ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-206-209
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЗБЕКСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ
Дилрабо Хасановна Сайдахмедова
Преподаватель кафедры русского языка Чирчикского педагогического
института
АННОТАЦИЯ
Развитие речи - один из важнейших разделов преподавания русского языка в узбекской школе. Он имеет дело с таким сложным явлением, как речь человека, и связан с преподаванием не только русского языка, но и других предметов, преподаватели русского языка как иностранного в своей работе учитывают возрастные, образовательные, индивидуально типологические и этнокультурные особенности, преобладающие мотивы деятельности учащихся.
Ключевые слова: педагогика, методика, язык, развитие речи, образования.
ABSTRACT
Speech development is one of the most important sections of teaching Russian in an Uzbek school. Russian Russian is related to such a complex phenomenon as human speech, and is associated with the teaching of not only the Russian language, but also other subjects.Teachers of Russian as a foreign language take into account age, educational, individual typological and ethno-cultural features, the prevailing motives of students ' activities in their work.
Keywords: pedagogy, methodology, language, speech development, education.
ВВЕДЕНИЕ
Процесс овладения русским языком для ученика-узбека сложный. Вне всякого сомнения, усвоение норм русского языка идет путем обогащения школьника конкретными словосочетаниями, предложениями, их структурными моделями.
Развитие речи - один из важнейших разделов преподавания русского языка в узбекской школе. Он имеет дело с таким сложным явлением, как речь человека, и связан с преподаванием не только русского языка, но и других
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-206-209
предметов. В начале 90-х годов в программы и учебники были внесены кардинальные изменения, вызванные определением содержания развития речи и связей с изучением грамматики, специфики этой области в преподавании предмета "русский язык" и "литература".
ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ
Качественное улучшение методической работы в национальной школе требует от учителя постоянного совершенствования своего педагогического мастерства. Мысль в связной письменной речи высказывается не сразу, а по частям и элементам, что требует сложной аналитико-синтетической деятельности. При этом преподавателю следует постоянно напоминать о том, что высказыванию предшествует анализ, то есть разложение описываемого на элементы по плану - вначале об одном, потом о другом и т.д. Затем происходит синтез выделенных предметных связей в цепи суждений. Формирование этих механизмов и призваны обеспечить методические приемы совершенствования активного владения речью. Под руководством учителя учащиеся получают представление о богатстве выразительных средств русского языка, умело и точно передают все оттенки своих мыслей, чувств и переживаний. Умение создавать связные тексты служит мощным стимулом развития логического мышления. Содержание текстов в процессе обучения русскому языку выступает эффективным средством интеллектуального и эмоционального воздействия на учащихся.
Актуальность проблемы определяется задачами совершенствования развития связной письменной речи узбекских учащихся. Эти задачи вытекают из требований школьной программы - добиваться дальнейшего повышения эффективности учебных занятий.
Нужно признать, что проблеме обучения иностранным языкам и русскому языку как иностранному в последние годы в методической литературе уделяется большое внимание. Однако это вовсе не означает, что в данной области решены все вопросы и реализованы все прогрессивные идеи. Напротив, стремительный рост методической науки и социальные перемены выдвигают все новые и новые теоретические проблемы и практические задачи, требуют уточнения общепризнанных положений.
Современные условия обучения русскому языку (сокращение часов, снижение статуса русского языка на государственном уровне, изменение социальной ситуации, изменение русской языковой среды) ставят
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-206-209
преподавателя перед необходимостью искать пути эффективного изучения русского языка, лучшего методического оснащения учебного предмета «русский язык». Языковая ситуация в Узбекистане серьезная и тревожная.
Процесс обучения русскому языку на подготовительном отделении может протекать по-разному в зависимости от контингента иностранных учащихся и особенностей учебной группы. Преподаватели русского языка как иностранного в своей работе учитывают возрастные, образовательные, индивидуально типологические и этнокультурные особенности, преобладающие мотивы деятельности учащихся и т.д. Исходя из этих факторов, строится учебный процесс.
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся подготовительных факультетов быстро включаются в работу, однако многие из них неохотно выполняют упражнения, связанные с коммуникативной активностью и реализующие коммуникативные цели обучения . Они некомфортно чувствуют себя в ситуациях, которые демонстрируют окружающим их недостаточно высокий уровень образования или допущенные ими грубые ошибки. Туркмены очень болезненно реагируют на замечания преподавателя и ревностно относятся к той ситуации, когда хвалят кого-то другого либо выделяют его среди других.
Преобладающие мотивы учебной деятельности иностранных учащихся чаще всего обусловлены их профессиональными интересами. Для большинства из них характерно стремление к сознательному усвоению учебного материала.
Вместе с тем опыт показывает, что на успешность овладения иностранным языком оказывают существенное влияние такие факторы, как общеобразовательный уровень учащихся, наличие у них лингвистического опыта, иными слова ми, умения учится. Известно, что существует по крайней мере два психологических типа обучающихся иностранному языку: коммуникативный и некоммуникативный.
Учащиеся коммуникативного типа легко усваивают язык в процессе речевого общения. К ним можно отнести турок, учащихся из арабских стран. Учащиеся некоммуникативного типа легче усваивают язык сознательным путем, им необходимо тщательно осмысливать все особенности нового языкового материала.
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-206-209
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одна из главных задач преподавателей РКИ - помочь иностранным учащимся достичь необходимого уровня коммуникативной компетенции. Слабым звеном узбекских студентов является неумение анализировать и синтезировать полученную информацию. Несмотря на недостаточное владение русским языком задания на логическое осмысление и выделение важной информации любого текста вызывают у туркменских учащихся большие трудности. Преподавателю приходится потратить много сил и времени, чтобы научить их этому.
REFERENCES
1. Антонова, Е.С. Методика обучения русскому языку: Учебник / Е.С. Антонова. - М.: Academia, 2015. - 126 c.
2. Антонова, Е.С. Методика обучения русскому языку: Учебник / Е.С. Антонова. - М.: Академия, 2016. - 176 с.
3.Крючкова, Л.С. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному: Учебное пособие / Л.С. Крючкова, Н.В. Мощинская. - М.: Флинта, Наука, 2013. - 480 с.
4.Краевский, В.В. Основы обучения: Дидактика и методика: Учебное пособие / В.В. Краевский. - М.: Академия, 2014. - 128 с.