Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ'

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

362
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
языковая компетенция / интерактивный метод / интерактивное обучение / интерактивные технологии обучения. / language competence / interactive method / interactive learning / interactive learning technologies.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нафиса Шодмоновна Шарабова, Эльзара Сейдалиевна Бекирова

В статье сделана попытка проанализировать использование передовых форм и методов, которые применяют преподаватели иностранных языков относительно формирования речевых компетенций студентов в учебном процессе. Рассмотрены особенности и специфика применения интерактивных методов преподавания иностранного языка в высших учебных заведениях. Рассмотрена целесообразность использования интерактивных методов, позволяющих сделать занятия более разнообразными, дающих возможность студентам проявить речевую самостоятельность, реализовать коммуникативные умения и речевые навыки. Доказана целесообразность использования интерактивных методов, ориентированных на активизацию творческого мышления студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article makes an attempt to analyze the use of advanced forms and methods used by foreign language teachers regarding the formation of students' speech competencies in the teaching process. Features and specificity of the application of interactive methods of teaching a foreign language in higher educational institutions are considered. The expediency of using interactive methods allowing to make classes more diverse, enabling students to show their speech independence, to realize communicative skills and speech skills is considered. The expediency of using interactive methods aimed at enhancing the creative thinking of students is proved.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ»

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 10 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-10-233-239

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ

Нафиса Шодмоновна Шарабова

(СамГосМИ), преподаватель

Эльзара Сейдалиевна Бекирова

(СамГосМИ), преподаватель

АННОТАЦИЯ

В статье сделана попытка проанализировать использование передовых форм и методов, которые применяют преподаватели иностранных языков относительно формирования речевых компетенций студентов в учебном процессе. Рассмотрены особенности и специфика применения интерактивных методов преподавания иностранного языка в высших учебных заведениях. Рассмотрена целесообразность использования интерактивных методов, позволяющих сделать занятия более разнообразными, дающих возможность студентам проявить речевую самостоятельность, реализовать коммуникативные умения и речевые навыки. Доказана целесообразность использования интерактивных методов, ориентированных на активизацию творческого мышления студентов.

Ключевые слова: языковая компетенция; интерактивный метод; интерактивное обучение; интерактивные технологии обучения.

ABSTRACT

The article makes an attempt to analyze the use of advanced forms and methods used by foreign language teachers regarding the formation of students' speech competencies in the teaching process. Features and specificity of the application of interactive methods of teaching a foreign language in higher educational institutions are considered. The expediency of using interactive methods allowing to make classes more diverse, enabling students to show their speech independence, to realize communicative skills and speech skills is considered. The expediency of using interactive methods aimed at enhancing the creative thinking of students is proved.

Keywords: language competence; interactive method; interactive learning; interactive learning technologies.

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 10 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-10-233-239

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях всё больше внимания уделяется изучению иностранных языков. Это касается всех сфер жизни страны, а особенно тех, где иностранный язык являются ключом для развития международных экономических, научных и культурных отношений. В связи с этим к выпускникам неязыковых вузов выдвигаются дополнительные требования относительно владения иностранным языком в профессиональной деятельности. Это предопределяет необходимость поиска новых конструктивных идей для решения проблемы оптимизации и интенсификации обучения иностранному языку, получения новых знаний и совершенствования уровня языковой подготовки. Для достижения высокого уровня владения иностранным языком необходима фундаментальная языковая подготовка в высшей школе. Поэтому преподавателю крайне необходимо владеть новейшими методами преподавания иностранного языка, специальными учебными технологиями и приемами, чтобы оптимально подобрать тот или иной метод преподавания для достижения главной цели - овладения иностранным языком на профессиональном уровне. При этом основной проблемой остается пассивность и инертность студентов в процессе обучения, поскольку не все даже самые современные педагогические технологии, методы и средства могут в полной мере обеспечить высокую активность учебно -познавательной деятельности субъектов обучения. Современная высшая школа сталкивается с проблемой формирования активной позиции личности, формирования мотивации и интереса у студентов. Поэтому процессы активизации учебно-познавательной деятельности в высших учебных заведениях с учетом специализации и особенностей учебных программ являются одним из приоритетных направлений улучшения учебно-воспитательного процесса.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ

Русский язык в неязыковом вузе имеет большое значение для формирования всесторонне развитого и компетентного специалиста. В процессе работы над профессионально-ориентированными текстами студенты получают новую информацию и систематически пополняют терминологический словарный запас. Практика преподавания в неязыковых вузах свидетельствует о недостаточной содержательной базе и основе

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 10 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-10-233-239

имеющихся учебных пособий, унификации заданий по усвоению терминологической лексики. Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости создания реальных условий обучения, чтобы каждый студент мог в полной мере использовать и раскрыть свой индивидуальный потенциал. В наибольшей степени этому способствует обучение конкретному подъязыку специальности, которая представляет собой способность мобилизовать систему знаний, навыков, умений, умственных и личностных качеств, необходимых для восприятия новой информации, усвоения иноязычных терминологических единиц, их употребления в устной или письменной речи. Формирование профессиональной коммуникативной компетенции происходит за счет пополнения и расширения необходимого словарного запаса студентов, представляющего собой совокупность приемов и усилий, мобилизующих умственные стимуляторы для поиска условий и возможностей восполнить нехватку имеющих знаний, умений и навыков. Такой стратегии и эффективным приемам необходимо направить студентов национальных групп неязыковых факультетов целенаправленно и систематично.

Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д. В таком понимании интерактивное обучение как форма образовательного процесса действительно способно оптимизировать сущность, содержание и структуру педагогических взаимодействий. В чём состоит технология интерактивного обучения? Под технологией интерактивного обучения (ТИО) мы понимаем систему способов организации взаимодействия педагога и обучающихся в форме учебных игр, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания обучающимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер. Важно квалифицированно направить педагога на достижение поставленных учебных целей.

Групповая работа не нова и хорошо всем известна. Зачастую на своих занятиях мы используем ротационные малые группы. Например, в рамках темы 1 курса «Имя существительное. Род, число, падеж.», мы практикуем работу по следующей схеме: 1 этап — опережающее задание, сбор информации по определенному плану о имени существительном; 2 этап — работа в малых

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 10 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-10-233-239

группах: грамматические категории имени существительного. Студенты делятся найденной информацией, систематизируют ее; 3 этап — работа в малых группах. Каждый обучающийся доносит до всего коллектива группы информацию о своей части; 4 этап — сравниваем заполненные таблицы, дополняем материал, обмениваемся мнениями, готовим мини-сообщения о имени существительном.

Технология «Аквариум» чем-то сродни спектаклю, где зрители выступают в роли наблюдателей, экспертов, критиков и аналитиков. Несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Изучая тему «Диалог», мы стараемся предлагать «аквариумный диалог»: текст диалога может быть любым, например, разговор врача и больного в больнице. Задача актеров — передать соответствующее настроение, эмоцию, особенность характера, а задача зрителей — заметить, объяснить свои выводы, сказать, на чем они основывались, чем руководствовались.

Использование технологии «Броуновское движение» предполагает движение студентов по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Часто используются темы «Хобби», «Семья», «Одежда», «Дом», параллельно отрабатывая всевозможные грамматические конструкции. Каждый участник получает лист с перечнем вопросов -заданий: «Узнай, сколько человек в твоей группе любят шоколадное мороженое!» или «Кто сегодня одет в розовую футболку?», «У кого дома письменный стол стоит у окна?» Преподаватель помогает формулировать вопросы и ответы, следит, чтобы взаимодействие велось на русском языке. Иногда мы используем и такую форму интеракции, как «Займи позицию». Зачитывается какое-нибудь утверждение, и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию. Как логичное продолжение, можно использовать групповую работу.

При использовании технологии «Дерево решений» группа делится на 3 или 4 подгруппы с одинаковым количеством студентов. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (большой лист бумаги), потом подгруппы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи, не критикуя и не исправляя уже имеющиеся на листе. Можно смену групп провести по кругу, можно остановиться на определенном количестве «советников». Группа-хозяин перерабатывает дополнения, предлагает свое конечное решение по данному вопросу, проводим дискуссию, иногда

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 10 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-10-233-239

перерастающую в прения сторон (особенно при обсуждении каких-то спорных или противоречивых вопросов). Дерево решений можно использовать, обсуждая плюсы (одна группа) и минусы (вторая группа) какого -то вопроса. Технология «Карусель», как и многие интерактивные технологии, позаимствована из психологических тренингов. Студентам такой вид работы обычно очень нравится. Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо — это сидящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее — это ученики, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Прекрасно отрабатываются диалоги этикетного характера, темы «знакомство», «национальности», «разговор в общественном месте» и т. д. Ребята увлеченно беседуют, занятие проходит динамично и результативно.

Не нуждающаяся в представлении и очень любимая технология «Мозговой штурм» прочно поселилась у нас на уроках. Она прекрасно стимулирует творческую активность. Участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических (время обсуждения проблемы ограничивается обычно 1—5 минутами). Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Прекрасно подходит для обсуждения проблемных вопросов (здоровье, спорт, молодежь, система образования).

При использовании технологии «Незаконченное предложение» студенту предлагается прочитать незаконченное предложение и быстро продолжить его любыми словами, первой пришедшей в голову мыслью. Предложения начинаются весьма неопределенно, поэтому у ребят практически неограниченные возможности закончить его. Они касаются различных жизненных сфер и могут охватывать любые темы.

Подобная технология «Групповой рассказ» используется нами достаточно часто. Каждый обучающийся добавляет одно предложение к уже начатому рассказу. По определенному сигналу (через минуту) лист с незаконченным рассказом передается дальше по кругу. Рассказы получаются неожиданными и смешными. Перечень используемых и вполне пригодных к использованию технологий можно продолжать до бесконечности — это и дебаты, дискуссии, семинары и, конечно, игры. Существует огромное

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 10 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-10-233-239

количество форм ролевых игр на уроках русского языка: презентации, клубы по интересам, интервью, заочные путешествия, круглые столы, пресс -конференции, экскурсии, сказки, репортажи и т. д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Это лишь несколько примеров использования интерактивных технологий при изучении иностранного языка. Подчеркнем, что эти технологии позволяют значительно интенсифицировать процесс обучения и становятся условием повышения качества обучения.

Подводя итог, следует указать, что интерактивные методы целесообразно и оправдано использовать в процессе подготовки будущих специалистов, поскольку они являются перспективными технологиями в обучении иностранному языку и определяют диалог как ведущую форму учебно -познавательного интерактивного взаимодействия. Это предполагает комплексное применение отобранных по принципам коммуникативности и сотрудничества интерактивных методов, средств и форм обучения иностранному языку с целью достижения оптимального результата. Интерактивное обучение также ведет к развитию профессиональных и личностных качеств студентов, в том числе: росту активности, критическому мышлению, развитию способностей к аргументации своего мнения, усилению ответственности за принятие решения, формированию способности к сотрудничеству и командной работы, развитию способности к дальнейшему самообразованию, то есть всех тех качеств, которыми должен обладать современный специалист. Прежде, чем выбирать методы обучения преподаватель иностранного языка должен руководствоваться теми определенными задачами образовательного процесса, результаты решения которых отвечают требованиям формирования конкретных практических навыков студентов. Практические задания, которые построены на основе интерактивных технологий дают возможность эффективно изучать учебный материал. Таким образом, создаются условия для изучения иностранного языка на качественно новом и высоком уровне и для использования этих сформированных навыков на практике. Студенты учатся общаться на иностранном языке, участвуют в дискуссиях, используют грамматические конструкции, активизируют свой активный (пассивный) словарный запас в процессе коммуникативной деятельности. Таким образом, использование в

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 10 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-10-233-239

учебном процессе интерактивных технологий помогает студентам достичь плавного перехода от приобретения лексических речевых умений до включения их в самостоятельную коммуникативную деятельность на более высоком профессиональном уровне.

REFERENCES

1.Овезова У.А. Методы интерактивного изучения иностранных языков как средство формирования языковой компетенции студентов неязыковых вузов // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 6 https://mir-nauki.com/PDF/60PDMN617.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

2.Пассов Е. И., Кузовлев В. П., Кузовлева Н. Е., Царькова В. Б. Мастерство и личность учителя: на примере преподавания иностранного языка. 2-е изд., испр. и доп. М.: Флинта: Наука, 2001. 240 с.

3. Добрынина Д. В. Инновационные методы обучения студентов вузов как средство реализации интерактивной модели обучения // Вестник Бурятского государственного университета. - Улан-Удэ, 2010. № 5. С. 172-176.

4. Оскольская И. А. Некоторые аспекты интерактивных методов обучения иностранному языку в вузе // Педагогические науки. 2017. № 3 (84). С. 64-71.

5. Якубов Ф. У., Эм М. Роль интерактивных методов и Интернета в учебном процессе при изучении иностранных языков // Ученый XXI века. 2016. № 4 -1 (17). С. 26-28.

6. Гущин Ю. В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2012. № 2. С. 1-18. 7. Ударцева Т. С., Жаксыбаева Г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.