2. Мижит Э.Б. Тувинская традиционная космология в героическом эпосе [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2010, № 1. URL: https://www.tuva.asia/joumal/issue_5/1435-myzhyt.html (дата обращения: 01.04.2019).
3. Фалёв Е.В. Метод экзистенциальной дедукции в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера // Философские науки. №(5). М.: ИД «Гуманитарий». 151 с. С. 5-12.
4. Хокинг С. Краткая история времени: От большого взрыва до черных дыр / пер. с англ. Н. Смородинской. СПб.: Амфора, 2001. 268 с.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ:
Кадыг-оол Хулербен Кок-оолович — кандидат философских наук, магистр математики, заместитель директора по научной работе Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва; старший преподаватель кафедры алгебры и геометрии Тувинского государственного университета. Адрес: 667000, Россия, г. Кызыл, ул. Титова, д. 30. Эл. адрес: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
Kadyg-ool Khulerben Kok-oolovich, Candidate of Philosophy, Master of Mathematics, Deputy Director for Research, Aldan-Maadyr National Museum of the Republic of Tuva; Senior Lecturer, Department of Algebra and Geometry, Tuvan State University. Postal address: 30 Titov St., 667000 Kyzyl, Russian Federation. E-mail: [email protected]
УДК 77.03+930.253 DOI: 10.24412/2686-9624-2019-176-180
ФОТОГРАФИИ В.П. ЕРМОЛАЕВА КАК ВАЖНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК О РЕПРЕССИЯХ В ТУВЕ
Иргит О.Ю.
Аннотация: Рассматриваются вопросы привлечения фотографий В.П. Ермолаева из фондов Национального музея Республики Тыва в качестве источников по истории политических репрессий в Туве. Впервые проводится анализ малоизвестных фактов о судьбе некоторых жертв репрессий, запечатленных на фотографиях Ермолаева. Подтверждается, что эти фотографии не только воссоздают события прошлого, но и расширяют многие документальные сведения из других источников.
Ключевые слова: фотография, музейная коллекция, политические репрессии, реабилитация, Тува
V.P. ERMOLAEV'S PHOTOGRAPHS AS AN IMPORTANT HISTORICAL SOURCE
ABOUT REPRESSION IN TUVA
Irgit O.Iu.
Annotation: The issues of attracting photographs of V. P. Ermolaev from the funds of the National Museum of the Republic of Tuva as sources on the history of political repression in Tuva are considered. For the first time, the analysis of little-known facts about the fate of some victims of repression depicted in the photos of Ermolaev is carried out. Confirmed that these photos not only recreate the events of the past, but also expand many documentary information from other sources.
Keywords: photography, museum collection, political repressions, rehabilitation, Tuva
История политических репрессий в Туве до сих пор остается одним из самых малоизученных и неоднозначных страниц XX в. в истории республики. По данным Прокуратуры Республики Тыва, количество жертв политических репрессий в регионе в период 1930-1940-х и 1950-х гг. составило 1286 человек [История Тувы, 2016: с. 32]. Несмотря на обширную источниковую базу, долгое время данная тема не была объектом специального научного исследования [Иргит, 2019: с. 18-24]. Важными источниками по теме являются не только делопроизводственные и статистические документы тех лет, но и фотодокументы. Фотографии В.П. Ермолаева, хранящиеся в фондах Национального музея Республики Тыва (НМ РТ), являются ценными источниками по истории Тувы первой половины XX в., в том числе и по истории политических репрессий.
Целью статьи является обозначение роли коллекции фотографий В.П. Ермолаева в источниковедческой базе по изучению истории политических репрессий в Туве.
Первый директор тувинского музея Владимир Петрович Ермолаев (1892-1982) был профессиональным фотографом и главным фотокорреспондентом Тувинской Народной Республики (ТНР). Значительная часть его фотонегативов поступила в фонды Национального музея Республики Тыва (НМ РТ) в феврале 1959 г. и в настоящее время в его коллекции хранится более 4 тыс. фотонегативов, являющихся золотым фондом НМРТ [Дыртык-оол, 2007: с. 27].
Большая часть фотонегативов была сделана в годы ТНР, поэтому одним из тех, кто составлял их описи был Ховалыг Базыр-Сат, который в те годы был одним из видных политических деятелей. Именно он определял личности, запечатленные в фотографиях Ермолаева, так как являлся очевидцем многих событий. Что примечательно, Базыр-Сат долгое время работал секретарем ЦК ТНРП по пропаганде и агитации, поэтому был в числе тех, кто реализовывал репрессивную политику в ТНР. Фотографии В.П. Ермолаева, связанные с политической историей Тувы, хранятся фотофонде НМ РТ, зарегистрированы в книге поступления (КП) под номером 11286 и содержат 96 фотонегативов. Интерес исследователя способна вызвать первая же фотография, на которой запечатлены видные политические деятели ТНР (рис. 1).
Рис. 1. Группа официальных лиц ТНР. 1928 г. Фотограф: В.П. Ермолаев.
НМ РТ КП №11286/1
На этой фотографии представлены Иргит Шагдыржап, Сирен Нацов, Оюн Танчай, Сат Чурмит-Дажы, Владимир Мачавариани и Адыг-Тюлюш Хемчик-оол. Из них только Мачавариани избежал политических репрессий, отчасти так можно сказать и о Шагдыржапе, но в 1940-х гг. он находился в опале и фактически тоже относится к
репрессированным. Остальные были расстреляны в 1938 г. Именно эту фотографию часто представляют в музейных экспозициях и приложениях к научным публикациям о репрессированных политиках ТНР. Не удивительно, что фотографии Ермолаева становятся не менее ценными, чем письменные источники о жертвах репрессий, в первую очередь видных политических и общественных деятелей.
Отдельно хочется остановится на личности Сирена Нацова (Шойжелова). Он по национальности бурят, работал полномочным представителем Коминтерна в ТНР и Монголии. В Туве он бывал неоднократно в 1920-1930-х гг., помогая тувинским коллегам от имени Коминтерна, причем репрессировали его сразу после командировки в Кызыле в августе 1938 г. по обвинению в контрреволюции. Историком Н.М. Моллеровым дана интересная информация, что некоторые современные авторы Сирена Нацова путают с инструктором УГВПО ТНР Генин-Дармой Нацовым, даже считают, что это один и тот же человек [Моллеров, 2016: с. 13]. Фотографии В.П. Ермолаева способны пролить свет на эти споры (рис. 2).
Рис. 2. Руководящие работники УГВПО ТНР. 1927 г. Фотограф: В.П. Ермолаев.
НМ РТ КП №11286/38
По фотографиям видно, что это действительно один и тот же человек. Но не стоит говорить о том, что Н.М. Моллеров ошибся, в действительности документы того времени не позволяют точно подтвердить личности того или иного человека из-за того, что тогда многие революционеры использовали псевдонимы. Поэтому два разных человека по документам могли оказаться одной личностью. Сложно также сказать, что мог ошибиться Ховалыг Базыр-Сат, который и указывал в описаниях «Сирена Нацова», «Дарма Нацова» и «Дарма Шойжелова».
И это, кстати, не единственный интересный факт, связанный с фотографией, хранящейся под №11286/38. Посередине сидит Сат Чурмит-Дажы, будущий Председатель Совета Министров (премьер-министр) и министр иностранных ТНР, расстрелянный в 1938 г. якобы за организацию контрреволюционной группы японских шпионов и тувинских троцкистов [Байыр-оол, 2015: с. 149-151]. В 1927-1929 гг. он возглавлял УГВПО (будущий МВД) ТНР - главный карательный орган Тувы, ответственный за реализацию репрессивной политики. Обычно в историографии стараются либо умалчивать о причастности Чурмит-Дажы к репрессиям, либо уменьшить его роль в них из-за того, что он сам был необоснованно репрессирован. В
любом случае, такие были времена, так как зачастую известные политические и общественные деятели были исполнителями указаний Коминтерна, в том числе и Чурмит-Дажы.
Выдающейся личностью, ставшей жертвой репрессий, является основатель тувинской государственности Монгуш Буян-Бадыргы, который, несмотря на свои выдающиеся заслуги, был расстрелян в 1932 г. по обвинению в организации сразу двух крупных контрреволюционных восстаний в Дзун-Хемчикском и Тере-Хольском хошунах, в которых он даже не участвовал [Иргит, 2018: с. 97-98].
Рис. 3. Монгуш Буян-Бадыргы. 1925 г. Фотограф: В.П. Ермолаев.
НМ РТ КП №11286/93
На фотографии 1925 г. можно заметить, что Буян-Бадыргы держит ручку левой рукой, хотя документальных свидетельств о том, что он был левшой, не сохранилось. Некоторые считают, что фотография на самом деле отзеркалена, но это легко можно опровергнуть тем, что сидящий справа работник Совмина ТНР Балчын хоть и демонстративно, но правильно пользуется счетной доской, а его коллега Санчай пишет правой рукой. В октябре 1925 года ЦК ТНРП ввел пост Генерального секретаря и первым эту должность получил именно Монгуш Буян-Бадыргы [Ховалыг, 2007: с. 60]. Именно этот год зафиксирован на фотографии, поэтому его часто представляют во многих публикациях и музейных экспозициях, посвященных Буяну-Бадыргы.
Стоит также отметить, что Музей-филиал истории политических репрессий выставляет в своей постоянной экспозиции и в передвижных выставках в первую очередь фотографии В.П. Ермолаева, так как в отличие от архивных документов они более доступны.
Раскрытие этих малоизвестных фактов значительно увеличивают важность фотографий В.П. Ермолаева в изучении истории политических репрессий в Туве и судеб многих их видных жертв. Тем самым эти фотографии не только воссоздают события прошлого, но и расширяют документальные сведения из других источников.
Список литературы:
1. Байыр-оол М.С. Главный красный нойон Тувы. - Саарбрюккен, 2015. - 499 с.
2. Дыртык-оол А.О. История музейного дела в Туве (1920-1940-е гг.). - Кызыл, 2007. - 84 с.
3. Иргит О.Ю. Первая волна политических репрессий в Туве (1923-1933). // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2018. №1. - С. 94-99.
4. Иргит О.Ю. Политические репрессии в Тувинской Народной Республике в 1921-1944 гг.: Автореф. дисс. ...канд. ист. наук. - Иркутск, 2019. - 34 с.
5. История Тувы. Т. 3. - Новосибирск, 2016. - 455 с.
6. Моллеров Н.М. Советские дипломаты и представители Коминтерна в Тувинской народной Республике в 1920-е гг. // Новые исследования Тувы. 2016. № 3. -С. 5-18.
7. Ховалыг С.С. Личность в истории: Монгуш Буян Бадыргы (1892-1932). // Вестник Евразии. 2007. № 2. - С. 42-71.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ:
Иргит Оттук Юрьевич, к.и.н., ученый секретарь, Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
Irgit Ottuk Iur'evich, Candidate of Historical Sciences, Science secretary, Aldan-Maadyr National Museum of Republic of Tuva. Kyzyl, Russia. E-mail: [email protected]
УДК 792.03 DOI: 10.24412/2686-9624-2019-180-184
ТУВИНСКИЙ ТЕАТР В ФОТОГРАФИЯХ В.П. ЕРМОЛАЕВА
Дыртык-оол А.О.
Аннотация: В данной работе автор изучила фотографии первого директора Тувинского музея, краеведа и фотографа В.П. Ермолаева. В них запечатлены первые артисты Тувинского театра К. и М. Мунзуки, В. Кок-оол, Н. Олзей-оол, А. Чыргал-оол и другие. Показана история становления тувинского циркового искусства под руководством В. Оскал-оола. Интересны кадры о первых пьесах С. Тока и В. Кок-оола, где играют самодеятельные артисты.
Ключевые слова: В.П. Ермолаев, фотография, артисты, театр, первые пьесы, театральные роли.
TUVAN THEATER IN V.P. ERMOLAEV'S PHOTOGRAPHY
Dyrtyk-ool A.O.
Abstract: In this paper, the author studied photographs of the first director of the Tuva Museum, a local historian and photographer V.P. Ermolaeva. The first artists of the Tuva Theater K. and M. Munzuki, V. Kok-ool, N. Olzey-ool, A. Chyrgal-ool and others were sealed. The history of the formation of Tuvinian circus art under the direction of V. Oskal-ool is shown. Interest is caused by the first plays of S. Tok and V. Kok-ool with amateur artists.
Keywords: V.P. Ermolaev, photography, artists, theater, first plays.
Президент России Владимир Путин подписал Указ 28 апреля 2018 г. о проведении в 2019 году в России Года театра после встречи с главой Союза театральных деятелей, художественным руководителем театра Александром Калягиным. Они обсуждали о
180