Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

836
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетенция / потребности говорить / сформированность / адресованность / потенциал / концентрированный подход / речеведческие понятия / коммуникация / стимуляции в общении / речевая компетенция / коммуникативно-деятельностный подход

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дилшода Ураковна Набиева, Азиза Усмонова

Статья посвящена рассмотрению формирования речевой компетенции на уроках русского языка и литературы. Обращается особое внимание на пути реализации языковой и речевой компетенции учащихся и на использование педагогических технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 10 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-10-1135-1140

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Дилшода Ураковна Набиева

КарГУ педагогический институт, преподаватель русского языка кафедры

узбекского языка и литературы

Азиза Усмонова

КарГУ педагогический институт, студентка ученица группы русского языка

№201

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена рассмотрению формирования речевой компетенции на уроках русского языка и литературы. Обращается особое внимание на пути реализации языковой и речевой компетенции учащихся и на использование педагогических технологий.

Ключевые слова: компетенция, потребности говорить, сформированность, адресованность, потенциал, концентрированный подход, речеведческие понятия, коммуникация, стимуляции в общении, речевая компетенция, коммуникативно-деятельностный подход.

ВВЕДЕНИЕ

С ранних лет человек должен учиться владеть основными навыками: самостоятельно мыслить, искать наиболее правильные пути преодоления трудностей; владеть богатым словарным запасом, быть коммуникабельным, самостоятельно работать над собственным развитием. В современном обществе формирование речевой компетенции вызывает большой интерес, существует большая проблема, связанная с явным недостатком языкового воспитания, низкой языковой компетенцией большей части населения.

Речь детей часто бедна из-за того, что у них нет потребности говорить более выразительно и красиво. Речь - это, прежде всего, общение, т.е. понимание людьми друг друга, диалог. Но современная методика в основном развивает монологическую речь, а умение слушать и слышать собеседника не формируется.

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 10 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-10-1135-1140

МЕТОДОЛОГИЯ

Главная цель педагогической деятельности - формирование языковой и речевой компетенций учащихся на основе коммуникативно-деятельностного подхода к процессу обучения, позволяющих на практическом уровне овладеть русским языком.

Что же такое речевая компетенция?

Речевая компетенция входит в состав коммуникативной компетенции. И означает свободное практическое владение речью, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом стиле, т.е. способность использовать накопленный языковой материал в речи с целью общения.

Задачи педагога в формировании речевой компетенции учащихся:

Формировать умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами;

Научить работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы);

Вырабатывать навыки создания новых текстов, повышать творческий потенциал учащихся, словесно-логического мышления.

Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Выходит, что компетенция для ученика - это образ его будущего, ориентир для освоения.

К сожалению, наши ученики имеют серьёзные недостатки в развитии коммуникативной компетентности. Каковы причины?

низкий уровень сформированности индивидуально-личностных оснований для коммуникативной компетентности;

снижение уровня читательской культуры;

снижение уровня индивидуального словарного запаса.

Коммуникация - акт общения, связь между двумя и больше индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 10 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-10-1135-1140

различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию. Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.

Формирование коммуникативной компетенции - процесс длительный и достаточно сложный. Главная роль отводится урокам русского языка. Особую сложность в преподавании русского языка представляет соотнесение предметного курса и реального речевого опыта школьника, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком. Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить коммуникативную компетенцию учеников? Прежде всего, создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика в образовательном пространстве. Для этого и необходимо знать учебные возможности школьников каждого возраста.

На уроках развития речи особое внимание уделяется коммуникативным компетенциям на основе работы с текстом.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Работать над "развитием речи вообще" нельзя, важно в каждом классе сосредоточиться, что должны знать и уметь дети в определенных разновидностях устной и письменной речи. Однако в понятие коммуникативной компетенции входит не только овладение необходимым набором речеведческих и языковых знаний, но и формирование умений в области практического использования языка в процессе речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по формированию социально активной личности, ориентирующейся в современном мире. Коммуникативная компетенция здесь становится частью культурной компетенции, ведёт к повышению общей гуманитарной культуры личности, формированию у неё высоких творческих, мировоззренческих и поведенческих качеств, необходимых для включения её в разнообразные виды деятельности.

Формирование речевой компетенции учащихся особую роль играет применение современной технологии обучения русскому языку, основанной на исполнении концентрированного подхода. Сущность этой технологии заключается в последовательном проведении педагогически процедур,

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 10 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-10-1135-1140

операций и приемов, составляющих в совокупности целостную дидактическую систему. Реализации указанной системы в практике работы преподавателя способствует как формированию языковой компетенции, так и всестороннему развитию личности учащихся. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

К таким технологиям развивающих речевую компетенцию можно отнести игровые технологии. Именно их я использую на уроках русского языка.

Общие положения понятия игры.

Игра- основной вид деятельности не только ребенка, но и взрослого. Это одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность на первый взгляд, бесполезная и вместе с тем необходимая.

Игра- особо организованное занятие, требующее напряжения и эмоциональных и умственных сил.

Игра «Эрудит»

Угадай слово по толкованию его лексического значения.

Сосуд особого устройства , предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания (термос).

Начальный момент спортивного состязания по преодолению какого-либо расстояния на скорость (старт).

Красная строка, отступ в начале строки (абзац).

Городская подземная электрическая железнодорожная машина (метро).

Тот, кто любит свою Родину, предан ей и своему народу (патриот).

Устройство, которое обеспечивает человеку дыхание под водой (акваланг).

Дословная выдержка какого-либо текста (цитата).

Игра в мяч

Во время работы над такими темами, как «Склонение существительных», «Склонение прилагательных», «Спряжение глаголов», использую на уроке мяч. Бросаю кому-нибудь из класса мяч и называю существительное, ученик ловит мяч и называет род, склонение, число и падеж существительного. Такая игра активизирует весь класс, пробуждает интерес, заставляет работать даже тех, кто привык отсиживаться за чужими спинами и заставляет подумать каждого ученика сможет ли он или она правильно ответить.

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 10 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-10-1135-1140

Игра блиц-опрос «За себя не отвечаю»

Название игры содержит основное условие, которое нужно соблюдать: на вопрос заданный тебе, должен ответить сосед по парте, и наоборот. Не рекомендуется ставить оценку, так как назначение игры активизация внимания, мобилизация учащихся на изучение нового.

ВЫВОДЫ

Итак, из сказанного о роли игры на уроках русского языка можно сделать следующие выводы:

игра — один из приемов обучения русскому языку, помогающий создать на уроке речевую ситуацию; следовательно, игра — средство активизации деятельности учащихся на уроке;

правильно организованная с учетом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

игра воспитывает у школьников дисциплинированность, организованность, ответственность и коллективизм;

игра — один из приемов преодоления пассивности учеников.

REFERENCES

1. П.Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка. М.: Просвещение, 2001.

2. Божович Е.Д. Развитие языковой компетенции: проблемы и подходы. // Вопросы психологии, 1997, №1. С.33 - 34.

3. Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьников. Психолого-педагогические аспекты языкового образования. М.: Изд-во

4. Быстрова Е.А. Какую компетенцию мы формируем на уроках русского языка? // Непрерывное образование: опыт, проблемы, перспективы. -Выпуск 4. Русский язык: от теории к практике. Самара, 2000

5. Быстрова Е.А. Цели обучения русскому языку, или Какую компетенцию мы формируем на уроках. // Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов /

6. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Просвещение, 1981. 185с

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 10 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-10-1135-1140

7. Пересторонина И.Л. Формирование языковой компетенции при обучении лексики второго иностранного языка. Дис. канд. пед. наук. М., 2003,- 198с.

8. Пронина Е.П. Коммуникативная компетенция учащихся в ее отношении к их лингвистической и языковой осведомленности. // Преподавание филологических дисциплин: поиски, идеи, перспективы.Самара: Изд-во СГПУ, 2004. 272с.

9. Рыжаков М.В. Ключевые компетенции: возможности применения. // Стандарты и мониторинг в образовании, 1999, №4,- С.6--9

10. Севастьянова В.Т. Формирование грамматико-коммуникативной компетенции учащихся средней школы в процессе изучения падежей русского языка на системно-функциональной основе. Дис. канд. пед. наук. Белгород, 2001. 313с.

11. Федорова Л.Л. К понятию коммуникативной компетенции: Автореферат дис. канд. филол. наук. М., 1980. 21с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.