Научная статья на тему 'ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ИНОЯЗЫЧНЫХ ГРУППАХ'

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ИНОЯЗЫЧНЫХ ГРУППАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

218
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
:создаются реальные ситуации общения / уровня владения русской речью / взаимодействия родного и русского языков / развитие и роль в современном мире / формирование первичных орфоэпических / орфографических к пунктуационных навыков / научности / сознательности и активности / систематичности и последовательности / доступности / связи теории с практикой / прочности знаний / наглядности / индивидуального подхода к учащимся.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хосият Назаровна Кадирова

Возможность применять самые разнообразные средства,при проведении занятий во внеурочное время создаются реальные ситуации общения,содержание работы должны определяться с учетом конкретных условий,формирование умений правильного построения предложений, сообщение знаний о грамматическом строе русского языка,учетом уровня владения русской речью,привитие элементарных навыков самостоятельной работы с книгой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ИНОЯЗЫЧНЫХ ГРУППАХ»

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-1037-1041

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ИНОЯЗЫЧНЫХ

ГРУППАХ

Хосият Назаровна Кадирова

Преподаватель кафедры русского языка Чирчикского государственного

института

АННОТАЦИЯ

Возможность применять самые разнообразные средства ,при проведении занятий во внеурочное время создаются реальные ситуации общения,содержание работы должны определяться с учетом конкретных условий,формирование умений правильного построения предложений, сообщение знаний о грамматическом строе русского языка,учетом уровня владения русской речью,привитие элементарных навыков самостоятельной работы с книгой.

Ключевые слова: создаются реальные ситуации общения, уровня владения русской речью,взаимодействия родного и русского языков,развитие и роль в современном мире,формирование первичных орфоэпических, орфографических к пунктуационных навыков,научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, доступности, связи теории с практикой, прочности знаний, наглядности, индивидуального подхода к учащимся.

ABSTRACT

The ability to use a wide variety of means, when conducting classes outside time, real situations of communication are created, the content of work should be determined taking into account specific conditions, the formation of skills for correctly constructing sentences, communication of knowledge about the grammatical system of the Russian language, taking into account the level of knowledge of Russian speech, instilling elementary skills of independent work with books online translator

Keywords: real situations of communication, level of knowledge of Russian speech, interaction of native and Russian languages, development and role in the modern world, formation of primary orthoepic, spelling to punctuation skills, science, consciousness and activity, systematic and sequence, accessibility, connection of

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-1037-1041

theory with practice, strength of knowledge, visibility, individual approach to students are created.

ВВЕДЕНИЕ

Внеклассная работа дает учителю возможность применять самые разнообразные средства и формы работы для совершенствования русской речи учащихся в условиях естественной коммуникации, так как при проведении занятий во внеурочное время создаются реальные ситуации общения, полнее раскрываются творческие возможности детей. Она имеет также большое воспитательное значение.

Внеклассная работа по русскому языку должна проводиться в тесной связи с внеклассной работой по родному языку. Формы связи, а также содержание работы должны определяться с учетом конкретных условий — с учетом уровня владения русской речью, разработанности вопросов взаимодействия родного и русского языков, специфических особенностей русского языка и интерферирующего влияния родного языка.

Межпредметные связи способствуют как более прочному усвоению знаний и умений, так и активизации естественной речевой деятельности школьников.

Содержание внеклассной работы определяется школьной программой по русскому языку с учетом лингвистических интересов и уровня развития речевых умений и навыков учащихся. Обычно их интересуют такие вопросы, как возникновение русского языка, его развитие и роль в современном мире, языки мира, образование слов и их этимология.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ

Внеклассная работа по русскому языку в национальной школе преследует ту же цель, что и уроки русского языка,-- обучение речевому общению на русском языке, что предусматривает пополнение активного словаря учащихся, отработку навыков правильного произношения русских звуков, формирование умений правильного построения предложений, сообщение знаний о грамматическом строе русского языка, привитие орфографических и пунктуационных навыков и т.д. Это единство целей делает внеклассную работу серьезным дополнением к урокам русского языка.

Целью внеклассной работы определяются ее конкретные образовательные и воспитательные задачи, основными из которых являются:

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-1037-1041

1) закрепление программного материала по русскому языку;

2) углубление и расширение знаний учащихся о русском языке и его закономерностях;

3) развитие устной и письменной связной речи учащихся с одновременным развитием их логического мышления;

4) формирование первичных орфоэпических, орфографических к пунктуационных навыков;

5) пробуждение и поддержание интереса к изучению русского языка;

6) воспитание интереса к чтению книг на русском языке, формирование первоначальных умений работать со словарями, привитие элементарных навыков самостоятельной работы с книгой;

7) развитие индивидуальных способностей учащихся;

8) воспитание чувства патриотизма, формирование интернационалистского сознания, развитие нравственного и эстетического идеала и т. д., которые в совокупности составляют сущность воспитания учащихся.

Содержание школьного курса русского языка и его научные основы.

При определении того, чему необходимо учить детей, следует знать состав школьного курса русского языка, принципы отбора учебного материала, а также особенности отобранных понятий и умений, включенных в программу по русскому языку для средней школы.

Из четырех типов учебного материала в школьный курс русского языка входят три: знания о языке, языковые умения и способы деятельности с языковыми явлениями.

Связи методики с языковедческими науками носят не только интегративный, но и дифференцированный характер. Методика связана с разделами языкознания, обеспечивающими произносительный и соответствующий ему графический уровни усвоения языка: фонетикой, фонологией, орфоэпией, графикой; с разделами языкознания, отражающими лексический уровень языка: лексикологией, лексикографией, морфемикой, словообразованием, семантикой, а также с фразеологией; с разделами языкознания, обеспечивающими обучение письму: теорией письма и орфографией.

Методика связана с грамматикой - морфологией и синтаксисом, которые служат основой для овладения культурой речи; орфографией и пунктуацией; механизмами практического использования языка в речи: построения словосочетаний и предложений, образования форм слов в соответствии с

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-1037-1041

языковой нормой. Для методики родного русского языка важна также теория речевой деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе обучения русскому языку нерусских учащихся особое значение приобретает внеклассная работа. В условиях национальной школы «это один из основных факторов, который действенно помогает настоящему изучению русского языка, свободному и активному овладению учащимися русской речью, здесь это мощное средство формирования у них интереса к русскому языку как учебному предмету и лингвистическому явлению, эффективная форма расширения и углубления знаний, приобретаемых на уроках»

Внеклассная работа дает учителю возможность применять самые разнообразные средства и формы работы для совершенствования русской речи учащихся в условиях естественной коммуникации, так как при проведении занятий во внеурочное время создаются реальные ситуации общения, полнее раскрываются творческие возможности детей. Она имеет также большое воспитательное значение.

Внеклассная работа по русскому языку должна проводиться в тесной связи с внеклассной работой по родному языку. Формы связи, а также содержание работы должны определяться с учетом конкретных условий — с учетом уровня владения русской речью, разработанности вопросов взаимодействия родного и русского языков, специфических особенностей русского языка и интерферирующего влияния родного языка.

Внеклассная работа проводится в тесной взаимосвязи с уроками русского языка и строится на общедидактических принципах обучения: научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, доступности, связи теории с практикой, прочности знаний, наглядности, индивидуального подхода к учащимся, а также на основе принципа коммуникативности — основополагающего принципа обучения русскому языку в национальной школе. Однако, являясь естественным продолжением учебной деятельности школьников на уроках и преследуя те же конечные цели, что и уроки русского языка, внеклассная работа имеет и свою специфику, свои принципы, свое содержание, формы и методы организации.

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-1037-1041

REFERENCES

1. Методика преподавания русского языка в национальной средней школе. Л., Просвещение. 1981.

2. Проблемы методов обучения. М. «Педагогика» под редакцией И.Д. Зверева. 1990г.

3. Л.З. Шакирова, Л.Г. Саяхова. Практикум по методике преподавания русского языка в национальной школе. Л., Просвещение. 1992.

4. Русский язык в национальной школе № 10. Москва - 1993г.

5. Кадирова, Х. Н. (2021). МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ИНОСТРАНЦАМ КАК ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ. ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES, 2(7), 81-84.

6. Кадирова, Х. С. (2021). ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДИК НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ (НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ ФУТБОЛА). ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES, 2(4), 1133-1139.

7. Екабсонс, А. В. Время и пространство в современной русской драматургии рубежа XX-XXI веков (Doctoral dissertation, Диссертация на соискание ученой степени доктора философии. Ташкент-2020).

10. Екабсонс, А. В. (2021). Персонаж как характер и тип в пьесе Евгения Гришковца'Тород'7/Материалы международной научно-практической конференции/Проблемы обучения языку и литературе в условиях широкой цифровизации, 1 апреля 2021; Екабсонс АВ Застывшее время как доминанта хронотопа вечности в пьесе Олега Богаева" Русская народная почта. Комната смеха для одинокого пенсионера". Литературный процесс на рубеже XX-XXI веков, 42-58.

11. Екабсонс, А. В. (2021). ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК МИРОПОНИМАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ДРАМАТУРГА. ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES, 2(8), 368-377.

12. Badalova, B. (2020). Lesson Competition Element in Russian. EPRA International Journal of Multidisciplinary Research, 6(5), 535-537.

13. Бадалова, Б. Т. (2020). Таълим тизими ва педалогия назарияси. Academic research in educational sciences, (3).

14. Badalova, B. (2020). Modern Methods of Teaching Russian and Uzbek as a Foreign Language to Students. Science and Education, 7(Special Issue 2).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.