ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Ойдупаа Алена Андреевна, заведующий Этно-культурным музеем-заповедником «Белдир-Кежии» Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тыва, Улуг-Хемский кожуун, Россия. Электронный адрес: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Oydupaa Alyona Andreevna, Head of the Ethnocultural Museum-reserve «Beldir-Kezhii», Aldan-Maadyr National Museum of Republic of Tuva, Ulug-Khem district (The Republic of Tuva), Russian Federation. E-mail: [email protected]
УДК 069(091) DOI: 10.24412/2686-9624-2020-107-111
ИСТОРИЯ ЗДАНИЯ МУЗЕЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ В ТУВЕ
Ооржак Ш.С.
Аннотация. Статья посвящена истории здания по улице Комсомольской, дом 5 в г. Кызыле, где сегодня находится Музей истории политических репрессий в Туве. Здание является историческим объектом, так как именно здесь в 1930-1940-х гг. находилась спецкомендатура МВД ТНР, которая занималась делами, так называемых, «врагов народа» и «японских шпионов»
Ключевые слова. Репрессии в Туве, историческое здание, реабилитация, музейное дело, историческая память.
HISTORY OF THE MUSEUM OF POLITICAL REPRESSION IN TUVA
Oorzhak Sh.S.
Abstract. The article is devoted to the history of the building at 5 Komsomolskaya street in Kyzyl, where the Museum of the history of political repression in Tuva is located today. The building is a historical object, since it was here in the 1930s and 1940s that the special commandant of the Ministry of Internal Affairs of the TPR was located, which dealt with the cases of the so-called "enemies of the people" and "Japanese spies»
Keyword. Repression in Tuva, historical building, rehabilitation, Museum business, historical memory.
Здание по улице Комсомольской, дом 5 в г. Кызыле, где сегодня находится Музей истории политических репрессий в Туве, является историческим объектом. Именно здесь помещалась спецкомендатура Министерства внутренних дел Тувинской Народной Республики (МВД ТНР). И здесь же чинились расправы, выбивались нужные показания о причастности к так называемому «прояпонскому контрреволюционному заговору против молодой республики», фабриковались самые крупные в истории республики «расстрельные дела» в 1930-х годах.
В разное время здание использовалось в разных целях. Здесь после спецкомендатуры МВД, вначале размещался спортивный профилакторий, следом находилась редакция газеты «Тыванын Аныяктары» (Молодежь Тувы). Сам Музей является единственным местом памяти жертв политических репрессий в Туве.
Задачами музея являются не только хранения музейных материалов, но и всестороннее историческое изучение причин и условий, породивших репрессий и аналитический подход к их последствиям. Также в задачи входит сохранение памяти о жертв репрессий для последующих поколений.
Как известно, на территории Тувы, так и во многих регионов России, в 30 -40, и в начале 50-х годов, судебными и административными органами были применены репрессивные методы по политическим мотивам в отношении граждан Тувинской Народной Республики, Советского Союза, Монголии, Кореи и других стран. Это было массовые необоснованные репрессии и грубейшие нарушения законности, имевшие место в Туве в период с 1930-1953 гг. явились самыми трагическими событиями в истории нашей малой родины.
Одним из важнейших источников по изучению истории политических репрессий в Туве являются фотографии В.П. Ермолаева, на которых были запечатлены многие политические и общественные деятели Тувы, которые стали жертвами политических репрессий [Иргит, 2019: с. 176-180].
Первый удар репрессированная система нанесла по человеку, направлявшему императору Николаю II о прошении принятии западного Танну-Урянхая под покровительством России Монгуш Буян-Бадыргы [История Тувы, 2007: с. 199]. 16 октября 1929 года решением Высшего Совета ТНРП его вместе с другими известными членами партии не обоснованно обвинили в поддержке «правого уклона». Он был смещен со всех государственных и партийных постов. В марте 1932 г. состоялось заседание Политбюро ЦК ТНРП, где рассматривались дела Монгуш Буян -Бадыргы, Куулар Дондук, Иргит Шагдыра и Бойду, в итоге было утверждено постановление коллегии внутренних дел ТНР о расстреле выше перечисленных государственных деятелей. 23 марта 1932 г. приговор был приведен в исполнение [Ховалыг, 2007: с. 63-64].
Без суда и следствия, без доказательства - «левые» начали расправляться со своими политическими оппонентами. В доносах содержались всякие: наговоры, клевета, причудливое смещение лжи и правды. И любые донесения являлись под грифом «совершенно секретно».
В конце 1930-х годов в руководстве Тувы вновь началась разворачиваться борьба за власть, между приверженцами радикальных левых взглядов и сторонниками консервативной, умеренной политики.
До конца августа 1938 года были арестованы люди так называемые «контры» по «Делу девяти»:
1. Председатель Совета Министров Сат Чурмит-Дажы;
2. Председатель Президиума Малого Хурала ТНР Адыг-Тюлюш Хемчик-оол;
3. Председателем Госбанка ТНР Оюн Танчай;
4. Прокурор ТНР Кара-Сал Пиринлей;
5. Заместитель прокурора ТНР Оюн Сенгижик;
6. Полномочным представителем ТНР в Монголии Куулар Сунгар-оол;
7. Министр торговли и промышленности Сат Лопсан;
8. Командир Тувинской революционной армии Кужугет Серен;
9. Бывший начальник «Совтутранса» Ховалыг Тоткана;
Следующим шагом стал Чрезвычайный открытый суд Президиума Малого Хурала, состоявшиеся 13 октября 1938 года. Суд вынес приговор - смертную казнь всем девятерым с полной конфискацией их имущества [Доржу, Иргит, 2017: с. 37-38].
Незадолго до исполнения приговора Кужугету Серену и Ховалыг Тоткану, которые после допроса и пыток признали свою вину, смертную казнь заменили лишением свободы на 8 лет. Приговор над остальными осужденными был приведён в исполнение 16 октября 1938 года. Таким образом, это был второй государственный переворот в ТНР [Байыр-оол, 2015: с. 151]. Репрессированная машина получила полную свободу действий и вплоть до 1953 года немало жителей Тувы стали жертвами политических репрессий.
В конце 1940-х - начале 1950-х. гг., когда И.В. Сталин вновь обратился к политическим репрессиям, в Туве так же развернулась борьба с «националистами
и контрреволюционерами» получившая название «Сут-Хольское дела». Уголовное дело было возбуждено сотрудниками сут-хольского отделения УМГБ по Тувинской автономной области по доносам о существовании в районе якобы антисоветской, вредительски - диверсионной группы. С января по июль 1952 г. по следственному делу было арестовано 16 лиц из числа партийно -хозяйственного актива, специалистов и рядовых колхозников района [Культ личности..., 2003: с. 71].
Таким образом, репрессии 1930-1950 гг. в ТНР - это трагическая страница новейшей политической истории Тувы и причины репрессий неоднозначны.
После смерти И.В. Сталина, придя к власти Н.С. Хрушев начал освобождение и реабилитацию репрессированных лиц. Президиум ЦК КПСС с мая 1954 года принял решение о пересмотре всех дел на лиц, осужденных за «контрреволюционные преступления» как судебными, так и внесудебными органами, находившихся в то время в местах заключения и ссылке на поселении. Но, в брежневский период эта работа была прекращена, и вновь продолжила свою работу о реабилитации лишь с 1989 года. В этот год в 1989 года в Туве создается Тувинская республиканская историко -просветительская правозащитная общественная организация «МЕМОРИАЛ»11, которая тесно, связан с филиалом музея исторических репрессий в Туве. В создании этого общества участвовали видные государственные работники разных учреждений, писатели, журналисты, общественные деятели Тувы. Связи с открытием этого общества решались разные вопросы, касающиеся темы репрессий. Были открыты памятные места, где родились репрессированные наши земляки, также установлены памятники, мемориальные доски и т.д.
Важным событием стала дата 16 февраля 1994 года, когда в городе Кызыле по распоряжению Госкомитета по управлению Госимущества РТ, при поддержке Министерства культуры, кино и туризма РТ, усилием общества «Мемориал», а также при активном участии доктора исторических наук, этнолога, шамановеда, заслуженного работника культуры Тувинской АССР и РСФСР, народного писателя РТ Монгуш Борахович Кенин-Лопсана, был открыт музей истории политических репрессий в Туве в том месте, где в 1930-х гг. помещалось здание спецкомендатуры МВД ТНР [Дыртык-оол, 2009: с. 47].
По словам Монгуша Бораховича, собиравший материалы о городе Кызыле еще с 1940-х годов, он считает, что это здание было построено еще в 1914 году, т.е. в том же году, когда был построен город Кызыл, тогда известный как Белоцарск. Но документальных подтверждений об истинной датировке постройки здания в настоящее время не сохранилось.
Первым директором музея в 1994 года была назначена председатель общества «Мемориал» Александра Намчыловна Кызыл-оол. А 1995 году директором стал уже ее супруг Монгуш Седааевич Кызыл-оол. Под их руководством, музей проводил встречи и передвижные выставки в Эрзинском, Тес-Хемском, Улуг-Хемском, Сут-Хольском кожуунах и т.д. Свою работу они совмещали с деятельностью общества «Мемориал».
С 1997 по 2004 год музеем руководил известный в Туве журналист, поэт, фотокорреспондент Ондар Дукурович Охемчик, как и предыдущие директора, он также был сыном «врага народа», поэтому зная всю трагичность судеб жертв репрессий, приложил много сил и энергии в развитие и сохранение музея. Им же было написано огромное количество статьей для газет, посвященный репрессиям, и собрано большое количество материалов и фотоснимков, сделанных Охемчиком лично. До работы в музее он много лет посвятил газетам «Тыванын Аныяктары» и «Шын», за что был удостоен почетного звания Заслуженный работник культуры Тувинской АССР.
11 Рукопись с фонда филиал музея Истории политических репрессий в Туве - Национального музея им. Алдан-Маадыр РТ, «30 октября - День памяти политических репрессированных граждан», А.К. Кызыл-оол, стр. 1.
В 2002 году во время строительства нового здания Национального музея Республики Тыва, поднимался вопрос о переводе всех музеев города Кызыла под одну крышу. Единственным, кто выступил против был Охемчик Ондар, который аргументировано убедил, как своих коллег, так и общественность, что целесообразно сохранить музей политических репрессий именно в этом здании, так как, во-первых, это исторический памятник, во-вторых, в новом здании может не хватить пространства для экспозиций.
С августа по январь 2012 года директором, а с 2010 года - заведующим работал Бадыргы Александрович Саар-оол, член общества «Мемориал». До этого он работал заведующим музея Тувинских добровольцев и научным сотрудником отдела истории Национального музея. При нем в 2010 году музей репрессий стал филиалом Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва.
С 2012 года должность заведующего филиалом занимал Михаил Михайлович Ондар. С октября 2016 по январь 2020 года заведующим был Шолбан Сергеевич Ооржак, а с 15 января 2020 года на должность заведующего филиалом был назначен кандидат исторических наук Март-оол Вячеслав Донгакович.
Фонды филиала включают в себя богатейшую коллекцию фотоснимков политических, общественных деятелей, граждан ТНР и СССР, подвергшихся репрессиям. Имеются копии материалов Центрального государственного архива РТ, Рукописного фонда ТИГПИ, фонды Национального музея.
Филиал Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, музей истории политических репрессий в Туве тесно сотрудничает с Региональной общественной историко-просветительской организацией Республики Тыва «Мемориал». Филиал тувинского музея вступил в ряды Ассоциации российских музеев памяти в ноябре 2017 г. Благодаря членству филиала в Ассоциации 30 марта 2018 г. в стенах Национального музея РТ была открыта выставка «Стена скорби». Во время открытия выставки был подписан специальный договор о сотрудничестве между Национальным музеем РТ и Музеем истории ГУЛАГа [Бичелдей, Чыргалан, Иргит, Кадыг-оол, 2019: с. 13].
Таким образом, за отсутствием должной и своевременной оценки трагическим событиям в данный момент именно филиал является единственным в республике местом памяти жертв политических репрессий. Больше того, выступая в качестве своеобразного «очевидца» прошлого, призван служить напоминанием и уроком для нынешних и грядущих поколений Тувы.
Список литературы:
1. Байыр-оол М.С. Главный красный нойон Тувы. Саарбрюккен, 2015. 499 с.
2. Бичелдей К.А., Чыргалан С.Ю., Иргит О.Ю., Кадыг-оол Х.К. Развитие музейного дела в Республике Тыва: история и современность. // Новые исследования Тувы. 2019. № 2. - С. 4-20.
3. Доржу З.Ю., Иргит О.Ю. «Дело Девяти»: судебный процесс 1938 года над государственными деятелями Тувинской Народной Республики в годы политических репрессий. // Вестник Калмыцкого университета. 2017. № 2 (34). - С. 32-39.
4. Доржу З.Ю., Монгуш О.О. Годы репрессий в жизни школьного учителя Седип Кара-Сала
5. Дыртык-оол, А.О. Музейное строительство Тувы в составе Российской Федерации. - Кызыл: Тув. книжн. изд-во, 2009. - 136 с.
6. Иргит О.Ю. Фотографии В.П. Ермолаева как важный исторический источник о репрессиях в Туве. // Ермолаевские чтения. Материалы III научно-практической конференции с международным участием, посвященной 90-летию со дня основания Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. 2019. - С. 176-180.
7. История Тувы. Т. 2. - Новосибирск: Наука, 2007. - 430 с.
8. Культ личности и политические репрессии в Туве / Под ред. М.Б. Достак-оола. -Кызыл: Тув. книжн. изд-во. 2003. - 144 с.
9. Ховалыг С.С. Личность в истории: Монгуш Буян-Бадыргы (1892-1932). // Вестник Евразии. 2007. № 2. - С. 42-71.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ:
Ооржак Шолбан Сергеевич, научный сотрудник Музея истории политических репрессий в Туве, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
Oorzhak Sholban Sergejevich, research associate, Museum of the history of political repression in Tuva, Kyzyl, Russia. E-mail: [email protected]
УДК 745+7.07 DOI: 10.24412/2686-9624-2020-111-118
ЖЕНСКОЕ ЛИЦО ТУВИНСКОГО КАМНЕРЕЗНОГО ИСКУССТВА: РАИСА АРАКЧАА, ЕЛИЗАВЕТА БАЙЫНДЫ, ЛАРИСА НОРБУ
Айжы Ж.Э.
Аннотация. В статье рассматривается проблема особенностей творчества и художественного языка тувинских скульпторов по малой пластике Р.А. Аракчаа, Е.Б. Байынды и Л.М. Норбу. Автор проанализировал камнерезные работы представленных мастеров, хранящиеся в фондах Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, и выявил специфику женского камнерезного искусства Тувы.
Ключевые слова: камнерезное искусство, творчество, Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, малая пластика, агальматолит.
FEMALE FACE TUVAN STONE CARVING ART: RAISA ARAKCHAA, ELIZAVETA BAJYNDY, LARISA NORBU
Ajzhy Zh.E.
Abstract. The article deals with the problem of features of creativity and artistic language of Tuvan sculptors on small plastic R. A. Arakchaa, E. B. Bajyndy and L. M. Norbu. The author analyzed the stone-cutting works of the presented masters, which are stored in the funds of Aldan-Maadyr National Museum of Republic of Tuva, and revealed the specifics of women's stone-cutting art of Tuva.
Keywords: stone-cutting art, creativity, Aldan-Maadyr National Museum of Republic of Tuva, small plastic, agalmatolite.
Камнерезное искусство считается флагманом в изобразительном искусстве Тувы. В настоящее время членами Союза художников России числятся 44 камнерезов, что в количественном соотношении почти в два раза больше чем художников и скульпторов. Не зря исследователь Ш.А. Иргит отметила в своей статье, что наряду с горловым пением «хоомей», национальными праздниками Шагаа и Наадым, камнерезное искусство стало символом и брендом республики, прославляющим тувинскую культуру далеко за ее пределами [Иргит, 2019: с. 168].
Тувинскому камнерезному искусству уделено достаточное внимание со стороны отечественных исследователей. Наиболее подробно и основательно мелкую пластику изучил С.И. Вайнштейн в своем фундаментальном труде «История народного