Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 10 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-10-1135-1140
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Дилшода Ураковна Набиева
КарГУ педагогический институт, преподаватель русского языка кафедры
узбекского языка и литературы
Азиза Усмонова
КарГУ педагогический институт, студентка ученица группы русского языка
№201
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена рассмотрению формирования речевой компетенции на уроках русского языка и литературы. Обращается особое внимание на пути реализации языковой и речевой компетенции учащихся и на использование педагогических технологий.
Ключевые слова: компетенция, потребности говорить, сформированность, адресованность, потенциал, концентрированный подход, речеведческие понятия, коммуникация, стимуляции в общении, речевая компетенция, коммуникативно-деятельностный подход.
ВВЕДЕНИЕ
С ранних лет человек должен учиться владеть основными навыками: самостоятельно мыслить, искать наиболее правильные пути преодоления трудностей; владеть богатым словарным запасом, быть коммуникабельным, самостоятельно работать над собственным развитием. В современном обществе формирование речевой компетенции вызывает большой интерес, существует большая проблема, связанная с явным недостатком языкового воспитания, низкой языковой компетенцией большей части населения.
Речь детей часто бедна из-за того, что у них нет потребности говорить более выразительно и красиво. Речь - это, прежде всего, общение, т.е. понимание людьми друг друга, диалог. Но современная методика в основном развивает монологическую речь, а умение слушать и слышать собеседника не формируется.
Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 10 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-10-1135-1140
МЕТОДОЛОГИЯ
Главная цель педагогической деятельности - формирование языковой и речевой компетенций учащихся на основе коммуникативно-деятельностного подхода к процессу обучения, позволяющих на практическом уровне овладеть русским языком.
Что же такое речевая компетенция?
Речевая компетенция входит в состав коммуникативной компетенции. И означает свободное практическое владение речью, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом стиле, т.е. способность использовать накопленный языковой материал в речи с целью общения.
Задачи педагога в формировании речевой компетенции учащихся:
Формировать умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами;
Научить работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы);
Вырабатывать навыки создания новых текстов, повышать творческий потенциал учащихся, словесно-логического мышления.
Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Выходит, что компетенция для ученика - это образ его будущего, ориентир для освоения.
К сожалению, наши ученики имеют серьёзные недостатки в развитии коммуникативной компетентности. Каковы причины?
низкий уровень сформированности индивидуально-личностных оснований для коммуникативной компетентности;
снижение уровня читательской культуры;
снижение уровня индивидуального словарного запаса.
Коммуникация - акт общения, связь между двумя и больше индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение
Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 10 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-10-1135-1140
различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию. Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.
Формирование коммуникативной компетенции - процесс длительный и достаточно сложный. Главная роль отводится урокам русского языка. Особую сложность в преподавании русского языка представляет соотнесение предметного курса и реального речевого опыта школьника, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком. Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить коммуникативную компетенцию учеников? Прежде всего, создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика в образовательном пространстве. Для этого и необходимо знать учебные возможности школьников каждого возраста.
На уроках развития речи особое внимание уделяется коммуникативным компетенциям на основе работы с текстом.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Работать над "развитием речи вообще" нельзя, важно в каждом классе сосредоточиться, что должны знать и уметь дети в определенных разновидностях устной и письменной речи. Однако в понятие коммуникативной компетенции входит не только овладение необходимым набором речеведческих и языковых знаний, но и формирование умений в области практического использования языка в процессе речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по формированию социально активной личности, ориентирующейся в современном мире. Коммуникативная компетенция здесь становится частью культурной компетенции, ведёт к повышению общей гуманитарной культуры личности, формированию у неё высоких творческих, мировоззренческих и поведенческих качеств, необходимых для включения её в разнообразные виды деятельности.
Формирование речевой компетенции учащихся особую роль играет применение современной технологии обучения русскому языку, основанной на исполнении концентрированного подхода. Сущность этой технологии заключается в последовательном проведении педагогически процедур,
Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 10 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-10-1135-1140
операций и приемов, составляющих в совокупности целостную дидактическую систему. Реализации указанной системы в практике работы преподавателя способствует как формированию языковой компетенции, так и всестороннему развитию личности учащихся. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
К таким технологиям развивающих речевую компетенцию можно отнести игровые технологии. Именно их я использую на уроках русского языка.
Общие положения понятия игры.
Игра- основной вид деятельности не только ребенка, но и взрослого. Это одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность на первый взгляд, бесполезная и вместе с тем необходимая.
Игра- особо организованное занятие, требующее напряжения и эмоциональных и умственных сил.
Игра «Эрудит»
Угадай слово по толкованию его лексического значения.
Сосуд особого устройства , предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания (термос).
Начальный момент спортивного состязания по преодолению какого-либо расстояния на скорость (старт).
Красная строка, отступ в начале строки (абзац).
Городская подземная электрическая железнодорожная машина (метро).
Тот, кто любит свою Родину, предан ей и своему народу (патриот).
Устройство, которое обеспечивает человеку дыхание под водой (акваланг).
Дословная выдержка какого-либо текста (цитата).
Игра в мяч
Во время работы над такими темами, как «Склонение существительных», «Склонение прилагательных», «Спряжение глаголов», использую на уроке мяч. Бросаю кому-нибудь из класса мяч и называю существительное, ученик ловит мяч и называет род, склонение, число и падеж существительного. Такая игра активизирует весь класс, пробуждает интерес, заставляет работать даже тех, кто привык отсиживаться за чужими спинами и заставляет подумать каждого ученика сможет ли он или она правильно ответить.
Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 10 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-10-1135-1140
Игра блиц-опрос «За себя не отвечаю»
Название игры содержит основное условие, которое нужно соблюдать: на вопрос заданный тебе, должен ответить сосед по парте, и наоборот. Не рекомендуется ставить оценку, так как назначение игры активизация внимания, мобилизация учащихся на изучение нового.
ВЫВОДЫ
Итак, из сказанного о роли игры на уроках русского языка можно сделать следующие выводы:
игра — один из приемов обучения русскому языку, помогающий создать на уроке речевую ситуацию; следовательно, игра — средство активизации деятельности учащихся на уроке;
правильно организованная с учетом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
игра воспитывает у школьников дисциплинированность, организованность, ответственность и коллективизм;
игра — один из приемов преодоления пассивности учеников.
REFERENCES
1. П.Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка. М.: Просвещение, 2001.
2. Божович Е.Д. Развитие языковой компетенции: проблемы и подходы. // Вопросы психологии, 1997, №1. С.33 - 34.
3. Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьников. Психолого-педагогические аспекты языкового образования. М.: Изд-во
4. Быстрова Е.А. Какую компетенцию мы формируем на уроках русского языка? // Непрерывное образование: опыт, проблемы, перспективы. -Выпуск 4. Русский язык: от теории к практике. Самара, 2000
5. Быстрова Е.А. Цели обучения русскому языку, или Какую компетенцию мы формируем на уроках. // Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов /
6. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Просвещение, 1981. 185с
Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 10 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-10-1135-1140
7. Пересторонина И.Л. Формирование языковой компетенции при обучении лексики второго иностранного языка. Дис. канд. пед. наук. М., 2003,- 198с.
8. Пронина Е.П. Коммуникативная компетенция учащихся в ее отношении к их лингвистической и языковой осведомленности. // Преподавание филологических дисциплин: поиски, идеи, перспективы.Самара: Изд-во СГПУ, 2004. 272с.
9. Рыжаков М.В. Ключевые компетенции: возможности применения. // Стандарты и мониторинг в образовании, 1999, №4,- С.6--9
10. Севастьянова В.Т. Формирование грамматико-коммуникативной компетенции учащихся средней школы в процессе изучения падежей русского языка на системно-функциональной основе. Дис. канд. пед. наук. Белгород, 2001. 313с.
11. Федорова Л.Л. К понятию коммуникативной компетенции: Автореферат дис. канд. филол. наук. М., 1980. 21с.