ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-437-443
РЕАЛЬНЫЙ И ИРРЕАЛЬНЫЙ МИР В РОМАНЕ М.БУЛГАКОВА
«МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Жадыра Бактбай кызы Турганбаева
Магистрант кафедры русского языка Чирчикского государственного педагогического института Ташкентской области
АННОТАЦИЯ
В статье говорится о реальном мире,которого мы не видим,а чувствуем сердцем, а также о нереальном мире - вымышленные, явления, существующие в воображении людей, а это значит, что в воображении людей также существуют миры этих вымышленных явлений. И поэтому нам нужно решить, что является нереальным, то есть вымышленным, миром и чем он отличается от реального.
Ключевые слова: реальный, ирреальный, мистика,условность, безусловность
ABSTRACT
The article talks about the real world, which we do not see, but feel with our hearts, as well as the unreal world - fictional, phenomena that exist in the imagination of people, which means that in the imagination of people there are also worlds of these fictional phenomena. And so we need to decide what is the unreal, that is, fictional, world and how it differs from the real one.
Keywords: real, surreal, mysticism, convention, unconditionality.
ВВЕДЕНИЕ
«Человек живет две жизни: первую жизнь — внешнюю, состоящую из событий и фактов, и вторую — внутреннюю, сотканную целиком из его мыслей. И порой не разобрать, какая из них реальнее, какая важнее». В.Решетов
Как известно всем, что М.Булгаков считается писателем мистиком, драматургом, театральным режиссером, актером в русской литературе. Мы с большим интересом читаем его известные произведения, как «Собачье сердце», «Записки юного врача», «Театральный роман», «Белая гвардия», «Роковые яйца», «Дьяволиада», «Иван Васильевич». Роман который принес мировую известность писателю назывался роман «Мастер и Маргарита». Этот роман называется мистическим. В чем же его секрет. В романе изображен 2 стадии жизни человечества.
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-437-443
ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ
Первая стадия - это ирреальный мир, который мы живем в непостоянном мире. Наш мир есть иллюзия. Автор показывает иллюзорного мира через людей, которые окружают нас своими обманами, двуличностью, гордостью, завистью, ненавистью. Героем этого мира в романе являются профессор Берлиоз- не верящий в бога, Левий Матвей, Коровьев, писатель Иван Бездомный Степан Лиходеев, Никонор Иванович Босый. Иллюзорный мир обманчивый наш рутинный мир. Человек работает чтобы жить. Без радости, без гармонии. Везде существует условная любовь.
Открыв утром глаза, мы окунаемся в окружающий мир. Мы суетимся, спешим на работу, звоним по телефону, ссоримся с друзьями, делаем необходимые покупки. События и факты с неумолимым равнодушием сменяют друг друга. Весь день мы находимся в привычной колее обыденной жизни, реальной жизни, но при этом постоянно о чем-то думаем, размышляем.
Мир, в котором мы сейчас живем называется ирреальной жизнью. Ирреальность (иллюзия)- занимает важное место человеческой жизни, оставляя в ней простор для фантазии, за которым легко угадываются перспективы моделирования параллельной реальности. Данное положение применимо и к трактовке виртуальной реальности как «параллельной реальности» [Никульшина, 2013], что сближает такие дискурсивные практики, как сказочные, профетические и виртуальные (в Интернет коммуникации) [Левицкий, 2011]. Картина ирреального мира - это образ воображаемого мира, являющегося результатом умозрительной деятельности человека и характеризующего тип мышления, национальную логику восприятия и оценочность воображаемого носителями английского языка, отражающего восприятие, осмысление и понимание мира на разных этапах его развития, являясь своеобразным репрезентантом всей совокупности знаний человека о мире.
Осмысление ирреальности сквозь призму языка является существенным, поскольку такой подход обеспечивает возможность на достаточно объективной основе раскрыть в ее содержании то, что веками откладывалось и накапливалось в общенародном сознании. Ирреальность проявляется через смоделированный человеком ирреальный мир, эксплицированный единицами языка. Таким образом, ирреальный мир выступает продуктом интерпретационной деятельности человека; это смоделированное человеком
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-437-443
вследствие богатства его воображения и фантазии ментальное пространство, материализация которого осуществляется с помощью языкового знака. Ирреальные предметы «пассивные сами по себе, потому что жизнь, которую они получают, идет от нас» (людей - примечание А.Л.) [Sartre, et al 2004]. Таким путём происходит процесс их «анимации».
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
В романе Булгаков описывает воображаемый мир -это мир условии. Любовь с условием, существует дуальность людей. Свобода выбора в этой жизни, разделение добра и зла, белого и черного, хоро шего и плохого, вымышленного, материального жестокого мира.В романе видим ирреальный мир с приходом некого Волланда из другого невидимого реального мира. Воланд. Появившись в Москве, он выворачивает наизнанку действительность, обнажая ее ценности, истинные и мнимые. Воланд и его свита оказываются в роли своеобразного суда, приговор которого скоро, справедлив и приводится в исполнение немедленно. Но их задача заключается в том, чтобы извлечь из Москвы Маргариту, гения Мастера и его роман о Понтии Пилате. Хотя человечество считает, что ирреальный мир - это воображение, в этом мире живут все невидимые сущности, и астральный мир, сказочные герои и т.д.
Сначала героиня представляется читателю как обычная замужняя женщина, ведущая размеренный образ жизни. У неё было всё, что нужно для полноценного существования: богатый муж; обеспеченная жизнь; большая квартира. Маргарита хоть и не любила своего мужа, но уважала его и была верна. Но так было до того момента, пока она не встретила Мастера. Женщина сразу почувствовала, что это её любовь и судьба. Лишь посмотрев друг на друга, герои поняли, что прежней жизни для них больше не существует: Источник: https://nauka.club/literatura/mechta-i-realnost-master-i-margarita.html
Маргарита - возлюбленная творца, готовая ради него на все, даже посетить бал Сатаны. До встречи с главным героем была замужем за обеспеченным человеком, которого, впрочем, не любила.
Свое счастье она обрела только с Мастером, которого сама так и назвала, прочитав первые главы его будущего романа. Она стала его музой, вдохновляющей дальше творить. С героиней связана тема верности и преданности. Жители города какие же они люди?
«Очень образно прописаны в романе мечты и желания обычных жителей Москвы. На своём представлении Воланд говорит, что ничего не меняется со
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-437-443
временем. В какие бы века ни жили люди, их желания всегда неизменны: деньги;власть;похоть.»
Источник: https://nauka.club/literatura/mechta-i-realnost-master-i-rgarita.html Люди не понимают что материальные ценности не вечны. Они готовы на все чтобы получить это. Чтобы доказать это Воланд устраивает представление. «Он предлагает зрителям бесплатно поменять свою одежду на модели последней моды. Даже обеспеченные люди с радостью принимают его предложение, хоть уже имеют дорогие и красивые наряды. Только когда иллюзия рассеивается, все, кто преобразился, остаются голыми.» -Булгаков Мастер и Маргарита стр 46 Жадность показывает, что можешь остаться без всего еще в крайне не удобном положении. Любая мечта сбудется, если имеется духовная основа. Человек щедр когда он близко Творцу. Ирреальный мир не вечен. Чтобы увидеть и не ошибиться в каком мире мы живем, нам надо принимать себя какими мы есть., быть искренними, щедрым и умение прощать. Жизнь Маргариты с мужем жить в достатке это и есть пример ирреальной жизни. Мастер живет в страхе не в силах принять реального мира и поэтому находится в псих больнице.
Что означает реальный мир? Как автор описывает реальный мир в романе? Реальный мир, это который мы не видим глазами. А чувствуем сердцем. Реальная и ирреальная действительность. Вопрос, прежде всего, упирается в определение понятия «сознания». Что это такое? Можно описать простыми словами реальный мир это осознанный мир. Мы живем коллективно бессознательном мире и не можем увидать реального мира. Не надо придавать сознанию какое-то мистическое значение, возводя его в божественный ранг создателя всего сущего, создателя Вселенной. «Сознание» - есть реакция живого (скорее всего животного, хотя и не только) на воздействие среды. Это полезное свойство для сохранения жизни. С такой целью оно, сознание появилось в процессе эволюции и то, что оно помогает осваивать эту среду, подчинять ее носителю сознания (в первую очередь человеку) заслуга, скорей всего самой Природы. А разум это производная, не осознанное сознание. Все более отчетливее вырисовывается следующая картина, связанная с историей человечества.. Как прав был, когда говорил лауреат Нобелевской премии и пионер квантовой теории М.Планк что,» Все, о чем мы говорим, все, что мы видим как существующее, постулирует сознание». Другими словами, физическая реальность не может существовать без субъективности. Без сознания нет физической материи.(Разговор скорее всего идет об ирреальности квантового уровня, но и там дело не в сознании, а в нашем уровне познания). А
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-437-443
теперь главный вопрос: что такое реальная и ирреальная действительность? Физический мир можно условно разделить на три уровня: первый - микромир -мир мельчайших размеров квантового уровня, второй - макромир - мир вещей соизмеримых с размерами человека (примерно) от крупной молекулы до земного шара и третий - мегамир - мир звезд и галактик, мир больших расстояний и масс. Два последних мира макро и мега содержат реальные вещи и события.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проще говоря, их можно увидеть, потрогать и т.д. они подчиняются законам классической физики, а в философском плане - законам формальной и диалектической логики. Реальный мир - тезис, ирреальный - антитезис, а синтез - тот мир который нас окружает- считают ученые мира. Образы Воланда, Иуеши, Маргариту которую любит Мастера безусловной любовью, Понтий Пилат относятся к реальному миру. Так как в реальном мире существует безусловная любовь, гармония, справедливость. Как прав был писатель рисуя реального и ирреального мира. Мы сейчас живем в ирреальном мире. К счастью появляются осознанные люди, которые помогут нам создать реальный мир. Надо отметить, что в Узбекистане широко и активно развивается филологическая школа [8], что позволяет говорить о большом интересе к изучению русской филологии и преподаванию это науки [9].
REFERENCES
1. Булгаков Михаил Афанасьевич (1990) «Мастер и Маргарита» М. Булгаков. Собр. соч.: В 5 т. М.: Художественная литература, Т. 5. С.243.
2. Зарецкая, Н. Я. (2012). М. Булгаков: между мистикой и реальностью (по мотивам романа «Мастер и Маргарита»). Вестник Казанского технологического университета, 15 (1), 238-244.
3. Михайлова В.В., Соломатина А.С., Юрин К.И., & Михайлин В.В. (2016). Роман М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" (к 125-летию со дня рождения писателя и 50-летию создания романа). Бюллетень медицинских интернет-конференций, 6 (5), 500-500.
4. Трубецкова Елена Геннадиевна (2015). Нелинейное пространство романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита". Известия высших учебных заведений. Прикладная нелинейная динамика, 23 (6), 60-73.
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-437-443
5. Екабсонс, А. В. Время и пространство в современной русской драматургии рубежа XX-XXI веков (Doctoral dissertation, Диссертация на соискание ученой степени доктора философии. Ташкент-2020).
6. Екабсонс, А. В. (2012). К вопросу о трансформации родовых признаков в современной драматургии. Вестник Челябинского государственного университета, (5 (259)).
7. Екабсонс, А. В. (2021). ЗАСТЫВШЕЕ ВРЕМЯ КАК ДОМИНАНТА ХРОНОТОПА ВЕЧНОСТИ В ПЬЕСЕ ОЛЕГА БОГАЕВА «РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПОЧТА. КОМНАТА СМЕХА ДЛЯ ОДИНОКОГО ПЕНСИОНЕРА». СПЕЦИФИКА ДРАМАТИЧЕСКОГО ХРОНОТОПА. In Литературный процесс на рубеже XX-XXI веков (pp. 42-58).
8. Екабсонс, А. В. (2019). ДОМИК» КАК МЕТАФОРА ЗАЩИЩЕННОСТИ ОТ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В РЕМЕЙК-ПЬЕСЕ МИХАИЛА УГАРОВА «ОБЛОМ OFF. ББК 81 П996, 110.
9. Екабсонс, А. В. Время и пространство в современной русской драматургии рубежа XX-XXI веков (Doctoral dissertation, Диссертация на соискание ученой степени доктора философии. Ташкент-2020).
10. Кононова, И. Ю. (2020). ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ В ПОВЕСТИ НМ КАРАМЗИНА «БЕДНАЯ ЛИЗА». М 34 Материалы международного научного форума «Образование. Наука., 92.
11. Кененбаев, Е. Т. (2021). Коммуникация и правомерность использования некоторых терминов, связанных с этим понятием. Вестник Челябинского государственного университета, (1 (447)), 73-81.
12. Кененбаев, Е. Т. (2019). Невербальная коммуникация в социальной жизни общества. International scientific review, (LXVII).
13. Тангирова, Г. И. (2021). МИФОЛОГИЧЕСКИЕ РЕМИНИСЦЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПРОЗЕ (ПРОЗА АС ПЕТРУШЕВСКОЙ, Л. УЛИЦКОЙ, Н. БАЙТОВА). Scientific progress, 1(4).
14. Kasimova, A. B. (2021). СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» И «ПОСТОРОННИЙ». Academic research in educational sciences, 2(6), 1384-1396.
15. Касимова, А. Б. (2021). ФИЛОСОФИЯ «ПУСТОТЫ» В РОМАНЕ «ЧАПАЕВ И ПУСТОТА». Экономика и социум, (1-2), 943-948.
16. Шакирова, Р. Р. (2020). КАТЕГОРИЯ ОДУШЕВЛЕННОСТИ-НЕОДУШЕВЛЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ. Academic research in educational sciences, (4).
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-437-443
17. Калдыбаева, Д. О. (2021). МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ. Academic research in educational sciences, 2(4), 1379-1385.
18. Муратов, К. (2021). АНАЛИЗ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СИНТАКСИСА. Academic research in educational sciences, 2(4), 1371-1378.
19. Зиядуллаевна, Н. Г., & Тахировна, М. Т. (2020). Обучение студентов к иновационной педагогической деятельности на основе кластера. Суз санъати,(3).
20. Shagiyeva, N. (2020). The role of information technologies to teach Russian language. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences, 8(7).
21. Сергеева, Э. С. (2020). Приём понимания как один из способов интерпретации художественного текста. Academic research in educational sciences,(4).
22. Sergeyeva, E. (2020). Artistic Identity of L. Solovyov's Novel "The Tale of Khodzha Nasreddin". European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences Vol, 8(6).
23. Sergeyeva, E. S. (2020). Adabiyot darslarida interfaol metodlardan foydalanish samarasi. Science and Education, 1(Special Issue 2), 121-126.