Научная статья на тему 'ТУВИНСКИЙ ТЕАТР В ФОТОГРАФИЯХ В.П. ЕРМОЛАЕВА'

ТУВИНСКИЙ ТЕАТР В ФОТОГРАФИЯХ В.П. ЕРМОЛАЕВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
90
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.П. Ермолаев / фотография / артисты / театр / первые пьесы / театральные роли / V.P. Ermolaev / photography / artists / theater / first plays

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дыртык-оол Анна Оюновна

В данной работе автор изучила фотографии первого директора Тувинского музея, краеведа и фотографа В.П. Ермолаева. В них запечатлены первые артисты Тувинского театра К. и М. Мунзуки, В. Кок-оол, Н. Олзей-оол, А. Чыргал-оол и другие. Показана история становления тувинского циркового искусства под руководством В. Оскал-оола. Интересны кадры о первых пьесах С. Тока и В. Кок-оола, где играют самодеятельные артисты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TUVAN THEATER IN V.P. ERMOLAEV’S PHOTOGRAPHY

In this paper, the author studied photographs of the first director of the Tuva Museum, a local historian and photographer V.P. Ermolaeva. The first artists of the Tuva Theater K. and M. Munzuki, V. Kok-ool, N. Olzey-ool, A. Chyrgal-ool and others were sealed. The history of the formation of Tuvinian circus art under the direction of V. Oskal-ool is shown. Interest is caused by the first plays of S. Tok and V. Kok-ool with amateur artists.

Текст научной работы на тему «ТУВИНСКИЙ ТЕАТР В ФОТОГРАФИЯХ В.П. ЕРМОЛАЕВА»

2. Дыртык-оол А.О. История музейного дела в Туве (1920-1940-е гг.). - Кызыл, 2007. - 84 с.

3. Иргит О.Ю. Первая волна политических репрессий в Туве (1923-1933). // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2018. №1. - С. 94-99.

4. Иргит О.Ю. Политические репрессии в Тувинской Народной Республике в 1921-1944 гг.: Автореф. дисс. ...канд. ист. наук. - Иркутск, 2019. - 34 с.

5. История Тувы. Т. 3. - Новосибирск, 2016. - 455 с.

6. Моллеров Н.М. Советские дипломаты и представители Коминтерна в Тувинской народной Республике в 1920-е гг. // Новые исследования Тувы. 2016. № 3. -С. 5-18.

7. Ховалыг С.С. Личность в истории: Монгуш Буян Бадыргы (1892-1932). // Вестник Евразии. 2007. № 2. - С. 42-71.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ:

Иргит Оттук Юрьевич, к.и.н., ученый секретарь, Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

Irgit Ottuk Iur'evich, Candidate of Historical Sciences, Science secretary, Aldan-Maadyr National Museum of Republic of Tuva. Kyzyl, Russia. E-mail: [email protected]

УДК 792.03 DOI: 10.24412/2686-9624-2019-180-184

ТУВИНСКИЙ ТЕАТР В ФОТОГРАФИЯХ В.П. ЕРМОЛАЕВА

Дыртык-оол А.О.

Аннотация: В данной работе автор изучила фотографии первого директора Тувинского музея, краеведа и фотографа В.П. Ермолаева. В них запечатлены первые артисты Тувинского театра К. и М. Мунзуки, В. Кок-оол, Н. Олзей-оол, А. Чыргал-оол и другие. Показана история становления тувинского циркового искусства под руководством В. Оскал-оола. Интересны кадры о первых пьесах С. Тока и В. Кок-оола, где играют самодеятельные артисты.

Ключевые слова: В.П. Ермолаев, фотография, артисты, театр, первые пьесы, театральные роли.

TUVAN THEATER IN V.P. ERMOLAEV'S PHOTOGRAPHY

Dyrtyk-ool A.O.

Abstract: In this paper, the author studied photographs of the first director of the Tuva Museum, a local historian and photographer V.P. Ermolaeva. The first artists of the Tuva Theater K. and M. Munzuki, V. Kok-ool, N. Olzey-ool, A. Chyrgal-ool and others were sealed. The history of the formation of Tuvinian circus art under the direction of V. Oskal-ool is shown. Interest is caused by the first plays of S. Tok and V. Kok-ool with amateur artists.

Keywords: V.P. Ermolaev, photography, artists, theater, first plays.

Президент России Владимир Путин подписал Указ 28 апреля 2018 г. о проведении в 2019 году в России Года театра после встречи с главой Союза театральных деятелей, художественным руководителем театра Александром Калягиным. Они обсуждали о

180

возможности поддержки театрального искусства [Указ Президента Российской Федерации...]. Это обязывает нас, краеведов, уделять большое внимание истории тувинского театра, которая интересно отражена в фотографиях В.П. Ермолаева, первого директора краеведческого музея в ТНР.

Цель данной работы - показать в фотографиях В.П. Ермолаева творчество первых артистов тувинского театра, ставших известными среди тувинского населения и даже на мировом уровне. Первый профессиональный фотограф в Туве запечатлел историю Тувы первой половины XX века. В настоящее время его культурное наследие является «золотым фондом» Национального музея Республики Тыва.

В республике много объектов, символизирующих Туву. Среди них выделяем здание Тувинского музыкально-драматического театра - одной из достопримечательностей республики. Театр много достиг благодаря многим вершинам, в первую очередь, талантам своих первых тувинских артистов, получивших не только всесоюзную, но и всемирную славу. Достаточно назвать имя Максима Мунзука, сыгравшего главную роль в фильме «Дерсу Узала» японского режиссера Акиры Куросава.

В Первой Конституции ТНР в статье сказано о просвещении народа. В 1935 г. VIII Великий Хурал ТНР принимает решение об организации тувинского театра. В январе 1936 г. при учебном комбинате в Кызыле организуется национальная театральная студия. Приемные испытания выдержали 10 человек [Серен, 1986: с. 5].

Театральная студия размещалась в здании по ул. Ленина, где с 1947 до 2008 г. находился наш музей. День рождения тувинского театра считают дату - 25 марта 1936 г. В этот день первые молодые артисты О. Кара-Кыс, О. Монгальби, А. Лаптан и другие выдержали творческий экзамен, позже со своими учителями выехали на гастроли по республике.

Первую группу артистов из 10 чел. составили народные певцы, исполнители на тувинских музыкальных инструментах, мастера горлового пения [История Тувы, 2007: 290].

Особое место в коллекции фотонегативов В.П. Ермолаева занимает раздел о развитии культуры в Тувинской Народной Республике. Только по театру насчитывается более 30 единиц хранения.

В числе первых фотографий можно считать снимок «Артисты - народоармейцы тувинского кавэскадрона. Кызыл, 1925 год». Сцена первого театра была построена под открытым небом.

На следующем кадре запечатлены участники одного из первых представлений на тувинском языке в 1925 г. Артистами были народоармейцы тувинского кавэскадрона. Поэтому мы не можем назвать имена и фамилии первых самодеятельных артистов.

На одной фотографии мы видим Кара-Кыс Мунзук, одну из первых артистов Тувинского театра. Свою первую роль она тогда получила в самодеятельной пьесе «Хайыраан бот», только роль сестренки Уран. Позже она исполнила главную роль, принесшая ей всенародную славу. Она - любимица тувинского народа. На сцене представляла женские образы тувинских, советских и зарубежных драматургов. Для представителей советского периода навсегда останется в памяти вершина ее творчества - главная героиня пьесы В. Кок-оола. Кара-Кыс Мунзук - поэтесса, собирательница устного народного творчества, исполнительница народных песен [Люди Тувинского театра, 1971, с. 3 - 10].

В. Кок-оол - заслуженный артист РСФСР, драматург, автор знаменитой пьесы «Хайыраан бот». Служил в Тувинской народно-революционной армии. После окончания Коммунистического университета трудящихся Востока поступил в театральный институт. Слушал лекции К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, ходил на читательские встречи с М. Горьким и В. Маяковским. Возможно, тувинский студент стал Виктором, т.к. большие впечатления были у него от пролетарского поэта. В первые годы

в театре он писал небольшие сценки. Сам исполнял множество ролей на сцене [Люди Тувинского театра, 1971, с. 16]. Вот на фотографии он изображен смешным клоуном вместе с Максим Мунзуком. Под гримом их невозможно узнать (Рис. 1).

Рис. 1. Виктор Кок-оол и Максим Мунзук играют клоунов.

Хургулек Конгар - заслуженная артистка РСФСР. Ее выбрали в тувинский театр по кастингу (тогда, конечно, не было такого слова). Советские специалисты композитор И. Миронович и хореограф А. Шатин в 1930-е годы ездили по районам, чтобы выбрать талантливых юношей и девушек в театральное училище, будущих представителей новой культуры. Выбор пал на Хургулек за ее необычный голос во время исполнения народной песни. В 1943 г. побывавший в ТНР советский поэт С. Щипачев был восхищен ее серебряным голосом. Свой восторг он выразил в стихотворении: Не названия тувинских рек И не гор названия, как бывает, Золотое имя Хургулек Я друзьям в России называю. В бедной юрте выросла, проста, Только голос - не слыхал нежнее; Над Кызылом неба чистота Перед чистотой его бледнеет. [Люди Тувинского театра, 1971: 21-31]

На фотографии В. Ермолаева она показана улыбающейся в тувинской национальной одежде.

Максим Мунзук не сразу стал артистом. Его трудовая, вернее военная, деятельность начинается в рядах Тувинской народно-революционной армии. В одной из фотографий В. Ермолаева по теме «Тувинская армия» мы видим молодого солдата в составе духового оркестра. В книге «Люди тувинского театра» так написано: «Солдат ревармии Мунзук отличался не только смелостью, боевой и политической подготовкой, но и талантом. Он, как участник армейской художественной самодеятельности, часто выступал перед бойцами и населением города Кызыла, сумонов и хошунов Тувы, сам сочинял песни и мелодии к ним, читал стихи и хорошо пел. Его склонность к искусству, врожденную одаренность и талант сразу заметили и направили на учебу в Москву.

Вскоре Максим Мунзук начал работать капельмейстером музыкального взвода кавалерийского полка Тувинской армии. В 1936 г. он становится заведующим театральным отделением при учебном комбинате Тувы и с тех пор служит тувинскому театральному искусству, являясь одним из основателей музыкально-драматического театра республики» [Люди Тувинского театра, 1971: с. 33-34]. Максим Мунзук пробует себя в режиссуре и успешно проявил себя. Ставил более 30 спектаклей. Расцвет таланта и актерская зрелость Мунзука падает на период становления тувинского театра (19361945 гг.). На фото мы видим в необычном виде клоуна. К сожалению, дата снимка неизвестна.

Среди выпускников театрального отделения при учебном комбинате необходимо назвать Александра Лаптана, Заслуженного работника культуры Тувинской АССР, композитора и артиста, Олега Намдараа, Заслуженного артиста Тувинской АССР, Николая Олзей-оола, Народного артиста Тувинской АССР. Они же стали студентами театрального училища. Среди выпускников были Алексей Чыргал-оол, композитор и Заслуженный работник культуры Тувинской АССР, позже ставший Народным артистом СССР, Ростислав Кенденбиль, также Заслуженный работник культуры Тувинской АССР, Александр Тавакай, Заслуженный артист Тувинской АССР, Мария Баир и др.

В 1935 г. появилась пьеса «Хайыраан бот» В. Кок-оола. На одном из фотографий В. Ермолаева показан фрагмент этого спектакля. К сожалению, некоторых артистов мы не можем назвать поименно, т.к. в свое время этот негатив подробно не был атрибутирован самим фотографом. В трех вариантах показана пьеса. Мы узнаем некоторых артистов, например, Олега Намдараа. На одном фото показан диалог двух персонажей пьесы. Роли исполняют Тавакай и Намдараа.

Николай Олзей-оол представлен в молодом возрасте, в гриме и во френче, типичной одежде членов советских наркоматов, возможно, после исполнения какой-то роли в театре. Народный артист Тувинской АССР известен тувинскому народу как певец, драматический актер, музыкант, мастер горлового пения, импровизатор и автор интермедий. Популярна народная песня «Ореховая тайга» в его исполнении. До артистической деятельности он успел поработать председателем арбанного Совета в родном Бай-Тале Бай-Тайгинского хошуна. Даже был избран делегатом на VI съезд ревсомола в 1936 г. Узнав о том, что идет набор в театральную студию, записался на конкурс и был зачислен. С первых дней показал свой артистический талант. Исполнял он роли Сарыг-Лама в пьесе «Тонгур-оол», Сарыг-Ашака в «Хайыраан бот» и других. Блестяще играл положительные и отрицательные персонажи в советских пьесах: это «Любовь Яровая», «Мятеж» Фурманова, «Русские люди» Симонова, «Молодая гвардия», «Бедность не порок» Островского, «Васса Железнова» Горького, «Человек с ружьем» и др [Люди Тувинского театра, 1971:С. 42 - 52.].

На фотографии В. Монгальбии мы по росту узнаем среди других артистов. Дата источника неизвестна, однако В. Ермолаев подписал, что они участвовали в демонстрации 7 ноября. Монгальбии сначала был артистом оркестрового отделения. Виртуозно играл на лимби. Овладев уроками актерского мастерства, он исполнял в основном комические роли.

На одной фотографии показана сцена из пьесы "Тонгур-оол" С. Тока, дата неизвестна. Эта одна из первых пьес, первоначальное название которой «Три года на посту секретаря ячейки». Автор С. Тока являлся одновременно режиссером. Мы видим на фото сцену с участием массовки, где в центре находятся главные герои. В те времена не было декораций и специального оформления, сценических костюмов. Приезжая на место выступления, артисты брали реквизит у населения, т.е. у зрителей [Тарбанакова, 1994: 68].

Алексея Чыргал-оола фотограф показал за игрой на фортепьяно. А на следующем снимке он перед концертом, когда развешивал афиши. Первый профессиональный композитор Тувы являлся основателем многих учреждений культуры.

В.П. Ермолаев запечатлел танец «Звенящая нежность», половецкие пляски, оркестр народных музыкальных инструментов, выступление хора артистов театра и др. О популярности артистов среди народа свидетельствуют фотографии «Араты еду на концерт». Краевед также запечатлел выступления артистов тувинского цирка: акробататов, канатоходцев и артиста Оскал-оол. Тувинские артисты выступали во многих населенных пунктах республики, в организациях, например, перед работниками Чаданской опытной станции.

Таким образом, на фотографиях В. Ермолаева нам запомнились молодыми знаменитые тувинские артисты.

Список литературы:

1. Дыртык-оол А.О. История музейного дела в Туве (1920-1940-е гг.). - Кызыл, 2007. - 84 с.

2. История Тувы: в 3 т. - Т. II. - Новосибирск: Наука, 2007. - 430 с.

3. Люди Тувинского театра. Сост. М.А. Хадаханэ. Кызыл : Тувинское книжное издательство, 1971. 161 с.

4. Серен А.С. 50 лет Тувинского театра. - М.: изд-во АПИ, 1986. - 60 с.

5. Тарбанакова С. Пути развития театров Южной Сибири. Горно-Алтайск: ГорноАлтайский НИИЯЛИ, 1994. - 179 с.

6. Указ Президента Российской Федерации от 28.04.2018 г. № 181 «О проведении в Российской Федерации Года театра». // Сайт Президента России [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43008 (дата обращения 02.05.2019)

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ:

Дыртык-оол Анна Оюновна, кандидат исторических наук, доцент, зав. отделом истории, Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. Электронный адрес: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

Dyrtyk-ool Anna Oyunovna, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Head of Department of history, Aldan-Maadyr National Museum of Republic of Tuva, E-mail: [email protected]

УДК 631.561.2 DOI: 10.24412/2686-9624-2019-184-190

ПРЕДМЕТЫ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ У ТУВИНЦЕВ КАК ИСТОЧНИК ПО ИЗУЧЕНИЮ

ТРАДИЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВА

Монгуш Л.К., Монгуш Ш.Х.

Аннотация: В статье рассматривается обзор коллекции земледельческих предметов, хранящиеся в фондах Национального музея Республики Тыва. Подробно рассматриваются некоторые предметы у тувинцев, бытовавшие в традициях земледелия на протяжении более ста лет. К ним относятся каменные жернова, деревянные ступы и корыта, пахотные орудия. А также даны описания некоторых технологий приготовления традиционных продуктов.

Ключевые слова: традиционная культура, номады, земледелие, зернотерки, традиционные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.