Научная статья на тему 'ЭЛЕМЕНТЫ РОМАНТИЗМА В ПОЭЗИИ А. С. ПУШКИНА: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЭТИКИ'

ЭЛЕМЕНТЫ РОМАНТИЗМА В ПОЭЗИИ А. С. ПУШКИНА: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЭТИКИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

681
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
романтизм / поэзия / стихотворение / тема / мотив / стиль / дружеское послание / мистицизм / национальная черта / «местный колорит» / характер / сюжет / проблема / образ / элемент / герой / romanticism / poetry / poem / theme / motive / style / friendly message / mysticism / national trait / “local color” / character / plot / problem / image / element / hero

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Радмила Умарова

В данной статье автор рассматривает вопросы, становление и развитие поэтической лирики А.С.Пушкина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article, the author examines the issues, the formation and development of the poetic lyrics of A.S. Pushkin.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕМЕНТЫ РОМАНТИЗМА В ПОЭЗИИ А. С. ПУШКИНА: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЭТИКИ»

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-463-470

ЭЛЕМЕНТЫ РОМАНТИЗМА В ПОЭЗИИ А. С. ПУШКИНА: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЭТИКИ

Радмила Умарова

Магистрантка Чирчикского государственного педагогического института

АННОТАЦИЯ

В данной статье автор рассматривает вопросы, становление и развитие поэтической лирики А.С.Пушкина.

Ключевые слова: романтизм, поэзия, стихотворение, тема, мотив, стиль, дружеское послание, мистицизм, национальная черта, «местный колорит», характер, сюжет, проблема, образ, элемент, герой.

ABSTRACT

In this article, the author examines the issues, the formation and development of the poetic lyrics of A.S. Pushkin.

Keywords: romanticism, poetry, poem, theme, motive, style, friendly message, mysticism, national trait, "local color", character, plot, problem, image, element, hero.

ВВЕДЕНИЕ

Романтизм зарождается на рубеже 18 и 19 столетий в Европе, в России же он стал популярен чуть позже. Это направление затронуло не только литературу и искусство, но и прочно укоренилось в жизни многих людей. Романтики были неудовлетворенны сложившейся действительностью, канонами классицизма, грезили о всеобщей свободе и равных правах. Им было не по душе резкое разграничение низких и высоких стилей, комизма и трагизма.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ

Данный стиль зациклен на разумности и правдоподобии, отставляет на второй план все устои, законы и придуманные кем-то правила. Поклонники романтизма художники и поэты выражали мечтания по своему, не стремясь подстраивать своё искусство под какие-либо нормы. Героями этого направления стали независимые и яркие личности, порой бунтари, познавшие горечь разочарования тем миром, в котором им приходилось существовать. Они понимали острую необходимость каких-то изменений и перемен, при этом занимая не наблюдательную позицию, а являясь активными участниками

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-463-470

внесения корректив в жизнь. Даже в том случае, если такая деятельность могла принести неприятности, а порой и гибель.

Романтизм основан на свободе, несогласии с окружающим, иронической самооценкой, отрицанием устоев, создании в корне новых представлений о жизни неукротимости и мощи. Этот жанр отличается неизменной необычностью обстоятельств и неординарностью мест. Что характерно сюжету не отдается главная роль, он является только дополнением образа героя и его душевного состояния. Некоторые события, которые сначала были важными, отступают на задний план, иногда же вообще теряют смысл. Здесь активно используются ирония и гротеск.

Романтики в своих произведениях непременно четко обозначают свою позицию и имеющее мнение без их «я» картину или роман представить нельзя. Говоря о знаменитых представителей данного стиля нельзя не обратить внимания на Александра Сергеевича Пушкина. Он был великим поэтом России, который заложил фундамент литературного языка. Поэт никогда не боялся ярких высказываний и нестандартных для того времени мыслей.

Романтическая индивидуальность А.С. Пушкина подчеркивается разнообразием лирических жанров (дружеские послания, оды, предромантические элегии, любовные послания, философско-нравоучительные размышления, басни, сатиры, эпиграммы). «Ему в равной степени были доступны державинская патетика, гражданско-витийская лирика, элегичность и мелодичность стихов Жуковского, пластичность образов Батюшкова, давыдовский гусарский стиль, басенно-разговорный стих Крылова» [1, с. 24].

На развитие романтизма в творчестве А.С. Пушкина повлияли традиции английского поэта-романтика Дж. Г.Н. Байрона. «Итак, для современников Пушкин в «Южных поэмах» явился зачинателем нового литературного жанра -поэмы «романтической», сменившей, под влиянием Байрона, традиционную героическую эпопею» [2, с. 40]. Вдохновленный европейским романтизмом, талантливый русский поэт воспевает интересы передовой дворянской молодежи:

Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! («К Чаадаеву»)

«Южные поэмы» Пушкина отличаются глубиной романтического отражения действительности. Путешествие по Кавказу способствовало формированию романтического периода в творчестве А.С. Пушкина. Поэт был вдохновлен нравами горцев и природой Кавказа. «Кавказский рай, знойная

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-463-470

граница Азии, любопытен во всех отношениях», - писал он [3, с. 16]. Свободолюбие поэта красочно отразилось в «Южных поэмах». Впервые в русской литературе был представлен образ романтического «байроновского героя», благородного разбойника, борца отщепенца, разочарованного светского денди. Так, в поэме «Кавказский пленник» привлекателен образ уставшего от жизни света молодого человека, который надеется в общении с природой обрести утраченную молодость:

Отступник света, друг природы.

Покинул он родной предел И в край далекий полетел С веселым призраком свободы.

Не случайно в творчестве А.С. Пушкина в годы пребывания в южной ссылке ведущее положение заняли романтические жанры. Они помогали ему передать чувство неудовлетворенности окружающим, разочарование. В произведениях поэта выражены стремления к другой жизни, к смутному, но властно притягивающему идеалу. В них на первый план выступил гордый, свободолюбивый человек, находившийся в конфликте с окружающим миром. Особенное отражение это нашло в южных поэмах, главном творческом достижении периода южной ссылки.

А.С. Пушкин создал образы современных романтических героев, таких как пленник в поэме «Кавказский пленник», Алеко - в «Цыганах».

О противоречивости внутреннего мира этих героев, живущих интересами и волнениями своего времени, говорит их стремление порвать с цивилизованным миром, отыскать новые жизненные ценности (свободу, любовь-страсть, близость к природе).

В поэме «Цыганы» опоэтизирована жизнь свободного цыганского племени.

Черты романтизма ярко выражены в «Бахчисарайском фонтане». На основе фантазии и личных впечатлений Пушкин воссоздал образ экзотического Востока, образцовым «слогом» сумел передать восточный колорит.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Желая уйти от современной обыденности, романтики в своих произведениях обращались к национальной истории и фольклору. «Песнь о вещем Олеге» — романтическое выражение русского национального духа.

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-463-470

Произведение - не только блестяще изложенное летописное предание. В нем поэт использовал романтический сюжет таинственного предсказания, указал на закономерность смерти князя Олега. Только «вдохновенный» кудесник способен постичь тайны жизни. Главный герой - всего лишь простой смертный: «вероломство» судьбы может настичь его неожиданно.

В произведениях выражена «пламенная» страсть, дух бунтарства и непокорности, стремление к воле, запечатлен неповторимый внутренний облик самого поэта.

Многие из этих произведений были положены на музыку великими русскими композиторами (Н.А. Римским-Корсаковым, А.Н. Глинкой и др.).

В России первой четверти XIX века романтизм как литературное направление занимал главенствующее положение. Молодежь зачитывалась произведениями известного английского романтика Байрона. И для Пушкина он стал вдохновителем. Однако Байрон был погружен в себя, а светлый умом и ясный душой Пушкин — открыт миру.

Когда-то в Петербурге главный романтик В.А. Жуковский признал превосходство молодого автора «Руслана и Людмилы». Произведения, написанные А.С. Пушкиным на юге, стали свидетелями того, что русский поэт-романтик перерос английского.

Как известно, романтизму присущ интерес к национальному прошлому. В незавершенной поэме «Братья-разбойники» для особого колорита вводится народно-бытовое просторечие, используются мотивы разбойничьих песен. Основной в поэме является тема бедности. Крестьяне от безысходности становятся разбойниками:

Не оставалось у сирот Ни бедной хижинки, ни поля; Мы жили в горе, средь забот, Наскучила нам эта доля...

Центральным событием в поэме является заключение братьев в тюрьму.

Здесь младшему брату в лихорадке мерещатся люди, убитые ими: Пред ним

толпились приведенья, Грозя перстом издалека.

Поэма пронизана проблемой: зло и разбой со стороны крестьян - итог несправедливого самодержавия.

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-463-470

Литературным памятником Крыму является поэма «Бахчисарайский фонтан», где в основе сюжета лежит предание о любви хана и пленницы. Романтической коллизией является столкновение разных культур - восточно-мусульманской в лице хана Гирея и Заремы: «Он изменил!.. Но кто с тобою, Грузинка, равен красотою?» и христианской в лице Марии Потоцкой: «Она цвела в стране родной».

Бескорыстный образ Марии, в котором заключается равнодушие к социальному статусу жены хана, удивляло Гирея:

И для нее смягчает он Гарема строгие законы.

Удачно создан вдумчивый образ могущественного крымского хана:

Что движет гордою душой?

Какою мыслью занят он?

Произведение пронизано глубоким лиризмом, насыщено романтическими образами: «Фонтаном слез именовали»; вполне уместны поэтические картины природы Крыма: «Как милы темные красы / Ночей роскошного Востока!»; восточным колоритом: «Какая нега в их домах, / В очаровательных садах». Завершающим произведением романтического цикла является поэма «Цыганы». Здесь продолжается тема «Кавказского пленника» и развивается образ романтического героя. Как и кавказский пленник, Алеко отвернулся от «неволи душных городов», где люди:

Любви стыдятся, мысли гонят, Торгуют волею своей.

Алеко - «отступник света», который ищет счастье в патриархальной среде. Вместе с тем он характеризуется как эгоист. «Ты для себя лишь хочешь воли», -говорит ему старый цыган. Автор перестает связывать идею свободы с внутренне не свободным романтическим героем. Человек зависим от среды, отмечается иллюзорность цыганской воли. Судьба героев поэмы трагична:

Но счастья нет и между вами, Природы бедные сыны!

Картины цыганских нравов, объясняя поступки героев, находятся в тесной связи с сюжетом. Драматический диалог усиливается как средство объективного

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-463-470

художественного изображения. Наряду с лирической фразеологией при изображении цыганского быта в поэме встречаются стилистические элементы:

Между колесами телег, Полузавешанных коврами, Горит огонь; семья кругом Готовит ужин; в чистом поле Пасутся кони...

Успех романтических поэм был огромен. Мастерством в свободном изложении, новизной поэтики, мелодичностью слога Пушкин стал новатором в русской литературе. Мировосприятию ссыльного поэта импонировала протестующая поэзия английского поэта - основоположника европейского романтизма. А.С. Пушкин, прежде всего, - поэт-лирик. Его поэзии свойственны такие отличительные черты прогрессивного романтизма, как протест против отрицательных явлений действительности, принцип свободы, глубокий психологизм, лирический пафос. В борьбе с самодержавием Пушкин верил в будущее России, в «высокий жребий» народа, был сторонником общественной роли литературы. «Между тем лирика Пушкина рассчитана на непосредственное, мгновенное сопереживание, а сам автор этих идеальных творений был живым человеком, думающим, влюбляющимся, непрерывным в дружбе и непримиримым во вражде. Лирический герой стихотворений Пушкина - личность незаурядная, во многом противоречивая» [4, с. 33].

Известно, что именно лирическая поэзия является основной стихией романтизма. Многие стихи проникнуты оптимизмом, уверенностью лирического героя в ближайшем торжестве свободы. Также в них отражается опыт жизни. Романтическая поэзия Пушкина пронизана реалиями действительности. Творчество Пушкина - показатель национального духовного развития, где предпочитается индивидуальность разных культур.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поэтический гений Пушкина развивался бурно. Говоря о мастерстве А.С. Пушкина в романтизме, имеется в виду, прежде всего, ранний период творчества. Раннее творчество Пушкина иллюзорно и оптимистично. Но постепенно в его творчество проникали противоречия между романтическими мечтами и реальной действительностью. Основная заслуга А.С. Пушкина заключается в том, что он один из первых осознал значительную роль литературы в духовном развитии общества. Надо отметить, что в Узбекистане

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-463-470

широко и активно развивается филологическая школа [7], что позволяет говорить о большом интересе к изучению русской филологии и преподаванию это науки [8].

REFERENCES

1. Петров С.М. А.С. Пушкин. Москва: «Советская Россия», 1961.

2. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. Пушкин и западные литературы. Ленинград, 1978.

3. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. Москва: Издательство АН СССР, 1950 - 1951; Т. 10.

4. Биджиева З.С.-М. Мотив «счастья» / «страданья» в стихотворении А.С. Пушкина «К***». Вопросы современной науки: материалы II национальной междисциплинарной конференции. Краснодар, 2019: 33.

5. Мастерство А. С. Пушкина в романтизме ISSN 1991-5497. Мир науки, культуры, образования. № 4 (83) 2020. 344

6. Словарь языка Пушкина: в 4 т. Российская Академия наук. Институт русского языка имени В.В. Виноградова. Москва, 2000.

7. Екабсонс А.В. Персонаж как характер и тип в пьесе Евгения Гришковца 'Тород'7/Материалы международной научно-практической конференции/Проблемы обучения языку и литературе в условиях широкой цифровизации, 1 апреля 2021; Екабсонс А.В. Застывшее время как доминанта хронотопа вечности в пьесе Олега Богаева "Русская народная почта. Комната смеха для одинокого пенсионера"// Литературный процесс на рубеже XX-XXI веков, 42-58, 2021; Екабсонс А.В. Домик как метафора защищенности от окружающего мира в ремейк-пьесе Михаила Угарова "Облом off'//ББК 81 П996, 2019; Екабсонс А.В. Время и пространство в современной русской драматургии рубежа XXI веков//Национальный университет Узбекистана, 2020; Сергеева, Э.С. (2018). Топос как единица художественного пространства произведения. Вестник НУУз 1 (1/3), 470-473; Сергеева, Э.С. (2020). Приём понимания как один из способов интерпретации художественного текста. Academic Research In Educational Sciences 4 (1), 310-314; Кононова И.Ю. специфика вводных и вставных конструкций в русском языке// Узбекистонда хорижий тиллар. - 2020. - № 3 (32). - С. 28-41. https://doi.org/ 10.36078/1595400305; Кененбаев Е.Т. Коммуникация и правомерность использования некоторых терминов, связанных с этим понятием//Вестник Челябинского государственного университета, 73-82; Кененбаев Е.Т. Невербальная коммуникация в социальной жизни общества//

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-463-470

international scientific review 3(68)ISBN, 56-59; Кененбаев Е.Т. Невербальные средства коммуникации (НСК) в социальных сетях интернета, динамика их развития//ВЕСТНИК Каракалпакского Государственного университета им. Бердаха, 271-274; Тангирова Г. И. Мифологические реминисценции в современной русской прозе (проза А.С.Петрушевской, Л.Улицкой, Н.Байтова) (pp. 40-45); Касимова, А. Б. (2021). Сопоставительный анализ произведений «герой нашего времени» и «посторонний». Academic research in educational sciences, 2(6), 1384-1396. https://doi.org/10.24412/2181-1385-2021-6-1384-1396; А.Б. Касимова. Философия «пустоты» в романе «Чапаев и пустота»// Экономика и социум, №1(80) 2021 www.iupr.ru

8. Шакирова, Р. Р. (2020). Категория одушевленности-неодушевленности в современном русском языке. Academic Research in Educational Sciences, 1(4), 1030-1043; Калдыбаева, Д. О. (2021). Методы и технологии обучения. Academic research in educational sciences, 2(4), 1379-1385; Муратов К.К. Анализ сложноподчиненных предложений при изучении синтаксиса. Academic research in educational sciences volume 2 | issue 4 | 2021. Academic Research, Uzbekistan 1371 www.ares.uz; Наркузиева Г.З. Смешанное обучение русскому языку как иностранному//Молодой учёный, 2019/3; Наркузиева Г.З. Обучение студентов к иновационной педагогической деятельности на основе кластера//Суз санъати,(3), 2020; Шагиева Н. The role of information technologies to teach russian language// European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences, Vol. 8 No. 7, 2020; Шагиева Н.Ф. повышение интереса к чтению у учащихся - важнейшая задача родителей и учителей// "Экономика и социум" №1(80) 2021 www.iupr.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.