ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-288-294
ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОМ
ПРОЦЕССЕ
Барно Бадалова
Ташкентская область Чирчикский государственный педагогический институт
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена современному направлению языкознания. Она основана на изучении психологического подхода при овладении иностранными языками.
Ключевые слова: самооценка, фрейдистская концепция, саморегуляция человеческого поведения, самосознание и самооценка, мотивация
FEATURES OF STUDENTS' SELF-ASSESSMENT IN THE EDUCATIONAL
PROCESS
ABSTRACT
The article is devoted to the modern direction of linguistics. It is based on the study of a psychological approach to mastering foreign languages.
Keywords: self-esteem, Freudian concept, self-regulation of human behavior, self-awareness and self-esteem, motivation
ВВЕДЕНИЕ
В психологической литературе, посвященной изучению самооценочных суждений общеизвестно, что от того, как человек воспринимает самого себя, какие оценки своим качествам, способностям, своей личности в целом он с различной степенью осознанности выставляет, зависит и характер его деятельности, а тем самым и дальнейшее развитие собственной личности.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ
Первые попытки собственно психологического анализа строения личности и роли самооценки относятся к попыткам определении категории «Я» в психологии.
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-288-294
В функциональном направлении (У.Джеймс) в качестве объяснительного принципа природы «Я» выделяется зависимость представлений индивидуума о себе от того, каким, как он думает его воспринимают другие.
Согласно фрейдистской концепции самооценка складывается под давлением конфликта между внутренними и внешними запретами. В силу такого постоянного конфликта адекватная самооценка в принципе невозможна.
В бихевиористской психологии (Д. Уотсон) проблема сознания и самосознания вообще снималась, как якобы лежащая за пределами научного объективного исследования.
В гуманистической психологии (К. Роджерс) самооценка связывалась не с тем, что образ собственной личности зависит от стремлений субъекта минимизировать чувство тревожности перед угрозой со стороны общества (Хорни), или стремления субъекта к власти и превосходству над другими (Адлер), или от отношения между уровнем притязаний и успехом (Джеймс, Дембо), а от стремления к возможности более полной реализации присущих личности конструктивных возможностей, которые эта личность способна сознательно оценить и взять на себя ответственность за выбор.
Во многих теориях (Г.Олпорта, К.Роджерса) акцентируется активность личности, осознанности ее целей и идеалов. Вместе с тем, очевидно, что способность к оценке самим субъектом собственных качеств и стремлений рассматривается только как необходимое «измерение», важное для понимания саморегуляции человеческого поведения и взаимоотношений индивида с другими людьми. Остаются неясными реальные причины, в силу которых возникает и развивается самосознание и ее самооценка».
Проблеме самосознания и самооценки посвящен ряд фундаментальных работ многих психологов (Неймарк, Липкина, Савонько, Сафин, Серебрякова, Чеснокова и др.).
В лаборатории, возглавляемой Б.И.Божович, был выполнен ряд экспериментальных работ, посвященных изучению процесса формирования самосознания и самооценки у детей разного школьного возраста. Эти исследования обнаружили, что в младшем школьном возрасте, при определенной организации учебно - воспитательного процесса, у детей складываются относительно устойчивые качества личности, которые определяют особенности их деятельности, а также характер взаимоотношений с окружающими.
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-288-294
Исследования Е.И. Савонько, Б.Г.Ананьева, А.И. Липкиной обнаружили, что уже в младшем школьном возрасте около половины детей в своих суждениях о результатах учебной деятельности ориентируются не на оценку взрослого, а на собственные оценки. Существенным в связи с этим является вопрос о степени адекватности самооценки у школьников разного возраста.
Вопрос о степени неадекватности о причинах, порождающих неадекватную самооценку рассматривался в работах Е.А. Серебряковой, М.С.Неймарк, А.И.Липкиной и др.
Работа Е.А.Серебряковой была посвящена изучению самооценки в контексте эмоционального отношения индивида. Одним из важных выводов является следующий: характерным симптомом повышенной самооценки оказалась неадекватная эмоциональная реакция на успех.
М.С.Неймарк в своих исследованиях обнаружила у одной четверти испытуемых неадекватную реакцию на успех при решении задачи. Автор приходит к выводу, что выбор детьми для решения непосильных задач характеризует не столько их самооценку, сколько неадекватность их уровня притязаний.
Конструктивным в теоретическом плане и практически значимым является подход осуществленный в исследованиях А.И.Липкиной. Рассмотрим процесс становления, самооценки школьника, ее динамики и других компонентов, автор придерживалась исходной позиции: проблемы, связанные с педагогическим воздействием на учебную деятельность ребенка, могут быть успешно решены только с учетом особенностей его самооценки.
Таким образом, при изучении самооценки и уровня притязаний учащихся исследователь обратилась к их ведущей деятельности, учебной деятельности, к ее содержанию и значимым характеристикам.
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Деятельность, поведение, общение выступает в качестве основы становления как содержательной стороны самосознания (системы знаний о себе различных форм самоотношения), так и функциональных его возможностей, способов его осуществления. «Становясь глубоко внутренним, личностным образованием, эти моменты самосознания в регулировании поведения, деятельности вместе с тем свою объективизацию, своеобразный «выход», через который личность саморегулируется». Достаточно высокий уровень развития саморегулирования поведения, который объективно выражается в тонкости
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-288-294
дифференцированности и адекватности всех осознанных поведенческих реакций, поступков, вербальных проявлений и т.д., дает основание предполагать наличие достаточно зрелого состояния развития самосознания. Способность саморегулирования поведения у взрослого, относительно зрелой личности - результат длительного процесса развития.
Итак, уже с самых первых моментов возникновения самооценка имплицитно существует в структуре регуляции поведения. Человек далеко не всегда осознает ее присутствия, но именно на ней основано соизмерение, сопоставление себя и своих возможностей с теми требованиями, которые выдвигают перед индивидом те или иные ситуации социального взаимодействия». Именно самооценка дает специфическую направленность всему процессу саморегулирования поведения.
В результате многочисленных исследований, как в зарубежной, так и в отечественной психологии, можно сделать вывод, что самооценка на каждом конкретном этапе развития личности, с одной стороны, отражает уровень развития самопознания и эмоционально - ценностного отношения к себе, а с другой - является внутренним условием их развития.
В результате исследования, проведенного Авдониной М.Ю., было экспериментально подтверждено, что самооценка является существенным компонентом реализации навыков говорения на иностранном языке, а также подтвердилась связь и взаимовлияние личности и деятельностной самооценки: особенности личностной самооценки по параметру адекватности может усиливать зависимость между деятельностной самооценкой и успешностью высказывания на иностранном языке.
Влияние характеристик самооценки как адекватность, устойчивость, глубина на динамику мотивации учебной деятельности взрослых изучалось в работах ИмениовойИ.П. Автор считает, что «управление мотивацией зависит от адекватности самооценки действенным результатам учебной деятельности». Анализ полученных экспериментальных данных позволяет исследователю утверждать, что «приступая к учебной деятельности по усвоению иностранного языка и обладая устойчивой личностной самооценкой (Б.Г.Ананьев, Л.И. Божовия, Б.Б.Зейгарик, К.Роджерс, Е.И.Савонько, Т.В. Снигерева и др.), взрослые не имеют адекватной самооценки возможностей усвоения иностранного языка как предмета обучения. Самооценка взрослых при усвоении иностранного языка является формирующим образованием».
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-288-294
В исследованиях отечественных психологов (СуннатоваР.И., ВаулинаВ.В.) рассматривается регулятивная функция самооценки и такие характеристики, как конструктивность и деструктивность.
В исследования, посвященных изучению влияния самооценки на успешность овладения иностранным языком рассматриваются такие характеристики самооценки как адекватность, устойчивость глубина. На наш взгляд, эти характеристики во многом объясняют природу взаимодействия самооценки и процесса овладения иностранным языком, но недостаточно глубоко раскрывают природу эмоционально - ценностного отношения к себе, регулятивную функцию самооценки.
Эмоционально - ценностное отношение к себе, характеризующееся конгруэнтностью, самоприятием, мы определили как конструктивное внутреннее состояние человека, как конструктивную самооценку, способствующую самодвижению, саморазвитию личности, в частности, она является внутренней детерминатой, определяющей успешность овладения иностранным языком. Это возможно, даже если самооценка занижена, неадекватна, неустойчива, и тем не менее эти характеристики внутреннего эмоционального оценивания не становится барьером для личностного развития человека. И деструктивное эмоциональное состояние, характеризующееся неприятием себя, внутренним конфликтом себя с самим собой становится личностным внутренним барьером, который приводит к деформации саморазвития, самореализации, т.е. деструктивно влияет на общую линию развития личности, следовательно, является препятствующим фактором успешности овладения иностранным языком. Такое эмоционально -ценностное отношение к себе мы определили как неконгруэнтное, выражающееся в деструктивной самооценке.
Таким образом, по результатам методик, проведенных в исследовании, в группе с конструктивной самооценкой у испытуемых выявлены:
- высокий уровень сформированности навыков говорения на французском языке;
- незначительные расхождения между оценками идеального и реального «Я», которые рассматриваются как необходимое условие для дальнейшего роста личности;
- средний уровень личностной и ситуативной тревожности;
- общая тенденция к конструктивному эмоциональному состоянию в работе по тесту достижений;
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-288-294
Испытуемым с деструктивной самооценкой присущи:
- значительные расхождения между «Я» реальным и «Я» идеальным, которые характеризуются внутренней неконгруэнтностью личности;
- высокий уровень личной тревожности и средний уровень ситуативной тревожности;
- средний показатель по тесту достижений;
- эмоциональное состояние по результатам семантического дифференциала определено как среднее между деструктивным и конструктивным.
На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы о том, что конструктивность самооценки, характеризуемая самоприятием и внутренней конгруэнтностью, выступает одним из факторов, определяющим успешность овладения иностранным языком.
Полученные данные еще раз подтверждают необходимость преобразований в системе обучения, заключающиеся в ориентации на личность учащегося.
В контексте современного научного анализа условно выделяются две парадигмы учебно - воспитательного процесса:
- технология передачи знаний;
- технология подходов к отношениям «учитель - ученик».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассматривая систему развивающего обучения можно констатировать, что технология передачи знания от взрослого к учащемуся не меняется.
В образовательную ситуацию взаимодействия «учитель- ученик» включен психологический подход и анализ к процессу формирования саморазвивающейся, самостоятельной личности, одним из центральных образований которого является самооценка субъекта учебной деятельности.
REFERENCES
1. Badalova, B. (2020). Modem Methods of Teaching Russian and Uzbek as a Foreign Language to Students. Science and Education, 1(Special Issue 2).
2. Badalova, B. (2020). Lesson Competition Element in Russian. EPRA International Journal of Multidisciplinary Research, 6(5), 535-537.
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-288-294
3. Шайхисламов, Н. (2020). Синтаксисни морфология билан интегратив ургатиш. Нутк маданияти ва узбек тилшунослигининг долзарб муаммолари, 383-385.
4. Shayxislamov, N. Z. O. G. L. (2020). Til korpusi yaratishning umumiy tamoyillari xususida. Science and Education, 1(Special Issue 3).
5. Шукурова, М. А. (2020). Связь фразеологизмов с культурой русского и узбекского народов. Science and Education, 1(Special Issue 3), 204-211.
6. Qurbonova, M. (2020). Methods for improvement of training competitions for classifications leading on the organization of independent works. Экономика и социум, (6), 240-244.
7. Курбонова, M. Ф. (2020). Ёшларда креатив тафаккурни шакллантиришнинг педагогик асослари. Халк таълими, 3.
8. Абдураимовна, Ш. М. (2019). Вопросы изучение фразеологических единиц в современной русской прозе. Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития, 105-108.