Научная статья на тему 'БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДИКИ'

БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДИКИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

3387
363
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методический аспект / самоактуализация / хронологическая канва / цитатно -декламационный принцип / «хрестоматийный глянец» / «дистиллированный» автор / «типологическое» освещение личности писателя. биографизм / литературоведческая интерпретация / methodological aspect / self-actualization / chronological outline / quotation and declamation principle / "textbook gloss" / "distilled" author / "typological" coverage of the personality of the writer / biography / literary interpretation

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Наргис Фагимовна Шагиева

В данной статье рассматривается рассматриваются цели и задачи школьного изучения биографии писателя, методический аспект рассмотрения биографического материала как подготовку к анализу изучаемого биографического материала. Затрагиваются эффективные и неэффективные методы изучения биографии писателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the goals and objectives of the school study of the biography of the writer, the methodological aspect of considering biographical material as preparation for the analysis of the studied biographical material. Effective and ineffective methods of studying the biography of the writer are touched upon

Текст научной работы на тему «БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДИКИ»

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-535-550

БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

МЕТОДИКИ

Наргис Фагимовна Шагиева

Преподаватель Чирчикского педагогического института Ташкентской области

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается рассматриваются цели и задачи школьного изучения биографии писателя, методический аспект рассмотрения биографического материала как подготовку к анализу изучаемого биографического материала. Затрагиваются эффективные и неэффективные методы изучения биографии писателя.

Ключевые слова: методический аспект, самоактуализация, хронологическая канва, цитатно -декламационный принцип, «хрестоматийный глянец», «дистиллированный» автор, «типологическое» освещение личности писателя. биографизм, литературоведческая интерпретация.

ABSTRACT

This article discusses the goals and objectives of the school study of the biography of the writer, the methodological aspect of considering biographical material as preparation for the analysis of the studied biographical material. Effective and ineffective methods of studying the biography of the writer are touched upon.

Keywords: methodological aspect, self-actualization, chronological outline, quotation and declamation principle, "textbook gloss", "distilled" author, "typological" coverage of the personality of the writer, biography, literary interpretation.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение биографии писателя является необходимым условием постижения его художественного мира. Знакомясь с фактами жизни литератора, учащиеся получают конкретное, а не умозрительное представление о взаимоотношениях личности и среды, взаимосвязи мировоззрения и творчества художника.

Известный литературовед Ю. М. Лотман в статье с символическим заглавием «Биография - живое лицо» писал, что «за читательским интересом к биографии всегда стоит потребность увидеть красивую и богатую человеческую личность» [1, с. 230]. Остановимся на имеющих место издержках школьного

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-535-550

изучения биографии. Самый распространенный недостаток - желание расссказать обо «всём» вследствие чего информационный поток «вымывает» живую личность. В этом случае все силы ученика уходят на формальное запоминание фактов биографии.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ

К методическим огрехам отнесем жесткое следование во всех биографиях за хронологической канвой, а также цитатно-декламационный принцип подачи материала, когда монолог учителя перенасыщен признаниями автора, его близких, отзывами современников и критиков... Эти приемы, переходя из «биографии» в «биографию» теряют эффективность, снижают интерес. Недопустимо изучение одной только деятельности писателя, отрыв ее от частной жизни, как и сосредоточенность на бытовой стороне или зацикливание на перипетиях личной жизни. Учитель должен постараться максимально полно отразить все аспекты жизни писателя и желательно кратко.

Серьезный недостаток - наведение «хрестоматийного глянца», упрощенный, выхолощенный подход к сложной личности, неоднозначным фактам его жизни. В этом случае можно не рассчитывать на заинтересованное отношение к произведениям «дистиллированного» автора. С другой стороны, можно быть обвиненным в ханжестве и спровоцировать вопросы в лоб об аморальном поведении классика, его сомнительных поступках, о которых, без сомнения, ребята знают от родителей, из масс-медиа и т. д. Для того, чтобы не подорвать свой авторитет и авторитет автора, учителю необходимо рассказывать о всех, даже самых неприятных, но важных для полного образа деталях. Но необходимо мягко объяснить, что эти поступки неправильны и обосновать причины, почему это случилось в жизни писателя. Необъективным будет и объяснение своеобразия художника только принадлежностью к определенной социальной группе (дворянское воспитание и образование, родом из деревни и т. д).

Еще одна принципиальная ошибка - прямое «иллюстрирование» того или иного момента в биографии писателя произведениями, созданными в данный период или имеющими автобиографический фон. Ведь факты биографии входят в произведение, только определенным образом трансформировавшись, поэтому важно предложить убедительную интерпретацию биографического контекста того или другого произведения.

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-535-550

Чтобы избежать отмеченных недостатков, школьное изучение биографии писателя должно строиться на следующих принципах: историзм, демонстрация эволюции жизненного и творческого пути; четкая концепция личности и творчества; современность акцентов; взаимосвязь изучения биографического материала и произведений беллетризированный характер излагаемого материала.

Ни одна монографическая тема не обходится без «биографического предисловия», которое в средних классах занимает часть урока (5-15 минут), а в старших носит самостоятельный и законченный характер и может занимать целый урок.[2.]

Варианты изложения биографического материала в средних классах не столь разнообразны, как в старших. В первую очередь, это традиционная биографическая справка или эмоционального слова о поэте. Из жизни автора следует выбирать наиболее эмоционально насыщенные эпизоды, высказывания, фотографии. Не стоит превращать рассказ о поэте в обязательный, чисто ритуальный элемент урока. Иногда жизнеописание можно заменить «разглядыванием» портрета, «галереи» специально подобранных репродукций, иллюстраций, фотографий или беседой, построенной на толковании детьми высказываний автора о жизни и творчестве. Интонационным камертоном для живого рассказа о жизни писателя и лучшим материалом для него являются мемуары, дневники, письма, страницы автобиографических книг и автобиографий.

При подготовке к урокам (учебным ситуациям на уроке), посвященным рассмотрению писательских биографий в старших классах, форма работы имеет большое значение. Учащимся можно предлагать разнообразные опережающие задания репродуктивного и исследовательского характера: познакомиться с историей жизни и записать в тетрадях особо значимые факты биографии писателя; в приведенной в учебнике биографической справке (в статье биографического словаря или справочника) выделить наиболее яркий эпизод или наиболее интересную характеристику, помогающие лучше понять поэта; подготовить эмоционально-психологический портрет поэта; подобрать факты, раскрывающие особенно ярко индивидуальность художника, его жизненные и писательские принципы и др.

В повседневной практике при изучении биографического материала недостаточно используются возможности критических и мемуарных источников для активизации мыслительной деятельности школьников.

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-535-550

Педагогическая целесообразность использования оригинальных трактовок личности творца при изучении жизненного пути писателя состоит в стимулировании личностного восприятия биографического материала, внимания юного читателя к судьбе того или иного художника. Подобранные с целью ознакомления высказывания должны быть самодостаточными, то есть не требовать, за редким исключением, комментария.

В старших классах при изучении творческих биографий писателей активно используются самостоятельные виды работы: информационные доклады и сообщения, дополняющие лекцию учителя; художественно- биографические рассказы; литературно-критические выступления («слово о писателе» и др.); художественно-игровые ситуации («воображаемые встречи», «пресс-конференции» и др.).

Самостоятельность школьников при изучении биографического материала постепенно расширяется. Учащиеся не только знакомятся с биографическими сведениями, помещенными в учебниках, но и дополнительной литературой, воспоминаниями современников, дневниковыми записями. Подобная работа приучает к чтению мемуарной литературы, углубляет и обогащает представления учащихся о личности и творчестве изучаемого автора. Такой литературно-критическом жанр, как «слово о писателе», способствует нравственно-эстетическому развитию учащихся, формирует у них умение соотносить личное восприятие биографического материала и его объективный смысл.

Большое место в работе по биографии должна занимать характеристика среды, в которой находился писатель, его современников и - еще шире - его эпохи. «Типологическое» освещение личности писателя должно сочетаться с важнейшей задачей изучения ее неповторимого своеобразия. В биографии писателя должна освещаться не эпоха сама по себе, не хроника событий как таковая или как внешняя канва, а индивидуальная особенность отражения в мировоззрении данного писателя закономерностей действительности, своеобразие его откликов на процессы и явления эпохи.

По словам Львовой С.И., в методической литературе и практике преподавания существует несколько путей изучения биографии писателя в старших классах. В большинстве случаев вначале излагается биография с последующим текстуальным анализом произведения. Но вынесение биографии как предисловия к текстуальному анализу в большей степени характерно для основной средней школы. Там такое построение оправдано и необходимо, так

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-535-550

как страницы биографии создают установку на чтение и анализ, тематически и проблемно выделяют мотивы произведения, которые предстоит изучить. В старших классах такой подход имеет свои положительные стороны с точки зрения экономии времени и четкости организации материала. [3]

Однако знакомство с личностью писателя практически завершается уже на первых уроках, что обуславливает естественную потерю познавательных и воспитательных возможностей. Биография заменяется набором фактов и списком дат или же биографизмом, сводящим жизнь к быту.

В основе другого пути — рассказ о жизни, литературной деятельности писателя, прерывающийся анализом произведения (обучающиеся знакомятся только с теми страницами биографии, которые связаны с созданием изучаемых произведений). При этом нарушается целостность восприятия жизненного пути художника: биографический материал дается по частям, чередуясь с характеристикой произведений, но зато соблюдается принцип историзма. В данном случае биография является в некотором роде фоном, на котором рассматривается произведение.

Методистами предлагается и такой путь: вначале изучается творчество писателя под руководством учителя, биография же рекомендуется обучающимися для самостоятельного чтения, а на заключительном занятии учитель обобщает вопросы. Но при таком подходе не всегда удается раскрыть проблему творческой эволюции писателя.

Вышеизложенные подходы к освещению биографии не в полной мере реализуют основные задачи ее изучения, важнейшей из которых является то, что биография писателя должна являться психологической и эстетической подготовкой к изучению художественного текста. Данная задача решается лишь при изучении жизненного и творческого пути писателя в их динамическом единстве. Такой подход позволяет показать двустороннюю связь художественного произведения с личностью творца, определить, где и как выражается авторская индивидуальность. Так изучение биографии и анализ произведения, взаимно дополняя друг друга, способствуют пониманию существа историко-литературного процесса.

1. Важнейшими аспектами изучения биографии, позволяющими осуществить взаимосвязь биографии и творчества писателя, являются среда, окружение, эпоха. Они определяют жизненный опыт и знания, своеобразие художественного мастерства писателя, социальную обусловленность произведений и др.

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-535-550

Согласно исследованиям методистов Н.И. Горобец и И.А. Новиковой, школьными программами по литературе для старших классов предусмотрены «три основных вида жанровой организации биографических материалов:

1. краткие биографические сведения о жизни и творчестве писателя,

2. жизненный и творческий путь,

3. «очерк жизни и творчества» [4,с. 84].

Краткие биографические сведения даются о тех писателях, творчество которых представлено в программе одним произведением или фрагментами из него (например, Мольер, Байрон — 9 класс, Шекспир, Гете — 10, Фадеев, Алексей Толстой — 11). В этом случае характеризуются условия и то окружение, которое оказало благотворное влияние на формирование мировоззрения и эстетических взглядов писателя, основные его произведения, время их написания и творческая судьба.

Более подробно следует остановиться на периоде жизни художника, связанном с созданием произведения, изучаемого текстуально. На этом этапе целесообразнее перейти к анализу художественного текста. Завершается тема общей характеристикой жизни и творчества писателя, их оценкой. Таким образом, краткое знакомство с основными сведениями о жизни и творчестве мастера слова представляет собой форму завершенного рассказа.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучаемое произведение воспринимается обучающимися как факт из жизни великого человека.

Самый распространенный вид изучения биографии в школе — очерк жизни и творчества писателя. Украинский литературовед В.Н. Дробот говорит, что этот вид биографии может характеризоваться как «целостный, законченный, с четко обозначенными границами рассказ, в котором живо и образно обобщаются основные факты жизни писателя, выделяются социально-индивидуальные черты его личности» [5,с. 15].

Структура биографического очерка подчиняется задаче воспроизведения многогранности черт личности писателя, особенностей его мировоззрения, что приближает обучающихся к пониманию текстуально изучаемого произведения. Знакомство с несколькими произведениями, входящими в состав монографической темы, позволяет обратить внимание школьников на эволюцию

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-535-550

личности писателя, познакомиться с его художественными концепциями, обстоятельно охарактеризовать основные этапы жизненного и творческого пути. Намечаются вехи творческого развития писателя, как говорит методист В.А. Никольский, или по «степени зрелости таланта (ученичество, достижение творческой зрелости, годы расцвета творчества)», или по «характеру направленности творчества (замыслы, сюжеты, идеи, герои, стиль)» [6,с. 176]. Для всестороннего изучения произведения, выявления художественной индивидуальности автора целесообразным является поэтапное освещение его жизни и творчества. Обучающиеся, с одной стороны, наглядно убеждаются в том, как биографические сведения характеризуют и объясняют творческое развитие автора, с другой, — что анализируемые произведения являются фактом его жизни.

Методист-литературовед С.А. Леонов, в дополнение к трем основным, предлагает такой вид жанровой организации биографического материала, как художественно-биографический рассказ, который может не только звучать в исполнении учителя, но и быть результатом самостоятельной творческой деятельности обучающихся. В центре такого рассказа - „изображение реальных людей в вымышленных обстоятельствах". Для этого авторы используют необходимую литературу о персонажах. Иными словами, составляющей данного типа произведений является литературоведческая интерпретация. В целом, считает литературовед и писатель, определение биографического рассказа может быть таким: „вымысел в рамках доступных проверке фактов. Биографический рассказ извлекает выгоду из игры с парадоксами, умудряясь сохранить пирог и в то же время съесть его. Это не что иное, как попытка высечь искру из соединения традиционно прозаической и нехудожественной манеры повествования". В процессе его подготовки и восприятия усиливается эмоциональное воздействие от соприкосновения с жизнью великого человека. Молодые люди яснее постигают индивидуальность писателя, его внутренний мир, приобщаются к его размышлениям и переживаниям, образно представляют события, участником которых он был, — словом, происходит эмоциональное постижение биографии писателя, что в значительной степени подготавливает восприятие его художественных произведений и пробуждает интерес к ним[7,с. 65]. Художественно-биографический рассказ может быть иллюстрацией к лекции учителя или одной из составляющих серии рассказов, скрепленных хронологической канвой. Краткие биографические сведения, жизненный и творческий путь писателя и биографический очерк находят свою реализацию в

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-535-550

разнообразных методических формах изучения биографии писателя в старших классах.

Уроки изучения биографии писателя в старших классах чаще всего строятся как лекция учителя. В то время как в 5—9 классах «биографические сведения сообщаются в ограниченных размерах, с ориентировкой по преимуществу на материал литературного чтения, лекция в старших классах ставит целью раскрыть весь жизненный и творческий путь писателя в историко-литературном плане.

Как говорит методист В.В. Голубков, «лекция о биографии писателя должна отразить:

1) в чем особенности писателя как художника и мыслителя;

2) как автор произведения связан с эпохой, с событиями;

3) как развивался стиль писателя, каковы были основные этапы его

творческого пути;

4) что нового внес он в общественную жизнь и в историю литературы» [8,с.254].

Эмоциональному воздействию биографии писателя на учащихся, несомненно, содействует применение на уроках наглядности. Музыка, живопись, кино оказываются здесь незаменимыми помощниками педагога. Голоса писателей, которые донесла до нас грамзапись, музыкальное сопровождение рассказа учителя, короткие музыкальные вступления к рассказу о разных периодах жизни писателя, слушание любимых писателем музыкальных произведений, художественное чтение отрывков из его произведений - все это помогает сделать урок выразительным и эмоционально действенным.

Важнейшими средствами изучения биографии являются кинофильм и заочная экскурсия. Фильм глубже осваивается учениками, если ему предшествует рассказ учителя, чтение учебника, книг биографического жанра. Полезность такой формы урока, как заочная экскурсия, объясняется тем, что заочная экскурсия вызывает интерес учеников, содействует развитию их творческого воображения, непринужденно знакомит со сложными вопросами. Чтобы заочная экскурсия реализовала возможности, заложенные в ней, необходима углубленная работа по ее подготовке.

Составление сценария заочной экскурсии - дело сложное, кропотливое и длительное. Для того, чтобы заполнить те «просветы» в зрительном ряду, которые невольно образуют при заочном путешествии, необходимы разнообразные и глубокие знания, многогранные ассоциации.

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-535-550

Непосредственность впечатления в заочной экскурсии во многом обеспечивается свежестью, новизной, нестандартностью материала. Подготовка заочной экскурсии требует ознакомления с мемуарами и другими документами эпохи, с письмами, дневниками и произведениями писателя.

Тщательно должен быть отобран и подготовлен зрительный материал. Рисунки, картины, различные кадры и планы, фотографии - все это поможет оживить прошлое, сквозь современный облик мысленно увидеть черты времени, в которое мы погружаемся. Очень важен и звуковой фон экскурсии. Основную и самую дорогую для нас мысль мы подчеркиваем музыкальным лейтмотивом, иногда музыка оттеняет подтекст речи, вызывает новые ассоциации, подчас она дается в открытую. Обдуманное включение в работу учителя-экскурсовода учеников, оправданное построение маршрута экскурсии, выделение объектов подробного наблюдения и вещей, о которых говорится мимоходом, создание эффекта присутствия - обо всем этом приходится помнить при ведении экскурсии. Еще одно положительное качество заочных экскурсий -работа творческого воображения учеников.

Следует отметить, что монологический способ подачи материала может лишить урок занимательности. Методист-литературовед, поэт и переводчик В.Г. Маранцман утверждает, что в лекции значимы и логичность построения, и яркость содержания, и «артистические» основы мастерства учителя: тональность и темп речи, выразительность мимики и жеста. Ведь «в рассказ о жизни писателя надо включить и живой диалог, и страницу воспоминаний, и отрывок из письма. Голос, выражение лица учителя, его глаза могут заставить зазвучать этот материал или лишить его притягательной силы. Нужно вжиться в строй мыслей и чувств писателя, чтобы передать в лекции задумчивость и восторг, тоску и вдохновение» [9,с.6]. Но если такие уроки будут наполнены только речью учителя, встреча учеников с писателем так и не состоится. Необходима активная частичнопоисковая и исследовательская деятельность самих обучающихся.

Уроки изучения биографии писателя больше всего испытывают влияние трафаретной схемы: опрос, объяснение, закрепление. В связи с этим следует тщательно обдумать формы опроса и домашних заданий.

К приемам, активизирующим внимание старшеклассников, можно отнести и составление хронологических таблиц, и запись плана лекции, и викторины, и подбор эпиграфа к уроку, и сопоставление фактов биографии с произведениями, лирическими признаниями писателя в его произведениях, и словарную работу.

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-535-550

Значимость последней обусловлена тем, что на биографических уроках вводится множество новых понятий.

На уроках изучения биографии художника слова очень важны межпредметные связи. Так, например, уроки истории и уроки изучения биографии писателя будут взаимно дополнять и обогащать друг друга.

Эмоциональному воздействию биографического материала на обучающихся, несомненно, будет содействовать применение музыки, живописи, кино.

Методисты В.В. Голубков, В.А. Никольский выделяют такую сложную организационную форму, как киноурок, в которую органично входят ведущая лекция учителя, демонстрация кинокадров, иногда выступления обучающихся, музыкальные иллюстрации и т. п.

Среди общепринятых методических форм изучения биографии писателя можно назвать беседу. Но при такой форме подачи биографического материала должна быть предусмотрена большая самостоятельная работа обучающихся. Готовясь к уроку-беседе, учителю необходимо тщательно продумать систему проблемных вопросов, логическую их последовательность. «Перед обучающимися ставятся вопросы о причинах и смысле тех или иных поступков или действий писателя (Почему В. Маяковский длительное время поддерживал дружеские отношения и литературные связи с футуристами?)» [10, с. 194-195]. Учитель предлагает старшеклассникам обобщить биографические факты, раскрыть свое отношение к жизненному опыту писателя. Ученики могут выступить на уроках с небольшими докладами по биографии, например, «Б. Пастернак и музыка», «А. Блок и русские художники».

При изучении жизненного и творческого пути писателя беседа явится неотъемлемой структурной частью каждого урока. Обратившись к трудам педагога-методиста З.Я. Рез, мы выяснили, что к нетрадиционной относят такую форму изучения биографии, как заочная экскурсия по местам, с которыми связана память о писателе. Она вызывает большой интерес обучающихся, содействует развитию их творческого воображения, знакомит со сложными вопросами. Заочная экскурсия на первый взгляд кажется преимущественно монологической формой проведения занятий. В действительности в процессе проведения ее возникает беседа, дается простор для различного рода самостоятельности обучающихся[11,с. 184]. Заочная экскурсия может быть включена в урок как часть его. Изучение биографии писателя в классе углубляется и дополняется внеклассной работой. Это и литературно-

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-535-550

музыкальные композиции по письмам и дневникам, читательские конференции о литературных произведениях, посвященных писателю. При проведении уроков по изучению биографии писателя в той или иной организационной форме учителю следует помнить о роли наглядности в преподавании литературы.

Роль наглядных пособий трудно переоценить. Применение их на уроках

изучения биографии писателя дает возможность обучающимися конкретнее представить образ писателя, историческую обстановку, в которой он жил и создавал свои произведения, общественную и литературную среду, влиявшую на мировоззрение и творчество писателя. В.В. Голубков дает такую классификацию наглядных средств:

- «словесно-образные: использование стихотворений и отрывков из художественной прозы, из мемуаров и писем и т.д.;

- художественно-изобразительные: демонстрация портретов, репродукций картин, снимков с рукописей и т.д.;

- графические: запись на доске словесного и цифрового материала, показ схем, а еще лучше — создание этих схем учителем в классе при

активном участии школьников» [8,с. 57]. Изучение биографии поэта необходимо сопровождать чтением лирических произведений, имеющих к ней прямое отношение, обращенных к людям, оказавшим влияние на писателя, выражающих мысли и чувства поэта в тот или иной период его жизни. С точки зрения Г.В. Амитирова, стихи, привлекаемые во время изучения биографии, не нужно анализировать, достаточно прочитать их выразительно. Комментарии нужны лишь к стихотворениям, которые значатся в программе [12, с. 9].

При изучении биографии писателя необходимо использовать комплекты демонстрационного изобразительного материала, синхронистические таблицы, картосхемы. В комплект изобразительных пособий можно включить: портреты писателей и тех современников, которые влияли на его творчество, а также групповые их портреты; репродукции картин художников, изображающие наиболее важные исторические события того времени и отдельные эпизоды из жизни писателя; фотоснимки мест, связанных с жизнью и творчеством писателя, копии биографических документов и другое.

Основное назначение данных пособий конкретизировать представления обучающихся об образе писателя, а также общественной и литературной среде, влиявшей на его мировоззрение и творчество. С помощью синхронистических таблиц можно раскрыть школьникам наиболее существенные факты из жизни и

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-535-550

творчества писателя, связав их с общественно-политической обстановкой данной эпохи, с борьбой в литературном движении различных направлений.

Картосхемы знакомят обучающихся с маршрутами путешествий писателя, дающими наглядные представления об этапах жизни художника слова, его впечатлениях. Необходима осмысленная работа над датами, восстановление хода времени.

Исключительно велико значение изучения биографии мастеров слова в эстетическом образовании обучающихся. Решение этой проблемы предполагает усвоение обучающимися знаний исторического, бытового и психологического характера. Изучение биографии должно раскрыть внутреннюю жизнь писателя, развитие и становление его личности и таланта, его место в истории литературы, его отношение к природе, обществу, человеку.

Биография писателя в 5—9 классах — это подступ к чтению текста. Ближайшая ее задача — дать сведения, необходимые для дальнейшей работы над художественным произведением. В старших классах предметом изучения является уже не отдельное произведение, а жизнь и творчество писателя.

Программы и предлагают, как правило, несколько произведений, наиболее характерных и в то же время доступных пониманию обучающихся. Биография писателя в старших классах является одним из важных структурных элементов монографической темы. Биографическое изложение материала в старших классах во многом отличается от биографического рассказа в основной средней школе. Рассказ учителя сопровождается выдержками из высказываний писателя по различным вопросам общественной жизни, включением отрывков из мемуаров писателя и воспоминаний о нем современников. Биография писателя становится документом эпохи.

Методические требования к изучению биографии писателя: Эмоциональному воздействию биографии писателя на студентов, несомненно, содействует применение на уроках наглядности. Музыка, живопись, презентации, художественные и документальные фильмы оказываются здесь незаменимыми помощниками педагога.

В методике литературы принято говорить о трех видах наглядности: зрительной, слуховой, словесной. Однако В.А. Артемов говорит, что использование этих форм наглядности возможно не только в «чистом виде»,но и в сочетании [13]. Все эти виды наглядности можно успешно использовать при изучении биографии писателя.

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-535-550

Соединением зрительной и слуховой наглядности оказывается кинофильм. Объединение всех видов (зрительной, слуховой, словесной) наглядности возможно в заочной экскурсии [13].

Слуховая наглядность необходима при изучении биографии писателей. Голоса писателей, которые донесла до нас грамзапись, музыкальное сопровождение рассказа преподавателя, короткие музыкальные вступления к рассказу о разных периодах жизни писателя, слушание любимых писателем музыкальных произведений и объяснение его музыкальных вкусов, художественное чтение отрывков из его произведений — все это помогает сделать урок выразительным и эмоционально действенным.

Привлечение словесной наглядности на уроке по биографии писателя может быть самым широким. Этот вид наглядности наиболее близок нашему предмету преподавания — литературе. Здесь могут быть использованы:

1. Привлечение документального и художественно-документального материала: воспоминания современников, автобиографические произведения, дневники, письма писателя.

2. Построение беседы о писателе в виде живого, поэтического и драматизированного рассказа, включающего в себя необычное, увлекательное начало, во многом определяющее эмоционально - смысловой настрой последующего изложения.

3. Четкая и последовательная характеристика этапов идейно-творческого пути писателя, его духовной эволюции от самых важных юношеских впечатлений и этически целенаправленных замыслов до зрелых свершений, в которых эти замыслы нашли свое воплощение.

4. Использование в биографическом повествовании художественного текста, чтобы воссоздать живой голос писателя на разных этапах его жизни и деятельности. Использование изобразительной наглядности - демонстрация портрета писателя с обсуждением живописной или графической трактовки характера, внутреннего мира, нравственного и общественно-политического облика писателя, показ серии портретов, раскрывающих разные стороны личности писателя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В качестве слуховой наглядности используются записи голоса писателя, его современников о нем, записи выступлений мастеров художественного чтения, писателей и поэтов из серии «Поэты читают свои стихи», музыкальные

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-535-550

произведения, любимые писателем или близкие его произведениям, записи телепередачи, посвященные данному писателю.

Также на уроке имеет место самостоятельная подготовка: доклады и сообщения учащихся по материалам литературоведческих, критикобиографических, научно-популярных и научно-художественных книг; сочинения, изложения, самодеятельные творческие работы; конкурсы на лучшее чтение стихотворений об изучаемом авторе, литературные вечера, посвященные биографии писателя, и т. д.

Надо отметить, что в Узбекистане широко и активно развивается филологическая школа [13], что позволяет говорить о большом интересе к изучению русской филологии и преподаванию это науки [14].

REFERENCES

1. Лотман, Ю.М. Биография-живое лицо / Ю. М. Лотман [Текст] - Нов. мир. -1985. - № 2. -С.228-236

2. Богданова О.Ю., Леонова С.А., Чертова В.Ф. Методика преподавания литературы. [Текст] - М.: Академ А, 2009.

3. Львова С.И. Настольная книга учителя русского языка. 5-11 классы. [Текст] -М.: Эксмо, 2007.- с.322

4. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - Л., 2008. - 337 с.

5. Амитиров Г.Е. Изучение поэтов в школе: А.С. Пушкин. М.Ю. Лермонтов. Н.А. Некрасов. В.В. Маяковский. Из опыта учителя литературы. [Текст] — М., 2007.

3. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - М.,

4. Биография писателя в системе эстетического развития обучающихся: методические рекомендации / Н. И. Горобец, И. А. Новикова. [Текст] - Арх-ск : ПГУ, 2006. - 140 с.

4. Дробот В.Н. Изучение биографии писателя в школе: Пособие для учителя. [Текст] — Киев, 2011.

6.Никольский В.А. Преподавание литературы в средней школе: Пособие для учителя. [Текст] — М, 2003.

7.Леонов С. А. Развитие устной речи обучающихся старших классов на уроках литературы. [Текст] — М., 2008.

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-535-550

8. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. - М., 2002. Изучение литературы XIX-XX веков по новым программам / Отв. ред. Н.А. Бодрова. [Текст] - Самара, 1994.

9. Маранцман В. Г. Биография писателя в системе эстетического воспитания школьников. [Текст] — М.; Л., 2000.

10. Никольский В.А. Преподавание литературы в средней школе: Пособие для учителя. [Текст] — М, 2003.

11.Рез З.Я. Методика преподавания литературы. [Текст] —М, 2007. 12.Брандес Г. Главные течения литературы девятнадцатого столетия [Текст] - М: Типография Мартынова, 1881. — 408 с.

13. Екабсонс, А. В. Время и пространство в современной русской драматургии рубежа XX-XXI веков (Doctoral dissertation, Диссертация на соискание ученой степени доктора философии. Ташкент-2020).

14. Екабсонс, А. В. (2012). К вопросу о трансформации родовых признаков в современной драматургии. Вестник Челябинского государственного университета, (5 (259)).

15. Екабсонс, А. В. (2021). ЗАСТЫВШЕЕ ВРЕМЯ КАК ДОМИНАНТА ХРОНОТОПА ВЕЧНОСТИ В ПЬЕСЕ ОЛЕГА БОГАЕВА «РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПОЧТА. КОМНАТА СМЕХА ДЛЯ ОДИНОКОГО ПЕНСИОНЕРА». СПЕЦИФИКА ДРАМАТИЧЕСКОГО ХРОНОТОПА. In Литературный процесс на рубеже XX-XXI веков (pp. 42-58).

16. Екабсонс, А. В. (2019). ДОМИК» КАК МЕТАФОРА ЗАЩИЩЕННОСТИ ОТ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В РЕМЕЙК-ПЬЕСЕ МИХАИЛА УГАРОВА «ОБЛОМ OFF. ББК 81 П996, 110.

17. Екабсонс, А. В. Время и пространство в современной русской драматургии рубежа XX-XXI веков (Doctoral dissertation, Диссертация на соискание ученой степени доктора философии. Ташкент-2020).

18. Кононова, И. Ю. (2020). ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ В ПОВЕСТИ НМ КАРАМЗИНА «БЕДНАЯ ЛИЗА». М 34 Материалы международного научного форума «Образование. Наука., 92.

19. Кененбаев, Е. Т. (2021). Коммуникация и правомерность использования некоторых терминов, связанных с этим понятием. Вестник Челябинского государственного университета, (1 (447)), 73-81.

20. Кененбаев, Е. Т. (2019). Невербальная коммуникация в социальной жизни общества. International scientific review, (LXVII).

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-535-550

21. Тангирова, Г. И. (2021). МИФОЛОГИЧЕСКИЕ РЕМИНИСЦЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПРОЗЕ (ПРОЗА АС ПЕТРУШЕВСКОЙ, Л. УЛИЦКОЙ, Н. БАЙТОВА). Scientific progress, 1(4).

22. Kasimova, A. B. (2021). СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» И «ПОСТОРОННИЙ». Academic research in educational sciences, 2(6), 1384-1396.

23. Касимова, А. Б. (2021). ФИЛОСОФИЯ «ПУСТОТЫ» В РОМАНЕ «ЧАПАЕВ И ПУСТОТА». Экономика и социум, (1-2), 943-948.

24. Шакирова, Р. Р. (2020). КАТЕГОРИЯ ОДУШЕВЛЕННОСТИ-НЕОДУШЕВЛЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ. Academic research in educational sciences, (4).

25. Калдыбаева, Д. О. (2021). МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ. Academic research in educational sciences, 2(4), 1379-1385.

26. Муратов, К. (2021). АНАЛИЗ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СИНТАКСИСА. Academic research in educational sciences, 2(4), 1371-1378.

27. Зиядуллаевна, Н. Г., & Тахировна, М. Т. (2020). Обучение студентов к иновационной педагогической деятельности на основе кластера. Суз санъати,(3).

28. Shagiyeva, N. (2020). The role of information technologies to teach Russian language. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences, 8(7).

29. Сергеева, Э. С. (2020). Приём понимания как один из способов интерпретации художественного текста. Academic research in educational sciences,(4).

30. Sergeyeva, E. (2020). Artistic Identity of L. Solovyov's Novel "The Tale of Khodzha Nasreddin". European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences Vol, 8(6).

31. Sergeyeva, E. S. (2020). Adabiyot darslarida interfaol metodlardan foydalanish samarasi. Science and Education, 1(Special Issue 2), 121-126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.