Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

416
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Технологии / педагогические технологии / технология критического мышления. / Technologies / pedagogical technologies / technology of critical thinking

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ирина Тахировна Ражабова

Данная статья посвящена проблеме использования современных образовательных технологий в обучении русскому языку в начальной школе. В статье раскрыт ряд вопросов, входящих в понятие «современная образовательная технология». Опыт использования современных технологий с применением технологии критического мышления в обучении русскому языку учащихся даѐт основание утверждать о положительном влиянии применения данного метода на результаты образовательного процесса в билингвальном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN TEACHING RUSSIAN LANGUAGE IN THE PRIMARY EDUCATION SYSTEM

This article is devoted to the problem of using modern educational technologies in teaching the Russian language in primary school. The article reveals a number of issues included in the concept of "modern educational technology". The experience of using modern technologies with the use of critical thinking technology in teaching the Russian language to students gives grounds to assert about the positive impact of the application of this method on the results of the educational process in bilingual education

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-1536-1542

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ирина Тахировна Ражабова

Преподаватель кафедры русского языка и литературы Чирчикского государственного педагогического института

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена проблеме использования современных образовательных технологий в обучении русскому языку в начальной школе. В статье раскрыт ряд вопросов, входящих в понятие «современная образовательная технология». Опыт использования современных технологий с применением технологии критического мышления в обучении русскому языку учащихся даёт основание утверждать о положительном влиянии применения данного метода на результаты образовательного процесса в билингвальном образовании.

Ключевые слова: Технологии, педагогические технологии, технология критического мышления.

MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN TEACHING RUSSIAN LANGUAGE IN THE PRIMARY EDUCATION SYSTEM

ABSTRACT

This article is devoted to the problem of using modern educational technologies in teaching the Russian language in primary school. The article reveals a number of issues included in the concept of "modern educational technology". The experience of using modern technologies with the use of critical thinking technology in teaching the Russian language to students gives grounds to assert about the positive impact of the application of this method on the results of the educational process in bilingual education

Keywords: Technologies, pedagogical technologies, technology of critical thinking

1536

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-1536-1542

ВВЕДЕНИЕ

В XXI веке значительно изменились социально-педагогические условия преподавания русского языка в Узбекистане : во-первых, значительно увеличилось количество школ с русским языком обучения, а в школах с нерусским языком обучения растет число поликультурных классов, что настоятельно требует от учителя владения методикой преподавания русского языка как неродного, которая значительно отличается от методики преподавания родного языка; во-вторых, вводятся новые федеральные государственные образовательные стандарты для школ, новые формы итоговой аттестации и средства оценивания качества обучения, успешное внедрение которых зависит от скорейшей адаптации к ним учителей; в-третьих, бурное развитие новых информационных технологий, повышенный интерес к ним школьников открывают большие перспективы использования ИКТ в образовательном процессе, однако многие учителя еще не готовы к активному их включению в практику преподавания.

МЕТОДОЛОГИЯ

Сказанное определяет актуальность проведения повышения квалификации, целью которой является совершенствование профессиональной компетенции учителей русского языка как неродного в области применения современных образовательных технологий.

Повышения квалификации, с другой - содействует формированию (совершенствованию) у школьных учителей навыков использования интернета в целях образования, самообразования и обмена опытом с коллегами. Лекционные и практические занятия, принадлежащие к одной теме, формируются в вариативный модуль, который состоит из инвариантной части, обязательной для изучения всеми слушателями, и вариативной, учитывающей ступень общеобразовательной школы. В первом модуле «Эффективные педагогические технологии обучения русскому языку как неродному в школе» ставятся следующие задачи:

- ознакомить слушателей с теоретическими

основами концепции коммуникативного русскоязычного образования как концепции развития индивидуальности в диалоге культур;

- показать роль русскоязычного образовании в духовном, культурном развитии личности учащихся;

1537

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-1536-1542

- представить систему средств коммуникативной технологии;

- сформировать практические навыки и умения по организации условно-речевых и речевых упражнений.

Еще одной технологией, которая обрела особую актуальность в современной педагогике, является технология интерактивного обучения, предполагающая использование групповых и коллективных видов работы учащихся, ролевых и деловых игр. Немыслимо современное образование и без применения в учебно-воспитательном процессе метода проектов. В числе вопросов, изучаемых в рамках данной темы, - содержание и типология ученических проектов, этапы работы над проектом, критерии эффективного применения метода проектов и его ограничения, создание учебных проектов, презентация и защита проектов, организация проектного обучения в школе.

Выбор темы второго модуля «Новые информационные технологии в языку как неродному» и включение его в программу повышения квалификации учителей обусловлен тем, что возросло воздействие интеллектуальных систем на все стороны жизни человека, а информатизация стала объективным процессом в развитии общества. Использование возможностей персонального компьютера способно в значительной мере ускорить развитие системы образования. Важным требованием к учителю становится умение спроектировать свою педагогическую деятельность, а также деятельность учащихся таким образом, чтобы полученная информация стала источником новых знаний. В связи с этим возникает противоречие между необходимостью усвоения большого объема информации, перехода информации в прочные знания и ограниченными возможностями традиционной организации процесса обучения. Существенную роль в разрешении данного противоречия может сыграть эффективное использование возможностей персонального компьютера. Несмотря на проводимые исследования и многолетний опыт внедрения персонального компьютера в образовательный процесс, несмотря на наличие определенного опыта в использовании разнообразных типов электронных образовательных средств, потенциальные возможности персонального компьютера в образовании до сих пор остаются использованными не в полном объеме. Как показывает практика, особую трудность при внедрении электронных средств обучения испытывают учителя гуманитарных предметов. Основная цель модуля - оказание методической помощи практикующим учителям русского языка как неродного в разработке собственных электронных

1538

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-1536-1542

средств обучения на базе использования информационных, телекоммуникационных и аудиовизуальных технологий. Достижению данной цели должно способствовать решение следующих задач:

- обобщить результаты современных исследований в области изучения образовательного потенциала новых информационных технологий в сфере преподавания русского языка как неродного;

- сформировать умения и навыки, необходимые преподавателю русского языка для решения образовательных задач средствами информационно-коммуникационных технологий общего назначения, а также специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию школьного предмета «русский язык».

Исследовательские задания - это предъявляемые учащимися задания, содержащие проблему; решение ее требует проведения теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного

исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание.

Формы заданий при исследовательском методе могут быть различны. Это могут быть задания, поддающиеся быстрому решению в классе и дома, задания, требующие целого урока, домашние задания на определенный, но ограниченный срок. Подавляющая масса исследовательских заданий должна представлять собой небольшие поисковые задачи, требующие, однако, прохождения всех или большинства этапов процесса исследования. Целостное их решение и обеспечит выполнение исследовательским методом его функций.

Даже в том случае, если учителю будет предоставлена такая совокупность заданий в определенной системе, все равно он должен будет ее использовать творчески, в зависимости от уровня подготовки класса и отдельных учеников (выборочно, в разумном сочетании, с различной степенью дифференциации). Кроме того, учитель призван при этом методе контролировать ход работы учащихся, направлять ее в случае отклонения их от правильного пути, проверять

итоги работы и организовывать их обсуждение. Именно этот метод способен играть решающую роль в развитии творческих возможностей, учащихся до уровня, обеспечивающего дальнейшее саморазвитие каждого ученика в зависимости от его природных задатков и усердия. В процессе включения младших школьников в исследовательскую деятельность перед

1539

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-1536-1542

учителем встает проблема организации решения единых исследовательских задач при различном уровне развития исследовательского опыта учащихся. В решении этой проблемы следует исходить из того, что необходимо подбирать такие приемы и формы работы, в которых ученики смогли бы проявить и обогатить свой индивидуальный исследовательский опыт.

Таким образом, использование исследовательского метода в практике преподавания, в организации процесса познания в начальной школе имеет большое значение. Оно позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности фактических знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в окружающем мире. В ходе реализации исследовательского метода на уроках младшие школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам.

Рассмотрим несколько примеров о возможностях исследовательского метода.

Возьмем, к примеру, такое простое на первый взгляд умение, как умение формулировать гипотезы. В самом деле, первые детские гипотезы или ростки гипотетического мышления мы встречаем уже в дошкольном возрасте. По мере же развития речи и интеллектуальных операций (6-9 лет) исследовательская активность ребенка проявляется уже не только в форму самостоятельной постановки вопросов по отношению к новому и неизвестному, но и в формулировании оригинальных мыслительных задач, собственных гипотез для объяснения природных и социальных явлений. Для иллюстрации воспользуемся примером из урока русского языка (3 класс тема «Фразеологизмы»). Для создания проблемной ситуации на уроке учитель использует прием загадки. На доске размещается карточка со словом Фразеологизм.

Учитель спрашивает у детей: «Что такое фразеологизм? Что обозначает это слово?». Учитель поощряет детей к высказыванию своих предположений, дает положительную оценку каждому и по ходу выдвижения гипотез кратко фиксирует их на бумажных облачках, размещая записи на доске.

Например, дети могут высказать такие предположения:

1540

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-1536-1542

1. Может быть, фразеологизм - это логическая фраза.

2. Фразеологизм - это наука, которая изучает фразы.

3. Это фразы в диалоге.

4. Может быть, это новый вид второстепенных членов.

5. Может быть...

ВЫВОД

Учитель подводит итог, подчеркивая разнообразие идей. Учитель. Так что же все-таки это слово обозначает? Как разобраться, какая из ваших версий правильная, верная? Выслушать детей и сформулировать цель исследования: выяснить, что такое фразеологизм, найти примеры фразеологизмов. На этом примере хорошо видно, как в такой ситуации возникает эффект мозгового штурма, как выдвижение одной гипотезы стимулирует возникновение другой. Благодаря этому достигается высокий уровень активности детей, многие из которых формулируют свои предположения вслух, во внешней речи. Важно отметить, что при систематическом применении исследовательского метода в преподавании мы действительно можем планомерно формировать исследовательские умения у младших школьников.

REFERENCES

1. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. - Журнал «Начальная школа» №11, 2005.

2. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. -Журнал «Начальная школа» №1, 2008.

3. Иванов В.В., Зайцева С.А. Этическая составляющая в информационной культуре учителя. - Журнал «Начальная школа» №11, 2005.

4. Каминский В.Ю. Использование образовательных технологий в учебном процессе. - Научно-практический журнал «Завуч» №3, 2005.

5. Папшева Л.В. Технологическая культура учителя начальных классов. -Журнал «Начальная школа» №10, 2003.

6. Попова Н.Г. Информатизация учебного процесса. - Журнал «Начальная школа» №11, 2000.

7. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. -Журнал «Начальная школа» №5, 2002.

8. Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления

1541

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-1536-1542

младших школьников. Библиотека сообщества учителей начальных классов. 9. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2008. Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. - С. 2006. 10. Климова М.А. Компьютерные технологии на уроках // Начальная школа плюс до и после. Издание Министерства образования Российской федерации, Российской Академии образования, Московского психолого-социального института, ООО Баласс. - № 7, 2008

1542

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.