ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-551-561
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА
Руниза Рафкатовна Шакирова
Преподаватель кафедры русского языка и литературы Чирчикского государственного педагогического института
АННОТАЦИЯ
Актуальность выбранной темы обусловлена динамичным слиянием лингвистической и психологической составляющей, внедряемого в процесс обучения, цифрового образования.
Ключевые слова: орфографическая грамотность, мнемотаблицы, мнемоквадрат, визуал, аудиал, кинестетик, модальность.
USE OF METHODS OF MNE TECHNOLOGY IN RUSSIAN LANGUAGE
LESSONS
ABSTRACT
The relevance of the chosen topic is due to the dynamic fusion of the linguistic and psychological components, implemented in the learning process, digital education Keywords: spelling literacy, mnemonic tables, mnemonic square, visual, audial, kinesthetic, modality
«Запоминается то, что мгновенно припоминается...»
Пифагор
ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития связной речи у студентов хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Главной задачей развития связной речи является прежде всего совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: *пересказ литературных произведений; *составление описательных рассказов о предметах; *объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Если не работать над развитием памяти у студента, то его может ожидать множество проблем с учебой. Ведь как минимум 50% успешности человека
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-551-561
зависят от хорошей памяти. Огромное количество правил, большое количество исключений, немалая доля словарных слов, которые не поддаются обобщению, - все это негативно сказывается на изучении предмета, внушая «страх и отвращение», а как результат ухудшение грамотности у «среднестатистического студента».
МЕТОДОЛОГИЯ
В настоящее время всё более востребованными становятся личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, одной из которых является мнемотехника, помогающая как учителю, так и ученику. Мнемотехника - один из самых действенных инструментов, позволяющих тренировать память. Безусловно это своеобразный прием наглядного моделирования, который я часто использую в своей работе. Такой способ приносит отличные результаты на занятиях как в школе, так и со студентами вуза по развитию связной речи и автоматизации звуков. Для того, чтобы достигнуть необходимого эффекта, обучение мнемотехнике должно быть поэтапным. Прежде всего приемы мнемотехники помогает развивать: *-ассоциативное мышление; *-зрительную и слуховую память; *-зрительное и слуховое внимание; *-воображение.
Следовательно, приемы мнемотехники дают возможность не просто прослушать, но и понять объяснение, вызывает интерес, позволяет расширить границы восприятия. Как правило, на первом этапе для того составления словосочетаний и простых предложений используется мнемоквадрат -отдельный, схематичный рисунок, который изображает один предмет, действие или словосочетание.
На втором этапе. Разучивание скороговорок, чистоговорок, описание литературных героев, пересказ небольших историй. Все происходит с помощью мнемодорожки - коллажа, состоящего из 8-10 изображений. На третьем этапе. Использование мнемотаблицы - схемы, состоящей из нескольких квадратов, в которых заложена определенная информация. Применяется для пересказа рассказа, очерков, составления рассказа по сюжетной картинке и ли серии картинок (рисунков). В каждом из квадратов таблицы находится рисунок, либо схематичное изображение основных пунктов сюжета, то есть весь необходимый текст зарисовывается простыми схематичными рисунками и глядя на них, студент легко запоминает информацию.
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-551-561
РЕЗУЛЬТАТЫ
Следовательно, применение приемов мнемотехники - это широкое поле возможностей для студента. Первоначально, происходит развитие памяти, так как процесс запоминания речевого материала становится гораздо легче. Далее, как правило приемы мнемотехники способствует развитию речи, формируя навык составления длинных описательных предложений, рассказов, пересказа прочитанного текста.
Как правило, у студентов стимулируется развитие внимания, ведь схемы и таблицы требуют сосредоточенности и концентрации для полного понимания тех или иных действий, последовательности событий.
У людей являются ведущими различные виды памяти, а потому каналы восприятия и переработки информации неодинаковые. У каждого свой наиболее привычный способ. Так, например, визуалы лучше и быстрее запоминают зрительно, аудиалы - на слух, кинестетики - при помощи двигательных ощущений.
Очень редко у какого человека все эти виды памяти развиты в равной степени, обычно преобладает какой-то один из них. Поэтому полезно выяснить, какая память больше развита, и сознательно стараться «разговаривать» с памятью на удобном для неё языке. То, какой вид памяти является доминирующим, часто отражается на успеваемости
По мнению психологов, «сухой» учебный материал усваивается образно мыслящими студентами гораздо труднее. Значит, студенты с преобладанием правого полушария головного мозга в силу психологических и физиологических особенностей нуждаются в том, чтобы воздействовали на их воображение и эмоциональность. И вот здесь на помощь приходит мнемотехника. Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания» Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, развитие речи.
ОБСУЖДЕНИЕ
Следовательно, приемы мнемотехники дают возможность не просто прослушать, но и понять объяснение, вызывает интерес, позволяет расширить границы восприятия. Память многих студентов не приспособлена к «простому запоминанию». Зато эта память очень яркая и образная. Запоминание
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-551-561
происходит с помощью ассоциаций, благодаря им и начинает работать эмоционально-образная память студента.
Интересны факты происхождения слова мнемоника, которая имеет однокоренное слово - Мнемозина. В греческой мифологии Мнемозина является богиней памяти и матерью 9 муз, а переносный смысл этого существительного -память. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Известно, что уже в древней Греции люди успешно применяли приемы мнемотехники.
Достоверно известно, что первоначально мнемотехника развивалась как часть риторики (ораторского искусства) и использовалась для запоминания речей. Мнемотехника значительно повышает способность концентрироваться на одном деле, что способствует обучению другим дисциплинам. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже - техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана . Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно, ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на приёмах мнемотехники, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.
На Руси тоже использовалась мнемотехника. Ее яркий пример - славянская азбука. Названия всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью. А (аз) Б (буки) В (веди) - я буквы знаю.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при воспоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.
Что такое современная мнемотехника в 21 веке?
Бесспорно, это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации. Это экономия времени при запоминании - процесс запоминания полностью контролируется. Это сохранение запомненных сведений в памяти - то, что вы запомнили, вам больше не придется учить заново. Это мощная тренировка внимания и мышления. Это реальный шанс быстро освоить несколько новых специальностей и стать профессионалом в своей
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-551-561
области. Это возможность пользоваться информацией: человек может применять знания только тогда, когда они находятся в голове. Это просто отличная гимнастика для мозга - мозг нужно тренировать, чтобы он не атрофировался. Так уже получилось, что педагогическая мнемотехника, не основанная на визуальном мышлении, была более доступна и понятна большинству людей. И главное, педагогическая мнемотехника не устанавливала таких высоких планок, как это делала классическая мнемотехника. Проще говоря, педагогическая мнемотехника отказалась от прямого использования зрительных образов при запоминании, и чтобы замаскировать падение эффективности запоминания -резко снизила требования к ученикам. Педагогическая мнемотехника не заставляла запоминать хронологические таблицы, поэтому у студентов не было необходимости этого делать. Педагогическая мнемотехника делает акцент на естественное запоминание при интенсивном "пережевывании" изучаемого материала.
Как правило, это многократное чтение текста; многократное повторение вслух (откровенная зубрежка); переписывание изучаемого материала из книги в тетрадь (составление конспектов); перерисовка иллюстраций из учебников. Это организация учебного процесса в виде игры. Это создание большого количество вспомогательного (дидактического) материала... И многие другие, знакомые нам со школы методы.
В 16 веке педагогическая мнемотехника одержала полную победу над классической мнемотехникой. Ее методы до сих пор используются в официальной системе образования. У классической и педагогической мнемотехник есть свои плюсы и свои минусы. Классическая мнемотехника без сомнения на порядок эффективнее педагогической. Однако методы педагогической мнемотехники на порядок проще и понятнее, и доступны большему количеству людей. Логика педагогов предельно проста. Учить нужно всех, а не только людей, у которых работает визуальное мышление. Когда информация трудна дня запоминания, сложно организована, когда вы ограничены во времени, на помощь приходят специальные приёмы быстрого запоминания. Они позволяют избежать «занудной зубрежки» (пожалуй, самого популярного способа запоминания «незапоминающейся» информации). Таких приёмов существует великое множество, обо всех рассказать сложно. Самое главное - понять общие принципы, по которым все они построены. В основе любого приёма эффективного запоминания лежит: желание запомнить информацию, осознание того, для чего вам это пригодится, яркое впечатление,
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-551-561
хорошее внимание, установление связей с уже имеющимися у вас знаниями или опытом.
В статье «Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения» утверждает: «Логическое забывается, долго припоминается, поэтому зачастую правила учат ошибаться. Наша грамматика противоречит грамотности: она несет не языковой факт, а языковой акт мучительного приближения к этому факту. Запоминается то, что мгновенно припоминается...» Мнемонические приемы вспоминаются моментально, потому что составление «правил - для себя» - это ключик к запоминанию и последующему припоминанию.
Компьютерные технологии открыли для современного человека неограниченный доступ к информации. На одном диске умещается 15 тысяч литературных произведений. Книжные магазины завалены книгами. Но возможности мозга остаются на прежнем уровне и слишком много людей не способны взять эту информацию, потому что не умеют работать с информацией, не умеют быстро читать, запоминать. В последнее время наблюдается катастрофический разрыв между стремительным ростом высоких технологий и прежней «впитываемостью» информации мозгом человека.
Изучив литературу по исследуемой теме, мы пришли к выводу, что мнемотехника - это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации; экономия времени при запоминании; длительное сохранение сведений в памяти; мощная тренировка внимания и мышления; отличная гимнастика для мозга. Кроме этого, благодаря ассоциативным связям мнемотехнических приемов трудный материал преобразуется в доступный и понятный.
Классификация приемов мнемотехники
1) Буквенно-звуковая мнемоника
2) Рифмовки. Общность ударений.
3) Отнесенность к одному словообразовательному типу.
4) Сказки - ассоциации.
5) Схематично - рисуночная мнемоника.
6) «Материальная», «пальчиковая» мнемотехника
Приёмы мнемотехники на уроках русского языка
Говоря о классификации приемов мнемотехники, следует понимать, что это деление на группы условно. Конечно, есть мнемоприемы, хорошо вписывающиеся в границы той или иной группы, но иногда в одном мнемоприеме содержатся элементы нескольких групп.
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-551-561
Исследователи выделяют следующие приёмы мнемотехники на уроках русского языка: ассоциативные рисунки (или графический способ), звуковые ассоциации (или метод ключевых слов), комбинированный метод, «буквы-образы», метод списка, рифмовки, отнесенность к одному словообразовательному типу, сказки - ассоциации, схематично - рисуночная мнемоника, «материальная», «пальчиковая» мнемотехника.
Приём мнемотехники используется в студенческой практике уже давно. Он может комбинироваться с другими элементами известных методик. Благодаря этому приёму урок становится живым и эмоциональным. Опыт заключается в комбинации и совокупности приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Это система, позволяющая записывать в мозг не визуальную информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов, «раскрепощает» учеников, их мышление.
Использование приёмов мнемотехники на уроках русского языка позволяет обеспечить высокий уровень запоминания орфограмм в словах, написание которых не проверяется правилами. Изучаемая орфограмма превращается детьми в знакомый образ, связанный с лексическим значением слова.
Применение мнемонических техник, основанных на юмористических, занимательных приемах, способствует смысловому, логическому запоминанию учебного материала.
В своей работе мы рассмотрели только некоторые из перечисленных мнемоприёмов. Образные коды букв алфавита. Образные коды букв алфавита могут быть составлены произвольно. Главное, чтобы они не пересекались с другими образными кодами. Так образные коды, использованные вами для кодирования букв русского алфавита, не должны использоваться при кодировании в образы трехзначных и двузначных чисел.
Принцип подбора образов под буквы очень простой. Необходимо подобрать слово, начинающееся на нужную букву. А - Арка; Б - Бур; В - Винтовка; Г - Грабли..
Как известно, чтобы появилось умение правильно употреблять в речи те или иные звуки, морфемы, слова, написания, конструкции, школьник должен прежде всего осознать, почему именно так нужно говорить или писать. Но известно также, что в русском языке немало речеупотреблений, которые не поддаются правилам, по которым не составишь алгоритма, которые находятся
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-551-561
как бы «вне правил». Ошибаются те, кто считает, что процесс запоминания - это «раз, и запомнил», а если не запомнил, значит, виноват объем памяти. На самом деле запоминание состоит из трех этапов:
*кодирования; *выстраивания последовательности; *запоминания последовательности.
Иначе говоря, информацию необходимо преобразовать в те элементы, которые вам удобнее запоминать, элементы связать в определенную последовательность и запомнить эту последовательность так, чтобы суметь ее воспроизвести.
Эта система приемов, облегчающих запоминание - предназначена для работы с точной информацией и признанное средство наиболее легкого, быстрого и прочного запоминания - обычно того, что не поддается обобщению и алгоритмизации.
Применение мнемонических техник, основанных на юмористических, занимательных приемах, способствует смысловому, логическому запоминанию учебного материала.
Одним из наиболее важных аспектов эффективного формирования познавательной деятельности является учет семантики учащихся в процессе познания, что одновременно является наиболее существенной чертой личностно-ориентированных подходов к обучению, но именно этот аспект наименее разработан и менее представлен в практике современного образования. В связи с тем, что визуальная сенсорная система является наиболее скоростной в обработке информации, мы рассмотрели именно ее возможности для построения практических способов учета семантики в познании школьников. Общеизвестно, что внутренний образ обладает особыми возможностями для кодировки/декодировки информации.
Именно образы используются в системе Шаталова в виде опорных конспектов, у Мыскина - в виде системы пиктограмм и т. д.
В выше указанных педагогических технологиях чаще используются визуальные способы кодирования учебной информации в качестве мнемотехнических приемов, что само по себе, безусловно, является шагом вперед по сравнению с аудиально-словесной формой презентации предметного содержания. Но с точки зрения понимания сущности личностно-ориентированного образования, они все же являются больше внешне заданными образцами-результатами познавательной деятельности учителя, нежели самих студентов. В такой ситуации, с нашей точки зрения, происходит навязывание учителем собственной семантики в процессе формирования познавательной
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-551-561
деятельности учащихся, что, безусловно, сужает возможности самостоятельного детского познания и ограничивает школьников в способах познания, так как со временем они закрепляются и становятся стереотипами. Поэтому по результатам анализа сильных и слабых сторон известных методик и на основе собственного понимания сущности познавательной деятельности в рамках личностно-ориентированной модели нами были определены требования к работе с семантическим образом:
- образ должен быть создан студентом самостоятельно, имея образцы других школьников или учителей в качестве примеров;
- образ должен как можно более тесно быть связан с предметным содержанием; -образ должен однозначно отражать запоминание наиболее сложных фрагментов предметного содержания;
- образ должен иметь особый личностный смысл, по возможности связываться с индивидуальными переживаниями, эмоциями, событиями, нетрадиционным пониманием конкретного содержания;
- образ должен быть простым для его исполнения, красочным и вызывать положительные эмоции;
- образ должен наиболее просто воспроизводиться, а для этого он должен быть исполнен как можно в более редко встречающейся форме.
Конечно, работа с семантическими образами может быть полезной в рамках любой школьной дисциплины. Ниже приведен пример семантического образа, созданного учеником на уроке химии:
К запоминанию правописания каждого слова стоит подходить творчески. Например, сложные слова можно ... рисовать (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Вместо непроверяемых гласных и согласных - буквы-рисунки, подобранные на основе ассоциаций. Поступив таким образом, мы используем главное правило эффективного запоминания — для того чтобы запомнить, нужно установить связь!
Звуковые ассоциации (или метод ключевых слов)
Для того чтобы запомнить правописание трудного слова с помощью метода фонетических ассоциаций, надо:
1. Убедиться в правильности написанного слова, а также в том, что буква или буквы, которые вы хотите запомнить, действительно непроверяемые.
2. Подобрать к запоминаемому слову созвучное (ключевое) так, чтобы оно содержало некоторую часть запоминаемого и чтобы в нем «проблемная» буква слышалась отчетливо (лучше, чтобы на нее падало ударение, если речь идет о
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-551-561
гласных буквах). Если запоминаемое слово длинное или же если необходимо запомнить две (три) буквы, то к нему надо подобрать два созвучных слова. В редких случаях даже три.
3. Из слова-созвучия и запоминаемого надо составить сюжет. Сюжет, естественно, должен быть ярким, смешным, необычным, может быть, даже нелепым.
Комбинированный метод. Этот метод нужен лишь для тех слов, в которых надо запомнить две и больше букв. Заключается он в комбинировании графического и фонетического методов. То есть для запоминания одной буквы используется метод фонетических ассоциаций, а для запоминания другой (других) — графический метод. Комбинированный метод удобно применять для слов, в которых, кроме гласной, надо ещё запомнить удвоенную согласную
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Память человека и мнемотехника неразрывно связаны друг с другом. Тренированная память всегда опирается на мнемотехнику, ведь она является неотъемлемой частью нашей умственной деятельности. Каждый из нас постоянно пользуется каким-либо мнемоническим средством: устанавливает при запоминании связь (ассоциацию), выделяет главную мысль в тексте для запоминания его содержания и т. д. Однако всегда стоит помнить о том, что приёмы мнемотехники — это не подмена собственно запоминания, а лишь средство для сокращения времени на запоминание. Природная память, данная нам с рождения, всегда участвует в работе. Приёмы — это помощь ей, их нельзя переоценивать и нужно подстраивать под природную память. Мы убеждены, что использование мнемотехники на уроках русского языка необходимо, но совершенно не обязательно при изучении всех разделов. Таким образом, из всей проделанной работы можно сделать вывод, что систематическое использование средств мнемотехники в непосредственной образовательной деятельности студентов по развитию речи расширяется представление ребенка об окружающем мире, формируется связная речь, развивается познавательная активность и коммуникативные навыки, происходит обогащение активного словаря.
REFERENCES
1. «Русский язык. Правила в стихах». Издательство «Дельта» 1999 год.
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-551-561
2. «Страна Лингвиния: фонетика, графика, орфография». Издательство «Новый диск».
3. Парамонова Л.Г. «Лёгкий способ стать грамотным». Издательство «Дельта», 2008 год.
4. Парамонова Л.Г. «Правили в стихах». Издательство «Дельта», 2008 год.
5. Н.В. Томилина «Предметные недели». Издательство «Учитель» 2008 год.
6. Бакулина Г.А., «Интеллектуальное развитие на уроках русского языка»-Москва «Владос», 2000 год.
7. Лайло В.В. «Повышение грамотности и развитие мышления»-Москва «Дрофа»,1999 год.
8. Шемшурина А.И. «Этическая грамматика в начальных классах»-Москва «Школа-Пресс», 1998 год.
9. Справочно-информационный интернет-портал ГРАМОТА.РУ [Электронный ресурс]