Academic Research in Educational Sciences VOLUME 3 | ISSUE 1 | 2022
ISSN: 2181-1385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF): 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-408-413
ПРИМЕНЕНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКОГО МЕТОДА НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРЫ
Камола Абдуллаевна Шокаримова
Чирчикский государственный педагогический институт Ташкентской области
madaliyevakoma@ gmail. com
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматривается использование эвристических приёмов на уроках литературы. Эвристический метод становится средством решения логическим путём творческих, художественных аспектов изучения творчества писателей.
Ключевые слова: Эвристический метод, самоанализ, рефлексия, познавательная деятельность.
«Основная задача сферы образования, сама суть труда педагога заключается прежде всего в подготовке к будущему, воспитании здоровыми и гармонично развитыми наших детей, которым предстоит жить в ещё более сложное время, когда конкуренция в условиях глобализации приобретает особенно острый характер» [1], - отметил президент в поздравлении по случаю Дня учителей и наставников.
Задача педагога - организовывать учебный процесс с учётом всех потребностей и способностей обучающихся. Вопрос о методах преподавания литературы всегда оставался в центре внимания практических педагогов.
Методы обучения русской литературе - упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей литературного образования школьников: развитие художественного мышления, эстетических чувств, творческих способностей, читательской и речевой культуры, формирование гражданского сознания, патриотизма, нравственно-эстетических ориентаций. Методы обучения служат реализации образовательных, развивающих и воспитательных задач уроков русской литературы.
Долгое время основное внимание учителей было приковано к первой функции методов - усвоению знаний. Вторая же их функция - развитие познавательных способностей - оставалась в тени. В результате сложился
Academic Research in Educational Sciences VOLUME 3 | ISSUE 1 | 2022
ISSN: 2181-1385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF): 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-408-413
определенный тип учебного процесса, характеризующийся стремлением учителя преподнести все знания в готовом виде.
Такая методика обучения приводит к тому, что познавательная деятельность учащихся приобретает односторонний воспроизводящий характер: главные усилия учащихся направлены на восприятие готовых знаний, их запоминание и последующее воспроизведение.
Как указывается в современных работах по психологии усвоения знаний, наибольшая активность мышления побуждается при возникновении проблемной ситуации. Такой подход лежит в основе проблемного обучения, которое и реализуется с помощью эвристического (частично-поискового) метода.
От современного человека требуется действовать в ситуации выбора, грамотно ставить и достигать цели, действовать продуктивно. Для этого необходим иной подход к обучению. Таковым и является эвристическое обучение. Его методы развивают в учащемся способности к продуцированию идей, формируют умения вести продуктивный диалог, развивают способности действовать в ситуации неопределенности, поставить учебную цель, составить план ее достижения, находить разные ракурсы решения проблем. Кроме того, в учащемся развиваются способности к самоанализу и рефлексии.
Известно, что в разное время вопросами эвристического обучения занимались представители различных школ и направлений: С.А. Смирнов, А.А. Пермяков, В.В.Морозов, В.И. Бондарь, В.С. Кукушин.
Целесообразно отметить, что при кажущемся обилии научного материала по этой тематике приходится признать, что конкретного фактического материала, позволяющего осуществлять обучение учащихся по методам эвристического обучения и воспитания, нет.
Эвристика - это методология научного исследования, а также методика обучения и воспитания, основанная на открытии и догадке.
1. в Древней Греции - система обучения путём наводящих вопросов;
2. совокупность логических приёмов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины; метод обучения и воспитания, способствующий развитию находчивости, активности личности.
В «Большом Энциклопедическом словаре» можно прочитать такое определение: «Восходящий к Сократу метод обучения и воспитания (сократические беседы)»
Academic Research in Educational Sciences VOLUME 3 | ISSUE 1 | 2022
ISSN: 2181-1385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF): 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-408-413
Методы обучения, применяемые на уроках, играют огромную роль не только в вооружении учащихся полноценными знаниями, но и в развитии их познавательных сил и способностей.
Эвристические методы можно рассматривать с двух точек зрения:
- эвристические методы и приемы являются лишь предварительными моментами в процессе решения задач; часто они наводят нас на правильное решение, но существует вероятность ошибочных действий;
- эвристический метод часто рассматривается как то, что сокращает перебор различных вариантов решения, или возможных путей поиска.
Характерным признаком эвристической беседы является то, что учащиеся с помощью умелой постановки вопросов учителя и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению подводятся к приобретению новых знаний.
Излагая учебный материал методом эвристической беседы, учитель время от времени обращается к классу с вопросами, которые побуждают обучающихся включаться в процесс поиска.
Однако не всякая беседа активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию их мышления. Иногда учитель задает учащимся вопросы на воспроизведение ранее усвоенных знаний. Например: Что такое? Что характеризует? и т.д. Такая вводная беседа необходима, она подготавливает базу для усвоения нового материала. Но все вопросы ее обращены лишь к памяти учащихся. Активизация познавательной деятельности определяется не самим методом беседы, а характером задаваемых вопросов. Ответ на вопрос должен опираться на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержаться в прежних знаниях.
Поставив вопрос, учитель внимательно, не перебивая, выслушивает ответ, затем обращается к классу с предложением дополнить или исправить ошибки. В случае, когда ученики затрудняются с ответом или начинают уходить в сторону от правильного пути поиска, с помощью подсказки, которая может быть дополнительным вопросом, учитель направляет мысль учащихся по нужному руслу.
Для применения метода эвристической беседы учитель должен обладать довольно высоким уровнем мастерства, чтобы вовлечь в беседу весь класс.
Урок - исследования состоит из шести этапов.
Подготовительный этап.
Academic Research in Educational Sciences VOLUME 3 | ISSUE 1 | 2022
ISSN: 2181-1385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF): 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-408-413
Основная цель этапа - провести необходимый инструктаж обучающихся, подготовить тексты, через систему классных занятий и домашних заданий вывести обучающихся на уровень, необходимый для их успешного участия в исследовании. Преподавателю - «проиграть» возможные варианты хода исследования.
Первый этап. Столкновение с проблемой.
Основные цели этапа:
1)мотивировать работу учащихся;
2)продемонстрировать элемент художественного текста, который будет положен в основу исследования;
3)сформулировать проблему исследования.
Общее требование: выбранный педагогом для демонстрации элемент текста должен быть ярким, динамичным, участвовать в «сюжетной игре» (Ю.М.Лотман) - только в этом случае он увлечет обучающихя, вызовет желание разобраться в его существе. Он должен быть предельно открытым для связей с другими элементами художественного текста, обладать способностью «обрастать» в ходе исследования смысловыми значениями, которые затем помогут преподавателю вывести обучающихся на понимание идейного содержания произведения.
Второй этап. Выдвижение рабочей версии исследования.
Выдвижение рабочей версии исследования - центральный этап учебного процесса как исследования художественного текста. От того, насколько увлекла обучающихся рабочая версия - подготовленная, в свою очередь, «столкновением с проблемой» - зависит их заинтересованность в ходе исследования. Чем интереснее, неожиданнее версия (вот где должен в полной мере проявиться талант педагога!) - тем сильнее мотивация. Не стоит забывать о том, что исследование носит обучающий характер, потому версия может быть заведомо ошибочной; ее опровержение - также положительный результат исследования.
Третий этап. Исследование художественного текста через призму рабочей версии. Направляя исследование художественного текста через призму рабочей версии, педагог стремится к тому, чтобы вывести обучающихся к обобщениям, которые впоследствии могут стать основой для понимания идейного содержания произведения.
Четвёртый этап. Выдвижение итоговой версии исследования.
Academic Research in Educational Sciences VOLUME 3 | ISSUE 1 | 2022
ISSN: 2181-1385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF): 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-408-413
Цель этапа - через рассмотренные художественные особенности произведения выйти на его идейное содержание.
Пятый этап. Подведение итогов исследования.
Цель этапа: оценить результаты исследования, процесс их получения; выявить причины типичных и индивидуальных затруднений учащихся; показать перспективу использования полученных знаний.
Эвристическое обучение - один из древних видов обучения, которое восходит к Сократу. Дидактические аспекты эвристического обучения были разработаны в разные периоды в трудах Коменского Я.А., Ушинского К.Д., Хуторского А.В. и др., что свидетельствует об актуальности эвристического метода на протяжении веков.
REFERENCES
1. Выступление Президента РУз Ш.Мирзиёева на торжественном собрании, посвященном Дню учителей и наставников. https://uzа.uz/ru/posts/vystupleme-prezidentа-respubliki-uzbekistаn-shаvkаtа-mirziye-30-09-2020
2. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. -Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Л.С. Выготский. -М.: Педагогика-Пресс, 1996.
4. Ильина Т.А. Педагогика/ Т.А. Ильина. - М.:Просвещение,1984
5. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988.
6. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературных произведений в школе: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1977.
7. Матюнин Б.Г. Нетрадиционная педагогика. - М.: Школа-Пресс, 1994.
8. Педагогика: Учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2002.
9. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. -М.:Просвещение, 1985.
10. Российская педагогическая энциклопедия.В 2т. - М.,1999.
11. Сериков В.В. Личностно- ориентированное образование/ В.В.Сериков. -М. :Педагогика, 1994.
12. Хуторской А.В. Эвристическое обучение/А.В. Хуторской. - М.:1998.
Academic Research in Educational Sciences VOLUME 3 | ISSUE 1 | 2022
ISSN: 2181-1385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF): 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-408-413
13. Волков И.П. Педагогический поиск/ И.П. Волков. -М.:Педагогика, 1987.
14. Абдуллаевна, Ш. К., & Фагимовна, Ш. Н. (2020). Нетрадиционные методы обучения русского языка и литературы. Суз санъати,(3).
15. Shokarimova, K. A. (2020). PEDAGOGIK QOBILIYAT VA PEDAGOGIK MAHORATNING TALIMTARBIYA BERISHDAGI AHAMIYATI. Science and Education, 7(Special Issue 2), 146-151.
16. Shokarimova, K. A. (2021). THE WAY OF IMPROVING READING AND WRITING SKILLS DURING THE LESSONS. ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES, 2(2), 1032-1040.
17. Шокаримова, К. А. (2021). ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ. Academic Research in Educational Sciences, 2(10), 10-13.
18. Шокаримова, К. А. (2021). ЯЗЫК РУССКИХ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК, ЕГО ИЗУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА. ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES, 2(8), 318-322.