2619-0990; E-ISSN: 2619-1008

Is. 4, pp. 669-681, 2019

DOI: 10.22162/2619-0990-2019-44-4-669-681

Journal homepage: https://kigiran.elpub.ru

УДК 394.2+394.4

История создания коллекции В. П. Ермолаева

как части этнографического источника изучения материальной и

духовной культуры тувинского этноса (часть 1)*

Елена Валерьевна Айыжы1

1 Тувинский государственный университет (д. 36, ул. Ленина, 667000 Кызыл, Российская Федерация)

кандидат исторических наук, доцент

ORCID: 0000-0002-4289-3543. E-mail: aiygy@mail.ru

Марианна Маадыр-ооловна Мандан-Хорлу2

2 Национальный музей имени Алдан-Маадыр Республики Тыва (д. 30, ул. Титова, 667000 Кызыл, Российская Федерация)

заведующий отделом учета и хранения фондов

ORCID: 0000-0002-8105-2093. E-mail: mandan-horlu@yandex.ru

Алдармаа Чулдумовна Монгуш 3

3 Национальный музей имени Алдан-Маадыр Республики Тыва (д. 30, ул. Титова, 667000 Кызыл, Российская Федерация)

хранитель I категории, отдел учета и хранения фондов ORCID: 0000-0002-9912-0701. E-mail: maldarmaa@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена уникальной коллекции Национального музея Республики Тыва — собранию фотодокументов его первого директора, краеведа, фотографа Владимира Петровича Ермолаева (1892-1982). Цель работы — исследование истории поступления коллекции, ее систематизация с учетом тематики экспонатов, а также анализ проблем атрибуции и сохранения коллекции В. П. Ермолаева. Материалы. В статье раскрывается история создания коллекции В. П. Ермолаева. Фототека В. П. Ермолаева слагается из двух составляющих — фотографий и негативов (стеклянных и пленочных), насчитывающих более 4 000 единиц хранения. Она уникальна тем, что в ней представлены одни из самых ранних фотографий территории Тувы, фрагменты из жизни тувинского народа. Наиболее ранние снимки датируются 1913 г. Результаты. Авторами статьи представлены итоги систематизации коллекции по тематическому принципу. Фотографическое наследие В. П. Ермолаева отражает жизнь, быт феодальной Тувы, гражданскую войну, становление промышленности и транспорта, развитие культуры и искусства Тувинской народной республики (ТНР), участие ТНР в Великой

* Здесь публикуется первая часть статьи, вторая выйдет в свет в следующем номере журнала, обе части сопровождаются полным списком источников и литературы, использованных авторами при написании работы.

Отечественной войне 1941-1945 гг. и т. д. Большое внимание уделено изучению истории поступления и формирования коллекции. Выводы. В результате исследования выявлено, что формирование огромного труда работ В. П. Ермолаева шло постепенно, в течение нескольких десятилетий. По результатам изучения музейной учетной документации и самих фотодокументов авторы пришли к выводу, что в фотодокументы В. П. Ермолаева входят не только негативы, но и альбомы с контрольными отпечатками и фотографиями, к большинству снимков автор дал собственные комментарии. Анализ проделанной работы позволяет сделать вывод, что В. П. Ермолаев был одним из первых исследователей, использовавших фотографию в качестве основного метода сбора информации и научного исследования социокультурного развития Тувы.

Ключевые слова: Владимир Петрович Ермолаев, Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, музейная коллекция, фотография, стеклянные и пленочные негативы Благодарность. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-012-00073.

Для цитирования. Айыжы Е. В., Мандан-Хорлу М. М., Монгуш А. Ч. Коллекция В. П. Ермолаева как этнографический источник изучения материальной и духовной культуры тувинского этноса. Oriental Studies. 2019; (4): 669-681. DOI: 10.22162/2619-0990-2019-44-4-669-681.

UDC 394.2+394.4

V. P. Yermolaev's Collection as an Ethnographic Source for Studies of Tuvan Material and Spiritual Culture. Part 1

Elena V. Ayizhy1

1 Tuvan State University (36, Lenin St., 667000 Kyzyl, Russian Federation) Cand. Sc. (Histrory), Associate Professor

ORCID: 0000-0002-4289-3543. E-mail: aiygy@mail.ru

Marianna M. Mandan-Khorlu2

2 Aldan Maadyr National Museum of the Republic of Tuva (30, Titov St., 667000 Kyzyl, Russian Federation)

Head of Museum Collection Records Department

ORCID: 0000-0002-8105-2093. E-mail: mandan-horlu@yandex.ru

Aldarmaa Ch. Mongush3

3 Aldan Maadyr National Museum of the Republic of Tuva (30, Titov St., 667000 Kyzyl, Russian Federation)

First-Class Custodian, Museum Collection Records Department ORCID: 0000-0002-9912-0701. E-mail: maldarmaa@mail.ru

Annotation: Goals. The article deals with one of the most unique collections of Tuva's National Museum — a collection of photo documents compiled by its first director, expert in local history, photographer Vladimir P. Yermolaev (1892-1982). Materials. The paper describes the development of V. P. Yermolaev's collection, its subject, structure and chronological framework. The collection of photo documents by V. P. Yermolaev comprises two segments — photographs and negatives (glass and film ones) numbering over 4,000 storage items. The V. P. Yermolaev Collection is unique in that it presents somewhat earliest photographs of Tuva's territory, glimpses of Tuvan people's life. The earliest photographs date back to 1913. Results. The article systematizes the collection thematically. The photographic heritage of V. P. Yermolaev mirrors everyday life of the feudal Tuva, the Civil War period, formation of industry and transport, development of culture and arts in the Tuvan People's Republic (TNR), participation of the TNR in the Great Patriotic War of 1941-1945, etc. The history of receipt and formation of the collection is also paid special attention to. Conclusion. The study reveals that the formation of the collection was gradual and lasted over several decades. The insight into

museum records and photo documents as such concludes that V. P. Yermolaev's collection of photo documents comprises not only negatives but also albums with control prints and photographs largely supplemented with the author's own comments. The analysis allows concluding that V. P. Yermolaev was one of the first researchers to have used photography as a key method of data collection and research of Tuva's sociocultural development.

Keywords: Vladimir P. Yermolaev, Aldan Maadyr National Museum of the Republic of Tuva, museum collection, photograph, glass and film negatives

Acknowledgements: The reported study was funded by RFBR, project number 19-012-00073. For citation: Ayizhy E. V., Mandan-Khorlu M. M, Mongush A. Ch. V. P. Yermolaev's Collection as an Ethnographic Source for Studies of Tuvan Material and Spiritual Culture. Oriental Studies. 2019; (4): 669-681. DOI: 10.22162/2619-0990-2019-44-4-669-681.

Введение

За относительно короткую историю своего существования, с 1839 г., фотография проникла и органично вписалась во все сферы жизни и деятельности человека. Визуальные источники как отражение социокультурных, экономических, политических процессов государства сегодня становятся все более значимы, поэтому изучение фотодокументов приобретает особую актуальность.

Фотография как музейный предмет занимает значительное место в собраниях исторических и краеведческих музеев, в том числе Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тыва [Бичелдей, Чыргылан, Иргит, Кадыг-оол 2019]. Собрание фотографий В. П. Ермолаева (18921982), краеведа и фотографа, первого директора Государственного музея Тувинской народной республики, ныне Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тыва, представляет собой уникальную коллекцию. Будучи практически единственным фотографом в Туве, В. П. Ермолаев сумел создать фотолетопись истории Тувы в период бурных событий первой половины ХХ в.

В рассматриваемый период для местных жителей, тувинцев, фотографии были новшеством, и владеющих этим искусством просто не было. Работы В. П. Ермолаева до сегодняшнего дня представляют собой особую актуальность ввиду того, что автор сумел запечатлеть самые интересные факты документально, и ныне эти фотографии представляют ценность для исследователей и для подрастающего поколения. В то же время коллекция остается недостаточно исследованной: не изучена история ее фор-

мирования, не определены полностью ее состав и тематика. В. П. Ермолаев сдал свои негативы с альбомами, содержащими аннотированные контрольные отпечатки.

Целью данного исследования является история поступления, продолжение систематизации коллекции, оценка фотодокументов В. П. Ермолаева как визуальных исторических источников для изучения социально-экономической, политической и социокультурной истории Тувы, а также анализ проблем атрибуции и сохранения коллекции В. П. Ермолаева.

К фотографиям в отечественной исторической науке долгое время относились только как к иллюстративному материалу к своим исследованиям. Такая ситуация, по мнению Л. Н. Мазур, стала меняться только на рубеже ХХ-ХХ1 вв. с «визуального поворота» в российской исторической науке, характеризуемого как стремление расширить круг источниковой базы за счет визуальных документов, формирование новых представлений о «визуальности» [Мазур 2014: 99].

Коллекция В. П. Ермолаева широко использовалась и используется при организации музейных экспозиций и выставок. Однако в исторических исследованиях по Туве, в таких как, например, семитомная антология «Урянхай. Тыва дептер», содержащая уникальное собрание разнообразных документов по истории Тувы с древнейших времен; книга-альбом «Тува — фронту», посвященная вкладу Тувинской Народной Республики в победу Советского Союза над немецким фашизмом; двухтомная «История Тувы» 1964 г., переработанное и дополненное трехтомное издание «Истории Тувы»

2001-2007 и 2015 гг., фотографии В. П. Ермолаева используются в основном как иллюстративный материал. Такой подход к фотодокументам был характерен в целом для всей отечественной исторической науки.

1990-е гг. для российской историографии прошли под знаком обсуждения методологических основ изучения визуальных материалов, в которых источники рассматривались как единый комплекс аудиовизуальных документов — кино-фото-фонодо-кументов [Магидов 1993: 4].

В 2000-е гг. фотографии, как отмечает Р. О. Абилова, стали рассматриваться в качестве самостоятельных исторических источников. Благодаря деятельности му-зейно-выставочного центра «Росфото» активизировалось музееведческое изучение фотографий, заметно выросло количество публикаций о составе и содержании фотографических коллекций российских музеев. Началось изучение фотографий семейных архивов, складывается в России методология исследования фотографии как инструмента познания советской повседневности, в том числе экстремальной. В первую очередь, это оказалось возможным благодаря росту доступности фотодокументов для сообщества историков и развитию источниковедческих исследований. Значительную роль в этом процессе сыграло также обращение исследователей к зарубежным разработкам в области теории и методологии фотографии [Абилова 2017: 24]. Междисциплинарные исследования, а также заимствованные методологические приемы из других смежных дисциплин дали возможность изучать визуальные источники как самостоятельные свидетельства глобальных процессов социально-экономического и историко-культурного развития.

Материалы. В Национальном музее имени Алдан-Маадыр Республики Тыва, по данным на конец 2018 г., из 154 815 музейных предметов музея 32 358 составляют фотографии и негативы, из них 27 130 — из основного и 5 228 — из научно-вспомогательного фондов, что составляет 21 % всего собрания. В составе основного фонда Национального музея Республики Тыва (119 156 предметов) фотографии и негативы занимают первое место — 22,77 %. На втором месте предметы археологии — 21,40 % (25 500), на третьем — документы (22 900, или 19,22 %), а предметы прикладного искусства, быта и этнографии (12 927 ед.) за-

нимают лишь четвертую позицию, составляя 10,85 % основного фонда [НМ РТ. Ста-тотчет 2018].

В настоящее время фотофонд Национального музея Республики Тыва представлен такими видами источников, как негативы, позитивы, диапозитивы, фотоальбомы. В фотофонде музея хранятся черно-белые и цветные фотографии, негативы В. П. Ермолаева и других фотографов, его современников и последователей.

Основная часть

История вопроса. В конце 1990-х - начале 2000-х гг. в Туве в процессе осмысления исторических событий ХХ в. (общественность начала выявлять лучших людей ХХ в., внесших значительный вклад в развитие, и обратилась к историческим событиям, подводя итоги ХХ столетия) происходила оценка значимости и фотографий В. П. Ермолаева и его роли в истории Тувы. Национальным музеем Республики Тыва были организованы персональные выставки В. П. Ермолаева к 110- (2002 г.), 115-(2007 г.) и 120-летию (2012 г.) со дня его рождения. Статьи Н. Б. Чаш [Чаш 1992: 1921], А. С. Хертека [Хертек 1999], М. П. Та-таринцевой [Татаринцева 2001: 44-47], М. Б. Кенин-Лопсана [Кенин-Лопсан 2002], Т. Б. Будегечиевой [Будегечиева 2006: 206207], А. А. Лачугиной [Лачугина 2006: 276280], М. М Кенин-Лопсан [Кенин-Лопсан 2007a; Кенин-Лопсан 2007б] и других свидетельствуют об окончательном признании общественностью вклада В. П. Ермолаева в сохранение исторической памяти Тувы, а его коллекции — как «золотого фонда» Национального музея Республики Тыва.

В небольших статьях музейных сотрудников и других авторов нашли свое отражение отдельные тематические блоки коллекции В. П. Ермолаева: участие Тувы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. [Ооржак 2009: 159-161], лечение на минеральных источниках (аржаанах) [Монгуш 2015: 232-234], развитие земледелия в Туве [Земледелие тувинцев 20171], мир детства и

1 Земледелие тувинцев в фотографиях В. П. Ермолаева: Альбом в электронном виде / Национальный музей Республики Тыва / сост.: Л. К. Монгуш, М. М. Мандан-Хорлу, А. Ч. Монгуш, Р. Р. Сангы-Бадра // URL: http://museum. tuva.ru/wp-content/uploads/2017/09/ЗЕМЛЕДЕ-ЛИЕ-В-ФОТОГРАФИЯХ-В.П.-ЕРМОЛАЕВА. pdf (дата обращения: 15.07.2019).

пионерия [Дыртык-оол М. 2013; Дыртык-о-ол 2016], первая национальная школа города Кызыла [Ооржак 2013: 60-61], декоративно-прикладное искусство [Майны 2013: 45-47], город Чадаан [Балчыырак 2013: 61-65].

В сборнике материалов Первых республиканских Ермолаевских краеведческих чтений жизни и деятельности В. П. Ермолаева посвящены работы М. Б. Кенин-Лопса-на [Кенин-Лопсан 2013: 7-11], А. О. Ды-ртык-оол [Дыртык-оол А. 2013: 11-13]. В. П. Ермолаев часть своего архива передал Государственному архиву Республики Тыва. Публикация А. М. Дугар-Сюрюн «История республики в архивных фотодокументах очевидца В. П. Ермолаева» дает информацию об этом фонде [Дугар-Сюрюн 2013: 18-21]. Его литературному творчеству посвящена работа Ч. А.-С. Монгуш, в которой рассмотрена тематика таких литературных произведений В. П. Ермолаева, как повести «Элескей», «Где золото роют в горах» и поэма «Легенда о Саине» [Монгуш Ч. 2013: 55-59]. К фотографиям В. П. Ермолаева как историческому источнику обратилась О. О. Монгуш. Объяснение столь большого интереса и любви В. П. Ермолаева к Туве она нашла в его исторической публицистике, в «Пчелке», в первом из пяти рассказов, объединенных общим названием «Давно это было», где Владимир Петрович описывает навсегда сохранившееся с детства в его памяти воспоминание о знакомстве и дружбе местных ребят с Би-че-оолом, маленьким мальчиком-тувинцем, волею судьбы оказавшимся в Красноярской губернии, в селе Канско-Перевозинском, находившемся на пути главного Сибирского тракта, по которому гнали скот из Тувы на продажу в сибирские города и деревни [Монгуш О. 2013: 41-42].

История поступления коллекции В. П. Ермолаева и особенности ее учета

При создании Государственного музея в Туве, несомненно, положительным моментом считается то, что его директором стал человек, умеющий фотографировать. В своем личном листке по учету кадров и в автобиографии В. П. Ермолаев пишет, что с 1929 по 1934 гг. был директором госмузея, а впоследствии в разное время также работал фотографом, заведующим отделом природы, консультантом [НМ РТ. Ф. 1. Д. 195.

Л. 40; Ф. 1. Д. 410. Л. 27]. Очевидно то, что с момента открытия музея для посетителей в 1930 г. В. П. Ермолаев при оформлении экспозиций и выставок использовал свои фотографии. В то же время самыми ранними книгами учета фотоматериалов в Национальном музее Республики Тыва являются «Инвентарная книга негативов» 1944 г. и «Книга инвентарная фотографий» 1945 г.

Первая книга 1944 г. начинается с перечня тематических разделов (всего 24 раздела), по которым были распределены негативы Государственного музея Тувинской Народной Республики. Книга состоит из 126 пронумерованных листов, поделенных на 24 тематических «отдела», с указанием «содержания» снимка, датировки, автора, условным обозначением материала негатива и размера: «с. 9х12» (стекло 9х12) и «пл. 6х9» (пленка 6х9) [НМ РТ. Инвентарная книга, 1944]. Датировка негативов относится к 1939-1947 гг. В графе «Кем сделан снимок» достаточно много имен: Ермолаев, Данзын-оол, Богатырёв, Тока, Андреев, Се-качев, Табаев, Феоктистов, Гусаков, Карл, Лопсан-Кенден. Есть снимки 1941 г., отмеченные как снимки киноэкспедиции. По методу внесения записей в книгу она более близка к рабочему научно-справочному аппарату, чем к книге учета новых поступлений. Негативы с этой книги (544 наименования из 1 382 ед.) были позже, в феврале 1960 г., зарегистрированы в три захода в Инвентарную книгу 1959-1961 гг. как «негативы музея» без указания авторства [НМ РТ. Инвентарная книга № 2, 1959-1961: 78-99, 99-103, 111-139].

Исходя из вышесказанного, авторство можно установить по инвентарной книге 1944 г. Для изучения этой части музейного фонда требуется кропотливая работа, что и предстояло авторам данной статьи. Но уже факт того, что здесь фигурирует имя В. П. Ермолаева, говорит о том, что первое поступление ермолаевских фотоматериалов стоило бы искать здесь.

Во второй книге 1945 г. записаны фотографии. В отличие от первой, где деление страницы на графы выполнено от руки самими составителями тематических списков, во второй книге графы напечатаны. Видимо, книга специально заказывалась в типографии. Здесь уже были зарегистрированы фотографии 1926-1946 гг. Среди авторов,

ОшЕОТАЬ 8ти01Е8. 2019. 18. 4

кроме В. П. Ермолаева, встречаются Дан-зын-оол, Виленский, Гусаков, В. Нижего-родов, М. В. Ермолаева, Бороздин и даже указывается, что авторы неизвестны.

В этой книге особо следует выделить регистрацию двенадцати фотоальбомов под номерами 557-566. Четыре фотоальбома «Тувинская Народная Республика в дни Отечественной войны» под номерами 557а, 557б, 557в, 559 содержат фотографии В. П. Ермолаева 1941-1943 гг. общим количеством 208 единиц. Пятый альбом под номером 565 с авторством «Ермолаев и др.», содержащий 81 фотографию 1941-1943 гг., назван «Экспозиция отделов музея ТНР» [НМ РТ. Инвентарная книга, 1945: 64-65]. Альбомы и фотографии в них отмечены как музейные. Эти альбомы сохранились и хранятся под этими же номерами как альбомы В. П. Ермолаева.

Следующей группе книг учета фотоматериалов относятся семь книг, заведенных с марта 1952 г. и заканчивающихся записью № 7649 в мае 1971 г. Фотоматериалы в них включены в одну инвентарную книгу наряду с муляжами, макетами, схемами и другими подобными материалами, свидетельствующие о том, что они считались научно-вспомогательными материалами [НМ РТ. Инвентарная книга № 1, 19521959]. С четвертой книги идет учет поступления чисто негативов и фотографий. В 1971 г. происходит изменение отношения к фотографиям как источникам, что отражается в учетной системе: заводятся две новые книги учета, которые начинаются обе опять с первого номера «Инвентарная книга № 1 по фотографиям и фотонегативам. Основной фонд. С № 1 по № 901. Начата с 29.06.1971 г., окончена 18.01.1973 г.» и «Инвентарная книга № 1 по фотографиям и фотонегативам. Научно-вспомогательный фонд. С № 1 по № 399. Начата с 23.05.1972 г., окончена 15.04.2004 г.». Записи в книгах тоже начинаются с № 1, только теперь с дополнительным буквенным обозначением «фо» и «ф н-в» соответственно. Книга с пометкой «Основной фонд» имеет продолжение в пяти книгах и заканчивается на странице 71 книги № 6 записью № 5516/1-44 от 21 мая 2007 г. Коллекциям дается единый номер и дробью к нему записывается количество негативов в

данной коллекции, т. е. дается дробная нумерация, например: 1фо/1-4356.

Таким образом, всего книг учета поступлений фотографий и негативов — 14, из них первые семь и книга с 1972 по 2004 гг. считаются книгами учета фотоматериалов научно-вспомогательного фонда, а шесть книг с 1971 по 2007 гг. — книгами учета материалов основного фонда. Ситуации, связанные с отдельным учетом фотоматериалов, дает четкое объяснение В. Н. Цуканова, указывая, что на исторически складывающиеся музейные фонды, в частности, на состояние учета, хранения, изучения фотографий и негативов, непосредственное влияние оказали те или иные положения инструкций по учету и хранению музейных ценностей, которыми руководствовались в своей деятельности музеи. Оказывается, именно инструкция по учету, инвентаризации и хранению музейных материалов 1938 г. определяла отдельный учет негативов, диапозитивов и кинопленок в отдельных инвентарных книгах. В следующей инструкции по учету и хранению музейных ценностей музеев системы Министерства культуры СССР (кроме художественных) 1968 г., как отмечает В. Н. Цуканова, фотографические материалы как уникальные, имеющие документальное, мемориальное значение и другие какие-либо примечательные особенности, были отнесены к самостоятельному типу источников и уже могли быть включены в основной фонд, на что обращало внимание Министерство культуры СССР специальным информационно-методическим письмом «Об учете и хранении фотодокументов» в 1975 г. [Цуканова 2001: 3-4]. Положениями инструкции 1968 г. объясняется введение с 1971 г. в тувинском музее двух книг учета новых поступлений по фотографиям и негативам — основного и научно-вспомогательного фондов. Следует отметить, что 19 июля 1971 г. была заведена Книга поступлений научно-вспомогательных материалов № 1 и для остальных видов поступающих предметов музейного значения. Основная часть поступивших фотографических материалов, как видно из книг поступлений фотографий и негативов, сотрудниками музея была причислена к основному фонду.

С 2007 г. отдельный учет фотографий и, в большей степени, негативов прекратился

в связи с признанием ведения отдельных книг поступлений фотонегативов, дублирующего номера Книги поступлений вещественных предметов основного фонда, нарушением Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в Государственных музеях СССР, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 17.07.1985 г. № 2902. Соответствующее решение было принято комиссией Министерства культуры и духовного развития Республики Тыва в ходе проверки наличия музейных предметов и музейных коллекций Национального музея Республики Тыва, проведенной с 15 ноября 2006 г. по 20 апреля 2007 г. Все фотонегативы из вышеупомянутых книг учета поступления фотографий и негативов в соответствии с решением Экспертной фондово-закупочной комиссии от 27.05.2007 г. были заново занесены в Книгу поступлений основного фонда 27 октября 2009 г. под одним номером КП 11286 с дробной нумерацией 1-21565 как «коллекция фотонегативов ХХ века» [НМ РТ. Книга поступлений № 19, 2006-2012: 35]. По действующей инструкции 1985 г. фотографические материалы отнесены к изобразительным памятникам3.

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что изменение подходов к ведению учета, хранению фотодокументов отражает разное отношение к фотографическим материалам на разных этапах развития отечественной исторической науки в целом и музейного дела в частности.

Изучение данных инвентарных книг по фотографиям и негативам и другой учетной документации позволило выявить важные сведения по истории формирования фото-

2 Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в Государственных музеях СССР [электронный ресурс] (приказ Министерства культуры СССР от 17.07.1985 г. № 290) // Электронный фонд правовой и научно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/ document/9049691 (дата обращения: 15.07.2019).

3 Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в Государственных музеях СССР [электронный ресурс] (приказ Министерства культуры СССР от 17.07.1985 г. № 290) // Электронный фонд правовой и научно-технической документации. URL: http://docs. cntd.ru/document/9049691 (дата обращения: 15.07.2019).

фонда: о способах пополнения, источниках поступления фотоматериалов и т. д.

Следует отметить, что первоначально фонды музея пополнялись фотографиями. В первых записях 1952 г. ни источник, ни авторство фотографий не указывалось. Уже с 1953 г. в инвентарных книгах в основном указаны источник поступления и авторство. В середине ХХ в. фотографирование в Туве уже получило довольно широкое распространение, о чем свидетельствуют записи, фиксирующие факты закупки в фонды музея фотографий от самих фотографов — Г. П. Сиротина, Чернышева, Власова, студента Вахрушева, Нелюбина, Ф. И. Колоса, В. В. Кирьянова и др. (об этом свидетельствует и Инвентарная книга негативов 1944 г., о которой мы упоминали ранее). Негативы начали поступать с 1955 г. Кроме закупки, пополнение шло дарственными фотографическими материалами от частных лиц и организаций. Также предпринимались специальные командировки фотографа музея для документирования событий, происходивших в самых разных местах, вплоть до отдаленных кожуунов (районов) республики; фотографировались передовики производства и т. д.

Первая запись в Инвентарной книге № 1 1952-1959 гг. о приеме в фонды Национального музея Республики Тыва фотографий от В. П. Ермолаева датируется 27 сентября 1954 г., где под номерами № 387-395 документально зафиксирована сдача 9 фотографий тружеников колхоза им. Чкалова Кызылского р-на (созданных в 1954 г.) по цене 20 руб. за одно фото [НМ РТ. Инвентарная книга № 1, 1952-1959: 41-42]. В этом же году поступили еще 4 фотографии — внешний и внутренний вид Элеге-стинской электростанции в 1954 г. [НМ РТ. Инвентарная книга № 1, 1952-1959: 43], а на следующий год были сданы 13 фотографий 1922-1925 гг. [НМ РТ. Инвентарная книга № 1, 1952-1959: 52-55] и 27 снимков Тандинского, Тес-Хемского и Эрзинского районов, авторство которых принадлежало В. П. Ермолаеву и некоему Акимову: на фото были зафиксированы исторические места и Герои гражданской войны, памятники истории и природы, оросительные каналы, передовики колхоза «Пламя революции» Тандинского района, курорт «Чедер» и Балгазынская МТС [НМ РТ. Инвентарная

ОшЕОТАЬ 8тиЛ1Е8. 2019. 18. 4

книга № 1, 1952-1959: 116-120]. Далее идет поступление негативов В. П. Ермолаева. Тувинским областным краеведческим музеем (так Национальный музей Республики Тыва назывался в то время) у Владимира Петровича было закуплено 2 783 негатива с контрольными отпечатками на общую сумму 12 662,65 руб. [НМ РТ. Акт приемки-сдачи от 2 февраля 1959 г.]. В инвентарной книге фотодокументов данное поступление зафиксировано через месяц, 18 марта 1959 г., одной общей записью под номером 1436: «Коллекция негативов по Туве с 1917 по 1948 годы. Негативы очень разнообразны на стекле и пленке, разных размеров с контрольными отпечатками» [НМ РТ. Инвентарная книга № 1, 1952-1959: 232], количество не указано. Контрольные отпечатки негативов, для удобства работы с ними, В. П. Ермолаевым были оформлены в 14 фотоальбомах, названия к которым даны самим автором.

Следующая закупка 880 фотонегативов по хозяйственному и культурному строительству периода ТНР датируется маем 1965 г. [НМ РТ. Акт № 13 от мая 1965 г.]. По акту от 9 февраля 1966 г. комиссия из 6 чел., признав, что «негативы имеют большое научное и историческое значение», приняли у В. П. Ермолаева фотонегативы по теме истории и природы Тувы в количестве 137 единиц по цене 1 руб. за каждый, в том числе по теме природы — 25 ед., по «истории дореволюционного прошлого» — 42, по ТНР — 26 и по истории советского периода — 44. По такой же цене (1 руб.) за негатив принято еще 149 фотонегативов по истории и природе Тувы 4 сентября 1967 г. [НМ РТ. Акты приемки-сдачи от 4.09.1967 г.] и 146 — по истории развития Тувинской народной республики и первого периода развития Тувинской автономной области в составе СССР 17 апреля 1969 г. Последний акт также был подписан комиссией из 5 чел. [НМ РТ. Акт закупочный от 17.04.1969 г.]. Были еще два единичных поступления в 1970 г. по одному негативу: 1935 и 1944 гг. [НМ РТ. Инвентарная книга № 7, 1969-1971: 42, 44]. Итого с 1959 по 1970 г. у В. П. Ермолаева закуплено 4 097 единиц негативов. Закупленные с 1965 по 1969 г. фотонегативы в количестве 1 312 единиц не были занесены в Инвентарные книги «Фотографии и негативы» за №№ 3-6 в соответ-

ствии с годами поступления. В продолжение к коллекционной описи первого, самого крупного поступления, была составлена коллекционная опись № 2, начинающая с № 2784 и далее. Контрольные отпечатки к негативам размером 2х2 см также скомпонованы в двух небольших фотоальбомах с инвентарными номерами от 2784 до 3876 и от 3877 до 4356 соответственно, условно обозначенные авторами статьи как альбомы № 15 и № 16. Все негативы В. П. Ермолаева подверглись повторной регистрации в Инвентарной книге основного фонда 1971 г. за номером 1 фо/1-4356. То есть негативы, поступившие в 1959 г. и занесенные под номером 1436, были повторно зарегистрированы в 1971 г. вместе с более поздними поступлениями, теперь уже единым номером 1фо с дробной нумерацией на каждый негатив. Также была повторно составлена общая коллекционная опись.

Главный хранитель Национального музея Алдан-Маадыр Т. С. Нурзат в справке о работе сотрудников фонда, составленной 18 июня 1980 г., отмечает, что в 1978 г. «приобретен фотоальбом В. П. Ермолаева, в котором зафиксировано более 1 тыс. фотографий истории дореволюционной Тувы, ТНР и советского периода» [НМ РТ. Ф. 1. Д. 195. Л. 104]. В 1970-е гг. проведена систематизация коллекции, «разобраны и с описанием разложены по конвертам негативы фотоальбомов из коллекций В. П. Ермолаева и „Наводнение в г. Кызыле 1937 и 1945 гг.", поступивших в фонды музея в 1978 г.» [НМ РТ. Ф. 1. Д. 195. Л. 103].

В 1979 г. сотрудником музея М. Б. Ке-нин-Лопсаном были привезены из Абакана от В. П. Ермолаева коллекция фотонегативов с контрольными отпечатками из 19 пленочных негативов, составлявших 661 кадр по теме «Город Кызыл 1914-1960 гг.» [НМ РТ. Акт приемки-сдачи от 18.06.1979 г.]. В инвентарной книге они зарегистрированы 28 августа 1979 г. под номерами 2855фо-2873фо [НМ РТ. Инвентарная книга №3, 1974-1980: 140-144].

В письме от 20 апреля 1979 г. к директору музея Н. М. Конгару Владимир Петрович пишет: «С альбомами у меня получилась трудная работа. Дело в том, что ни в Абакане, ни в Красноярске нет альбомов для наклейки фотоснимков. Пришлось искать картон и заняться самому производ-

ством двух альбомов. Спасибо, внук где-то добыл десять листов картона, из которого я смастерил два альбома по сорок листов в каждом. Пришлось самому ножницами резать картон, точно по размеру делать отверстия для брошюровки и, наконец, сшивать листы так, чтобы альбомы открывались как книги. Сегодня я как раз закончил брошюровку и на радостях решил написать это письмо. Теперь предстоит немалая, но знакомая работа по наклейке снимков на листы альбомов. Это займет недели две, может несколько и подольше. Не один раз придется перетасовывать снимки, чтобы найти для каждого соответствующее теме место. Ну, а дальше надо делать текстовую часть альбомов. Это, конечно, займет еще больше времени. Но работа эта знакомая» [НМ РТ. Ф. 1. Д. 410. Л. 16]. В коллекции В. П. Ермолаева действительно хранятся два самодельных альбома по темам «Быт арата № 1» (454 фотографии) и «Природа ТНР № 2» (293 фотографии). Следует отметить, альбомы также не занесены в книгу учета поступлений фотографий и негативов, тем не менее они использовались как рабочий, справочный аппарат.

Последнее поступление датируется 2014 г. Это альбом В. П. Ермолаева «Кызыл 1935-1940 гг.», который передан музею

Источники

НМ РТ — Национальный музей Республики Тыва.

Sources

National Museum of the Republic of Tuva.

Литература

Абилова 2017 — Абилова Р. О. Фотография как источник по изучению истории повседневности: анализ современной российской историографии: дисс. ... канд. ист. наук. Казань, 2017. 26 с.: ил.

Балчыырак 2013 — Балчыырак З. К. Фотограф В. П. Ермолаевтиц фоточуруктары Чадаана-ньщ тeeгYЗYнде болгаш оларныц амгы Yеде сайзыралы (= Фотографии В. П. Ермолаева в истории Чадаана и современное состояние) // Первые республиканские Ермолаев-ские краеведческие чтения, посвященные 120-летию со дня рождения первого директора Национального музея Республики Тыва Владимира Петровича Ермолаева (г. Кызыл, 9-10 октября 2012 г.). Сб. мат-лов /

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

его внуком Владимиром Александровичем Ермолаевым в 2012 г. во время проведения первых Ермолаевских краеведческих чтений, посвященных 120-летию В. П. Ермолаева. Альбом зарегистрирован под номером КП № 11673/24. Он содержит 64 фотографии.

Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что к первым музейным предметам из коллекции фотодокументов В. П. Ермолаева относятся пять фотоальбомов с общим количеством фотографий 289 ед., сформированных в период его работы в музее. Далее они поступали вместе с негативами. Некоторые из них были скомпонованы сотрудниками музея, предположительно, из тех фотографий, которые сохранились в фототеке музея с 1940-х гг. Фотографии, поступавшие в 1950-е гг., в расчет не берутся, так как о сохранении их до наших дней не может быть и речи. В то время фотографии активно использовались на выставках и списывались. Чаще всего, говоря о коллекции В. П. Ермолаева исследователи в первую очередь имеют в виду коллекцию фотонегативов.

В статье, подготовленной к публикации в следующем номере, будет рассмотрен состав коллекции В. П. Ермолаева, ее хронологические рамки и вопросы ее сохранения.

сост. У Б. Нурзат. Кызыл: Типография КЦО «Аныяк», 2013. С. 61-65. Баташев, Мартынович 2007 — Баташев М. С., Мартынович Н. В. История формирования коллекции стеклянных негативов по этнографии коренных народов Средней Сибири Красноярского краевого краеведческого музея // Енисейская провинция. Вып. 3. Красноярск: Краснояр. гос. пед.ун-т им.

B. П. Астафьева, 2007. С. 95-103. Бичелдей, Чыргалан, Иргит, Кадыг-оол 2019

— Бичелдей К. А., Чыргалан С. Ю., Иргит О. О., Кадыг-оол X. К. Развитие музейного дела в Республике Тыва: история и современность [электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2019, № 2. URL: https://nit. tuva.asia/nit/article/view/841. DOI: 10.25178/ nit.2019.2.1.

Будегечиева 2006 — Будегечиева Т. Б. Создатель фотолетописи Тувы: [о В. П. Ермолаеве] // Сокровища культуры Тувы. М.: Научно-информационный издательский центр, 2006.

C. 206-207.

Дугар-Сюрюн 2013 — Дугар-Сюрюн А. М. История республики в архивных фотодокументах очевидца В. П. Ермолаева // Первые республиканские Ермолаевские краеведческие чтения, посвященные 120-летию со дня рождения первого директора Национального музея Республики Тыва Владимира Петровича Ермолаева (г. Кызыл, 9-10 октября 2012 г.). Сб. мат-лов / сост. У Б. Нурзат. Кызыл: Типография КЦО «Аныяк», 2013. С. 18-21.

Дыртык-оол А. 2013 — Дыртык-оол А. О. Владимир Петрович Ермолаев — первый директор Тувинского музея // Первые республиканские Ермолаевские краеведческие чтения, посвященные 120-летию со дня рождения первого директора Национального музея Республики Тыва Владимира Петровича Ермолаева (г. Кызыл, 9-10 октября 2012 г.). Сб. мат-лов / сост. У. Б. Нурзат. Кызыл: Типография КЦО «Аныяк», 2013. С. 11-13.

Дыртык-оол М. 2013 — Дыртык-оол М. О. К вопросу о научном описании фотоматериалов

B. П. Ермолаева // Первые республиканские Ермолаевские краеведческие чтения, посвященные 120-летию со дня рождения первого директора Национального музея Республики Тыва Владимира Петровича Ермолаева (г. Кызыл, 9-10 октября 2012 г.). Сб. мат-лов / сост. У. Б. Нурзат. Кызыл: Типография КЦО «Аныяк», 2013. С. 65-68.

Дыртык-оол 2016 — Дыртык-оол М. О. Фотоисточники по истории пионерского движения в Туве 1920-1940-х гг. // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2016. № 3 (23). С. 172-174.

Ермолаев 1967 — Ермолаев В. П. Давно это было // Улуг-Хем: альманах. 1967. № 9.

C. 258-259.

История Тувы 1964 — История Тувы: В 2 т. Т. I. 1-е изд. / под общ. ред. С. К. Тока, Ю. Л. Аранчына и др. М.: Наука, 1964. 456 с.

История Тувы 2001-2007 — История Тувы: В 2 т. Т. I. 2-е изд., перераб. и доп. / под общ. ред. С. И. Вайнштейна, М. Х. Маннай-оола. Новосибирск: Наука, 2001. 367 с.; История Тувы: В 3 т. Т. II / под общ. ред. В. А. Лами-на. Новосибирск: Наука, 2007. 430 с.

История Тувы 2015 — История Тувы: В 3 т. Т. I-II. 3-е изд. Новосибирск: Наука, 2015. Т. 1. 2015. 363 с.; Т. 2 / под общ. ред. В. А. Ламина. 2015. 427 с.

Кенин-Лопсан 2002 — Кенин-Лопсан М. Б. Легендарный краевед // Тувинская правда. 2002. 27 июля. С. 3

Кенин-Лопсан 2013 — Кенин-Лопсан М. Б. Владимир Петрович Ермолаев — знаменитый краевед Тувы // Первые республиканские Ермолаевские краеведческие чтения, посвященные 120-летию со дня рождения первого директора Национального музея Республики Тыва Владимира Петровича Ермолаева (г. Кызыл, 9-10 октября 2012 г.). Сб. мат-лов / сост. У. Б. Нурзат. Кызыл: Типография КЦО «Аныяк», 2013. С. 7-11.

Кенин-Лопсан 2007a — Кенин-Лопсан М. М. Окно в минувшее: [о выставке в Нац. музее «115 мгновений истории Тувы из коллекции

B.П. Ермолаева»] // Тувинская правда. 2007. 28 июля.

Кенин-Лопсан 2007б — Кенин-Лопсан М. М. След на земле. Остановивший мгновения: [о выставке в Нац. музее «115 мгновений истории Тувы из коллекции В. П. Ермолаева»] // Тувинская правда. 2007. 26 июля.

Кызыл в фотографиях 2014 — Кызыл в фотографиях В. П. Ермолаева: Альбом / Национальный музей Республики Тыва; сост. У. Б. Нурзат. Новосибирск: Сибирская горница, 2014. 96 с.

Лачугина 2006 — Лачугина А. Кусочек сердца нам оставил: [о В. Ермолаеве, краеведе, основателе и первом директоре музея] // Люди Центра Азии: 110 очерков и интервью / под ред. Н. М. Антуфьевой. Кызыл: Редакция газеты «Центр Азии», 2006. Т. 3. С. 276-280.

Магидов 1993 — Магидов В. М. Кинофотофоно-документы: проблемы историографии, архивоведения и источниковедения: автореферат дис. ... д-ра ист. наук. М., 1993. 36 с.: ил.

Мазур 2014 — Мазур Л. Н. «Визуальный поворот» в исторической науке на рубеже ХХ-XXI вв.: в поисках новых методов исследования // Диалог со временем. 2014. Вып. 46.

C. 95-108.

Майны 2013 — Майны Ш. Б. В. П. Ермолаев-тиц фоточуруктарында каасталга шеверлел уран-чYYЛY (= Украшение как часть материальной культуры в фотоколлекции В. П. Ермолаева) // Первые республиканские Ермо-лаевские краеведческие чтения, посвященные 120-летию со дня рождения первого директора Национального музея Республики Тыва Владимира Петровича Ермолаева (г. Кызыл, 9-10 октября 2012 г.). Сб. мат-лов / сост. У. Б. Нурзат. Кызыл: Типография КЦО «Аныяк», 2013. С. 45-47.

Монгуш 2015 — Монгуш Л. К. Лечение на ар-жаанах в фотографиях В. П. Ермолаева // Курортная база и природные лечебно-оздоровительные местности Тувы и сопредель-

ных регионов: опыт и перспективы использования в целях профилактики заболеваний, лечения и реабилитации больных. Мат-лы II Междунар. науч.-практ. конф. (Республика Тыва, озеро Дус-Холь, база отдыха «Сил-бир», 1-4 июля 2015 г.) / гл. ред. К. Д. Арак-чаа. Абакан: Кооператив «Журналист», 2015. С. 232-234.

Монгуш О. 2013 — Монгуш О. О. Фотографии В. П. Ермолаева как исторический источник // Первые республиканские Ермолаевские краеведческие чтения, посвященные 120-летию со дня рождения первого директора Национального музея Республики Тыва Владимира Петровича Ермолаева (г. Кызыл, 9-10 октября 2012 г.). Сб. мат-лов / сост. У. Б. Нурзат. Кызыл: Типография КЦО «Аныяк», 2013. С. 41-44.

Монгуш Ч. 2013 — Монгуш Ч. А.-С. Тематика некоторых литературных произведений В. П. Ермолаева // Первые республиканские Ермолаевские краеведческие чтения, посвященные 120-летию со дня рождения первого директора Национального музея Республики Тыва Владимира Петровича Ермолаева (г. Кызыл, 9-10 октября 2012 г.). Сб. мат-лов / сост. У. Б. Нурзат. Кызыл: Типография КЦО «Аныяк», 2013. С. 55-59.

Ооржак 2009 — Ооржак А. М. Фотоматериалы об участии Тувы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в фондах Национального музея Республики Тыва // Наследие народов Центральной Азии и сопредельных территорий: изучение, сохранение и использование. Мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Кызыл, 9-10 сентября 2009 г.). В 2-х частях. Часть II. На русс., англ. и тув. яз. / сост. У. Б. Нурзат. Кызыл: КЦО «Аныяк», 2009. С. 159-161.

Ооржак 2013 — Ооржак Ш. Д. Первая национальная школа города Кызыла в фотографиях В. П. Ермолаева // Первые республиканские Ермолаевские краеведческие чтения, посвященные 120-летию со дня рождения первого директора Национального музея Республики Тыва Владимира Петровича Ермолаева (г. Кызыл, 9-10 октября 2012 г.). Сб. мат-лов / сост. У. Б. Нурзат. Кызыл: Типография КЦО «Аныяк», 2013. С. 60-61.

Татаринцева 2001 — Татаринцева М. П. Владимир Петрович Ермолаев // Люди и события. Год 2002: Указатель-календарь по Туве на 2002 год / сост.: Л. М. Чадамба, Е. М. Ак-кыс, М. М. Дамба. Кызыл: Тувинское кн. изд-во, 2001. С. 44-47.

Тува — фронту 2015 — Тува — фронту. Вклад Тувы в борьбу с фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны: научно-популяр. источниковед. изд. / под ред. С. К. Шойгу. М.: Красная звезда, 2014. 198 с.: ил.

Урянхай. Тыва дептер 2007 — Урянхай. Тыва дептер: антология научной и просветительской мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае — Танну-Ту-ве, урянхайцах — тувинцах, о древностях Тувы: в 7 т. / сост. С. К. Шойгу. М.: Слово/ Slovo, 2007. 549 с.

Фотография 1992 — Фотография. Энциклопедический справочник / П. И. Бояров и др. Минск: Беларуская энциклапедыя имени Петруся Бровки, 1992. 402 с.

Хертек 1999 — Хертек А. С. Первый директор: [О краеведе В. П. Ермолаеве] // Тувинская правда. 18 мая. С. 3.

Цуканова 2001 — Цуканова В. Н. Фотонегативы в коллекциях музеев исторического профиля: Науч.-метод. реком. / Цуканова В. Н. М.: ГЦМСИР, 2001. 35 с.

Чаш 1992 — ЧашН. Б. В. П. Ермолаев. К 100-летию со дня рождения // Люди и события. Год 1992: Указатель-календарь по Туве на 1992 год. / сост.: Л. М. Чадамба, Т. Б. Намдак. Кызыл: Тувинское кн. изд-во, 1991. С. 19-21.

Черно-белая Тува 2011 — Черно-белая Тува: незаконченная история...=Black and white Tuva: Unfinished story.: Фотоальбом / авт.-сост. С. Шойгу, дизайн и произв.: А. Агафонов [и др.] М.: МобилАрт, 2011. 239 с.: ил.

References

[A History of Tuva]. In 2 vols. Vol. 1. 1st ed. S. K. Tok et al. (eds.). Moscow: Nauka, 1964. 456 p. (In Russ.)

[A History of Tuva]. In 2 vols. Vol. 1. 2nd ed., rev. and suppl. S. I. Vainshtein, M. Kh. Mannay-ool (eds.). Novosibirsk: Nauka, 2001. 367 p. (In Russ.)

[A History of Tuva]. In 3 vols. Vol. 2. V. A. Lamin (ed.). Novosibirsk: Nauka, 2007. 430 p. (In Russ.)

[A History of Tuva]. In 3 vols. Vols. 1, 2. 3rd ed. V. A. Lamin (ed.). Novosibirsk: Nauka, 2015. Vol. 1, 363 p.; vol. 2, 427 p. (In Russ.)

[Kyzyl in V. P. Yermolaev's photographs: an Album]. National Museum of the Republic of Tuva. U. B. Nurzat (comp.). Novosibirsk: Sibirskaya Gornitsa, 2014. 96 p. (In Russ.)

[Photography: an Encyclopedic Directory]. P. I. Boyarov et al. (comps.). Minsk: P. Brovka

Belarusian Encyclopedia, 1992. 402 p. (In Russ.)

[The Black and White Tuva: an Unfinished Story.]. A photo album. S. Shoygu (comp.). Moscow: MobilArt, 2011. 239 p. (In Russ.)

[Tuva - to the Battle Front: Tuva's Contribution to the Struggle against Fascist Occupants during the Great Patriotic War]. A factual historiographical book. S. K. Shoygu (ed.). Moscow: Krasnaya Zvezda, 2014. 198 p. (In Russ.)

[Uriankhai. Tyva Depter: an Anthology of Scientific and Educational Thought about the Ancient Land of Tuva and Its Heirs, about Uriankhai -Tannu-Tuva, the Uriankhai People - Tuvans, and Tuva's Antiquities]. In 7 vols. S. K. Shoygu (comp.). Moscow: Slovo/Slovo, 2007. (In Russ.)

Abilova R. O. [Photography as Source for Everyday Life Studies: Analyzing Contemporary Russian Historiography]. A Cand. Sc. thesis (history) abstract. Kazan, 2017. 26 p. An Internet resource: https://dspace.kpfu.ru/ xmlui/bitstream/handle/net/112745/2017-009. pdf?sequence=-1&isAllowed=y (accessed: February 12, 2019). (In Russ.)

Balchyyrak Z. K. V. P. Yermolaev's photographs in the history of Chadan and present-day conditions. In: [First Republican Yermolaev Local History Readings Celebrating the 120th Anniversary of V. P. Yermolaev's Birth]. Coll. papers. (Kyzyl; October 9-10, 2012). Nurzat U. B. (comp.). Aldan Maadyr National Museum of the Republic of Tuva. Kyzyl: Anyyak, 2013. Pp. 61-65. (In Tuv.)

Batashev M. S., Martynovich N. V. The collection of glass negatives dealing with ethnography of mid-Siberia's native populations contained in Krasnoyarsk Local History Museum: a history of formation. Yeniseyskaya provintsiya. Is. 3. Krasnoyarsk: Astafiev Krasnoyarsk State Pedag. Univ., 2007. Pp. 95-103. (In Russ.)

Bicheldey K. A., Chyrgalan S. Yu., Irgit O. Yu. and Kadyg-ool Kh. K. Development of Museum Affairs in the Republic of Tuva: history and present time. The New Research of Tuva. 2019. No. 2. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/ view/841 (accessed: June 20, 2019). DOI: 10.25178/nit.2019.2.1

Budegechieva T. B. The creator of Tuva's photographic chronicle: about V. P. Yermolaev. In: [Treasures of Tuva's Culture]. Moscow: Research and Information Publ. Center, 2006. Pp. 206-207. (In Russ.)

Chash N. B. V. P. Yermolaev: celebrating the 100th anniversary of birth. In: [Personalities and

Events: the Year 1992]. Tuva's 1992 reminder calendar. Pushkin National Library of the Tyva Republic. L. M. Chadamba, T. B. Namdak (comps.). Kyzyl: Tuvan Book Publ., 1991. Pp. 19-21. (In Russ.)

Dugar-Syuryun A. M. History of the republic mirrored in eyewitness photo documents of V. P. Yermolaev. In: [First Republican Yermolaev Local History Readings Celebrating the 120th Anniversary of V. P. Yermolaev's Birth]. Coll. papers. (Kyzyl; October 9-10, 2012). Nurzat U. B. (comp.). Aldan Maadyr National Museum of the Republic of Tuva. Kyzyl: Anyyak, 2013. Pp. 18-21. (In Russ.)

Dyrtyk-ool A. O. Vladimir P. Yermolaev — first director of the Tuvan Museum. In: [First Republican Yermolaev Local History Readings Celebrating the 120th Anniversary of V. P. Yermolaev's Birth]. Coll. papers. (Kyzyl; October 9-10, 2012). Nurzat U. B. (comp.). Aldan Maadyr National Museum of the Republic of Tuva. Kyzyl: Anyyak, 2013. Pp. 11-13. (In Russ.)

Dyrtyk-ool M. O. Academic descriptions of V. P. Yermolaev's photo materials revisited. In: [First Republican Yermolaev Local History Readings Celebrating the 120th Anniversary of V. P. Yermolaev's Birth]. Coll. papers. (Kyzyl; October 9-10, 2012). Nurzat U. B. (comp.). Aldan Maadyr National Museum of the Republic of Tuva. Kyzyl: Anyyak, 2013. Pp. 65-68. (In Russ.)

Dyrtyk-ool M. O. Pioneers as a sociocultural phenomenon in the Tuvan society (from the funds of the National Museum of the Republic of Tuva). Tomsk State University Journal. 2016. No. 3 (23). Pp. 172-174. An Internet resource: https://cyberleninka.ru/article/v/fotoistochniki-po-istorii-pionerskogo-dvizheniya-v-tuve-1920-1940-h-gg methods (accessed: February 10, 2019). (In Russ.)

Kenin-Lopsan M. B. The legendary local history expert. Tuvinskayapravda. 2002, July 27. P. 3. (In Russ.)

Kenin-Lopsan M. B. Vladimir P. Ermolaev — the famous chronographer of Tuva. In: [First Republican Yermolaev Local History Readings Celebrating the 120th Anniversary of V. P. Yermolaev's Birth]. Coll. papers. (Kyzyl; October 9-10, 2012). Nurzat U. B. (comp.). Aldan Maadyr National Museum of the Republic of Tuva. Kyzyl: Anyyak, 2013. Pp. 7-11. (In Russ.)

Kenin-Lopsan M. M. A trace on the Earth: he who seized the moment: about the exhibition '115 Glimpses of Tuva's History from

V. P. Yermolaev's Collection'. Tuvinskaya pravda. 2007, July 26. (In Russ.)

Kenin-Lopsan M. M. A window to the past: about the exhibition '115 Glimpses of Tuva's History from V. P. Yermolaev's Collection'. Tuvinskaya pravda. 2007, July 28. (In Russ.)

Khertek A. S. The first director: about the local history expert V. P. Yermolaev. Tuvinskaya pravda. 1999, May 18. P. 3. (In Russ.)

Lachugina A. 'He who left us a piece of his heart': about V. Yermolaev, the local history expert, founder and first director of the museum. In: [People from the Center of Asia: 110 Essays and Interviews]. N. M. Antufieva (ed.). Kyzyl: Tsentr Azii, 2006. Vol. 3. Pp. 276-280. (In Russ.)

Magidov V. M. [Film and Photo Documents: Problems of Historiography, Archivistics and Source Studies]. A Dr. Sc. thesis (history) abstract. Moscow, 1993. 36 p. An Internet resource: http://www.dshb. net/istorio-grafia/kinofotofonodokumenty-problemy-istoriografii-arhivovedenija-i-istochnikovedenija.html (accessed: February 10, 2019). (In Russ.)

Mayny Sh. B. Revisiting V. P. Yermolaev's photo materials. In: [First Republican Yermolaev Local History Readings Celebrating the 120th Anniversary of V. P. Yermolaev's Birth]. Coll. papers. (Kyzyl; October 9-10, 2012). Nurzat U. B. (comp.). Aldan Maadyr National Museum of the Republic of Tuva. Kyzyl: Anyyak, 2013. Pp. 45-47. (In Russ.)

Mazur L. N. 'The visual turn' in historical science at the turn of the 21st century: seeking for new research methods. Dialog so vremenem. 2014. Is. 46. Pp. 95-108. An Internet resource: http:// roii.ru/publications/dialogue/article/46_10/ mazur_l.n./the-visual-turn-in-historical-sciences-at-the-late-20th-early-21st-cc-the-search-of-new-research-methods (accessed: February 13, 2019). (In Russ.)

Mongush Ch. A.-S. V. P. Yermolaev's literary compositions: some topics revisited. In: [First Republican Yermolaev Local History Readings Celebrating the 120th Anniversary of V. P. Yermolaev's Birth]. Coll. papers. (Kyzyl; October 9-10, 2012). Nurzat U. B. (comp.). Aldan Maadyr National Museum of

the Republic of Tuva. Kyzyl: Anyyak, 2013. Pp. 55-59. (In Russ.) Mongush L. K. Arzhaan curing practices in V. P. Ermolaev's photographs. In: [Health Resorts, Health-and-Recreation Areas of Tuva and Adjacent Regions: Experience and Prospects of Use for Disease Prevention, Medical Treatment and Rehabilitation]. Conf. proc. (Republic of Tuva, Lake Dus-Khol, Silbir Resort; July 1-4, 2015). K. D. Arakchaa (ed.). Abakan: Zhurnalist, 2015. Pp. 232-234. (In Russ.) Mongush O. O. V. P. Yermolaev's photographs as a historical source. In: [First Republican Yermolaev Local History Readings Celebrating the 120th Anniversary of V. P. Yermolaev's Birth]. Coll. papers. (Kyzyl; October 9-10, 2012). Nurzat U. B. (comp.). Aldan Maadyr National Museum of the Republic of Tuva. Kyzyl: Anyyak, 2013. Pp. 41-44. (In Russ.) Oorzhak A. M. Photo materials about Tuva's participation in the Great Patriotic War of 19411945: collections of the National Museum of the Republic of Tuva. In: [The Heritage of Central Asian and Neighboring Peoples: Investigation, Preservation and Use]. Conf. proc. (Kyzyl; September 9-10, 2009). In 2 parts. Part II. U. B. Nurzat (comp.). Kyzyl: Anyyak, 2009. Pp. 159-161. (In Russ., Eng. and Tuv.) Oorzhak Sh. D. The first national school of Kyzyl in V. P. Yermolaev's photographs. In: [First Republican Yermolaev Local History Readings Celebrating the 120th Anniversary of V. P. Yermolaev's Birth]. Coll. papers. (Kyzyl; October 9-10, 2012). Nurzat U. B. (comp.). Aldan Maadyr National Museum of the Republic of Tuva. Kyzyl: Anyyak, 2013. Pp. 60-61. (In Russ.) Tatarintseva M. P. Vladimir P. Ermolaev. In: [Personalities and Events: the Year 2002]. Tuva's 2002 reminder calendar. Pushkin National Library of the Tyva Republic. L. M. Chadamba et al. (comps.). Kyzyl, 2001. Pp. 4447. (In Russ.) Tsukanova V. N. [Photo Negatives in Collections of Historical Museums: Recommended Practices]. Moscow: State Central Museum of Contemp. History, 2001. 35 p. (In Russ.) Yermolaev V. P. 'That was long ago'. Ulug-Khem: almanac. 1967. No. 9. Pp. 258-259. (In Russ.)

#

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.