Научная статья на тему 'ЯЗЫК РУССКИХ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК, ЕГО ИЗУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА'

ЯЗЫК РУССКИХ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК, ЕГО ИЗУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

950
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
язык / пословица / поговорки / образования / культура.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Камола Абдуллаевна Шокаримова

Статья раскрывает такую интересную тему,как язык русских пословиц и поговорок на занятиях русского языка, а также их использование при обучении языку студентов в группах с нерусским языком обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЯЗЫК РУССКИХ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК, ЕГО ИЗУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-318-322

ЯЗЫК РУССКИХ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК, ЕГО ИЗУЧЕНИЕ НА

УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Камола Абдуллаевна Шокаримова

Чирчикский государственный педагогический институт Ташкентской области

madaliyevakoma@gmail.com

АННОТАЦИЯ

Статья раскрывает такую интересную тему,как язык русских пословиц и поговорок на занятиях русского языка, а также их использование при обучении языку студентов в группах с нерусским языком обучения.

Ключевые слова: язык, пословица, поговорки, образования, культура.

ВВЕДЕНИЕ

Данная статья имеет определённую значимость,т.к., используя пословицы и поговорки, можно получить особое представление о русской культуре, они отражают образ жизни народа, являются ярким и выразительным иллюстративным источником при обучении русскому языку, студенты научатся использовать активные слова и выражения.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ

«Основная задача сферы образования, сама суть труда педагога заключаются прежде всего в подготовке к будущему, в воспитании здоровыми и гармонично развитыми наших детей, которым предстоит жить в ещё более сложное время, когда конкуренция в условиях глобализации приобретает особенно острый характер». С учётом этого реформы в образовательно -воспитательной сфере стали для нас самым важным, приоритетным направлением государственной политики. В то же время самая непростая задача - это «подготовка обладающих инновационным, креативным мышлением учителей и наставников, обучающих своих учеников на основе самых высоких критериев», отметил Шавкат Мирзиёев в выступлении, посвящённом «Дню учителей и наставников».

«Сегодня в сфере образования и воспитания, в жизни наших детей наступает новое время. Наполнение его новым, ещё более глубоким смыслом и содержанием, достижение национального прогресса зависит только от нас

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-318-322

самих, от единства и сплочённости нашего народа, от нашего неустанного, упорного труда».

Усовершенствованная модель развития методики преподавания русского языка отличается поиском креативных способов обучения, ориентированного на особое внимание к фунциональному аспекту изучаемых явлений языка. Особо важно в учебном процессе - формировать самостоятельного человека, полагающегося в своих суждениях и действиях на диалог взаимопонимания и сотрудничества. В связи с этим возрастают требования к качественной образовательной подготовке наших студентов. Преподаватель ставит перед собой цель - совершенствовать все стороны учебного процесса. Современное занятие должно быть интересным, насыщенным познавательной информацией, а материал должен быть доступным для обучающихся. Значит, основная миссия преподавателя - при подготовке к занятию подобрать такие методы и средства, которые не только смогут объединить теоретические знания и практические навыки обучающихся, но и сформировать их мировоззрение в целом. О пословицах хорошо сказал Ян Амос Коменский: «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое какое-нибудь высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, то есть слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, менее знакомое».

Потому цель педагога - воспитывать и обучать на материале языка и средствами языка. Мудрые по смыслу, художественные по форме, они показывают огромный опыт народа в его повседневной жизни, взгляды на труд, на природу, обычаи, нравы; в них запечатлена борьба за мир и дружбу народов. Многовековая народная мудрость живёт в пословицах и поговорках. Известный педагог К.Д Ушинский писал: «Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме, во-вторых, по своему содержанию».

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Талантливый русский народ создал богатый фольклор: мудрые пословицы, меткие поговорки, хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, волшебные и бытовые сказки, героические былины. В них отразились достоинство и ум народа, его нравственный облик и душа, его историческая память.

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-318-322

Пословицы для нас - своеобразный учебник жизни. Они учат, каким должен быть человек в труде, в любви и дружбе, в отношениях с другими людьми. Поистине волшебные слова заключены в мудрых русских пословицах. И это не случайно. Народ создавал их в течение многих веков.

Несомненно, использование пословиц и поговорок на уроке русского языка - не просто необходимость, это базовый элемент формирования целого ряда компетенций: речевой, тематической, социокультурной, компенсаторной идр. Принято считать, что пословицы и поговорки делают речь людей, изучающих язык, более естественной и образной и свидетельствуют о глубоком знании языковой системы. Однако необходимо помнить, что в изучении данного пласта языка огромную роль играет контекст и употребление подобных единиц должно быть в первую очередь уместным.

Важный источник пополнения пословичного репертуара народа — произведения художественной литературы. Многие изречения писателей стали употребляться в разговорной речи наряду с пословицами и поговорками. Так, например, из басен И. А. Крылова в устную речь вошли афоризмы: А Васька слушает да ест; А воз и ныне там; А ларчик просто открывался; Демьянова уха; Услужливый дурак опаснее врага; Свинья под дубом и др.

Из комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума": Счастливые часов не наблюдают; И дым отечества нам сладок и приятен; Дистанция огромного размера; С корабля на бал; Подписано, так с плеч долой; Как не порадеть родному человечку; Служить бы рад, прислуживаться тошно; А судьи кто? - и

др.

Из произведений А. С. Пушкина: В Европу прорубить окно; Привычка свыше, нам дана; Еще одно, последнее сказанье; Любви все возрасты покорны; Мы все глядим в Наполеоны; У разбитого корыта; Не мудрствуя лукаво - и др.

Преподаватель русского языка в вузе обязательно применяет лингвострановедческие знания во время объяснения темы для повышения интереса студентов. Далеко не все студенты, обучающиеся в группах с узбекским языком обучения, знакомы с историей, культурой, обычаями и традициями русского народа.

Одним из эффективных принципов работы по развитию речевых навыков и умений является ознакомление студентов с пословицами. Пословицы позволяют соприкоснуться с бытом страны изучаемого языка. Они убеждают в том, что различным народам бывают свойственны одни и те же мысли и стремления, служат их нравственному воспитанию. Знакомство с пословицами

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-318-322

вызывает положительные эмоции, что существенно влияет на мотивацию использования иностранного языка как средства межкультурной коммуникации.

Пословицы и поговорки прочно ложатся в память, их запоминание облегчается созвучиями, рифмой, ритмикой (Родина мать, умей за неё постоять). Пословицы и поговорки могут использоваться при введении нового фонетического явления, при выполнении упражнений на закрепление материала и при его повторении, во время фонетических зарядок (Если бы да кабы, да во рту росли грибы). На начальном этапе можно обращаться к пословицам и поговоркам для отработки звуковой стороны речи. Они помогают поставить произношение отдельных трудных звуков, в особенности тех, которые отсутствуют в узбекском языке (Жаль, жаль, а пособить нечем, всяк сверчок знай свой шесток). Вместо отдельных слов и словосочетаний, содержащих тот или иной звук, можно предложить студентам специально отобранные пословицы и поговорки. Затем в течение двух-трех занятий пословица или поговорка повторяется, корректируется произношение звука. Нужно подбирать пословицу или поговорку в зависимости от того, какой звук отрабатывается. Для отработки произношения согласных звуков можно предложить следующие варианты: Гусь свинье не товарищ, Золотые руки у того, кто обучился хорошо и др.

Что касается грамматического аспекта, то пословицы и поговорки способствуют автоматизации и активизации грамматических форм и конструкций. Так, повелительное наклонение выполняет в общении побудительную функцию, и с его помощью можно выразить просьбу, совет, предложения, пожелания, разрешения, запрещения, предостережения, которые заключаются в пословицах. Например: Не спеши языком, торопись делом; Сам пропадай, а товарища выручай.

Можно также использовать пословицы и поговорки при изучении имён числительных (Семь бед - один ответ; Не имей сто рублей, а имей сто друзей), при изучении наречий (Дружба от недружбы близко живёт).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, использование пословиц и поговорок является целесообразным для иллюстрации грамматических явлений и закреплений их в речи. Благодаря своей лексико-грамматической насыщенности, пословицы и поговорки могут использоваться для обогащения словарного запаса. Также, в качестве стимула, они могут использоваться для развития речи. Изучение

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-318-322

пословиц и поговорок способствует обогащению словарного запаса, позволяет развить память, а также приобщает к народной мудрости.

REFERENCES

1. ВыступлениеПрезидента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на торжественном собрании, посвященном Дню учителей и наставников. https://uzа.uz/ru/posts/vystuplenie-prezidentа-respubliki-uzbekistаn-shаvkаtа-mirziye-30-09-2020.

2. Постановление Президента Республики Узбекистан № 1875 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков" от 10 декабря 2012 года.

3. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «Государственный образовательный стандарт системы непрерывного образования. Требования к уровню подготовленности выпускников всех ступеней образования по иностранным языкам» № 124 от 8 мая 2013 года.

4. Коменский Я.А. и современность. - М.: ФГБНУ, 2018. - 243 с.

5. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М.: 1999.-944 с.

6. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: Родное слово / / К.Д.Ушинский. Т.6. М.: 1949.- 185 с.

7. Юсупова, Ф. М. (2019). К ВОПРОСУ ОБ ОБЩНОСТИ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫХ ПРИЗНАКАХ ПАРЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ ЯЗЫКА. ББК 81 П996, 99.

8. Юсупова Феруза Махкамовна. (2020). О преподавании русского языка в условиях модернизации образования. Международный журнал искусство слова, (3), 257-264.

9. Абдуллаевна, Ш. К., & Фагимовна, Ш. Н. (2020). Нетрадиционные методы обучения русского языка и литературы. Суз санъати, (3).

10. Аметовна, Ю. Т., & Назаровна, К. Х. (2020). Применение интеграции при обучении русскому языку в национальных группах. Суз санъати, (3).

11. Бадалова, Б. (2019). Литература как метод преподавания иностранного языка. Молодой учёный, 6(244), 197-198.

12. https: // infourok.ru/priyomy-formirovаniniyа-osoznаr

13. https:// nsportаl.ru/shkolа/obshchepedаgogichtskie tekhologii

14. https: // infourok.ru/аktivnie-metodi-obucheniyа

15. https://pаndiа.ru/text/78/141/91431 ^р

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.